Гр.дело № 2-2087/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 апреля 2014 года г. Чебоксары
Ленинский районный суд г. Чебоксары в составе:
председательствующего судьи Данилина Е.М.,
при секретаре судебного заседания Сарбаевой Т.С.,
с участием заместителя прокурора Ленинского района г. Чебоксары Столяровой Э.В.
заявителей ФИО1, ФИО2,
представителя заявителя ФИО3 – ФИО4,
представителя Чебоксарского городского собрания депутатов ФИО5,
представителя администрации г. Чебоксары ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО7 , ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО1, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО2, ФИО3 о признании решения Чебоксарского городского собрания депутатов недействительным в части,
установил:
Заявители обратились в суд с указанным заявлением о признании недействительным п. 1.17 Решения Чебоксарского городского Собрания депутатов от датаг. ----- в части земельных участков с кадастровыми номерами: ------.
Заявление мотивировано тем, что Ответчиком было принято решение Чебоксарского городского Собрания депутатов «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки Чебоксарского городского округа, утверждённые решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от дата -----», ----- от дата. Согласно указанным Правилам земельные участки, находящиеся по адресу: адрес), принадлежащие правообладателям на праве собственности на основании свидетельств о государственной регистрации с разрешенным видом использования: «для обслуживания индивидуального жилого дома» и договора аренды ----- от дата, по которому земельный участок предоставлен «для завершения индивидуального жилищного строительства», были отнесены к территориальной зоне малоэтажных индивидуальных жилых домов с участками (------), что позволяло использовать их собственникам и пользователю по прямому назначению.
В соответствии с решением Чебоксарского городского собрания Депутатов от дата -----, пункт 1.17, изменен градостроительный регламент части территориальной зоны малоэтажных индивидуальных жилых домов с участками (Ж-3), зоны объектов обслуживания населения (0-2), зоны общественно-деловой активности вблизи транспортных магистралей (О-З), зоны объектов обслуживания населения и производственной деятельности (0-7), зоны городских парков (Р-1) на зону многоквартирных домов в 6-16 этажей (Ж-1) земельного участка, расположенного в центральной части адрес, ограниченного улицами адрес, для развития застроенной территории (за исключением земельных участков с кадастровым» номерами ------).
Со ссылкой на ст. 209 ГК РФ заявители указывают, что данным Решением нарушаются права, свободы и законные интересы собственников и пользователя земельных участков, а именно: поскольку правообладателями земельных участков с кадастровыми номерами ------ в качестве объекта права зарегистрировано землепользование, из категорий земель населенных пунктов с разрешенным видом использования «для обслуживания индивидуального жилого дома», указанное Решение порождает ряд ограничений права собственности правообладателей в части реализации права распоряжения имуществом по своему усмотрению. В частности, собственники в связи с изменением градостроительного регламента части территориальной зоны малоэтажных индивидуальных жилых домов с участками (Ж-3) на зону многоквартирных домов в 6-16 этажей (Ж-1) лишены возможности проведения реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на земельных участках, в соответствии с положениями ч. 1-3 ст. 51, 52 главы 6 ГрК РФ.
Земельный участок с кадастровым номером ------ предоставлен ФИО10 на основании договора аренды земельного участка согласно распоряжению администрации города Чебоксары от -------р. Указанный земельный участок из земель населенных пунктов предоставлен во временное владение и пользование для индивидуального жилищного строительства. Таким образом, Решение порождает ограничения для пользователя указанного участка. Арендатор ФИО10 - в связи с принятием Решения лишен возможности зарегистрировать право собственности на земельный участок с разрешенным использованием - для обслуживания индивидуального жилого дома, а также объекта индивидуального жилищного строительства по факту завершения строительства.
Кроме этого, считают, что в связи с принятием Чебоксарским городским Собранием депутатов Решения (п. 1.17) нарушаются положения п.1, п.4 ч.1 ст.34; ч.1, п.1 ч.2 ст. 36 ГрК РФ и создается объективная причина для невозможности дальнейшего использования земельных участков с кадастровыми номерами: ------, и прилегающей к ним территории в соответствии с разрешённым видом использования, что в свою очередь влечет снижение рыночной стоимости как земельного участка, так и расположенных на участках объектов капитального строительства.
Земельные участки и жилые дома, на которые мы имеем свидетельства о регистрации на праве собственности, теперь объявлены вне закона, теперь они не соответствуют градостроительному регламенту и органу местного самоуправления можно принимать решение о развитии застроенной территории. Задача органов муниципальных образований состоит в согласовании публичных интересов и прав собственников, в установлении между ними разумного и справедливого баланса. Однако многоквартирные дома, подлежащие сносу, на наших участках отсутствуют и находятся далеко за их пределами. Включение наших участков в эту территорию было условным и безосновательным. Строительство многоквартирных домов не является социально значимым проектом и инициаторами подобных поправок преследуются исключительно коммерческие цели.
В судебном заседании заявители ФИО1, ФИО2, представитель заявителя ФИО3 – ФИО4 заявление поддержали по изложенным в нем основаниям.
