ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2081/2015 от 21.01.2016 Добрянского районного суда (Пермский край)

Дело № 2-212\15

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Добрянка 21 января 2016 года

Добрянский районный суд Пермского края в составе:

судьи Катаевой Т.В.

с участием представителя истца администрации Добрянского городского поселения Добрянского муниципального района Пермского края ФИО1

представителей МБУ «Управление городского хозяйства» ФИО2, ФИО3

ответчика Железной Л.Е.

при секретаре Петровой О.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации Добрянского городского поселения Добрянского муниципального района Пермского края, МБУ «Управление городского хозяйства» к Железной ФИО7 о признании дополнительного соглашения незаконным,

У с т а н о в и л:

ДД.ММ.ГГГГ между МБУ «Управление городского хозяйства» и Железной Л.Е. заключен трудовой договор , согласно которому ФИО4 принята на работу на должность <данные изъяты>.

ДД.ММ.ГГГГ между МБУ «Управление городского хозяйства» и Железной Л.Е. к указанному трудовому договору заключено Дополнительное соглашение , согласно которому в трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ пункт 9 Договора дополнен абзацем следующего содержания: «выплатить работнику компенсацию в размере <данные изъяты> при расторжении трудового договора в соответствии со ст.77 Трудового кодекса РФ».

ДД.ММ.ГГГГ ответчик ФИО4 подала заявление об увольнении по собственному желанию с требованием выплаты компенсации в соответствии с Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ.

Администрация Добрянского городского поселения Добрянского муниципального района Пермского края, МБУ «Управление городского хозяйства» обратились в суд с иском к Железной Л.Е о признании Дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ незаконным.

Требования мотивированы тем, что МБУ «Управление городского хозяйства» является некоммерческой организацией, созданной для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законом полномочий органов местного самоуправления, учредителем которого является администрация Добрянского городского поселения Добрянского муниципального района, и находящееся в ведомственном подчинении администрации; собственником имущества, находящегося в оперативном управлении Учреждения, является МО «Добрянское городское поселение Добрянского муниципального района Пермского края».

Истцы со ссылкой на нормы трудового законодательства считают заключенное между МБУ «Управление городского хозяйства» и Железной Л.Е. оспариваемое Дополнительное соглашение незаконным, поскольку целевым назначением компенсационных выплат при увольнении является снижение неблагоприятных последствий увольнения работника, связанных с потерей им работы, при вынужденном прекращении работы не по вине работника; компенсация, предусмотренная в дополнительном соглашении не предусмотрена действующим трудовым законодательством и не является компенсационной или гарантированной выплатой и не направлена на возмещение работнику затрат, связанных с исполнением им трудовых или иных обязанностей; при прекращении трудового договора по соглашению сторон выплата работнику выходного пособия законом не предусмотрена; локальными актами Учреждения не предусмотрена выплата компенсации на основаниях и в размере, определенных в дополнительном соглашении; указанная компенсация не относится к гарантиям и компенсациям, подлежащим реализации при увольнении работника по собственной инициативе, а также не является выходным пособием, не предусмотрена ни законом, ни системой оплаты труда и по существу носит произвольный характер и свидетельствует о злоупотреблении правом.

В судебном заседании представители истца на заявленных требованиях настаивали по указанным в иске основаниям, дополнив, что Учреждение финансируется МО «Добрянское городское поселение» и подотчетно муниципальному образованию; ранее подобные соглашения ни с кем не заключались; директор Учреждения при заключении оспариваемого соглашения превысил свои полномочия, поскольку в силу Устава Учреждения он подотчетен Администрации Добрянского городского поселения и не имел право на заключение подобного соглашения без согласования с учредителем; компенсационный фонд формируется только в случаях, указанных в трудовом законодательстве; из фонда экономии труда выплачиваются только стимулирующие выплаты; оспариваемое соглашение нарушает права других работников; указанная в соглашении сумма составляет <данные изъяты> заработной платы работников Учреждения.

