Дело № 2-210/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
р.п. Оконешниково 18 августа 2021 года
Оконешниковский районный суд Омской области в составе председательствующего судьи Трофименко А.А., при секретаре судебного заседания Хохловой М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к администрации Оконешниковского муниципального района Омской области о признании права собственности на земельную долю из фонда перераспределения земель,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением к администрации Оконешниковского муниципального района Омской области о признании права собственности на земельную долю из фонда перераспределения земель, указав в обоснование заявленных требований, что в соответствии с приказом директора совхоза «Сергеевский» в 1991 году был принят в штат совхоза и направлен на очное обучение в ВУЗ, где обучался до 15.06.1995.
Являясь стипендиатом совхоза «Сергеевский» он получал в совхозе стипендию и относился к работникам совхоза.
В 1992-1993 годах, т.е. в период обучения в ВУЗе, и когда он являлся стипендиатом совхоза «Сергеевский», была проведена земельная реформа и реорганизация сельскохозяйственных предприятий.
Нормативное регулирование земельной реформы и реорганизации сельскохозяйственных предприятий осуществлялось на основании Указа Президента РФ от 27 декабря 1991 года № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР», Указа Президента РФ от 27 октября 1993 года № 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» и Постановления Правительства РФ от 04.09.1992 № 708 «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса».
Принимая во внимание то обстоятельство, что момент возникновения спорных правоотношений относится к 1991 — 1993 годам, полагает, что в данном случае должны быть применены нормы права, которые действовали на момент возникновения спорных правоотношений, а в настоящее время признаны утратившими силу в связи с введением в действие Земельного кодекса Российской Федерации и Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ.
Исходя из положений статьи 6 Земельного кодекса РСФСР, утвержденного ВС РСФСР 25 апреля 1991 года за № 1103-1 совхозам, другим государственным сельскохозяйственным предприятиям земля, находящаяся в государственной собственности, передается в бессрочное (постоянное) пользование. В случаях преобразования этих предприятий в акционерные общества или кооперативные сельскохозяйственные предприятия земля по решению их коллективов может передаваться в коллективную собственность (совместную или долевую).
Пунктом 4 Указа Президента РФ от 27 декабря 1991 года № 323 было поручено Советам Министров республик в составе РСФСР, органам исполнительной власти краев, областей и автономных образований до 1 февраля 1992г. установить предельные размеры земельных участков, предоставляемых крестьянским (фермерским) хозяйствам в зависимости от их специализации, численности работников, качества земли и других факторов, если до этого срока размеры не установлены соответствующими Советами народных депутатов; районным органам исполнительной власти совместно с комитетами по земельной реформе и земельным ресурсам было поручено установить среднерайонные нормы бесплатной передачи земли в собственность граждан с учетом качества земель.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 1991 года № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» было постановлено следующее: Совхозы и колхозы обязаны до 1 января 1993 года провести реорганизацию и привести свой статус в соответствие с Законом РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности», другими законодательными актами и перерегистрироваться в установленном порядке. Для приватизации земли и реорганизации хозяйств в каждом колхозе и совхозе создаются комиссии. В их состав включаются представители местных органов власти, администрации хозяйств, трудовых коллективов, районных управлений сельского хозяйства, комитетов по земельной реформе, кредиторов. Руководство указанными комиссиями возложить на председателей колхозов и директоров совхозов, которые несут персональную ответственность за исполнение настоящего постановления. Районным и внутрихозяйственным комиссиям провести разграничение находящихся в пользовании колхозов и совхозов земель, выделив земли, остающиеся в государственной собственности и передаваемые гражданам в частную, индивидуальную и коллективно-долевую собственность. Все члены колхоза и работники совхоза, в том числе и ушедшие на пенсию, имеют право на бесплатный земельный и имущественный пай в общей долевой собственности. По решению коллектива хозяйства пай может быть предоставлен работникам объектов социальной сферы, расположенных на территории хозяйства. Размер земельного пая устанавливается в натуральном или стоимостном выражении. При среднем качестве земли земельный пай в натуральном выражении не должен превышать утвержденной в районе предельной нормы бесплатной передачи земли в собственность. Размер имущественного пая устанавливается в зависимости от трудового вклада. Допускается объединение земельного и имущественного паев в единый пай с указанием его стоимости и выдачей акций или иных свидетельств собственности.
