ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2175/19 от 11.07.2019 Братского городского суда (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Братск 11 июля 2019 года

Братский городской суд Иркутской области в составе:

председательствующего судьи Щербаковой А.В.,

при секретаре Легуновой Я.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2175/2019 по иску прокурора г. Братска Иркутской области в интересах неопределенного круга лиц к Бобровой Л.А., Обществу с ограниченной ответственностью «Приангарье», Обществу с ограниченной ответственностью «АЛКО-ТРАСТ» о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства, о приостановлении эксплуатации нежилых помещений, в которых расположены объекты с массовым пребыванием людей, до устранения выявленных в ходе проверки нарушений,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Братска Иркутской области обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц с иском к ответчикам Бобровой Л.А., ООО «Приангарье», ООО «АЛКО-ТРАСТ», в котором, с учетом уточнения, просил суд возложить на Боброву Л. А. обязанность устранить нарушения требований части 3.1 статьи 5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», постановления Правительства РФ от 12.10.2017 № 1273 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий) и формы паспорта безопасности торгового объекта (территории)», в течение 2-х месяцев с момента вступления решения суда в законную силу разработать, утвердить и согласовать с уполномоченными органами паспорт безопасности объекта (территории) - Торгового центра «За стеклом» по адресу: <адрес>; возложить на Боброву Л.А., ООО «Приангарье» и ООО «АЛКО-ТРАСТ» обязанность устранить выявленные нарушения требований законодательства о пожарной безопасности, изложенные в заключении инспектора ОНД и ПР по г. Братску и Братскому району ГУ МЧС России по Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ; приостановить эксплуатацию нежилых помещений, расположенных в нежилом здании Торгового центра «За стеклом» по адресу: <адрес> находящихся в пользовании ООО «Приангарье» и ООО «АЛКО-ТРАСТ» и в которых размещены объекты с массовым пребыванием людей, до устранения выявленных в ходе проверки нарушений.

