ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2212/2023 от 20.07.2023 Октябрьского районного суда г. Ставрополя (Ставропольский край)

2-2212/2023

26RS0-11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

20 июля 2023 года <адрес>

Октябрьский районный суд <адрес> края в составе:

председательствующего судьи Руденко Е. В.,

при секретаре судебного заседания ФИО3,

с участием представителя истца на основании доверенности ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Комитета труда и социальной защиты администрации <адрес> к ФИО1 о взыскании выплаченной государственной социальной помощи населению <адрес> на основании социального контракта,

УСТАНОВИЛ:

Комитет труда и социальной защиты администрации <адрес> обратился в суд с иском к ФИО1 о взыскании в пользу комитета труда и социальной защиты населения администрации <адрес> с ФИО1 выплаченную сумму государственной социальной помощи на основании социального контракта в размере 250000,00 (двести пятьдесят тысяч) рублей 00 копеек.

В обосновании исковых требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ в комитет труда и социальной защиты населения администрации <адрес> обратился ФИО1, зарегистрированный и проживающий по адресу: <адрес> заявлением об оказании государственной помощи на основании социального контракта.

Государственная социальная помощь населению <адрес> на основании социального контракта, установлена <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-кз «О государственной социальной помощи населению в <адрес>» (далее - Закон -кз), оказывается в целях стимулирования активных действий граждан по преодолению ими трудной жизненной ситуации в порядке, утвержденным Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-п «Об утверждении Порядка оказания государственной социальной помощи населению <адрес> на основании социального контракта» (далее - Порядок). Данным постановлением определены условия и порядок оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта, порядок заключения, расторжения социального контракта, осуществление контроля за выполнением условий социального контракта, порядок выплаты государственной социальной помощи на основании социального контракта. Социальный контракт это соглашение, которое заключается между гражданином и органом местного самоуправления муниципального или городского округа <адрес> по месту жительства либо месту пребывания гражданина, в соответствии с которым орган социальной защиты населения обязуется оказать гражданину государственную социальную помощь, гражданин - реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации. На основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ и в соответствии с Законом -кз, ДД.ММ.ГГГГ между Истцом и Ответчиком заключен социальный контракт на осуществление деятельности по оказанию услуг коммерческой аэросъемки с использованием беспилотных летательных аппаратов со сроком действия с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с документами, представленными Ответчиком (заявление, бизнес план) ему была назначена государственная социальная помощь на основании социального контракта в виде единовременной денежной выплаты в сумме 250000,00 (двести пятьдесят тысяч) рублей. Ответчиком разработана программа социальной адаптации на срок действия социального контракта, которая является неотъемлемой частью социального контракта.

Выплата денежных средств в сумме 250000,00 (двести пятьдесят тысяч) рублей произведена на лицевой счет ФИО1ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с пунктами 4.2-ДД.ММ.ГГГГ социального контракта Ответчик обязался выполнять в полном объеме мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации, а именно: в феврале 2022 года зарегистрироваться (встать на учет) в налогов органе <адрес> в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход (пункты 4.2.1,4.2.2), в феврале 2022 пробрести квадрокоптер (пункт 4.2.3), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ осуществлять деятельность по оказанию услуг коммерческой аэросъемки с использованием беспилотных летательных аппаратов (пункт 4.2.9); ежемесячно, в срок до 3 числа месяца, следующего за отчетным, предоставлять Истцу отчет о выполнении программы социальной адаптации на период действия социального контракта (пункт ДД.ММ.ГГГГ).

Однако, Ответчик не встал на учет в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход, с марта 2022 года ФИО1 не представлялись отчеты о выполнении мероприятий программы социальной адаптации, а также не представлены отчеты о расходовании средств на сумму 250000,00 руб., вследствие чего нарушены вышеуказанные условия социального контракта.

Согласно подпунктам «б» и «к» подпункта 1 пункта 35 Порядка, социальный контракт расторгается с Получателем досрочно в случае невыполнения получателем условий социального контракта и (или) мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации и непредставления получателем в течение 2 месяцев подряд отчета.

