Дело № 2-2196/2023
УИД 59RS0035-01-2023-002791-67
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Соликамск 05 октября 2023 года
Соликамский городской суд Пермского края в составе: председательствующего судьи Т.В. Крымских, при ведении протокола судебного заседания секретарем Петуховой А.С., с участием представителя истца Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края – ФИО1, действующей по письменной доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании посредством видеоконференц-связи в городе Соликамске гражданское дело по иску Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края к ФИО2, ФИО3, Полиной С.И. о возложении обязанности обеспечить доступ в жилое помещение,
установил:
Инспекция государственного жилищного надзора Пермского края обратилась в суд с иском к ФИО2, ФИО3, Полиной С.И. с требованием о возложении обязанности предоставить доступ в жилое помещение.
В обоснование заявленных требований истец указал, что в Инспекцию государственного жилищного надзора Пермского края поступило обращение ФИО по вопросу соблюдения порядка переустройства и (или) перепланировки жилого помещения № в многоквартирном доме по адресу: <...>. Указанная квартира находится в общей долевой собственности ответчиков. В целях проверки фактов, изложенных в заявлении, Инспекция государственного жилищного надзора Пермского края инициировала контрольно-надзорное мероприятие (выездную проверку) на предмет соблюдения порядка переустройства и (или) перепланировки жилого помещения № в указанном выше многоквартирном доме, неоднократно направляла ответчикам предложения об обеспечении должностному лицу Инспекции доступа в жилое помещение, где возможно допускается нарушение порядка переустройства и (или) перепланировки жилого помещения. Однако собственники жилого помещения доступ для проведения проверки должностным лицам инспекции не предоставили.
Истец просит возложить обязанность на ФИО2, ФИО3, Полину С.И. предоставить доступ в жилое помещение, расположенное по адресу: <...>, для проведения Инспекцией государственного жилищного надзора Пермского края контрольных мероприятий на предмет соблюдения порядка переустройства и (или) перепланировки жилого помещения в многоквартирном доме.
В судебном заседании представитель истца ФИО1, действующая по письменной доверенности, на исковых требованиях настаивает, просит иск удовлетворить, привела доводы, аналогичные доводам, приведенным в исковом заявлении.
В судебное заседание ответчики не явились, явку представителя в суд не обеспечили. О рассмотрении дела извещались судом заказной почтовой корреспонденцией по месту жительства. Возражений на исковое заявление не представили, об уважительности причин неявки не сообщили, доказательств от ответчиков не поступило.
В соответствии с положениями части 1 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
В силу пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса российской Федерации заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.
Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
По смыслу статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Поэтому лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами по усмотрению лица является одним из основополагающих принципов судопроизводства.
В соответствии с положениями части 1 статьи 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.
Неполучение почтовой корреспонденции и неявку ответчиков в судебное заседание суд расценивает, как нежелание реализовать свои процессуальные права, выразить возражения против иска, представить суду доказательства необоснованности заявленного иска, следовательно, ответчики должны нести риск неблагоприятных последствий не совершения процессуальных действий.
Суд с учетом отсутствия возражений со стороны представителя истца, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчиков по правилам главы 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив доводы искового заявления, заслушав представителя истца, изучив материалы дела, исследовав письменные доказательства по делу, оценив представленные доказательства в соответствии с положениями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, принимая во внимание отсутствие возражений со стороны ответчиков, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных исковых требований.
Судом установлено, и сторонами не оспаривается, что собственниками жилого помещения, расположенного по адресу: <...>, являются ответчики ФИО2 <дата> года рождения (доля в праве <данные изъяты>), ФИО3 <дата> года рождения (доля в праве <данные изъяты>), ФИО4 <дата> года рождения (доля в праве <данные изъяты>), а также малолетние ФИО<дата> года рождения (доля в праве <данные изъяты>), ФИО<дата> года рождения (доля в праве <данные изъяты>), что подтверждает выписка из ЕГРН по состоянию на <дата>.
<дата> в Инспекцию государственного жилищного надзора Пермского края обратилась ФИО, проживающая в квартире № указанного многоквартирного дома, с жалобой на то, что в квартире № произведена перепланировка, в легализации которой ФИО5 было отказано, просила провести проверку законности произведенной перепланировки, с учетом того, что Управляющей организации доступ в жилое помещение ответчиками не предоставлен.
