Дело 2-2091/18
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Южно-Сахалинский городской суд
В составе:
председательствующего судьи Умновой М.Ю.,
при секретаре Соколовой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Администрации г. Южно-Сахалинска о признании права собственности на недвижимое имущество, суд
У С Т А Н О В И Л:
Истец ФИО1 обратилась в суд к администрации г. Южно-Сахалинска о признании права собственности на недвижимое имущество, в виде магазина, расположенного по <адрес>, кадастровый номер №. В обоснование иска указала следующие обстоятельства.
7 июня 2000 года между Комитетом по управлению муниципальной собственностью города Южно-Сахалинска и предпринимателем без образования юридического лица (ПБЮЛ) ФИО1 был заключен договор № аренды земельного участка №, площадью 60 кв.м., расположенный по <адрес> предоставлен для/под проектирования мини-маркета сроком на 1 год.
Постановлением мэра г.Южно-Сахалинска № от 17 октября 2000 года ПБЮЛ ФИО1 разрешено строительство торгового павильона в соответствии с разработанным проектом на ранее предоставленном земельном участке №, площадь предоставленного в аренду земельного участка уточнена с 0,0060га до 0,00348га. (л.д. 21).
19 декабря 2000 года инспекцией Архитектурно-строительного надзора Российской Федерации было выдано разрешение № для выполнения строительно-монтажных работ, а именно строительство торгового павильона.
Договор аренды земельного участка постановлениями мэра г. Южно-Сахалинска неоднократно продлевался.
Имеется акт приемки, законченного строительством объекта приемочной комиссией от 15 марта 2002 года, утвержденный постановлением мэра № от 15 марта 2002 года.
27 апреля 2002 года выдано разрешение на реконструкцию объекта и предпринимателю ФИО1 разрешена реконструкция принадлежащего ей торгового павильона под магазин.
По результатам проведенных строительных работ в рамках реконструкции торгового павильона изготовлен технический паспорт на магазин, общей площадью 103,4 кв.м. На основании данного паспорта магазин поставлен на кадастровый учет как объект капитального строительства. Указанный магазин относится к категории недвижимого имущества.
В связи с тем, что ФИО1 в рамках действующего на тот момент законодательства, произведена реконструкция торгового павильона под магазин, последующая постановка на кадастровый учет как объекта недвижимости, то у истца возникло право собственности на указанный объект недвижимости.
В судебном заседании представитель истца ФИО2, действующий на основании доверенности, исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске, просил суд их удовлетворить. Считает, что поскольку имеется акт приемки, законченного строительством объекта приемочной комиссией от 15 марта 2002 года, утвержденный постановлением мэра № от 15 марта 2002 года, то указанный акт является доказательством того, что разрешение на строительство было дано на объект капитального строительства и введен в действие так же объект капитального строительства.
Представитель ответчика Администрации г. Южно-Сахалинска ФИО3 Гир, действующий на основании доверенности, по иску возражал, пояснив, что первоначально был введен в действие торговый павильон, как временное сооружение. Действующим на тот момент законодательством была предусмотрена выдача разрешения на строительство и приемка в эксплуатацию на все строительные объекты. В дальнейшем разрешение на реконструкцию торгового павильона под магазин, и его приемка в эксплуатацию как объекта недвижимости произведена не была. Право собственности у истца не возникло, к настоящему времени договор аренды земельного участка с истцом расторгнут.
Истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения суд считает извещенной на основании положений ст. 165.1 ГК РФ.
На основании ст. 167 ГПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие истца, надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения дела.
Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
7 июня 2000 года между Комитетом по управлению муниципальной собственностью города Южно-Сахалинска и предпринимателем без образования юридического лица ФИО1 был заключен договор № аренды земельного участка №, площадью 60 кв.м., расположенный по адресу: г. Южно-Сахалинск, пл.р-н Новоалександровск, по восточной стороне <адрес>. Участок предоставлен для/под проектирования мини-маркета сроком на 1 год. (л.д. 11-20)
Постановлением мэра г.Южно-Сахалинска № от 17 октября 2000 года ПБЮЛ ФИО1 разрешено строительство торгового павильона в соответствии с разработанным проектом на ранее предоставленном земельном участке №, площадь предоставленного в аренду земельного участка уточнена с 0,0060га до 0,00348га. (л.д. 21).
Как указывает сторона истца 19 декабря 2000 года инспекцией Архитектурно-строительного надзора Российской Федерации было выдано разрешение № для выполнения строительно- монтажных работ, а именно строительство торгового павильона. Данное разрешение в материалах дела отсутствует.
