Дело 2-210/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 февраля 2016 года г. Калининград
Центральный районный суд г.Калининграда в составе:
председательствующего судьи Эльзессера В.В.,
при секретаре Лемех М.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Д. в ОАО «Сбербанк России» о взыскании убытков, ущерба и компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Д. указала в иске, что в рамках зарплатного проекта < Дата > получила дебетовую карту < ИЗЪЯТО >. Также была подключена услуга «Сбербанк ОнЛ@йн». Д. указала, что данная услуга в договоре банковского обслуживания и в поданном заявлении не предусматривала обслуживание других счетов истицы. Каких-либо указаний на использование услуги «Сбербанк ОнЛ@йн» в других регионах РФ Д. банку не давала. Банк не уведомил Д. о возможных рисках в отношении иных счетов клиента в этом банке. Банк также не предупредил о возможности управления депозитом при онлайн-управлении банковской картой. Банк не предпринял мер по отменен перевода на банковскую карту другого региона и длительное время занимался проверкой уже совершенной банковской операции. Банк не предпринял мер по блокировке карте мошенника и возврату денежных средств в течение 37 дней.
< Дата > произошло списание с другого счета (депозита) Д. денежных средств в сумме < ИЗЪЯТО > по команде из другого региона.
Д. полагает, что ущерб ей причинен в результате недостоверного и неполного информирования о банковской услуге и бездействию сотрудников банка по розыску и возврату неправомерно списанных денежных средств с ее депозитного счета. Ссылаясь на ст.ст. 17, 22, 23 и иные положения Закона «О защите прав потребителей» просила взыскать убытки в размере < ИЗЪЯТО >, неустойку < ИЗЪЯТО > и компенсацию морального вреда в размере < ИЗЪЯТО >.
Истица в судебное заседание не явилась, извещена надлежаще.
Представитель истицы Яковлев А.В. в судебном заседании иск поддрежал.
Представитель банка Малышева Е.А. возражала против удовлетворения иска, представила письменные возражения.
Исследовав все доказательства по делу в их совокупности, и дав им оценку в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
< Дата > со счета карты Д. в ОАО «Сбербанк России» были списаны < ИЗЪЯТО > (л.д. 15).
< Дата >Д. обратилась в банк, указав, что < Дата > пыталась войти в личный кабинет Сбербанк Онлайн, но вход не был выполнен (отказ системы), был запрос номера телефона в целях безопасности, номер истица подтвердила, но вход не был выполнен. Был запрос на смс-подтверждение, истица ввела 5 цифр из смс, но в Сбербанк Онлайн так и не попала. После чего в < Дата > получила смс о зачислении < ИЗЪЯТО >, затем в < Дата > смс о списании < ИЗЪЯТО > с комиссией < ИЗЪЯТО >. Д. указала, что данные операции не совершала, т.к. в это время не смогла попасть на свою страницу Сбербанк Онлайн и был отказ системы (л.д. 10-11).
< Дата > истица обратилась в полицию < адрес > (талон-уведомление №, КУСП №) (л.д. 20).
< Дата > банк направил истице письмо, указав, что для осуществления спорных переводов были использованы правильные логин и пароль и банк не несет ответственности за убытки, понесенные клиентом, от неправомерных действий третьих лиц, рекомендовали обратиться в правоохранительные органы (л.д. 13-14).
< Дата > истица обращалась в банк с претензией по поводу возврата списанных денежных средств.
< Дата > банк отказал истице, сославшись на возможное использование Д. недостаточно защищенного компьютера, содержащего вредоносное программное обеспечение, мошенникам удалось перенаправить на поддельный сайт, имитирующий оригинальную страницу банка (л.д. 17-19).
< Дата > и.о. дознавателя ОУР МО МВД России «Светлогорский» отказал в возбуждении уголовного дела по заявлению Д. в связи с отсутствием ответа из банка (КУСП № от < Дата >).
