Дело № 2-2152/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 ноября 2018 года пос. Яр УР
Глазовский районный суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего Кротовой Е. В.,
при секретаре Веретенниковой Н. В.,
с участием представителя истца Администрации муниципального образования «Дизьминское» Поздеевой А. В., действующей на основании Устава,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации Муниципального образования «Дизьминское» к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республике и Кировской области о признании права муниципальной собственности на невостребованную земельную долю, принадлежащую ФИО1,
Установил:
Администрация муниципального образования «Дизьминское» (далее по тексту Администрация МО «Дизьминское») обратилась в суд к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республике и Кировской области (далее по тексту МТУ Росимущества в УР и Кировской области) с иском о признании права собственности на невостребованную земельную долю, принадлежащую ФИО1.. Исковые требования мотивированы тем, что постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении уточненных списков собственников земельного пая сельскохозяйственных, коллективных хозяйств района и выдаче свидетельств на право собственности» в общую долевую собственность <данные изъяты> гражданам был предоставлен земельный участок размером <данные изъяты> га категории «земли сельскохозяйственного назначения» из состава земель, предоставленных ранее бывшему <данные изъяты>» <адрес>. Доля каждого собственника была определена в размере <данные изъяты> га. Администрация МО «Дизьминское», руководствуясь ст.12.1 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» подготовила список земельных долей, принадлежащих на праве собственности гражданам, которые могут быть признаны невостребованными. Данный список был опубликован в районной газете <адрес> УР «Сельская правда» ДД.ММ.ГГГГ№, а также размещен на официальном сайте в сети «Интернет» муниципального образования «<адрес>» в разделе муниципальное образование «Дизьминское», бригадирских ООО «АгроЯр». Указанный список был размещен на информационных щитах МО «Дизьминское». В список невостребованных земельных долей на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный на землях бывшего <данные изъяты>», были включены <данные изъяты> собственников земельных долей. В ходе ознакомления со списком в Администрацию МО «Дизьминское» в письменной форме поступило <данные изъяты> возражение от лиц, считающих, что их земельные доли необоснованно включены в список невостребованных земельных долей. После опубликования на сайте МО «<адрес>» в разделе МО «Дизьминское» и в районной газете <адрес> УР «Сельская правда» ДД.ММ.ГГГГ№, Администрацией МО «Дизьминское» ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> в здании <данные изъяты> было назначено собрание участников общей долевой собственности бывшего <данные изъяты>». Из <данные изъяты> участников общей долевой собственности на собрание явилось <данные изъяты> человек, что составляет менее 20% от общего количества участников долевой собственности. Согласно ст.14.1 п.5 Федерального закона № 101-ФЗ от 24.07.2002 года «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» общее собрание читается правомочным в случае присутствия на нем участников долевой собственности, составляющих не менее 20% их общего числа. Таким образом, собрание, созванное ДД.ММ.ГГГГ, признано неправомочным. На собрании не утвержден список невостребованных земельных долей, в связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ решением Совета депутатов МО «Дизьминское» № утвержден список в количестве <данные изъяты> невостребованных земельных долей.
Истец просит прекратить право собственности на земельную долю площадью <данные изъяты> га, принадлежащую ФИО1; признать право собственности МО «Дизьминское» на земельную долю площадью <данные изъяты> га, принадлежащую ФИО1 на праве собственности в земельном участке с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> га.
В судебном заседании представитель истца МО «Дизьминское» Поздеева А. В. исковые требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении, уточнила, что общая площадь спорного земельного участка <данные изъяты> кв. м..