Судом не принимаются доводы стороны истца о том, что указанное разрешение на строительство и акт приемки, законченного строительством объекта приемочной комиссией, утвержденный постановлением мэра № от 15 марта 2002 года является доказательством того, что разрешение на строительство было дано объект капитального строительства и введен в действие так же объект капитального строительства.
Вопросы выдачи разрешений на строительство урегулированы в Градостроительном кодексе Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс), Федеральном законе от 17 ноября 1995 г. N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об архитектурной деятельности), ряде подзаконных нормативно - правовых актах.
В соответствии со ст.62 Градостроительного кодекса разрешение на строительство представляет собой документ, удостоверяющий право собственника, владельца, арендатора или пользователя объекта недвижимости осуществить застройку земельного участка, строительство, реконструкцию здания, строения и сооружения, благоустройство территории.
При этом под объектом недвижимости понимаются объекты, в отношении которых осуществляется градостроительная деятельность, т.е. деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц в области градостроительного планирования развития территорий и поселений, определения видов использования земельных участков, проектирования, строительства и реконструкции объектов недвижимости с учетом интересов граждан, общественных и государственных интересов, а также национальных, историко - культурных, экологических, природных особенностей указанных территорий и поселений.
Разрешение на строительство выдается на основании заявлений заинтересованных физических и юридических лиц, документов, удостоверяющих их права на земельные участки, и при наличии утвержденной проектной документации.
Пунктом 2 статьи 3 Федерального закона "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" (в редакции 17.11.95 года) предусмотрено, что строительство любого объекта должно вестись при наличии разрешения собственника земельного участка и (или) здания, сооружения и с соблюдением градостроительных, строительных норм и правил.
Постановлением мэра города Южно-Сахалинска от 25.11.1996года N 1699 были утверждены Правила планировки, застройки и благоустройства административной территории города Южно-Сахалинска (в редакции 30.12.1999 года). В соответствии с правилами на территории г.Южно-Сахалинске разрешение на ведение строительно - монтажных работ выдается в два этапа: первый этап - период подготовки и организации стройплощадки - на срок, определенный проектом организации строительства; второй этап - на весь нормативный период строительства, определенный нормами продолжительности строительства данного объекта, после подтверждения соответствия строительной площадки утвержденному стройгенплану работниками инспекции ГАСН.(.п. 12.1)
Этими же правилами определено, что приемка в эксплуатацию объектов, законченных строительством, осуществляется по заявке заказчика государственными комиссиями, назначаемыми распоряжением мэра, а также на основании Временного положения "О приемке законченных строительством объектов в эксплуатацию", № от 09.07.93, при наличии исполнительных съемок вне зависимости от назначения и форм собственности. (п.12.5). Сдаче в эксплуатацию государственным комиссиям подлежат все объекты, законченные строительством на территории города вне зависимости от назначения и форм собственности, включая компактные АЗС, временные автостоянки, индивидуальные жилые дома и т.д., за исключением дачных домиков и строений. (п. 12.6)
В связи с чем, на основании действующих норм законодательства истцу и выдавалось разрешение на строительство и постановлением мэра № от 15 марта 2002 года был утвержден акт приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией.
Постановлением мэра г. Южно-Сахалинска № от 16 марта 2001 года ПБЮЛ ФИО1 разрешено выполнить комплекс работ по обустройству инженерных сетей торгового павильона, расположенного на земельном участке №6598, с целью изменения наименования на временный неспециализированный магазин. (л.д. 22)
Постановлением мэра г. Южно-Сахалинска № от 10 августа 2001 года срок договора аренды земельного участка продлен с 30 мая 2001 года по 30 мая 2002 года. (л.д. 23)
Дополнительным соглашением №1/236 от 3 сентября 2001 года между Комитетом по управлению муниципальной собственностью города Южно-Сахалинска и предпринимателем без образования юридического лица ФИО1 срок договора аренды земельного участка продлен 30 мая 2001 года по 30 мая 2002 года. (л.д.24).
В материалах дела имеется заключение начальника управления архитектуры и градостроительства ДАГУН № от 14 мая 2008 года, на основании которого в заключении сделан вывод, что возможно изменение статуса объекта на капитальный (л.д. 52)
16 июля 2007 года было издано постановление мэра г. Южно-Сахалинска №, где срок договора аренды земельного участка продлен с 1 июля 2007 года по 31 мая 208 года. (л.д.27) и одновременно изменено целевое назначение земельного участка на «под торговый павильон с разрешением разработки проекта реконструкция торгового павильона под магазин».
После издания соответствующего постановления истец на основании положений части 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, которой определено, что строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей, должна была получить разрешение на реконструкцию объекта капитального строительства.
