ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-205/2021 от 04.03.2021 Тындинского районного суда (Амурская область)

Дело № 2-205/2021

УИД 28RS0023-01-2021-000100-94

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Тындинский районный суд Амурской области в составе

председательствующего судьи Тотмяниной М.В.,

при секретаре Ныч А.А.,

с участием истца ФИО1,

представителя ответчиков ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Администрации города Тынды, мэру города Тынды о признании незаконными действий Администрации города Тынды, мэра города Тынды ФИО3, об отмене распоряжения Администрации города Тынды, взыскании недополученной заработной платы и компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась с настоящим иском, в обоснование требований указала, что 7 декабря 2020 года по выходу из отпуска ее ознакомили с распоряжением Администрации города Тынды от 03.12.2020 № 269/4-к «О внесении изменений в распоряжение Администрации города Тынды от 25.12.2019 № 279/4-к, согласно которому ей, как начальнику юридического отдела Администрации города Тынды, полностью отменили ежемесячную надбавку за проведение правовой экспертизы правовых актов и проектов правовых актов, подготовку и редактирование проектов правовых актов и их визирование в размере 50 %. И этим же распоряжением данную надбавку установили руководителю сектора Администрации города Тынды ФИО2 в размере 50 %).

Считает данное распоряжение Администрации города Тынды незаконным и необоснованным по следующим основаниям.

В соответствии с частью 3 статьи 2 Закона 74-03 муниципальному служащему, замещающему должность в юридической службе, в основные обязанности которого входят проведение правовой экспертизы правовых актов и проектов правовых актов, подготовка и редактирование проекте правовых актов и их визирование в качестве юриста или исполнителя имеющему высшее юридическое образование, устанавливается ежемесячная надбавка в размере до 50 процентов должностного оклада.

Порядок выплаты ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия муниципальной службы, премий за выполнение особо важных и сложных заданий, денежного поощрения, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, ежемесячной надбавки к должностному окладу за классный чин, надбавки за ученую степень, материальной помощи и других выплат устанавливается положениями об этих выплатах, утверждаемыми представительным органом муниципального образования Амурской области.

Ежемесячная надбавка за правовую экспертизу начисляется за фактически отработанное время и выплачивается одновременно с денежным содержанием.

Должностной инструкцией 2014 года, как и ранее выданными должностными инструкциями, на начальника юридического отдела Администрации города Тынды возложены были обязанности: -осуществлять проверку соответствия требованиям законодательства представляемых на подпись руководителю проектов постановлений, распоряжений, приказов, инструкций, положений и других документов правового характера, а также визирование их(п.2.1.1); - дача заключений по соответствию требованиям законодательства проектов постановлений, распоряжений Администрации города Тынды, проектов решений Тындинской городской Думы и принятие мер к изменению или отмене актов, изданных с нарушением законодательства.

Считает, что ее незаконно лишили части денежного содержания, чем нарушили ее трудовые права.

Просит признать незаконными действия Администрации города Тынды, Мэра города Тынды ФИО3, выразившиеся в издании распоряжения Администрации города Тынды от 03.12.2020 № 269/4-к «О внесении изменений в распоряжение Администрации города Тынды от 25.12.2019 № 279/4-к», регулирующего вопросы в сфере трудовых отношений ФИО1. Обязать Администрацию города Тынды, Мэра города Тынды отменить распоряжение Администрации города Тынды от 03.12.2020 № 269/4-к «О внесении изменений в распоряжение Администрации города Тынды 25.12.2019 года № 279/4-к», регулирующего вопросы в сфере трудовых отношений ФИО1

Впоследствии истец уточнила исковые требования и просила признать незаконными действия Администрации города Тынды, Мэра города Тынды ФИО3, выразившиеся в издании распоряжения Администрации города Тынды от 03.12.2020 № 269/4-к «О внесении изменений в распоряжение Администрации города Тынды от 25.12.2019 № 279/4-к», регулирующего вопросы в сфере трудовых отношений ФИО1. Признать незаконным распоряжение Администрации города Тынды от 03.12.2020 года № 269/4 «О внесении изменений в распоряжение Администрации города Тынды от 25.12.2019 № 279/4-к» со дня его издания. Взыскать с Администрации города Тынды в ее пользу недоначисленную и невыплаченную часть заработной платы в виде надбавки за проведение правовой экспертизы правовых актов и проектов правовых актов в размере 50% должностного оклада начальника юридического отдела администрации города Тынды с учетом районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате за работу в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера за период с декабря 2020 года по февраль 2021 года в размере 16 064 рубля. Взыскать с Администрации города Тынды в ее пользу компенсацию морального вреда 30 000 рублей.