Представитель ответчика – МТУ Росимущества в УР и Кировской области в судебное заседание не явился, извещался о времени и месте рассмотрения дела. Ранее представил письменный отзыв на исковое заявление, в котором просит рассмотреть дело без его участия, также указал, что в соответствии со ст.125 ГК РФ от имени Российской Федерации органы государственной власти выступают в суде в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Приказом от 19 декабря 2016 года № 462 Федеральное агентство по управлению государственным имуществом утвердило Положение о Межрегиональном территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в УР и Кировской области (далее – положение), согласно которому МТУ осуществляет функции по управлению федеральным имуществом. В пункте 4.1.4 Положения закреплено, что МТУ принимает выморочное имущество, которое в соответствии с законодательством РФ переходит в порядке наследования в собственность Российской Федерации. Полученные ответы нотариуса о том, что наследники с заявлением о принятии наследства и выдаче свидетельства о праве на наследство не обращались, не является безусловным доказательством того, что после смерти умершего собственника отсутствуют наследники, либо наследники не приняли наследство, в том числе фактически. Получение свидетельства о праве на наследство является правом наследников, а не обязанностью. Существенных доказательств того, что наследники отсутствуют, не представлено. Представитель ответчика указывает, что только лишь иное имущество, не указанное в ст.1151 ГК РФ переходит в порядке наследования по закону в собственность РФ. Истцом не учтено, что в порядке ст.61 Основ законодательства о нотариате нотариус не извещал МТУ об открытии наследства умершего собственника и о том, что оно является выморочным. Администрация МО «Дизьминское» не извещала МТУ о том, что на территории МО «Дизьминское» имеются участки земли с признаками выморочного имущества, равно как и о том, что спорная земельная доля перешла в собственность РФ. С учетом того, что МТУ не было проинформировано ни со стороны нотариуса, ни со стороны Администрации, Российская Федерация не имела возможности вступить в наследственные права, зарегистрировать право собственности Российской Федерации на выморочную земельную долю, распорядиться данным земельным участком. Ни в одном из имеющихся в материалах дела списках не указана Российская Федерация, равно как и МТУ. Следовательно, Администрация МО «Дизьминское» не предоставила МТУ предусмотренного законом права направить свои возражения в установленный законом срок, предназначенный для установления лиц, необоснованно включенных в список невостребованных земельных долей и нарушила порядок, установленный п.6 ст.12.1 ФЗ от 24.07.2002 года № 101-ФЗ. В соответствии с п.77 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 29 мая 2012 года № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» признанные в установленном порядке невостребованными земельные доли, принадлежащие на праве собственности гражданам, которые не передали эту земельную долю в аренду или не распорядились ею иным образом в течение трех и более лет подряд, до их передачи решением суда в муниципальную собственность входят в состав наследства и наследуются на общих основаниях, установленных ГК РФ. Истец не учитывает, что РФ стало известно о наличии земельной доли, имеющей признаки выморочного имущества, только со дня поступления в адрес МТУ искового заявления Администрации МО «Дизьминское», с данного момента не прошло трех и более лет, соответственно, у истца не было оснований прийти к выводу, что Российская Федерация не распорядилась данной земельной долей в установленный законом срок. Данный вывод сделан истцом при неправильном применении материального права. Исходя из смысла Федерального закона № 101-ФЗ от 24.07.2002 года, следует понимать, что выморочная земельная доля может быть признана невостребованной, если государство знало или должно было знать о перешедшей к нему по наследству земельной доле и по неизвестным причинам сознательно не распоряжалось земельной долей на протяжении трех и более лет. В исковом заявлении истец не делает вывод, по каким основаниям МТУ должно было узнать о наличии выморочного имущества, расположенного на территории МО «Дизьминское» для вступления в наследственные права на земельные доли, оставшиеся после смерти собственника и дальнейшего распоряжения ими. Истец не указывает, по каким признакам, в опубликованных Администрацией МО «Дизьминское» списках МТУ должно было определить, что в указанных в списке лиц, именно доля умершего собственника является выморочной и реализовать свое право, предусмотренное п.6 ст.12.1 ФЗ от 24.07.2002 года № 101-ФЗ. Считает, что МТУ является ненадлежащим ответчиком по данному иску. Просит в удовлетворении исковых требований к МТУ отказать. Суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика на основании ч. 5 ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав представителя истца, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Из постановления № главы <адрес> Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении уточненных списков собственников земельного пая сельскохозяйственных, коллективных хозяйств района и выдаче свидетельствует на право собственности» следует, что во исполнение Указа Президента Российской Федерации в части выдачи свидетельств на право собственности каждому члену коллективного сельскохозяйственного формировании его земельного пая, утверждены уточненные списки собственников земельного пая сельскохозяйственных, коллективных хозяйств района.
Согласно свидетельству на право собственности на землю <данные изъяты>№, выданному ДД.ММ.ГГГГ, регистрационная запись №, на основании Указа Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 года №1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» и постановления № главы района от ДД.ММ.ГГГГФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающая в <адрес>, приобретает право общей долевой собственности на землю по адресу – в <адрес> общей площадью <данные изъяты> га; земельная доля, кадастровый номер №, <данные изъяты> баллогектар, для сельскохозяйственного использования, сельскохозяйственных угодий <данные изъяты> га, из них пашни <данные изъяты> га.
Из кадастровой выписки о земельном участке № от ДД.ММ.ГГГГ Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Удмуртской Республике следует, что по адресу: <адрес>», расположен земельный участок площадью <данные изъяты> кв. м с кадастровым номером №, правообладателем доли в праве общей долевой собственности является ФИО1.
Согласно уведомлению Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Удмуртской Республике от ДД.ММ.ГГГГ№, сведения о зарегистрированных правах ФИО1. на имеющиеся у неё объекты недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав недвижимости, отсутствуют.
