ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2131/2023 от 18.09.2023 Лесосибирского городского суда (Красноярский край)

2-2131/2023

24RS0033-01-2023-001803-19

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 сентября 2023 г. г.Лесосибирск

Лесосибирский городской суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Пудовкиной Е.А.,

при секретаре Юсуповой Г.В.,

с участием представителя истца Министерства социальной политики Красноярского края ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства социальной политики Красноярского края к ФИО2 о взыскании незаконно полученной суммы государственной социальной помощи на основании социального контракта,

УСТАНОВИЛ:

Министерство социальной политики Красноярского края обратилось в суд с иском к ФИО2 о взыскании излишне полученной суммы социальной помощи.

Требования мотивированы тем, что ФИО2 21 апреля 2022 года обратилась в территориальное отделение КГКУ «Управление социальной защиты населения по г.Лесосибирску» с заявлением о назначении социальной помощи на основании социального контракта. 28 июня 2022 года с ФИО2 заключен социальный контракт сроком на 9 месяцев с 28 июня 2022 года по 27 марта 2023 года.

Согласно указанному контракту ФИО2 предоставлена единовременная денежная выплата в размере 278 334 руб. для ведения индивидуальной предпринимательской деятельности, перечисленной на открытый на ее имя расчетный счет.

В соответствии с программой социальной адаптации ответчик обязался приобрести на 278 334 руб. оборудование, материально-производственные запасы и иное имущество: ноутбук – 74 999 руб., смартфон – 24 999 руб., стабилизатор для смартфона – 21 999 руб., радиосистема – 26 799 руб., МФУ (принтер/сканер/копир) – 12 999 руб., усилитель беспроводного сигнала – 1 550 руб., кольцевая лампа – 14 990 руб., стеллаж для документов – 22 000 руб., сто компьютерный – 35 500 руб., стул – 7 600 руб., материально-производственные запасы: мышь беспроводная, комплект батарей к лампе – 4 899 руб., а также пройти обучение стоимостью 30 000 руб.

ФИО2 01 июля 2022 года предоставлен отчет № 1, за период с 28 июня 2022 года по 30 июня 2022 года. Согласно отчету все мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации, выполнены в установленные сроки и в полном объеме. Отчеты за последующие периоды социального контракта ФИО2 в территориальное отделение представлялись ненадлежащим образом.

Отчеты за последующие периоды социального контракта ФИО2 в территориальное отделение представлялись не надлежащим образом.

Исходя из отчётов, предоставленных ФИО2, большая часть оборудования, материально-производственных запасов и иного имущества ею была приобретена. Однако не все чеки, подтверждающие факт оплаты приобретенных товаров ФИО2, были предоставлены в территориальное отделение, в отчете № 9 чеков/квитанций не предоставлено, предоставлены только товарная накладная, которые подтверждают только получение товара, а не его оплату.

В соответствии с программой социальной адаптации ФИО2 должна была приобрести еще ноутбук, радиосистему, мышь беспроводную, однако по ним она не отчиталась.

Отчеты № 2, 3 были предоставлены без подписи ФИО2

Также в отчете № 3 предоставлен чек, подтверждающий факт оплаты стеллажа для документов и стола компьютерного, но не предоставлено подтверждение получение этого товара Ответчиком.

Кроме того, согласно программе социальной адаптации ФИО2 в период с 01.09.2022 по 29.09.2022 должна была получить дополнительное профессиональное образование в ЧОУ ДПО «Центр образования и развития личности» по очной форме обучения по программе: «Съемка и монтаж видео на смартфон» и «Основы продвижения ВКонтакте». Предварительный договор на обучение Ответчика по дополнительным образовательным программам от 19.04.2022 был предоставлен ФИО2, в соответствии с п. 14 Порядка, для подтверждения намерения заявителя проходить обучение, для включения пункта об обучении и сумме обучения при составлении программы социальной адаптации к контракту, а также для того, чтобы специалист территориального отделения удостоверился, что обучение будет профессиональным обучением или дополнительным профессиональным образованием, как предусмотрено п. 12 Порядка.

ФИО2 в сроки, предусмотренные контрактом, обучение не прошла.

Однако к отчетам № 6 и № 8 ею были приложены платежные поручения об оплате обучения в размере 11 000 рублей (платежные поручения от 03.11.2022 и от 03.11.2022) и 19 000 рублей (платежные поручения от 15.01.2023 и от 14.01.2023).

К отчетам ФИО2 не предоставила подтверждения (продленного ранее представленного для заключения социального контракта предварительного договора или вновь заключенного договора об обучении) того, что обучение было профессиональным обучением или дополнительным профессиональным образованием по заявленной на момент подписания Контракта теме.

