Дело № 2-2077/2020
Мотивированное решение составлено 24 июля 2020 года.
УИД: 51RS0002-01-2020-003114-13
З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
20 июля 2020 года г. Мурманск
Первомайский районный суд г. Мурманска в составе:
председательствующего судьи Григорьевой Е.Н.,
при секретаре Баюрове Р.Л.,
с участием истца ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Федеральному государственному казенному учреждению «***» Министерства обороны Российской Федерации о восстановлении трудовых прав работника и взыскании недополученной заработной платы и иных выплат,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Федеральному государственному казенному учреждению «***» Министерства обороны Российской Федерации (далее – ФГКУ «***» МО РФ) о восстановлении трудовых прав работника и взыскании недополученной заработной платы и иных выплат.
В обоснование заявленных требований указано, что *** между истцом и ответчиком заключен трудовой договор, в соответствии с которым истец принята на должность «***» без указания уровня квалификации с окладом (тарифной ставкой) в размере 7 540 рублей.
Исходя из толкования положений Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих в части требований к работнику, претендующему на занятие должности «***» и присвоения ему первой квалификационной категории, помимо соответствующего образования, необходимо наличие у работника стажа работы в должности «***» второй категории не менее 3 лет.
Истец полагает, что с учетом имеющегося у него стажа работы по ***, при трудоустройстве *** на должность «***» в ФГКУ «***» МО РФ истцу должна была быть установлена работодателем 1 квалификационная категория с соответствующим размером тарифной ставки по 1 категории.
В результате того, что ответчиком истец принята на должность «***» без присвоения 1 категории по оплате труда, истцу была недоначислена заработная плата за период с *** в общей сумме 72 749,92 рублей. Истцом была недополучена заработная плата за период с *** на общую сумму 63 292,39 рублей. Кроме того, в *** года истец не дополучила ЕДВ, размер которого составляет два должностных оклада в сумме 2 610 рублей.
Пунктом 6.10.3. коллективного договора ФГКУ «***» МО РФ предусмотрено условие о том, что заработная плата работникам выплачивается за первую половину месяца с 15 по 20 число данного месяца (аванс), а за вторую половину месяца с 1 по 5 число следующего месяца (окончательный расчет).
Истец считает, что указанные положения коллективного договора противоречат требованиям действующего трудового законодательства.
В соответствии со ст. 65 Трудового кодекса РФ, при заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю: паспорт или иной документ, удостоверяющий личность; трудовую книжку, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства; страховое свидетельство государственного пенсионного страхования; документы воинского учета - для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу; документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний - при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки.
Хранение копий паспорта, страхового свидетельства государственного пенсионного страхования, свидетельства о постановке на учет физического лица в налоговом органе (ИНН) и копий иных документов, таких как: страниц военного билета, в личном деле работника, даже при наличии письменного согласия работника на хранение копий указанных документов, превышает объем обрабатываемых персональных данных работника и действующим законодательством не предусмотрено, что нарушает права и свободы гражданина, снижает уровень прав и гарантий работника, противоречит федеральному законодательству.
Между тем, в личном деле истца хранятся копии свидетельства о ***, паспорта, ИНН.
По мнению истца действия работодателя по хранению в личном деле копий свидетельства о ***, паспорта, свидетельства о постановке на учет физического лица в налоговом органе (ИНН) противоречит положениям федерального законодательства о защите персональных данных гражданина.
Кроме того, приказом начальника ФГКУ «***» МО РФ от ***№*** на каждого работника возложена обязанность предоставить сведения согласно анкете.
Данный приказ вынесен по исполнение запроса Управления по Северному флоту ФСБ России от ***№*** о предоставлении сведений.
Истец не согласна с приказом ФГКУ «***» МО РФ от ***№***, поскольку он нарушает требования законодательства о персональных данных.
