ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2126/18 от 23.10.2018 Усть-илимского городского суда (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 октября 2018 года г. Усть-Илимск Иркутской области

Усть-Илимский городской суд Иркутской области в составе:

председательствующего судьи Курахтановой Е.М.,

при секретаре судебного заседания Бурцевой А.С.,

в присутствии:

истца ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2126/2018 по иску ФИО1 к Законодательному Собранию Иркутской области о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы,

УСТАНОВИЛ:

В обоснование исковых требований ФИО1 указал, что между ним и Законодательным Собранием Иркутской области был заключен трудовой договор № 22/15 от 02.11.2015 по которому он принят на работу по совместительству помощником депутата по одномандатному округу № 20 Д.А.А.. Место работы определено г. Усть-Илимск Иркутской области. Должностной оклад определен в размере 3600 рублей, с начислением районного коэффициента в размере 60% и ежемесячной надбавке к заработной плате за стаж в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в размере 50%. Ответчиком ежемесячно начислялась истцу заработная плата в размере 7600 рублей без НДФЛ. Истец по настоящее время продолжает работу по указанному выше трудовому договору. За время работы ответчиком не в полном размере начислялась и выплачивалась заработная плата без учета минимального размера заработной платы, установленной Региональными соглашениями о минимальной заработной плате в Иркутской области на 2016г. от 23.05.2016 и на 2017 год от 26.01.2017. Полагал, что недополучил заработную плату за период с 02.11.2015 по 31.08.2018 в размере 404264,70 рубля и просил взыскать указанную задолженность с ответчика в свою пользу в судебном порядке.

В ходе судебного разбирательства истец ФИО1 просил требования удовлетворить в полном объеме, по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика - Законодательного Собрания Иркутской области ФИО2, действующая на основании доверенности от ** ** **** , в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, своевременно, согласно представленным возражениям от 19.10.2018 (л.д. 47-50), дополнениям к возражениям от 19.10.2018 (л.д. 103-105) указала, что ФИО1 принят на работу помощником депутата на основании представления депутата Законодательного Собрания Иркутской области А.А.Д. со 02.11.2015г. по совместительству. Размер должностного оклада ФИО1 определен в размере 3600 рублей. Впоследствии на основании представлений депутата А.А.Д., личных заявлений помощника депутата ФИО1, размер должностного оклада работника был установлен в размере 3744 рубля с 01.01.2018г., 5740 рублей с 01.04.2018г. и 7420 рублей с 01.05.2018г. Месячная заработная плата работника не может быть ниже минимального размера оплаты труда исключительно при условии полностью отработанной за этот период нормы рабочего времени и выполнении нормы труда. При этом, оплата труда лиц, работающих по совместительству, производится пропорционально отработанному времени, в зависимости от выработки, либо на других условиях, определенных трудовым договором. Пунктом 5.3 трудового договора для помощников депутатов, работающих в указанной должности по основному мессу работы, устанавливается пятидневная рабочая неделя с двумя выходными, рабочий день с 09.00ч. до 18.00ч. с перерывом для отдыха с 12.00ч. до 13.00ч. Из указанного следует, что нормой рабочего времени для помощников депутатов, определено 40 часов в неделю и 8 часов в день. Для ФИО1 работодатель предусмотрел сокращенный режим рабочего времени – не более 4 часов, а в течение одного месяца (другого учетного периода) – половины месячной нормы рабочего времени (нормы рабочего времени за другой учетный период), установленной для соответствующей категории работников. Оплата труда лиц, работающих по совместительству, производится пропорционально отработанному времени, в зависимости от выработки либо на других условиях, определенных трудовым договором. Просила в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме, дело рассмотреть в отсутствие представителя Законодательного Собрания Иркутской области.

Заслушав объяснения истца, принимая во внимание письменную позицию ответчика, исследовав и оценив их наряду с представленными в материалы дела письменными доказательствами, в соответствии с требованиями статей 67, 68 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), суд приходит к следующему.

В силу статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.

В соответствии со статьей 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Статьей 130 Трудового кодекса Российской Федерации величина минимального размера оплаты труда в Российской Федерации включена в систему основных государственных гарантий по оплате труда работников.

В соответствии со статьей 133 названного кодекса минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом (часть первая), при этом месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда (часть третья), а согласно части второй статьи 133.1 этого же кодекса размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.

Конкретная сумма минимальной оплаты труда на соответствующий период устанавливается статьей 1 Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" (с последующими изменениями) в едином размере для всей Российской Федерации без учета каких-либо особенностей климатических условий, в которых исполняются трудовые обязанности работников.

Минимальный размер оплаты труда составлял в периоды: с 01.11.20.15 по 31.12.2015-5965 рублей (Федеральный закон от 01.12.2014 N 408-ФЗ), с 01.01.2016 по 01.07.2016-6204 рублей (Федеральный закон от 14.12.2015 N 376-ФЗ).

