ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-209/18 от 17.09.2018 Северо-енисейского районного суда (Красноярский край)

Дело № 2-209/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

17 сентября 2018 года гп. Северо-Енисейский

Красноярского края

Северо-Енисейский районный суд Красноярского края в составе

Председательствующего судьи Пиджакова Е.А.,

при секретаре Григорьевой Н.В.,

с участием: представителя ответчика МУП «УККР» Тихоновой И.Б., действующей на основании доверенности №1103 от 14.05.2018г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Министерства Лесного хозяйства Красноярского края, действующего в интересах РФ к МУП «Управление коммуникационным комплексом Северо-Енисейского района» о возложении обязанность устранить нарушения лесного законодательства – выполнить противопожарные мероприятия,

Установил:

Представитель Министерства Лесного хозяйства Красноярского края, действующего в интересах РФ обратился в Северо-Енисейский районный суд с иском к МУП «УККР» об обязании последнего в течение одного месяца со дня вступления решения в силу выполнить по договору аренды лесного участка от 09.09.2008г. №83-з противопожарные мероприятия, а именно: строительство лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров – 1,23 км. и устройство противопожарных минерализованных полос – 67,58км., а также приостановить деятельность МУП «УККР» на территории лесного участка, арендуемого по договору от 09.09.2008г. №83-з, до выполнения данных мероприятий, как деятельность осуществляемую с нарушением лесного законодательства и запретить передавать права и обязанности по договору аренды лесного участка от 09.09.2008г. №83-з иным лицам до выполнения указанных мероприятий. Исковые требования мотивированы тем, что между агентством лесной отрасли Красноярского края и МУП «Управление коммуникационным комплексом Северо-Енисейского района» (далее - МУП «УККР», Лесопользователь) заключен договор аренды от 09.09.2008 № 83-з, согласно которого МУП «УККР» является арендатором лесного участка общей площадью 47253 га, расположенного в кварталах №№ 78-83, 146-149, 150-152, 209-211, 212-215, 270-274, 332, 333 Северо-Енисейского участкового лесничества, в кварталах №№ 411-413, 443-445, 480-482-485, 499-502, 538-541, 585-590, 634, 635 Тейского участкового, в кварталах №№ 479-481, 552-554 Ерудо-Питского участкового лесничества КГБУ «Северо-Енисейское лесничество», предоставленного для заготовки древесины сроком на 46 лет. В силу требований статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров. Охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах. Согласно статье 53.1 предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров. Меры противопожарного обустройства лесов включают в себя в том числе: строительство, реконструкцию и эксплуатацию лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров; прокладку просек, противопожарных разрывов, устройство противопожарных минерализованных полос; строительство, реконструкцию и эксплуатацию пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов), пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря; устройство пожарных водоемов и подъездов к источникам противопожарного водоснабжения; проведение работ по гидромелиорации; снижение природной пожарной опасности лесов путем регулирования породного состава лесных насаждений и проведения санитарно-оздоровительных мероприятий; проведение профилактического контролируемого противопожарного выжигания хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов; иные определенные Правительством Российской Федерации меры. Указанные меры противопожарного обустройства лесов на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, в аренду, осуществляются лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов. Нарушение требований пожарной безопасности в лесах создает угрозу уничтожения лесных насаждений и населенных пунктов в случае возникновения лесных пожаров. Невыполнение мероприятий по противопожарному обустройству лесов, затрудняет процесс ликвидации уже возникшего пожара и увеличивает вероятность повышения класса опасности пожарной обстановки. В соответствии с проектом освоения лесов МУП «УККР» должно ежегодно осуществлять меры пожарной безопасности на арендованном лесном участке, а именно выполнить следующие противопожарные мероприятия: - строительство лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров - 1,23 км.; устройство противопожарных минерализованных полос - 67,58 км. 29.12.2017 сотрудниками КГБУ «Северо-Енисейское лесничество» составлен отчет по выполнению объема противопожарных мероприятий за 2017 год, согласно которому" указанные мероприятия МУП «УККР» не выполнены. Фактов, препятствующих соблюдению требований лесного законодательства, не установлено. Нарушение требований пожарной безопасности в лесах создает угрозу уничтожения лесных насаждений и населенных пунктов в случае возникновения лесных пожаров. Невыполнение указанных мероприятий затрудняет процесс ликвидации уже возникшего пожара и увеличивает вероятность повышения класса опасности пожарной обстановки.

Определением суда от 17 сентября 2018 года производство по настоящему гражданскому делу в части требований о строительстве лесных дорог, предназначенных для лесов от пожара – 1,23км на основании заявления представителя истца Блиновой У.С. – прекращено.

