Дело № 2-43/2021 (2-2152/2020)
Уникальный идентификатор дела 27RS0006-01-2020-002623-31
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Хабаровск 21 января 2021 года
Хабаровский районный суд Хабаровского края в составе:
единолично судьи Хальчицкого А.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Гражданкиной К.С.,
с участием:
- представителя истца ФИО1 ФИО2,
- представителя ответчика администрации Корсаковского сельского поселения Хабаровского муниципального района – главы поселения ФИО3,
- представителя ответчика администрации Корсаковского сельского поселения Хабаровского муниципального района ФИО4,
- представителя ответчика администрации Хабаровского муниципального района ФИО5,
- представителя третьего лица министерства строительства Хабаровского края Пика И.А.,
- представителя третьего лица министерства природных ресурсов Хабаровского края ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к администрации Хабаровского муниципального района, администрации Корсаковского сельского поселения Хабаровского муниципального района о возмещении ущерба,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с иском к администрации Хабаровского муниципального района, администрации Корсаковского сельского поселения Хабаровского муниципального района о возмещении ущерба.
Исковые требования мотивировала следующим.
ФИО1, на праве собственности принадлежит жилой дом, площадью 276,4 кв.м., кадастровый №, расположенный по адресу: <адрес> (собственность от ДД.ММ.ГГГГ№).
Постановлением Администрации Корсаковского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ№ на территории Корсаковского сельского поселения Хабаровского муниципального района <адрес> был введен с ДД.ММ.ГГГГ режим чрезвычайной ситуации.
Постановлением Администрации Корсаковского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ№ принадлежащее ФИО1 домовладение было включено в границы зоны затопления (подтопления), возникшие в результате чрезвычайной ситуации на территории Корсаковского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края.
В результате паводка, прошедшего летом-осенью 2019 года (в период с 07.2019 по 09.2019 г.) принадлежащее ФИО1 имущество попало в зону подтопления, в следствие чего домовладение и расположенное на нем имущество было повреждено, что подтверждается Актом комиссионного обследования утраченного имущества первой необходимости граждан, пострадавших в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле-сентябре 2019 г. на территории Хабаровского муниципального района, выданного ДД.ММ.ГГГГ Главой Хабаровского муниципального района А.П. Яц и заключением об установлении факта нарушения условий жизнедеятельности гражданина и членов его семьи в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле-сентябре 2019 года не территории Хабаровского муниципального района, выданного ДД.ММ.ГГГГ Главой Хабаровского муниципального района А.П. Яц. В соответствии с Актом обследования помещения № от ДД.ММ.ГГГГ, оформленного межведомственной комиссией было установлено в доме кирпичном 2-х этажном площадью 276,4 кв.м. наличие уровня воды в жилом помещении 10 см, стены и полы сырые, плесень, отмостка имеет трещины.
В соответствии с Заключением межведомственной комиссии об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом от ДД.ММ.ГГГГ№ было принято заключение о необходимости проведения капитального ремонта, с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствии с установленными требованиями.
Так, в результате паводка, был причинен ущерб имуществу ФИО1 - жилому дому площадью 276,4 кв.м. (Литер В) в размере 354 139 руб. 00 коп., что подтверждается Заключением специалиста ООО «Дальневосточная экспертиза и оценка» № от ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из разъяснений абзаца 2 пункта 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» размер подлежащих возмещению убытков должен быть установлен с разумной степенью достоверности. По смыслу пункта 1 статьи 15 ГК РФ в удовлетворении требования о возмещении убытков не может быть отказано только на том основании, что их точный размер невозможно установить.
Истец считает, что указанный ущерб возник по вине Администрации Корсаковского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края и Администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края, которые не приняли мер по подготовке к возникновению возможных чрезвычайных ситуаций, связанных с паводковыми водами в летне-осенний сезон 2019 года, не разработали мероприятия по устранению причин возникновения указанных чрезвычайных ситуаций мер, мер по снижению при этом размера возникших и возможных убытков.
