ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2205/2022 от 09.09.2022 Туймазинского районного суда (Республика Башкортостан)

№ 2-2205/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

09 сентября 2022 года г. Туймазы, РБ

Туймазинский межрайонный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Сосновцевой С.Ю.,

при секретаре Багнюк О.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ГКУ Западный межрайонный цент занятости населения к ФИО1 о взыскании суммы пособия по безработице, полученной обманным путем,

УСТАНОВИЛ:

ГКУ Западный межрайонный цент занятости населения обратился в суд с иском к ФИО1 о взыскании суммы пособия по безработице, полученной обманным путем.

В обоснование своих требований указал, что ГКУ Западный межрайонный центр занятости населения ДД.ММ.ГГГГ выявил факт получения безработным гражданином пособия по безработице обманным путем. Данный факт был выявлен в отношении гражданина ФИО1ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающий по адресу: . ФИО1 обратился в ГКУ Западный межрайонный центр занятости населения в городе Туймазы в целях поиска подходящей работы ДД.ММ.ГГГГ, посредством подачи заявления о предоставлении государственной услуги через портал «Работа в России» (заявление от ДД.ММ.ГГГГ). Согласно Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ (редЛ 1.12.2018г.) «О занятости населения в Российской Федерации» (далее-закон о занятости) и действующих «Временных правилах регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленным порядке безработными» утвержденные постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ. Гражданин признан безработным с ДД.ММ.ГГГГ (личное дело получателя государственных услуг от ДД.ММ.ГГГГ) с установлением размера пособия в размере 16949,50 рублей с ДД.ММ.ГГГГ по 30.09.2020г., с 01.10.2020г. по 21.11.2020г. в размере 13949,50 рублей (приказ от 01.06.2020г., от 05.10.2020г.). При проведении перерегистрации ДД.ММ.ГГГГ, инспектором ФИО2 выявлено, что гражданин ФИО1 по сведениям из источника ПФР сервис «Сведения о факте трудовой деятельности», принят на работу в ООО «Компания Холдинг» с ДД.ММ.ГГГГ по договору гражданско-правового характера, то есть на момент перерегистрации являлся занятым, в соответствии со ст.2 Закона о занятости, о чем не сообщил инспектору.

Пунктом 3 статьи 3 Закона о занятости определены категории граждан, которые не могут быть признаны безработными. В соответствии с пунктом 2 статьи 35 Закона о занятости выплата пособия по безработице прекращается с одновременным снятием с учета в качестве безработного в случае признания гражданина занятым по основаниям, предусмотренным в статье 2 Закона о занятости, в число которых входит трудоустройство (работа по трудовому договору, договору гражданско-правового характера)

В соответствии с пунктом 7 Правил, в соответствии с которыми органами службы занятости осуществляют социальные выплаты гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и выдачу предложений о досрочном назначении пенсии таким гражданам, утвержденных приказом Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГн начисления пособия по безработице со дня признания безработным.

Таким образом, пособие по безработице после того, как гражданин был трудоустроен, было приобретено им без установленных законом, иными правовыми актам основании.

В соответствии со статьей 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаем предусмотренных статьей 1109 ГК РФ.

С ДД.ММ.ГГГГ Западный межрайонный центр занятости осуществляет свою деятельность на основании Временных правил, согласно которых организован дистанционный режим работы центра занятости в период действия режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой короновирусной инфекции.

Регистрация граждан в качестве безработных, также перерегистрация безработных граждан осуществляется в дистанционном режиме, сотрудники центра занятости уведомляют граждан по телефону о необходимости сообщить о трудоустройстве или иных обстоятельствах когда гражданин может быть признан занятым. Специалистами центра занятости требования законодательства и ответственность за предоставление ложных либо недостоверных сведений были разъяснены ФИО1 по телефону. Со стороны ФИО1 возражений и замечаний по данному факту высказано не было.