Ответчик с иском не согласилась, мотивируя со ссылкой на письмо Государственной инспекции труда в Пермском крае от ДД.ММ.ГГГГ, что соглашение является неотъемлемой частью трудового договора, работодатель допустил нарушение трудового законодательства не начислив и не выплатив ответчику причитающуюся ей компенсацию; трудовое законодательство не содержит запрета условия о выплате компенсации в повышенном размере; заключая оспариваемое соглашение работодатель знал о возможности произвести оплату; работники Учреждения не будут ущемлены, т.к. при штате в <данные изъяты> единиц работает только <данные изъяты> сотрудников, что составляет экономию по заработной плате; поскольку дополнительное соглашение на момент расторжения трудового договора не расторгнуто, значит должно выполняться в полном объеме.

Суд, выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, пришел к следующему.

Судом установлено, что в соответствии с Уставом МБУ «Управление городского хозяйства» является некоммерческой организацией, созданной для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законом полномочий органов местного самоуправления, учредителем которого является администрация Добрянского городского поселения Добрянского муниципального района Пермского края, Учреждение находится в ведомственном подчинении Администрации Добрянского городского поселения.

Функции и полномочия учредителя и собственника имущества в отношении Учреждения осуществляет муниципальное казенное учреждение «Администрация Добрянского городского поселения» (п.1.3 устава).

Учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с целями деятельности, определенными в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, муниципальными и Уставом (п.1.5 Устава).

Согласно п.4.1. Устава все имущество, состоящее из основных фондов, оборотных средств и иных материальных ценностей, передаваемое Учреждению, для осуществления уставной деятельности, закрепляется за ним на праве оперативного управления.

Как следует из части 1 статьи 15 Трудового кодекса РФ трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Согласно статье 16 Трудового кодекса РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом.

Статьей 5 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что наравне с трудовым законодательством и иными нормативно- правовыми актами, трудовые отношения регулируются коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.

Согласно ч. 2 ст. 164 Трудового кодекса Российской Федерации компенсации - это денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Случаи предоставления гарантий и компенсаций предусмотрены в ст. 165 Трудового кодекса Российской Федерации. Данной статьей предусмотрено, что компенсации предоставляются, в том числе в некоторых случаях прекращения трудового договора. Данный перечень является открытым.

Одним из видов компенсации, связанных с увольнением работников, является выплата выходного пособия, порядок выплаты которого предусмотрен ст.178 ТК РФ.

Частью 4 ст. 178 Трудового кодекса Российской Федерации, сторонам трудовых отношений, предоставлено право предусматривать в трудовом договоре или в коллективном договоре другие случаи выплаты выходных пособий, помимо предусмотренных названной нормой трудового права, а также устанавливать их повышенный размер.

Однако возможность предусматривать иные, помимо указанных в ст. 178 Трудового кодекса Российской Федерации, случаи выплаты выходного пособия не означает, что право работодателя на установление таких выплат ничем не ограничено.

Из содержания ст. ст. 164 и 165 Трудового кодекса Российской Федерации следует, что целевым назначением компенсационных выплат при увольнении, к которым относится и оспариваемая компенсация, является снижение неблагоприятных последствий увольнения работника, связанных с потерей им работы не по его вине вследствие прекращения трудовых отношений не по его инициативе.

В силу приведенных выше положений действующего трудового законодательства выплата работнику компенсаций, в том числе связанных с расторжением заключенного с ним трудового договора, должна быть предусмотрена законом или действующей в организации системой оплаты труда, устанавливаемой коллективным договором, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативно-правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Компенсации при увольнении работника, не предусмотренные законом и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, могут быть установлены коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права, а также трудовым договором с конкретным работником с учетом действующей у работодателя системы оплаты труда.

Порядок составления и утверждение штатных расписаний бюджетных учреждений, находящихся в ведении Добрянского поселения, утвержденный постановлением главы Добрянского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ, предусматривает обязательное согласование штатных расписаний в администрации Добрянского городского поселения (п.2.2.).

Порядок формирования и структура фонда оплаты труда, наименования и условия осуществления выплат компенсационного и стимулирующего характера, критерии их установления работникам Учреждения установлен Положением о системе оплаты труда работников муниципального бюджетного учреждения «Управление городского хозяйства», находящегося в ведении Добрянского городского поселения, утвержденного постановлением администрации Добрянского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно п.2.1.1 Положения оплата труда работников Учреждения включает: должностные оклады, выплаты компенсационного характера, выплаты стимулирующего характера, социальные выплаты.

