Воркутинский городской суд Республики Коми Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Воркутинский городской суд Республики Коми — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2-2178/2010
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
08 ноября 2010 г.
Воркутинский городской суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Костенко Е.Л.,
при секретаре судебного заседания Мухаметшиной Е.Р.
с участием представителя истца - ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Воркуте пос. Воргашор гражданское дело по иску ФИО2 к о признании незаконным начисление платы за жилое помещение и коммунальные услуги, взыскании неосновательного обогащения с учетом индексации, компенсации за пользование чужими денежными средствами, расходов на оплату услуг представителя,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратился в суд с данным иском, указав, что на основании договора социального найма от ДД.ММ.ГГГГ № его жена - ФИО3 является нанимателем жилого помещения по адресу: Он зарегистрирован и проживает в данной квартире с 26.07.1993г. С 01.10.1993 года он является специалистом образования, работавшим и проживавшим в поселке городского типа. На протяжении последних трех лет и до настоящего времени ответчики предъявляют к оплате начисления за жилое помещение и коммунальные услуги без учета его права и права членов семьи на полное освобождение от них. Полагает, что в соответствии с действующим законодательством, он как педагогический работник, проживающий в поселке городского типа и члены его семьи, имеют право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением. Просит признать незаконным начисление платы за жилое помещение и коммунальные услуги по месту его жительства, в той мере, в какой это начисление не учитывает его право на полное освобождение от оплаты за жилищно-коммунальные услуги вне зависимости от площади занимаемого жилого помещения, а также нормативов потребления коммунальных услуг и количества проживающих совместно с ним членов семьи; признать за ним право на освобождение от оплаты за жилое помещение, а также коммунальные услуги с учетом совместного проживания всех членов его семьи, без ограничения площадью занимаемого помещения и установленных нормативов потребления коммунальных услуг; взыскать с неосновательное обогащение, возникшее с ДД.ММ.ГГГГ в результате взимания необоснованно исчисленных платежей за электроснабжение, отопление и горячее водоснабжение в размере индексацию сумм неосновательного обогащения в размере компенсацию за пользование чужими денежными средствами в сумме взыскать с неосновательное обогащение, возникшее с ДД.ММ.ГГГГ. в результате взимания необоснованно исчисленных в период с 01.01.2008г. платежей за жилищно-коммунальные услуги в сумме ., индексацию сумм неосновательного обогащения в размере ., компенсацию за пользование чужими денежными средствами в сумме .; взыскать с МУП неосновательное обогащение, возникшее с ДД.ММ.ГГГГ. в результате взимания необоснованно исчисленных в период с ДД.ММ.ГГГГ. платежей за жилищно-коммунальные услуги в размере ., индексацию сумм неосновательного обогащения в размере ., компенсацию за пользование чужими денежными средствами в размере .; взыскать с ответчиков судебные расходы по составлению искового заявления и представительства в суде в сумме .
Истец в судебном заседании не присутствовал, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель истца в судебном заседании требования, изложенные в иске, поддержал в полном объеме.
Ответчики - надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, своих представителей в суд не направили, причин неявки суду не сообщили и не просили рассмотреть дело в отсутствие своих представителей.
Представитель в представленном возражении на исковое заявление указал, что ФИО2 предоставляется льгота как лицу получившему звание «Ветеран труда» через Управление социальной защиты населения г.Воркуты в период с 21.05.2008г. по настоящее время. До августа 2008г. льгота предоставлялась путем уменьшения суммы к оплате за ЖКУ, за оспариваемый период льгота, предоставленная истцу, составляла . С сентября 2008г. реализация предоставления данного вида льготы происходит путем денежной компенсации перечисляемой УСЗН на счет получателя льготы. Сведения о наличии права на получение льготы ФИО2 по иным основаниям в компанию не предоставлялись. Оспариваемая истцом сумма в размере является не верной, включает в себя начисление ГВС в размере . и сумму компенсации полученной по льготе как лицо, имеющее звание «Ветеран труда». считает себя ненадлежащим ответчиком по данному делу.
