Дело № 2- 206/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Омск 25 января 2016 года
Ленинский районный суд г. Омска
в составе председательствующего Кирьяш А.В.
при секретаре Нагаевой М.Ю.,рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ФИО2, Межрегиональному управлению контрольно-финансовой инспекции Министерства обороны РФ по Центральному военному округу, Федеральному казенному учреждению « Отдел финансового обеспечения МО РФ по Омской области» о взыскании компенсационных выплат к должностному окладу,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с указанным иском к ответчикам командиру войсковой части № ... ФИО2, Межрегиональному управлению контрольно-финансовой инспекции МО РФ по Центральному военному округу), ФКУ « ОФО МО РФ по Омской области», ссылаясь на то, что согласно трудовому договору № ... от ДД.ММ.ГГГГ между командиром войсковой части ... и ФИО1 был принят на работу по должности - электромонтер устройств сигнализации и блокировки в отделение охранной сигнализации команды ВОХР. Согласно договора установлены выплаты в виде оклада ... рублей, повышение оклада за несение караульной службы -15%, компенсационных выплат - районный коэффициент-15%, за хранение вооружения и боеприпасов-50% стимулирующие выплаты за выслугу лет-40%, премиальные выплаты-25%. При изменении должностного оклада было заключено дополнительное соглашение № ... от ДД.ММ.ГГГГ и № ... от ДД.ММ.ГГГГ, в котором изменялся оклад., остальные условия остались неизменными.ФИО1 свои трудовые функции выполнял в составе команды ВОХР, неся службу в карауле по охране и обороне наиболее важных объектов части (склад с оружием и боеприпасами, парк боевой техники и вооружения), выполняя обязанности помощника начальника караула (оператора) по техническим средствам охраны. Об этом имеются записи в Постовых ведомостях соответствующих караулов.На основании Приказа Министра обороны РФ от 30.12.2001 N 541 «О ведомственной охране Министерства обороны Российской Федерации»помощник начальника караула (оператор) по техническим средствам охраны подчиняется начальнику караула (оператор, кроме того, - помощнику начальника караула) и отвечает за обеспечение заданного режима работы технических средств охраны, за своевременное доведение до начальника караула данных о функционировании технических средств охраны, за правильный прием караулом ведомственной охраны под охрану объектов, оборудованных техническими средствами охраны, за сохранность аппаратуры, находящейся в караульном помещении.Он обязан: знать особенности охраны объектов, оборудованных техническими средствами охраны, и обеспечивать заданный режим работы этих средств; принимать при смене караула документацию, проверять исправность, а при необходимости и функционирование технических средств охраны и докладывать об этом начальнику караула;во время дежурства постоянно следить за аппаратурой сбора и обработки информации от технических средств обнаружения и наблюдения, вести журнал контроля их работы; в случае срабатывания технических средств охраны или при выходе их из строя немедленно докладывать начальнику караула;проверять в соответствии с установленным графиком и с разрешения начальника караула состояние и работоспособность периметровых и объектовых средств обнаружения на объекте; при охране объектов с выставлением часовых осуществлять проверку в сопровождении помощника начальника караула;докладывать по возвращении с постов начальнику караула о состоянии постов, технических средств охраны, о недостатках и мерах, принятых для их устранения;контролировать выполнение требований безопасности при обращении с электроприборами и электрооборудованием.Дежурство помощника начальника караула (оператора) по техническим средствам охраны у аппаратуры сбора и обработки информации по своему значению и ответственности приравнивается к выполнению должностных обязанностей часовым на посту.Вовремя дежурства ему запрещается оставлять аппаратуру без наблюдения и отвлекаться от выполнения должностных обязанностей без разрешения начальника караула. То есть ФИО1 выполнял функции по охране вооружения и боеприпасов, за что Приказом МО РФ №255 от 23 апреля 2014 г.