дело
УИД
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 июня 2022 года город Ставрополь
Ленинский районный суд города Ставрополя Ставропольского края
в составе:
председательствующего судьи Косолаповой А.С.,
при секретаре Васильевой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению казенного учреждения Вологодской области «Центр социальных выплат» филиал по городу Череповец к ФИО1 о взыскании излишне выплаченных денежных средств,
установил:
истец обратился в суд с исковым заявлением, в котором просит взыскать с ФИО1 51 428 рублей, из них: 46 928 рублей – излишне выплаченная ежемесячная денежная выплата на третьего и каждого последующего ребенка за период с по ; 4 500 рублей – излишне выплаченное пособие на детей до 16 (18) лет за период с по .
В обоснование заявленных требований в иске указано, что ФИО1 обратилась с заявлением в филиал по г. Череповец КУ ВО «Центр соцвыплат» о назначении ежемесячного пособия на детей, а также ежемесячной денежной выплаты на третьего и каждого последующего ребенка.
В соответствии со ст. 10 Закона Вологодской области от 16.03.2015 № 3602- ОЗ «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Вологодской области» ответчику, проживавшей по адресу: , имеющей регистрацию по адресу: , назначено в размере 375 рублей ежемесячное пособие на детей до 16 (18) лет, зачисляемое на расчетный счет ФИО1 в ПАО «Сбербанк»: ФИО2, г.р. с по ; ФИО2, г.р. с по ; ФИО3, г.р. с по .
В соответствии со ст. 15 Закона Вологодской области от 16.03.2015 № 3602- ОЗ «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Вологодской области» ответчику, проживавшей по адресу: , имеющей регистрацию по адресу: , назначена ежемесячная денежная выплата на третьего и каждого последующего ребенка - ФИО2 г.р. в размере: 11 037 руб. 00 коп. с по , 11 171 руб. 00 коп. с по , 11 732 руб. 00 коп. с по , зачисляемая на расчетный счет ответчика в ПАО «Сбербанк».
Согласно заявлениям ФИО1 от ответчик ознакомлена с обязательством извещать уполномоченный орган о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение назначенных ей вы плат.
Ответчик ФИО1 снята с регистрационного учета по адресу: , чём филиал по г. Череповец КУ ВО «Центр социальных выплат» не уведомила.
С ответчик зарегистрирована по адресу: .
В связи со снятием ответчика с регистрационного учета и отсутствием у неё регистрации на территории Вологодской области, ответчик утратила право на получение МСП, в соответствии с законом Вологодской области от 16.03.2015 № 3602-ОЗ с : ежемесячная денежная выплата на третьего и каждого последующего ребенка в сумме 46 928 рублей за период с по , зачисленная на расчетный счет ответчика в ПАО «Сбербанк России», является излишне выплаченной и подлежит возврату; право на ежемесячную денежную выплату на третьего и каждого последующего ребенка имеет один из совместно проживающих с ним родителей, имеющий место жительство или временно проживающий на территории Вологодской области и не имеющий места жительства на территории другого объекта Российской Федерации; ежемесячное пособие на детей до 16 (18) лет в сумме 4 500 рублей за период с по , зачисленное на расчетный счет ответчика в ПАО «Сбербанк России», является излишне выплаченной и подлежит возврату.
В адрес ответчика направлены уведомления от , о добровольном возмещении излишне выплаченной суммы ЕДК. Обращения не последовало. Денежные средства не возмещены.
ФИО1 путем умолчания о фактах, влекущих прекращение выплаты, необоснованно получила 51 428 рублей.
Представитель истца в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом и в срок, имеется заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
В судебное заседание ответчик ФИО1 не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещалась судом надлежащим образом и в срок.
Судебные извещения, направленные по адресу, указанному в иске, и подтвержденному отделом адресно-справочной работы ГУ МВД России по Ставропольскому краю, как адрес регистрации ответчика, отделением почтовой связи адресату не доставлено и возвращено в суд с указанием причины - истек срок хранения, что подтверждается отчётом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором .
Суд признает извещение ответчика о времени и месте проведения судебного заседания надлежащим, поскольку судом приняты все меры для надлежащего извещения ответчика. Возвращение судебных извещений суд расценивает, как уклонение ответчика от получения судебных извещений.
