ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-217/20 от 12.03.2020 Пыть-яхского городского суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

Дело №2-217/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Пыть-Ях 12 марта 2020 года

Пыть-Яхский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе:

председательствующего судьи Старшиновой Н.В.

при ведении протокола помощником судьи Гуськовой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Муниципального казенного учреждения Администрация города Пыть-Яха к Иноземцевой Л.А. об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения и по встречному иску Иноземцевой Л.А. к администрации города Пыть-Яха о признании права на избранный способ расселения временного строения,

установил:

администрация г. Пыть-Яха обратилась в суд к ответчикам с иском об истребовании из чужого незаконного владения земельного участка, право государственной собственности на который не разграничено. Исковые требования мотивированы тем, что в рамках реализации муниципальной программы «Развитие жилищной сферы в городе Пыть-Яхе» от 10.12.2018 №429-па, принятой в соответствии с требованиями постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 05.10.2018 №346-п «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Развитие жилищной сферы», было установлено, что в балке, расположенном на земельном участке, находящемся в ведении муниципального образования, по адресу: ХМАО - Югра, г. Пыть-Ях, проживает ответчик, занимает земельный участок без правоустанавливающих документов. Ссылаясь на положения ст.ст.60,72,76 Земельного кодекса Российской Федерации, ст.3.1 ФЗ от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», ст.301 Гражданского кодекса Российской Федерации, истец просит суд возложить на ответчика обязанность освободить в течение 30 дней с момента вступления решения в законную силу земельный участок, расположенный по адресу: ХМАО - Югра, г. Пыть-Ях, от размещенного на нём временного строения, приспособленного для проживания и хозяйственных построек. В случае неисполнения решения суда в установленный срок предоставить истцу право совершить вышеуказанные действия за счет ответчика с взысканием понесенных расходов.

Ответчик обратилась в суд с встречным иском о признании права на способ расселения временного строения в рамках реализации муниципальной программы «Развитие жилищной сферы в городе Пыть-Яхе», указывая, что с 1992 года и по настоящее время она постоянно проживает в городе Пыть-Яхе. С сентября 1996 года стала проживать в балке по адресу: г. Пыть-Ях. Письмом администрации города ей было отказано в признании участником мероприятия «Ликвидация и расселение приспособленных для проживания строений» со способом расселения путем предоставления субсидии для приобретения жилого помещения в собственность в виду несоответствия избранному способу расселения временного строения. С данным отказом истец не согласна, полагая, что имеет право получить меру социальной поддержки в виде предоставления субсидии для приобретения жилого помещения в собственность на территории Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в размере 70% от расчетной стоимости жилья, поскольку факт ее вселения в занимаемое строение до 01.01.2012 подтвержден документально.

В судебном заседании представитель администрации г. Пыть-Яха Зайцева Н.Я. требования первоначального иска поддержала по изложенным в нем доводам и основаниям, в удовлетворении встречного иска просит отказать, полагая, что истец по встречному иску не соответствует условиям муниципальной программы для признания участником программных мероприятий путем предоставления субсидии, поскольку занимаемое строение не является местом жительства заявителя. Единственный способ расселения, на который истец вправе претендовать – это предоставление жилого помещения на условиях договора коммерческого найма с правом последующего выкупа.

Ответчик Иноземцева Л.А. и её представитель Степанова Г.С. в судебном заседании с требованиями первоначального иска не согласны, заявили о пропуске срока исковой давности, уточнили требования встречного иска в части размера субсидии.

Свидетель К.Н.П. в судебном заседании, суду показала, что знакома с Иноземцевой Л.А. с 1991 года, проживали по соседству на улице Набережной, С 1996 года Иноземцева Л.А. стала проживать в балке, номер балка не помнит.

Выслушав доводы сторон, добросив свидетеля, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

В силу ст.ст.25,26 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами и подлежат государственной регистрации.

Согласно ст.3.1 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» спорный земельный участок относится к земельным участкам, право государственнойсобственности на который не разграничено.

Согласно статье 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 настоящего Федерального закона осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами не установлено иное. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими. Распоряжение земельным участками, государственная собственность на которые не разграничена осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа.

Муниципальный контроль за использованием земель на территории муниципального образования согласно ст.72 Земельного кодекса Российской Федерации осуществляется органом местного самоуправления.