После крупномасштабного наводнения, произошедшего в 2013 году, а также в связи с тем, что ежегодно в поселении происходит подтопление части дорог и некоторых участков в результате разлива реки Правая, не имеющей своего русла, жители поселения неоднократно обращались как в администрацию Корсаковского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края, так и администрацию Хабаровского муниципального района Хабаровского края по вопросу осуществления мер снижения негативных последствий от подтоплений, однако мер по строительству гидротехнического сооружения или выполнению мероприятий по снижению негативного воздействия вод не принято.
В силу пункта 7 части 1 статьи 5 Устава Хабаровского муниципального района Хабаровского края, принятого решением Собрания депутатов Хабаровского муниципального района Хабаровского края от 29 апреля 2005 г., к вопросам местного значения муниципального района относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории района.
Таким образом, учитывая существенные убытки, причиненные сельскому поселению паводком 2013 г., органы местного самоуправления должны были предусмотреть возможность возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с паводковыми водами, организовать совместные мероприятия по указанным вопросам, а также установить плановые совместные мероприятия в случае их возникновения, бездействие с их стороны нарушает права и законные интересы истца.
Жилище является одним из важнейших материальных условий жизни человека (наряду с пищей, водой, одеждой и др.). О праве на жилище говорится в статье 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., в других международных документах.
В российском законодательстве понятие "жилище" определено в части 2 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации. Жилищный кодекс устанавливает, что жилище - это изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом, пригодное для постоянного проживания человека, отвечающее санитарным условиям, правилам и нормам, требованиям закона.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68- ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Закон № 68-ФЗ) под чрезвычайной ситуацией понимается обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Согласно пунктам 2, 3 статьи 1 указанного Закона предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни, и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.
В силу пункта 8 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-Ф3) к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
К вопросам местного значения муниципального района относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района (пункт 7 части 1 статьи 15 Закона № 131-Ф3).
Конкретные полномочия органов местного самоуправления поселения, муниципального района, в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций определены в пункте 2 статьи 11 Закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ.
Как следует из подпунктов «а» и «е» указанного пункта, при возникновении чрезвычайной ситуации на территории муниципального образования органы местного самоуправления самостоятельно организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы; осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения, и территорий от чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с пунктом 30 Положения о Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 № 794, ликвидация чрезвычайных ситуаций муниципального характера осуществляется силами и средствами органов местного самоуправления.
Характеристика чрезвычайных ситуаций определена ГОСТом 22.0.03-97/ГОСТ Р 22.0.03-95 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Природные чрезвычайные ситуации. Термины и определения», утвержденного постановлением Госстандарта России от 25.05.1995 № 267.
Согласно пункту 3.1.1 указанного ГОСТа природная чрезвычайная ситуация; природная ЧС - обстановка на определенной территории или акватории, сложившаяся в результате возникновения источника природной чрезвычайной ситуации, который может повлечь или повлек за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей и (или) окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Различают природные чрезвычайные ситуации по характеру источника и масштабам. Источник природной чрезвычайной ситуации; источник природной ЧС - опасное природное явление или процесс, в результате которого на определенной территории или акватории произошла или может возникнуть чрезвычайная ситуация (пункт 3.1.2).
Как следует из Постановления Администрации Корсаковского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края от 31.07.2019 г. № 79 «О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Корсаковского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края» орган местного самоуправления характеризует ситуацию, сложившуюся в результате подъема уровня воды в реках Амурского бассейна, а также подтопление земельных участков в с. Косаково-2 в августе-сентябре 2019 г. в качестве чрезвычайной.
Так затоплением согласно разделу 3 ГОСТа следует считать покрытие территории водой в период половодья или паводков (пункт 3.3.9), подтоплением - повышение уровня грунтовых вод, нарушающее нормальное использование территории, строительство и эксплуатацию расположенных на ней объектов (пункт 3.3.10).
При этом согласно пунктам 72 и 73 ГОСТа 19179-73. Государственный стандарт Союза ССР. Гидрология суши. Термины и определения (введен в действие Постановлением Госстандарта СССР от 29.10.1973 № 2394) половодье и паводок - это явления, связанные с водным режимом реки.
Из этого следует, что возникшая ситуация связана с паводком и возникла вследствие подтопления территории Корсаковского сельского поселения, включая земельный участок ФИО1 и расположенное на нем недвижимое имущество.
