Дело № 2- 2171/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Глазов 17 ноября 2021 года
Глазовский районный суд Удмуртской Республики в составе председательствующего судьи Кирилловой О.В.,
с участием представителя истца казенного учреждения Удмуртской Республики «Республиканский центр занятости населения» – ФИО1, действующего по доверенности № 6 от 21 апреля 2021 года,
при секретаре Беккер И. А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску казенного учреждения Удмуртской Республики «Республиканский центр занятости населения» к ФИО2 о взыскании пособия по безработице,
установил:
Истец казенное учреждение Удмуртской Республики «Республиканский центр занятости населения» обратилось в суд с иском к ФИО2 о взыскании излишне полученного пособия по безработице, свои исковые требования мотивировало тем, что ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ через электронный портал «Работа в России» подала заявление в Центр занятости населения о постановке на учет в качестве безработного и получения пособия по безработице. При подаче заявления в электронном виде каждый гражданин предупреждается об ответственности за дачу ложных сведений в центр занятости.
Ответчик состояла на учете в Центре занятости в качестве безработного с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и ей было назначено пособие по безработице приказом № от ДД.ММ.ГГГГ, приказом № от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения о продолжительности периода выплаты пособия по безработице, его размере и сроках выплаты.
После окончания выплаты пособия по безработице гражданка ФИО2 была направлена Центром занятости населения города Глазова на профессиональное обучение, ей была назначена стипендия и заключен договор об организации профессионального обучения безработного гражданина. По окончании обучения в апреле 2021 года был издан приказ о прекращении выплаты стипендии.
ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ повторно подала заявление в Центр занятости населения о постановке на учет в качестве гражданина ищущего работу без получения пособия по безработице. В ходе работы с личным делом ФИО2 было установлено, что ФИО2 является плательщиком налога на профессиональный доход. Таким образом, ФИО2, скрывая факт самозанятости стояла на учете как безработная, получала пособие по безработице и стипендию при прохождении профессионального обучения обманным путем, так как при постановке на учет через электронный портал «Работа в России» ФИО2 в графе поставила галочку, что не относится к категории «самозанятые».
В ходе проверки по выплатам пособия и получения стипендии было установлено, что ответчик за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ получила пособие по безработице обманным путем в сумме 71678 руб. 11 коп. и за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ получила стипендию в сумме 3289 руб. 82 коп.
В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 19.04.1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», занятыми считаются граждане, зарегистрированные в установленном порядке и иные лица, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации. В Удмуртской Республике с 01.07.2020 года началась регистрация налогоплательщиков налога на профессиональный доход (самозанятых граждан). На дату постановки на учет в ЦЗН 11.08.2020 года ФИО2 являлась плательщиком налога на профессиональный доход. ФИО2 было направлено уведомление о возврате социальных выплат, но добровольно возвратить денежные средства ФИО2 отказалась.
Просит взыскать с ФИО2 денежные средства в размере 74967 руб. 93 коп.
В судебном заседании представитель истца ФИО1 исковые требования поддержал в полном объеме, привел те же доводы, что изложены в исковом заявлении.
Ответчик ФИО2 в судебное заседание не явилась, извещена о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом. Ходатайств о невозможности участия в судебном заседании не поступало.
Представитель ответчика ФИО3 в судебное заседание не явился, ранее на удовлетворении иска возражал. Считает, что ФИО2 можно признать самозанятой только с момента уплаты налога, согласно сведениям налоговой инспекции ФИО2 начислен налог в 2021 году, в 2020 году ФИО2 налог как самозанятой не начислялся. ФИО2 в налоговые органы с заявлением о постановке на учет самозанятой не обращалась. Считает, что истцом не доказано неосновательное обогащение ФИО2
Выслушав представителя истца, изучив материалы дела и предоставленные суду доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно преамбуле Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1) настоящий Закон определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы.
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 3 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.
В силу пункта 3 ст. 3 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 безработными не могут быть признаны граждане перечисленные в статье 2 настоящего Закона.
Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования к подбору подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации. В соответствии с Правилами регистрации безработных граждан, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 сентября 2012 г. N 891 (17.11.2021 года утратили силу, действовали в период постановки на учет ответчика в качестве безработного), постановка на регистрационный учет безработных граждан осуществляется государственными учреждениями службы занятости населения при предъявлении соответствующих документов.
В целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции в Российской Федерации и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, а также в целях принятия мер по реализации гарантии государства конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы Правительство Российской Федерации Постановлением от 08 апреля 2020 г. N 460 утвердило Временные правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными.
В соответствии с Временными правилами организован дистанционный режим работы государственных учреждений службы занятости населения.
Как следует из Временных правил, для постановки на регистрационный учет в целях получения государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы и в качестве безработного гражданин направляет в центр занятости заявление в электронной форме через информационно-аналитическую систему Общероссийская база вакансий "Работа в России" https://tradzan.tverreg.ru/ либо в личном кабинете федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" https://www. gosuslugi.ru/ по форме, утвержденной Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации. Личное посещение гражданином центра занятости не требуется.
При этом документы, предусмотренные абзацем первым пункта 2 статьи 3 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", в центр занятости заявителями не предоставляются. Сведения, содержащиеся в указанных документах, центр занятости получает в электронном виде в порядке межведомственного информационного взаимодействия, в том числе с использованием "Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций)", а также портала "Работа в России".
Постановка гражданина на регистрационный учет осуществляется центром занятости на основе сведений, содержащихся в заявлении в электронной форме, сведений, полученных в порядке межведомственного информационного взаимодействия, а также сведений, содержащихся в дополнительных документах, представленных гражданином.
ДД.ММ.ГГГГ ответчик ФИО2 через электронный портал «Работа в России» подала заявление в Центр занятости населения о постановке на учет в качестве безработного и получения пособия по безработице.
При оформлении заявления о постановке на учет в качестве безработного ФИО2 была предупреждена об ответственности за дачу ложных сведений, в том числе при заполнении заявления подтвердила, что не является самозанятой.
Приказом Республиканского Центра занятости населения № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 признана безработной и ей назначено пособие по безработице с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Размер пособия по безработице составил 13949 руб. 50 коп. в месяц.
Согласно Договору об организации профессионального обучения безработного гражданина от ДД.ММ.ГГГГ после окончания выплаты пособия по безработице ФИО2 была направлена Республиканским центром занятости населения на профессиональное обучение с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ назначена стипендия в размере 1725 руб.
Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ в связи с истечением периода обучения с ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 прекращена выплата стипендии.
Согласно сведениям, предоставленным Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России № по Удмуртской Республике ФИО2 ИНН <***> поставлена на учет в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход с ДД.ММ.ГГГГ.
Как определено пунктом 1 статьи 1 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", занятость - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход. Занятыми, среди прочих, считаются иные лица, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации (абзац третий статьи 2 этого же закона Российской Федерации).
Лица, зарегистрированные в качестве самозанятых, не могут быть признаны безработными. Для постановки на учет в качестве безработного необходимо сначала сняться с учета в качестве плательщика налога на профессиональный доход (статья 2, пункты 1, 3 статьи 3 Закона о занятости населения). Лица, утратившие статус самозанятых, признаются безработными и получают пособие по безработице в общем порядке.
Граждане, прекратившие регистрацию в качестве самозанятых, могут получить пособие по безработице при условии постановки на учет в центре занятости, в частности, путем подачи заявления в электронной форме на Едином портале госуслуг (пункт 2 статьи 3, пункт 3 статьи 31 Закона о занятости населения).
Проведение эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" (далее - эксперимент) согласно пунктам 2, 3 части 1 статьи 1 Федерального закона от 27 ноября 2018 года N 422-ФЗ (редакция от 1 апреля 2020 года) "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" в соответствии с пунктом 8 статьи 1 Налогового кодекса Российской Федерации начато с 1 января 2020 года в городе федерального значения Санкт-Петербурге, в Волгоградской, Воронежской, Ленинградской, Нижегородской, Новосибирской, Омской, Ростовской, Самарской, Сахалинской, Свердловской, Тюменской, Челябинской областях, в Красноярском и Пермском краях, в Ненецком автономном округе, Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, Ямало-Ненецком автономном округе, в Республике Башкортостан; с 1 июля 2020 года - в субъектах Российской Федерации, не указанных в пунктах 1 и 2 настоящей части, с учетом положений частей 1.1 и 1.2 настоящей статьи.
Согласно частям 6, 7, 8 статьи 2 данного Федерального закона от 27 ноября 2018 N 422-ФЗ физические лица при применении специального налогового режима вправе вести виды деятельности, доходы от которых облагаются налогом на профессиональный доход, без государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей, за исключением видов деятельности, ведение которых требует обязательной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с федеральными законами, регулирующими ведение соответствующих видов деятельности.