В силу ст.ст.16,72 Земельного кодекса Российской Федерации, п.20 ч.1 ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.ст.71,72 Закона Российской Федерации «О местном самоуправлении в Российской Федерации», Устава г. Пыть-Яха, в настоящее время функции по распоряжению земельными участками, не принадлежащими гражданам и юридическим лицам, как и контроль за их использованием на территории муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления, поскольку разграничение государственной собственности на землю не произведено.

Из представленных суду документов усматривается, что временный поселок расположен в черте города Пыть-Яха. Таким образом, в настоящее время администрация г. Пыть-Яха, как орган местного самоуправления, вправе распоряжаться землями, находящимися в границах временного поселка г. Пыть-Яха.

Как установлено судом, администрацией г. Пыть-Яха в рамках реализации муниципальной программы «Развитие жилищной сферы в городе Пыть-Яхе» осуществлена проверка использования земельного участка, по адресу: Ханты-Мансийский округ - Югра, г. Пыть-Ях, в результате которой установлено, что на данном участке находится временное одноэтажное строение (балок), приспособленное для проживания и хозяйственные постройки. Земельный участок огорожен металлическим ограждением. Решение о предоставлении указанного земельного участка муниципалитетом не принималось, земельный участок каким-либо физическим или юридическим лицам под размещенное на нем временное строение не предоставлялся.

Из ответа и.о. начальника отдела территориального развития администрации города, копии схемы градостроительного зонирования следует, что спорный земельный участок расположен в зоне производственно-коммунальных объектов IV-V классов опасности (П-3).

Из заявления ответчика на участие в мероприятии, копии распоряжения администрации города, копии уведомления начальника управления по жилищным вопросам, следует, что Иноземцевой Л.А. отказано в признании участником программных мероприятий по ликвидации и расселению балочных массивов, расположенных на территории муниципального образования город Пыть-Ях в виду не соответствия заявителя избранному способу расселения, временное строение не является местом жительства заявителя.

Статьей 301 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что собственник вправе истребовать своё имущество из чужого незаконного владения.

Исходя из смысла ст.305 Гражданского кодекса Российской Федерации защита прав владельца, не являющегося собственником, осуществляется наравне с правами собственника.

В силу ст.60 ЗК РФ положение, существовавшее до нарушения права на земельный участок, должно быть восстановлено, а действия, нарушающие право на земельный участок или создающие угрозу его нарушения, пресечены.

Согласно требованиям ст.76 Земельного кодекса Российской Федерации, ст.ст.301,305 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками.

Ответчиком не представлено суду доказательств, свидетельствующих о законности занятия земельного участка и размещения на нем временного строения (балка), приспособленного для проживания.

Таким образом, факт самовольного занятия земельного участка нашел свое подтверждение в ходе судебного заседания, в связи с чем требования первоначального иска основаны на законе.

В соответствии с ч.1 ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.

Доводы представителя ответчика о пропуске срока исковой давности являются несостоятельными, поскольку в силу статьи 208 Гражданского кодекса Российской Федерации на требования собственника или иного владельца об устранении всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения не были соединены с лишением владения (статья 304), исковая давность не распространяется.

Разрешая требования встречного иска, суд исходит из следующего.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно ч.2 ст.5 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

В силу ч.6 ст.5 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти субъектов РФ могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий на основании настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов.

Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 05.10.2018 №346-п «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Развитие жилищной сферы» утверждена Государственная программа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Развитие жилищной сферы» (далее - государственная программа).Пунктом 55 приложения № 9 к государственной программе установлен механизм предоставления социальных выплат гражданам, включенным органами местного самоуправления муниципальных образований автономного округа в реестры строений на 1 января 2012 года, являющимся участниками программ (подпрограмм, мероприятий) муниципальных образований автономного округа по ликвидации и расселению приспособленных для проживания строений.

В соответствии с пунктом 55.2 вышеуказанного приложения к государственной программе порядок, размер и условия предоставления социальных выплат участникам мероприятия устанавливаются в программах муниципальных образований автономного округа.

В соответствии с ч.1 ст.7 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» (далее - Федеральный закон №131-ФЗ) по вопросам местного значения органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

На основании ч.3 ст.7 Федерального закона №131-ФЗ муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.

Руководствуясь ст.33 Устава города Пыть-Яха глава города Пыть-Яха, в пределах своих полномочий, издает постановления администрации города Пыть-Яха по вопросам местного значения.