Указанное Положение выплату требуемой ответчиком компенсации не предусматривает; выплата данной компенсации не предусмотрена действующей в Учреждении системой оплаты труда, следовательно, предоставление указанной компенсации возможно исключительно в индивидуальном порядке и только после предварительного согласования с учредителем Учреждения.

Таким образом, выплата, по поводу которой возник спор, к гарантиям и компенсациям, подлежащим реализации при увольнении работника по указанному основанию не относится, выходным пособием не является и не направлена на возмещение работнику затрат, связанных с исполнением им трудовых или иных обязанностей, не носит компенсационного характера, а также не предусмотрена действующей у ответчика системой оплаты труда работников,

Кроме того, указанная компенсация не мотивирована по смыслу ст. 178 Трудового кодекса Российской Федерации, и помимо формального отсутствия оснований к ее выплате истцу, не имеет и какого-либо обоснования ее размера, учитывая при этом отсутствие какого-либо документа, в котором она была бы указана в качестве таковой.

Таким образом, сумма компенсации в размере <данные изъяты> установлена произвольно, без какого-либо экономического обоснования, вопреки согласию уполномоченного органа и действующей у работодателя системы оплаты труда, в связи с чем носит по существу произвольный характер, отражая злоупотребление правом при включении подобного условия в трудовой договор либо дополнительные соглашения к нему.

Из материалов дела и пояснений сторон следует, что ответчик проработал в МБУ «Управление городского хозяйства» значительный период времени на одной и той же должности, размер заработной платы ответчика был установлен трудовым договором согласно занимаемой должности в соответствии со штатным расписанием. Требуемая ответчиком компенсация при увольнении в размере <данные изъяты> не была изначально предусмотрена в трудовом договоре; на протяжении всего периода работы, ни одна из сторон трудового договора не требовала ее установления ни в индивидуальном, ни в коллективном порядке; перед увольнением ответчика каких – либо изменений в условиях ее работы, а также данных о значительном вкладе в деятельность учреждения, характеризующим ответчика как особо ценного работника, в материалах дела не имеется.

Таким образом, оснований для предоставления истцу существенных преимуществ перед другими работниками не имелось.

Условие Дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ по любому из предусмотренных законом оснований, противоречит целевому назначению компенсационных выплат и общеправовому принципу недопустимости злоупотребления правами.

Внесение дополнительным соглашением в трудовой договор условия о выплате компенсации при увольнении в размере, превышающем разумные пределы применительно как к фонду заработной платы, таки и финансовой ситуации Учреждения, свидетельствует о злоупотреблении сторонами договора правом, а также дискриминации по отношению к другим работникам данной организации, в трудовых договорах которых подобное условие отсутствует.

Доводы ответчика об отсутствии противоречия между условиями дополнительного соглашения и ч. 4 ст. 178 ТК РФ несостоятельны, так как установление компенсации в столь высоком размере, не отвечает положениям ч. 3 ст. 17 и ст. 37 Конституции Российской Федерации и ст. ст. 1 - 3, 9 ТК РФ, которые обязывают как работодателя, так и работника придерживаться в их правоотношениях общеправовых принципов справедливости, добросовестности и недопустимости злоупотребления правом.

Возможность предусматривать иные, помимо указанных в ст. 178 ТК РФ, случаи выплаты выходного пособия не означает, что право работодателя на установление таких выплат ничем не ограничено и не согласуется с разъяснениями, изложенными в пункте 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 2 от 17 марта 2004 года "О применении судами РФ Трудового кодекса РФ", согласно которым при реализации гарантий, предоставляемых Трудовым кодексом РФ работникам в случае расторжения с ними трудового договора, должен соблюдаться общеправовой принцип недопустимости злоупотребления правом.

Руководствуясь ст.ст.195-198 ГПК РФ,

Р е ш и л:

Иск администрации Добрянского городского поселения Добрянского муниципального района Пермского края, МБУ «Управление городского хозяйства» удовлетворить.

Признать Дополнительное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ, заключенное между МБУ «Управление городского хозяйства» и Железной ФИО8, незаконным.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Добрянский районный суд в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме.

Судья Т.В.Катаева

Решение не вступило в законную силу