Дело №2-20/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 марта 2022 года г. Севастополь
Балаклавский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего судьи Казацкого В.В.
при секретаре Окуневой В.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ИСТЕЦ к Департаменту природных ресурсов и экологии города Севастополя, третьи лица: Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, ГУП Севастополя «Водоканал», Правительство города Севастополя об установлении сервитута, -
установил:
Истец обратилась в суд с исковым заявлением к ответчику, третьи лица: Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, ГУП Севастополя «Водоканал», Правительство города Севастополя об установлении сервитута. Свои требования истец мотивирует тем, что она является собственником земельного участка площадью 101627 кв. м. с кадастровым номером №, расположенного по адресу: г. Севастополь, . Ответчик является смежным землепользователем земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <...>, 39. 40, 42 Терновского участкового лесничества. Поскольку в настоящее время проход и проезд к земельному участку истца минуя земельный участок ответчика невозможен, и истцу не удалось достигнуть соглашения об установлении сервитута во внесудебном порядке, за защитой своих прав истец обратилась в суд.
Истец, ее представитель в судебное заседание не явились, были извещены надлежащим образом, представитель истца направил в суд заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, исковые требование поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, был извещен надлежащим образом, причины неявки суду не сообщил, возражений на иск не представил.
Представители третьих лиц в судебное заседание не явились, были извещены надлежащим образом, причины неявки суду не сообщили, возражений на иск не представили.
Исследовав материалы дела и дав оценку доказательствам по делу в их совокупности, суд считает исковые требования обоснованными и такими, что подлежат удовлетворению по следующим мотивам.
Согласно ст. ст. 56, 57 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
Судом установлено, что истец ИСТЕЦ является собственником земельного участка общей площадью 101627 кв. м., с кадастровым номером №, расположенного по адресу: г. Севастополь, , КСП «, предназначенного для сельскохозяйственного использования.
ДД.ММ.ГГГГ истец направила в Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя проект соглашения об обеспечении доступа к принадлежащему ей земельному участку.
ДД.ММ.ГГГГ Департаментом по имущественным и земельным отношениям города Севастополя был предоставлен ответ, в соответствии с которым для получения разрешения на использование лесного участка истцу рекомендовано обратиться в Департамент природных ресурсов и экологии города Севастополя.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась к ответчику с целью возможности обеспечения доступа к принадлежащему ей земельному участку, а также направила проект соглашения об обеспечении доступа к принадлежащему ей земельному участку.
ДД.ММ.ГГГГ ответчиком был направлен ответ о том, что в связи с отсутствием порядка, предусмотренного ст. 45 ЛК РФ, на испрашиваемом земельном участке ответчик не располагает полномочиями по установлению сервитута.
Исходя из положений статьи 39.23 Земельного кодекса РФ соглашение об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается в случаях, установленных гражданским законодательством, ЗК РФ, другими федеральными законами.
Статьей 39.23 ЗК РФ предусмотрены основания для установления сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности:
1) размещение линейных объектов, сооружений связи, специальных информационных знаков и защитных сооружений, не препятствующих разрешенному использованию земельного участка;
2) проведение изыскательских работ;
3) ведение работ, связанных с пользованием недрами.
Согласно ст. 45 Лесного кодекса РФ использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесного участка, установлением или без установления сервитута, публичного сервитута.
Правила использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и перечень случаев использования лесов в указанных целях без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута, публичного сервитута устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Как усматривается из материалов дела, истцу было отказано в заключении соглашения об обеспечении доступа к принадлежащему ей земельному участку в связи с отсутствием порядка, предусмотренного ст. 45 ЛК РФ.
Для разрешения вопроса о возможности осуществления доступа (проход и проезд) к земельному участку истца с кадастровым номером №, расположенному по адресу: г. Севастополь, , судом была назначена судебная землеустроительная экспертиза, производство которой поручено экспертам ФБУ «Севастопольская ЛСЭ Минюста РФ».
Согласно заключению судебной землеустроительной экспертизы № от ДД.ММ.ГГГГ, эксперт пришел к следующим выводам:
По первому вопросу:
Проезд к земельному участку с кадастровым номером № без установления сервитута в отношении земельного участка с кадастровым номером № невозможен.