При этом, органами местного самоуправления Корсаковского сельского поселения и Хабаровского района достаточных действенных мер к предотвращению возникновения указанной чрезвычайной ситуации заблаговременно (с 2013 г.) принято не было, вопросы возможных действий в случае возникновения чрезвычайной ситуации должным образом проработаны не были. Действия администрации Корсаковского сельского поселения должностными лицами Администрации Хабаровского муниципального района скоординированы не были, как следствие, работа по предотвращению и минимизации чрезвычайной ситуации заблаговременно произведена не была, что также способствовало возникновению указанных истцом последствий от чрезвычайной ситуации.
В соответствии со статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации далее - ГК РФ) вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
При этом в силу статьи 1080 ГК РФ лица, совместно причинившие вред, отвечают перед потерпевшим солидарно.
В соответствии со статьей 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Под убытками согласно пункту 2 статьи 15 ГК РФ понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Возмещение убытков является универсальным способом защиты нарушенных гражданских прав и может применяться как в договорных, так и во внедоговорных отношениях независимо от того, предусмотрена ли законом такая возможность применительно к конкретной ситуации. Сутью убытков является их компенсаторный восстановительный характер.
Таким образом, в качестве причиненных ФИО1 убытков она расценивает ущерб, причиненный её имуществу в результате подтопления, который возник вследствие неисполнения органами местного самоуправления своих обязанностей по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайной ситуации.
14.08.2020 г. в адрес Администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края была направлена претензия с почтовым идентификатором № и в адрес Администрации Корсаковского сельского поселения Хабаровского муниципального района с почтовым идентификатором № оставленные до настоящего времени ответчиками без удовлетворения.
На основании вышеизложенного, а также руководствуясь ст. ст. 1069, 1080, 1064, п.2 ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 131-132 ГПК РФ, истец ФИО1 просила суд взыскать в её пользу солидарно с администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края и администрации Корсаковского сельского поселения Хабаровского муниципального района причиненный ей ущерб в совокупном размере 354 139 руб. 00 коп. (триста пятьдесят четыре тысячи сто тридцать девять рублей 00 копеек); взыскать в её пользу солидарно с ответчиков государственную пошлину в сумме 6 741 руб. 00 коп. (шесть тысяч семьсот сорок один рубль 00 копеек).
В ходе судебного разбирательства с согласия истца к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены министерство природных ресурсов Хабаровского края, министерство строительства Хабаровского края, комитет Правительства Хабаровского края по гражданской защите.
В судебное заседание истец ФИО1 не явилась, извещена надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, о причинах неявки не сообщила, направила в суд своего представителя ФИО2
Представитель истца ФИО1 ФИО2 в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал по основаниям, указанным в иске.
Представители ответчика администрации Корсаковского сельского поселения Хабаровского муниципального района глава поселения ФИО3, ФИО4 в судебном заседании заявленные исковые требования не признали по основаниям, указанным в возражениях на иск.
Представитель ответчика администрации Хабаровского муниципального района ФИО5 в судебном заседании заявленные исковые требования не признала по основаниям, указанным в возражениях на иск.
Представитель третьего лица министерства строительства Хабаровского края Пика И.А., представитель третьего лица министерства природных ресурсов Хабаровского края ФИО6 в судебном заседании полагали заявленные исковые требования не подлежащими удовлетворению по основаниям, указанным в возражениях на иск.
Третье лицо комитет Правительства Хабаровского края по гражданской защите извещено надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, представителя в судебное заседание не направило, о причинах ненаправления представителя не сообщило.
В силу положений ч. 3-5 ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, их представителей.
Выслушав пояснения участников процесса, исследовав собранные по делу доказательства в их совокупности, суд полагает заявленные исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
ФИО1, на праве собственности принадлежит жилой дом, площадью 276,4 кв.м., кадастровый №, расположенный по адресу: <адрес> (собственность от ДД.ММ.ГГГГ№).
Постановлением Администрации Корсаковского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края от 31.07.2019 г. № 79 на территории Корсаковского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края был введен с 31.07.2019 г. режим чрезвычайной ситуации.
