Дело № 2-2146/2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«15» сентября 2023 года г. Новосибирск
Советский районный суд города Новосибирска в составе:
председательствующего судьи Яроцкой Н.С.,
при секретаре Помятихиной М.И
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Новосибирского транспортного прокурора к Новоселову Д. А., о признании незаконным деятельности, запрете осуществлении деятельности,
УСТАНОВИЛ:
Новосибирский транспортный прокурор в защиту нарушенных прав и законных и интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к Новоселову Д.А. о признании незаконной деятельности, запрете осуществления деятельности.
Истец просит:
Признать незаконной деятельность Новоселова Д.А. по выполнению авиационных работ в отсутствие сертификата эксплуатанта, без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, с применением беспилотного воздушного судна (массой свыше 0,15 кг.) не поставленного на государственный учет, в отсутствие страхования собственной ответственности и ответственности перед третьими лицами;
Запретить Новоселову Д.А. выполнение авиационных работ в отсутствие сертификата эксплуатанта, без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, с применением беспилотного воздушного судна (массой свыше 0,15 кг.) не поставленного на государственный учет, в отсутствие страхования собственной ответственности и ответственности перед третьими лицами;
Запретить Новоселову Д.А. распространение на сайтах в сети «Интернет» объявлений о выполнении авиационных работ в отсутствие сертификата эксплуатанта, без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, с применением беспилотного воздушного судна (массой свыше 0,15 кг.) не поставленного на государственный учет, в отсутствие страхования собственной ответственности и ответственности перед третьими лицами.
В обоснование исковых требований указано следующее.
Новосибирской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства о безопасности полетов по поступившему материалу ЛО МВД России на станции Новосибирск КУСП № от 23.04.2023 г. Проверкой установлено, что в нарушение ч. 3 ст. 8 ВК РФ, требований ФАП № 494 Новоселов Д.А. (самозанятым), не зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, систематически на возмездной основе осуществляет деятельность по выполнению авиационных (аэросъемочных, поисково-съемочных) работ в отсутствие сертификата эксплуатанта с использованием беспилотного воздушного судна <данные изъяты>.
На интернет-сервисе «Авито» Новоселовым Д.А. размещено объявление «Съемка квадрокоптером <данные изъяты> аренда дрона» с указанием стоимости услуги (работ) в размере 3 000 руб.
Так, к примеру, 23.04.2023 г. авиационные (поисково-съемочные) работы без сертификата эксплуатанта выполнены в интересах Д.А,А. на территории перегона <адрес> с использованием указанного беспилотного воздушного судна.
Выполнение авиационных работ Новоселовым Д.А. в отсутствие сертификата эксплуатанта, государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляется незаконно.
Новоселовым Д.А. также не соблюдаются обязательные требования по страхованию ответственности, предъявляемые к владельцу воздушного судна.
Беспилотное воздушное судно Новоселова Д.А.<данные изъяты> массой свыше 0,15 кг (249 г) не поставлено на учет, в нарушение ч. 3.2 ст. 33 ВК РФ.
Выявленные нарушения Новоселовым Д.А. законодательства, выразившиеся в выполнении авиационных работ в отсутствие сертификата эксплуатанта лицом, не зарегистрированным в установленном законом порядке в качестве индивидуального предпринимателя, с использованием беспилотного воздушного судна, не поставленного на государственный учет, без страхования собственной ответственности и ответственности перед третьими лицами, а также размещении объявления о выполнении данных работ создает угрозу причинения вреда жизни, здоровью и имуществу неопределенного круга лиц.
Представитель истца Новосибирского транспортного прокурора - помощника прокурора Тимофеевой С.А. в судебном заседании доводы иска поддержала, просила удовлетворить.
Ответчик Новоселов Д.А. в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела. Заказная судебная корреспонденция вернулась в суд за истечением срока хранения.
Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд рассматривает дело в отсутствие не явившихся лиц.