( от 10 ноября 2008 года N 555) предусмотрена компенсационная выплата в размере 50% к должностному окладу.Однако при проведении встречной проверки Межрегиональным управлением контрольно - финансовой инспекции МО РФ (по Центральному военному округу) и ФКУ «ОФО МО РФ по Омской области», отдельных вопросов финансово - экономической деятельности в войсковой части ... от ДД.ММ.ГГГГ, был составлен акт, где указано, что компенсационные выплаты за охрану вооружения и боеприпасов ФИО1 выплачивались не законно, так как он не стоял на посту и непосредственно не охранял данные объекты. При этом данные выплаты привели к ущербу в размере ... рублей.При проведении встречной проверки, ревизоры не приняли во внимание, что я выполнял свои обязанности в составе караула, на основании приказа МО РФ от 30.12.2001 N 541, в должности помощника начальника караула по ТСО. В приказе четко оговаривается, что дежурство помощника начальника караула (оператора) по техническим средствам охраны у аппаратуры сбора и обработки информации по своему значению и ответственности приравнивается к выполнению должностных обязанностей часовым на посту. В доводах ревизоров должность ФИО1 «электромонтер» отнесена к базовой группе №... по ..., в обязанности которой включены работы, не связанные с приемом, хранением, выдачей и охраной вооружения и боеприпасов. Данная базовая группа подразумевает профессии рабочих по обслуживанию и ремонту линейных сооружений и стационарного оборудования связи, что никоим образом не относится к должности по которой ФИО1 и командиром части был заключен трудовой договор. На основании Приказа МО РФ от 13 октября 2008 г. № 520 «Об утверждении Перечня должностей (профессий), замещаемых лицами гражданского персонала, в Вооруженных Силах Российской Федерации», должность «электромонтер средств сигнализации, централизации и блокировки средств связи» относится к базовой группе №... и в соответствием со штатом войсковой части 44932 находится в отделении технических средств команды ВОХР.В связи с чем, считает, что доводы встречной проверки о нанесении ФИО1 ущерба в размере ... рублей не обоснованы и не законны. По результатам работы и выводов встречной проверки финансово - экономической и хозяйственной деятельности войсковой части ..., командиром части издан приказ от 17 августа 2015 года №..., об отмене ФИО1 компенсационной выплаты в размере 50% к должностному окладу за охрану оружия и боеприпасов. ФИО1 считает данный приказ незаконным., условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.Изменения условий труда, оплаты труда и подписания дополнительного соглашения по данному поводу не предлагалось, при этом условия оплаты труда значительно ухудшились.Командиром части был издан приказ от 05 октября 2015 года №186 «О внесении ущерба в книгу учета недостач войсковой части ..., где истцу предложено, в добровольном порядке, погасить задолженность в сумме ... рублей.Считает данный приказ не законным.
В связи с чем, просит признать требования встречной проверки Межрегионального управления контрольно - финансовой инспекции МО РФ (по Центральному военному округу) и ФКУ «ОФО МО РФ по Омской области», отдельных вопросов финансово - экономической деятельности в войсковой части ... от ДД.ММ.ГГГГ в части возникновения ущерба, в сумме ... рубля, возникшей в результате не правильных выплат не обоснованными и не законными. Признать приказ от ДД.ММ.ГГГГ №..., отменяющий компенсационную выплату в размере 50% к должностному окладу за охрану оружия и боеприпасов не законным. Восстановить данные выплаты с момента их отмены. Признать приказ от ДД.ММ.ГГГГ №... внесении ущерба в книгу учета недостач войсковой части ..., в части возмещения ущерба, в сумме ... рубля, не законным и не подлежащим к исполнению.
В судебном заседании ФИО1 заявленные требования поддержал по основаниям изложенным в иске и ипросил требования удовлетворить в полном объеме..
Ответчик командир войсковой части ФИО2, и его представитель ФИО3, действующий на основании доверенности с исковыми требованиями согласились, считают их обоснованными и законными.
