УИД 76RS0024-01-2019-002201-72
Дело № 2-2132/2019
Мотивированное решение
изготовлено 22.08.2019
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Ярославль 29 июля 2019 года
Фрунзенский районный суд г. Ярославля в составе:
председательствующего судьи Ивахненко Л.А..,
при секретаре Кижаткиной И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ИП ФИО2 о защите прав потребителей,
установил:
Истец ФИО1 обратилась в суд с иском к ИП ФИО2, просит суд:
Расторгнуть договор купли-продажи кровати 1400 х 2600, цвет Энигма 08 стоимостью 28 800 рублей, заключенный между ФИО2 и ФИО1 20.09.2018г
Взыскать с ФИО2 денежную сумму в размере 109 925,64 рублей, из которых :
28 800 рублей - сумма денежных средств, уплаченных за кровать;
1000 рублей - сумма расходов на устранение недостатков корпусной мебели
28 236 рублей - неустойка за просрочку исполнения требования об устранении недостатков корпусной мебели;
21 312 рублей- неустойка за просрочку исполнения требования о замене товара с недостатками (кровати) - на товар, соответствующий условиям договора;
7 602 рубля - неустойку за просрочку поставки комплекта корпусной мебели;
2 592 рублей - неустойка за просрочку поставки кровати;
383, 64 рублей - сумма убытков;
20 000 рублей- сумму компенсации морального вреда;
Взыскать с ФИО2 пользу штраф в размере 50 % от денежной суммы, присужденной по иску.
Взыскать с Ответчика судебные расходы на участие представителя в размере 15 000 рублей.
Заявленные исковые требования мотивирует тем, что 20 сентября 2018 года истица заключила с ИП ФИО2 договор купли-продажи мебели, согласно которому ИП ФИО2 приняла на себя обязательство принять заказ на изготовление и поставку предметов корпусной мебели по утвержденному индивидуальному проекту согласно спецификации к договору и включающей: шкаф-купе, тумбу прикроватную, письменный стол, тумбу под ТВ. (п. 1.1. Договора, Спецификация к договору)
Срок передачи товара определен 55 рабочих дней +\- 5 рабочих дней с даты заключения договора (п.2.1 Договора).
Цена корпусной мебели определена в размере 72 400 рублей, которые были оплачены истцом полностью в день заключения договора.
Дополнительно при заключении договора Ответчик предложила приобрести кровать 1400х 2 600, стоимостью 28 800 рублей, которые также были оплачены истицей при заключении договора.
Материал корпусной мебели и цвет изделий, фурнитура приведены в спецификации. (п.1 Договора, спецификация к Договору). Сведения о материале обивки кровати в спецификации не приведен.
Образцы всех материалов были продемонстрированы продавцом при заключении договора.
Продавец установил на товар гарантийный срок 18 месяцев с момента подписания акта приема-передачи товара, (п.6.8. Договора)
06.11.2018 года истица и ответчица заключили Дополнительное соглашение к Договору, которым определили необходимость уточнения дизайн-проекта и установили новый срок выполнения работ - 45 рабочих дней с даты подписания дополнительного соглашения ( то есть, не позднее 16.01.2019 года.
года был согласован уточненный дизайн-проект.
года Ответчик выполнил поставку кровати.
06.02.2019 года, то есть с нарушением на 21 день, Ответчик произвел поставку предметов корпусной мебели.
07.02.2019 силами продавца осуществлена сборка корпусной мебели.
При осмотре предметов корпусной мебели в присутствии продавца ФИО2 истицей были обнаружены существенные недостатки поставленной корпусной мебели: на ящике шкафа отсутствует ручка, задняя стенка шкафа плохо прибита, зеркала поменяны местами, при сборке повреждена внутренняя стенка шкафа.
Так же 07.02.2019 в начале сборки силами Продавца поставленной кровати было установлено, что кровать выполнена не из того материала (материал отличался по фактуре, кровать должна была согласно спецификации иметь цвет Энигма, а поставлена фактически цвета Глазго.
В связи с тем, что в добровольном порядке в разумные сроки Ответчик отказалась от устранения выявленных недостатков в корпусной мебели, истец вынужден был обратиться за устранением недостатков к сторонним организациям. Стоимость устранения недостатков составляет 1000 рублей и подлежит возмещению за счет Ответчика.
В связи с уклонением Ответчика от исполнения в добровольном порядке требования о замене кровати, поставленной с нарушением требования об ассортименте, Истец вправе отказаться от исполнения договора поставки кровати и потребовать возврата денег, уплаченных за этот товар, что составляет 28 800 рублей, после возврата денег истица произведет возврат кровати ответчице.
