ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-206/2021 от 08.04.2021 Спасского районного суда (Приморский край)

Дело № 2-206/2021

УИД: 25RS0011-01-2021-00193-41

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Спасск-Дальний 08 апреля 2021 года

Приморский край

Спасский районный суд Приморского края в составе председательствующего судьи Кулешовой О.А.,

при секретаре судебного заседания Калина С.А.,

с участием представителя истца – помощника прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях <адрес> Зацепина В.В.,

представителя ответчиков – ФСИН России, ГУФСИН России по <адрес>, ФКУ ИК-33 ГУФСИН России по <адрес>Пилипенко А.А. (по доверенностям),

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Приморского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к ФКУ ИК-33 ГУФСИН России по <адрес>, ГУФСИН России по <адрес>, ФСИН России о возложении обязанности,

У С Т А Н О В И Л:

Заместитель Приморского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях <адрес> обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ФКУ ИК-33 ГУФСИН России по <адрес> о возложении обязанности, в котором в обоснование своих требований указал, что Приморской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях <адрес> проведена проверка исполнения требований законодательства о пожарной безопасности в Федеральном казенном учреждении Исправительная колония ГУФСИН России по <адрес>, в ходе которой выявлены нарушения Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», Правил Противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, ч. 1 ст. 82 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, Правил пожарной безопасности на объектах учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний, утвержденных приказом ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ.

Установлено, что в нарушение требований указанных нормативных актов в производственных зданиях, а также в зданиях общежитий, профилактория и медицинской части отсутствует эвакуационное освещение (п. 43 ППР РФ, п. 6.22 СНиП 21-01-97, п.п. 7, 72, 7.74 СНиП 23-05-95).

Производственные здания и помещения не в полном объеме обеспечены огнетушителями в зависимости от огнетушащей способности огнетушителя, категорий помещений по пожарной и взрывопожарной опасности, а также класса пожара (п. 465, Приложение и ППР РФ). В производственных зданиях встроены подсобные помещения рабочих из горючих материалов (п. 23 ППР РФ). В зданиях у светильников отсутствуют защитные колпаки (рассеиватели), предусмотренные конструкцией светильников (п. 42 ППР РФ). По выявленным нарушениям законодательства ДД.ММ.ГГГГ временно исполняющему обязанности начальника ФКУ ИК-33 вносилось представление, которое рассмотрено и удовлетворено, однако нарушения до настоящего времени не устранены.

ФКУ ИК-33 не выполняется предусмотренная обязанность по соблюдению требований Правил пожарной безопасности, чем нарушается право неопределенного круга лиц на обеспечение пожарной безопасности, состояние защищенности личности от пожара, гарантированное ст. 37 Федерального закона «О пожарной безопасности». Неисполнение ФКУ ИК-33 требований федерального законодательства по оборудованию автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения и управления эвакуацией людей ставят под угрозу безопасность людей в случае возникновения пожара.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор обращается в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

ФКУ ИК-33 является учреждением с массовым пребыванием осужденных, сотрудников уголовно-исполнительной системы и иных лиц, состав которого постоянно меняется. В связи с чем, исковые требование заявлены в интересах неопределенного круга лиц, так как установить круг лиц, чьи права и интересы нарушаются спорными правоотношениями и привлечь их в процесс в качестве истцов не представляется возможным.

В судебном заседании помощник прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях <адрес> Зацепин В.В. поддержал исковые требования (с учетом уточнений), и просил на основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 150 ГК РФ, ст. 45, 131 ГПК РФ, ст. 37 Федерального закона «О пожарной безопасности», ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре РФ», возложить на ФКУ ИК-33 ГУФСИН России по <адрес> обязанность в течение двенадцати месяцев со дня вступления решения в законную силу оборудовать эвакуационным освещением цеха производства деревянных палочек № , 2, 3, 4, 5, 6, металлообрабатывающий цех, цех пекарни, столярный цех, швейный цех, энергоучасток и сувенирный цех; обеспечить в полном объеме огнетушителями (с учетом огнетушащей способности огнетушителей): цеха производства деревянных палочек № , 2, 3, 4, 5, 6, металлообрабатывающий цех, цех пекарни, подсобное хозяйство, автосервис производственной зоны, оперативный отдел, продуктовый склад, слесарный цех, церковь; произвести расчет категорий помещений по взрывопожарной и пожарной опасности, а также расчет класса пожара для цеха производства деревянных палочек № , 2, 3, 4, 5, 6, металлообрабатывающего цеха, складских помещений, энергоучастка, котельной и ; оборудовать защитными колпаками (рассеивателями) светильники во всех помещениях ШИЗО и ПКТ зданиях ФКУ ИК-33, а также в санитарных узлах палат № , 2, 3, 4, расположенных в медицинской части ФКУ ИК-33.