В обоснование исковых требований прокурор г. Братска Иркутской области указал, что ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой г. Братска с привлечением специалистов отдела ОНД и ПР по г. Братску и Братскому району и отдела муниципального строительного надзора Комитета по градостроительству администрации г. Братска проведена проверка исполнения законодательства о пожарной безопасности, градостроительного, земельного, законодательства о противодействии терроризму на объекте с массовым пребыванием людей, расположенном по адресу: <адрес> - Торговый центр «За стеклом». Согласно записи о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ***, на основании договора купли-продажи нежилого здания от ДД.ММ.ГГГГ собственником нежилого здания, назначение: нежилое, 3 - этажный (подземных этажей - 1), общая площадь 1 979,5 кв.м., инв. ***, лит. А, адрес (местонахождение) объекта: <адрес> является Боброва Л.А.. Сведения о разрешенных видах использования - отсутствуют. Данный объект недвижимости расположен на земельном участке с кадастровым номером 38:34:011801:66, общей площадью 1 212 кв.м, с видом разрешенного использования - для объектов общественно-делового значения (по документу - для размещения административного здания), находящемся по адресу: <адрес> принадлежащем на праве собственности Бобровой Л.А., что подтверждается записью в Едином государственном реестре недвижимости *** от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости (далее - ЕГРН) вышеуказанный объект недвижимости имеет обременение права в виде договора долгосрочной аренды нежилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ***, заключенного между собственником - Бобровой Л.А. и ООО «АЛКО-ТРАСТ». В соответствии с договором Бобровой Л.А. оказываются услуги по предоставлению площади в торговом центре «За стеклом». Срок действия договора установлен по ДД.ММ.ГГГГ. Помимо этого в нежилом здании Торгового центра «За стеклом» осуществляет деятельность ООО «Приангарье». На момент проверки договор аренды или иные правоустанавливающие документы не представлены. Как показала проверка, объект недвижимости - нежилое здание Торгового центра «За стеклом», расположенный на земельном участке с кадастровым номером *** по адресу: <адрес> в нарушение требований Правил землепользования и застройки практически не имеет отступов от границ земельного участка, а в некоторых местах (с восточной стороны) выходит за границы предоставленного земельного участка. Кроме того, коэффициент застройки составляет 0,92 при максимально допустимом 0,6 для реконструируемых зданий. Предельное количество этажей, согласно Правилам землепользования и застройки составляет - 3 этажа, фактически здание Торгового центра «За стеклом» имеет 4 этажа (1 цокольный этаж, 2 надземных этажа и 1 чердачный). Согласно акту визуального осмотра от ДД.ММ.ГГГГ, составленному заведующим отделом муниципального строительного надзора Комитета по градостроительству администрации г. Братска установлено, что в 2016 году собственником здания начаты работы по реконструкции вышеуказанного нежилого здания - Торгового центра «За стеклом» путем пристройки дополнительных помещений с западной и восточной стороны, а также устройство дополнительного фундамента со стороны <адрес> получением разрешения на строительство (реконструкцию) Боброва Л.А. и (или) иные лица в администрацию г. Братска не обращались. Строительство в настоящее время ведется в отсутствие разрешения. Определением Арбитражного суда Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ в качестве обеспечительных мер в отношении собственника здания и иных лиц установлен запрет на производство строительных работ путем надстройки помещений, пристройки помещений, установки либо демонтажа строительных конструкций на объекте. В ходе проверки установлено, что в цокольном этаже располагаются магазины по продаже изделий из кожи и меха, продуктов питания, часть помещений используется в качестве офисных помещений. Несмотря на отсутствие разрешения на строительство (реконструкцию) нежилого здания, определение Арбитражного суда Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ о запрете осуществления строительных работ на объекте, в отсутствие какой-либо проектной документации собственником нежилого здания Торгового центра «За стеклом» Бобровой Л.А. и (или) иными лицами, в нарушение требований градостроительного законодательства, строительных норм и правил осуществляется строительство (реконструкция) объекта недвижимости путем пристройки нежилых помещений с западной и восточной сторон основного здания, в результате чего существенно изменяются технические характеристики здания, его этажность, площадь. Таким образом, Боброва Л.А., как собственник объекта недвижимости - нежилого здания Торгового центра «За стеклом», ООО «Приангарье» и ООО «АЛКО-ТРАСТ», как арендаторы помещений в указанном нежилом здании, являются ответственным за его эксплуатацию в соответствии с требованиями федерального законодательства. Правовые рамки государственной политики в области противодействия терроризму определены Концепцией противодействия терроризму в РФ, утвержденной Президентом Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ (далее -Концепция), а также Основами государственной политики в области обеспечения безопасности населения Российской Федерации и защищенности критически важных и потенциально опасных объектов от угроз природного, техногенного характера и террористических актов на период до 2020 года, утвержденными Президентом РФ ДД.ММ.ГГГГ. Государственная политика в области обеспечения безопасности населения Российской Федерации и защищенности населения от угроз различного характера формируется на основе Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также общепринятых принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации. В силу пункта 12 Концепции, противодействие терроризму в Российской Федерации осуществляется по следующим направлениям: предупреждение (профилактика) терроризма; борьба с терроризмом; минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма. Достижение цели предупреждения (профилактики) терроризма осуществляется, в том числе, по такому направлению как осуществление мер правового, организационного, оперативного, административного, режимного, военного и технического характера, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств (пункт 13 Концепции). В соответствии с пунктом 15 Концепции, предупреждение (профилактика) терроризма предполагает решение среди прочих таких задач как: разработка мер и осуществление мероприятий по устранению причин и условий, способствующих возникновению и распространению терроризма; разработка мер и осуществление профилактических мероприятий по противодействию терроризму на территориях субъектов Российской Федерации. В числе мер по предупреждению терроризма пункт 21 Концепции выделяет организационно-технические меры, которые включают в себя разработку и реализацию целевых программ и мероприятий по обеспечению критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей техническими средствами защиты, совершенствование механизма ответственности за несоблюдение требований обеспечения антитеррористической защищенности объектов террористической деятельности и улучшение технической оснащенности субъектов противодействия терроризму. Правовое содержание понятия «антитеррористическая защищенность» раскрывается в подпункте 6 части 1 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», в силу которого антитеррористическая защищенность объекта (территории) представляет собой состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. Указанной нормой определено, что под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек. В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ*** утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) и формы паспорта безопасности торгового объекта (территории) (далее - Постановление ***). Во исполнение требований к антитеррористической защищенности торговых объектов распоряжением Губернатора Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ***-дсп утвержден Перечень торговых объектов (территорий), расположенных в пределах территории Иркутской области и подлежащих категорированию в интересах их антитеррористической защиты» (далее Перечень). Согласно указанному Перечню, магазин «За стеклом», расположенный по адресу: <адрес> включен в Перечень торговых объектов, подлежащих категорированию в интересах их антитеррористической защиты. В соответствии с требованиями пункта 21 Постановления *** на каждый торговый объект, который включен в Перечень, должен быть разработан паспорт