Суд, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, пришел к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с ч. 3 ст. 8 Воздушного кодекса Российской Федерации (далее ВК РФ) юридические лица, осуществляющие аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов пользователей воздушного пространства Российской Федерации, обеспечение авиационной безопасности, юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие коммерческие воздушные перевозки и (или) выполняющие определенные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации, авиационные работы, заправку гражданских воздушных судов авиационными горюче-смазочными материалами и (или) обработку специальными жидкостями, техническое обслуживание подлежащих обязательной сертификации беспилотных авиационных систем и (или) их элементов, гражданских воздушных судов, авиационных двигателей, воздушных винтов, за исключением легких, сверхлегких гражданских воздушных судов, не осуществляющих коммерческих воздушных перевозок и авиационных работ, управление поддержанием летной годности подлежащих обязательной сертификации беспилотных авиационных систем и (или) их элементов, гражданских воздушных судов, авиационных двигателей, воздушных винтов, за исключением легких, сверхлегких гражданских воздушных судов, не осуществляющих коммерческих воздушных перевозок и авиационных работ, образовательные организации и организации, осуществляющие обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала, юридические лица и индивидуальные предприниматели, являющиеся поставщиками услуг по обслуживанию линий управления беспилотными авиационными системами и контроля беспилотных авиационных систем, а также операторы аэродромов гражданской авиации осуществляют свою деятельность при наличии выданного органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации, документа, подтверждающего соответствие указанных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, операторов требованиям федеральных авиационных правил.
Форма и порядок выдачи данного документа устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации.
В силу ч. 3 ст. 21 ВК РФ, гражданская авиация, не используемая для осуществления коммерческих воздушных перевозок и выполнения авиационных работ, относится к авиации общего назначения.
В соответствии с ч. 4 ст. 61 ВК РФ, использование физическим лицом, юридическим лицом воздушного судна в целях, определенных для государственной авиации и (или) экспериментальной авиации, а также использование легкого гражданского воздушного судна авиации общего назначения либо сверхлегкого гражданского воздушного судна авиации общего назначения не влечет за собой обязанность получения физическим лицом, юридическим лицом сертификата (свидетельства) эксплуатанта или эквивалентного этому сертификату (свидетельству) документа.
Согласно ч. 1 ст. 114 ВК РФ, авиационные работы - работы, выполняемые с использованием полетов гражданских воздушных судов в сельском хозяйстве, строительстве, для охраны окружающей среды, оказания медицинской помощи и других целей, перечень которых устанавливается уполномоченным органом в области гражданской авиации.
В силу ч. 1, 5 ст. 32 ВК РФ, воздушное судно - летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от поверхности земли или воды.
Беспилотное воздушное судно - воздушное судно, управляемое, контролируемое в полете пилотом, находящимся вне борта такого воздушного судна (внешний пилот).
В соответствии с ч. 2 ст. 114 ВК РФ, общие правила выполнения авиационных работ и правила выполнения авиационных работ определенных видов устанавливаются федеральными авиационными правилами "Требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, выполняющим авиационные работы, включенные в перечень авиационных работ, предусматривающих получение документа, подтверждающего соответствие требованиям федеральных авиационных правил юридического лица, индивидуального предпринимателя. Форма и порядок выдачи документа (сертификата эксплуатанта), подтверждающего соответствие юридического лица, индивидуального предпринимателя требованиям федеральных авиационных правил. Порядок приостановления действия, введения ограничений в действие и аннулирования сертификата эксплуатанта, утвержденными приказом Минтранса России от 19 ноября 2020 г. N 494.
В соответствии с п. 1.1 ФАП № 494, Правила устанавливают требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, выполняющим авиационные работы (далее - эксплуатант), включенные в перечень авиационных работ, предусматривающих получение сертификата эксплуатанта (приложение N 1 к настоящим Правилам), форму и порядок выдачи документа (сертификата эксплуатанта), подтверждающего соответствие требованиям настоящих Правил юридического лица, индивидуального предпринимателя, порядок приостановления действия, введения ограничений в действие и аннулирования сертификата эксплуатанта.