Представитель ответчиков – ФСИН России, ГУФСИН России по <адрес>, ФКУ ИК-33 ГУФСИН России по <адрес>Пилипенко А.А. по доверенностям в судебном заседании с иском Приморского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях <адрес> не согласилась, предоставив возражения на исковое заявление.

Из возражений ФСИН России на исковое заявление Приморского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях <адрес> следует, что ФСИН не согласно с заявленными требованиями в полном объеме по следующим основаниям:

Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН) России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функций по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания, и по контролю за нахождением лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, в местах исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением ими наложенных судом запретов и (или) ограничений (п. 1 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ).

Согласно подпунктам 1.7, 1.9 устава ФКУ ИК-33 ГУ ФСИН России по <адрес> является самостоятельным юридическим лицом, участником бюджетного процесса, самостоятельно выступает в качестве истца и ответчика в суде.

Согласно п. 4.3 устава ФКУ ИК-33 ГУФСИН России по <адрес> доведение бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств в отношении учреждения осуществляет ГУФСИН России по <адрес>.

Согласно п. 2 части 2 ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, распорядитель бюджетных средств распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и (или) получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета.

В силу п. 3 ч. 2 ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации ГУФСИН России по <адрес> вносит предложения главному распорядителю бюджетных средств, а именно Федеральной службе исполнения наказаний, расположенной в <адрес> по формированию бюджетной росписи.

На основании рассчитанной потребности, в рамках программы капитального ремонта объектов уголовно-исполнительной системы <адрес> на 2021 годы, ГУФИН России по <адрес> доведены лимиты бюджетных обязательств.

Таким образом, ФСИН России выделяется финансирование для проведения капитального ремонта объектов учреждений уголовно-исполнительной системы <адрес>.

Как следует из пояснений ФКУ ИК-33 ГУФСИН России по <адрес>, выделение дополнительного финансирования для выполнения требований Приморского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях <адрес> не требуется, так как большая часть требований, содержащихся в исковом заявлении, выполнена.

Кроме того, в исковом заявлении не указан конкретный объем работ, которые должен выполнить ответчик, что в дальнейшем может затруднить его исполнение, а именно: не указано количество огнетушителей, которые необходимо приобрести, не указаны помещения, в которых необходимо оборудовать светильники защитными колпаками (рассеивателями) и т.д.

Согласно п. 7 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ, именно ФСИН России осуществляет материально-техническое обеспечение деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, предприятий учреждений, исполняющих наказания, а также иных предприятий, учреждений и организаций специально созданных для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций.

При этом понуждение ФСИН России к выделению финансирования является ограничением прав главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы, и реализацию возложенных на нее функций, на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к компетенции данного органа, и нарушает установленный статьей 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей.

Из возражений ГУФСИН России по <адрес> на исковое заявление Приморского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях <адрес> следует, что ГУФСИН России по <адрес> с заявленными требованиями не согласно в полном объеме по следующим основаниям. Согласно пункту 4 Положения о ГУФСИН России по <адрес>, утвержденного приказом ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ, Главное управление является юридическим лицом, участником бюджетного процесса – распорядителем (получателем) бюджетных средств, имеет печати с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, а также необходимые для осуществления своей деятельности иные печати, штампы и бланки, лицевые счета, открытые в органах Федерального казначейства в соответствии с законодательством Российской Федерации, имущество, закрепленное за ним на праве оперативного управления, выступает в качестве истца и ответчика в судах общей юрисдикции, арбитражных и третейских судах.

