Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2-22-11
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОСИИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 января 2011 г. г.Барнаул
Центральный районный суд г.Барнаула Алтайского края в составе:
судьи Корольковой И.А.
при секретаре Бычковой Е.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Сотириади С.С., Захаренковой А.Б., Кожина В.В., Неудахиной Т.П., Красновой Г.Н., Крюковой Г.Е, Крейбель Г.Н., Овчинникова В.А., Грязнова В.М., Кузнецовой З.С., Семиной Н.И. к администрации г.Барнаула о признании протокола публичных слушаний незаконным, признании постановления администрации города Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ № незаконным,
УСТАНОВИЛ:
Истцы обратились в Центральный районный суд с заявлением о признании незаконным протокола публичных слушаний, проведенных ДД.ММ.ГГГГ администрацией г.Барнаула по проекту межевания подлежащей застройке территории между домами по адресам: ...., № и №, .... № и № в целях строительства подземных гаражей с надземным зданием общественных кладовых и детской спортивной площадкой, признании противоречащим закону принятого по результатам публичных слушаний постановления администрации города Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ №.
В обоснование иска указано, что было подано заявление ГСК «» о предоставлении земельного участка для строительства гаражей. Главным управлением имущественных отношений Алтайского края по инициативе ГСК «» принято решение о выборе земельного участка для строительства подземных гаражей с надземным зданием общественных кладовых и детской спортивной площадкой на территории между домами по адресам: ...., № и №, ...., № и №
Истцы указывают, что данное решение является незаконным, так как на земельном участке находятся объекты некапитального строительства в виде кладовых и гаражей, которые предусмотрены были при строительстве жилых домов, поскольку дома имели печное отопление и кладовые предназначались для хранения дров и угля.
ДД.ММ.ГГГГ администрацией города в лице Комитета по архитектуре и развитию г.Барнаула подготовлен акт о выборе земельного участка для строительства №. В целях определения границ земельного участка для строительства был подготовлен проект межевания территории в границах вышеуказанных домов, по которому ДД.ММ.ГГГГ проведены публичные слушания.
Сообщение о проведении публичных слушаний было опубликовано в газете «» один раз – ДД.ММ.ГГГГ
При проведении публичных слушаний было допущено нарушение п. 4.1 Положения о порядке организации и проведении публичных слушаний в городе Барнауле, так как сообщение о месте и времени их проведения, о порядке подачи предложений по обсуждаемому вопросу было опубликовано один раз в официальном печатном издании ДД.ММ.ГГГГ за 10 дней до дня проведения публичных слушаний, хотя названным Положением предусмотрен срок не менее 15 дней.
Итоговый документ от ДД.ММ.ГГГГ был опубликован в газете и размещен на официальном сайте города Барнаула. Постановление № об утверждении проекта межевания подлежащей застройке территории было принято ДД.ММ.ГГГГ и опубликовано в официальном источнике ДД.ММ.ГГГГ
В соответствии с протоколом проведения публичных слушаний зарегистрировано 7 участников, фамилии которых не указаны в протоколе. Жители домов не были уведомлены о проведении слушаний, чем грубо нарушены их права.
Кроме того, нарушен срок публикации информации о результатах публичных слушаний. Информация должна быть опубликована не позднее чем через 15 дней со дня их проведения, однако итоговый документ публичных слушаний был опубликован ДД.ММ.ГГГГ, т.е. через 28 дней.
Решение о предоставлении земельного участка ГСК «» не принято.
Выводы Главного управления имущественных отношений Алтайского края о том, что земельный участок, на котором предполагается строительство объекта согласно проекту межевания не входит в придомовую территорию жилых домов по ...., поэтому интересы собственников помещений в жилых домах на придомовую территорию, предусмотренные ст. 36 ЖК РФ не затрагиваются, являются не обоснованными и незаконными, так как на основании Постановления АКЗС № от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом, № является памятником истории и культуры Алтайского края. Кроме того, для принятия решения о выборе земельного участка под застройку необходимо было провести межевание земельных участков многоквартирных домов. Межевание данных домов будет проведено в соответствии со СНИП 2.07.01-89, где удельным показателем земельной доли, приходящейся на 1 кв.м. общей площади жилых помещений для пятиэтажных зданий составляет 0,88. Квартал, в котором находятся дома включен в план выполнения работ по планировке и межеванию территории на ДД.ММ.ГГГГ Истцы полагают, что после межевания квартала изменятся границы придомовых земельных участков. В связи с этим после отвода земельного участка под строительство будут нарушены права собственников квартир на приобретение доли придомового земельного участка в собственность в части площади земельного участка.
Истцы неоднократно уточняли заявленные требования, в окончательной редакции заявляют требования о признании протокола публичных слушаний об утверждении проекта межевания подлежащей застройке территории между домами по адресам: .... противоречащим закону со дня его подписания, просят признать постановление администрации города Барнаула № от ДД.ММ.ГГГГ противоречащим закону полностью со дня его принятия.
В обоснование иска ссылаются на ранее приведенные основания, дополнительно указывают, что в соответствии с п.10 ст.45 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки в соответствии с требованиями технических регламентов, градостроительных регламентов с учетом границ территории объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий. Размеры земельных участков в границах застроенных территорий устанавливаются с учетом фактического землепользования и градостроительных нормативов и правил, действовавших в период застройки указанных территорий (п.4 ст.43 ГрК РФ). При проведении межевания не был учтен фактически сложившийся порядок землепользования, а также право собственников квартир и иных помещений, расположенных вокруг жилых домов, приобрести в общую долевую собственности соответствующие земельные участки.