В рамках взаимодействия органов власти Инспекцией государственного жилищного надзора Пермского края обращение ФИО направлено в администрацию Соликамского городского округа для принятия решения по компетенции.
<дата> в Инспекцию государственного жилищного надзора Пермского края ФИО обратилась повторно, указала, что ранее в жилом помещении ФИО5 были удалены некоторые несущие конструкции, толщина оставшихся капитальных стен уменьшена, жилое помещение в прежнее состояние не приведено, не восстановлено, в настоящее время из квартиры вновь выносят крупногабаритный мусор, для жителей существует реальная угроза, полагает, что бесконтрольные действия ответчиков могут привести к трагедии, кроме того, К-ными заменен силовой кабель.
Инспекцией государственного жилищного надзора Пермского края материалы проверки приняты к производству.
ФИО Инспекцией государственного жилищного надзора Пермского края поставлена в известность о проведении внепланового контрольного (надзорного) мероприятия в отношении собственников жилого помещения № по адресу <...> в части перепланировки (переустройства) указанного жилого помещения в многоквартирном доме.
Так, <дата> в 14.00 часов заместителем начальника Инспекции ФИО вынесено решение о проведении выездной проверки контролируемого лица ответчика ФИО2 по адресу: <...>, для осмотра жилого помещения, истребования документов, инструментального обследования, предметом является проверка соблюдения порядка переустройства и (или) перепланировки жилого помещения в многоквартирном доме, установлен срок проведения проверки: с 09.00 часов <дата> по 18.00 часов <дата>.
<дата> в адрес указанного ответчика направлено требование о присутствии при выездной проверке, либо обеспечении явки законного представителя, обеспечении доступа в квартиру, истребовании документов, в котором было указано, что проверка состоится в 11.00 часов <дата> по адресу: <...>.
<дата> в 11.15 часов консультантом отдела надзора за использованием и сохранностью жилищного фонда и предоставлением коммунальных услуг №ФИО составлен акт о невозможности проведения контрольного (надзорного) мероприятия в связи с не предоставлением доступа в жилое помещение контролируемым лицом ФИО2
В связи с необеспечением ответчиками доступа в жилое помещение Инспекцией повторно инициирована внеплановая выездная проверка.
<дата> в 14.00 часов и.о. заместителя начальника Инспекции ФИО вынесено решение о проведении выездной проверки контролируемого лица ответчика ФИО2 по адресу: <...> для осмотра жилого помещения, истребования документов, инструментального обследования, предметом является проверка соблюдения порядка переустройства и (или) перепланировки жилого помещения в многоквартирном доме. Истцом ответчику установлен срок проведения проверки: с 09.00 часов <дата> по 18.00 часов <дата>.
<дата> в адрес ответчика ФИО2 направлено требование о присутствии при выездной проверке, либо обеспечении явки законного представителя, обеспечении доступа в квартиру, истребовании документов, в котором было указано, что проверка состоится в 11.00 часов <дата> по адресу: <...>.
<дата> в 12.45 часов консультантом отдела надзора за использованием и сохранностью жилищного фонда и предоставлением коммунальных услуг №ФИО составлен акт о невозможности проведения контрольного (надзорного) мероприятия в связи с не предоставлением доступа в жилое помещение контролируемым лицом ФИО2
В связи с необеспечением ответчиками доступа в жилое помещение Инспекцией вновь инициирована внеплановая выездная проверка.
<дата> в 09.30 часов заместителем начальника Инспекции ФИО вынесено решение о проведении выездной проверки контролируемого лица ответчика Полиной С.И. по адресу: <...> для осмотра жилого помещения, инструментального обследования и истребования документов, предметом является проверка соблюдения порядка переустройства и (или) перепланировки жилого помещения в многоквартирном доме, установлен срок проведения инспекционного визита: с 09.00 часов <дата> по 18.00 часов <дата>.