В соответствии с абзацем вторым пункта 45 Порядка выплаченные суммы государственной социальной помощи на основании социального контракта возмещаются Получателем в добровольном порядке в полном объеме и в срок не позднее 30 календарных дней со дня расторжения, либо взыскиваются с Получателя в судебном порядке.

В судебном заседании представитель истца Комитета труда и социальной защиты администрации <адрес>ФИО4 исковые требования поддержал и просил суд удовлетворить их в полном объеме.

Ответчик ФИО1,надлежащим образом извещен о времени, месте и дате рассмотрения дела, причина неявки не известна, представил возражение на исковое заявление в котором указал, что он возражает против удовлетворения указанных исковых требований по следующим основаниям.

В целях реализации Федерального закона «О государственной социальной помощи», постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 296 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан», <адрес> «О государственной социальной помощи населению в <адрес>» между Истцом и Ответчиком ДД.ММ.ГГГГ заключен социальный контракт, направленный на реализацию мероприятий по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности, самозанятости, деятельности (фермерского) хозяйства (далее по тексту социальный контракт). Социальный контракт заключен на срок до ДД.ММ.ГГГГ Данные обстоятельства также подтверждаются программой социальной адаптации, утвержденные межведомственной комиссией по рассмотрению вопросов, связанных с оказанием государственной социальной помощи на основании социального контракта ДД.ММ.ГГГГ и решением от ДД.ММ.ГГГГ Комитета труда и социальной защиты населения администрации <адрес>. Согласно п. 23, п. 33, пп. 1 п. 34, п. 35, п. 37 Порядка оказания государственной социальной помощи населению ставропольского края на основании социального контракта (утвержденного постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 19-п (в редакции постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 268- п)) Программа социальной адаптации является неотъемлемой частью социального контракта. Орган социальной защиты осуществляет сопровождение социального контракта, выполнение получателем обязательств, предусмотренных социальным контрактом и контроль за выполнением мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации. Получатель ежемесячно, в срок до 3-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, представляет в орган, указанный в программе социальной адаптации, отчет о выполнении мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации, и обязательств, предусмотренных социальным контрактом, по форме, установленной министерством (далее - отчет), с приложением документов, подтверждающих факты выполнения получателем мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации, и целевого использования государственной социальной помощи на основании социального контракта в виде денежной выплаты (при наличии таких документов). Социальный контракт расторгается по инициативе органа социальной защиты по следующим основаниям:

а) нецелевое расходование государственной социальной помощи на основании социального контракта в виде денежной выплаты;

б) невыполнение получателем условий социального контракта и (или) мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации;

в) представление получателем отчета, содержащего недостоверную информацию (сведения) о выполнении условий социального контракта и (или) мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации;

г) увольнение получателя с рабочего места, на которое он трудоустроен в период действия социального контракта, за исключением увольнения по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 2 и 4 статьи 81, пунктами 1, 2 и 5 - 7 статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации;

д) признание судом получателя недееспособным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

е) прекращение прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования в период действия социального контракта по вине получателя;

ж) отсутствие по истечении срока, предусмотренного программой социальной адаптации, сведений о государственной регистрации получателя в качестве индивидуального предпринимателя (самозанятого), деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства; з) прекращение индивидуальной предпринимательской деятельности (самозанятости), деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства (снятие с учета), ведения личного подсобного хозяйства по собственной инициативе в период действия социального контракта;

и) переезд получателя (членов семьи) на новое место жительства (пребывания) за пределы <адрес>;

к) непредставление получателем в течение 2 месяцев подряд отчета;

л) смерть получателя.

О расторжении социального контракта по инициативе органа социальной защиты он уведомляет получателя не позднее чем через 3 рабочих дня со дня его расторжения.