Гражданин при подаче заявления через портал «Работа в России» подтверждает, что он не является учредителем организаций, кроме некоммерческих без права получения дохода от деятельности; не является членом крестьянского(фермерского ) хозяйства; не является плательщиком налога на профессиональный доход; не обучается по очной форме обучения; не относиться к гражданам временно отсутствующим на рабочем месте; не является учредителем организаций; не занят в подсобных промысловых и реализующих продукцию по договорам; не выполняет работу по договорам; не проходит военную или альтернативную службу; не относиться к гражданам избранных, назначенных или утвержденные на оплачиваемую должность; не относиться к гражданам которые выполняют оплачиваемую работу (работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы ); не является индивидуальным предпринимателем, нотариусом, адвокатом. Без вышеуказанного подтверждения гражданином отсутствует техническая возможность отправки заявления. Кроме того, подтверждение данных на портале «Работа в России» подтверждается «V» (галочкой) о том, что ответчик предупрежден, что в случае получения пособия по безработице обманным путем (в том числе при предоставлении недостоверных сведений) центр занятости населения имеет право взыскивать незаконно полученные денежные средства в судебном порядке, а соответствующие материалы дела будут направлены в правоохранительные органы. Исходя из вышесказанного, ответчик был предупрежден с положениями законодательства Российской Федерации о занятости населения влекущих изменение или прекращение соответствующих выплат. Не уведомление ЦЗН о факте трудоустройства после такого трудоустройства, а в особенности после получения пособия по безработице за время, когда гражданин был трудоустроен (сокрытие факта в целях дальнейшего получения по безработице за время, когда гражданин был уже трудоустроен (сокрытие факта в целях дальнейшего получения пособия по безработице), может рассматриваться как недобросовестность со стороны гражданина. На основании вышесказанного, в случае попытки получения пособия по безработице обманным путем, а также признания гражданина занятым, ему прекращается выплачиваться пособие по безработице с одновременным снятием с учета в качестве безработного (статья 2, пункт 2 статьи 35 Закона ). Ввиду сокрытия ответчиком от Центра занятости своей занятости, выплата пособия была прекращена с одновременным снятием с учета только ДД.ММ.ГГГГ (приказ от ДД.ММ.ГГГГ) Выплаты производились с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Общий размер выплат составил 91794,88 рублей (девяносто одна тысяча семьсот девяносто четыре рублей 88 копеек), в том числе неправомерно полученных 91794,88 рублей (девяносто одна тысяча семьсот девяносто четыре рублей 88 копеек) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. На основании вышесказанного, сумма незаконно полученного пособия составляет 91794,88 рублей. Сумма задолженности не возвращена. Гражданин ФИО1 отказалась вернуть ранее полученные денежные средства. В соответствии с п. 5.1 ст. 31 ФЗ «О занятости населения в РФ» гражданину, который снят с учета в качестве безработного в связи с попыткой получения либо получением пособия по безработице обманным путем, в случае повторного признания его безработным в течении 12 месяцев со дня предыдущей регистрации в этом качестве пособие по безработице начисляется начиная с первого дня по истечении указанного периода. То есть, после того как ответчик официально устроившись на работу, не уведомил об этом центр занятости и получал пособие обманным путем, право на получение пособия после такого трудоустройства возникает только по истечении 12 месяцев.

В соответствии с приказом Федеральной службы по труду и занятости от 08.12.2005г. органы службы занятости передают по всем случаям получения безработными гражданами пособия по безработице обманным путем в правоохранительные органы, в том числе и в случаях возмещения безработными гражданами незаконно полученных сумм в добровольном порядке. В соответствии с пунктом 19 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, в случаях получения гражданами обманным путем пособия по безработице (стипендии) сумма пособия по безработице (стипендии) подлежат возврату в добровольном или судебном порядке. На основании изложенного просили Взыскать с ФИО1 в пользу государственного казенного учреждения Западный межрайонный центр занятости населения неосновательное обогащение в размере 91794,88 рублей.

На судебное заседание истец ГКУ Западный межрайонный цент занятости населения не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, представили заявление о рассмотрении дела без его участия, иск поддерживают.

В судебном заседании ответчик ФИО1, его представитель ФИО3 иск не признали, просили в иске отказать, указав, что ответчик официально не был трудоустроен в спорный период, перегнал автомобиль.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Пунктом 3 статьи 3 Закона о занятости определены категории граждан, которые не могут быть признаны безработными. В соответствии с пунктом 2 статьи 35 Закона о занятости выплата пособия по безработице прекращается с одновременным снятием с учета в качестве безработного в случае признания гражданина занятым по основаниям, предусмотренным в статье 2 Закона о занятости, в число которых входит трудоустройство (работа по трудовому договору, договору гражданско-правового характера)

В соответствии с пунктом 7 Правил, в соответствии с которыми органами службы занятости осуществляют социальные выплаты гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и выдачу предложений о досрочном назначении пенсии таким гражданам, утвержденных приказом Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГн начисления пособия по безработице со дня признания безработным.

Таким образом, пособие по безработице после того, как гражданин был трудоустроен, было приобретено им без установленных законом, иными правовыми актам основании.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в ГКУ Западный межрайонный центр занятости населения с заявлением о предоставлении государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы.

