Дело № 2-216/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
29 января 2019 года город Южно-Сахалинск
Южно-Сахалинский городской суд Сахалинской области в составе:
председательствующего судьи - Катюха А.А.,
при секретаре - Горяистовой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Пак Хи Чу к Публичному акционерному обществу «Сбербанк России» о взыскании денежных средств,
установил:
Пак Хи Чу обратился в суд с иском к филиалу ПАО «Сбербанк России» № о взыскании денежных средств в размере 168 000 рублей, неправомерно списанных со счета.
В обоснование заявленных требований указал, что 27 июня 2017 года между ПАО «Сбербанк России» в лице филиала (структурного подразделения) № и Пак Хи Чу был заключен договор сберегательного счета №.
15 марта 2017 года он обратился в подразделение ПАО «Сбербанк» № – дополнительный офис, расположенный по адресу: г.Южно-Сахалинск, ул. <адрес>, с заявлениями по форме банка:
- о перевыпуске карты № в связи с подозрением на мошенничество, указав номер контактного телефона №;
- об отключении услуги «мобильный банк», подключенному к неизвестному и никогда не принадлежавшему Пак Хи Чу номеру мобильного телефона №. В этом заявлении истец указал номер мобильного телефона №, к которому просил подключить услугу «мобильный банк».
17 мая 2017 года он обратился в подразделение ПАО «Сбербанк» № – дополнительный офис, расположенный по адресу: г.Южно-Сахалинск, ул. <адрес>, с заявлением по форме банка о перевыпуске карты № в связи с мошенничеством, указав номер контактного телефона №.
27 июня 2017 года Пак Хи Чу заключил с ПАО «Сбербанк» в лице филиала (структурного подразделения) № договор о счете №, указав номер контактного телефона №. Предметом данного договора являлось открытие ПАО «Сбербанк» на имя Пак Хи Чу «Сберегательного счета» и совершение операций в соответствии с действующим законодательством РФ, нормативными актами Банка России, и условиями настоящего договора. 27 июня 2017 года истец внес на счет денежные средства в размере 170 000 рублей, которые были зачислены на счет №. 06 июля 2017 года он внес на счет 16 000 рублей, а 27 июля 2017 года по счету произведена капитализация вклада в сумме 3 рубля 09 копеек, зачисленная на этот же счет.
04 августа 2017 года Пак Хи Чу обратился в подразделение ПАО «Сбербанк» № – дополнительный офис, расположенный по адресу: г.Южно-Сахалинск, ул. <адрес>, по вопросу безналичного зачисления пенсии по старости на счет № из государственного учреждения- Отделение Пенсионного фонда РФ по Сахалинской области.
В этот же день истцу стало известно о новых фактах мошенничества и незаконных без его поручений списания денежных средств, в связи с чем он подал в подразделение ПАО «Сбербанк» № – дополнительный офис, расположенный по адресу: г.Южно-Сахалинск, ул. <адрес>, соответствующее заявление. По факту обращения была заблокирована карта №.
22 августа 2017 года истец обратился в ПАО «Сбербанк» с заявлением по форме банка о фактах неправомерно списанных денежных средств со счета и их возврата в сумме 183 772 рубля 40 копеек.
07 сентября 2017 года он получил ответ о том, что у ПАО «Сбербанк» отсутствуют основания для удовлетворения требования в части возврата, со ссылкой на то, что 30 июня 2017 года через контактный центр ПАО «Сбербанк» была подключена услуга «мобильный банк» на телефон, имеющий абонентский номер №. Однако данный номер никогда Пак Хи Чу не принадлежал, и истец им не пользовался.
18 августа 2017 года он обратился в УМВД России по Сахалинской области с заявлением о совершении кражи принадлежащих ему денежных средств, и 21 августа 2018 года Следственным управлением УМВД России по Сахалинской области возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного п. в ч. 2 ст. 158 УК РФ, по которому он признан потерпевшим.
Протокольным определением суда от 19 сентября 2018 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечены лица, на счета которых были перечислены списанные со счета истца денежные средства: <данные изъяты>.
Протокольным определением суда от 18 декабря 2018 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечен владелец телефонного номера №ФИО27
Протокольным определением суда от 19 сентября 2018 года по ходатайству стороны истца произведена замена ненадлежащего ответчика - филиал ПАО «Сбербанк России» № надлежащим - ПАО «Сбербанк России».
В судебном заседании истец Пак Хи Чу и его представитель ФИО1, действующий на основании доверенности, заявленные требования поддержали.
Представитель ответчика ФИО2, действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения иска по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика <данные изъяты> полагались при разрешении спора на усмотрение суда.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика <данные изъяты> в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены в установленном законом порядке, однако корреспонденция возвращена в связи с истечением срока хранения.