Установленный договором срок устранения недостатков в корпусной мебели истек 29 апреля 2019 года. (30 дней с даты предъявления претензии (п.6.3. Договора, п.1 ст. 20 ФЗ "О защите прав потребителей")
07.06.2019 года недостатки устранены силами третьих лиц.
Просрочка Ответчика по устранению недостатков в корпусной мебели составляет 39 дней (период с 30.04.2019 по 07.06.2019г.)
Расчет неустойки:
72 400* 0.01%* 39- 28 236 рублей
Установленный законом срок замены товара, не соответствующего условиям договора, истек 05 апреля 2019 года. (7 дней с даты предъявления претензии)
На момент предъявления иска (18.06.2019г.) просрочка Ответчика по исполнению требования о замене кровати составляет 74 дня (периоде 06.04.2019 по 18.06.2019г.)
Расчет неустойки:
28 800* 0.01%* 74- 16 992 рублей
Просрочка поставки комплекта корпусной мебели составила 21 день ( с 17.01.2019 по 06.02.2019г)
Расчет неустойки: 72 400* 0.005%* 21- 7 602 рубля
Поставка товара с нарушением условия об ассортименте указывает на отсутствие факта поставки соответствующего договору товара.
Просрочка поставки кровати составляет 18 дней (с 17.01.2019 по 03.02.2019г.) Расчет неустойки: 28 800* 0.005%* 18= 2 592 рублей
В связи с выявленными недостатками истица была вынуждена обратиться к ответчице с письменной претензией. Почтовые расходы на доставку корреспонденции составили 383, 64 рублей.
Истица заказала у Ответчицы предметы мебели для повседневного использования для обстановки одной из двух комнат в квартире. Однако в связи с выявленными недостатками и ожиданием устранения недостатков мебелью и комнатой, где она стоит, семья истицы из 3 человек фактически не пользуется. Уклонение ФИО2 от контактов, ее безразличие оскорбляют и унижают истицу, заставляют переживать, причиненный моральный вред оценивает в размере 20 000 рублей.
Согласно п.6 ст. 13 ФЗ «О защите прав потребителей», п. 46 Постановления Пленума ВС РФ № 17 отказ разрешить требования в добровольном порядке влечет уплату в пользу потребителя штраф в размере 50 процентов от суммы, взысканной в пользу потребителя по предъявленному иску.
В судебном заседании истица не участвовала, ее представитель - адвокат Калинина О.Н. заявленные требования поддержала в полном объеме, пояснила суду, что после ремонта истица пользуется корпусной мебелью, кровать имеет существенный недостаток по цвету обивки, что не совпадает с интерьером, поэтому в этой части истица желает расторгнуть договор, кровать не используется и после получения денег по договору будет передана ответчице.
Ответчица ИП ФИО2 в судебном заседании не участвовала, ходатайств, заявлений суду не представила.
Суд определил рассмотреть заявленные требования при имеющейся явке в порядке заочного судопроизводства.
Заслушав пояснения представителя истицы, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно статье 730 ГК РФ по договору бытового подряда подрядчик, осуществляющий соответствующую предпринимательскую деятельность, обязуется выполнить по заданию гражданина (заказчика) определенную работу, предназначенную удовлетворять бытовые или другие личные потребности заказчика, а заказчик обязуется принять и оплатить работу.
К отдельным видам договора подряда (бытовой подряд, строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ, подрядные работы для государственных нужд) положения, предусмотренные настоящим параграфом, применяются, если иное не установлено правилами настоящего Кодекса об этих видах договоров (п. 2 ст. 702 ГК РФ).
В силу ст. 721 ГК РФ качество выполненной подрядчиком работы должно соответствовать условиям договора подряда, а при отсутствии или неполноте условий договора требованиям, обычно предъявляемым к работам соответствующего рода.
Согласно ст. 729 ГК РФ в случае прекращения договора подряда по основаниям, предусмотренным законом или договором, до приемки заказчиком результата работы, выполненной подрядчиком (п. 1 ст. 720 ГК РФ), заказчик вправе требовать передачи ему результата незавершенной работы с компенсацией подрядчику произведенных затрат.
Согласно ст. 737 ГК РФ в случае обнаружения недостатков во время приемки результата работы или после его приемки в течение гарантийного срока, а если он не установлен, - разумного срока, но не позднее двух лет со дня приемки результата работы, заказчик вправе по своему выбору осуществить одно из предусмотренных в статье 723 настоящего Кодекса прав либо потребовать безвозмездного повторного выполнения работы или возмещения понесенных им расходов на исправление недостатков своими средствами или третьими лицами.
К отношениям по договору бытового подряда, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы о защите прав потребителей и иные правовые акты, принятые в соответствии с ними (п. 3 ст. 730 ГК РФ).