На основании вышеизложенного, истец просила обязать ответчика ФГКУ «***» МО РФ внести в трудовую книжку запись о присвоении 1 квалификационной категории по занимаемой ею должности «***» с ***; доначислить заработную плату за период с *** в сумме 72749,92 рублей, после чего выполнить удержания подоходного налога с указанной суммы; взыскать с ответчика недополученную заработную плату с *** в сумме 63 292,39 рублей; обязать ответчика начислить недоначисленную выплату единовременного денежного вознаграждения в размере двух должностных окладов за *** год в сумме 3 000 рублей, после чего выполнить удержания подоходного налога с указанной суммы; взыскать с ответчика недополученную выплату единовременного денежного вознаграждения в размере двух должностных окладов за *** год в сумме 2 610 рублей; признать пункт 6.10.3. коллективного договора ФГКУ «***» МО РФ, предусматривающего условия о сроках выплаты заработной платы работникам, определяемых временным промежутком, не соответствующим требованиям действующего трудового законодательства; обязать ответчика внести изменения в пункт 6.10.3. коллективного договора ФГКУ «***» МО РФ, предусматривающего условия о сроках выплаты заработной платы работникам, установив конкретные даты выплаты заработной платы; признать действия ответчика по хранению в личном деле копий документов: свидетельства о ***, паспорта, свидетельства о постановке на учет физического лица в налоговом органе (ИНН), противоречащими требованиям действующего законодательства о защите персональных данных гражданина; обязать ФГКУ «***» МО РФ удалить из личного дела копий документов: свидетельства о ***, паспорта, свидетельства о постановке на учет физического лица в налоговом органе (ИНН); признать приказ начальника ФГКУ «***» МО РФ от ***№*** противоречащим требованиям действующего законодательства о защите персональных данных гражданина; обязать ФГКУ «***» МО РФ отменить приказ от ***№***.
Истец ФИО1 в судебном заседании уточнила исковые требования, просила суд обязать ответчика ФГКУ «***» МО РФ внести в трудовую книжку запись о присвоении 1 квалификационной категории по занимаемой ею должности «***» с ***; доначислить заработную плату за период с *** по *** в сумме 72749,92 рублей, после чего выполнить удержания подоходного налога с указанной суммы; взыскать с ответчика недополученную заработную плату с *** по *** в сумме 63 292,39 рублей; обязать ответчика начислить недоначисленную выплату единовременного денежного вознаграждения в размере двух должностных окладов за *** год в сумме 3 000 рублей, после чего выполнить удержания подоходного налога с указанной суммы; взыскать с ответчика недополученную выплату единовременного денежного вознаграждения в размере двух должностных окладов за *** год в сумме 2 610 рублей, отказавшись от заявленных требований в остальной части иска. Не возражала против рассмотрения дела в порядке заочного производства.
Определением суда от *** прекращено производство по делу в части признания пункта 6.10.3. коллективного договора ФГКУ «***» МО РФ, предусматривающего условия о сроках выплаты заработной платы работникам, определяемых временным промежутком, не соответствующим требованиям действующего трудового законодательства; обязания ответчика внести изменения в пункт 6.10.3. коллективного договора ФГКУ «***» МО РФ, предусматривающего условия о сроках выплаты заработной платы работникам, установив конкретные даты выплаты заработной платы; признания действий ответчика по хранению в личном деле копий документов: свидетельства о ***, паспорта, свидетельства о постановке на учет физического лица в налоговом органе (ИНН), противоречащими требованиям действующего законодательства о защите персональных данных гражданина; обязания ФГКУ «***» МО РФ удалить из личного дела копий документов: свидетельства о ***, паспорта, свидетельства о постановке на учет физического лица в налоговом органе (ИНН); признания приказа начальника ФГКУ «***» МО РФ от ***№*** противоречащим требованиям действующего законодательства о защите персональных данных гражданина; обязания ФГКУ «***» МО РФ отменить приказ от ***№***.
Представитель ответчика ФГКУ «***» МО РФ в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, возражений по иску не представил.
Протокольным определением суда от *** в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования привлечен Филиал ФИО2
Представитель третьего лица Филиала ФИО2 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, возражений по иску не представил.
В соответствии со ст.233 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в порядке заочного производства.
Выслушав истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Часть 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации гласит о том, что каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
Согласно статье 2 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений является обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда (абзац пятый).
Часть 1 ст. 15 ТК РФ определяет трудовые отношения как отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В силу ст. 21 ТК РФ работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, количеством и качеством выполненной работы.
Установление работнику справедливой заработной платы обеспечивается положениями ТК РФ, закрепляющими обязанность работодателя обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности (ст. 22 ТК РФ).
Заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные и стимулирующие выплаты (абз. 1 ст. 129 ТК РФ). Тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (абз. 2 ст. 129 ТК РФ).
Согласно ст. 132 ТК РФ заработная плата каждого работника зависит, в том числе, от его квалификации. Запрещается какая бы то ни было дискриминация при установлении и изменений условий оплаты труда.