В силу п. 2.12, 2.13, 2.19 ФАП № 494, эксплуатант должен разработать и утвердить руководство по производству полетов (далее - РПП) на основании требований федеральных авиационных правил, утвержденных в соответствии с пунктом 2 статьи 114 Воздушного кодекса Российской Федерации, и должен контролировать его выполнение авиационным персоналом и лицами, осуществляющими управление БВС с максимальной взлетной массой 30 кг и менее.
Эксплуатант должен утвердить и использовать в своей деятельности руководство по управлению безопасностью полетов (далее - РУБП), которое должно соответствовать объему и сложности выполнения полетов и включать в себя:
обязанности должностных лиц по организации и обеспечению функционирования системы управления безопасностью полетов;
перечень сведений в области безопасности полетов, порядок их учета и хранения;
источники данных для получения сведений в области безопасности полетов;
порядок выявления факторов опасности;
порядок сбора данных о факторах опасности;
порядок анализа данных о факторах опасности и проведения оценки риска;
порядок разработки мероприятий по снижению риска;
порядок обеспечения организационными и финансовыми ресурсами мероприятий по снижению риска;
порядок оценки эффективности реализованных мероприятий по снижению риска.
Эксплуатант должен разработать и утвердить программу авиационной безопасности, содержащую комплекс мер по обеспечению авиационной безопасности применительно к особенностям условий базирования, географии полетов воздушных судов, типов эксплуатируемых воздушных судов, видов авиационных работ. Программа авиационной безопасности согласовывается уполномоченным органом, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг в сфере гражданской авиации 2 (далее - уполномоченный орган).
В соответствии с п. 3.1, 3.2, 3.5 ФАП № 494, процедура выдачи документа (сертификата эксплуатанта), подтверждающего соответствие юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, выполняющих авиационные работы, требованиям федеральных авиационных правил (далее - заявитель) предусматривает:
подачу заявления на получение сертификата эксплуатанта, внесение в него изменений, внесение изменений в основные данные и документы, на основании которых выдан сертификат эксплуатанта, возобновление действия приостановленного сертификата эксплуатанта, снятие ограничений действия сертификата эксплуатанта (далее - заявление);
регистрацию и рассмотрение уполномоченным органом заявления, а также приложенных к нему основных данных и документов в целях подтверждения в части, не требующей выезда к заявителю, достоверности предоставленных данных, а также принятие решения о соответствии или несоответствии представленных основных данных требованиям настоящих Правил;
выезд к заявителю (при получении сертификата эксплуатанта, внесении в него изменений в связи с освоением нового типа воздушного судна, возобновлении действия приостановленного сертификата эксплуатанта, снятии ограничений действия сертификата эксплуатанта) в целях подтверждения достоверности представленных заявителем основных данных и определения соответствия заявителя требованиям настоящих Правил;
принятие решения о соответствии или несоответствии заявителя требованиям настоящих Правил, выдача или отказ в выдаче сертификата эксплуатанта.
Заявление направляется в уполномоченный орган по месту регистрации заявителя в Федеральной налоговой службе.
К заявлению прилагаются копии документов по разделам (частям) заявления, а также РПП, РУБП и программа авиационной безопасности.
Согласно ч. 2 Приложения № 1 к ФАП № 494, в перечень авиационных работ, предусматривающих получение документа, подтверждающего соответствие требованиям федеральных авиационных правил юридического лица, индивидуального предпринимателя, входят воздушные съемки:
а) аэросъемочные работы;
б) аэрофотосъемочные работы;
в) телевизионные и киносъемочные работы.
В соответствии с ч. 1 ст. 131 ВК РФ, страхование ответственности владельца воздушного судна перед третьими лицами за вред, причиненный жизни или здоровью либо имуществу третьих лиц при эксплуатации воздушного судна, является обязательным.
В силу ст. 135 ВК РФ, эксплуатант обязан страховать свою ответственность за вред, который может быть причинен в связи с выполнением им авиационных работ.
Согласно ч. 3.2 ст. 33 ВК РФ, беспилотные гражданские воздушные суда с максимальной взлетной массой от 0,15 килограмма до 30 килограммов, сверхлегкие пилотируемые гражданские воздушные суда с массой конструкции 115 килограммов и менее, ввезенные в Российскую Федерацию или произведенные в Российской Федерации, подлежат государственному учету федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере гражданской авиации, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что согласно справке № от 23.04.2023 г., Новоселов Д.А. состоит на учете в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход в <данные изъяты> с 17.10.2022 г. (л.д. 12).