По второму вопросу:
На рассмотрение суда предлагается два наименее обременительных и наименее затратных варианта установления сервитута для подъезда к земельному участку с кадастровым номером №:
- Вариант № - средней шириной 3,5 м, согласно п. 7.5 Методическим рекомендациям по проведению землеустройства при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства» (утв. Росземкадастром ДД.ММ.ГГГГ) (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) (приближенный к фактически имеющемуся пути на местности). Площадь земельного участка с кадастровым номером №, занятая проездом (сервитут), будет составлять 811,8 м2 (границы красного цвета на Рисунке №), средняя ширина проезда - 3,5 м.
- Вариант № - средней шириной 6,5 м, согласно минимальной ширины земляного полотна для размещения проезжей части шириной 4,5 м для внутрихозяйственных дорог категории IVвс согласно СП 99.13330.2016.
По третьему вопросу:
Размер платы за сервитуты в отношении земельного участка с кадастровым номером № будет составлять:
- по первому варианту сервитута – для части земельного участка пл. 811,8 кв. м – 0,06 рублей в год;
- по второму варианту сервитута – для части земельного участка пл. 1264,5 кв. м – 0,09 рублей в год.
Исходя из принципа процессуального равноправия сторон и, учитывая обязанность истца и ответчика подтвердить доказательствами те обстоятельства, на которые они ссылаются, необходимо в ходе судебного разбирательства исследовать каждое доказательство, представленное сторонами в подтверждение своих требований и возражений, отвечающее требованиям относимости и допустимости (статьи 59, 60 ГПК РФ).
Суд признает заключение судебной землеустроительной экспертизы № от ДД.ММ.ГГГГ, выполненной экспертом ФБУ «Севастопольская ЛСЭ Минюста РФ», допустимым и достоверным доказательством и руководствуется его выводами, поскольку при проведении экспертизы соблюдены требования процессуального законодательства, эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, заключение отвечает требованиям ст. 86 ГПК РФ, а также требованиям Федерального закона «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», содержит подробное описание проведенных исследований, ответы на поставленные судом вопросы.
Судебная экспертиза проведена специалистом, имеющим соответствующую квалификацию, образование, достаточный стаж экспертной деятельности.
С учетом указанного, суд не усматривает оснований ставить под сомнение достоверность выводов заключения судебной экспертизы.
При этом суд также учитывает, что в ходе судебного разбирательства сторонами вышеуказанная экспертиза не оспаривалась, возражений против нее суду не предоставлялось, проведение повторной или дополнительной судебной землеустроительной экспертизы стороны не требовали.
Статьей 39.23 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что соглашение об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается в случаях, установленных гражданским законодательством, ЗК РФ, другими федеральными законами.
В соответствии со ст. 39.23 ЗК РФ основаниями для установления сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности являются:
1) размещение линейных объектов, сооружений связи, специальных информационных знаков и защитных сооружений, не препятствующих разрешенному использованию земельного участка;
2) проведение изыскательских работ;
3) ведение работ, связанных с пользованием недрами.
Статьей 12 ГК РФ предусмотрено, что защита гражданских прав осуществляется путем, в том числе признания права.
В соответствии с пунктом 1 статьи 64 Земельного кодекса Российской Федерации земельные споры рассматриваются в судебном порядке.
Согласно ст. 23 Земельного кодекса Российской Федерации сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством. Сервитут может быть срочным или постоянным. Осуществление сервитута должно быть наименее обременительным для земельного участка, в отношении которого он установлен. Собственник земельного участка, обремененного сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено федеральными законами. Сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
Ряд прав собственников земельных участков, на которые указывает ч.4 ст.40 Земельного кодекса Российской Федерации закреплен также и в Гражданском кодексе Российской Федерации.
Согласно ст. 274 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).
Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.
Обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком.
Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута.
Согласно разъяснениям, приведенным в п. 12 Обзора судебной практики по делам об установлении сервитута на земельный участок, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26 апреля 2017 года, плата за сервитут определяется судом исходя из принципов разумности и соразмерности с учетом характера деятельности сторон, площади и срока установления сервитута и может иметь как форму единовременного платежа, так и периодических платежей. Размер платы за сервитут должен быть соразмерен той материальной выгоде, которую приобретает собственник земельного участка в результате установления сервитута, компенсируя те ограничения, которые претерпевает собственник земельного участка, обремененного сервитутом. В размер платы включаются разумные затраты, возникающие у собственника объекта недвижимости в связи с ограничением его права собственности или созданием условий для реализации собственником объекта недвижимости, для обеспечения использования которого сервитут установлен, права ограниченного пользования. При этом необходимо в том числе учитывать долю земельного участка, ограниченную сервитутом, в общей площади земельного участка; срок установления сервитута; объем ограничения пользования земельным участком и интенсивность его предполагаемого использования; характер неудобств, испытываемых собственником недвижимого имущества, обремененного сервитутом; степень влияния сервитута на возможность распоряжения земельным участком. Принимая решение об определении характера платы за сервитут (единовременной выплате в полном объеме или периодических платежах в течение всего срока действия сервитута), в целях наибольшего соблюдения баланса интересов истца и ответчика необходимо учитывать не только содержание заявленных истцом требований, но и конкретные условия, и объем сервитута.
