ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2071/2023 от 06.07.2023 Ленинградского районного суда г. Калининграда (Калининградская область)

КОПИЯ

Дело № 2-2071/2023

УИД 39RS0001-01-2023-000571-89

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

06 июля 2023 года г. Калининград

Ленинградский районный суд г. Калининграда в составе:

председательствующего судьи Мануковской М.В.,

при помощнике ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску региональной общественной организации «Калининградский областной парусный союз», Калининградской региональной общественной организации «Калининградский областной Яхт-Клуб», региональной общественной организации «Балтийская парусная ассоциация» Калининградской области к Региональной общественной организации «Калининградская областная федерация парусного спорта» о признании недействительными решений и действий общественных объединений,

УСТАНОВИЛ:

Истцы региональная общественная организация «Калининградский областной парусный союз» (РОО «КОПС»), Калининградская региональная общественная организация «Калининградский областной Яхт-Клуб» (КРОО «КОЯК»), региональная общественная организация «Балтийская парусная ассоциация» Калининградской области (РОО «БПА» Калининградской области) обратились в суд к ответчику региональной общественной организации «Калининградская областная федерация парусного спорта» (РОО «КОФПС»), в котором просили, с учетом уточненного искового заявления, признать незаконным решение Президиума РОО «КОФПС» по пункту № 3 повестки дня об утверждении Регламента проведения, порядка выдвижения и регистрации делегатов на внеочередную выборную конференцию Калининградской областной федерации парусного спорта, оформленного протоколом № 1/2023 от 19.01.2023, обязании Президиума РОО «КОФПС» утвердить новый регламент соответствующий федеральному закону «Об общественных организациях и не нарушающий принцип равноправия коллективных и индивидуальных членов.

Свои требования истцы мотивировали тем, что утвержденный регламент устанавливает квоты для выдвижения делегатов на участие в конференции, без дифференцированного подхода исходя из соотношения 1:1 вне зависимости от категории участника объединения - физическое или юридическое лицо, полагают, что данный подход нарушает принцип равноправия, и не позволяет учитывать списочный состав коллективного участника объединения. Кроме того, указывают, что принятый регламент ограничивает участников общественного объединения, представленных юридическими лицами, в возможности принимать участие в управлении РОО «КОФПС», поскольку данная категория лиц лишена права избирать и быть избранным в органы управления объединения (Президент, Президиум), также считают, что решение вопроса об утверждении Регламента не относится к компетенции Президиума, что в свою очередь делает его недействительным и не порождающим правовых последствий с момента его принятия.

В судебном заседании представители истцов по доверенности ФИО2, ФИО3, ФИО4 по выписке из ЕГРЮЛ, как Президент РОО «КОПС», доводы и требования иска поддержали, просили иск удовлетворить по основания, изложенным в нем.

Представитель ответчика по доверенности ФИО5, ФИО6 в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражали по доводам, изложенным в письменном отзыве на исковое заявление, считают, что Регламент принят в соответствии с требованиями Устава объединения в порядке, предусмотренном п. 6.1.2, не нарушает прав участников общественного объединения юридических лиц на управление РОО «КОПС, поскольку их интересы представляют делегированные представители, в отношении права быть избранным в органы управления, считают, что внесенные разъяснения относительно критериев к потенциальным кандидатов в Президенты и состав Президиума отвечают законным правам и интересам объединения, ввиду того, что участие в составе юридического лица, являющегося членом общественного объединения не тождественно и не может подтверждать участие данного лица в качестве самостоятельного члена РОО «КОПС».

Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно статье 30 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.

В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Согласно ст. 123.4 ГК РФ общественными организациями признаются добровольные объединения граждан, объединившихся в установленном законом порядке на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей, для представления и защиты общих интересов и достижения иных не противоречащих закону целей.

В соответствии со ст. 123.6 ГК РФ Участник (член) общественной организации осуществляет корпоративные права, предусмотренные пунктом 1 статьи 65.2 настоящего Кодекса, в порядке, установленном уставом организации. Он также вправе на равных началах с другими участниками (членами) организации безвозмездно пользоваться оказываемыми ею услугами.

Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений, регламентированы Федеральным законом от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях".

В силу ст. 6 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" членами общественного объединения являются физические лица и юридические лица - общественные объединения, чья заинтересованность в совместном решении задач данного объединения в соответствии с нормами его устава оформляется соответствующими индивидуальными заявлениями или документами, позволяющими учитывать количество членов общественного объединения в целях обеспечения их равноправия как членов данного объединения. Члены общественного объединения - физические и юридические лица - имеют равные права и несут равные обязанности.