Решение о прекращении оказания государственной социальной помощи и досрочном расторжении контракта принято территориальным органом 22 марта 2023 года, тогда же ФИО2 направлено соответствующее уведомление.

До настоящего времени денежные средства ФИО2 не возвращены.

В указанной связи истец просит взыскать с ФИО2 в свою пользу незаконно полученную сумму государственной социальной помощи на основании социального контракта в размере 278 334 руб.

Представитель истца Министерства социальной политики Красноярского края ФИО1 в судебном заседании заявленные требования поддержала, настаивала на их удовлетворении, обстоятельства, изложенные в иске, подтвердила, против вынесения решения в порядке заочного производства не возражала.

Ответчик ФИО2, в судебное заседание не явилась, о месте, дате и времени рассмотрения дела извещена своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщила, ходатайств не поступало.

В соответствии с п.3 ст.1 ГПК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.

По смыслу ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве иных процессуальных правах.

Учитывая, что ответчик о времени и месте рассмотрения дела извещалась своевременно и надлежащим образом, об уважительности неявки суд не уведомила и не просила о рассмотрении дела в отсутствие, суд, учитывая мнение истца, полагает возможным рассмотреть дело в порядке заочного производства в соответствии с главой 22 ГПК РФ.

Исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к следующим выводам.

Согласно требованиям статьи 19 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия органов местного самоуправления, установленные законами субъектов РФ по вопросам, не отнесенным к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органами местного самоуправления. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов РФ осуществляется законами субъектов РФ.

Согласно подпункту 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

Органом исполнительной власти Красноярского края, который осуществляет оказание государственных услуг в сфере социальной поддержки и социального обслуживания граждан, является министерство социальной политики Красноярского края (далее - Министерство).

В соответствии с подпунктом 1.5 пункта 1 Положения о министерстве социальной политики Красноярского края, утверждённого Постановлением Правительства Красноярского края от 07.08.2008 № 30-п (далее - Положение), министерство обладает правами юридического лица, может от своего имени приобретать права и нести обязанности, выступать истцом или ответчиком в судах.

Согласно подпункту 3.9 пункта 3 Положения, к компетенции министерства относится организация предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, определенным федеральными законами, за счет субвенций из федерального бюджета, краевыми законами за счет средств краевого бюджета (за исключением категорий граждан, полномочия по организации предоставления мер социальной поддержки, которым прямо отнесены к компетенции иных органов исполнительной власти края).

Министерство является главным распорядителем бюджетных средств, выделяемых краевым бюджетом на меры социальной поддержки региональным льготникам.

В соответствии с положениями статей 20, 29, 30, 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) взыскиваемые средства должны поступать в доход бюджета соответствующего уровня.

С 01.01.2020 года полномочия по предоставлению гражданам государственных услуг в сфере социальной поддержки, в том числе на основании социального контракта, осуществляет краевое государственное казенное учреждение «Управление социальной защиты населения» (далее - КГКУ «УСЗН», Учреждение) в лице его территориальных отделений. На территории города Лесосибирска указанные полномочия осуществляет территориальное отделение по г. Лесосибирску.

Согласно пункту 1.6 Положения «О территориальных отделениях краевого государственного казённого учреждения «Управление социальной защиты населения» от 18.06.2021, территориальные отделения не обладают правами юридического лица, не могут от своего имени приобретать права и обязанности, выступать истцом и ответчиком в судах общей юрисдикции, арбитражном и третейском судах, иметь обособленное имущество на праве оперативного управления, печать и бланки со своим наименованием и не вправе открывать лицевые счета в органах казначейства, вести самостоятельный баланс.

Социальная поддержка граждан представляет собой систему правовых, экономических, организационных и иных мер, гарантированных государством отдельным категориям граждан. Категории граждан - получателей социальной поддержки, меры социальной поддержки и условия ее предоставления определены федеральным законодательством, законодательством Красноярского края.

Бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования, как указывает статья 38 БК РФ, в обозначении принципа адресности и целевого характера бюджетных средств. К бюджетным ассигнованиям относятся ассигнования на перечисленные в статьях 69,174.2 БК РФ цели, и в том числе на оказание государственных услуг (выполнение работ), включая ассигнования на закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд, и социальное обеспечение населения. Нецелевое использование бюджетных средств может выражаться в использовании их на цели, не соответствующие целям получения данных средств.

Статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации закреплен принцип эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).