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации обеспечивает создание равных условий для участников гражданского судопроизводства и возможность реализации ими своих прав по своему усмотрению, в том числе обеспечением возможности непосредственно участвовать в рассмотрении дела лично или через представителей.
Так, в соответствии с частями 2, 3 ст. 167 ГПК РФ если лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания, суд откладывает разбирательство дела в случае признания причин их неявки уважительными. Суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
Согласно ст. 165.1 ГК РФ заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Таким образом, суд приходит к выводу, что ответчик был надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела, поскольку риск получения поступившей корреспонденции несет адресат в силу статьи 165.1 ГК РФ, которая подлежит применению и к судебным извещениям на основании п. 68 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Изучив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, как в отдельности, так и в совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно статье 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.
В соответствии с положениями статьи 44 Федерального закона "О связи" на территории Российской Федерации услуги связи оказываются оператором связи пользователям услуг связи на основании договора об оказании услуг связи, заключаемого в соответствии с правилами оказания услуг связи.
В силу пункта 32 статьи 2 названного Закона, под услугой связи понимается деятельность по приему, обработке, хранению, передаче, доставке сообщений электросвязи или почтовых отправлений.
Согласно части 1 статьи 845 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору банковского счета (разновидностью которого является договор о выпуске и обслуживании банковской карты, которая, по сути, является лишь средством для управления банковским счетом и в отрыве от него рассматриваться не может) Банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счет, открытый клиенту (владельцу счета), денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету.
Банк может использовать имеющиеся на счете денежные средства, гарантируя право клиента беспрепятственно распоряжаться этими средствами (часть 1 статьи 845 Гражданского кодекса Российской Федерации).
При этом, в соответствии с частью 3 статьи 845 Гражданского кодекса Российской Федерации банк не вправе определять и контролировать направления использования денежных средств клиента и устанавливать другие, не предусмотренные законом или договором банковского счета ограничения его права распоряжаться денежными средствами по своему усмотрению.
На основании статьи 854 Гражданского кодекса Российской Федерации списание денежных средств со счета осуществляется банком на основании распоряжения клиента.
Согласно ч. 7 ст. 7 Федерального закона от 27.06.2011 г. N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" перевод электронных денежных средств осуществляется на основании распоряжений плательщиков в пользу получателей средств. В случаях, предусмотренных договорами между плательщиком и оператором электронных денежных средств, между плательщиком и получателем средств, перевод электронных денежных средств может осуществляться на основании требований получателей средств в соответствии со статьей 6 настоящего Федерального закона с учетом особенностей перевода электронных денежных средств, за исключением случаев использования электронных средств платежа, предусмотренных частью 4 статьи 10 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 13 ст. 7 Федерального закона от 27.06.2011 г. N 161-ФЗ оператор электронных денежных средств незамедлительно после исполнения распоряжения клиента об осуществлении перевода электронных денежных средств направляет клиенту подтверждение об исполнении указанного распоряжения.
В силу ч. 15 ст. 7 Федерального закона "О национальной платежной системе" перевод электронных денежных средств становится безотзывным и окончательным после осуществления оператором электронных денежных средств действий, указанных в части 10 или 11 настоящей статьи.
Как следует из ч. ч. 10, 11 указанного закона перевод электронных денежных средств осуществляется путем одновременного принятия оператором электронных денежных средств распоряжения клиента, уменьшения им остатка электронных денежных средств плательщика и увеличения им остатка электронных денежных средств получателя средств на сумму перевода электронных денежных средств. Перевод электронных денежных средств осуществляется незамедлительно после принятия оператором электронных денежных средств распоряжения клиента. Перевод электронных денежных средств становится безотзывным и окончательным после осуществления оператором электронных денежных средств действий, указанных в ч. 10 настоящей статьи (ч. 15 указанного закона).
Судом установлено и не оспаривается сторонами спора, что 04 октября 2012 года на основании письменного заявления Пак Хи Чу на получение международной банковской дебетовой карты Сбербанка России клиенту была выпущена международная банковская карта <данные изъяты>№ и открыт счет №.
Из содержания указанного заявления от 04 октября 2012 года следует, что с Условиями использования карт, Памяткой держателя и тарифами Сбербанка России истец ознакомлен, согласен и обязуется выполнять; уведомлен о том, что условия использования карт, Тарифы Сбербанка России и Памятка Держателя размещены на web-сайте Сбербанка России и в подразделениях Сбербанка России.
В соответствии пунктом 1.1 Условий использования банковских карт ОАО «Сбербанк России», утвержденных постановлением Правления Сбербанка России №376 параграф 13 а от 09 декабря 2009 года, настоящие Условия использования карт ОАО «Сбербанк России» в совокупности с Памяткой держателя карт ОАО «Сбербанк России», заявлением на получение карты, надлежащим образом заполненным и подписанным клиентом, Альбомом тарифов на услуги, предоставляемые ОАО «Сбербанк России» физическим лицам, являются заключенным между клиентом и банком договором о выпуске и обслуживании банковских карт.