Представленные в суд доказательства свидетельствуют о том, что ФИО1. при жизни являлась собственником земельной доли в размере <данные изъяты> га, полученной в порядке, установленном ранее действовавшими нормативно-правовыми актами: Указом Президента РФ от 27 декабря 1991 год № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР», Постановлением Правительства РФ от 04 сентября 1992 года № 708 «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса».
Из справки Администрации МО «Дизьминское» № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что умершая ФИО15, постоянно по день смерти проживала по адресу - УР, <адрес>, вместе с ней никто не проживал.
Согласно справки о смерти № от ДД.ММ.ГГГГФИО1 умерла ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно информации нотариуса ФИО2№ от ДД.ММ.ГГГГ, после смерти ФИО1., умершей ДД.ММ.ГГГГ, наследственные дело не заводилось.
Согласно ст. 284 ГК РФ земельный участок может быть изъят у собственника в случаях, когда участок предназначен для ведения сельского хозяйства либо жилищного или иного строительства и не используется по целевому назначению в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом. В этот период не включается время, необходимое для освоения участка, а также время, в течение которого участок не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование.
В соответствии с п. 5 ст. 79 Земельного кодекса РФ использование земельных долей, возникших в результате приватизации сельскохозяйственных угодий, регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Согласно п.1 ст.1 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» названный закон регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.
Пунктом 8 ст. 12.1 вышеуказанного Закона установлено право органа местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном настоящей статьей порядке невостребованными.
Согласно п. 1 ст. 12.1 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд.
Согласно п. 2 этого же Закона невостребованной земельной долей может быть признана также земельная доля, сведения о собственнике которой, не содержатся в принятых до дня вступления в силу Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, либо земельная доля, собственник которой умер, и отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника.
Из положений п. п. 3, 4 ст. 12.1 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» следует, что орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, составляет список лиц (при их наличии), земельные доли которых могут быть признаны невостребованными по основанию, указанному в пункте 1 настоящей статьи, и земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными по основаниям, указанным в пункте 2 настоящей статьи, затем опубликовывает список невостребованных земельных долей в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и размещает на своем официальном сайте в сети "Интернет" (при его наличии) не менее чем за три месяца до созыва общего собрания участников долевой собственности. Указанный список размещается также на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования.
Согласно п.п. 5,7 ст. 12.1 Закона на общем собрании участников долевой собственности утверждается Список невостребованных земельных долей. В случае, если общим собранием участников долевой собственности в течение четырех месяцев со дня опубликования указанного списка не принято решение по вопросу о невостребованных земельных долях, орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе утвердить такой список самостоятельно. С даты утверждения списка невостребованных земельных долей общим собранием участников долевой собственности земельные доли, сведения о которых включены в указанный список, признаются невостребованными.
Порядок признания спорной земельной доли невостребованной истцом соблюден, о чем свидетельствует копия газеты «Сельская правда» <адрес> УР от ДД.ММ.ГГГГ№, где было опубликовано объявление МО «Дизьминское» с просьбой об ознакомлении со списком лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными по <данные изъяты>», ДД.ММ.ГГГГ решением Совета депутатов МО «Дизьминское» № утвержден список в количестве <данные изъяты> невостребованных земельных долей на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный на землях бывшего <данные изъяты>», списком лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными, в котором под № значится ФИО1.
Принимая во внимание приведенные положения закона и установленные судом обстоятельства дела, суд приходит к выводу, что земельная доля, предоставленная ФИО1., является невостребованной.
Суд считает, что надлежащим ответчиком по делу является Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республике и Кировской области.
Согласно приказу Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 19.12.2016 года № 462 «О реорганизации территориальных управлений Федерального агентства по управлению государственным имуществом» Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республике 17.03.2017 года переименовано в Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республике и Кировской области.
Приказом от 19.12.2016 года № 462 Федеральное агентство по управлению государственным имуществом утвердило Положение о Межрегиональном территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республике и Кировской области, согласно которому Межрегиональное территориальное управление осуществляет функции по управлению федеральным имуществом.
В пункте 4.1.4 Положения закреплено, что Межрегиональное территориальное управление принимает выморочное имущество, которое в соответствии с законодательством Российской Федерации переходит в порядке наследования в собственность Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст.1151 ГК РФ (в редакции, действующей на момент смерти собственника спорной земельной доли» в случае, если отсутствуют наследники, как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования, либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника, имущество умершего считается выморочным. Выморочное имущество, за исключением жилых помещений, переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации.