Уведомление о расторжении по инициативе органа социальной защиты социального контракта, о прекращении оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта, а также о необходимости возврата выплаченных получателю средств в рамках социального контракта оформляется органом социальной защиты и направляется получателю способом, указанным в заявлении, по форме, утверждаемой министерством, в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения органом социальной защиты о расторжении в одностороннем порядке социального контракта. В случае досрочного расторжения социального контракта по основаниям, предусмотренным подпунктами «а» - «в», «ж» - «и», «л» подпункта «1» и подпункта «а подпункта «2» пункта 35 настоящего Порядка, выплаченная государственная социальная помощь на основании социального контракта в виде денежной выплаты возмещается получателем в добровольном порядке органу социальной защиты в полном объеме и в срок не позднее 30 календарных дней со дня расторжения социального контракта либо взыскивается с получателя в судебном порядке. ДД.ММ.ГГГГ Ответчиком на текущий банковский счет, указанный в заявлении об оказании государственной социальной помощи на сновании социального контракта, получена социальная помощь в размере 250 000,00 Р. В срок до 3-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, Ответчиком были представлены отчеты о выполнении мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации, и обязательств, предусмотренных социальным контрактом, по форме, установленной министерством, с приложением документов, подтверждающих факты выполнения мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации, и целевого использования государственной социальной помощи на основании социального контракта в виде денежной выплаты. Данные обстоятельства подтверждаться программой социальной адаптации, а именно контрольными заключениями специалиста, осуществляющего сопровождение контракта, по проведенным мероприятиям. В случае невыполнения проведенных мероприятий Ответчиком, указанным специалистом была бы внесена соответствующая запись в программу социальной адаптации и иные отметки об этом, однако в программе социальной адаптации такие сведения отсутствуют. Кроме того, Ответчиком достигнут конечный результат оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта, он зарегистрирован в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход не менее 11 месяцев со дня заключения социального контракта (п. 4.2.9 социального контракта). Вместе с этим Ответчик не согласен о том, что социальный контракт расторгнут, поскольку уведомление о расторжении социального контракта направленное в адрес Ответчика ДД.ММ.ГГГГ, противоречит реальным обстоятельствам дела. Во-первых, уведомление о расторжении социального контракта направлено по истечению срока ДД.ММ.ГГГГ, на который социальный контракт был заключен. Во-вторых, получателем социальной помощи не может быть нарушено для расторжения социального контракта сразу два подпункта п. 35 Порядка оказания государственной социальной помощи населению ставропольского края на основании социального контракта (утвержден постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 19-п (в редакции постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 268- п)). В-третьих, не указан, какой именно пункт социального контракта и когда был нарушен Ответчиком. В-четвертых, отсутствует информация о том, что такое уведомление было направлено в следствии принятии решения органом социальной защиты о расторжении в одностороннем порядке социального контракта. Данные обстоятельства, также подтверждаются материалами дела, в которых отсутствует соответствующее решение Комитета труда и социальной защиты населения администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Вместе с этим стоит обратить внимание на, что в уведомлении указано, что социальный контракт расторгается,а не расторгнут, что в свою очередь также свидетельствует о том, что социальный контракт в одностороннем порядке по инициативе Истца не расторгнут. Поскольку решение органом социальной защиты о расторжении в одностороннем порядке социального контракта на основании подпунктов «б» и «к» подпункта 1 пункта 35 Порядка оказания государственной социальной помощи населению ставропольского края на основании социального контракта (утвержден постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 19-п (в редакции постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 268-п)) от ДД.ММ.ГГГГ не принято, социальный контракт от ДД.ММ.ГГГГ считается действовавшим до ДД.ММ.ГГГГ, а договор не расторгнутым. Таким образом, социальную помощь в размере 250 000, 00 рублей Ответчик получил согласно социальному контракту. В связи с чем указанная сумма не является неосновательным обогащением и возврату не подлежит, поскольку социальный контракт с Ответчиком не расторгнут, о чем свидетельствует отсутствие решения органа социальной защиты о расторжении в одностороннем порядке социального контракта на основании подпунктов «б» и «к» подпункта 1 пункта 35 Порядка оказания государственной социальной помощи населению ставропольского края на основании социального контракта (утвержден постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 19-п (в редакции постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 268- п)) от ДД.ММ.ГГГГ Иных доказательств, подтверждающие наличие обстоятельств, свидетельствующих о расторжении социального контракта по инициативе Истца или других способов обогащения за его счет без каких-либо оснований - не представлено. Таким образом, доводы искового заявления являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению по причине отсутствия гражданского спора между Истцом и Ответчиком. На основании вышеизложенного просит суд отказать в удовлетворении требований Истца о возврате денежных средств, полученных по социальному контракту Ответчиком, согласно п. 45 порядка оказания государственной социальной помощи населению <адрес> на основании социального контракта.