В соответствии с пунктом «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации и подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, являются вопросами совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 179 БК РФ государственные программы Российской Федерации, государственные программы субъекта Российской Федерации, муниципальные программы утверждаются соответственно Правительством российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

Частью 1 статьи 8.1 Федерального закона РФ от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается гражданам, указанным в части первой статьи 7 настоящего Федерального закона, в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации.

Согласно постановлению Правительства Красноярского края от 30.09.2013 № 507-п «Об утверждении государственной программы Красноярского края «Развитие системы социальной поддержки граждан» (в ред. от 15.12.2021) (далее -Постановление) государственная программа включает подпрограмму «Повышение качества жизни отдельных категорий граждан, степени их социальной защищенности» (далее - Подпрограмма).

Мероприятия Подпрограммы направлены на исполнение принятых публичных нормативных обязательств по социальной поддержке отдельных категорий граждан, создание условий для повышения качества жизни отдельных категорий граждан, степени их социальной защищенности.

Перечень мероприятий подпрограммы приведен в приложении № 2 к Подпрограмме.

В соответствии с подпунктом 3.4.11 Постановления 2.13 перечня мероприятий предусматривает оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта отдельным категориям граждан и осуществляется в Порядке назначения государственной социальной помощи на основании социального контракта отдельным категориям граждан, приведенном в приложении № 11 к подпрограмме.

Порядок назначения государственной социальной помощи на основании социального контракта отдельным категориям граждан (далее - Порядок) устанавливает механизм назначения государственной социальной помощи на основании социального контракта (далее - государственная помощь) отдельным категориям граждан, проживающим на территории Красноярского края.

В соответствии с пунктом 2 Порядка право на получение государственной помощи имеют проживающие на территории Красноярского края малоимущие одиноко проживающие граждане, малоимущие семьи и иные категории граждан, предусмотренные частью 1 статьи 8.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствии с Законом Красноярского края от 19.11.2020 № 10-4371 «О порядке определения величины прожиточного минимума малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина в Красноярском крае».

Уполномоченное учреждение заключает социальный контракт с малоимущим одиноко проживающим гражданином, малоимущей семьей на срок не более чем на 12 месяцев - в случае, если программа социальной адаптации предусматривает мероприятия по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности. Программа социальной адаптации устанавливается на срок действия социального контракта (Пункт 7 Порядка).

Малоимущий одиноко проживающий гражданин, один из совершеннолетних дееспособных членов малоимущей семьи, представивший заявление о назначении государственной помощи в соответствии с пунктом 14 Порядка от имени своей семьи (далее - заявитель), может заключить социальный контракт, к которому прилагается программа социальной адаптации по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности (Пункт 8 Порядка).

В силу пункта 10 Порядка при реализации мероприятия по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности заявителю предоставляется единовременная денежная выплата в размере не более 250 000 рублей. Размер единовременной денежной выплаты определяется на основании документов, подтверждающих стоимость планируемых к приобретению основных средств, материально производственных запасов, а также планируемые к принятию имущественные обязательства в период срока действия социального контракта.

Также в соответствии с п. 12 Порядка уполномоченное учреждение оказывает содействие заявителю в получении профессионального обучения или дополнительного профессионального образования по направлению, соответствующему мероприятиям программы социальной адаптации.

Оплата данного обучения составляет не более 30 000 руб. и производится на основании документов, подтверждающих стоимость прохождения обучения, при условии наличия у организации, осуществляющей образовательную деятельность, лицензии на осуществление образовательной деятельности.

В соответствии с пунктом 27 Порядка уполномоченное учреждение осуществляет ежемесячный контроль за выполнением получателем обязательств, предусмотренных социальным контрактом, а также контроль за целевым использованием денежных средств, выплаченных в соответствии с условиями социального контракта.

В силу пункта 28 Порядка получатель обязан ежемесячно до 15-го числа месяца, следующего за отчетным, представлять в уполномоченное учреждение лично, посредством почтового отправления либо в электронной форме на официальный адрес электронной почты уполномоченного учреждения отчет о выполнении мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации, по форме согласно приложению № 2 к форме социального контракта.

В соответствии с пунктом 35 Порядка уполномоченное учреждение принимает решение о прекращении оказания государственной помощи и досрочном расторжении социального контракта в течение 10 дней со дня установления таких обстоятельств, как невыполнение получателем мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации, в полном объеме в установленные сроки (за исключением случая наличия уважительных причин, препятствующих выполнению получателем обязательств, предусмотренных социальным контрактом, установленных в 34 Порядка, подтвержденных соответствующими документами).