В тот же день, <дата> в 10.00 часов заместителем начальника Инспекции ФИО вынесено решение о проведении выездной проверки контролируемого лица ответчика ФИО3 по адресу: <...> для осмотра жилого помещения, инструментального обследования и истребования документов, предметом является проверка соблюдения порядка переустройства и (или) перепланировки жилого помещения в многоквартирном доме, установлен срок проведения выездной проверки: с 09.00 часов <дата> по 18.00 часов <дата>.
<дата> в адрес ответчиков ФИО3, Полиной С.И. направлены требования о присутствии при выездной проверке, либо обеспечении явки законного представителя, обеспечении доступа в квартиру, истребовании документов, в требовании указано, что проверка состоится в 09.00 часов <дата> по адресу: <...>.
<дата> в 09.15 часов консультантом отдела надзора за использованием и сохранностью жилищного фонда и предоставлением коммунальных услуг №ФИО составлен акт о невозможности проведения контрольного (надзорного) мероприятия в связи с не предоставлением доступа в жилое помещение контролируемым лицом.
Принимая во внимание то, что ответчиками вновь не обеспечен доступ в квартиру, Инспекцией вновь инициирована внеплановая выездная проверка.
<дата> в 17.30 часов заместителем начальника Инспекции ФИО вынесено решение о проведении выездной проверки контролируемого лица ответчика ФИО3 по адресу: <...> для осмотра жилого помещения, инструментального обследования и истребования документов, предметом является проверка соблюдения порядка переустройства и (или) перепланировки жилого помещения в многоквартирном доме, установлен срок проведения проверки: с 09.00 часов <дата> по 18.00 часов <дата>.
В тот же день, <дата> в 17.30 часов заместителем начальника Инспекции ФИО вынесено решение о проведении выездной проверки контролируемого лица ответчика Полиной С.И. по адресу: <...> для осмотра жилого помещения, инструментального обследования и истребования документов, предметом является проверка соблюдения порядка переустройства и (или) перепланировки жилого помещения в многоквартирном доме, установлен срок проведения проверки: с 09.00 часов <дата> по 18.00 часов <дата>.
<дата> в адрес данных ответчиков направлено требование о присутствии при выездной проверке, либо обеспечении явки законного представителя, об обеспечении доступа в квартиру и истребовании документов, в котором было указано, что проверка состоится в 10.00 часов <дата> по адресу: <...>.
<дата> в 10.15 часов консультантом отдела надзора за использованием и сохранностью жилищного фонда и предоставлением коммунальных услуг №ФИО составлен акт о невозможности проведения контрольного (надзорного) мероприятия в связи с не предоставлением доступа в жилое помещение контролируемым лицом.
Таким образом, специалисту Инспекции ответчиками в доступе в квартиру было неоднократно отказано, данные обстоятельства не оспариваются ответчиками и не опровергнуты ими.
При разрешении возникшего спора суд исходит из следующего.
В соответствии с положениями статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, граждане (физические лица)… приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
Основания возникновения гражданских прав и обязанностей регламентируются статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации, а именно, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Осуществление гражданских прав, в соответствии с пунктом 1 статьи 9 Гражданского кодекса Российской Федерации, определено следующим образом, граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
В силу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются.
На основании статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, защита гражданских прав осуществляется путем: восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;.. самозащиты права;.. иными способами, предусмотренными законом.
Согласно части 2 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.
В соответствии с частью 4 статьи 17 Жилищного кодекса Российской Федерации пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с частью 1 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.
Собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения (часть 3).
В силу части 4 данного кодекса собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями (Приказ Минстроя России от 14.05.2021 года № 292/пр «Об утверждении правил пользования жилыми помещениями» (Зарегистрировано в Минюсте России 08.09.2021 года № 64942)), а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (Постановление Правительства РФ от 13.08.2006 года № 491 («Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность»).
В силу пункта 8.1 статьи 13 Жилищного кодекса Российской Федерации, к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относятся, в том числе, осуществление государственного контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от его формы собственности, соблюдением правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации предметом государственного жилищного надзора является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в отношении жилищного фонда, за исключением муниципального жилищного фонда: требований к использованию и сохранности жилищного фонда, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, порядку осуществления перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое в многоквартирном доме, порядку осуществления перепланировки и (или) переустройства помещений в многоквартирном доме…
В соответствии с частью 4 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации предметом государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, указанных в пунктах 1 - 11 части 1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, указанные положения устанавливают самостоятельное право проведения проверок органами государственного жилищного надзора в отношении жилищного фонда.