В настоящее время на территории муниципального образования действует муниципальная программа «Развитие жилищной сферы в городе Пыть-Яхе», утвержденная постановлением администрации города Пыть-Ях от 10.12.2018 №429-па (с последующими изменениями). В рамках этой программы осуществляются мероприятия по ликвидации и расселению приспособленных для проживания строений (балочных массивов), расположенных на территории муниципального образования город Пыть-Ях.

Пункт 2 Механизма реализации мероприятия «Ликвидация и расселение приспособленных для проживания строений (балочных массивов), расположенных на территории муниципального образования г. Пыть-Ях» подпрограммы II «Содействие развитию жилищного строительства» (Приложение №2 к муниципальной программе «Развитие жилищной сферы в городе Пыть-Яхе») определяет понятийный аппарат правового акта, в котором указывает, что участником мероприятия является признанный таковым гражданин Российской Федерации, проживающий в строении, включенном в реестр приспособленных для проживания строений, расположенных на территории муниципального образования город Пыть-Ях на 01.01.2012 и прошедший инвентаризацию (по состоянию на 01 января 2012 года).

Местом жительства гражданина для целей настоящей программы является строение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает на основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Факт места жительства в приспособленном для проживания строении может быть установлен в судебном порядке.

Членом семьи участника программы признаются граждане Российской Федерации, постоянно проживающие совместно с участником мероприятия: его супруг (супруга), родители, дети и другие родственники, постоянно проживающие в г. Пыть-Ях с даты не позднее 1 января 2012 года. При этом степень родства определяется на основании подтверждающих документов (свидетельство о заключении брака, свидетельство о рождении) по состоянию на 01 января 2012 года.

Период проживания членов семьи определяется исходя из наиболее ранней даты вселения по месту жительства в строение одного из членов семьи.

Субсидия или социальная выплата - мера социальной поддержки, направленная на обеспечение жилыми помещениями участников мероприятия.

Пунктами 4.1-4.1.4 Механизма определены способы расселения участников мероприятия, местом жительства которых является занимаемое строение, в том числе на основании судебного акта об установлении факта места жительства в строении.

Так, согласно пунктам 4.1.1, 4.1.2 Механизма участникам мероприятия, вселившимся в период до 1995 г. и проживающим в занимаемых строениях, включенных в перечень строений, подлежащих ликвидации в рамках настоящей программы и участникам мероприятия, вселившимся в период до 1995 г. и проживающим в занимаемых строениях, в том числе проживавшим до момента их утраты в результате чрезвычайных ситуаций, предоставляется социальная выплата-мера социальной поддержки для приобретения в собственность жилого помещения на территории ХМАО-Югры в размере 70% от расчетной стоимости жилья.

В соответствии с п.4.1.3, 4.1.4 Механизма участникам мероприятия, вселившимся в период после 1995 г. и проживающим в занимаемых строениях, включенных в перечень строений, подлежащих ликвидации в рамках настоящей программы и участникам мероприятия, вселившимся в период после 1995 г. и проживающим в занимаемых строениях, в том числе проживавшим до момента их утраты в результате чрезвычайных ситуаций, предоставляется субсидия для приобретения в собственность жилого помещения на территории ХМАО-Югры в следующих размерах: в размере 70% от расчетной стоимости жилья для участников мероприятия проживающих на территории города Пыть-Яха более 25 лет; 50% от расчетной стоимости жилья для участников мероприятия, проживающих на территории города Пыть-Яха менее 25 лет.

Способ расселения участников мероприятия, для которых приспособленное для проживания строение не является местом жительства, определен пунктами 4.2, 4.2.1 Механизма, для таких граждан предоставляются для проживания жилые помещения коммерческого муниципального жилищного фонда.

Таким образом, муниципалитет в рамках разработанной им муниципальной программы, определил возможный круг её участников и способ расселения временных строений в зависимости от того является или нет занимаемое строение их местом жительства и от периода вселения граждан в приспособленное для проживания строение (до 1995 г./после 1995 г.), а также от времени проживания на территории муниципального образования.