Проект межевания предполагает образование нового земельного участка, поэтому в силу ст.11.2 ЗК РФ образование такового участка возможно только с согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки. Земельные участки домов № и № по ...., № и № по .... являются фактически сформированными и использовались в существующих границах. Кадастровые номера присвоены ДД.ММ.ГГГГ В результате утверждения проекта межевания земельные участки домов уменьшаются.
Проект межевания территории не отвечает правилам землепользования и застройки, требованиям технических регламентов, градостроительных регламентов. Нормативы земельных участков рассчитаны из предположительного года застройки.
В соответствии с ч.13 ст.45 ГрК РФ глава местной администрации обязан принимать решение об утверждении или отклонении проектов планировки и проектов межевания территорий с учетом результатов публичных слушаний. Администрации города известно о несогласии граждан микрорайона со строительством.
В судебном заседании истцы их представитель требования поддержали в полном объеме по доводам, изложенным в уточенном исковом заявлении.
Истцы Крейбель Г.Н., Неудахина Т.П., Крюкова Г.Е., представитель истца Овчинникова В.А. – ФИО12 в судебное заседание не явились, извещены надлежаще о дне, месте и времени судебного разбирательства.
Представители ответчиков, третьих лиц: Администрации Алтайского края, администрации г.Барнаула, ГСК «», Комитета по архитектуре и развитию г.Барнаула в судебное заседание не явились, причина не известна, извещены надлежаще.
Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, надлежащим образом извещенных о дне, месте и времени судебного разбирательства.
Заявление представителя истца ФИО12 о проведении судебного заседания в его отсутствие без окончания судебного разбирательства и вынесения решения по делу не подлежит удовлетворению. Стороны по своему усмотрению реализуют принадлежащие им процессуальные права. Овчинников В.А. участвовал в судебном заседании, высказывался в защиту своей позиции. При наличии необходимости защищать интересы через представителя Овчинников В.А. не был лишен возможности принять меры к ее реализации. Отложение слушанием дела в связи с неявкой представителя одного из истцов приведет к необоснованному затягиванию рассмотрения спора по существу.
В ранее проведенных судебных заседаниях представитель Комитета по архитектуре и развитию города Барнаула исковые требования не признала, указав, что постановление № от ДД.ММ.ГГГГ полностью соответствует требованиям действующего законодательства и не нарушает права и интересы граждан. В соответствии с Положением о комитете в обязанности комитета входит осуществление контроля за исполнением действующих нормативных актов по вопросам регулирования градостроительства и землепользования. В связи с отсутствием на настоящий период времени принятого в соответствии с ФЗ «О техническом регулировании» технического регламента применению подлежат СП 30-101-98 «методические указания по расчету нормативных размеров земельных участков в кондоминиумах», СНиП 11-04-2003 «Инструкции о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации», согласно которым произведен расчет нормативных размеров земельных участков в оспариваемом проекте межевания. В соответствии с п.4 ст.43 ГрК РФ размеры земельных участков в границах застроенных территорий установлены с учетом фактического землепользования и градостроительных нормативов, действовавших в период застройки. Проект межевания является оптимальным вариантом установления границ застроенных и незастроенных земельных участков. Вопросы благоустройства территории, инсоляции и другие архитектурные решения не разрешались на настоящий период времени, поскольку относятся к этапу получения разрешения на строительство. До настоящего времени в соответствии с требованиями действующего земельного законодательства границы земельных участков, относящихся к домам, не определены, право собственности у жильцов на данные участки не возникло.
Представитель ответчика администрации города Барнаула представил отзыв, согласно которому придомовая территория домов, расположенных в зоне межевания, не оформлена надлежащим образом. В соответствии с действующим Земельным законодательством граждане должны обращаться в орган местного самоуправления или исполнительный орган государственной власти с заявлениями о предоставлении земельных участков. Право муниципальной собственности на спорный земельный участок не может прекратиться без соблюдения гражданами порядка приобретения земельных участков в общую долевую собственность. Администрацией решение об утверждении проекта межевания принято с учетом результатов публичных слушаний.
Выслушав участников процесса, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
В соответствии со ст.13 ГК РФ ненормативный акт органа местного самоуправления, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан недействительным.
На основании ч.1 ст.46 ГрК РФ решение о подготовке документации по планировке территории принимается органом местного самоуправления на основании предложений физических лиц или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории.
ДД.ММ.ГГГГ председатель ГСК «» обратился с заявлением к главе города о проведении публичных слушаний по проекту межевания подлежащей застройке территории во дворе домов по адресу .... в связи с планированием строительства подземных гаражей с надземным зданием общественных кладовых и детской спортивной площадкой. Представлен эскизный проект.
Обществом с ограниченной ответственностью «» подготовлен проект межевания границ земельного участка между домами .... в г.Барнауле. Главный архитектор проекта ФИО13
Проект составлен по межеванию территории в границах кадастрового квартала №. В проекте приведены формулы расчета нормативных размеров земельных участков, который осуществлен на основании «Методических указаний по расчету нормативных размеров земельных участков в кондоминиумах», утвержденных приказом Минземстроя России от 26.08.1998 г. № 59, а также рекомендаций «Нормативно-правовое регулирование межевания застроенных территорий жилого назначения».