ГУФСИН России по <адрес> в силу ст. 74 УИК Российской Федерации, ст. 7, 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 103-ФЗ не относится к учреждениям, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы, не является местом содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу.

ГУФСИН России по <адрес> является территориальным органом уголовно-исполнительной системы и осуществляет руководство учреждениями, находящимися на территории <адрес>.

Согласно п. п. 1.7, 1.9 Устава ФКУ ИК-33 ГУФСИН России по <адрес> является самостоятельным юридическим лицом, участником бюджетного процесса, самостоятельно выступает в качестве истца и ответчика в суде.

Согласно п. 4.3 Устава ФКУ ИК-33 ГУФСИН России по <адрес> доведение бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств в отношении учреждения осуществляет ГУФСИН России по <адрес>.

В соответствии с п. 2.4 Устава ФКУ ИК-33 ГУФСИН России по <адрес> учреждение имеет приносящую доход деятельность.

На основании п. 5.8 и п. 5.9 Устава ФКУ ИК-33 ГУФСИН России по <адрес> источниками финансирования деятельности Учреждения являются: средства федерального бюджета, иные поступления, разрешенные законодательством Российской Федерации; доходы, полученные Учреждением от приносящей доход деятельности в результате осуществления собственной производственной деятельности в целях исполнения требований уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации об обязательном привлечении осужденных к труду, в полном объеме зачисляются в федеральный бюджет, отражаются на лицевом счете получателя бюджетных средств, открытом в территориальном органе Федерального казначейства, и направляются на финансовое обеспечение осуществления функций Учреждения сверх бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, распорядитель бюджетных средств распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и (или) получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета.

В силу п. 3 ч. 2 ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ГУФСИН России по <адрес> вносит предложения главному распорядителю бюджетных средств, а именно Федеральной службе исполнения наказаний, расположенной в <адрес> по формированию бюджетной росписи.

Кроме того, согласно Распоряжению ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ-р «О нормативах и порядке использования превышения доходов над расходами от приносящей доход деятельности, полученных в результате привлечения осужденных к труду учреждениями, исполняющими наказания в виде лишения свободы», разрешено использовать превышение доходов над расходами от приносящей доход деятельности, полученных в результате привлечения осужденных к труду учреждениями, исполняющими наказания в виде лишения свободы в качестве дополнительного источника финансирования бюджетных нужд в размере не превышающих %.

В соответствии с протоколом заседания совещания ГУФСИН России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, ФКУ ИК-33 ГУФСИН России по <адрес> согласовано предложение по использованию прибыли за ДД.ММ.ГГГГ года в размере СУММА 1., из них: СУММА 3. - на приобретение огнетушителей.

Кроме того, расходным расписанием от ДД.ММ.ГГГГ до ФКУ ИК-33 ГУФСИН России по <адрес> дополнительно доведены лимиты бюджетных средств в размере СУММА 2. на противопожарные мероприятия.

Полагает, что ГУФСИН России по <адрес> является ненадлежащим ответчиком. Просит в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.

Согласно предоставленному отзыву ФКУ ИК-33 ГУФСИН России по <адрес> на исковое заявление Приморского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ на оперативном совещании было рассмотрено представление Приморской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об устранении нарушений закона».

По результатам рассмотрения указанного представления был проведен ряд мероприятий, направленных на устранение выявленных нарушений.

Так, в ДД.ММ.ГГГГ года оборудованы эвакуационным освещением здания общежитий, профилактория и медицинской части, всего установлено 74 светильника аварийного освещения. В настоящее время проводится работа по установке оставшихся 20 светильников аварийного освещения в производственных зданиях, работы будут завершены в ДД.ММ.ГГГГ года.