Региональным соглашением о минимальной заработной плате в Иркутской области на 2016 год и на 2017 год на территории Иркутской области размер, минимальной заработной платы для работников государственных и муниципальных учреждений, осуществляющих деятельность в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, Иркутской области установлен с 1 июля 2016 года - в сумме 10122 рубля, с 1 октября 2016 года - в сумме 10754 рубля; с 1 января 2017 года - в сумме 10754 рубля; с 1 апреля 2017 года - в сумме 11369 рублей; с 1 июля 2017 года -12000 рублей.

Федеральным законом от 28.12.2017 № 421-ФЗ минимальный размер оплаты труда с 1 января 2018 года определен в сумме 9489 рублей в месяц, а с 1 мая 2018 года МРОТ составил 11163 рублей в месяц (Федеральный закон от 07.03.2018 № 41-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда»).

Как следует из ст. 146 Трудового кодекса РФ в повышенном размере оплачивается труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.

При этом ст. 148 Трудового кодекса РФ предусматривает, что оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно подчеркивал необходимость при установлении системы оплаты труда в равной мере соблюдать как норму, гарантирующую работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правила статей 2, 132, 135, 146, 148, 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации, в том числе правило об оплате труда, осуществляемого в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в местностях с особыми климатическими условиями в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях (определения от 01 октября 2009 г. N 1160-О-О, от 17 декабря 2009 г. N 1557-О-О, от 25 февраля 2010 г. N 162-О-О и от 25 февраля 2013 г. N 327-О).

Таким образом, вышеуказанные нормы трудового законодательства допускают установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере менее минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата будет не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Вместе с тем, заработная плата работников организаций, расположенных в местностях с особыми климатическими условиями должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях.

Данная правовая позиция подтверждена и Постановлением Конституционного Суда РФ от 07 декабря 2017 года N 38-П, в пункте 4.2 которого указано, что в силу прямого предписания Конституции Российской Федерации (ст. 37, ч. 3) минимальный размер оплаты труда должен быть обеспечен всем работающим по трудовому договору, т.е. является общей гарантией, предоставляемой работникам независимо от того, в какой местности осуществляется трудовая деятельность; в соответствии с частью первой статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации величина минимального размера оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации, то есть, без учета природно-климатических условий различных регионов страны. Следовательно, повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы и выполнения конституционного требования об обеспечении минимального размера оплаты труда, а значит, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда. Поглощение выплат, специально установленных для возмещения дополнительных материальных и физиологических затрат работников, связанных с климатическими условиями, минимальным размером оплаты труда, по существу, приводило бы к искажению правовой природы как этой гарантии, так и самих указанных выплат, что недопустимо в силу предписаний статьи 37 (часть 3) Конституции Российской Федерации и принципов правового регулирования трудовых правоотношений.

Таким образом, при полностью отработанной норме рабочего времени в спорный период заработная плата истца ежемесячно с учетом северной надбавки в размере 50% и районного коэффициента в размере 60% не должна была составлять менее

5965*(50%+60%) = 12526,50 рублей в ноябре и декабре 2015года,

6204*(50%+60%) =13028,40 рублей с января по июнь 2016 года,

10122*(50%+60%) =21256,20 рублей с июля по сентябрь 2016 года,

10754*(50%+60%) =22583,40 рублей с октября 2016 по март 2017 года,

11369*(50%+60%) =23874,90 рублей с апреля 2017 по июнь 2017 года,

12000*(50%+60%) =25200 рублей с июля 2017 по декабрь 2017 года,

9489*(50%+60%) =19926,90 рублей с января по апрель 2018 года,

11163*(50%+60%) =23442,30 рублей с мая по август 2018 года.

Вместе с тем, в ходе судебного разбирательства истцом не было подтверждено право на получение заработной платы в спорный период времени в указанном размере.

К такому выводу суд пришел на основании следующих обстоятельств.

Условия и порядок оплаты труда помощника Депутата Законодательного Собрания Иркутской области, определены Положением о помощнике депутата Законодательного Собрания Иркутской области, утвержденным постановлением Законодательного Собрания Иркутской области от 01.11.2008 № 2/5-зс.

Как следует из п. 2 Положения депутат Законодательного Собрания Иркутской области (далее - депутат Собрания) для осуществления своей деятельности вправе иметь до пяти помощников, работающих на постоянной основе на условиях срочного трудового договора. Помощники депутата Собрания, работающие по срочному трудовому договору, могут работать как на постоянной основе, так и по совместительству.

Помощники депутата Собрания, работающие по срочному трудовому договору, могут работать как на постоянной основе, так и по совместительству. Права и обязанности помощника депутата Собрания, работающего по срочному трудовому договору, определяются трудовым договором, заключенным в соответствии с настоящим Положением (п. 3 Положения).

Помощник депутата Собрания, работающий по срочному трудовому договору, принимается на работу на основании его заявления по представлению депутата Собрания на период, указанный в представлении, но не превышающий срок полномочий депутата Собрания, и оформляется распоряжением председателя Законодательного Собрания Иркутской области (п. 9 Положения).