безопасности, представляющий собой информационно-справочный документ постоянного действия, отражающий состояние антитеррористической защищенности торгового объекта и содержащий перечень необходимых мероприятий по предупреждению террористических актов на торговом объекте. На момент проверки паспорт безопасности на объект - Торговый центр «За стеклом» отсутствует. В соответствии с пунктом 10 Постановления ***, в целях установления дифференцированных требований к обеспечению антитеррористической защищенности торговых объектов с учетом степени угрозы совершения террористического акта и масштаба возможных последствий совершения на них террористического акта осуществляется категорирование торговых объектов. Для проведения категорирования торгового объекта решением правообладателя торгового объекта создается комиссия по обследованию и категорированию торгового объекта. Результаты комиссии оформляются актом обследования и категорирования торгового объекта (подпунктов 10, 14, 18 Постановления ***). Какие-либо документы, подтверждающие проведение обследования и категорирования Торгового центра «За стеклом» на момент проверки представлены не были. Меры по обеспечению антитеррористической защищенности торговых объектов предусматривают наличие организационно-распорядительных документов по организации охраны, пропускного и внутриобъектового режимов, определение должностных лиц, ответственных за антитеррористическую защищенность торгового объекта и его критических элементов, проведение учений и тренировок с работниками торгового объекта по подготовке к действиям при угрозе совершения и при совершении террористического акта на торговом объекте, контроль за выполнением требований к обеспечению охраны торгового объекта и действиям при угрозе совершения и при совершении террористического акта на торговом объекте, информирование работников торгового объекта о требованиях к антитеррористической защищенности торгового объекта и содержании организационно-распорядительных документов в отношении пропускного и внутриобъектового режимов (при их установлении) на торговом объекте (пункта 28 Постановления ***). На момент проверки вышеуказанные документы не представлены. В нарушение требований пункта 30 Постановления *** торговый центр «За стеклом» не оборудован системой видеонаблюдения, единой системой оповещения и управления эвакуацией. На торговом объекте при обнаружении угрозы совершения террористического акта, получении информации (в том числе анонимной) об угрозе совершения террористического акта должен быть разработан порядок информирования об угрозе или о совершении террористического акта на торговом объекте и реагировании на полученную информацию (подпунктов 37, 38, 39, 40 Постановления ***). На момент проверки порядок на объекте отсутствует. Отсутствие каких-либо документов по антитеррористической защищенности торгового объекта подтвердила заместитель управляющего магазином «ДНС» М. Не проведение собственником нежилого здания - Бобровой Л.А. указанных мероприятий, отсутствие надлежаще оформленного паспорта безопасности торгового объекта (территории), не разработка и не проведение необходимых мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта с учетом категории объекта, может повлечь за собой неблагоприятные последствия от проявлений террористического характера, нарушение прав и законных интересов граждан, в том числе несовершеннолетних. Кроме того, в ходе настоящей проверки выявлены грубые нарушения требований законодательства о пожарной безопасности, обязанность по соблюдению которых в соответствии со статьями 37-38 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» возложена на собственника объекта недвижимости, руководителей организаций и иных лиц. Как показала проверка, в вышеуказанном нежилом здании, размещаются объекты с массовым пребыванием людей: магазины продовольственных и промышленных товаров, магазин по продаже компьютерной и бытовой техники. Во всех нежилых помещениях в нарушение требований ч. 4 ст. 84 Федерального закона № 123-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон № 123-ФЗ), пункта 2.5 Свода правил «СП 3.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности», утвержденного приказом МЧС РФ от ДД.ММ.ГГГГ***, отсутствует единая звуковая система оповещения и управления эвакуацией людей о пожаре. Таким образом, в случае возникновения пожара в подвальных помещениях ее слышимость не будет обеспечена на первом и втором этажах здания. Кроме того, на объекте защиты отсутствует (не представлена) на момент проверки исполнительная документация на установки и системы противопожарной защиты объекта (систему автоматической пожарной сигнализации, автоматической установки пожаротушения). В нарушение требований ч. 1 ст. 6 Федерального закона № 123-ФЗ, пункта 35 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ*** (далее - Правил противопожарного режима), запоры на дверях двух эвакуационных выходов из торгового зала, расположенного в цокольном этаже, двух эвакуационных выходов, ведущих из торгового зала магазина ДНС на первом и втором этажах нежилого здания, не обеспечивают возможность свободного открывания изнутри без ключа (на момент проверки все двери закрыты на замок). В помещении вентиляционной камеры допускается хранение горючих предметов (коробки, целлофан), что является нарушением требований ч. 1 ст. 6 Федерального закона № 123-ФЗ, подпункта «б» пункта 23 Правил противопожарного режима. На момент проверки отсутствовали документы, подтверждающие прохождение обучения по программе пожарно-технического минимума; информация о соответствии транспарантов и баннеров, установленных на фасаде нежилого здания Торгового центра «За стеклом» требованиям пожарной безопасности, предъявляемым к облицовке внешних поверхностей наружных стен отсутствует; планы эвакуации людей при пожаре на объекте с рабочими местами на этаже для 10 и более человек, не соответствуют ГОСТ Р 12.2143-2009, а именно: схема, отображенная на планах эвакуации, не соответствует фактической планировке помещения; не проведен ежегодный технически осмотр огнетушителей, включающий проверку основных эксплуатационных параметров огнетушащего вещества, оценку состояния фильтров; отсутствует указатель с четко нанесенными цифрами расстояния до месторасположения пожарного гидранта. Вышеперечисленные нарушения требований законов подтверждаются заключением специалиста ОНД и ПР по г. Братску и Братскому району ГУ МЧС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. В свою очередь, нарушения гражданского, градостроительного, земельного законодательства, законодательства о противодействии терроризму, законодательства о пожарной безопасности, выявленные при эксплуатации нежилого здания Торгового центра «За стеклом», в котором размещаются объекты с массовым пребыванием людей, расположенного по адресу: <адрес> в случае возникновения пожара, способствуют его дальнейшему и быстрому распространению, затрудняют время обнаружения пожара, оповещения о нем, время начала и процесс вынужденной эвакуации людей, а также возможность своевременного тушения пожара, что не обеспечивает безопасное пребывание граждан на объекте и создает непосредственную угрозу их жизни и здоровью. Установленные факты несоблюдения обязательных требований пожарной безопасности существенно снижают общий уровень противопожарной защиты объекта и показателей пожарной безопасности граждан, находящихся в здании. Таким образом, выявленные нарушения требований действующего законодательства со стороны собственника нежилого здания - Бобровой Л.А., арендаторов нежилых помещений: ООО «Приангарье» и ООО «АЛКО-ТРАСТ», угрожают безопасности жизни и здоровью неопределенного круга лиц, ежедневно посещающих вышеуказанное нежилое здание, где располагаются объекты с массовым пребыванием людей. Неисполнение требований законодательства о пожарной безопасности является грубым нарушением законных прав и интересов граждан, гарантированных Конституцией РФ, что исключает дальнейшую эксплуатацию нежилого здания Торгового центра «За стеклом», в котором размещаются объекты с массовым пребыванием людей. Выявленные нарушения в случае возникновения пожара создают непосредственную угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, а также могут привести к значительному материальному ущербу, что подтверждается заключением инспектора ОНД и ПР по г. Братску и Братскому району ГУ МЧС России по Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ. Пресечение деятельности, создающей угрозу нарушения чужого права, в данном случае прав неопределенного круга лиц, в соответствии с названной статьей является одним из способов защиты гражданских прав.