Для обеспечения в полном объеме производственных зданий и помещений огнетушителями, ФКУ ИК-33 ГУФСИН России по <адрес> был рассмотрен вопрос о выделении денежных средств в размере СУММА 3 за счет прибыли от приносящей доход деятельности для приобретения огнетушителей.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ исх. в ГУФСИН России по <адрес> отправлены на согласование предложения по использованию прибыли ФКУ ИК-33 ГУФСИН России по <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ, в которых отражена потребность в денежных средствах на приобретение огнетушителей. После получения согласования, учреждением будут приобретены необходимые огнетушители. Демонтированы расположенные в производственных зданиях (цеха , ) подсобные помещения для рабочих, сконструированные из горючих материалов. Частично демонтированы подсобные помещения для рабочих в производственном здании (цех ), проводятся работы по демонтажу в производственных зданиях (цеха , ). В большинстве зданий и помещений учреждения светильники оборудованы защитными колпаками (рассеивателями). Таким образом, на сегодняшний день, большая часть исковых требований исполнена, по неисполненным требованиям проводится работа. В исковом заявлении не указан конкретный объем работ, которые должен выполнить ответчик, что в дальнейшем может затруднить его исполнение, а именно: не указано количество огнетушителей, которые необходимо приобрести, не указаны помещения, в которых необходимо оборудовать светильники защитными колпаками (рассеивателями) и т.д.. На основании вышеизложенного, просит в удовлетворении требований отказать.

Суд, исследовав материалы дела, выслушав стороны, приходит к выводу, что исковые требования заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению по следующим основаниям:

В соответствии со ст. 2, ч. ч. 1, 2 ст. 40 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.

На основании ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», пожарная безопасность – это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности – специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности – невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.

В силу ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности.

Требования пожарной безопасности при эксплуатации зданий и сооружений предусмотрены Федеральным законом от 22.07.2008 года № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», в силу ч. 4 ст. 4 которого в случае, если положениями названного Федерального закона (за исключением положений ст. 64, ч. 4 ст. 82, ч. 7 ст. 83, ч. 12 ст. 84, ч. 4.1.1 и 4.1.2 ст. 97 данного Федерального закона) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений указанного Федерального закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, применяются ранее действовавшие требования. При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования названного Федерального закона применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению.

Пунктом 1 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 года № 390, предусмотрено, что правила противопожарного режима содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности.

Частью 1 ст. 1 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» установлено, что данный закон принимается в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.

В силу ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.

ФКУ ИК-33 ГУФСИН России по Приморскому краю является колонией с массовым пребыванием неопределенного круга лиц.

В соответствии с ч. 2 ст. 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 13 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные имеют право на личную безопасность, что означает защищенность их жизни и здоровья от неправомерно причиненного вреда во время отбывания наказания в виде лишения свободы.

Согласно ст. 52 Федерального закона от 22.07.2008 года №123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» к одному из способов защиты людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение последствий их воздействия является устройство систем обнаружения пожара (установок и систем пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.

В силу ст. 91 Федерального закона от 22.07.2008 года №123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», помещения, здания и сооружения, в которых предусмотрена система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, оборудуются автоматическими установками пожарной сигнализации и (или) пожаротушения в соответствии с уровнем пожарной опасности помещений, зданий и сооружений на основе анализа пожарного риска. Перечень объектов, подлежащих оснащению указанными установками, устанавливается нормативными документами по пожарной безопасности.

Согласно п. 61 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 года № 390 «О противопожарном режиме», руководитель организации обеспечивает исправное состояние систем и средств противопожарной защиты объекта (автоматических (автономных) установок пожаротушения, автоматических установок пожарной сигнализации, установок систем противодымиой защиты, системы оповещения людей о пожаре, средств пожарной сигнализации, противопожарных дверей, противопожарных и дымовых клапанов, защитных устройств в противопожарных преградах) и организует не реже 1 раза в квартал проведение проверки работоспособности указанных систем и средств противопожарной защиты объекта с оформлением соответствующего акта проверки.

Статьей 13 Закона РФ от 21.07.1993 года № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» предусмотрено, что учреждения, исполняющие наказания, обязаны создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях, а также обеспечивать охрану здоровья осужденных.

