ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2099/19 от 04.07.2019 Ленинскогого районного суда г. Астрахани (Астраханская область)

2-2099/19

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

04 июля 2019 года г. Астрахань

Ленинский районный суд г. Астрахани в составе:

председательствующего Цыганковой С.Р.,

при секретаре Искаковой Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора в интересах неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации к МБУ «ЗГ» о возложении обязанности по разработке проекта освоения лесов,

у с т а н о в и л:

Прокурор в интересах неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации обратился в суд с иском к МБУ «Зеленый город» о возложении обязанности по разработке проекта освоения лесов, указав, что Постановлениями администрации МО «Город Астрахань» Учреждению в постоянное (бессрочное) пользование для содержания городских лесов предоставлены земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м, а также земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., расположенные по адресу: <адрес>; земельные участки площадью <данные изъяты> кв.м, <данные изъяты> кв.м, расположенные по адресу: <адрес>, <данные изъяты> кв.м, <данные изъяты> кв.м, <данные изъяты> кв.м, расположенные по адресу: <адрес>; земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м по адресу: <адрес>. Одним из условий предоставления Учреждению земельных участков для содержания городских лесов, предусмотренным п. 2.2 указанных постановлений является содержание объектов в соответствии с земельным и лесным законодательством.

Вместе с тем, прокуратурой установлено, что Учреждением использование лесов осуществляется в нарушение документов, на основании которых предоставлены лесные участки, а также вышеперечисленных требований закона, так как соответствующий проект освоения лесов, получивший положительное заключение муниципальной экспертизы, отсутствует.

Использование Упреждением лесов в отсутствие проекта освоения, прошедшего муниципальную экспертизу, может оказать негативное воздействие на окружающую среду, ввиду его неправильного использования, что может нарушить право собственности Российской Федерации на леса (ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации), в связи с чем истец просит суд обязать МБУ города Астрахани «ЗГ» в течение <данные изъяты> месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать и представить в Управление по коммунальному хозяйству и благоустройству муниципального образования «<адрес>» для проведения муниципальной экспертизы проект освоения лесов и иные документы, предусмотренные пунктами 2.6.1, 2.6.2 Административного регламента администрации муниципального образования «Город Астрахань» предоставления муниципальной услуги «Проведение муниципальной экспертизы проектов освоения лесов, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования «Город Астрахань», утвержденного постановлением администрации муниципального образования «Город Астрахань» от <дата обезличена><№>.

Представитель истца помощник Прокурора Ломтева Я.А. исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.

Представитель ответчика МБУ города Астрахани «ЗГ» по доверенности Логинова А.Н. в судебном заседании представила заявление о признании иска ответчиком, пояснив, что в связи с тем, что требования истца обоснованны, исковые требования учреждение признает в полном объеме. Положения статей 35, 39,173 ГПК РФ разъяснены и понятны.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, Прокурор на основании поступившей информации проведена проверка исполнения лесного законодательства в деятельности МБУ г. Астрахани «ЗГ» (далее –Учреждение)

Согласно Уставу МБУ г. Астрахани «ЗГ», утвержденному приказом УКХиБ администрации МО «Город Астрахань» от <дата обезличена><№> одной из целей деятельности Учреждения является охрана, защита и воспроизводство лесов, расположенных на территории г. Астрахани. Для достижения данной цели Учреждение осуществляет проведение следующих мероприятий на территории городских лесов: обеспечение рационального неистощимого использования лесов города, подготовка документации для проведения мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов и др.

Постановлением администрации МО «Город Астрахань» от <дата обезличена><№> Учреждению в постоянное (бессрочное) пользование для содержания городских лесов предоставлены земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м, а также земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. расположенные по адресу<адрес>.