Из системного толкования вышеприведенных норм права следует, что сервитут может быть установлен судом в исключительных случаях, когда предоставление этого права является единственным способом обеспечения основных потребностей истцов, не создавая существенных неудобств для собственников обременяемых земельных участков.
На основании изложенного, поскольку судом установлено, что иные способы прохода (проезда) к земельному участку истца через территории общего пользования без установления сервитута в отношении лесного земельного участка отсутствуют, принимая во внимание выводы судебной землеустроительной экспертизы, а также исследованные в судебном заседании иные доказательства по делу, суд приходит к убеждению об обоснованности заявленных исковых требований и считает необходимым их удовлетворить в полном объеме.
При этом суд считает необходимым установить сервитут по первому варианту, определенному экспертом, как наименее обременительному для ответчика и приближенному к фактически имеющемуся пути на местности.
Принимая решение об установлении сервитута, суд также учитывает, что Административный регламент «Заключение соглашения об установлении сервитута в отношении лесного участка в границах города федерального значения Севастополя» был утвержден приказом Департамента природных ресурсов и экологии города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ №ПР/219, в то время как обращения истца к ответчику и обращение истца в суд с данным иском имели место в 2020 году и в марте 2021 года соответственно, т.е. до принятия вышеуказанного документа.
Поскольку отсутствует согласие собственника земельного участка, обременяемого сервитутом, на безвозмездное пользование, истцу следует установить ежегодную плату за пользование сервитутом в размере, определенном судебным экспертом.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд –
РЕШИЛ:
Иск удовлетворить.
Установить в пользу ИСТЕЦ право ограниченного пользования (сервитут) сроком на 49 лет для прохода и проезда, а также для строительства внутрихозяйственной дороги к земельному участку с кадастровым номером №, расположенному по адресу: г. Севастополь, , , принадлежащему на праве собственности ИСТЕЦ, на часть земельного участка с кадастровым номером № площадью 811,8 кв. м, расположенного по адресу: г. Севастополь, , Терновского участкового лесничества, принадлежащего городу федерального значения Севастополю, согласно заключению судебной землеустроительной экспертизы № от ДД.ММ.ГГГГ в следующих координатах:
X | У | |
КООРДИНАТЫ | КООРДИНАТЫ | |
КООРДИНАТЫ | КООРДИНАТЫ | |
КООРДИНАТЫ | КООРДИНАТЫ | |
КООРДИНАТЫ | КООРДИНАТЫ | |
КООРДИНАТЫ | КООРДИНАТЫ | |
КООРДИНАТЫ | КООРДИНАТЫ | |
КООРДИНАТЫ | КООРДИНАТЫ | |
КООРДИНАТЫ | КООРДИНАТЫ | |
КООРДИНАТЫ | КООРДИНАТЫ | |