Истец в обоснование выданного разрешения на реконструкцию торгового павильона ссылается на разрешение строительство от 27 апреля 2002 года, выданное предпринимателю ФИО1 государственной инспекцией труда (л.д. 33-43). Суд считает, что указанное разрешение не является разрешением на строительство в понимании норм Градостроительного Кодекса РФ 1998 года.
Так, пунктом 1 статьи 62 Градостроительного кодекса РФ от 07.05.1998 года, действовавшего на момент осуществления строительства магазина, определено понятие разрешения на строительство как документа, удостоверяющего право собственника, владельца, арендатора или пользователя объекта недвижимости осуществить застройку земельного участка, строительство, реконструкцию здания, строения и сооружения, благоустройство территории.
Доказательств того, что государственной инспекцией архитектурно- строительного надзора выдавалось разрешение на строительство, установленной формы, суду не представлено.
По ходатайству стороны истца был сделан соответствующий запрос, на который получен ответ, что Департаментом архитектуры и градостроительства 19 декабря 2000 года выдавалось разрешение на строительство №168/2000 для выполнения строительно- монтажных работ объекта «Торговый павильон», расположенный по <адрес>, с кадастровым номером №. Указанное разрешение не является архивным документом.
Как указано и проанализировано судом выше, разрешение на строительство № для выполнения строительно- монтажных работ объекта «Торговый павильон», расположенного по <адрес>, с кадастровым номером №, выдавалось на объект «Торговый павильон», как временное сооружение, а не на объект капитального строительства.
Постановлением мэра города Южно-Сахалинска от 25.11.1996года N 1699 были утверждены Правила планировки, застройки и благоустройства административной территории города Южно-Сахалинска (в редакции 30.12.1999 года, действовавшей до 30 января 2005 года). Так, Правилами прописан порядок сдачи объектов в эксплуатацию:
12.5. Приемка в эксплуатацию объектов, законченных строительством, осуществляется по заявке заказчика государственными комиссиями, назначаемыми распоряжением мэра, а также на основании Временного положения "О приемке законченных строительством объектов в эксплуатацию", N БЕ-19-11/13 от 09.07.93, при наличии исполнительных съемок вне зависимости от назначения и форм собственности.
12.6. Сдаче в эксплуатацию государственным комиссиям подлежат все объекты, законченные строительством на территории города вне зависимости от назначения и форм собственности, включая компактные АЗС, временные автостоянки, индивидуальные жилые дома и т.д., за исключением дачных домиков и строений.
12.7. Утверждение актов государственных комиссий по объектам жилищно - гражданского назначения производится постановлением мэра города, а по объектам производственного назначения - органом, назначившим государственную комиссию.
Как следует из материалов дела, утвержденного постановлением мэра г.Южно-Сахалинска акта ввода в эксплуатацию объекта капитального объекта «Магазин» расположенного по <адрес>, с кадастровым номером №, не имеется.
Постановлением мэра г. Южно-Сахалинска № от 15 марта 2002 года был утвержден акт приемки, законченного строительством объекта «торгового павильона». Из акта приемки, законченного строительством объекта, так же усматривается, что принят «торговый павильон «Северный».
Доказательств того, что приемочной комиссией принимался магазин, как капитальный объект, не имеется.
Кроме того, как указывает истец в 2002 году был построен и введен в действие магазин как объект недвижимости, то незаконным является принятое 16 июля 2007 года постановление мэра г. Южно-Сахалинска №, где срок договора аренды земельного участка продлен с 1 июля 2007 года по 31 мая 208 года. (л.д.27) и одновременно изменено целевое назначение земельного участка на «под торговый павильон с разрешением разработки проекта реконструкция торгового павильона под магазин».
Только после 2007 года было изменено целевое назначение земельного участка «под торговый павильон с разрешением разработки проекта реконструкция торгового павильона под магазин».
Разрешение на реконструкции торгового павильона под магазин и акт ввода в эксплуатацию магазина, имевших место после 2007 года, суду не представлено.
Судом не принимается довод стороны истца о том, что изготовлен технический паспорт на магазин, общей площадью 103,4 кв.м и объект поставлен кадастровый учет как объект капитального строительства, поскольку указанные обстоятельства не свидетельствуют о возникновении права собственности на спорный объект.
В настоящем судебном заседании так же установлено, что договор аренды земельного участка от 7 июля 2000 года № с ФИО1 расторгнут.
На основании изложенного, исковые требования истца являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Администрации г. Южно-Сахалинска о признании права собственности на недвижимое имущество магазин <адрес> кадастровый номер №, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Сахалинский областной суд через Южно-Сахалинский городской суд в течение месяца со дня постановления в окончательном виде.
Председательствующий судья М.Ю. Умнова
Мотивированное решение вынесено ДД.ММ.ГГГГ
Председательствующий судья М.Ю. Умнова