Исследованные в судебном заседании письменные доказательства: копия анкеты лица, проживающего в непригодном для жилья помещении; расписка о приобретении балка; копия выписки из лицевого счета; копия акта обследования; ответ на обращение; копия распоряжения главы города; уведомление об отказе в признании участником мероприятия; копия распоряжения «Об утверждении протокола заседания специальной комиссии по перерегистрации граждан, проживающих в балочных массивах г. Пыть-Ях»; копия решения суда; выписка из лицевого счета; ответ главы города на заявление;акт;квитанция; копия свидетельства; адресная справка; договор на предоставление холодной, горячей воды, тепловой энергии; договор на оказание услуг по вывозу твердых бытовых отходов у населения от 2018 года; технические условия для технологического присоединения к электрическим сетям ОАО;справка; договор на оказание услуг; договор энергоснабжения; уведомление об отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости запрашиваемых сведений;предписание; ответ на обращение; копия ответа на обращение; выписка из алфавитной книги записи учащихся МОУ; выписка из алфавитной книги записи учащихся МБОУ, объяснения сторон и показания свидетеля позволяют суду сделать вывод о том, что временное строение, расположенное по адресу: г. Пыть-Ях, г. Пыть-Ях, включено органом местного самоуправления в реестр приспособленных для проживания строений, подлежащих ликвидации. В рамках мероприятия по ликвидации и расселению приспособленных для проживания строений администрацией города Пыть-Ях проведена инвентаризация временных строений по состоянию на 01.01.2012. Было инвентаризировано и временное строение, расположенное по адресу: г. Пыть-ЯхЯх. Согласно анкетным данным, составленным по результатам инвентаризации, Иноземцева Л.А. прошла инвентаризацию по указанному временному строению. Данное строение с 1996 года является для истца местом её жительства, при этом Иноземцева Л.А. проживает на территории города Пыть-Яха менее 25 лет.

Оценив условия муниципальной программы и представленные суду доказательства в их совокупности, суд считает, что истец по встречному иску имеет право на расселение временного строения путем предоставления субсидии в размере 50% от расчетной стоимости жилья для приобретения жилого помещения в собственность на территории Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, в связи с чем требования встречного иска подлежат удовлетворению.

Исходя из положений пункта 7.3 Механизма реализации мероприятия «Ликвидация и расселение приспособленных для проживания строений (балочных массивов), расположенных на территории муниципального образования г. Пыть-Ях» суд полагает возможным возложить на Иноземцеву Л.А. обязанность по освобождению спорного земельного участка от размещённого на этом земельном участке временного строения, приспособленного для проживания, хозяйственных построек и деревянного ограждения в течение 14 дней с момента перечисления субсидии или социальной выплаты-меры социальной поддержки для приобретения жилого помещения в собственность на территории Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, либо с момента подписания акта приема-передачи жилого помещения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.60,71,72 Земельного кодекса Российской Федерации, ст.ст.301,305 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст.ст.6,12,56,67,194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

решил:

исковые требования муниципального казенного учреждения Администрация города Пыть-Яха – удовлетворить.

Возложить на Иноземцеву Л.А. обязанность по освобождению земельного участка, право государственной собственности на который не разграничено, находящегося в ведении муниципального образования городской округ город г. Пыть-Ях, по адресу: г. Пыть-Ях, от размещённого на этом земельном участке временного строения, приспособленного для проживания, хозяйственных построек и деревянного ограждения в течение 14 дней с момента перечисления субсидии или социальной выплаты-меры социальной поддержки для приобретения жилого помещения в собственность на территории Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, либо с момента подписания акта приема-передачи жилого помещения.

В случае неисполнения ответчиком решения в установленный срок предоставить МКУ Администрация г. Пыть-Яха право совершить вышеуказанное действие по освобождению земельного участка с последующим взысканием расходов с ответчика.

Встречный иск – удовлетворить.

Признать право Иноземцевой Л.А. на участие в мероприятии «Ликвидация и расселение приспособленных для проживания строений (балочных массивов), расположенных на территории муниципального образования г. Пыть-Ях» подпрограммы «Содействие развитию жилищного строительства», муниципальной программы «Развитие жилищной сферы в городе Пыть-Яхе», утвержденной постановлением администрации г. Пыть-Ях №429-па от 10.12.2018, в виде предоставления субсидии для приобретения в собственность жилого помещения на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в размере 50% от расчетной стоимости жилья.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры через Пыть-Яхский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированный текст решения изготовлен 17 марта 2020 года.

Председательствующий судья (подпись) Н.В. Старшинова

Верно:

Судья Н.В. Старшинова

Помощник судьи И.В. Гуськова

Оригинал решения суда находится в Пыть-Яхском городском суде в материалах гражданского дела №2-217/2020

УИД86RS0012-01-2020-000154-19

«Решение суда не вступило в законную силу»