В силу ч.1 ст.125 ГК РФ от имени Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Из разъяснений, содержащихся в п.5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 года № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» следует, что на основании пункта 3 статьи 1151 ГК РФ, а также ст.4 Федерального закона от 26 ноября 2001 года № 147-ФЗ «О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» впредь до принятия соответствующего закона, определяющего порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований, при рассмотрении судами дел о наследовании от имени Российской Федерации выступает Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) в лице его территориальных органов, осуществляющее в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника федерального имущества, а также функцию по принятию и управлению выморочным имуществом (п.5.35 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05 июня 2008 года № 432).
Согласно п.50 указанного постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации выморочное имущество, при наследовании которого отказ от наследства не допускается, со дня открытия наследства переходит в порядке наследования по закону в собственность соответственно Российской Федерации (любое выморочное имущество, в том числе невостребованная земельная доля, за исключением расположенных на территории Российской Федерации жилых помещений), муниципального образования, города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга (выморочное имущество в виде расположенного на соответствующей территории жилого помещения) в силу фактов, указанных в пункте 1 статьи 1151 ГК РФ, без акта принятия наследства, а также вне зависимости от оформления наследственных прав и их государственной регистрации.
Вместе с тем с тем, Федеральный закон от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ не содержит запрета на признание за муниципальным образованием права собственности на земельный участок, образованный из земельных долей, перешедших по праву наследования к государству в качестве выморочного имущества, но оставшихся невостребованными государством.
Суд приходит к выводу о том, что согласно действующему законодательству, все функции по осуществлению работы с выморочным имуществом – невостребованными земельными долями возложены на Росимущество в лице его территориальных органов, к каковым относится ответчик по делу, поскольку указанное выморочное имущество, переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации со дня открытия наследства, без акта принятия наследства, вне зависимости от оформления наследственных прав и их государственной регистрации, а свидетельство о праве на наследство в отношении выморочного имущества выдается Российской Федерации, в лице Росимущества, без вынесения специального судебного решения о признании имущества выморочным.
Закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения не обязывает орган местного самоуправления при решении вопроса о признании земельных долей невостребованными уведомлять уполномоченный орган о существовании выморочных земельных долей.
Порядок уведомления заинтересованных лиц о включении земельной доли в список невостребованных земельных долей, установлен в п.4 ст.12.1 закона РФ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Данный порядок Администрацией МО «Дизьминское» соблюден.
Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республике и Кировской области при соблюдении истцом процедуры признания спорной земельной доли невостребованной по правилам ст.12.1 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» не заявило права собственника на указанную земельную долю, свидетельства о праве на выморочное имущество не получило, не распорядилось им, следовательно, Российская Федерация не реализовала полномочия собственника в отношении спорного имущества.
Согласно ст.12 ГК РФ одним из способов защиты гражданского права является признание права.
Признание права собственности Администрации МО «Дизьминское» на спорный земельный участок влечет прекращение права собственности у собственника земельной доли.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований о прекращении права собственности ФИО1. на невостребованную земельную долю и признание права собственности муниципального образования «Дизьминское» <адрес> Удмуртской Республики на невостребованную земельную долю, принадлежавшую ФИО1, умершей ДД.ММ.ГГГГ, площадью <данные изъяты> га в составе земельного участка с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв. м, расположенного по адресу: <адрес>».
в соответствии с п.19 ч.1 ст.333 НК РФ ответчик Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республике и Кировской области подлежит освобождению от уплаты государственной пошлины как государственный орган.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Администрации муниципального образования «Дизьминское» к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республике и Кировской области, о признании права собственности на невостребованную земельную долю, принадлежащую ФИО1, удовлетворить.
Прекратить право общей долевой собственности ФИО1, умершей ДД.ММ.ГГГГ, на земельную долю, площадью <данные изъяты> га в составе земельного участка с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв. м, расположенного по адресу: <адрес>
Признать право собственности муниципального образования «Дизьминское» <адрес> Удмуртской Республики на невостребованную земельную долю, принадлежавшую на праве общей долевой собственности ФИО1, умершей ДД.ММ.ГГГГ, на основании свидетельства на право собственности на землю <данные изъяты>№, выданному ДД.ММ.ГГГГ, регистрационная запись №, площадью <данные изъяты> га в составе земельного участка с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв. м, расположенного по адресу: <адрес>
Право собственности муниципального образования «Дизьминское» <адрес> Удмуртской Республики на земельную долю площадью <данные изъяты> га в составе земельного участка с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв. м, расположенного по адресу: <адрес> подлежит обязательной государственной регистрации в регистрирующем органе.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня вынесения путем подачи апелляционной жалобы через Глазовский районный суд.
Судья Е. В. Кротова