Остальные заявители в судебное заседание не явились, представив заявления, в которых свои требования поддержали в полном объеме, просили рассмотреть дело без их участия.
Представитель заинтересованного лица Чебоксарского городского собрания депутатов ФИО5 просила в удовлетворении заявления отказать по основаниям, изложенным в отзыве, из которого следует, что в соответствии с требованиями законодательства и по результатам рассмотрения на заседании комиссии по землепользованию и застройке при главе администрации города Чебоксары заявки управления архитектуры и градостроительства администрации города Чебоксары (протокол от дата -----) главой администрации города Чебоксары принято постановление от дата ----- «О подготовке проекта решения Чебоксарского городского Собрания депутатов о внесении изменений в Правила землепользования и застройки Чебоксарского городского округа, утвержденные решением ЧГСД от дата -----», согласно которому управление архитектуры и градостроительства администрации города Чебоксары было поручено приступить к подготовке проекта внесения изменений в Правила землепользования и застройки Чебоксарского городского округа, по предложениям согласно приложению, в т. ч. по изменению градостроительного регламента части территориальной зоны малоэтажных индивидуальных жилых домов с участками (Ж-3), зоны объектов обслуживания населения (0-2), зоны общественно-деловой активности вблизи транспортных магистралей (О-З), зоны объектов обслуживания населения и производственной деятельности (0-7), зоны городских парков (Р-1) на зону многоквартирных домов в ------ (Ж-1) земельного участка, расположенного в центральной части города Чебоксары, ограниченного улицами К. ФИО22, Нижегородская, Водопроводная, для развития застроенной территории, а также обеспечить организацию и проведение публичных слушаний.
Постановлением Главы города Чебоксары от дата ----- были назначены публичные слушания по проекту решения ЧГСД «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки Чебоксарского городского округа» на дата. дата были проведены публичные слушания. По результатам которых комиссией по землепользованию был подготовлен протокол публичных слушаний и заключение.
По результатам публичных слушаний от 17 декабря в адрес Чебоксарского городского Собрания депутатов поступил проект решения «О внесении изменений в Правила землепользования и застройке Чебоксарского городского округа», в котором отсутствовал пункт, касающейся изменения градостроительного регламента земельного участка расположенного на адрес дата состоялось заседание Собрание депутатов, на котором депутатами единогласно было принято решение принять проект решения в том числе и оспариваемый пункт.
ЧГСД соблюдена процедура принятия решения, в том числе и по оспариваемому пункту, права заявителя не нарушены.
Представитель администрации г. Чебоксары ФИО6 просил в удовлетворении заявления отказать, пояснив, что права собственников решением не затрагиваются. Собственники продолжают пользоваться имуществом, если не причиняется вред. В пользовании не ограничены. Город развивается, подготавливается новый генеральный план. Собственники могут проживать, вопрос может встать только по разрешению реконструкции таких объектов. Собственники имущества, если захотят реконструировать, то могут сделать это без разрешения. Зона будет вероятно относится к Ж1, в связи с принятием нового генерального плана.
Прокурор Столярова Э.В. полагает, что процедура принятия соответствующего решения соблюдена, решения принято в соответствии с полномочиями Чебоксарского городского собрания депутатов и действующему законодательству соответствует. Оснований для признания его недействующим не имеется.
Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 26 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее – Закон) утверждение правил землепользования и застройки отнесено к вопросам местного значения городского округа.
Согласно ст. 28 Закона для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания.
На публичные слушания должны выноситься проекты правил землепользования и застройки.
В силу ст. 30 Градостроительного кодекса РФ (далее – ГрК РФ) правила землепользования и застройки разрабатываются в целях: 1) создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; 2) создания условий для планировки территорий муниципальных образований; 3) обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; 4) создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Согласно ч. 1 ст. 31 ГрК РФ подготовка проекта правил землепользования и застройки может осуществляться применительно ко всем территориям поселений, городских округов, а также к частям территорий поселений, городских округов с последующим внесением в правила землепользования и застройки изменений, относящихся к другим частям территорий поселений, городских округов.
В соответствии со ст. 32 ГрК РФ правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления. Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний по указанному проекту и заключение о результатах таких публичных слушаний.
Представительный орган местного самоуправления по результатам рассмотрения проекта правил землепользования и застройки и обязательных приложений к нему может утвердить правила землепользования и застройки или направить проект правил землепользования и застройки главе местной администрации на доработку в соответствии с результатами публичных слушаний по указанному проекту.
Правила землепользования и застройки подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещаются на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения), официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети "Интернет".
Физические и юридические лица вправе оспорить решение об утверждении правил землепользования и застройки в судебном порядке.
Статьей 33 ГрК РФ установлено, что внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 настоящего Кодекса.
В соответствии с постановлением администрации адрес ЧР от дата ----- принято решение о подготовке проекта решения Чебоксарского городского Собрания депутатов о внесении изменений в Правила землепользования и застройки Чебоксарского городского округа, утвержденные решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от дата -----".