Впоследствии ответчиком ФИО1 поданы дополнения к возражениям на исковое заявление в котором ответчиком указано, что Согласно п. 4.2.8. социального контракта от ДД.ММ.ГГГГ единовременная денежная выплата в полном объеме возвращается не позднее 30 дней со дня прекращения самозанятости в период действия социального контракта. Социальный контракт заключен с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Ответчик зарегистрирован в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход более 11 месяцев со дня заключения социального контракта (п. 4.2.9 социального контракта). Таким образом Ответчиком достигнут конечный результат оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта.

Согласно п. 45 Порядка оказания государственной социальной помощи населению ставропольского края на основании социального контракта (утвержденного постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 19-п (в редакции постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 268-п)) (далее по тексту - Порядок), в случае досрочного расторжения социального контракта по основаниям, предусмотренным подпунктами «а» - «в», «ж» - «и», «л» подпункта «1» и подпункта «а2 подпункта «2» п. 35 указанного Порядка, контракта в виде денежной выплаты возмещается получателем в добровольном порядке органу социальной защиты в полном объеме и в срок не позднее 30 календарных дней со дня расторжения социального контракта либо взыскивается с получателя в судебном порядке. Социальный контракт от ДД.ММ.ГГГГ по основаниям, предусмотренным подпунктами «а» - «в», «ж» - «и», «л» подпункта «1» и подпункта «а2 подпункта «2» п. 35 Порядка, расторгнут не был. Представленное Истцом, в качестве доказательства, уведомление о расторжении социального контракта от ДД.ММ.ГГГГ, было направлено Ответчику ДД.ММ.ГГГГ и получено им ДД.ММ.ГГГГ, г., то есть по истечению действия социального контракта, о чем в материалах дела имеется отчет об отслеживании почтового отправления. Согласно абзацу второму п. 37 Порядка, уведомление о расторжении по инициативе органа социальной защиты социального контракта, о прекращении оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта, а также о необходимости возврата выплаченных получателю средств в рамках социального контракта оформляется органом социальной защиты и направляется получателю способом, указанным в заявлении, по форме, утверждаемой министерством, в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения органом социальной защиты о расторжении в одностороннем порядке социального контракта. То есть, если имеется намерение не просто расторгнуть договор, а вернуть выплаченные получателю средства в рамках социального контракта, необходимо решение органа социальной защиты. Кроме того, что уведомление направлено по истечению срока действия социального контракта, в нем отсутствуют сведения о том, когда было принято решение органом социальной защиты о расторжении в одностороннем порядке социального контракта и по каким основаниям. Вместе с этим стоит отметить, что Истцом не представлено решение органа социальной защиты о расторжении в одностороннем порядке социального контракта. При таких обстоятельствах, социальный контракт считается не расторгнутым и право требования у Истца не возникает. Иных оснований для возраста социальной помощи, социальным контрактом и Порядком, не предусмотрено. Кроме того, стоит отметить, что Ответчиком не представлены доказательства нарушений условий социального контракта, о чем свидетельствует утвержденная программа социальной защиты, в которой не указано, что именно нарушено Ответчиком и когда.

Представитель третьего лица Комитета финансов и бюджета администрации <адрес>, извещены надлежащим образом о времени, месте и дате судебного заседания, причина не явки не известна. Заявлений и ходатайств об отложении судебного заседания в суд не представлено.