Постановлением Правительства РФ от 04 сентября 1992 года № 708 «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса» в целях создания необходимой нормативной базы для приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса и реализации права трудовых коллективов и граждан на участие в приватизации было утверждено «Положение о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий», из которого следует, что реорганизацию колхозов, совхозов и приватизацию земли, государственных сельскохозяйственных предприятий осуществляют внутрихозяйственные комиссии, создаваемые в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 1991 года № 86. В каждом реорганизуемом колхозе и совхозе определяются индивидуальные имущественные паи и земельные доли. Трудовые коллективы реорганизуемых колхозов, совхозов и приватизируемых государственных сельскохозяйственных предприятий принимают Решение о выборе формы собственности на землю, предусмотренной Земельным кодексом Российской Федерации. С учетом принятого решения в районную комиссию по приватизации земель и реорганизации сельскохозяйственных предприятий подается заявка на предоставление земли в ту или иную форму собственности, а также на выкуп или аренду сельскохозяйственных угодий сверх причитающихся хозяйству бесплатно по среднерайонной норме. К заявке прилагаются списки лиц, имеющих право на получение земли в собственность бесплатно. В них включаются: работники колхозов и совхозов, других сельскохозяйственных предприятий, пенсионеры этих хозяйств, проживающие на их территориях; лица, занятые в социальной сфере на селе (работники предприятий и организаций народного образования, здравоохранения, культуры, быта, связи, торговли и общественного питания, расположенных на территориях сельскохозяйственных предприятий). Кроме того, в списки включаются временно отсутствующие работники (военнослужащие срочной службы, стипендиаты хозяйства и т.п.), лица, имеющие право вернуться на прежнее место работы (в случае их возвращения), и лица, уволенные с этого предприятия по сокращению численности работников после 1 января 1992 года.
Пунктом 5 Указа Президента РФ от 27 октября 1993 г. № 1767 было предусмотрено, что каждому члену коллектива сельскохозяйственного предприятия, которому земля принадлежит на праве общей совместной или общей долевой собственности, выдается свидетельство на право собственности на землю по форме, утвержденной настоящим Указом, с указанием площади земельной доли (пая) без выдела в натуре; сельскохозяйственные предприятия, членам коллективов которых земля принадлежит на праве общей совместной или общей долевой собственности, в 2-недельный срок с момента подачи членом коллектива заявления о выдаче свидетельства представляют в органы местной администрации списки собственников с указанием размеров принадлежащих им земельных долей (паев).
В разделе II Положения о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий был предусмотрен порядок определения земельных долей, причитавшихся к бесплатной передаче работникам сельскохозяйственных предприятий, который также предусматривал обязательный учет не только количества, но и качества всех сельскохозяйственных угодий предприятия. При этом пунктом 11 Положения было установлено, что размер индивидуальной земельной доли (пая) устанавливается независимо от трудового вклада и стажа работы и определяется в натуральном и стоимостном выражении.
Из содержания этих норм следует, что работающие в указанных хозяйствах на 01 января 1992 года наделялись земельными долями согласно Спискам лиц, составленных ответственными работниками хозяйств, утвержденных директором хозяйства и главой сельской администрации. Это относится к работникам хозяйства на момент передачи земельных участков в собственность граждан и временно отсутствующим работникам (военнослужащим срочной службы, стипендиатам хозяйства и т.п.), имеющим право вернуться на прежнее место работы (в случае их возвращения), пенсионерам, проживающим на его территории хозяйства, работникам предприятий и организаций народного образования, здравоохранения, культуры, быта, связи, торговли и общественного питания, расположенных на территории хозяйства.