Постановлением администрации МО «Город Астрахань» от <дата обезличена><№> Учреждению в постоянное (бессрочное) пользование для содержания городских лесов предоставлены земельные участки площадью <данные изъяты> кв.м, <данные изъяты> кв.м, расположенные по адресу: <адрес>, <данные изъяты> кв.м, <данные изъяты> кв.м, <данные изъяты> кв.м, расположенные по адресу: <адрес>

Постановлением администрации МО «Город Астрахань» от <дата обезличена><№> Учреждению в постоянное (бессрочное) пользование для содержания городских лесов предоставлен земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м по адресу: <адрес>.

Одним из условий предоставления Учреждению земельных участков для содержания городских лесов, предусмотренным п. 2.2 указанных постановлений является содержание объектов в соответствии с земельным и лесным законодательством.

В силу ст. 1 Лесного кодекса Российской Федерации закреплены основные принципы лесного законодательства: устойчивое управление лесами, сохранение биологического разнообразия лесов, повышение их потенциала; сохранение лесов, в том числе посредством их охраны, защиты, воспроизводства, лесоразведения; улучшение качества лесов, а также повышение их продуктивности и др.

Согласно ст. 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса.

В соответствии с п. 3 приказа Рослесхоза от 29.02.2012 № 69 «Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки» проект освоения лесов содержит сведения о разрешенных видах и проектируемых объемах использования лесов, мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов, по созданию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, по охране объектов животного мира и водных объектов, а в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации, также о мероприятиях по строительству, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры.

При этом в силу п. 2 указанного приказа невыполнение гражданином, юридическим лицом, осуществляющими использование лесов, проекта освоения лесов является основанием для досрочного расторжения договора аренды лесного участка, а также принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком.

Из п.п. 28, 34 указанного нормативно-правового акта следует, что проект освоения лесов разрабатывается лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, в соответствии со статьей 12 Лесного кодекса Российской Федерации на основании договора аренды лесного участка, свидетельства о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка), материалов государственного лесного реестра, документов территориального планирования, а также иных специальных обследований.

Проект освоения лесов представляется в уполномоченный орган государственной власти или орган местного самоуправления в трех экземплярах на бумажных носителях и один - в электронном виде.

Приказом Минприроды России от 26.09.2016 № 496 утвержден порядок государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов (далее - Порядок).

В силу п.п. 2-3 Порядка государственная или муниципальная экспертиза проекта освоения лесов (далее - Экспертиза) проводится органами государственной власти и органами местного самоуправления в соответствии с принятыми административными регламентами предоставления государственной и муниципальной услуг на основании заявления, указанного в пункте 5 Порядка, в пределах полномочий в соответствии со статьями 81 -84 Лесного кодекса. Целью Экспертизы является оценка соответствия проекта освоения лесов нормам законодательства Российской Федерации, целям и видам освоения лесов, предусмотренных проектом освоения лесов, договору аренды лесного участка, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации.

Согласно п. 5 Порядка лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, для проведения Экспертизы подают в органы государственной власти или органы местного самоуправления письменное заявление с приложением проекта освоения лесов, или внесенных в него изменений, на бумажном носителе в двух экземплярах, в прошитом и пронумерованном виде, или в электронном виде в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования сети «Интернет», в том числе через «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».

Постановлением администрации муниципального образования «Город Астрахань» от <дата обезличена><№> утвержден административный регламент администрации муниципального образования «Город Астрахань» предоставления муниципальной услуги «Проведение муниципальной экспертизы проектов освоения лесов, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования «Город Астрахань», в силу п.п. 2.6.1, 2.6.2 которого для получения муниципальной услуги заявитель представляет в Управление по коммунальному хозяйству и благоустройству муниципального образования «Город Астрахань» заявление о проведении муниципальной экспертизы проекта освоения лесов по установленной форме, проект освоения лесов или внесенных в него изменений, документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя (при необходимости).

Вместе с тем, прокуратурой установлено, что Учреждением использование лесов осуществляется в нарушение документов, на основании которых предоставлены лесные участки, а также вышеперечисленных требований закона, так как соответствующий проект освоения лесов, получивший положительное заключение муниципальной экспертизы, отсутствует.