В судебном заседании помощник прокурора г. Братска Иркутской области Самойлов Д.Н. исковые требования поддержал по доводам, изложенным в иске и уточнении к нему, просит суд удовлетворить исковые требования в полном объеме.

В судебное заседание ответчик Боброва Л.А. не явилась, о дате, времени и месте проведения судебного заседания извещена надлежащим образом.

Представитель ответчика Бобровой Л.А. - Д., действующий на основании доверенности *** от ДД.ММ.ГГГГ, в письменных возражениях и в судебном заседании исковые требования не признал, суду пояснил, что проверка Торгового центра «За стеклом», проведенная ДД.ММ.ГГГГ помощником прокурора г. Братска Самойловым Д.Н. и специалистом отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Братску и Братскому району ГУ МЧС России по Иркутской области без уведомления и присутствия собственника здания, в котором расположен Торговый центр «За стеклом», принадлежащий ИП Бобровой Л.А., не может быть признана законной. Ответчик Боброва Л.А. является индивидуальным предпринимателем, что подтверждается выпиской и свидетельством. Вместе с тем, помощник прокурора г. Братска не уведомил ИП Боброву Л.А. о дате и времени проверки, тем самым лишил ее возможности предоставить в подтверждение соблюдения действующего законодательства Российской Федерации документы и другие доказательства. Кроме этого, после выездной проверки истец не уведомил ИП Боброву Л.А. о нарушениях, которые были обнаружены в Торговом центре «За стеклом» и о мерах, которые необходимо принять в связи с этим. В выписках о регистрации ответчика в качестве индивидуального предпринимателя имеется адрес ее регистрации: <адрес>. Также все личные данные ИП Бобровой Л.А. имеются в договорах предоставления торговых помещений в пользование, которые были приобщены истцом к материалам настоящего дела, следовательно, истец не мог не знать адрес ИП Бобровой Л.А. Однако истец не направил ИП Бобровой акт проверки, а также указал в исковом заявлении неверный адрес ее регистрации, что затруднило ответчику в разумные сроки узнать о начатом судебном процессе против нее. Проверка была проведена ДД.ММ.ГГГГ. Однако в адрес ИП Бобровой Л.А. не было направлено уведомление о необходимости исправить выявленные нарушения законодательства. В нарушение требования закона ответчику ИП Бобровой Л.А. не был представлен акт проверки, что является грубым нарушением законодательства. Таким образом, истец не предпринимал никаких действий, которые должен был предпринимать как работник прокуратуры, до обращения ДД.ММ.ГГГГ с настоящим иском в суд и подачи ходатайства о принятии обеспечительных мер - закрытии торгового центра. Ответчик ИП Боброва Л.А. была лишена всех прав, гарантируемых ей законом при проведении истцом проверки торгового центра. Результаты проверки торгового центра «За стеклом» являются недействительными в силу прямого указания Закона, поскольку ИП Бобровой Л.А. не был предоставлен акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ. Ответчик ИП Боброва Л.А. полагает, что в результате нарушения истцом требований законодательства об осуществлении государственного контроля/надзора и отсутствия у ответчика возможности предоставить проверяющим все имеющиеся у нее документы, подтверждающие соблюдение ответчиком всех норм действующего законодательства, истцом были предприняты действия, повлекшие для ответчика и других лиц существенные материальные потери и утраченную выгоду. В результате суд, следуя требованиям истца, запретил эксплуатацию торгового центра, который в действительности отвечает требованиям пожарной безопасности, не является опасным для находящихся в нем граждан. Торговля остановлена, люди потеряли работу, арендаторы ушли из ТЦ, налоги ИП Боброва Л.А. за этот период не будет платить в бюджет. Права ИП Бобровой Л.А., гарантируемые Законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» не были обеспечены в нарушение действующего законодательства. Требования истца, которые затрагивают вопросы реконструкции торгового центра, а именно: законность реконструкции, правила землепользования и т.д. должны быть оставлены настоящим судом без рассмотрения в порядке ст. 222 ГПК РФ, поскольку в Арбитражном суде Иркутской области имеется возбужденное ранее дело по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям, а именно дело № А19-***/2017. Истец сам ссылается на это дело в исковом заявлении. В этом деле Администрация МО г. Братска в иске к ИП Бобровой Л.А. предъявила требования привести торговый центр «За стеклом» в соответствие с техническим паспортом по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. ИП Боброва Л.А. предъявила встречный иск о сохранении объекта капитального строительства, признании права собственности, поскольку предыдущий собственник до начала реконструкции кровли здания магазина «За стеклом» обращалась в комитет по градостроительству г. Братска за разрешением на строительство, однако получила ответ, что планируемые изменения здания после реконструкции кровли не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, то выдача разрешения на строительство не требуется, что подтверждается копией ответа на заявление ***. В указанном выше деле арбитражный суд будет устанавливать законность реконструкции, соблюдение правил землепользования и другие, связанные с Градостроительным кодексом РФ и Земельным кодексом РФ вопросы. Эти же вопросы затрагивает истец в настоящем иске. Требования российского законодательства о противодействии терроризму ответчик ИП Боброва Л.А. выполняет добросовестно и надлежащим образом. Торговому центру присвоена 3 категория по результатам обследования согласно п. 12 Требований к антитеррористической защищенности торговых объектов, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ***. ИП Боброва Л.А. в 2014 году заключила договор с Росгвардией по охране торгового центра с помощью средств тревожной сигнализации. Объект круглосуточно находится под централизованным наблюдением и оперативным реагированием. Все требования инструкций и правил, направленных против террористической угрозы выполняются. Согласно акту обследования и категорирования торгового объекта ТЦ «За стеклом» в здании имеется 19 видеокамер - 10 камер внутри здания, 9 камер по периметру здания. Срок хранения информации 7 дней. Также внутри и снаружи здания имеется система оповещения и управления эвакуацией. В здании исправная система экстренного вызова полиции в количестве 4 тревожные кнопки. Сигнал тревоги выводится на пульт дежурного ОВО по г. Братску. ИП Боброва Л.А. заключила договор на техническое обслуживание установок охранно-пожарной сигнализации с ООО «Фаворит-Х». Согласно актам проверки технического состояния и ввода в эксплуатацию все системы на объекте регулярно проверяются и находятся в исправном состоянии. Ответчик ИП Боброва Л.А. планирует организовывать учения с работниками торгового центра не реже 2 раз в год по подготовке к действиям при угрозе совершения теракта. После заверения всеми лицами паспорта безопасности, который является источником информации об объекте, ответчик направит его в ОВО по г. Братску, который уже осуществляет круглосуточную охрану объекта по договору. Таким образом, указание истца на то, что ответчик ИП Боброва Л.А. не проводит антитеррористических мероприятий и не имеет необходимого оборудования для обеспечения защищенности торгового центра, не соответствует действительности. ИП Боброва Л.А. соблюдает требования пожарной безопасности в торговом центре, а именно: в здании имеется единая звуковая система оповещения и управления эвакуацией, система видеонаблюдения, светильники аварийного освещения, извещатели пожарные в рабочем состоянии, что подтверждается актами о приемке технических средств сигнализации в эксплуатацию ***, ***, актом о проверке технического состояния автоматической системы пожарной сигнализации и оповещения людей о пожаре ***. Исполнительную документацию ответчик Боброва Л.А. не представила проверяющим лицам ДД.ММ.ГГГГ, поскольку она не была уведомлена о проведении выездной проверки торгового центра и не участвовала при визуальном осмотре здания. Запоры на дверях эвакуационных выходов в настоящее время во время часов работы торгового центра открыты. Эти двери закрываются на ключ только в нерабочее время по требованию ОВО по г. Братску в целях безопасности объекта. В помещении вентиляционной камеры отсутствуют горючие материалы. Все баннеры с фасада торгового центра были убраны. В торговом центре все огнетушители прошли техосмотр и были куплены дополнительно новые, что подтверждается актом и торговыми чеками. В настоящее время имеется указатель с информацией о расположении пожарного гидранта. Таким образом, в торговом центре «За стеклом» созданы все условия и приняты все меры по своевременному реагированию при возникновении пожара, по быстрой эвакуации людей из здания, по недопущению распространения огня. Пребывание граждан в торговом центре полностью безопасно. Ответчик ИП Боброва Л.А. при эксплуатации торгового центра не создает угрозу причинения вреда ни в настоящее время, ни в будущем. Исковые требования о приостановлении эксплуатации торгового центра нельзя рассматривать как меры предупреждающие причинение вреда, поскольку выводы акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ были сделаны без учета важных обстоятельств дела и фактического положения вещей. Кроме этого, сама проверка является недействительной, в силу прямого указания Закона в связи с непредставлением акта проверки ИП Бобровой Л.А. Таким образом, исковые требования подлежат оставлению без удовлетворения в полном объеме.

В судебном заседании представитель третьего лица - Администрации МО г. Г., действующий на основании доверенности *** от ДД.ММ.ГГГГ, считает исковые требования прокурора г. Братска законными и обоснованными.