Суд полагает возможным рассмотреть дело в порядке ст. 167 ГПК РФ, в отсутствие не явившихся истца и ответчика, просивших рассмотреть данное гражданское дело без их участия.

Свидетель ФИО5, допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля показала, что с 2017 года она работает в Комитете труда и социальной защиты населения администрации <адрес>, в должности главного специалиста. Они работали с заявителями, консультировали их, проверяли их юридическое право, производили расчеты, делали проекты, принимали ежемесячные отчеты об исполнении социального контракта по программе социальной адаптации. Один специалист ведет своего заявителя, только в случае нахождения на больничном или в отпуске, может принять другой специалист, который фиксирует явку заявителя и делает отметку в программе социальной адаптации. ФИО1 отчеты не сдавал, в 2023 году система отчетности изменилась, раньше принимали документы одни специалисты, а отчитываться ходили уже к другим специалистам.

Исследовав материалы данного гражданского дела, заслушав представителя истца и свидетеля ФИО5, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. ст. 55, 56, 59, 60, 67 ГПК РФ, доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом, суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела, обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в комитет труда и социальной защиты населения администрации <адрес> обратился ФИО1 с заявлением об оказании государственной помощи на основании социального контракта.

Государственная социальная помощь населению <адрес> на основании социального контракта, установлена <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-кз «О государственной социальной помощи населению в <адрес>», оказывается в целях стимулирования активных действий граждан по преодолению ими трудной жизненной ситуации в порядке, утвержденным Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-п «Об утверждении Порядка оказания государственной социальной помощи населению <адрес> на основании социального контракта» (далее - Порядок). Данным постановлением определены условия и порядок оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта, порядок заключения, расторжения социального контракта, осуществление контроля за выполнением условий социального контракта, порядок выплаты государственной социальной помощи на основании социального контракта.

Социальный контракт это соглашение, которое заключается между гражданином и органом местного самоуправления муниципального или городского округа <адрес> по месту жительства либо месту пребывания гражданина, в соответствии с которым орган социальной защиты населения обязуется оказать гражданину государственную социальную помощь, гражданин - реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации.

04. 02. 2022 года на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ и в соответствии с Законом -кз, между Комитетом и ФИО1 был заключен социальный контракт (на развитие бизнеса по оказанию услуг фотографа) на период действия с 04. 02. 2022 года по 31. 12. 2022 года.

В соответствии с представленными заявителем документами (заявление, бизнес план) ему была назначена государственная социальная помощь на основании социального контракта в виде единовременной денежной выплаты в размере 250 000 (двести пятьдесят тысяч) рублей, совместно с заявителем разработана программа социальной адаптации на срок действия социального контракта, которая является неотъемлемой частью социального контракта.

Комитет исполнил свои обязательства, 14. 02. 2022 на лицевой счет ФИО1 была перечислена выплата государственной социальной помощи на основании социального контракта в размере 250 000 (двести пятьдесят тысяч) рублей, что подтверждается платежным поручением .

Согласно пунктам 4.2-ДД.ММ.ГГГГ социального контракта, ФИО1 обязался выполнять в полном объеме мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации, а именно в феврале 2022 года зарегистрироваться (встать на учет) в налоговом органе <адрес> в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход, согласно пунктов 4.2.1,4.2.2, в феврале 2022 пробрести квадрокоптер, как указано в пункте 4.2.3 и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ осуществлять деятельность по оказанию услуг коммерческой аэросъемки с использованием беспилотных летательных аппаратов (пункт 4.2.9), а также ежемесячно, в срок до 3 числа месяца, следующего за отчетным, предоставлять истцу отчет о выполнении программы социальной адаптации на период действия социального контракта (пункт ДД.ММ.ГГГГ).

Однако, ФИО1 не встал на учет в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход, с марта 2022 года ответчиком не представлялись отчеты о выполнении мероприятий программы социальной адаптации, а также не представлены отчеты о расходовании средств на сумму 250000,00 руб., вследствие чего нарушены вышеуказанные условия социального контракта.