Профессиональный доход - доход физических лиц от деятельности, при ведении которой они не имеют работодателя и не привлекают наемных работников по трудовым договорам, а также доход от использования имущества.
Пунктом 19 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных установлено, что в случае получения гражданином обманным путем пособия по безработице (стипендии) сумма пособия по безработице (стипендии) подлежит возврату в добровольном или судебном порядке.
В случае получения органами службы занятости сведений о наличии фактов трудовой или иной деятельности, совпадающей с периодом получения гражданином пособия по безработице, осуществляется возврат указанным гражданином полученного пособия по безработице за соответствующий период трудовой или иной деятельности в добровольном или судебном порядке (абз. 2 п. 19 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных).
В случае отказа от возмещения денежных средств центр занятости населения оставляет за собой право взыскивать с граждан незаконно полученные денежные средства в судебном порядке.
Нормы, регулирующие обязательства вследствие неосновательного обогащения, установлены главой 60 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 кодекса.
Согласно пункту 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
Из изложенного следует, что неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которые лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой. Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке.
При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных денежных сумм.
По общему правилу, лицо, получившее имущество в качестве неосновательного обогащения, обязано вернуть это имущество потерпевшему. Вместе с тем законом (статьей 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации) определен перечень имущества, которое не подлежит возврату в качестве неосновательного обогащения. К такому имуществу помимо прочего относится заработная плата и приравненные к ней платежи, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
С учетом вышеизложенного, по данному делу юридически значимым, среди прочего с учетом исковых требований, возражений ответчика относительно иска и регулирующих спорные отношения норм материального права являлось установление недобросовестности в действиях ФИО2 при получении ей сумм пособия по безработице.
Поскольку ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход, а при обращении в Центр занятости населения с заявлением скрыла указанное обстоятельство, указала, что не относится к категории самозанятой, суд приходит к выводу о незаконной постановке ФИО2 на учет в качестве безработной и получении социального пособия по безработице.
Доводы представителя ответчика о том, что ФИО2 не являлась самозанятой на момент постановки на учет в качестве безработной основаны на не верном толковании норм материального права и опровергнуты выше исследованными доказательствами.
Согласно представленного истцом расчета ответчику выплачено пособие по безработице за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 71678 руб. 11 коп. и стипендия за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 3289 руб. 82 коп. суд соглашается с расчетом, предоставленным истцом, контррасчет ответчик не предоставил. Таким образом, в судебном заседании нашло подтверждение, что ответчиком была незаконно получена сумма пособия по безработице в размере 71678 руб. 11 коп. и стипендия в размере 3289 руб. 82 коп., всего 74967 руб. 93 коп.
С учетом вышеизложенного, принимая во внимание, что в ходе судебного разбирательства было установлено, что ответчиком ФИО2 была получена сумма пособия по безработице в размере 71678 руб. 11 коп. и стипендия в размере 3289 руб. 82 коп., всего 74967 руб. 93 коп. без законных на то оснований, на момент рассмотрения дела ответчиком указанная задолженность не погашена, требования истца казенного учреждения Удмуртской Республики «Республиканский центр занятости населения» законны, обоснованы и подлежат удовлетворению.
Кроме того, в силу ст. 98 ГПК РФ, суд считает необходимым издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина по уплате которой была предоставлена отсрочка истцу взыскать с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов в размере 2449 руб. 04 коп. (74967,93-20000х3%+800) в бюджет МО «Город Глазов».
Руководствуясь ст. ст. 194-198,199 ГПК РФ, суд
решил:
Иск казенного учреждения Удмуртской Республики «Республиканского центра занятости населения» к ФИО2 о взыскании пособия по безработице удовлетворить.
Взыскать с ФИО2 в пользу казенного учреждения Удмуртской Республики «Республиканский центр занятости населения» пособие по безработице в размере 71678 руб. 11 коп. и стипендию в размере 3289 руб. 82 коп., всего 74967 руб. 93 коп.
Взыскать с ФИО2 в бюджет МО «Город Глазов» расходы по оплате государственной пошлины в размере 2449 руб. 04 коп.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд УР в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Глазовский районный суд УР.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья О. В. Кириллова