В судебное заседание представитель третьего лица - ОНД и ПР по г. Братску и Братскому району ГУ МЧС России по Иркутской области - З., действующая на основании служебного удостоверения ГПН *** от ДД.ММ.ГГГГ, не явилась, о дате, времени и месте проведения судебного заседания извещена надлежащим образом. Ранее суду пояснила, что исковые требования прокурора г. Братска поддерживает, поскольку в ходе проведенной проверки в здании Торгового центра «За стеклом» действительно был выявлен ряд нарушений, создающих угрозу жизни и здоровья неопределенного круга лиц. При этом, ОНД и ПР по г. Братску и Братскому району ГУ МЧС России по Иркутской области было привлечено к участию в проводимой проверки в качестве специалистов, в связи с чем, никакие документы третьим лицом в адрес ответчиков не направлялись. Результаты проведенной проверки в установленном законом порядке обжалованы не были.

В судебное заседание представители ответчиков - ООО «Приангарье», ООО «АЛКО-ТРАСТ» не явились, направленные в их адрес судебные извещения о дате, времени и месте проведения судебного заседания были возвращены в суд по истечению срока хранения.

В силу положений п. 1 ст. 165.1 ГК РФ, заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснено, что риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат (пункт 67). Статья 165.1 ГК РФ подлежит применению также к судебным извещениям и вызовам, если гражданским процессуальным или арбитражным процессуальным законодательством не предусмотрено иное (пункт 68).

Учитывая вышеизложенное, принимая во внимание положения ст. 118 ГПК РФ, суд приходит к убеждению, что ответчики - ООО «Приангарье» и ООО «АЛКО-ТРАСТ» надлежащим образом извещены о месте и времени судебного заседания.

В соответствии с положениями п. 4 ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие ответчика Бобровой Л.А., представителей ответчиков ООО «Приангарье» и ООО «АЛКО-ТРАСТ», надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте проведения судебного заседания.

Изучив предмет, основание и доводы иска, уточнения к нему, возражений на иск, выслушав мнение лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, оценив исследованные в судебном заседании доказательства каждое в отдельности с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности, а в их совокупности достаточности для разрешения данного гражданского дела по существу, суд приходит к следующему.

Статьей 2 Конституции РФ установлено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека являются обязанностью государства.

В силу положений статей 45, 46 Конституции РФ, каждому гражданину в РФ гарантированы государственная и судебная защита его прав и свобод.

В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции РФ, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

Исходя из положений ст. 12 ГК РФ, присуждение к исполнению обязанности в натуре и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, являются одними из способов защиты гражданских прав.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

При этом, под неопределенным кругом лиц понимается такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела.

В силу положений п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства.

Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 209 ГК РФ, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

При этом, на основании ст. 210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Пунктом 1 ст. 55.25 ГК РФ предусмотрено, что в случае, если иное не предусмотрено федеральным законом, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, является собственник здания, сооружения или лицо, которое владеет зданием, сооружением на ином законном основании (на праве аренды, хозяйственного ведения, оперативного управления и другое) в случае, если соответствующим договором, решением органа государственной власти или органа местного самоуправления установлена ответственность такого лица за эксплуатацию здания, сооружения, либо привлекаемое собственником или таким лицом в целях обеспечения безопасной эксплуатации здания, сооружения на основании договора физическое или юридическое лицо.

Правовые рамки государственной политики в области противодействия терроризму определены Концепцией противодействия терроризму в РФ, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009 (далее - Концепция), а также Основами государственной политики в области обеспечения безопасности населения Российской Федерации и защищенности критически важных и потенциально опасных объектов от угроз природного, техногенного характера и террористических актов на период до 2020 года, утвержденными Президентом РФ 15.11.2011.

Государственная политика в области обеспечения безопасности населения Российской Федерации и защищенности населения от угроз различного характера формируется на основе Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ, а также общепринятых принципов и норм международного права и международных договоров РФ.

В силу пункта 12 Концепции, противодействие терроризму в Российской Федерации осуществляется по следующим направлениям: предупреждение (профилактика) терроризма; борьба с терроризмом; минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма.

Достижение цели предупреждения (профилактики) терроризма осуществляется, в том числе, по такому направлению как осуществление мер правового, организационного, оперативного, административного, режимного, военного и технического характера, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств (пункт 13 Концепции).

В соответствии с пунктом 15 Концепции, предупреждение (профилактика) терроризма предполагает решение среди прочих таких задач как: разработка мер и осуществление мероприятий по устранению причин и условий, способствующих возникновению и распространению терроризма; разработка мер и осуществление профилактических мероприятий по противодействию терроризму на территориях субъектов Российской Федерации.

В числе мер по предупреждению терроризма пункт 21 Концепции выделяет организационно-технические меры, которые включают в себя разработку и реализацию целевых программ и мероприятий по обеспечению критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей техническими средствами защиты, совершенствование механизма ответственности за несоблюдение требований обеспечения антитеррористической защищенности объектов террористической деятельности и улучшение технической оснащенности субъектов противодействия терроризму.

Правовое содержание понятия «антитеррористическая защищенность» раскрывается в п.п. 6 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», в силу которого антитеррористическая защищенность объекта (территории) представляет собой состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта.

Указанной нормой определено, что под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.

На основании части 3.1 статьи 5 Федерального закона № 35-ФЗ, физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица либо использующие принадлежащее им имущество в социальных, благотворительных, культурных, образовательных или иных общественно полезных целях, не связанных с извлечением прибыли, выполняют требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), используемых для осуществления указанных видов деятельности и находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании. Юридические лица обеспечивают выполнение указанных требований в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.

В силу положений статей 7, 42 Земельного кодекса РФ, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением, принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными иконами и требованиями специальных федеральных законов.

Согласно пунктам 3, 4 ч. 5 ст. 8 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон о государственной регистрации недвижимости), в кадастр недвижимости в числе иных вносятся сведения о категории земель, к которой отнесен земельный участок, если объектом недвижимости является земельный участок, а также виде или видах его разрешенного использования.

В соответствии с п. 2 ст. 85 Земельного кодекса РФ, ч. 1 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ, градостроительным регламентом, который обязателен для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков, определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.

Разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования; вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними. Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (части 1, 2 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ).

Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно ч. 3 ст. 196 ГПК РФ, суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Однако суд может выйти за пределы заявленных требований в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Анализируя представленные доказательства в их совокупности, суд находит достоверно установленным, что собственником нежилого здания, общей площадью 1 979,5 кв.м., инв. ***, лит. А, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый ***, наименование - торговый центр «За стеклом», на основании договора купли-продажи нежилого здания от ДД.ММ.ГГГГ, является Боброва Л.А. с ДД.ММ.ГГГГ. В отношении данного объекта недвижимости зарегистрировано обременение - аренда на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в пользу ООО «АЛКО-ТРАСТ» (договор *** оказания услуг по предоставлению площади в Торговой центре «За стеклом» от ДД.ММ.ГГГГ и дополнительное соглашение к нему от ДД.ММ.ГГГГ). Указанные обстоятельства не оспорены сторонами и подтверждаются выпиской из Единого государственного реестра недвижимости № КУВИ-001/2019-11765705 от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельством о государственной регистрации права серии *** от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельством о государственной регистрации права серии 38 *** от ДД.ММ.ГГГГ.

Из обоснования искового заявления также следует, что в нежилом здании Торгового центра «За стеклом» осуществляет деятельность ответчик ООО «Приангарье» которое является арендатором торговой площади в спорном объекте недвижимости, что сторонами не оспорено.

Собственником земельного участка с кадастровым номером 38:34:011801:66, категории земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для объектов общественно-делового значения, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 1212 +/- 12 кв.м., с ДД.ММ.ГГГГ также является Боброва Л.А., что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости № КУВИ-001/2019-11765602 от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей № ИЭ*** от ДД.ММ.ГГГГ, Боброва Л.А. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя ДД.ММ.ГГГГ, основным видом деятельности ИП является аренда и управление собственным или арендованным нежилым недвижимым имуществом.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц № ЮЭ*** от ДД.ММ.ГГГГ, ООО «АЛКО-ТРАСТ» зарегистрирован в качестве юридического лица ДД.ММ.ГГГГ, сведения о прекращении его деятельности отсутствуют, основным видом деятельности указана торговля розничная напитками в специализированных магазинах.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц № ЮЭ*** от ДД.ММ.ГГГГ, ООО «Приангарье» зарегистрировано в качестве юридического лица ДД.ММ.ГГГГ, сведения о прекращении деятельности отсутствуют, основным видом деятельности указана торговля розничная одеждой в специализированных магазинах.

Из письменных материалов дела судом также установлено, что Торговый центр «За стеклом», расположенный по адресу: <адрес>, внесен в Перечень торговых объектов (территорий), расположенных в пределах территории Иркутской области и подлежащих категорированию в интересах их антитеррористической защиты, утвержденного распоряжением Губернатора Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ*** дсп.

Таким образом, нежилое здание, расположенное по адресу: <адрес> находится в собственности ответчика Бобровой Л.А., при этом, эксплуатируется ответчиками ООО «Приангарье» и ООО «АЛКО-ТРАСТ», являющимися арендаторами торговых площадей в указанном объекте недвижимости, для достижения уставных целей и задач в соответствии с видом разрешенного использования для объектов общественно-делового значения, в связи с чем, относится к объекту, на который распространяются требования постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ*** «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий) и формы паспорта безопасности торгового объекта (территории)».

ДД.ММ.ГГГГ, в связи с сообщениями СМИ о нарушении действующего законодательства при строительстве и эксплуатации ТЦ «За стеклом», что подтверждено имеющейся в материалах гражданского дела выкопировкой с интернет - сайта, прокуратурой г. Братска с привлечением специалистов отдела ОНД и ПР по г. Братску и Братскому району и отдела муниципального строительного надзора Комитета по градостроительству администрации г. Братска проведена проверка исполнения законодательства о пожарной безопасности, градостроительного, земельного, законодательства о противодействии терроризму на объекте с массовым пребыванием людей - Торговый центр «За стеклом», расположенном по адресу: <адрес>. В ходе проведенной проверки был выявлен ряд нарушений действующего законодательства, в том числе, Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», постановления Правительства РФ от 12.10.2017 № 1273 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий) и формы паспорта безопасности торгового объекта (территории)», Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «О пожарной безопасности».

Так, согласно п. 1 Требований к антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий), утвержденных постановлением Правительства РФ от 19.10.2017 № 1273 (далее - Требования), настоящие требования устанавливают комплекс мероприятий, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий), а также порядок организации и проведения работ в области обеспечения антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий), включая вопросы инженерно-технической укрепленности торговых объектов (территорий), их категорирования, контроля за выполнением настоящих требований и разработки паспорта безопасности торговых объектов (территорий) (далее - паспорт безопасности).

Согласно пункту 2 Требований, под торговым объектом (территорией) понимаются земельный участок, комплекс технологически и технически связанных между собой зданий (строений, сооружений) и систем, отдельное здание (строение, сооружение) или часть здания (строения, сооружения), специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.

Ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий) возлагается на юридических и физических лиц, владеющих на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления земельными участками, зданиями, строениями, сооружениями и помещениями, используемыми для размещения торговых объектов (территорий), или использующих земельные участки, здания, строения, сооружения и помещения для размещения торговых объектов (территорий) на ином законном основании (далее - правообладатели торговых объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников торговых объектов (территорий) (далее - руководитель объекта) (пункт 3 Требований).

Согласно пункту 10 Требований, в целях установления дифференцированных требований к обеспечению антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий) с учетом степени угрозы совершения на них террористического акта и масштаба возможных последствий совершения на них террористического акта осуществляется категорирование торговых объектов (территорий).

Для проведения категорирования торгового объекта (территории) решением правообладателя торгового объекта (территории) создается комиссия по обследованию и категорированию торгового объекта (территории) (далее - комиссия) в течение 1 месяца со дня получения уведомления о включении этого торгового объекта (территории) в перечень, предусмотренный пунктом 5 настоящих требований. Срок работы комиссии составляет 30 рабочих дней (пункт 14).

Результаты работы комиссии оформляются актом обследования и категорирования торгового объекта (территории), который составляется в произвольной форме и содержит сведения, подтверждающие принятие комиссией решения о присвоении торговому объекту (территории) соответствующей категории, выводы об эффективности существующей антитеррористической защищенности торгового объекта (территории), а также рекомендации и перечень мер по приведению его антитеррористической защищенности в соответствие с настоящими требованиями. Акт обследования и категорирования торгового объекта (территории) составляется в 2 экземплярах, подписывается всеми членами комиссии и является неотъемлемой частью паспорта безопасности (пункт 18).