В силу п. 7 Указа Президента РФ от 13.10.2004 года №1314 «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний» ФСИН России осуществляет разработку и реализацию мер по обеспечению пожарной безопасности, предупреждению и тушению пожаров на объектах учреждений и органов уголовно-исполнительной системы.

Положением о Главном управлении Федеральной службы исполнения наказаний по <адрес>, утвержденным Приказом ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении положений о территориальных органах Федеральной службы исполнения наказаний», ГУ ФСИН России по <адрес> обеспечивает в соответствии с законодательством РФ: безопасность лиц, находящихся на территориях подведомственных учреждениях, исполняющих наказания, и следственных изоляторах; безопасность объектов управления и подведомственных учреждений; материально-техническое обеспечение деятельности подведомственных учреждений; разработку и реализацию мер по обеспечению противопожарного режима, предупреждению и тушению пожаров на объектах управления и подведомственных учреждений; эксплуатацию, техническое обслуживание и охрану имущества управления и подведомственных ему учреждений, а также необходимые меры по его сохранению и рациональному использованию; доведение бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств до подведомственных учреждений.

Из материалов дела следует, что ФКУ ИК-33 ГУ ФСИН России по <адрес> является учреждением уголовно-исполнительной системы, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы, имеет гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренными в его учредительных документах, и несет связанные с этой деятельностью обязанности.

Учредителем ФКУ ИК-33 ГУФСИН России по <адрес> является Российская Федерация, собственником имущества указанного учреждения является Российская Федерация в лице Федеральной службы исполнения наказаний России. Полномочия собственника в отношении федерального имущества, переданного исправительному учреждению на праве оперативного управления, осуществляет Федеральная служба исполнения наказаний в соответствии с законодательством РФ. ФКУ ИК-33 ГУФСИН России по <адрес> обеспечивает правопорядок и законность в учреждении, а также безопасность лиц, находящихся на его территории; пожарную безопасность, предупреждение тушение пожаров. Источниками финансирования деятельности ФКУ ИК-33 ГУФСИН России по <адрес> являются средства федерального бюджета, иные поступления, разрешенные законодательством РФ.

Приморским прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях <адрес> проведена проверка соблюдения администрацией ФКУ ИК-33 ГУФСИН России по <адрес> требований законодательства о пожарной безопасности в исправительных учреждениях, в результате которой установлено отсутствие эвакуационного освещения в производственных зданиях, а также в зданиях общежитий, профилактория и медицинской части в случае возникновения пожара. Производственные здания и помещения не в полном объеме обеспечены огнетушителями в зависимости от огнетушащей способности огнетушителя, категорий помещений по пожарной и взрывопожарной опасности, а также класса пожара. В производственных зданиях встроены подсобные помещения рабочих из горючих материалов. В зданиях у светильников отсутствуют защитные колпаки (рассеиватели), предусмотренные конструкцией светильников.

ДД.ММ.ГГГГ Приморским прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях <адрес> внесено представление об устранении нарушений ФКУ ИК-33 ГУФСИН России по <адрес>, в том числе обязательных требований пожарной безопасности, которое до настоящего времени в полном объеме не исполнено.

Из акта комиссионного обхода ФКУ ИК-33 ГУФСИН России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в ходе комиссионного обхода выявлен ряд нарушений норм пожарной безопасности: в настоящее время произведена установка 94 шт. светильников аварийного освещения на объектах жилой зоны учреждения. Отсутствует эвакуационное освещение на объектах производственной зоны учреждения: цеха производства деревянных палочек № , 2, 3, 4, 5, 6, металлообрабатывающий цех, цех пекарни, столярный цех, швейный цех – 2 этаж, 3 этаж, энергоучасток, севенирный цех.

Здания и помещения учреждения оборудованы огнетушителями на 80 %. Отсутствуют огнетушители по нормам положенности на объектах производственной зоны учреждения: цехах производства деревянных палочек № , 2, 3, 4, 5, 6, металлообрабатывающего цеха, цеха пекарни, подсобного хозяйства, автосервиса производственной зоны. Оперотдел – 1шт., продсклад – 2 шт., цех ламинатка х/д – 1 шт., слесарный цех – 1 шт., церковь – 1 шт..