Согласно статье 8 Федерального закона Российской Федерации № 137-ФЗ от 25 октября 2001 года «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», до введения в действие федерального закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения оборот земельных участков сельскохозяйственного назначения осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и Земельным кодексом Российской Федерации с учетом лесного законодательства, законодательства об охране окружающей среды, специальных федеральных законов, содержащих нормы земельного права о данной категории земель. Как установлено пунктом 4 статьи 1 Федерального закона Российской Федерации № 101-ФЗ от 24 июля 2002 года «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, Земельным кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами. Приватизация указанных земельных участков, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, осуществляется с момента, установленного законом субъекта Российской Федерации. Кроме того, как установлено статьей 10 Федерального закона Российской Федерации №101-ФЗ от 24 июля 2002 года «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность на торгах (конкурсах, аукционах). Сельскохозяйственные угодья, предоставленные сельскохозяйственным организациям на праве постоянного (бессрочного) пользования, в соответствии со статьей 28 Земельного кодекса Российской Федерации могут предоставляться гражданам на праве общей собственности бесплатно в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации. Перечень категорий граждан, имеющих право на получение земельной доли, и порядок определения размера земельной доли устанавливаются законом субъекта Российской Федерации. Земельные участки, находящиеся в фонде перераспределения земель, могут передаваться гражданам и юридическим лицам в аренду, а также предоставляться им в собственность на возмездной или безвозмездной основе в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Как установлено статьями 80 и 78 Земельного кодекса РФ, в целях перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, создания и расширения крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота в составе земель сельскохозяйственного назначения создается фонд перераспределения земель. Фонд перераспределения земель формируется за счет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, поступающих в этот фонд: 1) при добровольном отказе от земельного участка; 2) если нет наследников ни по закону, ни по завещанию, либо ни один из наследников не принял наследство, либо все наследники лишены завещателем наследства, либо наследник отказался от наследства в пользу государства или отказался от наследства без указания, в пользу кого он отказывается от наследства; 3) при принудительном изъятии земельного участка в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами. Использование земель фонда перераспределения земель осуществляется в соответствии со статьей 78 настоящего Кодекса в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Сведения о наличии земель в фонде перераспределения земель являются общедоступными. Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей: гражданами, в том числе ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество; хозяйственными товариществами и обществами, производственными кооперативами, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, иными коммерческими организациями; некоммерческими организациями.
Данным фондом на территории Оконешниковского муниципального района распоряжается администрация Оконешниковского муниципального района Омской области на основании Федерального закона от 25 января 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».
Таким образом исходя из действующего на момент 1992 — 1993 годов законодательства Российской Федерации он имел право на получение бесплатного земельного пая, однако необоснованно не был включен в список лиц, имеющих право на получение земельной доли, в результате чего его право на получение бесплатного земельного пая нарушено.
Конституция Российской Федерации в части 1 статьи 45 закрепляет государственные гарантии защиты прав и свобод.
На основании статьи 11 ГК РФ защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд.
Статья 12 ГК РФ предусматривает защиту гражданских прав путем признания права.
Просил: признать за ним, ФИО1, право собственности на земельную долю категории земель сельскохозяйственного назначения размером по 25 гектар из фонда перераспределения земель сельскохозяйственного назначения Оконешниковского муниципального района Омской области.
ФИО1 и его представитель – адвокат Рыбалко С.В. действующий на основании ордера, в судебном заседании заявленные требования поддержали и пояснили их.
Представитель администрация Оконешниковского муниципального района Омской области ФИО2 действующий на основании доверенности в судебном заседании иск не признал, пояснив, что истцом пропущен срок исковой давности для обращения с заявленными требованиями в суд. Аналогичное следует и из письменного отзыва на исковые требования.
Третьи лица - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области Калачинский отдел Оконешниковский сектор и администрация Сергеевского сельского поселения Оконешниковского муниципального района Омской области просили рассмотреть дело в отсутствие их представителей, последние не возражали против удовлетворения заявленных требований.
Выслушав истца и его представителя, представителя ответчика, изучив представленные документы, суд находит заявленные требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
При проведении земельной реформы в Российской Федерации земля, закрепленная в пользование за реорганизуемыми колхозами и совхозами, подлежала бесплатной передаче в коллективную собственность с определением земельных долей (паев) членов колхоза и работников совхоза. Право собственности на земельную долю возникало с момента принятия уполномоченным органом решения о передаче земли в общую собственность участников (членов) сельскохозяйственной коммерческой организации и подлежало удостоверению свидетельствами о праве собственности на земельные доли.
Порядок проведения земельной реформы установлен Постановлениями Правительства Российской Федерации от 29 декабря 1991 года №86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» и от 04 сентября 1992 года № «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса», которые подлежат применению к спорным правоотношениям.
Согласно пунктам 9, 10 постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.1991 №86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» все члены колхоза и работники совхоза, в том числе и ушедшие на пенсию, имеют право на бесплатный земельный и имущественный пай в общей долевой собственности. Размер земельного пая устанавливается в натуральном или стоимостном выражении. Размер имущественного пая устанавливается в зависимости от трудового вклада. Допускается объединение земельного и имущественного паев в единый пай с указанием его стоимости и выдачей акций или иных свидетельств собственности. Акции и другие свидетельства собственности на стоимость невостребованных паев передаются сельскому (поселковому) Совету народных депутатов. Владелец пая обязан подать заявление во внутрихозяйственную комиссию и указать в нем одну из следующих форм использования своего пая: получение на сумму пая земли и средств производства с целью создания крестьянского хозяйства, частного предприятия по ремонту, строительству, обслуживанию, торговле и других предприятий; передача пая в качестве учредительного взноса в товарищество или акционерное общество; передача пая в качестве вступительного взноса в кооператив; продажа пая другим работникам хозяйства или хозяйству.