В соответствии со скриншотом профиля налогоплательщика налога на профессиональный доход, видами деятельности Новоселова Д.А. являются аренда (прокат) и фото, видео, печать (оператор) (л.д. 13).
В материалы дела приложен скриншот объявления ответчика «Съемка квадрокоптером <данные изъяты> / аренда дрона» на сайте avito.ru, согласно которому стоимость оказания услуг аэросъемки с использованием квадрокоптера <данные изъяты> составляет 3 000 руб. за выезд, монтаж отснятого видеоматериала от 1 000 до 2 000 руб., аренда квадрокоптера 2 000 руб. в сутки + залог 10 000 руб. (л.д. 14-15).
Согласно рапорту от 23.04.2023 г. <данные изъяты>, 23.04.2023 г. в 14:30 час поступило сообщение по телефону от ДСП <адрес> о том, что машинист грузового поезда №<данные изъяты>, следуя по перегону <данные изъяты>, на обочине 1-го главного пути обнаружил посторонний автомобиль <данные изъяты>, а также двоих людей возле него, которые запускали беспилотный летательный аппарат (дрон) (л.д. 17).
Из объяснений Д.А,А., данных 23.04.2023 г. <данные изъяты> следует, что им в сети интернет было найдено объявление об услуге по аренде дрона. Услуга была необходима ему для поиска принадлежащего ему потерянного крупного рогатого скота, который предположительно ушел в лес. Договорившись об услуге, Д.А,А. привез исполнителя из <адрес><данные изъяты>, после чего исполнитель запустил дрон недалеко от железной дороги, где были следы крупного рогатого скота, и направил его в сторону лесного массива. Примерно через 20 минут после запуска дрона подъехали работники железной дороги и сообщили, что здесь запрещено запускать дрон, после чего они забрали дрон и поехали в сторону <адрес>. Дрон запускали между ст. <адрес> На дороге из <адрес> к ним подъехал сотрудник полиции, которому Д.А,А. рассказал обстоятельства произошедшего. Д.А,А. также сообщил, что никаких противоправных действий они совершать не собирались, о том, что нельзя запускать дрон рядом с железной дорогой он не знал (л.д. 18).
Из объяснений Новоселова Д.А., данных 23.04.2023 г. <данные изъяты> следует, что, являясь зарегистрированным в качестве самозанятого по направлению «видеосъемка», он разместил на интернет-сайте «Авито» объявление «видеосъемка квадрокоптером», указал стоимость услуги и номер телефона. 23.04.2023 г. в 9:40 час ему позвонили и попросили оказать содействие в поиске крупного рогатого скота при помощи квадрокоптера. Заказчик привез Новоселова Д.А. из <адрес> в д. <адрес>, затем его привезли к железной дороге между <адрес>, после чего он запустил дрон и направил его в сторону лесного массива с целью поиска крупного рогатого скота. Примерно через 20 минут после запуска дрона подъехали работники железной дороги и сообщили, что здесь запрещено запускать дрон, после чего они собрались и уехали. Разрешения на использование воздушного пространства и регистрации летательного аппарата у Новоселова Д.А. нет. Он не знал о том, что их надо получить. Новоселов Д.А. сообщил, что вес его дрона 249 г, марка дрона <данные изъяты> модель <данные изъяты>, серийный <адрес>. Дрон покупал в 2021 г., регистрация дрона была не нужна. О том, что летать вблизи железной дороги нельзя, не знал, никаких противоправных действий совершать не собирался (л.д. 20).
Из объяснений <данные изъяты> данных 23.04.2023 г. <данные изъяты> следует, что он 23.04.2023 г., находясь на рабочем месте, управляя электровозом № около 14:00 час, следуя по перегону <адрес> на обочине <данные изъяты> пути увидел автомобиль белого цвета возле которого находилось двое людей, запускавших беспилотный летательный аппарат (дрон) (л.д. 21).