Обращаясь в суд с указанным иском Д. в обоснование указывает, что ущерб был ей причинен вследствие недостоверного и неполного информирования о банковской услуге и бездействию сотрудников банка по розыску и возврату неправомерно списанных денежных средств с ее депозитного счета. Истице не предоставили положение по обслуживанию клиента в онлайн банке, не сообщили о возможности управления другими счетами клиента по одной банковской карте и связанными с этим рисками, не сообщили о возможности третьих лиц по управлению зарплатной картой и другими счетами клиента в онлайн банке (в том числе из другого региона).
Суд приходит к следующему.
Согласно ст. 845 ГК РФ по договору банковского счета банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счет, открытый клиенту (владельцу счета), денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету.
На основании ст. 847 ГК РФ права лиц, осуществляющих от имени клиента распоряжения о перечислении и выдаче средств со счета, удостоверяются клиентом путем представления банку документов, предусмотренных законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и договором банковского счета. Клиент может дать распоряжение банку о списании денежных средств со счета по требованию третьих лиц, в том числе связанному с исполнением клиентом своих обязательств перед этими лицами. Банк принимает эти распоряжения при условии указания в них в письменной форме необходимых данных, позволяющих при предъявлении соответствующего требования идентифицировать лицо, имеющее право на его предъявление.
Договором может быть предусмотрено удостоверение прав распоряжения денежными суммами, находящимися на счете, электронными средствами платежа и другими документами с использованием в них аналогов собственноручной подписи (пункт 2 статьи 160 ГК РФ), кодов, паролей и иных средств, подтверждающих, что распоряжение дано уполномоченным на это лицом.
В силу ст. 848 ГК РФ банк обязан совершать для клиента операции, предусмотренные для счетов данного вида законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота, если договором банковского счета не предусмотрено иное.
Согласно ст. 854 ГК РФ списание денежных средств со счета осуществляется банком на основании распоряжения клиента.
В соответствии с преамбулой Закона Российской Федерации от 07.02.92 N 2300-1 "О защите прав потребителей" недостатком услуги признается ее несоответствие обязательным требованиям или условиям договора. При оказании услуги исполнитель обязан обеспечить безопасность процесса ее оказания. Обязанность исполнителя обеспечить оказание услуги, соответствующей договору, следует и из п. 1 ст. 4 названного закона.
В силу пунктов 1, 3, 5 ст. 14 Закона Российской Федерации от 07.02.92 N 2300-1 "О защите прав потребителей" вред, причиненный имуществу потребителя вследствие недостатков услуги, подлежит возмещению исполнителем. Исполнитель освобождается от ответственности если докажет, что вред причинен вследствие непреодолимой силы или нарушения потребителем установленных правил использования услуги.
Согласно п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.12 N 17 "О рассмотрения судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" при разрешении требований потребителей необходимо учитывать, что бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательства, в том числе и за причинение вреда, лежит на продавце (изготовителе, исполнителе, уполномоченной организации или уполномоченном индивидуальном предпринимателе, импортере) (пункт 4 статьи 13, пункт 5 статьи 14, пункт 5 статьи 23.1, пункт 6 статьи 28 Закона о защите прав потребителей, статья 1098 ГК Российской Федерации).
< Дата >Д. подписала заявление на банковское обслуживание с заключением договора банковского обслуживания с ОАО «Сбербанк России», которым подтвердила свое согласие с «Условиями банковского обслуживания физических лиц Сбербанком России ОАО». В заявлении указано, что с «Условиями банковского обслуживания физических лиц Сбербанком России ОАО» и Тарифами Банка клиент ознакомлен и согласен (л.д. 41).
Также, < Дата >Д. подписала заявление на получение дебетовой карты VISA ELECTRON MOMENTUM в рамках договора банковского обслуживания № от < Дата >, где указано «Руководство по использованию «Мобильного банка» получил(а)», «С условиями использования международных карт Сбербанка России ОАО», являющимися приложением у «Условиям банковского обслуживания физических лиц Сбербанком России ОАО» ознакомлен и согласен. Уведомлен о том, что «Условия банковского обслуживания физических лиц Сбербанком России ОАО», «Условия и тарифы Сбербанка России ОАО», и Памятка Держателя размещены на web-сайте Сбербанка России ОАО и в подразделениях Сбербанка России ОАО» (л.д. 6).