Согласно преамбуле Закона РФ "О защите прав потребителей", данный закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
В соответствии с преамбулой Закона РФ "О защите прав потребителей" недостаток товара (работы, услуги) - это несоответствие товара (работы, услуги) или обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке, или условиям договора (при их отсутствии или неполноте условий обычно предъявляемым требованиям), или целям, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется, или целям, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию.
В соответствии с п. 1 ст. 4 Закона РФ "О защите прав потребителей" продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору.
Согласно п. 2 ст. 4 Закона РФ "О защите прав потребителей" при отсутствии в договоре условий о качестве товара (работы, услуги) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется.
Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками выполненной работы (оказанной услуги). Убытки возмещаются в сроки, установленные для удовлетворения соответствующих требований потребителя.
В соответствии со ст. 29 закона, потребитель при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги) вправе по своему выбору потребовать:
безвозмездного устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги);
соответствующего уменьшения цены выполненной работы (оказанной услуги);
возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами.
Удовлетворение требований потребителя о безвозмездном устранении недостатков, об изготовлении другой вещи или о повторном выполнении работы (оказании услуги) не освобождает исполнителя от ответственности в форме неустойки за нарушение срока окончания выполнения работы (оказания услуги).
Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками выполненной работы (оказанной услуги). Убытки возмещаются в сроки, установленные для удовлетворения соответствующих требований потребителя.
Недостатки работы (услуги) должны быть устранены исполнителем в разумный срок, назначенный потребителем.
Назначенный потребителем срок устранения недостатков товара указывается в договоре или в ином подписываемом сторонами документе либо в заявлении, направленном потребителем исполнителю.
За нарушение предусмотренных настоящей статьей сроков устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги) исполнитель уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню), размер и порядок исчисления которой определяются в соответствии с пунктом 5 статьи 28 настоящего Закона.
Из материалов дела видно, что 20 сентября 2018 года ФИО1 заключила с ИП ФИО2 договор купли-продажи мебели, согласно которому ИП ФИО2 приняла на себя обязательство принять заказ на изготовление и поставку предметов корпусной мебели по утвержденному индивидуальному проекту согласно спецификации к договору и включающей: шкаф-купе, тумбу прикроватную, письменный стол, тумбу под ТВ. (п. 1.1. Договора, Спецификация к договору)
Срок передачи товара определен 55 рабочих дней +\- 5 рабочих дней с даты заключения договора (п.2.1 Договора).
Цена корпусной мебели определена в размере 72 400 рублей, которые были оплачены истцом полностью в день заключения договора.
Дополнительно при заключении договора Ответчик предложила приобрести кровать 1400х 2 600, стоимостью 28 800 рублей, которые также были оплачены истицей при заключении договора.
Материал корпусной мебели и цвет изделий, фурнитура приведены в спецификации. (п.1 Договора, спецификация к Договору). Сведения о материале обивки кровати в спецификации не приведен.
Образцы всех материалов были продемонстрированы продавцом при заключении договора.
Продавец установил на товар гарантийный срок 18 месяцев с момента подписания акта приема-передачи товара, (п.6.8. Договора)
06.11.2018 года истица и ответчица заключили Дополнительное соглашение к Договору, которым определили необходимость уточнения дизайн-проекта и установили новый срок выполнения работ - 45 рабочих дней с даты подписания дополнительного соглашения ( то есть, не позднее 16.01.2019 года.
года был согласован уточненный дизайн-проект.
года Ответчик выполнил поставку кровати.
06.02.2019 года, то есть с нарушением на 21 день, Ответчик произвел поставку предметов корпусной мебели.
07.02.2019 силами продавца осуществлена сборка корпусной мебели.
При осмотре предметов корпусной мебели в присутствии продавца ФИО2 истицей были обнаружены существенные недостатки поставленной корпусной мебели: на ящике шкафа отсутствует ручка, задняя стенка шкафа плохо прибита, зеркала поменяны местами, при сборке повреждена внутренняя стенка шкафа.
Так же 07.02.2019 в начале сборки силами Продавца поставленной кровати было установлено, что кровать выполнена не из того материала (материал отличался по фактуре, кровать должна была согласно спецификации иметь цвет Энигма, а поставлена фактически цвета Глазго.
В связи с выявленными недостатками корпусной мебели истица обратилась к ответчице с претензией об их устранении, однако недостатки устранены не были, ремонт ответчицей не произведен
. Стоимость устранения недостатков силами истицы составляет 1000 рублей (л.д.26). и подлежит взысканию с ответчицы, доказательств иной стоимости ремонтных работ, отсутствия недостатков поставленной корпусной мебели в материалы дела не представлено.
С расчетами периодов и сумм неустоек, представленных истицей, суд соглашается, находит их правильными, соответствующими требованиям Закона «О защите прав потребителей».