В соответствии с пунктом 36 Порядка получатель обязан извещать уполномоченное учреждение об обстоятельствах, влекущих прекращение оказания государственной помощи и досрочное расторжение социального контракта, указанных в подпунктах 2 - 4, 7 - 10, 12,13 пункта 35 Порядка, а также об изменениях, являвшихся основанием для принятия решения о назначении либо продолжения оказания ему (его семье) государственной помощи, сведений осоставе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности в течение 2 недель со дня наступления указанных обстоятельств (изменений). Соответствующее извещение представляется получателем с приложением подтверждающих документов лично (непосредственно в уполномоченное учреждение) либо направляется почтовым отправлением с уведомлением о вручении и описью вложения или в электронной форме на официальный адрес электронной почты уполномоченного учреждения.

В силу пункта 38 Порядка денежные средства, излишне выплаченные получателю вследствие его злоупотребления (представление документов с заведомо неполными и (или) недостоверными сведениями, сокрытие данных или несвоевременное извещение об изменении сведений, являвшихся основанием для принятия решения о назначении или продолжения оказания ему (его семье) государственной помощи либо наступления обстоятельств, влекущих прекращение оказания ему (его семье) государственной помощи и досрочное расторжение социального контракта), возмещаются им добровольно в течение 30 дней со дня получения от уполномоченного учреждения уведомления о принятом решении о прекращении оказания государственной помощи, а в случае отказа от добровольного возврата средств истребуются в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу пункта 1 части 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают: из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.

В соответствии со статьей 307 ГК РФ в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, оказать услугу, внести вклад в совместную деятельности, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.

Обязательства возникают из договоров и других сделок, вследствие причинения вреда, вследствие неосновательного обогащения, а также из иных оснований, указанных в ГК РФ. При установлении, исполнении обязательства и после его прекращения стороны обязаны действовать добросовестно, учитывая права и законные интересы друг друга, взаимно оказывая необходимое содействие для достижения цели обязательства, а также предоставляя друг другу необходимую информацию.

В силу статей 309-310 ГК РФ обязательства, возникающие из договора и иных предусмотренных законом основаниям, должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательств, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается,

Пунктом 6.2. формы социального контракта установлено, что денежные средства, излишне выплаченные Получателю на основании социального контракта вследствие его злоупотребления, возмещаются им добровольно, а в случае отказа от добровольного возврата средств истребуются в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с абзацем 2 части 4 статьи 453 ГК РФ, в случае, когда до расторжения или изменения договора одна из сторон, получив от другой стороны исполнение обязательства по договору, не исполнила свое обязательство либо предоставила другой стороне неравноценное исполнение, к отношениям сторон применяются правила об обязательствах вследствие неосновательного обогащения (глава 60 ГК РФ), если иное не предусмотрено законом или договором либо не вытекает из существа обязательства.

В соответствии с частью 1 статьи 1102 ГК РФ. Лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 ГК РФ.

Как указал Конституционный суд Российской Федерации в постановлении от 26.02.2018 №10-П, содержащееся в главе 60 ГК РФ правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости с их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (часть 3 статьи 17); соответственно, данное правовое регулирование, ка оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.

Таким образом, приведенные нормы ГК РФ о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определённых денежных сумм могут применятся, в частности, в рамках правоотношений, связанных с реализацией прав граждан на государственную помощь.

Согласно статье 1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно (ч. 3). Никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения (ч. 4).

Согласно части 4 статьи 10 ГК РФ злоупотребление правом повлекло нарушение права другого лица, такое лиц вправе требовать возмещения причиненных этим убытков.

Как следует из материалов дела и установлено судом, на основании заявления ФИО2 о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта по мероприятию «по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности» вид деятельности - Студия моделирования взгляда (оформление и окрашивание бровей, наращивание ресниц) - самозанятость, территориальным отделением принято решение о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта от 11.02.2022 № 52.

28 июня 2022 года с ФИО2 заключен социальный контракт сроком на 9 месяцев с 28 июня 2022 года по 27 марта 2023 года.

Согласно указанному контракту ФИО2 предоставлена единовременная денежная выплата в размере 278 334 руб. для ведения индивидуальной предпринимательской деятельности, перечисленная на расчетный счет последней.

В соответствии с программой социальной адаптации ответчик обязался приобрести на 278 334 руб. оборудование, материально-производственные запасы и иное имущество: ноутбук – 74 999 руб., смартфон – 24 999 руб., стабилизатор для смартфона – 21 999 руб., радиосистема – 26 799 руб., МФУ (принтер/сканер/копир) – 12 999 руб., усилитель беспроводного сигнала – 1 550 руб., кольцевая лампа – 14 990 руб., стеллаж для документов – 22 000 руб., сто компьютерный – 35 500 руб., стул – 7 600 руб., материально-производственные запасы: мышь беспроводная, комплект батарей к лампе – 4 899 руб., а также пройти обучение стоимостью 30 000 руб.