Указанные обстоятельства подтверждены материалами дела, а также показаниями свидетеля ФИО5, которая пояснила, что работает в должности главного специалиста Комитета труда и социальной защиты населения, работала в 2022 году с заявителями по поводу консультаций по оформлению социальных контрактов, а также контролю за выполнением условий указанного контракта, принимала по ним отчеты. В круг таких заявителей по социальному контракту входил и ФИО1, который отчеты по контракту не сдавал, квадрокоптер не регистрировал, уведомление о регистрации квадрокоптера и отчеты ежемесячно в Комитет не представлял.

При этом, судом также установлено, что как следует подпунктов «б» и «к» подпункта 1 пункта 35 Порядка, социальный контракт расторгается с Получателем досрочно в случае невыполнения получателем условий социального контракта и (или) мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации и непредставления получателем в течение 2 месяцев подряд отчета.

В соответствии с абзацем вторым пункта 45 Порядка выплаченные суммы государственной социальной помощи на основании социального контракта возмещаются Получателем в добровольном порядке в полном объеме и в срок не позднее 30 календарных дней со дня расторжения, либо взыскиваются с Получателя в судебном порядке.

Согласно п. 1 ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 ГК РФ.

Исходя из положений части 1 статьи 1102 ГК РФ, сумма государственной социальной помощи, выплаченная гражданину при наличии недобросовестности с его стороны, рассматривается в качестве неосновательного обогащения и должна быть возвращена источнику выплаты.

Из приведенных выше норм материального права в их совокупности следует, что приобретенное либо сбереженное за счет другого лица без каких-либо на то оснований имущество является неосновательным обогащением и подлежит возврату, в том числе, когда такое обогащение является результатом поведения самого потерпевшего.

Факт недобросовестности Ответчика заключается в невыполнении мероприятий предусмотренных программой социальной адаптации, что подтверждается непредставлением отчетов о выполнении программы социальной адаптации в течение 2 месяцев подряд, отказом от регистрации в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход.

Таким образом, пренебрегая взятыми на себя обязательствами, злоупотребляя своим правом, Ответчик не выполнил условия заключенного с Истцом социального контракта, который в соответствии с положениями пунктов 9.2, 9.9 социального контракта, был досрочно расторгнут.

ФИО1 было направлено уведомление от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, в котором ему сообщено о расторжении социального контракта в связи с нарушением условий социального контракта в части выполнения мероприятий программы, а также о необходимости возмещении в добровольном порядке выплаченной суммы в размере 250000,00 (двухсот пятидесяти тысяч) рублей, согласно пункту 4.2.8 социального контракта.

Однако, до настоящего времени неправомерно полученные денежные средства Ответчиком не возвращены, в связи с чем и на основании вышеизложенного, суд приходит к выводу к обоснованности заявленного иска и его удовлетворении.

При Этом, согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины.

Учитывая то, что Комитет, как отраслевой (функциональный) орган администрации <адрес>, входит в систему органов местного самоуправления <адрес>, при подаче настоящего искового заявления освобождается от уплаты государственной пошлины, в связи с чем суд считает необходимым взыскать государственную пошлину в размере 5700 рублей с ответчика – ФИО1

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199, 233, 234 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

исковые требования Комитета труда и социальной защиты администрации <адрес> к ФИО1 – удовлетворить.

Взыскать с ФИО1 16. 06. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт гражданина Российской Федерации: серия 07 10 , выдан 30. 11. 2010 ОУФМС России по <адрес> в <адрес>, ИНН: <данные изъяты>) в пользу Комитета труда и социальной защиты населения администрации <адрес> (ИНН: <данные изъяты>) выплаченную сумму государственной социальной помощи на основании социального контракта в размере 250 000 (двести пятьдесят тысяч) рублей.

Взыскать с ФИО1 в доход бюджета муниципального образования <адрес> сумму государственной пошлины в размере 5700 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам <адрес>вого суда через Октябрьский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Мотивированное решение суда составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья подпись Е. В. Руденко