В судебном заседании истец поддержала исковые требования, просила их удовлетворить в полном объеме, суду пояснила, что в нарушении статьи 74 Трудового кодекса Российской Федерации ее не уведомили за 2 месяца об изменении условий трудового договора, а также о причинах вызвавших необходимость таких изменений. В декабре 2020 года она осуществляла правовую экспертизу проектов решений Тындинской городской Думы. Также ею проводится экспертиза на коррупциогенность нормативных правовых актов и проектов правовых актов проводится юридическим отделом. Считает, что со стороны мэра города Тынды ФИО3 оказывается давление, в том числе она через своего подчиненного требовала, чтобы она уволилась. В разговоре с ней, ФИО3 сказала, что у нее (истца) большая заработная плата в юридическом отделе. В настоящее время мэр города Тынды игнорирует ее полностью, негласно начальником юридического отдела считается заместитель начальника юридического отдела.

Представитель ответчика ФИО2 просил отказать в удовлетворении исковых требований, поддержал доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление, суду пояснил, что в настоящее время начальник юридического отдела не проводит правовую экспертизу, в связи с тем, что эта обязанность отсутствует в должностной инструкции.

Из отзыва на исковое заявление следует, что Администрацией города Тынды распоряжением от 25.08.2020 № 754р в соответствии со статьей 55 Устава города Тынды было утверждено «Положение об юридическом отделе». Этим Положением определены - «функции», «полномочия отдела», «организация и порядок деятельности отдела». На основании распоряжения Администрации города Тынды от 25.08.2020 № 754р разработаны и утверждены должностные инструкции для муниципальных служащих юридического отдела (в том числе для начальника отдела). Также, распоряжением Администрации города Тынды от 25.08.2020 № 754р отменено ранее действовавшее «Положение об юридическом отделе Администрации города Тынды» от 30 апреля 2014 года, на основании которого были утверждены ранее действовавшие должностные инструкции начальника и муниципальных служащих юридического отдела.

До утверждения 24.11.2020 г. должностной инструкции начальника юридического отдела в отношении ФИО1 действовала должностная инструкция начальника юридического отдела Администрации города Тынды, утвержденная 21.04.2014 г. Должностной инструкцией от 21.04.2014 в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 12 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ « муниципальной службе в Российской Федерации» были определены обязанности, которые должна была исполнять ФИО1 В числе этих обязанностей не указаны полномочия на проведение правовой экспертизы правовых актов и проектов правовых актов. На период действия должностной инструкцией от 21.04.2014г. ФИО1 не было вменено в обязанности «проводить правовую экспертизу правовых актов и проектов правовых актов». Следовательно, ФИО1 надбавка 50 % к должностному окладу была установлена распоряжением Администрации города Тында от 25.12.2019 № 279/4-к «О дополнительных выплатах муниципальным служащим» неправомерно. Из этого следует, что до вступления в силу должностной инструкции начальника юридического отдела от 24.11.2020 г. и после ФИО1 вообще не имела право на установление и выплату ей ежемесячной надбавки за правовую экспертизу, так как в должностной инструкции не вменено дословно в обязанности проведение правовой экспертизы правовых актов и проектов правовых актов; подготовка и редактирование проектов правовых актов и их визирование в качестве юриста или исполнителя.

Трудовым договором, заключенным с ФИО1 определены обязательные условия ее оплаты труда, в числе которых не определена надбавка за правовую экспертизу (как обязательная выплата). Следовательно, работодатель не обязан начислять и выплачивать вышеуказанную надбавку в силу ст.ст. 57, 135 Трудового кодекса РФ. Исходя из содержания трудового договора надбавка за проведение правовой экспертизы правовых актов и проектов правовых актов, не является обязательной составляющей заработной платы работника. Изменение ее размера не является изменением условий трудового договора, заключенного с истцом, а, следовательно, не требует согласия работника и заключения в письменной форме какого-либо соглашения об изменении условий трудового договора. Размер надбавки, оспариваемый истцом, зависит от усмотрения работодателя и по смыслу закона суд не вправе входить в оценку обоснованности соответствующих решений работодателя при недоказанности факта дискриминации работника по какому-либо основанию. Доводы истца о том, что он проводил правовую экспертизу проектов на заседания Тындинской городской Думы не находят подтверждение, так как Администрацией города Тынды представлены проекты, из которых следует, что истец не осуществлял правовую экспертизу в указанный в заявлении период и Мэр города Тынды не поручал истцу осуществлять эту деятельность.