В соответствии со ст. ст. 151, 1099 - 1101 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд возлагает на нарушителя обязанность денежной компенсации этого вреда, принимая во внимание степень вины нарушителя иные заслуживающие внимания обстоятельства.
В силу ст. 15 Закона "О защите прав потребителей" моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателей, импортером) прав потребителей, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
Согласно ч. 1 ст. 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме.
Поскольку факт нарушения прав истца установлен, с ответчика подлежит взысканию компенсация морального вреда.
Учитывая характер допущенных нарушений, характер нравственных страданий, испытываемых истцом, исходя из принципа разумности и справедливости, суд находит разумным размер компенсации морального вреда в сумме 5000 рублей.
В соответствии с п. 46 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей", при удовлетворении судом требований потребителя в связи с нарушением его прав, установленных Законом о защите прав потребителей, которые не были удовлетворены в добровольном порядке изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером), суд взыскивает с ответчика в пользу потребителя штраф независимо от того, заявлялось ли такое требование суду (пункт 6 статьи 13 Закона).
Соответственно, с учетом размера удовлетворенных судом требований сумма штрафа составил 47 271 руб., ходатайств о снижении размера штрафа не заявлено.
В соответствии со ст. ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
К судебным издержкам ст. 94 ГПК РФ относит расходы на оплату услуг представителя, а так же другие расходы, признанные судом необходимыми.
Согласно ст. 100 п. 1 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
В соответствии с п.п.11 – 13, 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела", разрешая вопрос о размере сумм, взыскиваемых в возмещение судебных издержек, суд не вправе уменьшать его произвольно, если другая сторона не заявляет возражения и не представляет доказательства чрезмерности взыскиваемых с нее расходов.
Вместе с тем в целях реализации задачи судопроизводства по справедливому публичному судебному разбирательству, обеспечения необходимого баланса процессуальных прав и обязанностей сторон, суд вправе уменьшить размер судебных издержек, в том числе расходов на оплату услуг представителя, если заявленная к взысканию сумма издержек, исходя из имеющихся в деле доказательств, носит явно неразумный (чрезмерный) характер.
Расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах.
Разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства.
Из материалов дела видно, что истицей произведена оплата услуг представителя в сумме 15 000 руб.
Суд учитывает, что исковые требования судом были удовлетворены частично, но лишь в части компенсации морального вреда, размер которого определяется усмотрением суда. Учитывая перечисленные выше нормы права, обстоятельства дела, категорию спора, который относится к числу сложных, позицию представителя истицы в судебном заседании, размер цен на аналогичные услуги представителя стороны по тождественному гражданскому делу в регионе, суд находит возможным взыскать в пользу ответчицы судебные расходы по оплате услуг представителя в размере 15 000 руб. поскольку указанную сумму возмещения расходов по оплате услуг представителя суд находит разумной, справедливой и обоснованной.
Также суд полагает обоснованным требование истицы о взыскании почтовых расходов в размере 383, 64 руб. на отправление претензий заказным с уведомлением письмом.
Соответственно, с ответчицы в доход бюджета подлежит взысканию госпошлина в сумме 4 590, 84 руб.
На основании изложенного. руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить частично.
Расторгнуть договор купли-продажи кровати 1400 х 2600, цвет Энигма 08, заключенный между ИП ФИО2 и ФИО1 20.09.2018г
Взыскать с ИП ФИО2 в пользу ФИО1 28 800 рублей - сумма денежных средств, уплаченных за кровать, 1000 рублей - сумму расходов на устранение недостатков корпусной мебели, 28 236 рублей - неустойку за просрочку исполнения требования об устранении недостатков корпусной мебели, 21 312 рублей- неустойку за просрочку исполнения требования о замене товара с недостатками (кровати) - на товар, соответствующий условиям договора, 7 602 рубля - неустойку за просрочку поставки комплекта корпусной мебели, 2 592 рублей - неустойку за просрочку поставки кровати, 5 000 рублей – компенсацию морального вреда, штраф в сумме 47 271 рублей, 383 рубля 64 коп. – постовые расходы, расходы на оплату услуг представителя в сумме 15 000 рублей.
Взыскать с ИП ФИО2 госпошлину в доход бюджета в сумме 4 590 рублей 84 коп.
ФИО1 после получения от ИП ФИО2 покупной стоимости кровати 1400 х 2600, цвет Энигма 08, в сумме 28 800 рублей, передать указанную кровать ИП ФИО2.
Ответчик вправе подать во Фрунзенский районный суд г. Ярославля заявление об отмене заочного решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии настоящего решения.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд через Фрунзенский районный суд г. Ярославля в течение месяца со дня истечения срока подачи ответчиком заявления об отмене решения суда, а в случае, если такое заявление подано, в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья Л.А. Ивахненко