Нормативный размер земельного участка рассчитывается путем умножения общей площади жилых помещений в многоквартирном жилом доме на удельный показатель земельной доли. Для дома по проезду .... составила м.кв., для дома по адресу .... – м. кв., .... – кв.м., .... кв.м., .... – кв.м., .... – кв.м., .... – кв.м., .... – кв.м.
Сделан вывод о том, что границы формируемого земельного участка планируемого для представления не ущемляют права жителей домов смежных земельных участков, площадь выделяемого участка кв.м.
Согласно плана межевания границ земельного участка между домами .... в .... фактическая площадь земельного участка по материалам инвентаризации для дома .... составляет кв.м., нормативная площадь – кв.м., предлагаемая площадь - кв.м. По дому № а по .... фактическая площадь кв.м., нормативная кв.м., предлагаемая – кв.м.
В газете «» от ДД.ММ.ГГГГ № было опубликовано постановление администрации г.Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ № о проведении публичных слушаний по проекту межевания подлежащей застройки территории между домами по адресам: .....
Постановлено провести публичные слушания по проекту межевания в целях строительства подземных гаражей с надземным зданием общественных кладовых и детской спортивной площадкой в течение двух месяцев с даты принятия постановления. Утвержден состав комиссии по подготовке и проведению публичных слушаний с местонахождением по адресу ..... Пресс-центру опубликовать постановление в средствах массовой информации.
ДД.ММ.ГГГГ в официальном печатном издании «» было опубликовано сообщение муниципального образования г.Барнаул, в котором указывалось, что ДД.ММ.ГГГГ в часов по адресу ...., гимназия №, актовый зал, по инициативе главы города проводятся публичные слушания по проекту межевания подлежащей застройке территории между домами по адресам .... в целях строительства подземных гаражей. С постановлением главы города от ДД.ММ.ГГГГ № «О проведении публичных слушаний…» можно ознакомиться по следующему адресу: .... (). Предложения по обсуждаемым вопросам можно подавать до ДД.ММ.ГГГГ по тел. , либо в письменном виде по адресу ..... Участвовать в проведении публичных слушаний могут жители г.Барнаула не моложе 18 лет. Регистрация участников состоится ДД.ММ.ГГГГ с часов по месту проведения публичных слушаний, при наличии паспорта или иного документа, удостоверяющего личность.
Публичные слушания были проведены ДД.ММ.ГГГГ, было зарегистрировано 7 участников публичных слушаний. Ход слушаний зафиксирован протоколом. Возражений по проекту межевания не заявлено. Список участников публичных слушаний приложен к материалам дела о проведении публичных слушаний.
ДД.ММ.ГГГГ был издан итоговый документ, было рекомендовано утвердить проект межевания подлежащей застройки территории между домами по адресу .... в целях строительства подземных гаражей со складскими помещениями общего пользования и устройством детской площадки. Итоговый документ был опубликован в газете «» и размещен на официальном Интернет-сайте города.
По результатам проведенных публичных слушаний администрацией города Барнаула принято Постановление от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении проекта межевания подлежащей застройке территории между домами по адресам: .....
Оценивая доводы истцов о нарушении их прав межеванием границ, отраженным в проекте, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч.1 ст.43 ГрК РФ подготовка проектов межевания территории осуществляется применительно к застроенным и подлежащим застройке территориям, расположенным в границах элементов планировочной структуры, установленных проектами планировки территорий. Подготовка проектов межевания застроенных территорий осуществляется в целях установления границ застроенных земельных участков и границ незастроенных земельных участков (ч.2).
В соответствии с п.4 ст.46 ГрК РФ орган местного самоуправления городского округа осуществляет проверку документации по планировке территории на соответствие требованиям, установленным ч.10 ст.45 ГрК РФ. По результатам этой проверки указанные органы принимают решение о направлении документации по планировке территории главе городского округа или об отклонении такой документации и о направлении ее на доработку.
В силу п.10 ст.45 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки в соответствии с требованиями технических регламентов, градостроительных регламентов с учетом границ территорий объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий.
В настоящее время правила землепользования и застройки на территории города Барнаула не разработаны и не утверждены. Действовавшие на дату принятия оспариваемого постановления и до разработки Правил землепользования и застройки Временные правила застройки города Барнаула, утвержденные решением Барнаульской городской Думы № от ДД.ММ.ГГГГ, не регулируют вопросы, связанные с подготовкой документации по планировке территории.
В соответствии со ст.46 ФЗ «О техническом регулировании» со дня вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических лиц или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений.
В соответствии с ч.2 ст.6 ФЗ «О введение в действие градостроительного Кодекса РФ» до вступления в силу в установленном порядке технических регламентов по организации территории, размещению, проектированию, строительству и эксплуатации зданий, строений, сооружений в случае, если застроенные территории не разделены на земельные участки, границы земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, устанавливаются посредством подготовки проектов планировки территории и проектов межевания территорий, которые утверждаются главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа с соблюдением процедуры публичных слушаний в соответствии со ст.46 ГрК РФ.
В связи с отсутствием Правил землепользования и застройки не приняты до настоящего времени и градостроительные регламенты, являющиеся составной частью указанных правил в соответствии со ст.30 ГрК РФ.