Просят в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме.

Выслушав пояснения сторон, исследовав и оценив представленные доказательства в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 56 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.

Сторонами трудового договора являются работодатель и работник.

Статьей 57 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обязательными для включения в трудовой договор являются, в частности, условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты); компенсации за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте.

В соответствии с абзацем пятым части 1 статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, количеством и качеством выполненной работы.

Данному праву работника в силу абзаца седьмого части 2 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации корреспондирует обязанность работодателя выплачивать в полном размере причитающуюся работнику заработную плату в установленные законом или трудовым договором сроки и соблюдать трудовое законодательство, локальные нормативные акты, условия коллективного договора и трудового договора.

Статья 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (часть 1).

В силу статьи 132 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Согласно статье 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Части первая и пятая статьи 144 Трудового кодекса Российской Федерации конкретизируют порядок установления систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений: они устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (часть первая) с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда, рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (часть третья статьи 135 данного Кодекса) и мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей (часть пятая).

В силу пункта 1 части 2 статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник обязан добросовестно исполнять трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором. Из содержания части 1 статьи 56 Трудового кодекса Российской Федерации следует, что работник, заключая трудовой договор, добровольно соглашается лично выполнять определенную договором трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.

В судебном заседании установлено, что между муниципалитетом г. Тынды и ФИО1 заключен трудовой договор, которым предусмотрено, что ФИО1 принимается на муниципальную службу старшей муниципальной должности ведущего специалиста юридического отдела муниципалитета. Согласно трудовому договору муниципальный служащий обязан соблюдать правила внутреннего распорядка, должностные инструкции, порядок работы со служебной документацией, производственную и финансовую дисциплину, добросовестно относиться к исполнению своих должностных обязанностей.

Должностной инструкцией муниципального служащего ведущей должности муниципальной службы – начальника юридического отдела Администрации города Тынды, утвержденного мэром города Тынды 21 апреля 2014 года предусмотрены обязанности, в том числе дача заключений по соответствию требованиям законодательства проектов постановлений, распоряжений Администрации города Тынды, проектов решений Тындинской городской Думы и принятие мер к изменению или отмене актов, изданных с нарушением законодательства.

Мэром города Тында 24 ноября 2020 года утверждена должностная инструкция начальника юридического отдела Администрации города Тынды, которой не предусмотрена обязанность начальника юридического отдела проводить правовую экспертизу правовых актов и проектов правовых актов, подготовку и редактирование проектов правовых актов и их визирование. С должностной инструкцией ФИО1 ознакомлена и не согласна.

В соответствии с положениями ст. 22 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы (далее - должностной оклад), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, определяемых законом субъекта Российской Федерации. Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно Положению о дополнительных выплатах муниципальным служащим города Тынды от 14 декабря 2017 г. N 45-НПА установлен порядок выплаты муниципальным служащим города Тынды следующих ежемесячных и иных дополнительных выплат: 1) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия муниципальной службы; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на муниципальной службе; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за классный чин; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; 5) премии за выполнение особо важных и сложных заданий; 6) ежемесячного денежного поощрения; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи; 8) ежемесячной надбавки за правовую экспертизу; 9) доплаты за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, за совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания, увеличение объема работы или исполнение обязанностей временно отсутствующего муниципального служащего без освобождения от работы, определенной трудовым договором (контрактом) /п. 1.1/.