Приказом ГКУ Западный межрайонный центр занятости населения от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 признан безработным и ему назначено пособие по безработице в соответствии со статьями 30, 31, 33, 34, 34.1, 34.2 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" с ДД.ММ.ГГГГ; установлен период выплаты пособия по безработице 6 месяцев с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; установлены следующие размеры и сроки выплаты пособия по безработице: в размере 16 949 рублей 50 копеек с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Приказом ГКУ Западный межрайонный центр занятости населения от ДД.ММ.ГГГГ изменен размер пособия по безработице с 22 мая по ДД.ММ.ГГГГ в размере 16 949 рублей 50 копеек, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 60% средней зарплаты гражданина (56 982,00 руб.) 13 949,50 руб.

Приказами ГКУ Западный межрайонный центр занятости населения от ДД.ММ.ГГГГ исключен из начислений пособия по безработице, снят с регистрационного учета в качестве безработного с ДД.ММ.ГГГГ

Основанием для издания данных приказов явилась попытка получения либо получение пособия по безработице обманным путем.

Нормы, регулирующие обязательства вследствие неосновательного обогащения, установлены главой 60 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного кодекса.

Согласно пункту 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.

При этом следует исходить из того, что неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которые лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой. Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке. По смыслу положений пункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение.

Вместе с тем закон устанавливает и исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки. При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных сумм.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 10-П, содержащееся в главе 60 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (часть 3 статьи 17); соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.

Согласно преамбуле Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1032-1) настоящий Закон определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы.

В соответствии с положениями пункта 1 статьи 3 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1032-1 безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

Как следует из материалов дела, что настоящий спор возник в связи с тем, что в период признания ФИО1 безработным (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он имел действующий с ДД.ММ.ГГГГ гражданско-правовой договор с ООО «Компания Холдинг».

Согласно ответа ГУ-Отделение Пенсионного фонда РФ по РБ от ДД.ММ.ГГГГ застрахованное лицо ФИО1 имеет сведения, составляющие пенсионные права от работодателя ООО Компания ТНК Холдинг (ИНН за период май 2020 г., июль 2020 г., вознаграждение за май 2020 г. составляет 57 471 рубль, июль 2020 г. 27 127 рублей.

Из представленной выписке из лицевого счета открытого на имя за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что . ДД.ММ.ГГГГ получил выплату по договорам ГПХ в размере 50 000 рублей, ДД.ММ.ГГГГ получил заработную плату в размере 5 819 рублей 05 копеек, ДД.ММ.ГГГГ получил выплату по договорам ГПХ в размере 23 600 рублей.

Таким образом, факт получения денежных средств от ООО Компания ТНК Холдинг по гражданско-правовому договору после обращения ответчика в центр занятости, подтверждает того, что полученные ответчиком спорные денежные средства в размере 91 794 рубля 88 копеек подлежат квалификации в качестве его неосновательного обогащения.

Поскольку добросовестность гражданина по требованиям о взыскании сумм пособия презюмируется, то обязанность по доказыванию недобросовестности при получении пособия возлагается на истца, требующего их возврата.

Факт недобросовестности со стороны ответчика доказан, поскольку доказан факт оплаты за оказанные услуги в период после признания ответчика в качестве безработного.

С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что излишне выплаченные ответчику суммы пособия в силу пункта 1 статьи 1102 и подпункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации должны быть возвращены получателем, поскольку установлен факт недобросовестности ФИО1

При таких обстоятельствах, с ФИО1 в пользу ГКУ Западный межрайонный цент занятости населения (в бюджет Российской Федерации) подлежит взысканию сумма пособия, полученную обманным путем за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 91 794 рубля 88 копеек.

Согласно ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Учитывая данную норму закона, а также ст. ст. 333.19, 333.36 Налогового Кодекса РФ госпошлина подлежит взысканию в сумме 2 953 рубля 82 копейки с ответчика.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ГКУ Западный межрайонный цент занятости населения к ФИО1 о взыскании суммы пособия по безработице, полученной обманным путем, удовлетворить.

Взыскать с ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (паспорт ) в пользу ГКУ Западный межрайонный цент занятости населения (в бюджет Российской Федерации) сумму пособия, полученную обманным путем за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 91 794 рубля 88 копеек.

Взыскать с ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (паспорт ) в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 2 953 рубля 82 копейки.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан через Туймазинский межрайонный суд РБ в течение месяца со дня его принятия.

Судья: С.Ю. Сосновцева

Мотивированное решение изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.