Представитель Министерства лесного хозяйства Красноярского края предоставил в суд заявление, в котором требования, предъявленные с учетом отказа от части требований поддерживает в полном объеме по основаниям, указанным в исковом заявлении, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель ответчика МУП «УККР» Тихонова И.Б. возражала против удовлетворения уточненных исковых требований, поскольку не считают надлежащим истцом Министерство Лесного хозяйства Красноярского края по договору аренды №83-з от 09.09.2018 года. Кроме того, по устройству противопожарных минерализованных полос в 2017 году по расстоянию 67,58 км. скорректированы объемы работ до 21,9 км. с Северо-Енисейским лесничеством.

Представитель третьего лица КГБУ «Северо-Енисейское лесничество» Архипова Т.С. в зал суда не явилась, о месте и времени судебного заседания извещена лично (л.д.158), просила рассмотреть дело в её отсутствие. Исковые требования поддержала в полном объеме, согласно письменному заявлению (л.д.159).

Суд с учетом мнения представителя ответчика, на основании ч.3 ст.167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть данное гражданское дела в отсутствии представителя истца.

Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в
составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

В силу требований статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат
охране от пожаров. Охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной
безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах.

Согласно ст. 53.1 УК РФ, предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров. Меры противопожарного обустройства лесов включают в себя прокладку просек, противопожарных разрывов, устройство противопожарных минерализованных полос.

В соответствии с пунктами 6 и 7 части 1 статьи 83 Лесного кодекса РФ определено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов РФ осуществление полномочий по осуществлению на землях лесного фонда государственного лесного контроля и надзора, государственного пожарного надзора в лесах, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 36 и 37 статьи 81 Лесного кодекса РФ, а также установление перечня должностных лиц, осуществляющих государственный лесной контроль и надзор.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона «О пожарной безопасности» государственный пожарный надзор в лесах осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти.

Часть 4 статьи 97 Лесного кодекса РФ устанавливает правило, что порядок осуществления государственного пожарного надзора в лесах устанавливается Правительством РФ.

В соответствии со статьей 150 ГК РФ жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном порядке.

В соответствии со статьей 56 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды», при нарушении природоохранных требований деятельность, осуществляемая с нарушением указанных требований, может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, установленном законодательством РФ.

В соответствии со статьей 76 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды» споры в области охраны окружающей среды разрешаются в судебном порядке в соответствии с законодательством.

Согласно части 2 статьи 4 Лесного кодекса РФ, от имени РФ, субъектов РФ, муниципальных образований в лесных отношениях участвуют соответственно органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами.

Постановлением Правительства Красноярского края от 26.07.2016 № 374-п утверждено Положение о Министерстве лесного хозяйства Красноярского края.

Министерство является органом исполнительной власти Красноярского края, который на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, Устава края, законов края, правовых актов Губернатора края и Правительства края осуществляет надзор (контроль) в области лесных отношений.

Согласно пункту 2.3 Положения, Министерство обеспечивает соблюдение лесного законодательства, и с учетом вышеизложенного вправе было обратить в суд с данным иском.

Согласно п. 3.51 Положения, Министерство вправе предъявлять иски о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.

Согласно договору аренды №83-з от 09.09.2008г., агентство лесной отрасли администрации Красноярского края, являющийся арендодателем предоставил в во временное пользование МУП «УККР» – арендатору лесной участок общей площадью 47253 га, расположенного в кварталах №№ 78-83, 146-149, 150-152, 209-211, 212-215, 270-274, 332, 333 Северо-Енисейского участкового лесничества, в кварталах №№ 411-413, 443-445, 480-482-485, 499-502, 538-541, 585-590, 634, 635 Тейского участкового, в кварталах №№ 479-481, 552-554 Ерудо-Питского участкового лесничества КГБУ «Северо-Енисейское лесничество», предоставленного для заготовки древесины сроком на 46 лет (л.д. 20).

Согласно акту приема-передачи указанный лесной участок был передан агентством лесной отрасли администрации Красноярского края в пользование МУП «УККР» (л.д. 34-36)

Согласно подп. «в» п. 13 указанного договора, арендатор обязан соблюдать требования «Правил пожарной безопасности в лесах», «Правила санитарной безопасности в лесах РФ», в случае возникновения лесного пожара на лесном участке обеспечивать его тушение. Осуществлять противопожарное обустройство лесов на лесном участке (л.д. 22).