Разделом IX указанного Положения ежемесячная надбавка за правовую экспертизу (далее - надбавка) устанавливается муниципальному служащему, имеющему высшее юридическое образование, в размере до 50 процентов должностного оклада. Критериями, определяющими право муниципального служащего на установление надбавки, являются определение должностной инструкцией одной из основных обязанностей: 1) проведение правовой экспертизы правовых актов и проектов правовых актов; 2) подготовка и редактирование проектов правовых актов и их визирование в качестве юриста или исполнителя /пункт 9.2/. Ежемесячная надбавка за правовую экспертизу устанавливается на календарный год распоряжением (приказом) Работодателя. Работодатель по собственной инициативе и (или) по предложению непосредственного руководителя муниципального служащего в течение календарного года может снизить размер надбавки (в случае уменьшения объема работы, определенной пунктом 9.2 настоящего раздела) или отменить ее установление (в случае если основные обязанности не отвечают критериям, определенным пунктом 9.2 настоящего раздела) /п. 9.4/. Ежемесячная надбавка за правовую экспертизу начисляется за фактически отработанное время и выплачивается одновременно с денежным содержанием.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что у ответчика имелись основания, предусмотренные п. 9.4 Положения о дополнительных выплатах муниципальным служащим (Приложением N 3 к нормативному правовому акту города Тынды от 14 декабря 2017 г. N 45-НПА), для отмены ежемесячной надбавки за правовую экспертизу, поскольку в должностной инструкции начальника юридического отдела отсутствуют обязанности, предусмотренные пунктом 9.2 раздела IX Положения.

Доводы истца о несоблюдении работодателем процедуры внесения изменений в трудовой договор, установленной ст. 74 Трудового кодекса Российской Федерации, суд находит несостоятельными.

В силу положений ст. 74 Трудового кодекса Российской Федерации в случае, когда по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины), определенные сторонами условия трудового договора не могут быть сохранены, допускается их изменение по инициативе работодателя, за исключением изменения трудовой функции работника.

О предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Проведение правовой экспертизы правовых актов и проектов правовых актов, подготовку и редактирование проектов правовых актов и их визирование в качестве юриста или исполнителя, не предусмотрена трудовым договором, заключенным с истцом. Проведение правовой экспертизы была установлена в соответствии с должностной инструкцией, также ежегодно распоряжением работодателя устанавливалась надбавка к заработной плате истца ежегодно. Впоследствии обязанность была исключена из должностной инструкции истца, работодатель воспользовался своим правом согласно Положению о дополнительных выплатах муниципальным служащим города Тынды от 14 декабря 2017 г. N 45-НПА, поскольку изменение и отмена надбавки за проведение правовой экспертизы относится к исключительной компетенции работодателя.

Несмотря на то, что надбавка за проведение правовой экспертизы правовых актов и проектов правовых актов, подготовку и редактирование проектов правовых актов, и их визирование в качестве исполнителя выплачивается ежемесячно, устанавливается ежегодно на основании распоряжения Администрации города Тынды, она не является обязательной составляющей заработной платы работника. Изменение ее размера не является изменением условий трудового договора, заключенного с истцом, а, следовательно, не требует согласия работника и заключения в письменной форме какого-либо соглашения об изменении условий трудового договора, утверждение стороны истца о необходимости предупреждения о ее снижении за два месяца, является неверным.

Доводы истца, о предвзятом отношении мэра города Тынды к истцу, суд полагает необоснованными, поскольку установление, отмена или изменение размера надбавки является правом работодателя.

Кроме того, доводы истца о проведении ей правовой экспертизы в декабре 2020 года, опровергаются справкой Администрации города Тынды о том, что начальник юридического отдела ФИО1 в период с 01.12.2020 по 31.12.2020 года не проводила подготовку (разработку) в качестве исполнителя проектов нормативных правовых актов Администрации города Тынды выносимых на заседание Тындинской городской Думы.

Оценив доказательства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований о признании незаконными действий Администрации города Тынды, Мэра города Тынды ФИО3, о признании незаконным распоряжение Администрации города Тынды от 03.12.2020 года № 269/4 «О внесении изменений в распоряжение Администрации города Тынды от 25.12.2019 № 279/4-к» со дня его издания.

Требования истца к ответчику о взыскании недоначисленной и невыплаченной части заработной платы в виде надбавки за проведение правовой экспертизы правовых актов и проектов правовых актов в размере 50% должностного оклада, компенсации морального вреда в сумме 30 000 рублей не подлежат удовлетворению, поскольку эти требование истец связывает со своими основными требованиями о признании незаконными действия и незаконным распоряжение, в удовлетворении которых истцу отказано.

Других доказательств сторонами не представлено, а суд в соответствии с ч.2 ст. 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основывает свое решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Администрации города Тынды, мэру города Тынды о признании незаконными действий Администрации города Тынды, мэра города Тынды ФИО3, об отмене распоряжения Администрации города Тынды, взыскании недополученной заработной платы и компенсации морального вреда, отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Тындинский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья подпись М.В. Тотмянина

Решение в окончательной форме принято 11 марта 2021 года.

Копия верна Судья Тындинского районного суда

М.В. Тотмянина