В соответствии с п. 4, 5 ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Определением судьи от 11.10.2010г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены -
Третьи лица своих представителей в суд не направили, просили рассмотреть дело в отсутствие своих представителей.
Представитель в письменном возражении указал, что на истца распространяются меры социальной поддержки, предусмотренные по оплате жилого помещения и коммунальных услуг специалистам муниципальных учреждений образования работающих и проживающих в сельских населенных пунктах и поселках городского типа МО ГО «Воркута», финансируемых из бюджета МО ГО «Воркута». ФИО2 с 21.05.2008г. по 08.02.2010г., получал меры социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг по льготной категории «Ветеран труда». Согласно заявлению от 08.02.2010г., отказался от получения мер социальной поддержки «Ветеран труда» в связи с получением льгот, как специалисту в сельской местности.
Представитель в представленном отзыве указал, что не является исполнителем, оказывающим (предоставляющим) коммунальные услуги потребителям по возмездному договору об оказании услуг.
Суд на основании п.5 ст.167 ГПК РФ находит возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей третьих лиц.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что ФИО2 в период с ДД.ММ.ГГГГ. работал в качестве В трудовой книжки ФИО2 имеется запись о том, что реорганизован в
Из поквартирной карточки усматривается, что истец с ДД.ММ.ГГГГ проживает в жилом помещении по адресу: . Совместно с ним проживает ФИО3 (супруга), которая является нанимателем указанного жилого помещения.
Статья 59 Жилищного кодекса РСФСР, действующего до 01.03.2005г., предусматривала, что специалисты, работающие и проживающие в сельской местности, вне населенных пунктов (а в установленных законодательством Союза ССР случаях - в рабочих и иных поселках), пользуются бесплатно жилым помещением с отоплением и освещением. В соответствии с Основами жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик перечни категорий специалистов, обеспечиваемых таким помещением, и порядок предоставления им жилых помещений устанавливаются Совмином СССР и Совмином РСФСР.
Согласно ст.160 ЖК РФ отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
В соответствии с абзацем 3 п.5 ст.55 Закона РФ «Об образовании» от 10.07.1992г. № 3266-1 (в редакции ФЗ от 22.08.2004г. №122-ФЗ) педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста, на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.
В силу п. 1, 2 ч.1 ст.18 Закона Республики Коми от 12.11.2004г. №55-РЗ «О социальной поддержке населения в Республике Коми» (в редакции от 14.05.2005г.) специалистам государственных учреждений Республики Коми (образования, культуры, здравоохранения, ветеринарной службы, физической культуры и спорта), работающим и проживающим в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, предоставляются следующие меры социальной поддержки: 1) 100-процентное освобождение указанных специалистов от оплаты занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади) в пределах установленной социальной нормы площади жилья; указанная мера социальной поддержки предоставляется лицам, проживающим в домах независимо от вида жилищного фонда; 2) 100-процентное освобождение указанных специалистов от оплаты коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, содержание и текущий ремонт лифтов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг).
Решением Верховного суда Республики Коми от 20.06.2006г. № 3-28/06 (Определением Верховного суда РФ от 06.09.2006г. № 3-ГО6-8 указанное решение оставлено без изменения) пункт 1 и пункт 2 части 1 статьи 18 Закона Республики Коми "О социальной поддержке населения в Республике Коми" от 12 ноября 2004 г. N 55-РЗ признаны противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня принятия в отношении специалистов образования государственных учреждений Республики Коми, работающих и проживающих в сельских населенных пунктах и поселках городского типа, в части установления предоставления мер социальной поддержки освобождения от оплаты занимаемой общей площади жилых помещений в пределах социальной нормы площади жилья и освобождения от оплаты за электрическую и тепловую энергию в пределах установленных нормативов потребления, а лицам, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - от оплаты за топливо, приобретаемое в пределах норм, установленных для продажи населению.