Пунктом 3.1.3. «Условий банковского обслуживания» определено, что Правила совершения операций и получения информации по Счетам Карт в Банке через удаленные каналы обслуживания определены в «Порядке предоставления ОАО «Сбербанк России» услуг через удаленные каналы обслуживания (устройства самообслуживания Банка, систему «Сбербанк Онлайн», «Мобильный банк», Контактный Центр Банка)» (Приложение 4 к Условиям банковского обслуживания).
Согласно вышеуказанному заявлению истицы по выпущенной карте предоставлена услуга дистанционного доступа к счету карты с использованием мобильной связи «Мобильный банк».
Услуга «Мобильный банк» подключена к номеру телефона № по заявлению клиента. В заявлении на получение карты Сбербанка России держатель просит подключить к «Мобильному банку» о чем сделал соответствующую отметку. Таким образом, подключение услуги «Мобильный банк» к номеру сотового телефона № проведено обоснованно в соответствии с заявлением.
Согласно п. 4.5 Условий банковского обслуживания физических лиц ОАО «Сбербанк России», действующих с < Дата >, операции переводов денежных средств со счетов/вкладов Клиента на другие счета/вклады, открытые на имя Клиента в Банке, а также в погашение кредитов, выданных Банком, предусматривающих дифференцированный способ погашения, через удаленные каналы обслуживания осуществляются в соответствии с «Порядком предоставления ОАО «Сбербанк России» услуг по проведению банковских операций через удаленные каналы обслуживания (устройства самообслуживания Банка, систему «Сбербанк ОнЛ@йн», «Мобильный банк», Контактный Центр Банка» (приложение № 4 к Условиям банковского обслуживания) (л.д. 54).
Согласно Условиям использования банковских карт ОАО «Сбербанк России» (п. 10.7.) Клиент соглашается на передачу распоряжений, поручений и/или информации по каналам передачи сообщений, осознавая, что такие каналы передачи информации не всегда являются безопасными, и соглашается нести все риски, связанные с возможным нарушением конфиденциальности, возникающие вследствие использования таких каналов передачи информации. Держатель карты обязуется ознакомиться с мерами безопасности и неукоснительно их соблюдать (п. 10.8.).
Таким образом, текст двух подписанных Д. заявлений (л.д. 6, 41) содержит сведения о том, что истица была согласна и ознакомлена с «Условиями банковского обслуживания физических лиц Сбербанком России ОАО», включающими Приложение № по условиям использования банковских карт и № по порядку работы системы Сбербанк Онлайн (л.д. 54), а, следовательно, банк выполнил обязанность по надлежащему информированию истицы об услуге.
Указанный вывод суда не исключает возможности того, что в отношении Д. были совершены противоправные действия, вместе с тем, материалы гражданского дела не содержат доказательств тому, что ОАО «Сбербанк России» нарушило свои гражданско-правовые обязательства в отношении истицы.
Напротив, имеются доказательства тому, что непосредственно перед спорными операциями Д. пыталась войти в личный кабинет Сбербанк Онлайн и вводила информацию о своем номере телефона, а затем и 5-значный код подтверждения (л.д. 10). Однако, вышеуказанные Условия банковского обслуживания не предусматривают случаев введения сведений о номере телефона для входа в Сбербанк Онлайн.
Учитывая изложенное суд находит несостоятельными доводы истицы о ее ненадлежащем информировании, т.к. всестороння информация о возможности использования клиентом всех счетов в систем Сбербанк Онлайн, а также о рисках связанных с использованием «удаленных каналов обслуживания», содержится в приложении № 4 к «Условиям банковского обслуживания физических лиц Сбербанком России ОАО», о чем истице неоднократно сообщалось в письмах от < Дата > (л.д. 13) и от < Дата > (л.д. 17), в связи с чем в удовлетворении иска о взыскании убытков, неустойки, компенсации морального вреда следует отказать.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска Д. в ОАО «Сбербанк России» о взыскании убытков, ущерба и компенсации морального вреда, - отказать.
Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Центральный районный суд г. Калининграда в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Мотивированное решение составлено 24 февраля 2016 года.
Судья В.В.Эльзессер