Постановлением Администрации Корсаковского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края от 10.09.2019 г. № 88 принадлежащее ФИО1 домовладение было включено в границы зоны затопления (подтопления), возникшие в результате чрезвычайной ситуации на территории Корсаковского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края.
В результате паводка, прошедшего летом-осенью 2019 года (в период с 07.2019 по 09.2019 г.) принадлежащее ФИО1 имущество попало в зону подтопления, в следствие чего домовладение и расположенное на нем имущество было повреждено, что подтверждается Актом комиссионного обследования утраченного имущества первой необходимости граждан, пострадавших в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле-сентябре 2019 г. на территории Хабаровского муниципального района, выданного ДД.ММ.ГГГГ Главой Хабаровского муниципального района А.П. Яц и заключением об установлении факта нарушения условий жизнедеятельности гражданина и членов его семьи в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле-сентябре 2019 года не территории Хабаровского муниципального района, выданного ДД.ММ.ГГГГ Главой Хабаровского муниципального района А.П. Яц. В соответствии с Актом обследования помещения № от ДД.ММ.ГГГГ, оформленного межведомственной комиссией было установлено в доме кирпичном 2-х этажном площадью 276,4 кв.м. наличие уровня воды в жилом помещении 10 см, стены и полы сырые, плесень, отмостка имеет трещины.
В соответствии с Заключением межведомственной комиссии об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом от ДД.ММ.ГГГГ№ было принято заключение о необходимости проведения капитального ремонта, с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствии с установленными требованиями.
ФИО1 просит возместить причиненный ущерб в виде расходов на восстановительный ремонт жилого дома в размере 354 139 руб. 00 коп., определённом Заключением специалиста ООО «Дальневосточная экспертиза и оценка» № 147/20 от 15.06.2020 г.
В соответствии со статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
При этом в силу статьи 1080 ГК РФ лица, совместно причинившие вред, отвечают перед потерпевшим солидарно.
В соответствии со статьей 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Под убытками согласно пункту 2 статьи 15 ГК РФ понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущения выгода).
Возмещение убытков является универсальным способом защиты нарушенных гражданских прав и может применяться как в договорных, так и во внедоговорных отношениях независимо от того, предусмотрена ли законом такая возможность применительно к конкретной ситуации. Сутью убытков является их компенсаторный восстановительный характер.
Для взыскания убытков именно истец должен доказать совокупность обстоятельств: наличие убытков и их размер, вину причинителя вреда, противоправность поведения причинителя вреда и причинно-следственную связь между действием (бездействием) причинителя вреда и возникшими убытками. Кроме того, подлежит доказыванию размер убытков, который устанавливается с разумной степенью достоверности с учетом всех обстоятельств дела, исходя из принципов справедливости и соразмерности ответственности допущенному нарушению.
В отсутствие хотя бы одного из указанных условий обязанность лица возместить причиненный вред не возникает.
Таким образом, истец, требуя возмещения ущерба, в силу ст. 56 ГПК РФ должен доказать наличие всех указанных элементов ответственности в их совокупности.
Ответчики, в свою очередь, в силу пункта 2 статьи 1064 ГК РФ доказывают, что вред причинен не по их вине, в целях освобождения от возмещения вреда.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Закон № 68-ФЗ) под чрезвычайной ситуацией понимается обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Согласно пунктам 2, 3 статьи 1 указанного Закона предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.
В силу пункта 8 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-Ф3) к вопросам местного значения городских поселений относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
К вопросам местного значения муниципального района относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района (пункт 7 части 1 статьи 15 Закона № 131-Ф3).
При этом в силу ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
Иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи (ст. 14) для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.
С учетом изложенного участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций как полномочие сельских поселений, муниципальных районов может ими реализовываться только в системной связи с иными положениями действующего законодательства, так как на территории сельских поселений отнесено к полномочиям муниципальных районов.
Конкретные полномочия органов местного самоуправления муниципального района, в области защиты населения и территорий от чрезвычайны ситуаций определены в пункте 2 статьи 11 Закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ.
Как следует из подпунктов «а» и «е» указанного пункта, при возникновении чрезвычайной ситуации на территории муниципального образования органы местного самоуправления самостоятельно организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы; осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с пунктом 30 Положения о Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 № 794, ликвидация чрезвычайных ситуаций муниципального характера осуществляется силами и средствами органов местного самоуправления.