27 июня 2017 года между банком и Пак Хи Чу заключен договор сберегательного счета №.
Пунктом 12 Приложения 3 «Условия использования банковских карт ОАО «Сбербанк России» к альбому форм заявлений на получение банковских карт и условий использования карт от 20 апреля 2006 года №1424-р, утвержденному Комитетом Сбербанка России по работе с клиентами Протокол №4 параграф 151а от 20 апреля 2006 года, регламентирован порядок предоставления услуг через Контактный центр Банка.
Согласно пункту 12.1 указанный Центр Банка предоставляет круглосуточное обслуживание клиентов по телефону (через оператора или в автоматическом режиме).
Перечень предоставляемых услуг (операций), а также номеров телефонов, по которым предоставляются услуги (операции), размещаются на Официальном сайте Банка. Для проведения указанных услуг (операций) Идентификация и Аутентификация Клиента в Контактном Центре Банка осуществляется в порядке, определенном договором (пункт 12.3).
В силу пункта 12.4 Условий Клиент соглашается на передачу информации по линиям телефонной связи (включая мобильные и иные виды телефонной связи), осознавая, что линии телефонной связи не являются безопасным каналом передачи информации, и соглашается нести все риски, связанные с возможным нарушением конфиденциальности, возникающие вследствие использования такого канала.
На основании пункта 12.6 Условий – для получения услуги (совершения операции) Клиент в режиме телефонной коммуникации с оператором Контактного Центра Банка сообщает оператору Контактного Центра Банка вид и параметры услуги, которую он желает получить, или вид и параметры операции, которую он желает совершить (в т.ч. открытие Сберегательного счета/вклада). На основании этой информации Банк формирует SMS-сообщение с указанием вида и параметра услуги/операции, Кода подтверждения Клиентом услуги/операции и рекомендаций Банка для Клиента, необходимых для последующей обработки Банком информации по услуге. SMS-сообщение формируется Банком и направляется на мобильный телефон Клиента, подключенный к Услуге «Мобильный банк».
Порядок предоставления услуги «Мобильный банк» урегулирован разделом 10 Условий использования банковских карт ОАО «Сбербанк России» (приложение №3 к альбому форм заявлений на получение банковских карт и условий использования карт от 20 апреля 2006 года №1424-р, утвержденному Комитетом Сбербанка России по работе с клиентами Протокол №4 параграф 151а от 20 апреля 2006 года).
В силу пункта 10.10 названного Порядка подключение держателя к услуге «Мобильный банк» осуществляется на основании заявления на подключение к услуге «Мобильный банк» одним из следующих способов:
- в подразделении Банка – на основании заявления на получение карты, подписанного собственноручной подписью держателя, либо заявления на подключение к услуге «Мобильный банк» установленной Банком формы, подписанного собственноручной подписью Держателя или аналогом собственноручной подписи Держателя;
- через Контактный Центр Банка – на номер телефона Держателя, зарегистрированный в Банке, при условии сообщения корректной Контрольной информации Держателя;
- через систему «Сбербанк Онлайн» - на номер телефона, зарегистрированный в Банке. Подключение к услуге подтверждается вводом одноразового пароля.
Пунктом 10.15 Условий использования карт предусмотрено, что Держатель подтверждает, что полученное Банком Сообщение рассматривается Банком как распоряжение (поручение) на проведение операции по счётам карт Держателя и на предоставление других услуг Банка, полученное непосредственно от Держателя.
Сообщения (электронные документы), направленные Держателем в Банк посредством услуги «Мобильный банк», имеют юридическую силу документов на бумажных носителях, заверенных собственноручной подписью Держателя, оформленных в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, и порождают аналогичные им права и обязанности Держателя и Банка по настоящему Договору (пункт 10.16 Условий).
Банк информирует Держателя о мерах безопасности, рисках Держателя и возможных последствиях для Держателя в случае несоблюдения мер информационной безопасной рекомендованных Банком. Информирование осуществляется на веб-сайте Банка, в подразделениях Банка, путем отправки СМС-сообщений на номер мобильного телефона, подключенного Держателем к услуге «Мобильный банк» (пункт 10.7 Условий использования карт).
Держатель обязуется ознакомиться с мерами безопасности и неукоснительно их соблюдать (п. 10.8 Условий использования карт). Держатель обязан исключить возможность использования третьими лицами мобильного телефона, номер которого используетсядля предоставления услуги «Мобильный банк» (пункт 10.20 Условий использования карт).