Следовательно, ответчик не проявил ту степень заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась в целях своевременного получения направляемых ему органами государственной власти (в данном случае судом) извещений и принятых в отношении него решений.
Отсутствие надлежащего контроля за поступающей по месту жительства корреспонденции, является риском самого гражданина, все неблагоприятные последствия такого бездействия несет само совершеннолетнее физическое лицо.
Согласно разъяснениям, изложенным в абзаце 2 пункта 67 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 извещение будет считаться доставленным адресату, если он не получил его по своей вине в связи с уклонением адресата от получения корреспонденции, в частности если оно было возвращено по истечении срока хранения в отделении связи.
Согласно пункту 3 статьи 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
Суд предпринял предусмотренные законом меры для своевременного и надлежащего извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания, однако, ответчик от получения корреспонденции по месту регистрации уклонился, доказательства невозможности получения корреспонденции не представлены. Суд считает ответчика, извещенным надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания, причину его неявки в суд признает неуважительной.
Суд, исследовав материалы дела, оценив собранные доказательства в их совокупности, приходит к следующим выводам.
В силу ч. 2 ст. 195 ГПК РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
В силу ст. 35 ГПК РФ лица, участвующие в деле, имеют право представлять доказательства и участвовать в их исследовании, задавать вопросы другим лицам, участвующим в деле, свидетелям, экспертам и специалистам; заявлять ходатайства, в том числе об истребовании доказательств; давать объяснения суду в устной и письменной форме; приводить свои доводы по всем возникающим в ходе судебного разбирательства вопросам, возражать относительно доводов других лиц, участвующих в деле; использовать другие процессуальные права, а также несут процессуальные обязанности, установленные процессуальным законодательством.
В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ст. 1 Закона Вологодской области от 16.03.2015 № 3602-ОЗ «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Вологодской области» настоящий закон области в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Семейным кодексом Российской Федерации, федеральными законами «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и иными федеральными законами регулирует отношения в сфере охраны семьи, материнства, отцовства и детства.
В силу ч. 1 ст. 10 Закона Вологодской области от 16.03.2015 № 3602-ОЗ «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Вологодской области» право на ежемесячное пособие на ребенка имеет один из родителей (усыновителей, опекунов, попечителей), проживающий на территории Вологодской области, на каждого рожденного, усыновленного, принятого под опеку (попечительство) совместно проживающего с ним ребенка до достижения им возраста 16 лет (на учащегося общеобразовательной организации - до окончания им обучения, но не более чем до достижения им возраста 18 лет):
1) в малоимущих семьях;
2) независимо от дохода в семьях, если:
- одинокий родитель (усыновитель, опекун, попечитель) воспитывает ребенка-инвалида, ребенка, являющегося ВИЧ-инфицированным;
- один из родителей (усыновителей, опекунов, попечителей) не работает в связи с осуществлением ухода за ребенком-инвалидом, ребенком, являющимся ВИЧ-инфицированным.
В соответствии с ч. 1 ст. 15 Закона Вологодской области от 16.03.2015 № 3602-ОЗ «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Вологодской области» малоимущей семье при рождении (усыновлении) третьего и каждого последующего ребенка, имеющего гражданство Российской Федерации и родившегося в период с 1 января 2013 года по 31 декабря 2020 года, устанавливается ежемесячная денежная выплата.
Право на ежемесячную денежную выплату на третьего и каждого последующего ребенка имеет один из совместно проживающих с ним родителей (усыновителей), имеющий место жительства на территории Вологодской области.
Судом установлено и из материалов дела следует, что ФИО1 имеет троих несовершеннолетних детей: ФИО2, ; ФИО3, ; ФИО2, .
ФИО1 обратилась в казенное учреждение Вологодской области «Центр социальных выплат» филиал по городу Череповец с заявлениями о назначении ежемесячного пособия на детей: ФИО2, ФИО3, ФИО2, а также о назначении ежемесячной денежной выплаты на третьего и каждого последующего ребенка - на ФИО2
Решением казенного учреждения Вологодской области «Центр социальных выплат» филиал по городу Череповец от ФИО1 назначена ежемесячная денежная выплата на третьего и каждого последующего ребенка - на ФИО2, : 11 037 рублей с по ; 11 171 рубль с по ; 11 732 рубля с по .