Органом, осуществляющим региональный государственный жилищный надзор в Пермском крае, является Инспекция государственного жилищного надзора Пермского края.
Основными задачами Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края в соответствии с «Положением об Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края», утвержденным постановлением Правительства Пермского края от 01.09.2014 года № 913-п, является осуществление контроля за соответствием жилых помещений жилищного фонда Пермского края, установленным требованиям законодательства.
Инспекция имеет право в пределах своей компетенции:.. 4.1. организовывать и проводить контрольные (надзорные) мероприятия в отношении органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан,.. 4.9. обращаться в суд по вопросам, отнесенным к компетенции Инспекции, в том числе с заявлениями:.. в защиту прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в случае выявления нарушения обязательных требований…
Таким образом, собственник жилья обязан предоставить доступ в жилое помещение Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края.
Отказ ответчиков ФИО6, и ответчика Полиной С.И. предоставить доступ в жилое помещение является злоупотреблением правом, лишающим Инспекцию возможности осуществить региональный государственный жилищный надзор за соблюдением требований, установленных жилищным законодательством.
В случае не предоставления собственником доступа Инспекции к жилому помещению, истец вправе в судебном порядке потребовать обеспечить доступ к такому помещению.
Судом установлено, что по настоящее время доступ в жилое помещение ответчиками не обеспечен, о чем пояснила представитель Инспекции. Ее доводы не оспорены и не опровергнуты ответчиками.
При таких обстоятельствах, оснований для отказа в иске Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края суд не усматривает. Суд, удовлетворяя заявленные исковые требования, исходит из доказанности, обоснованности и правомерности заявленных истцом требований, ввиду того, что бездействие ответчиков препятствует реализации Инспекцией полномочий, нарушает права иных проживающих в многоквартирном доме лиц, в связи с чем, приходит к выводу о необходимости обязать собственников квартиры ФИО6 и Полину С.И. обеспечить доступ сотрудникам истца в жилое помещение для проведения проверки на предмет соблюдения порядка переустройства и (или) перепланировки жилого помещения в многоквартирном доме.
При этом суд принимает во внимание, что организация доступа сотрудников государственной жилищной инспекции в жилое помещение для проведения проверки соответствует полномочиям указанного органа, в том числе по надзору за соблюдением норм действующего законодательства и принятию мер реагирования при установлении факта их нарушения; наличие оснований для проведения проверки подтверждается материалами дела.
Малолетними ФИО<дата> года рождения и ФИО<дата> года рождения (их действиями, бездействием) с учетом их возраста права иных лиц не нарушены.
Согласно положениям статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчиков, не освобожденных от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Размер подлежащей уплате (с учетом положений статьи 333,19 Налогового кодекса Российской Федерации) государственной пошлины составляет 300 рублей. Истец при подаче иска в суд от уплаты государственной пошлины освобожден.
При таких обстоятельствах, с ответчиков в доход бюджета муниципального образования Соликамский городской округ Пермского края подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей, т.е. по 100 рублей с каждого.
Руководствуясь статьями 194-198, 235-238, 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края к ФИО2, ФИО3, Полиной С.И. удовлетворить.
Возложить обязанность на ФИО2, ФИО3, Полину С.И. предоставить доступ в жилое помещение, расположенное по адресу: <...>, для проведения Инспекцией государственного жилищного надзора Пермского края контрольных мероприятий на предмет соблюдения порядка переустройства и (или) перепланировки жилого помещения в многоквартирном доме.
Взыскать в доход бюджета муниципального образования Соликамский городской округ Пермского края государственную пошлину с ФИО2 в сумме 100 рублей, с ФИО3 в размере 100 рублей, с Полиной С.И. в сумме 100 рублей.
Ответчики вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения им копии этого решения.
Ответчиками заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Дата изготовления заочного решения в окончательной форме – 11 октября 2023 года.
Судья Т.В. Крымских