В пункте 10.22 Условий использования карт определено, что Банк не несет ответственности за ущерб и факт разглашения банковской тайны, возникшие вследствие допуска Держателем третьих лиц к использованию мобильного телефона, номер которого используется для предоставления услуги «Мобильный банк»; за последствия исполнения распоряжения, переданного в Банк с использованием номера мобильного телефона Держателя, в том числе, в случае использования мобильного телефона Держателя неуполномоченным лицом.
Держатель соглашается на передачу распоряжений/поручений и/или информации по каналам передачи сообщений, осознавая, что такие каналы передачи информации не являются безопасными, и соглашается нести все риски, связанные с возможным нарушением конфиденциальности, возникающие вследствие использования таких каналов передачи информации (пункт 10.23 Условий использования карт).
Из представленной банком выписки из процессинговой системы «Мобильный банк» установлено, что 30.06.2017 года в 13:30:25 МСК на номер № была подключена услуга Мобильный банк (экономный пакет), список подключенных карт: <данные изъяты> (ON).
Подключение к услуге «Мобильный банк» произведено на основании обращения клиента через Контактный Центр Банка, что следует из представленной в дело стенограммы по входящему звонку клиента.
При подключении к услуге Клиент сообщил сотруднику банка корректную Контрольную информацию Держателя.
Судом установлено, что в период с 30 июня 2017 года по 27 июля 2017 года с банковской карты истца на основании звонков в Контактный Центр Банка были совершены 16 операций по безналичному переводу денежных средств со Сберегательного счета истца *** <данные изъяты> на общую сумму 186 000 рублей.
Данные обстоятельства подтверждаются предоставленными ответчиками стенограммами по входящему звонку клиента, выгрузкой из процессингового центра банка «Мобильный банк», текстовыми SMS-сообщениями, поступившими с номера телефона, подключенного к услуге «Мобильный банк».
Так, в период с 30 июня 2017 года по 04 августа 2017 года на указанный абонентский номер поступали сообщения следующего содержания:
- 30.06.2017 года в 13:50:58 «Контактный Центр. Перевод между своими счетами. Внимательно проверьте реквизиты перевода: с вклада Сберегательный счет № на карту № сумма 8 000 рублей. Для подтверждения отправьте SMS с кодом на номер 900.
- 30.06.2017 года в 13:55:31 «Контактный Центр. Выполнен перевод между своими счетами с вклада Сберегательный счет № сумма перевода 8 000 рублей».
- 30.06.2017 в 13:56:47 «Уважаемый клиент! По Вашей карте выявлены подозрительные операции. В целях безопасности предоставление услуги Мобильный банк временно приостановлено».
- 30.06.2017 в 13:56:49 «для перевода 8000 р с карты № на карту получателя ФИО28 отправьте код № на номер 900».
- 30.06.2017 в 14:12:49 «Уважаемый клиент! 30.06.2017 услуга Мобильный банк разблокирована по картам №».
- 30.06.2017 в 14:43:46 «для перевода 8000 р с карты № на карту получателя ФИО29 отправьте код № на номер 900».
- 30.06.2017 в 14:45:33 «№: перевод 8000р. на карту получателя ФИО30 выполнен».
- 01.07.2017 года в 15:23:48 «Контактный Центр. Перевод между своими счетами. Внимательно проверьте реквизиты перевода: с вклада Сберегательный счет №, сумма перевода 8 000 рублей. Для подтверждения отправьте SMS с кодом № на номер 900».
- 01.07.2017 года в 15:27:30 «Контактный Центр. Выполнен перевод между своими счетами с вклада Сберегательный счет № сумма перевода 8 000 рублей».
- 01.07.2017 в 15:30:29 «для перевода 7900 р с карты № на карту получателя ФИО31 отправьте код № на номер 900».
- 01.07.2017 в 15:31:25 «№: перевод 7900р. на карту получателя ФИО32 выполнен».
- 02.07.2017 года в 15:11:59 «Контактный Центр. Перевод между своими счетами. Внимательно проверьте реквизиты перевода: с вклада Сберегательный счет №, сумма перевода 16 000 рублей. Для подтверждения отправьте SMS с кодом № на номер 900».
- 02.07.2017 года в 15:19:34 «Контактный Центр. Выполнен перевод между своими счетами с вклада Сберегательный счет № сумма перевода 16 000 рублей».
- 02.07.2017 в 15:35:14 «для перевода 8000 р с карты № на карту получателя ФИО45 отправьте код № на номер 900».
- 02.07.2017 в 15:35:54 «№: перевод 8000р. на карту получателя ФИО46 выполнен».
- 03.07.2017 в 15:47:45 «для перевода 8000 р с карты № на карту получателя ФИО33 отправьте код № на номер 900».
- 03.07.2017 в 15:48:34 «№: перевод 8000р. на карту получателя ФИО34 выполнен».
- 04.07.2017 года в 15:17:45 «Контактный Центр. Перевод между своими счетами. Внимательно проверьте реквизиты перевода: с вклада Сберегательный счет №, сумма перевода 16 000 рублей. Для подтверждения отправьте SMS с кодом № на номер 900».