Решением казенного учреждения Вологодской области «Центр социальных выплат» филиал по городу Череповец от ФИО1 назначено ежемесячное пособие на ребенка до 16 (18) лет на ФИО2, , в размере 375 рублей с по .
Решением казенного учреждения Вологодской области «Центр социальных выплат» филиал по городу Череповец от ФИО1 назначено ежемесячное пособие на ребенка до 16 (18) лет на ФИО3, , в размере 375 рублей с по .
Решением казенного учреждения Вологодской области «Центр социальных выплат» филиал по городу Череповец от ФИО1 назначено ежемесячное пособие на ребенка до 16 (18) лет на ФИО2, , в размере 375 рублей с по .
Согласно адресной справке ФИО1 снята с регистрационного учета по адресу: , с зарегистрирована по адресу: .
Решением казенного учреждения Вологодской области «Центр социальных выплат» филиал по городу Череповец от прекращено предоставление ФИО1 ежемесячной денежной выплаты на третьего и каждого последующего ребенка в связи со снятием с регистрационного учета и выбытием за пределы Вологодской области с .
Решениями казенного учреждения Вологодской области «Центр социальных выплат» филиал по городу Череповец , , от прекращено предоставление ФИО1 ежемесячных пособий на детей до 16 (18) лет в связи со снятием с регистрационного учета и выбытием за пределы Вологодской области с .
, ФИО1 направлены уведомления о возврате излишне полученных выплат. Ответчик денежные средства не возвратила.
Обращаясь в суд с настоящим иском, КУ ВО «Центр соцвыплат» филиал по г. Череповец ссылается на то, что ФИО1 в результате непредоставления сведений об изменении места жительства, необоснованно получила денежные выплаты, которые подлежат возврату на основании ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Нормы, регулирующие обязательства вследствие неосновательного обогащения, установлены главой 60 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного кодекса.
Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (пункт 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из изложенного следует, что неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которые лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой.Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке.
По смыслу положений пункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, и тому подобное, то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Вместе с тем закон устанавливает и исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.
При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных сумм.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 26 февраля 2018 года № 10-П, содержащееся в главе 60 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (статья 17, часть 3); соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.
Таким образом, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться и за пределами гражданско-правовой сферы, в частности в рамках правоотношений, связанных с получением отдельными категориями граждан Российской Федерации мер социальной поддержки в виде ежемесячных денежных выплат на детей.
По данному делу юридически значимым, с учетом исковых требований истца и регулирующих спорные отношения норм материального права, является установление следующих обстоятельств: была ли ФИО1 проинформирована уполномоченным органом о порядке предоставления ежемесячных денежных выплат на детей, в том числе о том, какие обстоятельства влекут прекращение права на получение выплат, и об обязанности ФИО1 сообщать уполномоченному органу о наступлении таких обстоятельств, в частности сообщать об изменении места жительства; имела ли место со стороны ФИО1 недобросовестность при получении ею в период по ежемесячных денежных выплат на детей.
Истец в обоснование заявленных требований указывает на то, что ответчик не исполнила обязанность по своевременному сообщению об изменении места своего жительства.
В Вологодской области форма и порядок предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям семей регламентированы Законом Вологодской области от 16 марта 2015 года № 3602-ОЗ «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Вологодской области».
Так, правила назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребенка, установленного статьей 10 закона области от 16.03.2015 № 3602-ОЗ, определены Порядком назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребенка, утвержденным Постановлением Правительства Вологодской области № 1086 от 29.11.2004.
Согласно пп. «к» п. 25 Порядка выплата ежемесячного пособия на ребенка прекращается с месяца, следующего за месяцем, в котором наступили следующие обстоятельства: снятие получателя ежемесячного пособия на ребенка с регистрационного учета по месту жительства на территории Вологодской области (при отсутствии регистрации (учета) по месту пребывания на территории Вологодской области) либо снятие получателя ежемесячного пособия на ребенка с регистрационного учета по месту пребывания на территории Вологодской области (при отсутствии регистрации по месту жительства на территории Вологодской области).