В силу ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Из ст. 12 Федерального закона Российской Федерации от 31.05.1996 № 61 – ФЗ «Об обороне» следует, что личный состав Вооруженных Сил Российской Федерации включает военнослужащих и лиц гражданского персонала (федеральных государственных гражданских служащих и работников) Вооруженных Сил Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 Положения «Об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных пений», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 № 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений» системы оплаты работников федеральных учреждений устанавливаются с учетом: единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов.
/ /
В силу п. 6 Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (далее - ЕКС), утвержденного Постановлением Минтруда России от 21.08.1998 №3, в характеристиках специалистов предусматривается в пределах одной и той же должности без изменения ее наименования внутридолжностное квалификационное категорирование по оплате труда. Квалификационные категории по оплате труда специалистов устанавливаются руководителем предприятия, учреждения, организации. При этом учитываются степень самостоятельности работника при выполнении должностных обязанностей, его ответственность за принимаемые решения, отношение к работе, эффективность и качество труда, а также профессиональные знания, опыт практической деятельности, определяемый стажем работы по специальности,
Таким образом, заработная плата работников учреждений Министерства обороны Российской Федерации зависит от установленного должностного оклада (тарифной ставки). При этом определенный тарифной ставки зависит от опыта практической деятельности пса, определяемый стажем работы по специальности.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что *** между истцом ФИО1 и ответчиком ФГКУ «***» МО РФ заключен трудовой договор, в соответствии с которым истец принята на должность «***» без указания уровня квалификации с окладом (тарифной ставкой) в размере 7 540 рублей.
Согласно Приложению № 1 к приказу Министра обороны РФ от 23.04.2014 № 255 по должности «***» установлены следующие размеры окладов (тарифных ставок):
- «***» без категории - 7540,00 рублей;
- «***» 2 категории - 7870,00 рублей;
- ***» 1 категории - 8976, 00 рублей.
Приказом Министра обороны РФ от ***№*** размер должностных окладов гражданского персонала учреждений Министерства обороны РФ изменен. В соответствии с Приложением №*** к данному по должности «***» установлены следующие размеры (тарифных ставок):
- «***» без категории - 7870,00 рублей;
- «***» 2 категории - 8540,00 рублей;
-«***» 1 категории - 9370, 00 рублей.
В соответствии со ст. 143 ТК РФ, квалификационный разряд - величина, отражающая уровень профессиональной подготовки работника.
В силу ст. 195.1 ТК РФ квалификация работника - это уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работника.
Таким образом, уровень квалификации работника законодатель определяет исходя из уровня профессиональной подготовки работника, опыта работы по определенной профессии или специальности, то есть, квалификация работника выступает мерой его компетентности в рамках отдельной специальности.
Базовые положения требований к квалификации по должности «***» содержатся в ЕКС. На основе данного справочника разрабатываются должностные инструкции, содержащие, в том числе и требования к квалификации работника, занимающего должность «***».
Согласно п. 5 ЕКС квалификационная характеристика каждой должности имеет три раздела. В разделе «Должностные обязанности» установлены основные трудовые функции, которые могут быть поручены полностью или частично работнику, занимающему данную должность. В разделе «Должен знать» содержатся основные требования, предъявляемые к работнику в отношении специальных знаний, а также знаний законодательных и нормативных правовых актов, положений, инструкций и других руководящих материалов, методов и средств, которые работник должен применять при выполнении должностных обязанностей. В разделе «Требования к квалификации» определены уровень профессиональной подготовки работника и требуемый стаж (опыт) работы.
Работник, претендующий на должность «***» без какой-либо категории, то есть, без требований к уровню квалификации, должен иметь высшее профессиональное (***) образование без предъявления к стажу работы или среднее профессиональное *** образование и стаж работы в должностях, замещаемых специалистами со профессиональным образованием, не менее 5 лет.
К работнику, претендующему на занятие должности «***» второй категории предъявляются требования: высшее профессиональное *** образование и стаж работы в должности *** или должностях, замещаемых специалистами с высшим профессиональным образованием, не менее 3 лет.
Требования к работнику, претендующему на занятие должности «***» первой категории предполагают высшее профессиональное (***) образование и стаж работы в должности *** второй категории не менее 3 лет.
Таким образом, исходя из буквального толкования положений ЕКС в части требований к работнику, претендующему на занятие должности «***» и присвоения ему 1 квалификационной категории, помимо соответствующего образования, необходимо наличие у работника стажа в должности «***» второй категории не менее 3 лет.