Частью 1 ст.18 Закона Республики Коми от 12.11.2004г. №55-РЗ «О социальной поддержке населения в Республике Коми» (в редакции Закона РК от 07.12.2006г. №129-РЗ) установлено, что специалистам государственных учреждений Республики Коми (образования, культуры, здравоохранения, ветеринарной службы, физической культуры и спорта), работающим и проживающим в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, предоставляются следующие меры социальной поддержки: 1) 100-процентное освобождение указанных специалистов от оплаты за пользование жилым помещением (платы за наем) в домах государственного, муниципального жилищного фонда или в домах жилищного фонда, находящихся в собственности организаций, в пределах установленной социальной нормы площади жилого помещения; 2) 100-процентное освобождение указанных специалистов от оплаты за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за вывоз бытовых и других отходов, содержание и текущий ремонт лифтов (за исключением услуг и работ по управлению многоквартирным домом и капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме), в пределах установленной социальной нормы площади жилого помещения; указанная мера социальной поддержки предоставляется лицам, проживающим в домах независимо от вида жилищного фонда; 3) 100-процентное освобождение указанных специалистов от оплаты коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение) - в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг); лиц, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления, - от оплаты за твердое топливо, приобретаемое в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого твердого топлива или компенсация в размере 100 процентов стоимости твердого топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого твердого топлива; указанная мера социальной поддержки предоставляется независимо от вида жилищного фонда.
Пункты 1 и 3 ч.1 ст.18 Закона Республики Коми от 12.11.2004г. №55-РЗ «О социальной поддержке населения в Республике Коми» (в редакции Закона РК от 07.12.2006г. №129-РЗ) признаны противоречащими федеральному законодательству и недействующими решением Верховного суда РК от 19.01.2007 N 3-1-2007 (оставленным без изменения Определением Верховного Суда РФ от 18.04.2007 №3-ГО7-6) в части освобождения педагогических работников (учителей, преподавателей) государственных образовательных учреждений РК, работающих и проживающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, от платы за наем в домах государственного, муниципального жилищного фонда, жилищного фонда, находящегося в собственности организаций, в пределах установленной социальной нормы площади жилого помещения, освобождения от оплаты отопления (теплоснабжения), электроснабжения в пределах установленных нормативов потребления, освобождения работников, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления, от оплаты за твердое топливо, приобретаемое в пределах установленных норм, со дня вступления решения в законную силу.
Законом Республики Коми от 05.03.2007г. № 7-РЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РК «О социальной поддержке населения в РК» статья 18 дополнена частью 1 (1) следующего содержания - педагогическим работникам государственных образовательных учреждений Республики Коми, работающим и проживающим в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, предоставляются следующие меры социальной поддержки: 1) 100-процентное освобождение указанных специалистов от оплаты за пользование жилым помещением (платы за наем) в домах государственного, муниципального жилищного фонда или в домах жилищного фонда, находящихся в собственности организаций; 2) 100-процентное освобождение указанных специалистов от оплаты за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за вывоз бытовых и других отходов, содержание и текущий ремонт лифтов (за исключением услуг и работ по управлению многоквартирным домом и капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме), в пределах установленной социальной нормы площади жилого помещения; указанная мера социальной поддержки предоставляется лицам, проживающим в домах независимо от вида жилищного фонда; 3) 100-процентное освобождение указанных специалистов от оплаты коммунальных услуг: а) холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах) - в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг; б) электроснабжение и отопление (теплоснабжение). Указанные в настоящем пункте меры социальной поддержки предоставляются лицам, проживающим в домах независимо от вида жилищного фонда.