Получатель ежемесячного пособия обязан известить КУ ВО «Центр социальных выплат» о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение выплаты ежемесячного пособия на ребенка (за исключением обстоятельств, предусмотренных подпунктами «а», «в», «и», «н», «п», «у» пункта 25 настоящего Порядка), либо об изменении сведений в документе, удостоверяющем личность получателя (фамилии, имени, отчества, номера, серии (при наличии) (далее -сведения в документе, удостоверяющем личность получателя), наименования кредитной организации и (или) номера счета или индекса отделения почтовой связи, указанных в заявлении (далее - сведения, указанные в заявлении), - всрок, не превышающий 5 рабочих дней со дня наступления таких обстоятельств либо со дня изменения сведений, указанных в заявлении.
Правила предоставления ежемесячной денежной выплаты, установленной статьей 15 закона области от 16.03.2015 № 3602-ОЗ, определены Порядком предоставления ежемесячной денежной выплаты на третьего и каждого последующего ребенка, утвержденным Постановлением Правительства Вологодской области № 1452 от 07.12.2012.
В силу пп. «з» п. 19 Порядка выплата ежемесячной денежной выплаты прекращается в случае наступления следующих обстоятельств: снятие получателя с регистрационного учета по месту жительства на территории Вологодской области (при отсутствии регистрации по месту пребывания на территории Вологодской области) либо снятие получателя с регистрационного учета по месту пребывания на территории Вологодской области (при отсутствии регистрации по месту жительства на территории Вологодской области).
Согласно п. 22 Порядка получатель ежемесячной денежной выплаты обязан письменно известить КУ ВО «Центр социальных выплат» о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение ежемесячной денежной выплаты (за исключением обстоятельств, предусмотренных подпунктами «а», «е», «и», «м» пункта 19 настоящего Порядка), об изменении сведений в документе, удостоверяющем личность получателя (фамилии, имени, отчества, номера, серии (при наличии), наименования кредитной организации и (или) номера счета или индекса отделения почтовой связи, указанных в заявлении, - в срок, не превышающий 5 рабочих дней со дня наступления таких обстоятельств либо со дня изменения указанных сведений.
Согласно приведенным нормативным положениям право отдельных категорий семей в Вологодской области на получение мер социальной поддержки в виде ежемесячных выплат на детей предусмотрено законом области. Правила назначения и выплаты ежемесячных пособий на детей, источники финансирования этих мер социальной поддержки установлены Правительством Вологодской области.
Меры социальной поддержки предоставляются гражданам уполномоченным органом на основании заявления и документов, подтверждающих их право на получение этих мер.
Для граждан Российской Федерации, проживающих на территории Вологодской области, порядок и условия назначения и выплаты ежемесячных пособий на детей определены указанными выше нормативными правовыми актами Вологодской области. В этих нормативных правовых актах названы, в том числе основания прекращения предоставления мер социальной поддержки гражданам, среди них - снятие получателя с регистрационного учета по месту жительства на территории Вологодской области, а также установлена обязанность гражданина - получателя мер социальной поддержки - извещать КУ ВО «Центр социальных выплат» о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение ежемесячной денежной выплаты. При этом установлена и обязанность КУ ВО «Центр социальных выплат» самостоятельно получать, а также проверять представленные гражданами в целях получения мер социальной поддержки документы, в том числе путем межведомственного взаимодействия в соответствии с положениями Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 14 января 2016 года № 1-П, принципы правовой определенности и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства гарантируют гражданам, что решения принимаются уполномоченными государством органами на основе строгого исполнения законодательных предписаний, а также внимательной и ответственной оценки фактических обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение, изменение, прекращение прав.
В Постановлении от 22 июня 2017 года № 16-П Конституционный Суд Российской Федерации обратил внимание на существенное значение, которое при разрешении споров по искам публично-правовых образований имеет, в том числе оценка действий (бездействия) органов, уполномоченных действовать в интересах граждан, в частности ненадлежащее исполнение ими своих обязанностей, совершение ошибок, разумность и осмотрительность в реализации ими своих правомочий.