Согласно ч.4 ст.43 ГрК РФ размеры земельных участков в границах застроенных территорий устанавливаются с учетом фактического землепользования и градостроительных нормативов и правил, действовавших в период застройки указанных территорий. Если в процессе межевания территорий выявляются земельные участки, размеры которых превышают установленные градостроительным регламентом предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, для строительства предоставляются земельные участки, сформированные на основе выявленных земельных участков, при условии соответствия их размеров градостроительному регламенту.
В соответствии с представленным в материалы дела проектом межевания расчет нормативных размеров земельных участков, занятых многоквартирными жилыми домами, произведен на основании СП 30-101-98 «Методические указания по расчету нормативных размеров земельных участков в кондоминиумах», разработанного Департаментом градостроительства и архитектуры и Департаментом земельной политики Минземстрой России и утвержденном приказом Минзесмтроя от 26.08.1998 года № 59.
В период застройки домов, придомовая территория которых подлежит установлению в ходе межевания, действовали СН 41-58 1957 года ввиду того, что все дома по .... и .... возведены в период действия указанных норм.
Исследованный судом проект межевания подтвердил правильность расчета нормативных размеров участков по указанным строительным нормам.
В результате произведенного расчета установлено, что предлагаемые размеры земельных участков по проекту межевания превышают нормативные размеры земельных участков в соответствии со СН 41-58 1957 года. Проектом межевания предлагается уменьшение размера придомовой территории по сравнению с нормативной только двух участков. Согласно плана межевания границ земельного участка между домами .... в .... фактическая площадь земельного участка по материалам инвентаризации для дома .... составляет кв.м., нормативная площадь – кв.м., предлагаемая площадь - кв.м. По дому № а по .... фактическая площадь кв.м., нормативная кв.м., предлагаемая – кв.м.
Установленное проектом межевание уменьшение размера придомовой территории названных домов по сравнению с нормативной, по мнению суда, не нарушает нормы действующего законодательства и права и интересы жильцов указанного дома.
В соответствии со ст.16 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.
При проведении межевания необходимо учитывать фактически сложившийся порядок землепользования, а также право собственников квартир и иных помещений, расположенных вокруг жилых домов, приобрести в общую долевую собственность соответствующие земельные участки.
В силу п.2 ст.16 ФЗ РФ «О введении в действие Жилищного Кодекса РФ» земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
При рассмотрении спора установлено, что земельные участки по спорным домам не были сформированы и поставлены на кадастровый учет до настоящего времени.
В выписках из государственного кадастра недвижимости указано, что границы земельных участков не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, описание смежных точек отсутствует.
К категории ранее учтенных участков относятся земельные участки, кадастровый учет которых проводился до вступления в силу Федерального закона «О государственном земельном кадастре» от 02.01.2000 года. Согласно ст.1 указанного ФЗ-28, действовавшего до принятия ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» от ДД.ММ.ГГГГ, под государственным кадастровым учетом земельных участков понимается описание и индивидуализация в Едином государственном реестре земель земельных участков, в результате чего каждый земельный участок получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других земельных участков и осуществить его качественную и экономическую оценки. Государственный кадастровый учет земельных участков сопровождается присвоением каждому земельному участку номера.
Работы по формированию земельного участка в силу ст.30 ЗК РФ предусматривают выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке.
Оценка установленных обстоятельств позволяет сделать вывод, что формирование земельного участка как на дату вступления в силу ЖК РФ, так и на дату внесения номера в государственный кадастр недвижимости в соответствии с требованиями земельного законодательства не осуществлено (не установлены границы).
Таким образом, материалами дела подтверждается, что на момент рассмотрения спора земельные участки в отношении которых заявлены требования по .... и по .... не могут считаться как участки, сформированные и прошедшие государственный кадастровый учет, вследствие чего у жильцов указанных домов право долевой собственности на землю в силу закона не возникло. В отношении указанных участков не возможно говорить о прекращении права муниципальной или государственной собственности.
В соответствии с ч.3-5 ст.16 ФЗ «О введении в действие Жилищного Кодекса РФ», ч.2 ст.36 ЗК РФ собственники квартир домов не оформили свои права на участки путем обращения уполномоченного общим собранием лица в орган государственной власти или местного самоуправления с соответствующим заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
В связи с тем, что собственники жилых помещений дома не обладают правом на земельный участок, не представляется возможным утверждать, что образование нового земельного участка, в том числе за счет части земельного участка, фактически находящегося в пользовании собственников указанного дома, о чем указывают истцы, происходит в нарушение ст.11-2 ЗК РФ.
В силу п.1 ст.11-2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки. Не требуется такое согласие на образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям, а также в случае образования земельного участка на основании решения суда. Образование земельных участков из земельных участков, находящихся в границах застроенной территории, в отношении которой в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации принято решение о ее развитии и заключен договор о развитии застроенной территории, осуществляется лицом, с которым заключен такой договор, в соответствии с документацией по планировке территории, утвержденной в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности. (п.4, 6, 7 ).
Согласно Постановления Пленума ВС РФ № 10 от 29.04.2010 г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» (п. 67) если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности публично-правового образования. Вместе с тем по смыслу частей 3 и 4 статей 16 Вводного закона собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а так же объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться ч.1 ст. 36 ЖК РФ.
В указанных случаях собственники помещений в многоквартирном доме как законные владельцы земельного участка, на котором расположен дом и который необходим для его эксплуатации, в силу ст. 305 ГК РФ имеют право требовать устранения всяких нарушений прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, а также право на защиту своего владения, в том числе и против собственника земельного участка.