- 04.07.2017 года в 15:22:35 «Контактный Центр. Выполнен перевод между своими счетами с вклада Сберегательный счет № сумма перевода 16 000 рублей».
- 04.07.2017 в 16:17:44 «для перевода 8000 р с карты № на карту получателя ФИО51 отправьте код № на номер 900».
- 04.07.2017 в 16:20:40 «№: перевод 8000р. на карту получателя ФИО52 выполнен».
- 05.07.2017 в 16:27:35 «для перевода 7990 р с карты № на карту получателя ФИО53 отправьте код № на номер 900».
- 05.07.2017 в 16:30:05 «№: перевод 7990р. на карту получателя ФИО54 выполнен».
- 06.07.2017 года в 11:44:41 «Контактный Центр. Перевод между своими счетами. Внимательно проверьте реквизиты перевода: с вклада Сберегательный счет №, сумма перевода 24 000 рублей. Для подтверждения отправьте SMS с кодом № на номер 900».
- 06.07.2017 года в 12:38:01 «Контактный Центр. Выполнен перевод между своими счетами с вклада Сберегательный счет № сумма перевода 24 000 рублей».
- 06.07.2017 года в 13:18:06 «Контактный Центр. Перевод между своими счетами. Внимательно проверьте реквизиты перевода: с вклада Сберегательный счет №, сумма перевода 16 000 рублей. Для подтверждения отправьте SMS с кодом № на номер 900».
- 06.07.2017 года в 13:44:30 «Контактный Центр. Выполнен перевод между своими счетами с вклада Сберегательный счет № сумма перевода 16 000 рублей».
- 06.07.2017 в 16:43:04 «для перевода 8000 р с карты № на карту получателя ФИО35 отправьте код № на номер 900».
- 06.07.2017 в 16:43:39 «№: перевод 8000р. на карту получателя ФИО36 выполнен».
- 07.07.2017 года в 14:59:11 «Контактный Центр. Перевод между своими счетами. Внимательно проверьте реквизиты перевода: с вклада Сберегательный счет №, сумма перевода 8 000 рублей. Для подтверждения отправьте SMS с кодом № на номер 900».
- 08.07.2017 года в 00:25:3 «Контактный Центр. Выполнен перевод между своими счетами с вклада Сберегательный счет № сумма перевода 8 000 рублей».
- 08.07.2017 в 02:27:41 «для перевода 8000 р с карты № на карту получателя ФИО37 отправьте код № на номер 900».
- 08.07.2017 в 02:28:21 «№: перевод 8000р. на карту получателя ФИО38 выполнен».
- 09.07.2017 в 06:14:15 «для перевода 600 р с карты № на карту получателя ФИО55 отправьте код № на номер 900».
- 09.07.2017 в 06:18:45 «№: перевод 600р. на карту получателя ФИО56 выполнен».
- 09.07.2017 года в 09:41:20 «Контактный Центр. Перевод между своими счетами. Внимательно проверьте реквизиты перевода: с вклада Сберегательный счет №, сумма перевода 16 000 рублей. Для подтверждения отправьте SMS с кодом № на номер 900».
- 09.07.2017 года в 09:52:31 «Контактный Центр. Выполнен перевод между своими счетами с вклада Сберегательный счет № сумма перевода 16 000 рублей».
- 09.07.2017 в 09:54:06 «для перевода 1800 р с карты № на карту получателя ФИО47 отправьте код № на номер 900».
- 09.07.2017 в 09:54:57 «№: перевод 1800р. на карту получателя ФИО48 выполнен».
- 09.07.2017 в 09:57:55 «для перевода 5600 р с карты № на карту получателя ФИО57 отправьте код № на номер 900».
- 09.07.2017 в 09:58:55 «№: перевод 5600р. на карту получателя ФИО58 выполнен».
- 10.07.2017 в 11:19:02 «для перевода 8000 р с карты № на карту получателя ФИО39 отправьте код № на номер 900».
- 10.07.2017 в 11:20:10 «№: перевод 8000р. на карту получателя ФИО40 выполнен».
- 11.07.2017 года в 10:57:27 «Контактный Центр. Перевод между своими счетами. Внимательно проверьте реквизиты перевода: с вклада Сберегательный счет №, сумма перевода 16 000 рублей. Для подтверждения отправьте SMS с кодом № на номер 900».
- 11.07.2017 года в 12:01:04 «Контактный Центр. Выполнен перевод между своими счетами с вклада Сберегательный счет № сумма перевода 16 000 рублей».
- 11.07.2017 в 12:25:33 «для перевода 8000 р с карты № на карту получателя ФИО59 отправьте код № на номер 900».
- 11.07.2017 в 12:26:17 «№: перевод 8000р. на карту получателя ФИО60 выполнен».