Правительством Республики Коми 31.12.2004г. принято Постановление №280 «О мерах по реализации Закона Республики Коми «О социальной поддержке населения в Республике Коми». Данным Постановлением (в редакции от 15.03.2007г., от 09.04.2007г., от 02.05.2007г., от 09.10.2007г., от 16.01.2008г., от 16.05.2008г., от 28.05.2008г., от 16.09.2008г., от 31.12.2008г., от 06.03.2009г., от 06.04.2009г.) в перечень должностей специалистов, занятие которых дает право на получение мер социальной поддержки, установленных статьей 18 Закона Республики Коми «О социальной поддержке населения в Республике Коми» включена должность учителя (преподавателя).
Постановлением Правительства Республики Коми от 05.05.2009г. № 115 также утвержден перечень должностей специалистов, занятие которых дает право на получение мер социальной поддержки, установленных частями 1 и 2 статьи 18 Закона Республики Коми «О социальной поддержке населения в Республике Коми». В утвержденный перечень включена должность учителя (преподавателя).
Решением Совета муниципального образования городского округа "Воркута" от 24 мая 2007 года № 33 установлено, что педагогическим работникам муниципальных образовательных учреждений муниципального образования городского округа "Воркута", работающим и проживающим в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, предоставляются следующие меры социальной поддержки: 1) 100-процентное освобождение указанных специалистов от оплаты за пользование жилым помещением (платы за наем) в домах муниципального жилищного фонда или в домах жилищного фонда, находящихся в собственности организаций; 2) 100-процентное освобождение указанных специалистов от оплаты за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за вывоз бытовых и других отходов, содержание и текущий ремонт лифтов (за исключением услуг и работ по управлению многоквартирным домом и капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме), в пределах установленной социальной нормы площади жилого помещения; указанная мера социальной поддержки предоставляется лицам, проживающим в домах независимо от вида жилищного фонда; 3) 100-процентное освобождение указанных специалистов от оплаты коммунальных услуг: а) холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах) - в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг; б) электроснабжение и отопление (теплоснабжение).
Постановлением Главы МО ГО «Воркута» от 03.10.2007г. № 1054 был утвержден порядок предоставления мер социальной поддержки специалистам муниципальных учреждений здравоохранения, образования, культуры, физической культуры и спорта, работающих и проживающих в сельских населенных пунктах и поселках городского типа МО ГО «Воркута». Меры социальной поддержки, установленные решением, предоставляются специалистам муниципальных учреждений, работающим и проживающим в следующих населенных пунктах, поселках городского типа и микрорайонах МО ГО "Воркута", в том числе в поселке городского типа Северный.
Также указанным Постановлением от 03.10.2007г. № 1054 утвержден перечень должностей специалистов муниципальных учреждений здравоохранения, образования, культуры, физической культуры и спорта, работающих и проживающих в сельских населенных пунктах и поселках городского типа МО ГО "Воркута", имеющих право на меры социальной поддержки. В данный перечень включена должность учителя.
05 мая 2009г. Советом муниципального образования городского округа "Воркута" принято Решение № 341 «О мерах социальной поддержки специалистам муниципальных учреждений образования, культуры, здравоохранения, физической культуры и спорта, работающим и проживающим в сельских населенных пунктах или поселках городского типа Муниципального образования городского округа «Воркута». Постановлением Главы МО ГО «Воркута» от 16.10.2009г. № 1480 утвержден порядок предоставления мер социальной поддержки указанным лицам на 2009г.
В соответствии с Решением от 05.05.2009г. № 341 педагогическим работникам муниципальных образовательных учреждений муниципального образования городского округа "Воркута", работающим и проживающим в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, предоставляются следующие меры социальной поддержки: 1) 100-процентное освобождение указанных специалистов от оплаты за пользование жилым помещением (платы за наем) в домах муниципального жилищного фонда или в домах жилищного фонда, находящихся в собственности организаций; 2) 100-процентное освобождение указанных специалистов от оплаты за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, содержание и текущий ремонт лифтов, вывоз бытовых и других отходов (за исключением услуг и работ по управлению многоквартирным домом и капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме), в пределах установленной социальной нормы площади жилого помещения в домах независимо от вида жилищного фонда; 3) 100-процентное освобождение указанных специалистов от оплаты коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению, газоснабжению (в том числе по поставке бытового газа в баллонах) в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг в домах независимо от вида жилищного фонда; 4) 100-процентное освобождение указанных специалистов от оплаты коммунальных услуг по электроснабжению и отоплению (теплоснабжению) в домах независимо от вида жилищного фонда.