Одновременно, исходя из буквального толкования положений п. 6 ЕКС при установлении квалификационной категории по оплате труда учитывается стаж работы по специальности.
С учетом указанных положений ЕКС, основным критерием при установлении работнику, занимающему должность «***», 1 квалификационной категории и соответствующей данной категории тарифной ставки, являются: высшее образование и стаж работы по *** специальности.
Из трудовой книжки истца следует, что истец имеет *** практического опыта работы по должности «***».
Согласно записям трудовой книжки в *** году истец была принята должность ***, в *** году уволена с должности ***, в связи с выходом на пенсию по выслуге лет.
Исходя из положений ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202- прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры осуществляют надзор за исполнением законов, действующих на территории Федерации.
Квалификационные требования к должности помощника прокурора города, района и приравненного к ним утверждены приказом Генерального прокурора РФ от 02.11.2011 № 378, которые включают требования к профессиональным знаниям, умениям и навыкам в области юриспруденции.
Согласно п. 2 приказа Генерального прокурора РФ от 02.11.2011 № 378 квалификационные требования применяются к должности старшего помощника прокурора с учетом наличия у прокурорского работника, претендующего на занятие этой должности, как правило, не менее двух лет стажа службы в прокуратуре, а также выполняющего по данной должности работу, отличающуюся повышенной сложностью по сравнению с работой помощника прокурора, для выполнения которой требуются определенный практический опыт и углубленные профессиональные умения, навыки и компетенции.
Таким образом, работа в *** является работой по *** специальности, квалификационные требования к работникам *** предъявляются не менее высокие, чем к работникам по должности «***».
При таких обстоятельствах, исковые требования истца об обязании внести в трудовую книжку о присвоении 1 квалификационной категории по занимаемой ею должности «***» с *** являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
В судебном заседании установлено, что истцу была недоначислена заработная плата за период с *** в общей сумме 72 749,92 рублей. Также истцом была недополучена заработная плата за период с *** на сумму 63 292,39 рублей.
Кроме того, п. 2 Приложения №*** к приказу Министра обороны РФ от ***№*** по итогам календарного года предусмотрена выплата единовременного денежного вознаграждения в размере двух должностных окладов (далее - ЕДВ).
В *** истец не дополучила ЕДВ в сумме 2 610 рублей и 3 000 рублей.
Учитывая, что ответчиком и третьим лицом не оспаривается наличие задолженности в заявленном размере, доказательств, опровергающих, представленный истцом расчет задолженности по заработной плате в порядке ст. 56 ГПК РФ не представлено, тем самым судом установлено нарушение трудовых прав истца на своевременное получение заработной плата, и имеются основания для взыскания задолженности по заработной плате и ЕДВ в заявленном размере.
Руководствуясь ст.ст.194-198, 235-237 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО1 к Федеральному государственному казенному учреждению «***» Министерства обороны Российской Федерации о восстановлении трудовых прав работника и взыскании недополученной заработной платы и иных выплат – удовлетворить.
Обязать ФГКУ «***» МО РФ внести в трудовую книжку ФИО1 запись о присвоении 1 квалификационной категории по занимаемой ею должности «***» с ***.
Обязать ФГКУ «***» МО РФ начислить ФИО1 недоначисленную заработную плату за период с *** в сумме 72 749,92 рублей, после чего выполнить удержания подоходного налога с указанной суммы.
Взыскать с ФГКУ «***» МО РФ в пользу ФИО1 недополученную заработную плату за период с *** в сумме 63 292,39 рублей.
Обязать ФГКУ «***» МО РФ начислить ФИО1 недоначисленную выплату единовременного денежного вознаграждения в размере двух должностных окладов за *** год в сумме 3 000 рублей, после чего выполнить удержания подоходного налога с указанной суммы.
Взыскать с ФГКУ «***» МО РФ в пользу ФИО1 недополученную выплату единовременного денежного вознаграждения в размере двух должностных окладов за *** год в сумме 2 610 рублей.
Разъяснить ответчику право в течение 7 дней с момента получения копии решения направить в суд, принявший решение, заявление о пересмотре заочного решения суда. Заявление об отмене заочного решения должно содержать обстоятельства, свидетельствующие об уважительности причин неявки ответчика в судебное заседание, о которых он не имел возможности своевременно сообщить суду и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства, а также обстоятельства и доказательства, которые могут повлиять на решение суда.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий: подпись Е.Н. Григорьева