В соответствии с п. 3 Правил пожарной безопасности в лесах, меры пожарной безопасности в лесах включают в себя: предупреждение лесных пожаров (противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров); мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; иные меры пожарной безопасности в лесах.

Согласно Дополнению к проекту освоения лесов лесного участка, переданного в аренду МУП «УККР» по договору аренды №83-з от 09.09.2008г. таблица 5.5 раздел 2 п 2.1 установлено, что устройство противопожарных минерализованных полос (шириной не менее 1,4м.) должно составлять 67,58 км. ежегодно (л.д. 15).

Данное дополнение признано соответствующим требованиям, установленным приказам Министерства сельского хозяйства РФ, в связи с чем, было выдано положительное экспертное заключение (л.д. 11).

Согласно отчету по выполнению объема противопожарных мероприятий за 2017г. от 29.12.2017г. устройство противопожарных минерализованных полос выполнено не было (л.д. 8).

Согласно плану, утвержденному и.о. генерального директора МУП «УККР» Ходановым А.А. и согласованному 01.01.2017 года руководителем КГБУ «Северо-Енисейское лесничество» Галамиевым Ю.Е., устройство минерализованных полос на 2016-2017гг. по договору аренды №83-з от 09.09.2008 года, согласовано протяженностью 21,9 км., вместо установленных 67,58 км. (л.д. 87-88);

Данный план был согласован руководителем КГБУ «Северо-Енисейское лесничество» Галамиевым Ю.Е. на основании письма и.о. генерального директора МУП «УККР» Ходанова А.А от 27.01.2017г №149 (л.д. 83).

Вместе с тем, стороной ответчика не представлены суду сведения о том, что данные изменения по устройству минерализованных полос были согласованны с Министерством лесного хозяйства Красноярского края, что не отрицает указанный факт и представитель ответчика в суде.

Кроме того, стороной ответчика не представлено доказательств того, что согласованное устройство минерализованных полос на 2016-2017гг. протяженностью 21,9 км. исполнено.

В силу статей 9, 15 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

В соответствии со статьями 42, 58 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории РФ.

Поскольку МУП «УККР» в нарушение лесного законодательства РФ, до настоящего времени не произвело устройство противопожарных минерализованных полос в полном объеме протяженностью 67,58 км. за 2017г. в соответствии с условиями договора аренды №83-з от 09.09.2008 года, то суд приходит к выводу о нарушении прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, на защиту ее от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, несоблюдение указанных требований может повлечь причинение вреда окружающей природной среде.

Отсутствие устройства противопожарных минерализованных полос в объеме 67,58км. за 2017г., установленных утвержденным дополнением к проекту освоения лесов лесного участка по договору аренды № 83-з от 09.09.2008г. на лесном участке ставит под угрозу права и законные интересы неопределенного круга лиц - граждан Российской Федерации, которые вправе рассчитывать на то, что экологическая система и природные ресурсы государства будут использоваться коммерческими организациями в процессе их хозяйственной деятельности не только по их усмотрению, но также и в соответствии с требованиями федеральных законов.

Защитить права и интересы неопределенного круга лиц в данном случае возможно путем возложения на ответчика обязанности соблюдать требования лесного законодательства в части устройства противопожарных минерализованных полос объемом 67,58 км.

Использование ответчиком лесного участка в отсутствие устройства противопожарных минерализованных полос объемом 67,58 км. за 2017г., нарушает основные интересы и принципы Российской Федерации как собственника лесного фонда, выражающиеся в устойчивом управлении лесами, сохранении биологического разнообразия лесов, повышении их потенциала, сохранении средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду, а также создает угрозу уничтожения лесных насаждений и населенных пунктов в случае возникновения пожаров. Отсутствие устройства противопожарных минерализованных полос в полном объеме затруднит процесс ликвидации уже возникших пожаров и увеличивает вероятность повышения класса опасности пожарной обстановке в районе.

Суд установил, что ответчиком при эксплуатации арендуемого лесного участка до настоящего времени не было произведено устройство противопожарных минерализованных полос в полном объемом, а именно в объеме 67,58 км. за 2017г., в связи с чем, МУП «УККР» допущено нарушение природоохранных требований и в соответствии со статьей 56 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды», считает возможным приостановить деятельность МУП «УККР» и запретить передавать права и обязанности по договору аренды лесного участка от 09.09.2008г. №83-з иным лицам, до устранения требований по выполнению устройства противопожарных минерализованных полос объемом 67,58 км.

