ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2167/19 от 04.09.2019 Советского районного суда г. Владикавказа (Республика Северная Осетия-Алания)

Дело

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

4 сентября 2019 года <адрес>

Советский районный суд <адрес> РСО-Алания в составе:

председательствующей судьи Губакиной Н.В.,

при секретаре судебного заседания Кусаевой Д.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации местного самоуправления <адрес> к Губаеву А,И., третьему лицу Комитету по охране и использованию объектов культурного наследия РСО-Алания об обязании привести фасад жилого дома в первоначальный вид,

у с т а н о в и л:

АМС <адрес> в лице своего представителя по доверенности обратилась в суд с иском к Губаеву А,И. в котором просит обязать Губаеву А,И. привести фасад жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> в первоначальный вид в соответствии с требованиями к фасаду и цветовому решению объекта за свой счет в течение 30 дней с момента вступления в силу решения суда.

В обосновании заявленных требований указала, что сотрудниками Левобережной администрации (префектуры) 12.12.2018г. был составлен акт №Л000177 о том, что фасад жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> был изменен путем нанесения на кирпич штукатурки и покраски бежевого цвета. Собственником нежилого помещения является Губаеву А,И., которой 12.12.2018г. было выдано предписание о необходимости в 30-ти дневный срок устранить нарушения. 14.01.2019г. в ходе повторной проверки было установлено, что ответчиком предписание не было исполнено и нарушение не было устранено. Физические и юридические лица в собственности, владении, пользовании которых находятся здания, строения, сооружения, малые архитектурные формы, обязаны обеспечить своевременное производство работ по реставрации и покраске указанных объектов, фасадов и их отдельных элементов, а также поддерживать в чистоте и в исправном состоянии расположенные на фасадах информационные таблички, памятные доски и т.<адрес> зданий, строений, сооружений не должны иметь видимых повреждений, для чего выполняется своевременная окраска фасадов. Окрашенные поверхности должны быть ровными, без помарок, пятен и поврежденных мест. Фасады зданий следует очищать и промывать в зависимости от материала, состояния поверхностей зданий и условий эксплуатации, окраска которых должна производиться в цвета, принятые для окраски аналогичных элементов по всему фасаду здания.

Согласно п.4.... Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003г. «Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» окраску фасадов зданий следует производить согласно колерному паспорту, выдаваемому в установленном порядке, в котором приведены указания о применении материала, способа отделки, цвета фасада и архитектурных деталей.

Кроме того, принадлежащее Губаеву А,И. здание, расположенное по адресу: <адрес>, входит в перечень выявленных объектов культурного наследия РСО-Алания регионального значения, в связи с чем все работы, проводимые на этом объекте, подпадают под понятие сохранения объекта культурного наследия и регулируются законодательством в сфере охраны объектов культурного наследия.

Ссылаясь на ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Правила по благоустройству, озеленению и обеспечению чистоты и порядка на территории <адрес>, принятых Решением собрания представителей <адрес> от 20.12.2013г. , постановление Госстороя от 27.09.2003г., ФЗ РФ «Об объектах культурного наследия (памятники истории и культуры народов Российской Федерации» №73-ФЗ от 25.06.2002г., ст.210 ГК РФ в иске просила обязать Губаеву А,И. привести фасад жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> в первоначальный вид в соответствии с требованиями к фасаду и цветовому решению объекта за свой счет в течение 30 дней с момента вступления в силу решения суда.

Представитель истца АМС <адрес> Ревазова Л.К., действующая на основании доверенности №Д-166 от 28.06.2019г., в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям и доводам, изложенным в иске, просила иск удовлетворить в полном объеме заявленных требований.

Ответчик Губаеву А,И. надлежащим образом неоднократно извещалась судом о дне, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, судебные извещения, направленные в адрес регистрации ответчика посредством почтового отправления с уведомлением вернулись в адрес суда с отметкой «истек срок хранения». Согласно адресной справке, выданной по состоянию на 11.03.2019г., Губаеву А,И. значится зарегистрированной по <адрес> 26.08.2015г. Судебные извещения, направленные в адрес ответчика посредством телеграфного извещения, ответчику не были доставлены, в связи с отсутствием доступа в квартиру.

Заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (ст.165.1 ГК РФ).

Часть 1 ст. 20 ГК РФ, предусматривает, что местом жительства признается то место, где гражданин проживает постоянно или преимущественно, положения ст. 3 Закона РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" предусматривают, что граждане РФ обязаны регистрироваться по месту жительства в пределах РФ. Осуществляя регистрацию проживания по тому или иному месту жительства, гражданин подтверждает свое волеизъявление на постоянное или преимущественное проживание по адресу регистрации и принимает на себя обязанность получения судебных извещений по этому адресу.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от ... N 435-О-О, статья 167 ГПК Российской Федерации предусматривает обязанность суда отложить разбирательство дела в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле, в отношении которых отсутствуют сведения об их извещении, а также в случае неявки лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания, при признании причин их неявки уважительными. Уважительность причин неявки определяется судом на основании анализа фактических обстоятельств, поскольку предусмотреть все причины неявки, которые могут быть отнесены к числу уважительных, в виде исчерпывающего перечня в законе не представляется возможным. Данное полномочие суда, как и закрепленное статьей 118 ГПК Российской Федерации право суда считать лицо в упомянутом в ней случае надлежаще извещенным вытекают из принципа самостоятельности и независимости судебной власти; лишение суда этих полномочий приводило бы к невозможности выполнения стоящих перед ним задач по руководству процессом.

Исходя из изложенного, принимая во внимание то, что реализация участниками гражданского процесса своих прав не должна нарушать права и охраняемые законом интересы других лиц, исходя из необходимости соблюдения баланса интересов сторон, право истца на своевременное рассмотрение дела, с учетом того, что иной возможности известить ответчика у суда не имеется, суд с учетом мнения представителя истца, положений ст.167 ГПК РФ, определил рассмотреть дело в отсутствии не явившегося ответчика Губаеву А,И.

Третье лицо Комитет по охране и использованию объектов культурного наследия РСО-Алания надлежащим образом в порядке ст.113 ГПК РФ извещенный судом о дне, времени и месте рассмотрения дела, не направил в суд своего представителя, не сообщили суду о причинах неявки, не просили суд о рассмотрении дела в отсутствии их представителя, либо об отложении дела.

Дело рассмотрено в порядке ст.167 ГПК РФ.

Представитель третьего лица Комитета по охране и использованию объектов культурного наследия РСО-Алания Шрамко Т.И., действующая на основании доверенности от 23.11.2018г., будучи допрошенной в судебном заседании от 03.06.2019г., исковые требования АМС <адрес> поддержала, просила их удовлетворить, в обосновании указав, что объект, расположенный по <адрес>, является выявленным объектом культурного наследия, находится под государственной охраной, поставлен на учет. Также данный объект входит в охранную зону. Фасад этого дома является предметом охраны, а ответчица своими действиями нарушила его вид, который подлежит восстановлению за счет ответчика.

Выслушав представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования АМС <адрес> подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В силу пункта 25 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе, утверждение правил благоустройства территории городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории городского округа. Аналогичное регулирование предусмотрено и по вопросам местного значения внутригородского района (пункт 10 части 1 статьи 16.2). Правила благоустройства территории муниципального образования утверждаются представительным органом соответствующего муниципального образования и могут регулировать вопросы внешнего вида фасадов и ограждающих конструкций зданий, строений, сооружений, размещения информации на территории муниципального образования, в том числе установки указателей с наименованиями улиц и номерами домов, вывесок (часть 1 статьи 45.1, пункты 2 и 6 части 2 статьи 45.1 названного закона).

При этом частью 3 статьи 45.1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что законом субъекта Российской Федерации могут быть предусмотрены иные вопросы, регулируемые правилами благоустройства территории муниципального образования, исходя из природно-климатических, географических, социально-экономических и иных особенностей отдельных муниципальных образований.