Представитель ответчика ФКУ « ОФО МО РФ по Омской области» ФИО4 в судебное заседание не явился, представил письменные возражения на иск в которых с исковыми требованиями не согласился, указывая, что в соответствии с п. 17 Положения о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных сил Российской Федерации», утвержденного приказом Министра обороны, надбавка к должностному окладу ( тарифной ставке) за охрану и обслуживание вооружения и боеприпасов устанавливается гражданскому персоналу арсеналов, центров, баз, складов по хранению вооружения и боеприпасов, непосредственно занятому приемом, хранением, выдачей и охраной вооружения и боеприпасов., процессе контрольных мероприятий в войсковой части, выявлено незаконное издание приказа № 1 от 12.01.2015 года: о назначении надбавки за прием, хранение, выдачу и охрану вооружения и боеприпасов в размере 50% от должностного оклада должностным лицам из гражданского персонала, не занятым непосредственно приемом, хранением, выдачей и охраной вооружения и боеприпасов, в том числе электромонтеру устройств сигнализации, централизации, блокировки и средств связи ФИО1, назначенному на должность приказом командира войсковой части. Трудовым договором на истца обязанности осуществления вышеуказанных функций не возлагались, должностная инструкция электромонтера не разрабатывалась. В связи с изложенным полагает, что требования не подлежат удовлетворению.
Представитель Межрегионального управления контрольно-финансовой инспекции МО РФ ( по Центральному военному округу) - ФИО5 в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие, предоставили письменные возражения на иск, согласно которых с иском не согласны, считают себя ненадлежащим ответчиком по делу, в остальной части доводы возражения аналогичны возражениям ФКУ « ОФО МО РФ по Омской области».
Согласно ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих деле, и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки не уважительными. По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Поэтому лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правам и по усмотрению лица является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения судом дела по существу. Такой вывод не противоречит положениям ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ст. 7, 8, 10 Всеобщей декларации прав человека и ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах. В условиях предоставления законом равного объема процессуальных прав неявку лиц, перечисленных в ст.35 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в судебное заседание, нельзя расценивать как нарушение принципа состязательности и равноправия сторон.
В силу требований ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность уведомления о наличии уважительных причин отсутствия в судебном заседании и подтверждение причины отсутствия возлагается на не явившееся лицо в судебное заседание.
В соответствии со ст.35 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при неисполнении процессуальных обязанностей наступают последствия, предусмотренные законодательством о гражданском судопроизводстве.
В данном случае, представители Межрегионального управления контрольно-финансовой инспекции МО РФ ( по Центральному военному округу), ФКУ « ОФО МО РФ по Омской области» в судебное заседание не явились, об уважительности причин неявки суду не сообщили, об отложении дела слушанием не просили.
Учитывая указанные обстоятельства в своей совокупности, судом вынесено определение о рассмотрении дела по существу по имеющимся в деле доказательствам в порядке заочного судопроизводства.
Выслушав стороны, исследовав представленные доказательства, суд считает, что в удовлетворении исковых требований следует отказать.
В силу ч. 1 ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. На основании ч. 1 ст. 57 ГПК РФ, доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
В соответствии с ч. 1 ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В силу части 2 статьи 135 Трудового кодекса РФ, системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Согласно, Постановления Правительства РФ от 5 августа 2008 г. № 583 «О введении новых систем оплаты труда Федеральных бюджетных и казенных учреждений и Федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений Федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе единой тарифной сетки по оплате труда работников Федеральных государственных учреждений» Министру обороны РФ предписано утвердить: размеры окладов (тарифных ставок) гражданскому персоналу, условия и порядок осуществления выплат компенсационного характера гражданскому персоналу, условия и порядок осуществления выплат стимулирующего характера гражданскому персоналу,порядок формирования и использования фонда оплаты труда гражданского персонала.
В соответствии с указанным постановлением Правительства РФ, Министром обороны РФ в пределах своих полномочий издан приказ от 23 апреля 2014 г. № 255 «О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. № 583» (вместе с «Положением о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций вооруженных сил Российской Федерации», «Порядком формирования и использования фонда оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций вооруженных сил Российской Федерации») (Зарегистрировано в Минюсте России 17 июня 2014г. № 32708)
Согласно, приказа Министра обороны РФ 2014 года утверждены требования определяющие порядок и условия выплат и систему оплаты труда включающую:
размеры окладов (тарифных ставок) гражданскому персоналу; условия и порядок осуществления выплат компенсационного характера гражданскому персоналу;
условия и порядок осуществления выплат стимулирующего характера гражданскому персоналу; порядок формирования фонда оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций; порядок использования и учета фонда оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций.