В связи с выявленными нарушениями закона в адрес директора Учреждения внесено представление от <дата обезличена><№>. Однако согласно ответам на представление от <дата обезличена><№>, от <дата обезличена><№> Учреждением до настоящего времени нарушения закона не устранены.

Кроме того, по постановлению прокурора должностное лицо Учреждения постановлением Службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области от <дата обезличена><№> привлечено к административной ответственности по ч. 4 ст. 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Использование Упреждением лесов в отсутствие проекта освоения, прошедшего муниципальную экспертизу, может оказать негативное воздействие на окружающую среду, ввиду его неправильного использования, что может нарушить право собственности Российской Федерации на леса (ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации).

В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 09.01.1998 № 1-П указано, что лесной фонд ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения устойчивого развития (сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России и выполнения ею соответствующих международных обязательств) и рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов представляет собой публичное достояние многонационального народа России, как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим.

Согласно с ч. 1 ст. 9 Конституции Российской Федерации, земля и природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности. Статьей 42 Конституции Российской Федерации закреплены три самостоятельных правомочия: право на благоприятную среду; право на получение достоверной информации о ее состоянии и право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Эта группа правомочий относится к экологическим правам каждого гражданина, субъектами прав являются граждане Российской Федерации, лица без гражданства, иностранные граждане, находящиеся на территории РФ.

В соответствии со ст. 262 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на незакрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц.

В соответствии с ч. 1 ст. 173 ГПК РФ признание иска ответчиком заносится в протокол судебного заседания и подписывается истцом, ответчиком или обеими сторонами. В случае если признание иска выражено в адресованном суду заявлении в письменной форме, это заявление приобщается к делу, на что указывается в протоколе судебного заседания.

Согласно ч. 2 указанной статьи суд разъясняет ответчику последствия признания иска.

На основании ч. 3 ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

Предусмотренное частью 1 статьи 39 ГПК РФ право ответчика признать иск вытекает из принципа диспозитивности, который, в частности, означает, что процессуальные отношения в гражданском судопроизводстве возникают, изменяются и прекращаются главным образом по инициативе непосредственных участников спорного материального правоотношения, имеющих возможность с помощью суда распоряжаться своими процессуальными правами, а также спорным материальным правом.

Из содержания ч. 1 ст. 39 ГПК РФ следует, что право на совершение распорядительных действий принадлежит исключительно сторонам.

Ответчик МБУ г. Астрахани «ЗГ» признало исковые требования в полном объеме, что подтверждается письменным заявлением. Ему известны последствия признания исковых требований, приведенные в ст. 173 ГПК РФ.

При таких обстоятельствах, учитывая, что использование лесов в отсутствие проекта освоения лесов, получившего положительное заключение по результатам муниципальной экспертизы, нарушает также права неопределённого круга лиц - граждан, которые находятся и могут находиться в будущем в лесах, расположенных на территории МО «Город Астрахань», принимая во внимание, что признание иска ответчика является добровольным, не противоречит закону и не нарушает права и интересы других лиц, суд, с учетом характера спорных правоотношений полагает возможным принять признание иска ответчиком, удовлетворив заявленные истцом требования в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

исковые требования Прокурора в интересах неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации к МБУ «ЗГ» о возложении обязанности по разработке проекта освоения лесов удовлетворить в полном объеме.

Обязать МБУ «ЗГ» в течение <данные изъяты> месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать и представить в УПХ» для проведения муниципальной экспертизы проект освоения лесов и иные документы, предусмотренные пунктами 2.6.1, 2.6.2 Административного регламента администрации муниципального образования «Город Астрахань» предоставления муниципальной услуги «Проведение муниципальной экспертизы проектов освоения лесов, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования «Город Астрахань», утвержденного постановлением администрации муниципального образования «Город Астрахань» от <дата обезличена><№>

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Астраханский областной суд через районный суд, вынесший решение.

Судья: С.Р.Цыганкова

Мотивированное решение изготовлено 8 июля 2019 года.

Судья: С.Р.Цыганкова