Вместе с тем, собственники жилых помещений дома не относятся к категории землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, поэтому их согласие на образование нового земельного участка не требуется.
Установление в процессе межевания размера земельного участка домов по адресам .... и .... с учетом фактического землепользования, норм и правил, действовавших на дату застройки, является гарантией соблюдения прав собственников дома на получение в собственность земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в размере, соответствующим нормативами.
В связи с многочисленными обращениями жильцов домов в отношении прилегающей территории к которым принято решение о застройке подготовлен ООО «» проект межевания части кадастрового квартала №, ограниченного многоквартирными домами по адресам: .....
Данные работы произведены для проверки нормативных размеров земельных участков для жилых домов в процессе разработки проекта работ по планировке и межеванию территории и последующего предоставления их в собственность граждан как общего имущества.
По итогам расчета нормативного размера земельного участка, занятого многоквартирным домом по .... получна площадь кв.м., для дома по .... – , для дома по .... – кв.м., .... - кв.м., .... - кв.м., .... - кв.м., .... - кв.м., .... – кв.м.
Расчеты данного проекта межевания не соответствуют расчетам по проекту межевания подлежащей застройки территории. Нормативные площади земельных участков под жилые дома уменьшены.
Специалисты ООО «», специалист Комитета по архитектуре и развитию города Барнаула пояснили, что изменение площадей произошло в связи с изменением методики расчета. Действия по пересчету обеспечивают права жильцов, а именно на оплату налога на землю, иных платежей в соответствии с правовыми основаниями владения. Платежи на большую площадь, в большем размере нарушат права граждан.
Суд приходит к выводу, что перерасчет площадей не влечет признание незаконным постановления администрации утвердившего проект межевания подлежащей застройки территории и сам первичный проект межевания, поскольку предполагаемая площадь застройки не изменена. Нормативно постановление администрации № от ДД.ММ.ГГГГ не устанавливало площади земельных участков, которые должны относится к жилым домам. Указанные обстоятельства подтверждены пояснениями специалистов проектной организации и Комитета по архитектуре.
Для проверки доводов истцов о нарушении при подготовке проекта межевания норм законодательства судом была назначена экспертиза.
На разрешение экспертов были поставлены вопросы:
Соответствует ли требованиям норм и правил, СНИП, Градостроительному Кодексу иному законодательству РФ проект межевания границ земельного участка в отношении расположенных в .... домов .... по следующим предметам исследования:
-Какова фактическая и нормативная площадь земельных участков предназначенных для обслуживания и эксплуатации жилых домов по названным адресам, и соответствует ли она данным указанным в проекте межевания, разработанным ООО «»?
- Установление сервитутов в названном проекте межевания по указанным адресам соответствует ли нормам, правилам, СНИПам по эксплуатации жилых домов и придомовой территории?
-С учетом признания дома по .... в .... на основании постановления АКЗС № 169 от 28.12.1994 г. памятником истории и культуры Алтайского края соответствует ли проект межевания нормам и правилам предусмотренным для эксплуатации указанного объекта недвижимости особой категории?
Экспертами сделаны следующие выводы по поставленным вопросам и подтверждены расчетами.
Установить размер фактической площади земельных участков в г.Барнауле домов .... на момент проведения обследования не представляется возможным, так как жилые дома являются отдельно стоящими многоэтажными многоквартирными домами, расположенными в городской черте. Указанные объекты не имеют сформировавшихся, четко разграниченных и выделенных в натуре (с помощью ограждений) территорий. Территория вокруг жилых домов используется как общедоступная, для прохода, проезда и др. Нормативная площадь земельных участков, указанная в проекте межевания разработчиком соответствует требованиям нормативных документов.
Эксперты делают выводы, что установление сервитутов, предложенное в Проекте межевания соответствует требованиям закона.
Статус памятника истории и культуры Алтайского края не меняет порядок определения размера земельного участка для обслуживания и эксплуатации жилого дома. Размер земельного участка для эксплуатации и обслуживания жилого дома по .... определен в соответствии с требованиями нормативно-технической документации.
В ходе судебного разбирательства был допрошен эксперт ФИО14, который в пояснениях подтвердил выводы, сделанные в заключении, последовательно пояснил по основаниям выводов, ответил на все вопросы участников процесса, мотивировал ответы нормативными документами, на которых также основано заключение экспертов.
Заключение экспертизы приобщено к материалам гражданского дела и является допустимым и достоверным доказательством, которое может быть положено в основу вынесенного судом решения. Эксперты предупреждены об уголовной ответственности. Заключение оформлено в соответствии с требованиями ГПК РФ, мотивированно и основано на фактических обстоятельствах дела, документации, визуальном осмотре. Квалификация экспертов подтверждена и их выводы не вызывают у суда сомнений в правильности.
Представитель истцов заявил о необходимости назначении дополнительной экспертизы.
Суд не соглашается с доводами представителя истцов, поскольку проведенным экспертным исследованием в полном объеме даны ответы на поставленные судом вопросы, имеющие значение для существа рассматриваемого дела.
Позиция о том, что заключение экспертов являются поверхностным, опровергается исследовательской частью заключения. Все необходимые факты были изучены и чему дана оценка в письменном заключении.
Довод о том, что заключение эксперта, является недопустимым доказательством, выводы носят вероятностный характер не нашел подтверждения в ходе судебного разбирательства.