В соответствии с протоколом личного досмотра физического лица, изъятия вещей и документов, 23.04.2023 г. с 17:50 час до 18:20 час в <данные изъяты> был проведен досмотр Новоселова Д.А., у которого была изъята коробка с дроном марки № (серийный №) серого цвета с пультом черного цвета (л.д. 22-25).
24.04.2023 г. <данные изъяты> направило в адрес филиала <данные изъяты> запрос с просьбой предоставить в пятидневный срок сведения о поступлении плана на полет 23.04.2023 г. беспилотного летательного аппарата (дрон) модель <данные изъяты> на перегоне <адрес>Новоселову Д.А. (л.д. 41 оборот).
25.04.2023 г. <данные изъяты> направило заместителю Новосибирского транспортного прокурора материал в отношении Новоселова Д.А., в действиях которого усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 11.4 КоАП РФ (л.д. 16).
Из письма № № от 16.05.2023 г. <данные изъяты> следует, что осуществление авиационных работ физическим лицом, не зарегистрированным в установленном законодательством РФ порядке в качестве индивидуального предпринимателя, в том числе являющимся самозанятым, является недопустимым. Также в письме сообщено, что осуществление аэросъемочных и аэрофотосъемочных работ при выполнении воздушных съемок является выполнением авиационных работ, для осуществления которых необходимо наличие сертификата эксплуатанта, выполняющего авиационные работы (л.д. 26-28).
В ответе от 06.07.2023 г. на судебный запрос Росавиация сообщила, что система учета беспилотных гражданских воздушных судов Федерального агентства воздушного транспорта содержит сведения о постановке на учет 11.05.2023 г. беспилотного воздушного судна <данные изъяты>№ (учетный №) Новоселовым Д.А. (л.д. 49).
В ответе от 22.08.2023 г. на судебный запрос Росавиация сообщила, что по данным Федеральной государственной информационной системы «Реестр эксплуатантов и воздушных судов» Новоселову Д.А. сертификат (свидетельство) эксплуатанта не выдавался (л.д. 58).
Таким образом, судом установлено, что Новоселов Д.А. осуществлял незаконную деятельность по выполнению авиационных работ в отсутствие сертификата эксплуатанта, без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, с применением беспилотного воздушного судна (массой свыше 0,15 кг) не поставленного на государственный учет, в отсутствие страхования собственной ответственности и ответственности перед третьими лицами.
Данные обстоятельства не оспорены ответчиком и подтверждены представленными по делу доказательствами.
Указанная деятельность ответчика в отсутствие сертификата эксплуатанта, без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, в отсутствие страхования ответственности нарушает права неопределенного круга лиц, т.к. создает угрозу причинения вреда жизни, здоровью и имуществу.
Таким образом, исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Новосибирского транспортного прокурора к Новоселову Д. А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженца <адрес>, ИНН №, о признании незаконным деятельности, запрете осуществлении деятельности - удовлетворить.
Признать незаконным деятельность Новоселова Д. А. по выполнению авиационных работ в отсутствие сертификата эксплуатанта, без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, с применением беспилотного воздушного судна (массой свыше 0,15 кг) не поставленного на государственный учет, в отсутствие страхования собственной ответственности и ответственности перед третьими лицами.
Запретить Новоселову Д. А. выполнять авиационные работы в отсутствие сертификата эксплуатанта, без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, с применением беспилотного воздушного судна (массой свыше 0,15 кг) не поставленного на государственный учет, в отсутствие страхования собственной ответственности и ответственности перед третьими лицами.
Запретить Новоселову Д. А. распространение на сайтах в сети «Интернет» объявлений о выполнении авиационных работ в отсутствие сертификата эксплуатанта, без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, с применением беспилотного воздушного судна (массой свыше 0,15 кг) не поставленного на государственный учет, в отсутствие страхования собственной ответственности и ответственности перед третьими лицами.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новосибирский областной суд в срок один месяц с даты изготовления в окончательной форме.
Судья подпись Яроцкая Н.С.
Мотивированное решение изготовлено 22.09.2023.