Характеристика чрезвычайных ситуаций определена ГОСТом 22.0.03-97/ГОСТ Р 22.0.03-95 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Природные чрезвычайные ситуации. Термины и определения», утвержденного постановлением Госстандарта России от 25.05.1995 № 267.
Согласно пункту 3.1.1 указанного ГОСТа природная чрезвычайная ситуация; природная ЧС - обстановка на определенной территории или акватории, сложившаяся в результате возникновения источника природной чрезвычайной ситуации, который может повлечь или повлек за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей и (или) окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Различают природные чрезвычайные ситуации по характеру источника и масштабам. Источник природной чрезвычайной ситуации; источник природной ЧС - опасное природное явление или процесс, в результате которого на определенной территории или акватории произошла или может возникнуть чрезвычайная ситуация (пункт 3.1.2).
Так затоплением согласно разделу 3 ГОСТа следует считать покрытие территории водой в период половодья или паводков (пункт 3.3.9), подтоплением - повышение уровня грунтовых вод, нарушающее нормальное использование территории, строительство и эксплуатацию расположенных на ней объектов (пункт 3.3.10).
При этом согласно пунктам 72 и 73 ГОСТа 19179-73. Государственный стандарт Союза ССР. Гидрология суши. Термины и определения (введен в действие Постановлением Госстандарта СССР от 29.10.1973 № 2394) половодье и паводок – это явления, связанные с водным режимом реки.
В указанном деле, истец ссылается, что ущерб её имуществу причине в результате затопления по причине паводка реки.
Распоряжением Правительства Хабаровского края от 29.07.2019 № 623-рп "О введении режима чрезвычайной ситуации" определено, что в результате выпадения обильных осадков и подъемов уровней воды на реках Хабаровского края нарушены условия жизнедеятельности населения в Верхнебуреинском, Тугуро-Чумиканском и имени Лазо муниципальных районах края, прогнозируется неблагоприятная паводковая обстановка на всей территории Хабаровского края.
С 29 июля 2019 г. для органов управления и сил Хабаровской территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - Хабаровская подсистема РСЧС) в границах городских округов "Город Хабаровск", "Город Комсомольск-на-Амуре", Амурского, Бикинского, Ванинского, Верхнебуреинского, Вяземского, имени Лазо, имени Полины Осипенко, Комсомольского, Нанайского, Николаевского, Советско-Гаванского, Солнечного, Тугуро-Чумиканского, Ульчского, Хабаровского муниципальных районов Хабаровского края введен режим чрезвычайной ситуации регионального характера (далее - ЧС).
С учетом изложенного в материалах дела отсутствуют сведения, что паводок реки и затопление жилого помещения истца находятся в причинно-следственной связи с обстоятельствами, находящимися именно под контролем органов местного самоуправления Хабаровского муниципального района и могли ими быть спрогнозированы и устранены именно их действиями, поскольку жилое помещение истца находится в бассейне реки, протекающей по территории нескольких субъектов Российской Федерации, муниципальных районов.
Также в материалах дела отсутствуют сведения о достаточных по периодичности и длительности метеорологических наблюдениях, позволяющих сделать вывод о повторяющемся характере причин и обстоятельств, вызвавших чрезвычайную ситуацию, а также о том, что негативные последствия от таких чрезвычайных ситуаций могли и могут быть устранены реализацией полномочий строго относящихся к компетенции только органов местного самоуправления сельского поселения и муниципального района.
При таких обстоятельствах заявленные исковые требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 к администрации Хабаровского муниципального района, администрации Корсаковского сельского поселения Хабаровского муниципального района о возмещении ущерба оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Хабаровский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Вступившее в законную силу решение суда может быть обжаловано в кассационном порядке в девятый кассационный суд общей юрисдикции через Хабаровский районный суд в срок не превышающий трех месяцев со дня вступления решения в законную силу при условии, что были исчерпаны иные, установленные Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации способы обжалования судебного постановления до дня вступления его в законную силу.
Судья А.С. Хальчицкий
Мотивированное решение изготовлено 28 января 2021 года.