Указание о том, что часть суждений экспертов противоречива, является голословным. Истцы, их представитель не указали на конкретные противоречия в заключениях.
Таким образом, при разработке проекта межевания подлежащей застройке территории во внимание приняты все обстоятельства, оборудование детской площадки, установление сервитутов, наличие проездов, пешеходных дорожек, отнесение .... к архитектурным, историческим памятникам. В соответствии с представленным в проект межевания эскизным проектом подземных гаражей предусмотрено на предполагаемом к предоставлению участку организация площадки игр для детей, создание общественных кладовых. На стадии разработки проектов планировки территории преследуется цель установления границ застроенных земельных участков и границ незастроенных земельных участков.
При нормативном расчете размеров земельных участков удельный показатель земельной доли, приходящейся на 1 кв.м. общей площади жилых помещений для зданий, включает удельные размеры: территорий под жилыми зданиями, проездов и пешеходных дорог, ведущих к жилым зданиям, открытых площадок для временного хранения автомобилей, придомовых зеленых насаждений, площадок для отдыха и игр детей, хозяйственных площадок, физкультурных площадок (СП 30-101-98 «Методические указания по расчету нормативных размеров земельных участков в кондоминиумах»). Следовательно, при определении размера земельных участков придомовых территорий учтены все указанные показатели. Размеры земельных участков по проекту межевания всех жилых домов (проведенному с уточнением площадей по нормативу с целью последующего отведения) превышают расчетные нормативы размеров земельных участков. Кроме того, на стадии подготовки проекта планировки территории не разрешаются вопросы об организации детских площадок, проездов, озеленения и пр. Значимым обстоятельством является наличие возможности организации указанных площадок, и пр. исходя из определенных размеров земельных участков. На стадии утверждения проекта и получения разрешения на строительство возможно разрешение вопроса об организации благоустройства.
Утвержденным проектом межевания территории также предусмотрено установление публичного сервитута для прохода или проезда через земельный участок, для использования указанного земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических линий и сетей.
В соответствии с п.2 ст.23 ЗК РФ публичный сервитут устанавливается законом или иными нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний. Пунктом 3 ст.23 ЗК РФ предусмотрено, что публичный сервитут может устанавливаться для прохода или проезда через земельный участок, для использования указанного земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры.
Установление публичного сервитута в отношении части земельного участка предлагается проектом ввиду отсутствия иной возможности ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других сетей и линий, а также объектов транспортной инфраструктуры. Проведенные администрацией города Барнаула публичные слушания не установили нарушение прав и интересов собственников или жильцов домов.
Само по себе установление публичного сервитута не может свидетельствовать о нарушении прав и законных интересов жильцов дома, придомовая территория которого обременяется сервитутом. Доводы о возможном нарушении прав суду не представлены. Заключением экспертизы также опровергнуто нарушение законодательства при установлении публичного сервитута. В соответствии с п.8 ст.23 ЗК РФ лица, права и законные интересы которых затрагиваются установлением публичного сервитута, могут осуществлять защиту своих прав в судебном порядке.
Оценивая довод о том, что проведение и проектирование строительных работ на территории памятников (к которым относится дом по ....) осуществляется по согласованию с Управлением края по культуре и архивному делу в установленном порядке и соответственно не проведение разрешительных мероприятий при утверждении проекта межевания противоречит закону, суд не соглашается с ним.
В отношении дома по .... в .... какие-либо работы по строительству не согласованы. Вместе с тем это не предусмотрено при проведении публичных слушаний по проекту межевания подлежащей застройки территории. На данной стадии это является преждевременным.
В ходе судебного разбирательства истцы пояснили, что определенные площади предполагаемых земельных участков для жилых домов не нарушают их права, не устраивает конфигурация отведенных земель.
Суд приходит к выводу, что данные основания для оспаривания постановления администрации города от ДД.ММ.ГГГГ не входят в предмет рассмотрения иска, поскольку названным постановлением не определялась площадь домов.
Истцы не лишены возможности осуществлять защиту своих прав при решении вопроса об отведении земельных участков в их совместную собственность, обратиться с соответствующим заявлением в уполномоченные органы. При этом судом учтено, что земельный участок для застройки подземными гаражами согласно проекту межевания территории подлежащей застройки не отведен в установленном законом порядке.
По мнению суда, органом местного самоуправления в полном объеме проведена проверка документации по планировке территории на соответствие требованиям законодательства. Проект утвержден с учетом протокола публичных слушаний и заключения о результатах публичных слушаний.
На основании изложенного, оценив представленные обеими сторонами доказательства, суд приходит к выводу, что утвержденный проект межевания не противоречит нормам действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы граждан, проживающих на территории, в отношении которой подготовлен проект межевания.
Оценивая позицию истцов о нарушении процедуры проведения публичных слушаний, суд приходит к следующим выводам.
Оценивая законность оспариваемого постановления администрации г.Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ № суд руководствуется положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации и Положением о порядке организации и проведения публичных слушаний в г.Барнауле, утвержденных Решением Барнаульской городской Думы от 23.12.2005 г. № 253.
Согласно положений ст.ст. 41-46 ГрК РФ определен порядок планировки и межевания городских территорий.
Решение о подготовке документации по планировке территории принимается органом местного самоуправления поселения или органом местного самоуправления городского округа по инициативе органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории.
Решение подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, в течение трех дней со дня принятия такого решения и размещается на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения) или на официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети "Интернет".