Расчет категорий помещений по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны необходимо произвести на следующих объектах учреждения: цеха производства деревянных палочек № , 2, 3, 4, 5, 6, металлообрабатывающий цех, складские помещения, энергоучасток, котельные № , 2.

В помещениях санузлах в палатах № , 2, 3, 4 медицинской части учреждения на плафонах освещения отсутствуют рассеиватели. В камерах ШИЗО, ПКТ отсутствуют рассеиватели на плафонах освещения.

Выявленные нарушения свидетельствуют о не соблюдении ФКУ ИК-33 ГУФСИН России по <адрес> требований законодательства о противопожарной безопасности, что препятствует своевременному предотвращению воздействия на людей опасных факторов пожара, своевременной эвакуации и спасению людей на случай пожара, а также ставят под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц.

Доказательств обратного ответчиками в нарушение положений ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ не предоставлено.

На основе анализа норм Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» и Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, исследовав представленные в дело доказательства в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд приходит к выводу о наличии оснований для возложения на учреждение ФКУ ИК-33 ГУФСИН России по <адрес> обязанности оборудовать эвакуационным освещением цеха производства деревянных палочек , 2, 3, 4, 5, 6, металлообрабатывающий цех, цех пекарни, столярный цех, швейный цех, энергоучасток и сувенирный цех; обеспечить в полном объеме огнетушителями (с учетом огнетушащей способности огнетушителей): цеха производства деревянных палочек ,2, 3, 4, 5, 6, металлообрабатывающий цех, цех пекарни, подсобное хозяйство, автосервис производственной зоны, оперативный отдел, продуктовый склад, слесарный цех, церковь; произвести расчет категорий помещений по взрывопожарной и пожарной опасности, а также расчет класса пожара для цеха производства деревянных палочек ,2, 3, 4, 5, 6, металлообрабатывающего цеха, складских помещений, энергоучастка, котельной и ; оборудовать защитными колпаками (рассеивателями) светильники во всех помещениях ШИЗО и ПКТ зданиях ФКУ ИК-33, а также в санитарных узлах палат , 2, 3, 4, расположенных в медицинской части ФКУ ИК-33, поскольку несоблюдение ответчиком ФКУ ИК-33 ГУФСИН России по <адрес> возложенных на него законом обязанностей, а также невыполнение выявленных нарушений закона, нарушает права неопределенного круга лиц (осужденных, сотрудников и иных лиц), создает угрозу их жизни и здоровью.

При таких обстоятельствах, исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 206 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд полает возможным установить ответчикам ФКУ ИК-33 ГУФСИН России и ГУФСИН России по <адрес> срок для исполнения решения суда – в течение двенадцати месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях <адрес> в интересах неопределенного круга лиц – удовлетворить.

Возложить на ФКУ ИК-33 ГУФСИН России по <адрес> обязанность оборудовать эвакуационным освещением цеха производства деревянных палочек № , 2, 3, 4, 5, 6, металлообрабатывающий цех, цех пекарни, столярный цех, швейный цех, энергоучасток и сувенирный цех; обеспечить в полном объеме огнетушителями (с учетом огнетушащей способности огнетушителей): цеха производства деревянных палочек ,2, 3, 4, 5, 6, металлообрабатывающий цех, цех пекарни, подсобное хозяйство, автосервис производственной зоны, оперативный отдел, продуктовый склад, слесарный цех, церковь; произвести расчет категорий помещений по взрывопожарной и пожарной опасности, а также расчет класса пожара для цеха производства деревянных палочек № , 2, 3, 4, 5, 6, металлообрабатывающего цеха, складских помещений, энергоучастка, котельной и ; оборудовать защитными колпаками (рассеивателями) светильники во всех помещениях ШИЗО и ПКТ зданиях ФКУ ИК-33, а также в санитарных узлах палат , 2, 3, 4, расположенных в медицинской части ФКУ ИК-33, - в течение двенадцати месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Спасский районный суд Приморского края.

Судья О.А. Кулешова