Депутат Собрания ведет суммированный учет рабочего времени каждого помощника депутата Собрания, работающего по срочному трудовому договору, с оформлением табеля учета рабочего времени и представлением его в отдел государственной службы и кадров аппарата Собрания (п. 14 Положения).

Объем средств для установления должностных окладов помощников депутата Собрания, работающих по срочному трудовому договору, составляет пятикратный размер минимального размера оплаты труда, установленного в соответствии с Федеральным законом от 19 июня 2000 года № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» на соответствующий период (п. 22 Положения).

Помощнику депутата Собрания, работающему по срочному трудовому договору, выплачиваются районные коэффициенты и процентные надбавки к должностному окладу за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Иркутской области в соответствии с действующим федеральным и областным законодательством (п. 23 Положения).

Судом при рассмотрении дела установлено, что ФИО1 был принят на работу помощником депутата на основании представления Законодательного Собрания Иркутской область Д.А.А. со 02.11.2015 по совместительству.

Как следует из абзаца 1 статьи 284 ТК РФ продолжительность рабочего времени при работе по совместительству не должна превышать четырех часов в день. В дни, когда по основному месту работы работник свободен от исполнения трудовых обязанностей, он может работать по совместительству полный рабочий день (смену). В течение одного месяца (другого учетного периода) продолжительность рабочего времени при работе по совместительству не должна превышать половины месячной нормы рабочего времени (нормы рабочего времени за другой учетный период), установленной для соответствующей категории работников.

Согласно абзацу 1 статьи 285 ТК РФ оплата труда лиц, работающих по совместительству, производится пропорционально отработанному времени, в зависимости от выработки либо на других условиях, определенных трудовым договором.

В трудовом договоре работодатель для ФИО1 предусмотрел сокращенный режим рабочего времени – не более 4 часов в день, а в течение одного месяца (другого учетного периода) – половины месячной нормы рабочего времени (нормы рабочего времени за другой учетный период), установленной для соответствующей категории работников. Депутатом Законодательского Собрания Иркутской области ФИО3 определен размер должностного оклада ФИО1 – 3600 рублей (представление от 02.11.2015 № 31 (л.д. 109), распоряжение № 222-кп от 09.11.2015 (л.д. 61), трудовой договор № 22/15 от 02.11.2015 (л.д. 62-66).

Дополнительным соглашением от 25.01.2018 к трудовому договору должностной оклад истца был увеличен до 3744 рублей (л.д. 69).

Дополнительным соглашением от 17.05.2018 к трудовому договору п. 4.1. раздела «Оплата труда и социальные гарантии» изложен в следующей редакции: «За выполнение трудовых обязанностей, предусмотренных настоящим трудовым договором, работнику устанавливается заработная плата в размере: а) должностной оклад в размере: с 01.04.2018 – 5740 рублей в месяц, с 01.05.2018 – 7420 рублей в месяц, б) районный коэффициент в размере 60 процентов, в) ежемесячная процентная надбавка к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в размере 50 процентов» (л.д. 67).

Исходя их информации, отраженной в табелях учета рабочего времени за период с ноября 2015г. по август 2018г. (л.д. 70-102), ФИО1 отрабатывал не более трех часов в день, как определено трудовым договором, следовательно, оплата труда ему производилась соответствующим образом. Размер начисленной и выплаченной истцу заработной платы в спорный период времени превышал минимальный размер оплаты труда с учетом МРОТ с соответствующими надбавками пропорционально отработанного времени. Например, при норме рабочего времени в ноябре 2015г. - 159 часов за фактически отработанное время в количестве 60 часов (л.д.70) заработная плата истца должна была быть начислена в размере не менее чем 12526,50/159*60 = 4726,98 рублей, фактически начислено7560 рублей; при норме рабочего времени в сентябре 2016г. - 176 часов за фактически отработанное время в количестве 44 часа (л.д.80) заработная плата истца должна была быть начислена в размере не менее чем 21256,20/176*44 = 5314,05 рублей, фактически начислено7560 рублей; при норме рабочего времени в октябре 2017г. - 176 часов за фактически отработанное время в количестве 44 часа (л.д.93) заработная плата истца должна была быть начислена в размере не менее чем 25200/176*44 = 6300 рублей, фактически начислено7560 рублей и т.п.

В свою очередь расчет, приложенный к исковому заявлению, произведен с учетом полного восьмичасового рабочего дня, при том, что какими-либо допустимыми и достоверными доказательствами фактическое выполнение трудовых обязанностей в условиях полного рабочего дня истцом не подтверждено, как и наличие у ответчика задолженности по заработной плате. Представленные со стороны ответчика расчетные листы о размере начисленной заработной платы за спорный период, вопреки позиции истца, не подтверждают его доводы о фактически отработанной норме рабочего времени, поскольку указанные доказательства суд оценивает в совокупности с представленными табелями рабочего времени, отражающими занятость истца при выполнении им своих трудовых обязанностей в рамках заключенного с ответчиком договора.

При указанных обстоятельствах, требования истца удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Законодательному Собранию Иркутской области о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы за период с 02.11.2015 по 31.08.2018 отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Иркутский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Усть-Илимский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий судья Е.М. Курахтанова