По решению правообладателя торгового объекта (территории) в соответствии с актом обследования и категорирования торгового объекта (территории) разрабатывается перечень мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности торгового объекта (территории) с учетом степени его потенциальной опасности и угрозы совершения террористических актов, а также прогнозного объема расходов на выполнение соответствующих мероприятий и источников финансирования. Срок завершения указанных мероприятий, включая оборудование торгового объекта (территории) инженерно-техническими средствами охраны, не может превышать 2 лет со дня утверждения акта обследования и категорирования торгового объекта (территории) (пункт 19).

Согласно положениям пункта 21 Требований, на каждый торговый объект (территорию) в течение 30 дней после проведения его обследования и категорирования на основании акта обследования и категорирования торгового объекта (территории) разрабатывается паспорт безопасности, представляющий собой информационно-справочный документ постоянного действия, отражающий состояние антитеррористической защищенности торгового объекта (территории) и содержащий перечень необходимых мероприятий по предупреждению (пресечению) террористических актов на торговом объекте (территории). Паспорт безопасности составляется руководителем объекта на основании акта обследования и категорирования торгового объекта (территории) с учетом данных, предоставляемых членами комиссии в соответствии с их компетенцией, и утверждается правообладателем торгового объекта (территории) либо уполномоченным им должностным лицом. Паспорт безопасности в течение 30 дней со дня его составления подлежит согласованию с руководителями территориального органа безопасности, территориального органа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации и уполномоченного органа субъекта Российской Федерации по месту нахождения торгового объекта (территории) или уполномоченными ими должностными лицами.

Паспорт безопасности составляется в 2 экземплярах. Один экземпляр паспорта безопасности хранится в уполномоченном органе субъекта Российской Федерации, на территории которого расположен торговый объект (территория), второй - у правообладателя торгового объекта (территории) (пункт 22).

Вместе с тем, как следует из акта проверки исполнения требований законодательства о пожарной безопасности, градостроительного, земельного законодательства, законодательства о противодействии терроризму и иного от ДД.ММ.ГГГГ, проведенной помощником прокурора г. Братска Иркутской области Самойловым Д.Н., на момент проверки паспорт безопасности на объект - нежилое здание, расположенное на земельном участке с видом разрешенного использования - «для объектов общественно-делового значения» по адресу: <адрес>, находящееся в собственности Бобровой Л.А. и эксплуатируемое ООО «Приангарье» и ООО «АЛКО-ТРАСТ», не разработан, не утвержден и не согласован с уполномоченными органами в установленном Требованиями порядке, что не опровергнуто ответчиками в судебном заседании, путем предоставления объективных доказательств необоснованности доводов искового заявления.

Наряду с этим, ответчиками Бобровой Л.А., ООО «Приангарье», ООО «АЛКО-ТРАСТ» допущены нарушения требований законодательства о пожарной безопасности, обязанность по соблюдению которых, в соответствии со ст.ст. 37-38 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», возложена на собственника объекта недвижимости, а также лиц, уполномоченных владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе, руководителей организаций.

Так, в нарушение требований Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «О пожарной безопасности», пункта 2.5 Свода правил «СП 3.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности», утвержденного приказом МЧС РФ от 25.03.2009 № 173, нежилое здание, расположенное по адресу: <адрес>, и его помещения не оборудованы системой обнаружения пожара(установкой и системой пожарной сигнализации), не оборудованы системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.

Кроме того, на объекте отсутствует (не представлена) на момент проверки исполнительная документация на установки и системы противопожарной защиты объекта (систему автоматической пожарной сигнализации, автоматической установки пожаротушения).

В нарушение требований ч. 1 ст. 6 Федерального закона № 123-ФЗ, пункта 35 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 (далее - Правил противопожарного режима), на момент проведения проверки в Торговом центре «За стеклом» установлено наличие запоров на дверях двух эвакуационных выходов из торгового зала, расположенного в цокольном этаже, двух эвакуационных выходов, ведущих из торгового зала магазина ДНС на первом и втором этажах нежилого здания, что не обеспечивает возможность свободного открывания дверей изнутри без ключа.

В помещении вентиляционной камеры в спорном объекте недвижимости допускается хранение горючих предметов (коробки, целлофан), что является нарушением требований ч. 1 ст. 6 Федерального закона № 123-ФЗ, подпункта «б» пункта 23 Правил противопожарного режима.

Также, на момент проведения проверки отсутствовали документы, подтверждающие прохождение обучения по программе пожарно-технического минимума; информация о соответствии транспарантов и баннеров, установленных на фасаде нежилого здания Торгового центра «За стеклом», требованиям пожарной безопасности, предъявляемым к облицовке внешних поверхностей наружных стен. Планы эвакуации людей при пожаре на объекте с рабочими местами на этаже для 10 и более человек, не соответствуют ГОСТ Р 12.2143-2009, а именно: схема, отображенная на планах эвакуации, не соответствует фактической планировке помещения; не проведен ежегодный технический осмотр огнетушителей, включающий проверку основных эксплуатационных параметров огнетушащего вещества, оценку состояния фильтров; отсутствует указатель с четко нанесенными цифрами расстояния до месторасположения пожарного гидранта.

Наличие указанных нарушений было зафиксировано в заключении специалиста - государственного инспектора г. Братска и Братского района по пожарному надзору З. от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденном начальником ОНД и ПР по г. Братску и Братскому району. Доказательств признания указанного заключения недействительным либо обжалования его в установленном законом порядке заинтересованными лицами суду не представлено.

Кроме того, суд учитывает, что вышеприведенные нарушения норм действующего законодательства со стороны ответчиков были отражены в акте проверки исполнения требований законодательства о пожарной безопасности, градостроительного, земельного законодательства, законодательства о противодействии терроризму и иного от ДД.ММ.ГГГГ, проведенной помощником прокурора г. Братска Иркутской области Самойловым Д.Н., не опровергнуты объективными доказательствами в ходе судебного разбирательства по делу.

Установленные факты несоблюдения обязательных требований пожарной безопасности существенно снижают общий уровень противопожарной защиты объекта и показателей пожарной безопасности людей, находящихся в здании.