С доводом представителя ответчика о том, что Министерство Лесного хозяйства Красноярского края является не надлежащим истцом, суд согласиться не может. Так, в соответствий с п. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации, лесное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

Согласно ст. 1 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) лесное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Согласно ч.2 ст. 4 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что, от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в лесных отношениях участвуют соответственно органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами.

В соответствии с распоряжением Правительства Красноярского края от 13.07.2016 № 560-р (в редакции распоряжением Правительства Красноярского края от 24.08.2016 № 700-р) полномочия министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края в области лесных отношений переданы министерству лесного хозяйства Красноярского края (далее - министерство). Министерство является правопреемником министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края в пределах полномочий в области лесных отношений. Постановлением Правительства Красноярского края от 26.07.2016 № 374-п утверждено Положение о Министерстве лесного хозяйства Красноярского края, в соответствии с которым Министерство является органом государственной власти Красноярского края, который на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава края, законов края, правовых актов Губернатора края и Правительства края осуществляет надзор (контроль) в области лесных отношений.

В соответствии с пунктом 2.3 Положения о Министерстве задачами министерства является в том числе, обеспечение соблюдения лесного законодательства.

В соответствии с ч. 1 ст. 46 ГПК РФ в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Таким образом, судом установлено, что истец является правопреемником министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края в пределах полномочий в области лесных отношений. Постановлением Правительства Красноярского края от 26.07.2016 № 374-п утверждено Положение о Министерстве лесного хозяйства Красноярского края, в соответствии с которым Министерство является органом государственной власти Красноярского края.

С доводом представителя ответчика о том, что требования о выполнении противопожарных мероприятий в виде устройства противопожарных минерализованных полос не законны, суд выполнить противопожарные мероприятия в виде устройства противопожарных минерализованных полос согласиться не может. Так, КГБУ «Северо-Енисейское лесничество» не наделено полномочиями по внесению изменений в проект освоения лесов и проведению государственной экспертизы проектов освоения лесов (изменений в проект). В соответствии с проектом освоения лесов МУП «УККР» должно ежегодно осуществлять меры пожарной безопасности на арендованном лесном участке, в том числе выполнить устройство противопожарных минерализованных полос - 67,58 км. Приказом Рослесхоза от 29.02.2012 № 69 утвержден состав проекта освоения лесов и порядка его разработки. Согласно пункту 33 Приказа № 69 внесение изменений в проект освоения лесов допускается при изменении лесохозяйственного регламента лесничества, лесопарка или условий договора аренды. Внесение изменений в проект освоения лесов осуществляется в порядке, предусмотренном для разработки проекта освоения лесов. МУП «Управление коммуникационным комплексом Северо-Енисейского района» с заявлением о внесении изменений проект освоения лесов в министерство не обращалось, государственной экспертизы изменений в проект не производилось (пункт 3.11 Положения о министерстве). Следовательно, изменения в проект освоения лесов обусловлено определенными случаями, доказательств, наличия которых в материалы настоящего дела ответчиком не представлены.

На основании ст. 103 ГПК РФ, в соответствии с п.3 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ, с ответчика подлежит взысканию в доход местного бюджета государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, в размере 6000 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Иск Министерства Лесного хозяйства Красноярского края, действующего в интересах РФ к МУП «Управление коммуникационным комплексом Северо-Енисейского района» о возложении обязанности устранить нарушения лесного законодательства – выполнить противопожарные мероприятия в виде устройства противопожарных минерализованных полос – удовлетворить.

Обязать МУП «Управление коммуникационным комплексом Северо-Енисейского района» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу выполнить по договору аренды лесного участка от 09.09.2008г. №83-з устройство противопожарной минерализации полос в объеме 67,58 км.

Приостановить деятельность МУП «Управление коммуникационным комплексом Северо-Енисейского района» на территории лесного участка арендуемого по договору от 09.09.2008г. №83-з, до выполнения мероприятий по противопожарному обустройству лесов, а именно устройства противопожарной минерализации полос в объеме 67,58 км.

Запретить МУП «Управление коммуникационным комплексом Северо-Енисейского района» передавать права и обязанности по договору аренды лесного участка от 09.09.2008г. №83-з иным лицам до выполнения мероприятий по противопожарному обустройству лесов, а именно устройству противопожарной минерализации полос в объеме 67,58 км.

Взыскать с МУП «Управление коммуникационным комплексом Северо-Енисейского района» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 6000 рублей.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда путем подачи апелляционной жалобы, представления через Северо-Енисейский районный суд Красноярского края в течение 30 дней, со дня составления мотивированного текста решения 21 сентября 2018 года.

Председательствующий Е.А. Пиджаков