- 12.07.2017 в 12:49:38 «для перевода 8000 р с карты <адрес> на карту получателя ФИО61 отправьте код № на номер 900».
- 12.07.2017 в 12:50:36 «№: перевод 8000р. на карту получателя ФИО62 выполнен».
- 13.07.2017 года в 11:39:05 «Контактный Центр. Перевод между своими счетами. Внимательно проверьте реквизиты перевода: с вклада Сберегательный счет №, сумма перевода 16 000 рублей. Для подтверждения отправьте SMS с кодом № на номер 900».
- 13.07.2017 года в 11:45:30 «Контактный Центр. Выполнен перевод между своими счетами с вклада Сберегательный счет № сумма перевода 16 000 рублей».
- 13.07.2017 в 14:05:01 «для перевода 8000 р с карты № на карту получателя ФИО63 отправьте код № на номер 900».
- 13.07.2017 в 14:06:01 «№: перевод 8000р. на карту получателя ФИО64 выполнен».
- 14.07.2017 в 16:14:26 «для перевода 8000 р с карты № на карту получателя ФИО41 отправьте код № на номер 900».
- 14.07.2017 в 16:15:10 «№: перевод 8000р. на карту получателя ФИО42 выполнен».
- 15.07.2017 года в 13:05:38 «Контактный Центр. Перевод между своими счетами. Внимательно проверьте реквизиты перевода: с вклада Сберегательный счет №, сумма перевода 16 000 рублей. Для подтверждения отправьте SMS с кодом № на номер 900».
- 15.07.2017 года в 16:04:30 «Контактный Центр. Выполнен перевод между своими счетами с вклада Сберегательный счет № сумма перевода 16 000 рублей».
- 15.07.2017 в 16:34:44 «для перевода 8000 р с карты № на карту получателя ФИО65 отправьте код № на номер 900».
- 15.07.2017 в 16:35:25 «№: перевод 8000р. на карту получателя ФИО66 выполнен».
- 17.07.2017 в 03:16:23 «для перевода 8000 р с карты № на карту получателя ФИО67 отправьте код № на номер 900».
- 17.07.2017 в 03:17:32 «№: перевод 8000р. на карту получателя ФИО68 выполнен».
- 18.07.2017 года в 03:43:15 «Контактный Центр. Перевод между своими счетами. Внимательно проверьте реквизиты перевода: с вклада Сберегательный счет №, сумма перевода 8 000 рублей. Для подтверждения отправьте SMS с кодом № на номер 900».
- 18.07.2017 года в 03:49:00 «Контактный Центр. Выполнен перевод между своими счетами с вклада Сберегательный счет № сумма перевода 8 000 рублей».
- 18.07.2017 в 03:56:30 «для перевода 7750 р с карты № на карту получателя ФИО69 отправьте код № на номер 900».
- 18.07.2017 в 03:57:20 «№: перевод 7750р. на карту получателя ФИО70 выполнен».
- 18.07.2017 в 03:58:37 «для перевода 250 р с карты № на карту получателя ФИО71 отправьте код № на номер 900».
- 18.07.2017 в 03:59:17 «№: перевод 250р. на карту получателя ФИО72 выполнен».
- 19.07.2017 года в 04:22:06 «Контактный Центр. Перевод между своими счетами. Внимательно проверьте реквизиты перевода: с вклада Сберегательный счет №, сумма перевода 8 000 рублей. Для подтверждения отправьте SMS с кодом № на номер 900».
- 19.07.2017 года в 05:56:31 «Контактный Центр. Выполнен перевод между своими счетами с вклада Сберегательный счет № сумма перевода 8 000 рублей».
- 19.07.2017 в 05:58:12 «для перевода 7000 р с карты № на карту получателя ФИО49 отправьте код № на номер 900».
- 19.07.2017 в 05:58:57 «№: перевод 7000р. на карту получателя ФИО50 выполнен».
- 19.07.2017 в 06:00:19 «для перевода 1000 р с карты № на карту получателя ФИО73 отправьте код № на номер 900».
- 19.07.2017 в 06:00:55 «№: перевод 1000р. на карту получателя ФИО74 выполнен».
- 20.07.2017 года в 04:20:16 «Контактный Центр. Перевод между своими счетами. Внимательно проверьте реквизиты перевода: с вклада Сберегательный №, сумма перевода 8 000 рублей. Для подтверждения отправьте SMS с кодом № на номер 900».
- 20.07.2017 года в 05:11:01 «Контактный Центр. Выполнен перевод между своими счетами с вклада Сберегательный № сумма перевода 8 000 рублей».
- 20.07.2017 в 06:16:04 «для перевода 7500 р с карты № на карту получателя ФИО75 отправьте код № на номер 900».