КООРДИНАТЫ | КООРДИНАТЫ | |
КООРДИНАТЫ | КООРДИНАТЫ | |
КООРДИНАТЫ | КООРДИНАТЫ | |
КООРДИНАТЫ | КООРДИНАТЫ | |
КООРДИНАТЫ | КООРДИНАТЫ | |
КООРДИНАТЫ | КООРДИНАТЫ | |
КООРДИНАТЫ | КООРДИНАТЫ | |
КООРДИНАТЫ | КООРДИНАТЫ | |
КООРДИНАТЫ | КООРДИНАТЫ | |
КООРДИНАТЫ | КООРДИНАТЫ | |
КООРДИНАТЫ | КООРДИНАТЫ | |
КООРДИНАТЫ | КООРДИНАТЫ | |
КООРДИНАТЫ | КООРДИНАТЫ | |
КООРДИНАТЫ | КООРДИНАТЫ | |
КООРДИНАТЫ | КООРДИНАТЫ | |
КООРДИНАТЫ | КООРДИНАТЫ | |
КООРДИНАТЫ | КООРДИНАТЫ | |
КООРДИНАТЫ | КООРДИНАТЫ | |
КООРДИНАТЫ | КООРДИНАТЫ | |
КООРДИНАТЫ | КООРДИНАТЫ | |
КООРДИНАТЫ | КООРДИНАТЫ | |
КООРДИНАТЫ | КООРДИНАТЫ | |
КООРДИНАТЫ | КООРДИНАТЫ | |
КООРДИНАТЫ | КООРДИНАТЫ | |
КООРДИНАТЫ | КООРДИНАТЫ | |
КООРДИНАТЫ | КООРДИНАТЫ | |
КООРДИНАТЫ | КООРДИНАТЫ | |
КООРДИНАТЫ | КООРДИНАТЫ | |
КООРДИНАТЫ | КООРДИНАТЫ | |
КООРДИНАТЫ | КООРДИНАТЫ | |
КООРДИНАТЫ | КООРДИНАТЫ | |
КООРДИНАТЫ | КООРДИНАТЫ | |
КООРДИНАТЫ | КООРДИНАТЫ | |
КООРДИНАТЫ | КООРДИНАТЫ | |
КООРДИНАТЫ | КООРДИНАТЫ | |
КООРДИНАТЫ | КООРДИНАТЫ | |
КООРДИНАТЫ | КООРДИНАТЫ | |
КООРДИНАТЫ | КООРДИНАТЫ | |
КООРДИНАТЫ | КООРДИНАТЫ | |
КООРДИНАТЫ | КООРДИНАТЫ | |
КООРДИНАТЫ | КООРДИНАТЫ | |
КООРДИНАТЫ | КООРДИНАТЫ | |
КООРДИНАТЫ | КООРДИНАТЫ | |
КООРДИНАТЫ | КООРДИНАТЫ | |
КООРДИНАТЫ | КООРДИНАТЫ | |
КООРДИНАТЫ | КООРДИНАТЫ | |
КООРДИНАТЫ | КООРДИНАТЫ | |
КООРДИНАТЫ | КООРДИНАТЫ | |
КООРДИНАТЫ | КООРДИНАТЫ | |
КООРДИНАТЫ | КООРДИНАТЫ | |
КООРДИНАТЫ | КООРДИНАТЫ | |
КООРДИНАТЫ | КООРДИНАТЫ | |
КООРДИНАТЫ | КООРДИНАТЫ | |
КООРДИНАТЫ | КООРДИНАТЫ | |
КООРДИНАТЫ | КООРДИНАТЫ | |
КООРДИНАТЫ | КООРДИНАТЫ | |
КООРДИНАТЫ | КООРДИНАТЫ | |
КООРДИНАТЫ | КООРДИНАТЫ | |
КООРДИНАТЫ | КООРДИНАТЫ | |
КООРДИНАТЫ | КООРДИНАТЫ | |
КООРДИНАТЫ | КООРДИНАТЫ | |
КООРДИНАТЫ | КООРДИНАТЫ | |
КООРДИНАТЫ | КООРДИНАТЫ | |
КООРДИНАТЫ | КООРДИНАТЫ | |
КООРДИНАТЫ | КООРДИНАТЫ | |
КООРДИНАТЫ | КООРДИНАТЫ | |
КООРДИНАТЫ | КООРДИНАТЫ | |
КООРДИНАТЫ | КООРДИНАТЫ | |
КООРДИНАТЫ | КООРДИНАТЫ | |
КООРДИНАТЫ | КООРДИНАТЫ | |
КООРДИНАТЫ | КООРДИНАТЫ | |
Установить плату за сервитут в размере 0 рублей 06 копеек в год, подлежащих уплате ИСТЕЦ в пользу города федерального значения Севастополя.
Плата за пользование подлежит ежегодному изменению на размер уровня инфляции, установленного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год, который применяется ежегодно по состоянию на начало очередного финансового года, начиная с года, следующего за годом, в котором принято решение суда об установлении сервитута.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Балаклавский районный суд города Севастополя путем подачи апелляционной жалобы (апелляционного представления прокурором) в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Мотивированное решение суда в окончательной форме составлено 01 апреля 2022 года.
Судья В.В.Казацкий