Со дня опубликования решения о подготовке документации по планировке территории физические или юридические лица вправе представить в орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа свои предложения о порядке, сроках подготовки и содержании документации по планировке территории.
Проекты планировки территории и проекты межевания территории, подготовленные в составе документации по планировке территории на основании решения органа местного самоуправления поселения или органа местного самоуправления городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на публичных слушаниях.
Порядок организации и проведения публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.
В целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по проекту планировки территории и проекту межевания территории проводятся с участием граждан, проживающих на территории, применительно к которой осуществляется подготовка проекта ее планировки и проекта ее межевания, правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на указанной территории, лиц, законные интересы которых могут быть нарушены в связи с реализацией таких проектов.
При проведении публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории всем заинтересованным лицам должны быть обеспечены равные возможности для выражения своего мнения.
Участники публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории вправе представить в уполномоченные на проведение публичных слушаний орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа свои предложения и замечания, касающиеся проекта планировки территории или проекта межевания территории, для включения их в протокол публичных слушаний.
Заключение о результатах публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения) или на официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети "Интернет".
Срок проведения публичных слушаний со дня оповещения жителей муниципального образования о времени и месте их проведения до дня опубликования заключения о результатах публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и не может быть менее одного месяца и более трех месяцев.
Орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа направляет соответственно главе местной администрации поселения, главе местной администрации городского округа подготовленную документацию по планировке территории, протокол публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории и заключение о результатах публичных слушаний не позднее чем через пятнадцать дней со дня проведения публичных слушаний.
Глава местной администрации поселения или глава местной администрации городского округа с учетом протокола публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории и заключения о результатах публичных слушаний принимает решение об утверждении документации по планировке территории или об отклонении такой документации и о направлении ее в орган местного самоуправления на доработку с учетом указанных протокола и заключения.
Утвержденная документация по планировке территории (проекты планировки территории и проекты межевания территории) подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, в течение семи дней со дня утверждения указанной документации и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".
Положением о порядке организации и проведения публичных слушаний в городе Барнауле (утв. Решением Барнаульской городской думы от 23.12.2005 г. № 253) установлено, что публичные слушания – форма реализации прав населения города на участие в обсуждении проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения. Публичные слушания носят открытый характер.
Целью проведения слушаний является информирование жителей города о наиболее важных вопросах, по которым надлежит принять соответствующее решение, формирование общественного мнения.
Публичные слушания проводятся по инициативе главы города. В данном случае должно быть принято соответствующее решение.
Положением определена процедура подготовки, информационного обеспечения, проведения публичных слушаний.
Пункт 4 Положения определяет извещение населения города через средства массовой информации о проводимых публичных слушаниях. Публикуемая информация должна содержать тему и вопросы публичных слушаний, информацию об инициаторе проведения, о времени и месте проведения слушаний, порядке и сроках ознакомления с документами, предполагаемыми к рассмотрению, приема предложений по обсуждаемым вопросам, контактную информацию комиссии.
Положениями п. 8 определены особенности проведения публичных слушаний по проектам градостроительных решений.
Срок проведения публичных слушаний по проектам планировки территорий и проектам межевания территорий с момента оповещения жителей города о времени и месте их проведения до дня опубликования заключения о результатах публичных слушаний не может составлять менее одного месяца и более трех месяцев.
Оценивая обстоятельства дела суд приходит к выводу, что постановление администрации г.Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ № является законным и обоснованным, принятым в соответствии с действующим законодательством.
Ссылка заявителей на то, что в ходе подготовки проекта межевания и проведения публичных слушаний были нарушены права заинтересованных лиц – жителей домов не обоснована, поскольку при проведении публичных слушаний и впоследствии от названных лиц возражений по утвержденному проекту межевания не поступало.
Оценивая доводы о нарушении процедуры проведения публичных слушаний, суд не соглашается с ними, поскольку они опровергаются исследованными в ходе судебного разбирательства доказательствами.
Исходя из обстоятельств дела, пояснений заявителей им не было известно о проведении публичных слушаний, с сообщениями, размещенными в СМИ, сети Интернет они не были ознакомлены, обратились в уполномоченные органы для выяснения обстоятельств проведения публичных слушаний в ДД.ММ.ГГГГ
Таким образом, доводы заявителей о том, что не имеется доказательств заблаговременного предоставления проекта для ознакомления, отсутствии опубликования в сети Интернет являются голословными.
Исходя из материалов дела по проведению публичных слушаний проект межевания в полном объеме прилагался к постановлению администрации и находился по адресу указанному в официальном сообщении, предоставлялся заинтересованным лицам, с ним можно было ознакомиться, каких либо препятствий гражданам не чинилось.
Вывод истцов о нарушении их прав является не обоснованным, поскольку право на ознакомление с документацией по проводимым публичным слушаниям, участие в них они не реализовывали. Доказательств нарушения прав истцов и иных лиц суду не представлено.
Доводы о том, что публичные слушания фактически не проводились, документы представленные суду сфальсифицированы, опровергается материалами дела в полном объеме. Истцами не мотивировано сделанное заявление.
В ходе судебного разбирательства допрошены специалисты, автор проекта межевания ФИО13, сотрудник Комитета по архитектуре и развитию г.Барнаула ФИО15 Данные лица участвовали в проведении публичных слушаний, что отражено в протоколе от ДД.ММ.ГГГГ Специалисты пояснили, что слушания фактически были проведены в названную дату, от их участников не поступило возражений по проекту межевания. Документы дела по межеванию отражают проведенные мероприятия.