Согласно пп. 15 п.4.1 социального контракта получатель выплаты обязан предоставлять ежемесячно до 15 числа месяца, следующего за отчетным в Управление лично, посредством почтового отправления либо направления в электронной форме на официальный адрес электронной почты Управления отчет о выполнении мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации, по форме согласно приложению № 2 к форме социального контракта.

ФИО2 01 июля 2022 года предоставлен отчет № 1 за период с 28 июня 2022 года по 30 июля 2022 года, согласно которому все мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации, выполнены в установленные сроки в полном объеме.

Отчеты за последующие периоды социального контракта ФИО2 в территориальное отделение представлялись не надлежащим образом.

Исходя из отчётов, предоставленных ФИО2, большая часть оборудования, материально-производственных запасов и иного имущества ею была приобретена. Однако не все чеки, подтверждающие факт оплаты приобретенных товаров ФИО2, были предоставлены в территориальное отделение, в отчете № 9 чеков/квитанций не предоставлено, предоставлены только товарная накладная от 20.02.2023 № 10, счет-фактура от 20.02.2023 № 10 и счет 20.02.2023 № 10, которые подтверждают только получение товара, а не его оплату.

В соответствии с программой социальной адаптации ФИО2 должна была приобрести еще ноутбук, радиосистему, мышь беспроводную, однако по ним она не отчиталась.

Отчеты , 3 были предоставлены без подписи ФИО2

Также в отчете предоставлен чек, подтверждающий факт оплаты стеллажа для документов и стола компьютерного, но не предоставлено подтверждение получение этого товара Ответчиком.

Кроме того, согласно программе социальной адаптации ФИО2 в период с 01.09.2022 по 29.09.2022 должна была получить дополнительное профессиональное образование в ЧОУ ДПО «Центр образования и развития личности» по очной форме обучения по программе: «Съемка и монтаж видео на смартфон» и «Основы продвижения ВКонтакте». Предварительный договор на обучение Ответчика по дополнительным образовательным программам от 19.04.2022 был предоставлен ФИО2, в соответствии с п. 14 Порядка, для подтверждения намерения заявителя проходить обучение, для включения пункта об обучении и сумме обучения при составлении программы социальной адаптации к контракту, а также для того, чтобы специалист территориального отделения удостоверился, что обучение будет профессиональным обучением или дополнительным профессиональным образованием, как предусмотрено п. 12 Порядка.

ФИО2 в сроки, предусмотренные контрактом, обучение не прошла.

Однако к отчетам и ею были приложены платежные поручения об оплате обучения в размере 11 000 рублей (платежные поручения от 03.11.2022 и от 03.11.2022) и 19 000 рублей (платежные поручения от 15.01.2023 и от 14.01.2023).

К отчетам ФИО2 не предоставила подтверждения (продленного ранее представленного для заключения социального контракта предварительного договора или вновь заключенного договора об обучении) того, что обучение было профессиональным обучением или дополнительным профессиональным образованием по заявленной на момент подписания Контракта теме.

Решение о прекращении оказания государственной социальной помощи и досрочном расторжении контракта принято территориальным органом 22 марта 2023 года, тогда же ФИО2 направлено соответствующее уведомление.

До настоящего времени денежные средства ФИО2 не возвращены.

В этой связи суд считает требования истца обоснованными, подлежащими удовлетворению в полном объеме.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

В соответствии с положениями ст. 103 ГПК РФ, п. 1 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ, с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 5 983,34 руб., рассчитанная от суммы требований, которую истец просил фактически взыскать с ответчика.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199, 233-235 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

исковые требования Министерства социальной политики Красноярского края к ФИО2 о взыскании незаконно полученной суммы государственной социальной помощи на основании социального контракта - удовлетворить.

Взыскать с ФИО2, 22 мая <данные изъяты>, в пользу Министерства социальной политики Красноярского края сумму государственной социальной помощи, выплаченную на основании социального контракта в форме единовременной выплаты для ведения предпринимательской деятельности, в размере 278 334 рублей.

Взыскать с ФИО2 в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 5 983, 34 рубля.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Апелляционная жалоба подается в Красноярский краевой суд через Лесосибирский городской суд Красноярского края.

Судья Е.А. Пудовкина

<данные изъяты>