Таким образом, закрепление перечня вопросов, содержащихся в правилах благоустройства, носит диспозитивный характер. В случае наличия соответствующих правил благоустройства территории муниципального образования, которые регулируют вопросы внешнего вида фасадов зданий, установки указателей с наименованиями улиц и номерами домов, вывесок, применяются эти правила.

Установлено, что Решением Собрания представителей <адрес> от 20.12.2013г. утверждены «Правила благоустройства территории муниципального образования <адрес>» в ст.63 которых предусмотрен порядок содержания фасадов многоквартирных и индивидуальных жилых домов, зданий, строений, сооружений, малых архитектурных форм, где в частности, указано, что физические и юридические лица, в собственности, владении, пользовании которых находятся здания, строения, сооружения, малые архитектурные формы, обязаны обеспечить своевременное производство работ по реставрации и покраске указанных объектов, фасадов и их отдельных элементов, а также поддерживать в чистоте и в исправном состоянии расположенные на фасадах информационные таблички, памятные доски и т.<адрес> зданий, строений, сооружений не должны иметь видимых повреждений, для чего выполняется своевременная окраска фасадов. Окрашенные поверхности должны быть ровными, без помарок, пятен и поврежденных мест. Фасады зданий следует очищать и промывать в зависимости от материала, состояния поверхностей зданий и условий эксплуатации, окраска которых должна производиться в цвета, принятые для окраски аналогичных элементов по всему фасаду здания.

Статьей 68 указанных Правил предусмотрен порядок художественного оформления, рекламы и вывесок.

Как следует из содержания п.4.... Постановления Госстроя РФ от ... N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" окраску фасадов зданий следует производить согласно колерному паспорту, выдаваемому в установленном порядке, в котором приведены указания о применении материала, способа отделки и цвета фасада и архитектурных деталей. Окрашенные поверхности фасадов должны быть ровными, без помарок, пятен и поврежденных мест.

Окраску фасадов необходимо производить после окончания ремонта стен, парапетов, дымовых труб, выступающих деталей и архитектурных лепных украшений, входных устройств (крылец, дверных козырьков), кровли, линейных окрытий карнизов (поясков), сандриков, подоконников и т.п. и водосточных труб. Слабо держащаяся старая краска должна быть удалена (п.4.... данного Постановления).

Установлено, что Губаеву А,И. в многоквартирном многоэтажном жилом доме по <адрес> на праве собственности принадлежит нежилое помещение, расположенное на первом этаже жилого дома, выходящее на фасад дома. В рамках принадлежащего ей нежилого помещения Губаеву А,И. изменила фасад жилого дома путем нанесения на кирпичную стену штукатурку и покраску бежевого цвета о чем сотрудниками ОАТИ Левобережной администрации (префектура) был составлен Акт №Л 000177 от 12.12.2018г. и Губаеву А,И. 12.12.2018г. выдано предписание о приведении в первоначальный вид фасад указанного жилого дома, предоставлен срок для исполнения –до 14.01.2019г. которое на указанную дату Губаеву А,И. не было исполнено.

В судебном заседании представитель истца пояснила, что по вопросу изменения фасада жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, в соответствующий орган Губаеву А,И. не обращалась. Также Губаеву А,И. была установлена на фасаде дома вывеска с названием «Закусочная», на установку которой также ею разрешение получено не было.

Таким образом, исходя из вышеприведенных норм, Губаева А.В. самовольно, без соответствующих разрешений изменила фасад жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> путем оштукатуривания части площади фасада, его покраски и установления на нем информационной вывески с названием «Закусочная».

Судом установлено, что объект недвижимости, находящийся по адресу: <адрес> находится в охранной зоне и является выявленным объектом культурного наследия РСО-Алания.

В силу положений Федерального закона от ... N 73-ФЗ (ред. от ...) "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия. В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации. Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Предметами регулирования настоящего Федерального закона являются, в том числе, особенности владения, пользования и распоряжения объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры) народов Российской Федерации как особым видом недвижимого имущества

В ст. 6 Федерального закона от ... N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" раскрывается понятие государственной охраны объектов культурного наследия.