Члены общественного объединения имеют права и несут обязанности в соответствии с требованиями норм устава общественного объединения и в случае несоблюдения указанных требований могут быть исключены из общественного объединения в порядке, указанном в уставе.

Согласно ст. 7 названного Закона общественные объединения могут создаваться в форме общественной организации.

Как установлено статьей 8 Федерального закона "Об общественных объединениях", общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан. Членами общественной организации в соответствии с ее уставом могут быть физические лица и юридические лица - общественные объединения, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и законами об отдельных видах общественных объединений.

Высшим руководящим органом общественной организации является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественной организации является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию.

Статьей 29 Федерального закона "Об общественных объединениях" также установлена обязанность общественного объединения соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами; ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц; представлять по запросу органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, решения руководящих органов и должностных лиц общественного объединения, а также годовые и квартальные отчеты о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в налоговые органы.

В соответствии с п. 3 ст. 50, п. 1 статьи 65.1 ГК РФ общественные организации являются корпоративными некоммерческими организациями, в соответствии со ст. 6 Федерального закона N 7-ФЗ общественная организация является формой некоммерческой организации.

В соответствии с ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" общественное объединение обязано соблюдать нормы, предусмотренные его Уставом.

В силу пункта 4 статьи 20 Закона об общественных объединениях Устав общественного объединения должен предусматривать компетенцию и порядок формирования руководящих органов общественного объединения, сроки их полномочий, место нахождения постоянно действующего руководящего органа. В уставе могут предусматриваться и иные положения, относящиеся к деятельности общественного объединения, не противоречащие законам (часть 4 статьи 20 Закона об общественных объединениях).

На основании части 1 статьи 29 Закона об общественных объединениях общественное объединение обязано соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами.

Из изложенного следует, что Устав общественного объединения, который не должен противоречить закону, закрепляет компетенцию и порядок формирования руководящих органов общественного объединения.

В соответствии со статьей 15 Закона об общественных объединениях общественные объединения свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов своей деятельности.

В соответствии со ст. 12, 56 ГПК РФ судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований или возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно п. 1 ст. 181.3 ГК РФ решение собрания недействительно по основаниям, установленным настоящим Кодексом или иными законами, в силу признания его таковым судом (оспоримое решение) или независимо от такого признания (ничтожное решение). Недействительное решение собрания оспоримо, если из закона не следует, что решение ничтожно.

Пунктом 1 ст. 181.4 ГК РФ установлено, что решение собрания может быть признано судом недействительным при нарушении требований закона, в том числе в случае, если допущено существенное нарушение порядка созыва, подготовки и проведения собрания, влияющее на волеизъявление участников собрания (подпункт 1), у лица, выступавшего от имени участника собрания, отсутствовали полномочия (подпункт 2).

Если иное не предусмотрено законом, решение собрания ничтожно в случае, если оно: 1) принято по вопросу, не включенному в повестку дня, за исключением случая, если в собрании приняли участие все участники соответствующего гражданско-правового сообщества; 2) принято при отсутствии необходимого кворума; 3) принято по вопросу, не относящемуся к компетенции собрания; 4) противоречит основам правопорядка или нравственности (ст. 181.5 ГК РФ).

Статьей 181.5 ГК РФ предусмотрен исчерпывающий перечень оснований признания ничтожными решений собрания. В п. 1 ст. 181.5 ГК РФ указано, что решение собрания ничтожно в случае, если оно принято по вопросу, не включенному в повестку дня, за исключением случая, если в собрании приняли участие все участники соответствующего гражданско-правового сообщества

Решения общественной организации должно отвечать критериям, предусмотренным п. 2 ст. 181.1 ГК РФ, согласно разъяснениям, содержащимся в п. 103 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».

Решение, принятое с нарушениями, предусмотренными ст. 181.5 ГК РФ влечет недействительность (ничтожность) такого решения вне зависимости от факта нарушения или отсутствия нарушений таким решением законных прав и интересов заявителя.