Для проверки доводов заявителей о фальсификации листа регистрации участников слушаний судом сделан запрос в УФМС по Алтайскому краю. Представлены справки, согласно которых лица заявленные как участники действительно имеют паспорта номер и серия которых указана в листе регистрации. Не соответствие адресов регистрации не может свидетельствовать о недействительности данных, поскольку участники могли указать фактические адреса проживания для наличия правовых оснований для участия в слушаниях. Доказательств того, что заявленные в материалах дела участники слушаний на них не присутствовали суду не представлено.
Оценивая довод о неполноте сообщений в средствах массовой информации и сети интернет, что могло повлечь нарушение прав заинтересованных лиц суд руководствуется требованиями Положения о порядке организации и проведения публичных слушаний, где содержатся требования к информационному обеспечению.
Сопоставляя положения нормативного акта и текст официальных сообщений, суд приходит к выводу, что они соответствует в полном объеме требованиям закона по полноте излагаемой информации, имеют все необходимые сведения, доступны для понимания и ознакомления.
То обстоятельство, что заявители не ознакомились с публикациями в СПИ не влечет признание постановления незаконным, поскольку граждане по своему усмотрению и в своем интересе реализуют принадлежащие им права.
Оценивая доводы о нарушении сроков извещения, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 4.1 комиссия извещает население города через средства массовой информации о проводимых публичных слушаниях не позднее 15 дней до даты проведения, а также информирует население о ходе проведения подготовки публичных слушаний.
В газете «» от ДД.ММ.ГГГГ № было опубликовано постановление администрации г.Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ № о проведении публичных слушаний по проекту межевания подлежащей застройки территории между домами по адресам: .....
Постановлено провести публичные слушания по проекту межевания в целях строительства подземных гаражей с надземным зданием общественных кладовых и детской спортивной площадкой в течение двух месяцев с даты принятия постановления. Утвержден состав комиссии по подготовке и проведению публичных слушаний с местонахождением по адресу ..... Пресс-центру опубликовать постановление в средствах массовой информации.
ДД.ММ.ГГГГ в официальном печатном издании «» было опубликовано сообщение муниципального образования г.Барнаул, в котором указывалось, что ДД.ММ.ГГГГ в по адресу ...., гимназия №, актовый зал, по инициативе главы города проводятся публичные слушания.
Анализируя публикации в средствах массовой информации суд приходит к выводу, что пятнадцатидневный срок извещения был соблюден. Затем до сведения населения доводилась иная информация о ходе подготовки публичных слушаний.
Суд соглашается с истцами о нарушении сроков, предусмотренных п. 3.6 Положения о порядке организации и проведения публичных слушаний в г.Барнауле. Информация о результатах публичных слушаний должна быть опубликована в средствах массовой информации не позднее чем через 15 дней со дня их проведения. Итоговый документ публичных слушаний опубликован ДД.ММ.ГГГГ, то есть через 28 дней.
Вместе с тем, суд приходит к выводу, что данное нарушение не влечет отмену Постановления администрации от ДД.ММ.ГГГГ Истцами не представлено доказательств о нарушении их прав, а также правового обоснования для отмены постановления. Не допускается отмены правовых актов по формальным основаниям.
Довод представителя заявителей о том, что муниципалитет не принял должных мер к информированию жителей г.Барнаула о проведении публичных слушаний, а именно что помимо официального опубликования могли быть приняты иные меры с целью получения общественного мнения судом оценен.
Согласно нормативно-правовых актов у комиссии, проводившей публичные слушания не имелось обязанности принимать иные, кроме официальных публикаций, мер к извещению жителей г.Барнаула.
Наличие подобного права и отсутствие вмененной обязанности у компетентного органа не может повлечь отмену обжалуемого постановления.
Оценивая довод заявителей о том, что принятым постановлением нарушены их имущественные права собственников гаражей и кладовых, суд считает его преждевременным.
Утверждение проекта межевания не влечет правовых последствий в виде принятия решения о сносе самовольных построек жильцов дома. Принятие подобного решения уполномоченным органом в будущем не может служить основанием для отмены постановления администрации города. Защите подлежит нарушенное право. Решение, ущемляющее имущественные права заявителей может быть обжаловано самостоятельно.
Оценивая все обстоятельства по делу суд делает вывод о не допустимости отмены постановления администрации г.Барнаула по формальным основаниям, доводы заявителей о нарушении процедуры проведения публичных слушаний носят предположительный характер, не представлено доказательства нарушения их прав.
Суду не представлено доказательств незаконности постановления от ДД.ММ.ГГГГ №.
На основании вышеизложенного, суд оставляет заявленные требования без удовлетворения в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Сотириади С.С., Захаренковой А.Б., Кожина В.В., Неудахиной Т.П., Красновой Г.Н., Крюковой Г.Е, Крейбель Г.Н., Овчинникова В.А., Грязнова В.М., Кузнецовой З.С., Семиной Н.И. к администрации г.Барнаула о признании протокола публичных слушаний незаконным, признании постановления администрации города Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ № незаконным оставить без удовлетворения в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Центральный районный суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.
Судья Королькова И.А.
Верно:
Судья______________________Королькова И.А.
Секретарь__________________ Остащенко Л.А.