По данному вопросу проведены предварительные слушания (дата протокол № 12) и подготовлено заключение комиссии по землепользованию и застройке администрации г. Чебоксары.
Решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от дата ----- «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки Чебоксарского городского округа, утвержденные решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от дата № ----- п. 1.17 изменен градостроительный регламент части территориальной зоны малоэтажных индивидуальных жилых домов с участками (Ж-3), зоны объектов обслуживания населения (0-2), зоны общественно-деловой активности вблизи транспортных магистралей (0-3), зоны объектов обслуживания населения и производственной деятельности (0-7), зоны городских парков (Р-1) на зону многоквартирных домов в ------ (Ж-1) земельного участка, расположенного в центральной части адрес, ограниченного улицами К. ФИО22, Нижегородская, Водопроводная, для развития застроенной территории (за исключением земельных участков с кадастровыми номерами ------
Данное решение принято в соответствии с полномочиями Чебоксарского городского собрания депутатов с соблюдением установленной процедуры.
Решение опубликовано в Вестнике органов местного самоуправления, выпуск ------ от -----
Заявители указывают о нарушении их прав собственников, поскольку являются правообладателями соответствующих земельных участков из категорий земель населенных пунктов с разрешенным видом использования «для обслуживания индивидуального жилого дома». Решение порождает ряд ограничений права собственности правообладателей в части реализации права распоряжения имуществом по своему усмотрению.
Данные доводы являются необоснованным ввиду следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка.
Предусмотренное подпунктом 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса РФ право собственника земельного участка возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием ограничено необходимостью соблюдения требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В соответствии с п. 2 ст. 85 Земельного кодекса РФ правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Согласно п. 3 ст. 85 Земельного кодекса РФ градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Понятие градостроительного регламента дается в ГрК РФ. Согласно п. 9 ст. 1 ГрК РФ градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства;
В соответствии с ч. 1 ст. 36 ГрК РФ градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Таким образом, федеральное законодательство ограничивает право лиц по использованию принадлежащих им земельных участков посредством строительства, реконструкции находящихся на участке объектов недвижимости необходимостью соблюдения требований градостроительного регламента.
Но при этом законодательство содержит и определенные гарантии прав таких лиц. Так, в силу п. 8 ст. 36 ГрК земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Таким образом, при принятии или изменении правил землепользования и застройки, которыми изменяется территориальное зонирование, содержание градостроительного регламента и, соответственно, разрешенное использование земельного участка, его собственник вправе продолжать использование этого участка, разрешенное до такого изменения, без какого-либо ограничения, в том числе по сроку, если только такое использование не создает опасности для перечисленных в части 8 статьи 36 Градостроительного кодекса объектов.
Также необходимо принимать во внимание, что в силу ст. 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки призваны обеспечивать не только права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, но и защищаемые законом права и интересы иных физических и юридических лиц, а также публичные интересы, связанные, в частности, с устойчивым развитием территорий муниципальных образований, сохранением окружающей среды и объектов культурного наследия, улучшением инвестиционной привлекательности соответствующих территорий и т.п., которые могут вступать в объективное противоречие с интересами собственников.
То есть, правила землепользования и застройки не имеют основной задачей обеспечение приоритета прав собственников земельных участков в ущерб иным интересам, а их значение состоит в согласовании этих прав и интересов, в установлении между ними разумного и справедливого баланса.
Конкретные собственники или иные владельцы земельных участков в случае увеличения объема ограничения права в результате внесения изменений в Правила землепользования и застройки не лишен права заявлять соответствующие требования, направленные на защиту их прав, в том числе в порядке п. 7. ст. 23 Земельного кодекса РФ.
С учетом изложенного, оснований для признания оспариваемого нормативного правого акта противоречащим законодательным актам, имеющим большую юридическую силу не имеется.
В соответствии со ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
При таких обстоятельствах, оснований для признания оспариваемого решения недействующим (заявителями указано – недействительным) не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
решил:
В удовлетворении заявления ФИО23 ФИО49, ФИО23 ФИО50, ФИО9 ФИО51, ФИО10 ФИО52, ФИО11 ФИО53, ФИО12 ФИО54, ФИО1 ФИО55, ФИО13 ФИО56, ФИО14 ФИО57, ФИО15 ФИО58, ФИО16 ФИО59, Липовой ФИО60, ФИО18 ФИО61, ФИО19 ФИО62, Поповой ФИО63, ФИО21 ФИО64, ФИО22 ФИО65, ФИО2 ФИО66, ФИО3 ФИО67 о признании недействительным п. 1.17 Решения Чебоксарского городского Собрания депутатов от датаг. ----- в части земельных участков с кадастровыми номерами: ------ – отказать.
На решение могут быть поданы апелляционные жалобы, апелляционное представление в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Ленинский районный суд г.Чебоксары.
Председательствующий судья Е.М. Данилин
В окончательной форме
решение принято 22.04.2014
Судья Е.М. Данилин