В п. 8 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 6, Пленума ВАС РФ № 8 от 01.07.1996 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» указано, что суды должны принимать иски граждан и юридических лиц о признании недействительными актов, изданных органами управления юридических лиц, если эти акты не соответствуют закону и иным нормативным правовым актам и нарушают права и охраняемые законом интересы этих граждан и юридических лиц, поскольку такие споры вытекают из гражданских правоотношений. Право на оспаривание участниками корпорации решений органов управления также закреплено положениями Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», а именно п. 103 в котором говорится, что по смыслу п. 1 ст. 2, п. 6 ст. 50 и п. 2 ст. 181.1 ГК РФ под решениями собраний понимаются решения гражданско-правового сообщества, т.е. определенной группы лиц, наделенной полномочиями принимать на собраниях решения, с которыми закон связывает гражданско-правовые последствия, обязательные для всех лиц, имевших право участвовать в таком собрании, а также для иных лиц, если это установлено законом или вытекает из существа отношений. В частности, к решениям собраний относятся решения коллегиальных органов управления юридического лица (собраний участников, советов директоров и т.д.), решения собраний кредиторов, а также комитета кредиторов при банкротстве, решения долевых собственников, в том числе решения собственников помещений в многоквартирном доме или нежилом здании, решения участников общей долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения.

Как установлено судом и следует из материалов дела РОО «КОПС» (ИНН <***>, КПП 390601001), КРОО «КОЯК» (ИНН <***>, КПП 391701001), РОО «БПА» Калининградской области (ИНН <***>, КПП 390601001) являются членами РОО «КОФПС» (ИНН <***>, КПП 390601001).

Согласно Устава РОО «КОФПС», зарегистрированного за ГРН 3912010680 от 15 мая 2014 г. РОО «КОФПС» является основанным на членстве независимым общественным объединением, созданным в соответствии с Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, федеральным законом «О физической культуре и спорте в РФ», федеральным законом «Об общественных объединениях» и другими законодательными актами в целях развития парусного спорта и парусного яхтинга на территории Калининградской области.

Пунктом 4.1 Устава установлено, что членами федерации могут быть физические лица и юридические лица – общественные объединения, осуществляющие свою деятельность преимущественно в парусном спорте либо в одном из видов парусного яхтинга, развивающие парусный спорт, парусный яхтинг в любых его формах, признающие и выполняющие Устав федерации и регулярно уплачивающие членские взносы.

Члены федерации имеют право избирать и быть избранными (члены федерации юридические лица – общественные объединения через своих делегированных представителей) в выборные органы федерации через своих избранников в выборных органах федерации контролировать деятельность органов федерации в соответствии с Уставом федерации, участвовать в разработке и реализации проектов и программ федерации (п. 5.2.1 Устава).

Высшим руководящим органом федерации является – конференция. Постоянно действующим руководящим органом федерации является Президиум. Исполнительным органом федерации является исполнительный комитет (п. 6.1 Устава).

Дата, место и время проведения конференции определяется решением Президиума федерации не позднее, чем за тридцать дней до начала конференции Норма представительства делегатов на конференции определяется Президиумом федерации – в соответствии с Регламентом конференции (п.6.1.2 Устава).

Решение конференции по вопросам, отнесенным к исключительной компетенции конференции, а именно: по вопросам внесения изменений и дополнений в Устав, реорганизации или ликвидации федерации, определения приоритетных направлений деятельности, принципов формирования и использования имущества, избрание президента и президиума принимаются 2/3 голосов из числа делегатов конференции, принявших участие в голосовании, при наличии кворума (п. 6.1.3Устава).

Членом Президиума федерации может быть избран гражданин РФ – член федерации или представитель члена федерации юридического лица – общественного объединения, достигший 21-летнего возраста на день выборов (п. 6.3.1 Устава).

Из содержания Регламента проведения, порядка выдвижения и регистрации делегатов на внеочередную выборную конференцию Калининградской областной федерации парусного спорта, утвержденного протоколом Президиума РОО «КОФПС» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что помимо вопросов порядка выдвижения и регистрации делегатов, нормы представительства участников, Президиумом были внесены ограничения на участие в процедуре избрания высшего органа управления общественной организации.

Возможность ограничения предусмотренного ст. 6 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», ст. 65.2 ГК РФ права быть избранными в руководящие и контрольно-ревизионный органы положениями Устава не предусмотрена. Из содержания Устава аналогичных полномочий по ограничению прав членов общественного объединения Президиуму предоставлено не было. Суд находит данные нарушения существенными, поскольку они ограничивают членов общественной организации в возможности реализации неотъемлемых прав участника корпорации, в том числе на возможность быть избранным в органы управления. Кроме того, голосование за кандидатуры в члены Президиума из числа присутствующих участников по своей сути является подменой воли, поскольку право определения кандидатур является правом участников организации.

В нарушение требований пп.4 ч. 1 ст. 20 82-ФЗ «Об общественных объединениях» вопрос формирования высшего органа относится к исключительной компетенции высшего органа управления, то есть конференции. Избрание кандидатов в Президенты, установление требований к ним, в частности наличие самостоятельного членства в КОФПС является процедурой формирования высшего органа управления, определяющей состав лиц, входящих в данный орган и должно быть регламентировано в Уставе организации.