В соответствии с пунктом 17 «Положения о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации», утвержденного указанным Приказом Министра обороны РФ, надбавка (компенсационная выплата) к должностному окладу (тарифной ставке) за охрану и обслуживание вооружения и боеприпасов устанавливается гражданскому персоналу арсеналов, центров, баз, складов по хранению вооружения и боеприпасов, непосредственно занятому приемом, хранением, выдачей и охраной вооружения и боеприпасов.
В судебном заседании установлено, что при проведении контрольных мероприятий в войсковой части ..., проводимых Межрегиональным управлением контрольно-финансовой инспекции МО РФ (по Центральному военному округу) выявлено, что в нарушение требований вышеуказанного Положения об оплате труда командиром войсковой части ... издан приказ от ДД.ММ.ГГГГ № ... о назначении (установлении) надбавки (компенсационной выплаты) за прием, хранение, выдачу и охрану вооружения и боеприпасов в размере 50% от должностного оклада должностным лицам из числа гражданского персонала, не занятым непосредственно приемом, хранением, выдачей и охраной вооружения и боеприпасов, в том числе электромонтеру устройств сигнализации, централизации, блокировки и средств связи (УСЦБСС) ФИО1.
Согласно ст. 16 Трудового кодекса Российской Федерации, трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании, трудового договора, заключаемого ими в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.
В соответствии со ст. 21 Трудового кодекса Российской Федерации, работник обязан добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором.
Из представленной суду копии трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ № ..., заключенным между ФИО1 и командиром войсковой части ..., следует, что ФИО1 принят на должность электромонтера устройств сигнализации и блокировки в отделение охраны сигнализации (парк в/ч 14892).
Из пункта 2.2.1 копии трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ. № ... следует, что работник обязан выполнять, должностные обязанности, закрепленные должностной инструкцией, которая является неотъемлемой частью настоящего договора.
Из пункта 4 копии трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ г. № ... следует, что на работника, распространяется система оплаты труда, установленная для работников учреждения коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами учреждения, в соответствии с федеральным законодательством субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Работнику устанавливается оклад в размере ... рублей. Компенсационные выплаты: районный коэффициент в размере 15%. Стимулирующие выплаты: за выслугу лет в размере 40%; премиальные выплаты в размере 25%. Так же в данном договоре есть приписка вместо квалификации водителей - за хранение вооружения и боеприпасов 50 % от ставки без удостоверяющей надписи.
Однако в процессе контрольных мероприятий Межрегиональным управлением контрольно-финансовой инспекции МО РФ (по Центральному военному округу) установлено, что в делопроизводстве войсковой части ... должностная инструкция электромонтера устройств сигнализации, централизации, блокировки и средств связи к трудовому договору от 11.06.2009 г. № 112 не разрабатывалась, не утверждалась и под роспись до ФИО1 при приеме на работу не доводилась.
Дополнительные соглашения к трудовому договору, заключенному командиром войсковой части ... и ФИО1, составлялись на предмет увеличения должностного оклада: дополнительное соглашение от 1 марта 2010 года (оклад в размере ... рублей), дополнительное соглашение от 31 июля 2014 года (оклад ... рублей).
В соответствии с Общероссийским классификатором занятий (...), утвержденным постановлением Государственного стандарта Российской Федерации от 30.12.1993 г. № 298, электромонтер относится к базовой группе рабочих № ..., обязанности по которой включают в себя: монтаж кабелей всех типов; проведение измерений кабелей по оценке опасности и защищенности от коррозии;определение трасс кабелей с помощью кабелеискателя, и их фиксация; осмотр трасс кабельных линий и устранение повреждений; монтаж и переустройство скрещиваний электрических проводов; измерение основных электрических параметров линий связи; устранение всех видов повреждений в таксофонах;эксплуатационно-техническое обслуживание группового оборудования автоматической и полуавтоматической междугородней телефонной связи, оборудования городской и сельской телефонной связи;определение участков повреждения телефонной связи, характера повреждений и их устранение;
техническое обслуживание и ремонт приемо-передающего радиорелейного оборудования, систем, сигнализации и контроля, проведение электрических измерений;восстановление действия связей, выявление и регулировку неисправных телеграфных и телефонных реле, проверку и заделку шнуров, сборку регулировку отдельных узлов старт-стопных аппаратов;профилактический ремонт обслуживаемого оборудования телеграфной связи;
выполнение других родственных по содержанию обязанностей.