- 20.07.2017 в 06:17:04 «№: перевод 7500р. на карту получателя ФИО76 выполнен».
- 20.07.2017 в 06:18:56 «для перевода 500 р с карты № на карту получателя ФИО77 отправьте код № на номер 900».
- 20.07.2017 в 06:19:53 «№: перевод 500 р. на карту получателя ФИО78 выполнен».
- 21.07.2017 года в 04:42:21 «Контактный Центр. Перевод между своими счетами. Внимательно проверьте реквизиты перевода: с вклада Сберегательный счет №, сумма перевода 8 000 рублей. Для подтверждения отправьте SMS с кодом № на номер 900».
- 21.07.2017 года в 07:01:01 «Контактный Центр. Выполнен перевод между своими счетами с вклада Сберегательный счет № сумма перевода 8 000 рублей».
- 21.07.2017 в 07:17:45 «для перевода 8000 р с карты № на карту получателя ФИО43 отправьте код № на номер 900».
- 21.07.2017 в 07:19:03 «№: перевод 8000р. на карту получателя ФИО44 выполнен».
- 22.07.2017 года в 06:40:25 «Контактный Центр. Перевод между своими счетами. Внимательно проверьте реквизиты перевода: с вклада Сберегательный счет №, сумма перевода 8 000 рублей. Для подтверждения отправьте SMS с кодом № на номер 900».
- 22.07.2017 года в 06:43:01 «Контактный Центр. Выполнен перевод между своими счетами с вклада Сберегательный счет № на карту № сумма перевода 8 000 рублей».
- 22.07.2017 в 07:39:55 «для перевода 8000 р с карты № на карту получателя ФИО79 отправьте код № на номер 900».
- 22.07.2017 в 07:40:47 «№: перевод 8000р. на карту получателя ФИО80 выполнен».
- 23.07.2017 в 07:55:17 «для перевода 4000 р с карты № на карту получателя ФИО81 отправьте код № на номер 900».
- 23.07.2017 в 07:55:59 «№: перевод 4000 р. на карту получателя ФИО82 выполнен».
- 23.07.2017 в 07:57:00 «для перевода 4000 р с карты № на карту получателя ФИО85 отправьте код № на номер 900».
- 23.07.2017 в 07:57:45 «№: перевод 4000 р. на карту получателя ФИО86. выполнен».
- 24.07.2017 в 08:22:41 «для перевода 3000 р с карты № на карту получателя ФИО83 отправьте код № на номер 900».
- 24.07.2017 в 08:23:28 «№: перевод 38000р. на карту получателя ФИО84 выполнен».
- 24.07.2017 в 09:29:31 «для перевода 4400 р с карты № на карту получателя ФИО87 отправьте код № на номер 900».
- 24.07.2017 в 09:30:08 «№: перевод 4400 р. на карту получателя ФИО88 выполнен».
- 27.07.2017 года в 10:30:58 «Контактный Центр. Перевод между своими счетами. Внимательно проверьте реквизиты перевода: с вклада Сберегательный счет № на карту №, сумма перевода 2000 рублей. Для подтверждения отправьте SMS с кодом № на номер 900».
- 27.07.2017 года в 10:54:05 «Контактный Центр. Выполнен перевод между своими счетами с вклада Сберегательный счет № на карту № сумма перевода 2 000 рублей».
- 27.07.2017 в 11:18:57 «для перевода 2000 р с карты № на карту получателя ФИО89 отправьте код № на номер 900».
- 27.07.2017 в 11:19:54 «№: перевод 2000 р. на карту получателя ФИО90 выполнен».
- 04.08.2017 в 15:11:12 «Услуга мобильный банк отключена».
Таким образом, в период с 30 июня 2017 года по 27 июля 2017 года по банковской карте № были совершены операции по переводу денежных средств с использованием услуги «мобильный банк» через SMS-запрос на перевод денежных средств по номеру телефона получателя +№. Для перевода денежных средств клиентом были сформированы SMS-сообщения с указанием номеров телефонов, либо номеров карты получателей и суммы перевода. Данные SMS-сообщения были направлены с телефона, подключенного к услуге «Мобильный банк» на специальный номер мобильной связи 900.
Из представленных суду документов следует, что по номеру телефона получателя ФИО91 +№, подключенному к ее карте №, были осуществлены переводы денежных средств на ее карту на общую сумму 48 350 рублей.
По номеру телефона получателя ФИО92 +№, подключенному к карте №, были осуществлены переводы денежных средств на его карту на общую сумму 56 000 рублей.
По номеру телефона получателя ФИО93 +№, подключенному к карте №, были осуществлены переводы денежных средств на его карту на общую сумму 16 800 рублей.
По номеру телефона получателя ФИО94 +№, подключенному к карте №, были осуществлены переводы денежных средств на карту на сумму 8 000 рублей.