Исходя из формулировок оспариваемого Регламента в рассматриваемом случае решен вопрос по установлению участников общественной организации на право участия в управлении делами, выразившееся в установлении порядка формирования высшего органа управления, а также установление ограничивающих права участников на участие в управлении и правом быть избранными в органы управления путем установления дополнительных критериев, не предусмотренных ни действующим законодательством, ни Уставом общественной организации, что не может быть отнесено к разряду решения текущих вопросов.

Вопросы исключительной компетенции (порядок формирования органа управления, внесение изменений в Устав, в части установления дополнительных требований к кандидатам) не могли быть переданы Президиуму общественной организации, что в силу ст. 181.5 ГК РФ влечет его недействительность.

Таким образом, принимая данные решения, Президиум вышел за пределы предоставленных ему законом и Уставом полномочий, нарушив при этом корпоративные права истцов на участие в управлении делами.

Вместе с тем, суд соглашается с позицией ответчика, в части отнесения к компетенции Президиума вопроса утверждения регламента, однако регламентирующего исключительно протокольный порядок организации и проведения конференции и установления нормы представительства делегатов в силу п. 6.1.3 и п. 6.3.12 Устава, также суд соглашается с позицией ответчика, в части установления нормы представительства делегатов от участников юридического и физического лица в соотношении 1:1, поскольку участие в составе юридического лица члена общественного объединения не тождественно и не может подтверждать участие данного лица в качестве самостоятельного члена РОО «КОФПС» с правами и обязанностями, предусмотренными для непосредственного члена, разрешение указанного вопроса относится к компетенции руководящего органа управления, исходя из общей стратегии развития организации.

Довод ответчика о последующем одобрении регламента на отчетно-выборной конференции членов региональной общественной организации Калининградская областная федерация парусного спорта 26.02.2023 отклоняется судом, поскольку вопрос повестки дня относился к регламенту проведения собрания, а именно последовательность выступлений, тайминг докладов, и не имеет относимости к содержанию спорного документа.

Учитывая, что обстоятельства, на которые истцы ссылаются как на основания заявленных исковых требований, нашли свое подтверждение в судебном заседании, суд считает заявленные истцами требования законными и обоснованными и приходит к выводу об удовлетворении требования в части признания незаконным решения Президиума региональной общественной организации «Калининградская областная федерация парусного спорта» (ИНН <***>, КПП 390601001) по пункту № 3 повестки дня, оформленное протоколом Президиума региональной общественной организации «Калининградская областная федерация парусного спорта» № 1/2023 от 19.01.2023.

Разрешая вопрос об обязании Президиума РОО «КОФПС» утвердить новый регламент соответствующий федеральному закону «Об общественных организациях» и не нарушающий принцип равноправия коллективных и индивидуальных членов, суд не находит оснований для его удовлетворения, поскольку, данный вопрос отнесен к исключительной компетенции соответствующих органов управления общественной организации, а вмешательство в их деятельность исключается, суд не вправе обязать принять какой-либо нормативный акт, равно как и входить в обсуждение вопроса о целесообразности его принятия.

Согласно ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере 6 000 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования региональной общественной организации «Калининградский областной парусный союз» (ИНН <***>, КПП 390601001), Калининградской региональной общественной организации «Калининградский областной Яхт-Клуб» (ИНН <***>, КПП 391701001), региональной общественной организации «Балтийская парусная ассоциация» Калининградской области (ИНН <***>, КПП 390601001) к региональной общественной организации «Калининградская областная федерация парусного спорта» (ИНН <***>, КПП 390601001) – удовлетворить частично.

Признать недействительным решение Президиума региональной общественной организации «Калининградская областная федерация парусного спорта» (ИНН <***>, КПП 390601001) по пункту № 3 повестки дня, оформленное протоколом Президиума региональной общественной организации «Калининградская областная федерация парусного спорта» № 1/2023 от 19.01.2023, а именно признать недействительным Регламент проведения, порядка выдвижения и регистрации делегатов на внеочередную выборную конференцию Калининградской областной федерации парусного спорта.

В остальной части искового заявления отказать.

Взыскать с региональной общественной организации «Калининградская областная федерация парусного спорта» (ИНН <***>, КПП 390601001) в пользу региональной общественной организации «Калининградский областной парусный союз» (ИНН <***>, КПП 390601001) расходы по уплате государственной пошлины в размере 6000 руб.

Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ленинградский районный суд г. Калининграда в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено будет 13 июля 2023 года.

Судья М.В. Мануковская