На основании п. 1 ст. 11 Закона N 73-ФЗ под государственным надзором в области охраны объектов культурного наследия (далее - государственный надзор) понимается деятельность уполномоченных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований, установленных действующим законодательством в области охраны объектов культурного наследия. Требования выполнить обязательства по сохранению объекта культурного наследия относятся к административным и публичным правоотношениям в сфере исполнения соответствующим органом властных полномочий по осуществлению государственного надзора за состоянием объектов культурного наследия.

Статьей 33 Федерального закона установлено, что объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

Согласно пункту 2 статьи 52 Федерального закона использование объекта культурного наследия, с нарушением настоящего Федерального закона и законодательства субъектов Российской Федерации об охране и использовании объектов культурного наследия запрещается.

Представитель третьего лица в судебном заседании пояснила, что каких-либо согласований размещения информационной вывески на фасаде вышеуказанного жилого дома республиканским органом охраны объектов культурного наследия Губаеву А,И. не выдавалось.

Таким образом, размещение ответчиком на части объекта культурного наследия регионального значения информационной вывески с надписью «Закусочная» произведено самовольно, без согласования с республиканским органом охраны объектов культурного наследия, органом исполнительной власти, в нарушение требований сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия, установленных федеральным законодательством и законодательством РСО-Алания.

Как следует из материалов дела, работы, выполненные ответчиком в отношении объекта культурного наследия, выполнены без согласования с уполномоченным органом, а требования последнего о приведении объекта в первоначальное состояние, остались без исполнения со стороны ответчика. Указанные обстоятельства указывают на нарушение установленного порядка использования объекта, свидетельствуют о нарушении облика охраняемого объекта, создают угрозу ухудшения состояния объекта, причинения объекту иных негативных воздействий. Оснований полагать, что ответчиком требования сохранения и использования объекта культурного наследия были сохранены, не имеется.

Установлено, что Губаеву А,И. – собственнику части объекта культурного наследия Комитетом по охране и использованию объектов культурного наследия РСО-Алания 22.11.2011г. выдано охранное обязательство на объект культурного наследия (памятник истории и культуры) .

Частью 2 статьи 47.3 данного Закона предусмотрено, что собственник жилого помещения, являющегося объектом культурного наследия, или частью такого объекта, обязан выполнять требования к сохранению объекта культурного наследия в части, предусматривающей обеспечение поддержания объекта культурного наследия или части объекта культурного наследия в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и изменения предмета охраны объекта культурного наследия.

Гражданам Российской Федерации гарантируется обеспечение сохранности объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом (ст.7 ФЗ от 25.06. 2002 N 73-ФЗ.

Исходя из вышеуказанного предъявление иска о приведении объекта культурного наследия в первоначальное состояние связано не с нарушением права конкретного лица, а с сохранением охраняемой части всемирного культурного наследия. Поскольку при рассмотрении спора установлено безусловное нарушение собственником нежилого помещения в охраняемом объекте культурного наследия требований законодательства, что повлекло изменение облика фасада дома, требование истца, заявленное к надлежащему ответчику, является обоснованным и подлежит удовлетворению.

Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда может быть исполнено.

В соответствии со ст. 103 ч.1 ГПК РФ с ответчика Губаеву А,И. следует взыскать в бюджет муниципального образования <адрес> государственную пошлину в размере 300 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования Администрации местного самоуправления <адрес> удовлетворить.

Обязать Губаеву А,И. за свой счет привести в первоначальный вид фасад жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> в соответствии с требованиями к фасаду жилого дома и цветовому решению объекта путем очистки слоя штукатурки и покраски до первоначального слоя кирпича и демонтажа информационной вывески с названием «Закусочная», размещенной на фасаде жилого дома, в 30-ти дневный (тридцать дней) срок со дня вступления в силу настоящего решения суда.

В случае неисполнения решения суда в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.

Взыскать с Губаеву А,И. государственную пошлину в бюджет муниципального образования <адрес> в размере 300 (триста) рублей.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда РСО-Алания через Советский районный суд <адрес> в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья Губакина Н.В.