Таким образом, приведенные нормативные положения в их взаимосвязи с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации о надлежащем исполнении органами государственной власти и органами местного самоуправления своих обязанностей при осуществлении ими своих полномочий и об ответственности этих органов и должностных лиц в случае ненадлежащего исполнения таких обязанностей не предполагают взыскания с физических лиц денежных средств, в данном случае социальных выплат, в качестве неосновательного обогащения, если таковое было обусловлено поведением уполномоченных государственных органов или органов местного самоуправления и не связано с противоправными действиями самого физического лица.
В случае установления недобросовестных действий гражданина, направленных на получение мер социальной поддержки без установленных законом оснований, с него как с лица, получавшего и пользовавшегося выплатами в отсутствие предусмотренных законом оснований, неосновательно полученные суммы выплат подлежат взысканию по правилам статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации как неосновательное обогащение.
Поскольку добросовестность гражданина (в данном случае ФИО1) по требованиям о взыскании полученных выплат презюмируется, то именно на истце лежит бремя доказывания недобросовестности ответчика.
Однако таких истцом доказательств суду не представлено.
Из материалов дела усматривается, что ответчик, снявшись с регистрационного учета на территории Вологодской области, в установленном законом порядке зарегистрировалась на территории Ставропольского края.
При совершении регистрационных действий по снятию с регистрационного учета в г. Череповец и постановке на учет по новому месту жительства в ФИО1 (или ее уполномоченный представитель) обращалась в соответствующий уполномоченный орган либо многофункциональный центр, соответственно, у КУ ВО «Центр социальных выплат» в ходе межведомственного информационного взаимодействия в рамках соответствующего правового регулирования, в том числе в соответствии с положениями Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», с многофункциональными центрами имелась и имеется возможность получать информацию о совершении гражданами (получателями мер социальной поддержки) названных действий без непосредственного обращения гражданина в орган социальной защиты, что особенно важно для многодетных семей.
Кроме того, в заявлениях о предоставлении мер социальной поддержки, составленных по утвержденной форме, способ уведомления уполномоченного органа о наступлении обстоятельств, влияющих на право получения мер социальной поддержки, в данном случае об изменении места жительства, также не указан.
Между тем именно истец обязан доводить до сведения граждан конкретную и исчерпывающую информацию о порядке и условиях, на которых предоставляются меры социальной поддержки, о том, при каких конкретно обстоятельствах выплаты приостанавливаются или прекращаются, какие обязанности возникают у граждан при наступлении таких обстоятельств и какие возникают последствия при невыполнении гражданами таких обязательств.
В имеющихся в деле заявлениях не указано, в чем конкретно выражается этот порядок назначения, выплаты, приостановления или прекращения мер социальной поддержки. Заявления не имеют ссылок на нормативные акты Вологодской области, утверждающие Порядок назначения ежемесячных денежных выплат на детей.
В заявлениях не указано, что снятие с регистрационного учета на территории Вологодской области получателя ежемесячных денежных выплат является основанием для прекращения выплат, как и не указано на обязательство получателя выплат сообщать об этом истцу.
При этом ни Порядком назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребенка, утвержденным Постановлением Правительства Вологодской области № 1086 от 29.11.2004, ни Порядком предоставления ежемесячной денежной выплаты на третьего и каждого последующего ребенка, утвержденным Постановлением Правительства Вологодской области № 1452 от 07.12.2012, не установлен конкретный порядок действий получателя выплат при смене места жительства, форма, вид и способ уведомления КУ ВО «Центр социальных выплат» об этих изменениях. Заявления-обязательства, подписанные ФИО1, таких разъяснений также не содержат.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что истцом не доказан факт совершения ФИО1 недобросовестных действий, направленных на получение мер социальной поддержки при отсутствии на это правовых оснований.
Таким образом, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований о взыскании с ФИО1 денежных средств.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований казенного учреждения Вологодской области «Центр социальных выплат» филиал по городу Череповец к ФИО1 о взыскании денежных средств размере 51 428 рублей, из которых: 46 928 рублей – излишне выплаченная ежемесячная денежная выплата на третьего и каждого последующего ребенка за период с по ; 4 500 рублей – излишне выплаченное пособие на детей до 16 (18) лет за период с по , – отказать.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Ленинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 17 июня 2022 года.
Судья А.С. Косолапова