Установленные данной частью меры социальной поддержки сохраняются за педагогическими работниками муниципальных образовательных учреждений муниципального образования городского округа "Воркута", проживающими в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, вышедшими на пенсию и имеющими стаж работы не менее 10 лет в соответствующих учреждениях.
Из справки от 27.10.2010г. №2132, выданной Управлением образования администрации МО ГО «Воркута» усматривается, что Детско-юношеский клуб физической подготовки «Темп» с 01.11.1999г. реорганизован в детско-юношеский клуб физической подготовки «Олимпийский резерв». МОУДОД «ДЮСШ «Олимпийский резерв» г.Воркуты является правопреемником всех прав и обязанностей МОУДОД «Детско-юношеский клуб физической подготовки «Олимпийский резерв», которое было создано в соответствии с приказом Управления образования администрации МО ГО «Воркута» от 12.10.1999г. №1277 «О реорганизации муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования детей детско-юношеских клубов физической подготовки «Темп», «Игровик», «Старт». Юридический адрес МОУДОД «ДЮСШ «Олимпийский резерв» г.Воркуты: <...>.
Поскольку истец проживал в поселке городского типа, а работал в городе Воркута, то он не имел право на предоставление мер социальной поддержки как педагогическому работнику.
Так как ФИО2 в период осуществления трудовой деятельности не имел право на предоставление мер социальной поддержки как педагогическому работнику, то за ним не может быть сохранено данное право при выходе на пенсию.
Отсюда следует, что заявленные требования не подлежат удовлетворению, поскольку они не основаны на законе.
В соответствии с ч.1 ст.100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Так как истцу отказано в удовлетворении заявленных требований, то не подлежит удовлетворению требование о взыскании расходов на оплату услуг представителя в сумме .
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск ФИО2 к о признании незаконным начисление платы за жилое помещение и коммунальные услуги по месту жительства, в той мере, в какой это начисление не учитывает его право на полное освобождение от оплаты за жилищно-коммунальные услуги вне зависимости от площади занимаемого жилого помещения, а также нормативов потребления коммунальных услуг и количества проживающих совместно с ним членов семьи; признании за ним права на освобождение от оплаты за жилое помещение, а также коммунальные услуги с учетом совместного проживания всех членов семьи, без ограничения площадью занимаемого помещения и установленных нормативов потребления коммунальных услуг; взыскании с ОАО «Коми энергосбытовая компания» неосновательного обогащения, возникшего с ДД.ММ.ГГГГ. в результате взимания необоснованно исчисленных платежей за электроснабжение, отопление и горячее водоснабжение в размере ., индексации сумм неосновательного обогащения в размере ., компенсации за пользование чужими денежными средствами в сумме .; взыскании с неосновательного обогащения, возникшего с ДД.ММ.ГГГГ в результате взимания необоснованно исчисленных в период с 01.01.2008г. платежей за жилищно-коммунальные услуги в сумме ., индексации сумм неосновательного обогащения в размере ., компенсации за пользование чужими денежными средствами в сумме .; взыскании с неосновательного обогащения, возникшего с ДД.ММ.ГГГГ. в результате взимания необоснованно исчисленных в период с ДД.ММ.ГГГГ. платежей за жилищно-коммунальные услуги в размере ., индексации сумм неосновательного обогащения в размере ., компенсации за пользование чужими денежными средствами в размере .; взыскании с ответчиков судебных расходов по составлению искового заявления и представительства в суде в сумме ., - оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана кассационная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Воркутинский городской суд Республики Коми в течение десяти дней, со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 13.11.2010г.
Председательствующий Е.Л. Костенко