По номеру телефона получателя ФИО95 +№, подключенному к карте №, были осуществлены переводы денежных средств на карту на сумму 7 990 рублей.
Получателю ФИО96 перевод денежных средств был осуществлен через услугу «мобильный банк» по ее номеру карты № в размере 8 000 рублей.
По номеру телефона получателя ФИО97 +№, подключенному к карте №, были осуществлены переводы денежных средств на карту на общую сумму 15 750 рублей.
По номеру телефона получателя ФИО98 +№, подключенному к карте №, был осуществлен перевод денежных средств на карту на сумму 7 500 рублей.
По номеру телефона получателя ФИО99 +№, подключенному к карте №, были осуществлены переводы денежных средств на карту на сумму 15 000 рублей.
Получателю ФИО100 перевод денежных средств был осуществлен через услугу «мобильный банк» по номеру карты № в размере 2 000 рублей.
В соответствии со статьей 854 Гражданского кодекса Российской Федерации списание денежных средств со счета осуществляется банком на основании распоряжения клиента. Без распоряжения клиента списание денежных средств, находящихся на счете, допускается по решению суда, а также в случаях, установленных законом или предусмотренных договором между банком и клиентом.
Поскольку сообщения, направленные Держателем в Банк посредством услуги «Мобильный банк» имеют юридическую силу документов на бумажных носителях, при таких обстоятельствах, при совершении операций по счетам клиента ПАО Сбербанк действовал на основании распоряжений Клиента, прошедшего успешную идентификацию и аутентификацию.
Банком исполнена обязанность по информированию истца о совершении операции с использованием его банковской карты, предусмотренная частью 4 статьи 9 Федерального закона № 161-ФЗ "О национальной платежной системе", на номер, подключенный к услуге «Мобильный банк».
Из представленных в дело стенограмм по входящему звонку клиента видно, что при подключении услуги «мобильный банк» к номеру телефона № сотрудникам Контактного Центра Банка были сообщены достаточные данные (ФИО, дата рождения, паспортные данные, корректная контрольная информация Держателя), позволяющие идентифицировать клиента банка.
Доводы истца о том, что списание денежных средств с банковской карты произошло по вине банка, являются несостоятельными.
В ходе судебного разбирательства установлено, что спорные суммы перечислены посредством услуги «Мобильный банк» на банковские карты получателей денежных средств. При этом перечисление денежных средств с банковской карты Пак Хи Чу на счета иных лиц происходило посредством электронного средства платежа на основании распоряжений с использованием в них аналога собственноручной подписи – паролей, подтверждающих, что распоряжения даны уполномоченным на это лицом. Подтверждение совершения операций осуществлено путем ввода одноразовых паролей, направляемых на номер телефона, сообщенный сотруднику Контактного центра.
При этом из материалов дела следует, что ответчик не нарушал правил обслуживания банковских карт и производил перечисление денежных средств со счета истца в соответствии с установленным порядком предоставления услуги в рамках заключенного с истцом договора, полагая, что поручения о перечислении денежных средств исходят от клиента. В свою очередь банк не имел правовых оснований установить не предусмотренные договором банковского счета ограничения прав клиента распоряжаться денежными средствами по своему усмотрению и предотвратить спорные операции по картам.
Из дела следует, что постановлением следователя СУ УМВД России по г.Южно-Сахалинску от 21 февраля 2018 года на основании заявления Пак Хи Чу по факту тайного хищения принадлежащего ему имущества в отношении неустановленного лица возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного пунктом «в» части 2 статьи 158 Уголовного кодекса РФ (уголовное дело №).
Таким образом, исходя из вышеизложенного доказательств причинения Пак Хи Чу ущерба в результате неправомерных действий ПАО «Сбербанк России» не представлено.
Поскольку судом установлено, что договором на банковское обслуживание предусмотрено списание (подтверждение перевода) денежных средств посредством ввода пароля в экранную форму денежного перевода, в данном случае полученного посредством sms-сообщения, направленного на телефон, подключенный к услуге "Мобильный банк", суд приходит к выводу о том, что ПАО "Сбербанк России" не имел возможности предполагать, что распоряжения на списание денежных средств давались неуполномоченным на это лицом.
Доказательств нарушения условий договора банком по использованию банковской карты в ходе рассмотрения дела судом не установлено.
При таких обстоятельствах, отсутствуют основания для возложения на ответчика ответственности за действия иных лиц, повлекших списание со счета истца денежных средств помимо его воли, а потому исковые требования удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
р е ш и л :
В удовлетворении исковых требований Пак Хи Чу к Публичному акционерному обществу «Сбербанк России» о взыскании денежных средств, отказать.
Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Южно-Сахалинский городской суд в течение одного месяца с момента изготовления в окончательной форме.
Председательствующий судья А.А. Катюха
Мотивированное решение суда составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий судья А.А. Катюха