В соответствии с пунктом 9 постановления Правительства Российской Федерации от 04.09.1992 №708 «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса» (далее постановление №708) трудовые коллективы реорганизуемых колхозов, совхозов и приватизируемых государственных сельскохозяйственных предприятий принимают решение о выборе формы собственности на землю, предусмотренной Земельным кодексом Российской Федерации. С учетом принятого решения в районную комиссию по приватизации земель и реорганизации сельскохозяйственных предприятий подается заявка на предоставление земли в ту или иную форму собственности. К заявке прилагаются списки лиц, имеющих право на получение земли в собственность бесплатно в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 02.03.1992 №213 «О порядке установления нормы бесплатной передачи земельных участков в собственность граждан».
В силу пункта 8 постановления №708 в каждом реорганизуемом колхозе и совхозе определяются индивидуальные имущественные паи и земельные доли.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27.12.1991 №323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» и постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.1991 №86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» колхозы и совхозы должны были осуществить реорганизацию и привести свою организационно-правовую форму в соответствие с требованиями Закона РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности»; коллективам совхозов, других сельскохозяйственных предприятий, использующих землю на праве бессрочного (постоянного) пользования надлежало принять решение о переходе к частной, коллективно-договорной и другим формам собственности в соответствии с Земельным кодексом РСФСР; органами местной администрации по представлению комитетов по земельной реформе и земельным ресурсам должны быть приняты решения по перераспределению земель в целях осуществления реорганизации колхозов и совхозов. Местной администрации надлежало обеспечить выдачу гражданам, ставшим собственниками земли, соответствующих свидетельств на право собственности на землю, которые имеют законную силу до выдачи документов, удостоверяющих это право.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.1992 №708 «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса» утверждено Положение о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий.
Пунктом 5 данного Положения предусмотрено, что при реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий по желанию членов трудового коллектива этих хозяйств могут быть образованы товарищества, акционерные общества, сельскохозяйственные производственные кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и объединения.
Согласно пункту 16 Положения владелец имущественного пая и земельной доли может использовать их следующими способами: получить при выходе из хозяйства с целью создания крестьянского (фермерского) хозяйства; внести в качестве взноса в создаваемое товарищество, акционерное общество или кооператив; продать или сдать в аренду другим владельцам долей (паев).
Постановлением Правительства РФ от 01.02.1995 №96 «О порядке осуществления прав собственников земельных участков и имущественных паев» одобрены рекомендации по подготовке и выдаче документов о праве на земельные доли и имущественные паи, где согласно п.7 на получение в собственность земельных долей имеют право: работники сельскохозяйственной коммерческой организации (предприятия), в том числе уволенные из этой организации (предприятия) по сокращению численности работников после 1 января 1992 года. Размер земельной доли рассчитывается в гектарах, в балло-гектарах, и определяется путем деления общей площади сельскохозяйственных угодий, переданных в общую собственность участников (членов) сельскохозяйственной коммерческой организации (предприятия), на число лиц, имеющих право на получение в собственность земельных долей.
Из пункта 20 Рекомендаций о порядке распоряжения земельными долями и имущественными паями, одобренных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.1995 №96 «О порядке осуществления прав собственников земельных долей и имущественных паев» следует, что при внесении земельных долей в уставный капитал сельскохозяйственной коммерческой организации, этой организации как юридическому лицу выдается свидетельство на право собственности на земельный участок, площадь которого соответствует внесенным земельным долям, и план этого участка. Свидетельство на право собственности на земельную долю лица, внесшего свою долю в уставный капитал указанной организации, теряет юридическую силу. Лицам, внесшим земельную долю или право пользования земельной долей в уставный капитал сельскохозяйственной коммерческой организации, на основании ее учредительного договора выдается документ, удостоверяющий долю их участия в уставном капитале.
В соответствии с Указом Президента РФ от 27.10.1993г. №1776 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» свидетельство является документом, удостоверяющим право собственности на земельный участок, и выдавалось Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству по решению местной администрации. Каждому члену коллектива сельскохозяйственного предприятия, которому земля принадлежит на праве общей совместной собственности или общей долевой собственности, выдавалось свидетельство на право собственности на землю но форме, утвержденной настоящим Указом, с указанием площади земельной доли (пая) без выдела в натуре.