Таким образом, суд соглашается с доводами истца о том, что выявленные нарушения требований действующего законодательства со стороны собственника нежилого здания, а также юридических лиц, эксплуатирующих нежилые помещения в здании, угрожают безопасности жизни и здоровью неопределенного круга лиц, в том числе, несовершеннолетних, ежедневно посещающих Торговый центр «За стеклом».

Выявленные нарушения в случае возникновения террористического акта и пожара создают непосредственную угрозу жизни и здоровью неопределенному кругу лиц, а также могут привести к значительному материальному ущербу, что подтверждается актами проверок и визуальных осмотров, заключением специалиста - государственного инспектора ОНД и ПР по г. Братску и Братскому району ГУ МЧС России по Иркутской области.

Объективных доказательств, опровергающих установленные обстоятельства и вышеизложенные выводы суда, стороной ответчиков не представлено.

Поскольку факт нарушения ответчиками требований законодательства о пожарной безопасности и об антитеррористической защищенности объектов с массовым пребыванием граждан достоверно установлен, что влечет нарушение прав неопределенного круга лиц, в том числе, несовершеннолетних, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора г. Братска, направленные в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обоснованны и подлежат удовлетворению в полном объеме.

Доводы представителя ответчика Бобровой Л.А. - Д. о нарушении предусмотренного законом порядка проведения прокурорской проверки суд признает несостоятельными, поскольку они основаны на неверном толковании норм материального права и опровергаются представленными суду объективными доказательствами, из которых следует, что проверка была проведения в отношении Бобровой Л.А., как собственника нежилого здания - физического лица, с соблюдением всех предусмотренных действующим законодательством условий и порядка, принятые по результатам проведенной проверки акт от 04.02.2019, а также заключение специалиста ОНД и ПР г. Братска и Братского района от ДД.ММ.ГГГГ не были в установленном законом порядке обжалованы, являются действующими. Каких-либо нарушений в действиях надзорного органа при осуществлении возложенных на него функций контроля за соблюдением ответчиками действующего законодательства, судом не установлено.

При этом, суд также учитывает, что, в силу п. 2 ст. 21 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки.

Исходя из положений п. 1 ст. 22 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона.

Согласно правовой позиции, выраженной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 17.02.2015 N 2-П, принятом по делу о проверке конституционности положений п. 1 ст. 6, п. 2 ст. 21 и п. 1 ст. 22 Закона о прокуратуре в связи с жалобами ряда некоммерческих организаций, в соответствии с которой о начале проведения прокурорской проверки - в силу статьи 24 (часть 2) Конституции Российской Федерации - должно выноситься самостоятельное мотивированное решение, подлежащее доведению до сведения проверяемой некоммерческой организации, по крайней мере, в момент начала проверки, результат прокурорской проверки, связанный с выявлением в деятельности некоммерческой организации нарушений законов, подлежит оформлению в виде того или иного акта прокурорского реагирования и доведению до сведения проверяемой организации, что согласуется с пунктом 4 статьи 5 Закона о прокуратуре, гарантирующим ознакомление гражданина с материалами проверок, непосредственно затрагивающими его права и свободы.

Согласно ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются при осуществлении прокурорского надзора (за исключением случаев проведения органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок по требованию прокурора), правосудия и проведении административного расследования.

В данном случае проверка проведена прокурором на основании сообщений СМИ по документам представленным ОНД и ПР по г. Братску и Братскому району Иркутской области с привлечением инспектора пожарного надзора в качестве специалиста.

Кроме того, доводы представителя ответчика Бобровой Л.А. - Д. о частичном устранения выявленных нарушений, а также представленные в их подтверждение приказ *** от ДД.ММ.ГГГГ о формировании комиссии по обследованию и категорированию торгового объекта ТЦ «За стеклом» и акт обследования и категорирования торгового объекта, договор *** Т-3 по охране объектов с помощью средств тревожной сигнализации от ДД.ММ.ГГГГ и дополнительное соглашение к нему, договор *** на техническое обслуживание установок охранно-пожарной сигнализации от ДД.ММ.ГГГГ и дополнительное соглашение к нему, акты приемки технических средств сигнализации в эксплуатацию, акты проверки технического состояния автоматической системы пожарной сигнализации и оповещения людей при пожаре, график испытания системы установок пожарной автоматики и системы оповещения людей при пожаре на 2019 год, сертификаты соответствия огнетушителей, платежные поручения по оплате Бобровой Л.А. технического обслуживания установок ОПС ТЦ «За стеклом», не могут повлиять на выводы суда об обоснованности исковых требований, поскольку ответчиком не представлено объективных доказательств разработки, утверждения и согласования в установленном законом порядке паспорта безопасности спорного объекта, а также устранения всех, выявленных нарушений законодательства о пожарной безопасности, зафиксированных в заключении инспектора ОНД и ПР по г. Братску и Братскому району ГУ МЧС России по Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ, подтвержденного уполномоченным органом.

Иные доводы стороны ответчиков при определенных судом юридически значимых обстоятельствах по делу не имеют правового значения в рамках рассматриваемого спора.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора г. Братска Иркутской области, заявленные в интересах неопределенного круга лиц, - удовлетворить.

Возложить на Боброву Л.А. обязанность устранить нарушения требований ч. 3.1 ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», постановления Правительства РФ от 12.10.2017 № 1273 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий) и формы паспорта безопасности торгового объекта (территории)», в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу разработать, утвердить и согласовать с уполномоченными органами паспорт безопасности объекта (территории) - Торгового центра «За стеклом» по адресу: <адрес>

Возложить на Боброву Л.А., Общество с ограниченной ответственностью «Приангарье», Общество с ограниченной ответственностью «АЛКО-ТРАСТ» обязанность устранить выявленные нарушения требований законодательства о пожарной безопасности, изложенные в заключении инспектора ОНД и ПР по г. Братску и Братскому району ГУ МЧС России по Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ.

Приостановить эксплуатацию нежилых помещений, расположенных в нежилом здании Торгового центра «За стеклом» по адресу: <адрес>, находящихся в пользовании Общества с ограниченной ответственностью «Приангарье», Общества с ограниченной ответственностью «АЛКО-ТРАСТ», в которых размещены объекты с массовым пребыванием людей, до устранения выявленных в ходе проверки нарушений.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Братский городской суд Иркутской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья А.В. Щербакова