Из перечисленных обязанностей следует, что должностные обязанности не связаны с приемом, хранением, выдачей и охраной каких либо материальных средств. Разработанная и утвержденная ДД.ММ.ГГГГ командиром войсковой части ..., и доведенная до электромонтера ФИО1 должностная инструкция является инструкцией помощника начальника караула (оператора) по техническим средствам охраны, а не должностной инструкцией электромонтера.
Из материалов дела каких-либо документов, подтверждающих факт приема, хранения, выдачу и охрану вооружения и боеприпасов ФИО1, исполняющего обязанности- электромонтера устройств сигнализации, централизации, блокировки и средств связи суду в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ не представлены.
В соответствии с пунктом 17 Приложения № 2 приказа Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № ... гражданскому персоналу арсеналов, центров, баз, складов по хранению вооружения и боеприпасов, непосредственно занятому приемом, хранением, выдачей и охраной вооружения и боеприпасов устанавливается, компенсационная выплата к должностному окладу (тарифной ставки).
Как установлено судом, ФИО1 занимает должность электромонтера устройств сигнализации, по которой не предусмотрена данная выплата.
Как следует из договора на обслуживание № ... от ДД.ММ.ГГГГ между командиром войсковой части ... и руководителем ФКУ «ОФО МО РФ по Омской области» Заказчик (командир войсковой части) обязуется в срок до 25 числа текущего месяца представлять Исполнителю (ФКУ «ОФО МО РФ по Омской области») документы, необходимые для начисления заработной платы гражданскому персоналу, до 15 числа текущего месяца представлять документы, необходимые для выплаты денежных компенсаций и прочих выплат гражданскому персоналу.
В январе 2015 года в адрес ФКУ «ОФО МО РФ по Омской области» поступил приказ командира войсковой части ... от ДД.ММ.ГГГГ г. «О допуске работника команды ВОХР к охране объектов части с оружием».
На основании указанного приказа истцу ФИО1 выплачивалась выплата в период с января по июль 2015 года (включительно), до издания командиром войсковой части ... приказа от ДД.ММ.ГГГГ № 155, которым предписано федеральному казенному учреждению «Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Омской области» отменить надбавку (компенсационную выплату) с 1 августа электромонтеру ФИО1, после чего спорная выплата была прекращена.
Принимая во внимание установленные судом обстоятельства, оценив представленные доказательства, с учетом того, что ни в трудовом договоре, ни в должностной инструкции истца не указано возложение на него обязанностей связанных с приемом, хранением, выдачей и охраной вооружения и боеприпасов, суд приходит к в компенсационная выплата, назначена данным приказом незаконна, следовательно исковые требования ФИО1 удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
ФИО1 к ФИО2, Межрегиональному управлению контрольно-финансовой инспекции Министерства обороны РФ по Центральному военному округу, Федеральному казенному учреждению « Отдел финансового обеспечения МО РФ по Омской области» о взыскании компенсационных выплат к должностному окладу отказать в полном объеме за необоснованностью.
Решение может быть обжаловано в Омский облсуд в течение месяца через Ленинский районный суд г. Омска. Апелляционная жалоба не может содержать требования, не заявленные при рассмотрении дела в суде первой инстанции. Ссылка лица, подающего апелляционную жалобу, на новые доказательства, которые не были представлены в суд первой инстанции, допускается только в случае обоснования в указанной жалобе, что эти доказательства невозможно было представить в суд первой инстанции.
Судья | А.В.Кирьяш |
Мотивированное решение по делу изготовлено 01.02.2016 года
Судья | А.В.Кирьяш |