В соответствии с архивными данными и данными из трудовой книжки, ФИО1 с ноября 1991 года принят в штат совхоза «Сергеевский» и направлен на учебу в Омский институт <данные изъяты>, имеются сведения о начислении заработной платы по декабрь 1993 года включительно (л.д.9).
Постановлением главы администрации Оконешниковского района Омской области №110-п от 26.02.1992 установлена средне-районная бесплатная земельная доля в размере 26га. сельхозугодий – 1196бал/га. и создан специальный фонд перераспределения земель в количестве 39,8тыс.га. (л.д.23).
Заявление о выделении земельного участка из резервного фонда администрации Оконешниковского муниципального района Омской области ФИО1 на имя главы администрации муниципального района подано 21.04.2021, в удовлетворении которого было отказано (л.д.21-22).
Постановлением Правительства РФ от 04 сентября 1992 года № 708 «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса» в целях создания необходимой нормативной базы для приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса и реализации права трудовых коллективов и граждан на участие в приватизации было утверждено «Положение о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий», из которого следует, что реорганизацию колхозов, совхозов и приватизацию земли, государственных сельскохозяйственных предприятий осуществляют внутрихозяйственные комиссии, создаваемые в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 1991 года № 86. В каждом реорганизуемом колхозе и совхозе определяются индивидуальные имущественные паи и земельные доли. Трудовые коллективы реорганизуемых колхозов, совхозов и приватизируемых государственных сельскохозяйственных предприятий принимают Решение о выборе формы собственности на землю, предусмотренной Земельным кодексом Российской Федерации. С учетом принятого решения в районную комиссию по приватизации земель и реорганизации сельскохозяйственных предприятий подается заявка на предоставление земли в ту или иную форму собственности, а также на выкуп или аренду сельскохозяйственных угодий сверх причитающихся хозяйству бесплатно по среднерайонной норме. К заявке прилагаются списки лиц, имеющих право на получение земли в собственность бесплатно. В них включаются в том числе временно отсутствующие работники (военнослужащие срочной службы, стипендиаты хозяйства и т.п.), лица, имеющие право вернуться на прежнее место работы (в случае их возвращения), и лица, уволенные с этого предприятия по сокращению численности работников после 1 января 1992 года.
Таким образом, в судебном заседании достоверно установлено, что истец в период проведения земельной реформы в Российской Федерации состоял в штате работников совхоза «Сергеевский» работал в Оконешниковском районном производственном управлении бытового обслуживания населения и имел право на предоставление земельной доли размером 26га., но не был включен в списки лиц, имеющих право на получение земли в собственность бесплатно. Вместе с тем истцом не представлено убедительных доказательств о причинах не подачи обращения с требованием о включении его в списки лиц, имеющих право на земельную долю земель бывшего совхоза «Сергеевский», т.е. не представлено доказательств, что он был лишен возможности выразить свою волю на приобретение доли земельного участка путем подачи соответствующего заявления.
Применительно к пп.2 п.1 ст.8 ГК РФ, гражданские права и обязанности возникают из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.
Реорганизация сельскохозяйственных предприятий проводилась на основании Закона РСФСР от 23 ноября 1990 года №374-1 «О земельной реформе», Указа президента РФ от 27 декабря 1991 года №323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР», Постановления Правительства РФ от 29 декабря 1991 года №86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» в срок до 1 января 1993 года с закреплением за работниками имущественных паев и земельных долей, при этом в районную комиссию по приватизации земель и реорганизации сельскохозяйственных предприятий подавалась заявка на предоставление земли в ту или иную форму собственности, а также список лиц, имеющих право на получение земли в собственность бесплатно, в том числе работники колхозов и совхозов.
Наделение земельными долями осуществлялось в порядке, предусмотренном Указом Президента РФ от 27.12.1991 года №323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР», который в настоящее время утратил силу.
Из п.9 Положения о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 04.09.1992 года №708 следует, что решение о выборе формы собственности на землю должны были принимать трудовые коллективы реорганизуемых колхозов и совхозов.
С учетом принятого решения в районную комиссию по приватизации земли и реорганизации сельскохозяйственных предприятий должна была подаваться заявка на предоставление земли в ту или иную форму собственности, к которой должны были прилагаться списки лиц, имеющих право на получение земли в собственность бесплатно в соответствии с Указом Президента РФ от 02.03.1992 года №213.
В списки лиц, имеющих право на получение земельной доли в собственность бесплатно, на основании Указа Президента РФ от 02.03.1992 года №213 «О порядке установления нормы бесплатной передачи земельных участков в собственность граждан» включались, только работники колхозов и совхозов, других сельскохозяйственных предприятий, пенсионеры этих хозяйств.
Основанием предоставления земель являлось постановление органа местного самоуправления о передаче земли в собственность, моментом возникновения права собственности на земельную долю является дата принятия администрацией района решения о передаче земли в общую собственность.
Судом установлено, что в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации №86 от 29.12.1991 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» постановлением №65-п от 29.01.1992 главы администрации Оконешниковского района Омской области утверждена районная комиссия по приватизации земель находящихся в пользовании совхозов и реорганизации этих хозяйств.
Постановлением главы администрации Оконешниковского района Омской области №30-п от 19.01.1993 зарегистрировано АОЗТ «Сергеевское», учредителями которого (согласно Уставу) выступили владельцы земельных и имущественных паев, реорганизуемого совхоза «Сергеевский».
Список учредителей АОЗТ «Сергеевский» указан в приложении к Учредительному договору о создании вышеуказанного юридического лица.
В соответствии с п.6 Устава АОЗТ «Сергеевское», земля обществу передана акционерами в коллективную, совместную.
Постановлением главы администрации Оконешниковского района от 26.02.1992 №110-п установлена средне-районная бесплатная земельная доля в размере 26га. и создан специальный фонд перераспределения земель района в количестве 39,8тыс.га..
Таким образом, трудовой коллектив совхоза реализовал свое право на утверждение списков и получение земельных участков в собственность в 1992 году. Согласно архивной справке совхоз «Сергеевский», в лице последнего правопреемника переименован в ЗАО «Сергеевское».
Как указано выше, истец с 1991 года по 1995 проходил обучение в ВУЗе и состоял в штате совхоза «Сергеевский» (л.д.8-9).
То есть в момент реорганизации совхоза «Сергеевский» истец постоянно проживал и проживает в настоящее время на территории Оконешниковского муниципального района Омской области. Не отрицает, что именно с 1992 года, ему было известно о приватизации земли и выделении земельных паев работникам, в том числе совхоза «Сергеевский». Зная о своем нарушенном праве, в течение длительного времени (более 28 лет), ФИО1 с письменным заявлением в администрацию АОЗТ «Сергеевское» и его правопреемников, как и в администрацию Оконешниковского муниципального района о выделении земельного участка, либо в суд с иском не обратился.
В связи с этим суд находит не обоснованными дополнительные доводы стороны истца об уважительности причин пропуска срока исковой давности при обращении за судебной защитой прав и необходимости его восстановления, соглашается с доводами ответчика о том, что истцом пропущен срок исковой давности, поскольку в соответствии со ст.208 ГК РФ исковая давность не распространяется на требования собственника или иного владельца.
ФИО1 собственником такового земельного участка не является, поэтому применяются общие положения о сроках исковой давности.
Так, в соответствии со ст.195 ГК РФ, исковой давностью признает срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
Согласно ст.196 ГК РФ, общий срок исковой давности устанавливается в три года.
В процессе судебного разбирательства представитель ответчика, ссылается на то, что исковые требования предъявлены истцом за пределами установленного срока исковой давности и заявил о применении судом срока исковой давности.
В силу п.2 ст.199 ГК РФ, истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
В соответствии с ч.1 ст.200 ГК РФ, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
Учитывая презумпцию разумности действий и добросовестности участников гражданских правоотношений (ст.10 ГК РФ), с учетом фактических обстоятельств дела следует исходить из того, что истец должен был узнать о нарушении своих прав в момент реорганизации совхоза, то есть в 1992 году. Иной даты для отсчета течения срока исковой давности не имеется.
Несмотря на это истец обратился в администрацию Оконешниковского муниципального района Омской области лишь в апреле 2021 года и в суд за защитой своих прав на получение земельной доли бесплатно в июне 2021 года.
Каких-либо убедительных и достоверных доказательств, подтверждающих уважительность причин столь значительного пропуска срока исковой давности, истец суду не представил.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к администрации Оконешниковского муниципального района Омской области о признании права собственности на земельную долю из фонда перераспределения земель – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд с подачей жалобы через Оконешниковский районный суд Омской области в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 20 августа 2021 года
Судья А.А. Трофименко