РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Центральный районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Ретуевой О.Н., при секретаре судебного заседания Лопуха А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело Омского транспортного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к Главному управлению МЧС России по Омской области о возложении обязанности по исключению судна из реестра маломерных судов,
УСТАНОВИЛ:
Омский транспортный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с названным исковым заявлением, в обоснование иска указав, что прокуратурой при осуществлении надзора за исполнением законодательства о безопасности плавания на внутреннем водном транспорте установлен необоснованный факт регистрации в Центре ГИМС ГУ МЧС России по Омской области плавучего объекта. Так, ДД.ММ.ГГГГ в Центре ГИМС ГУ МЧС России по Омской области ФИО1 выдан судовой билет АА №, подтверждающий регистрацию несамоходного плавучего сооружения в виде понтона в реестре маломерных судов и удостоверяющий право плавания под Государственным флагом РФ. Зарегистрированному в реестре маломерных судов плавучему объекту присвоен регистрационный (бортовой номер) №. В тоже время, регистрация в реестре маломерных судов указанного плавучего объекта произведена с нарушением действующего законодательства. ГИМС МЧС России и ее структурные подразделения не осуществляют учет и освидетельствование плавучих объектов. При таких обстоятельствах несамоходные плавучие сооружения, в том числе, и понтоны, относятся к числу плавучих объектов и с учетом требований закона подлежат учету бассейновыми организациями, а также классификации и освидетельствованию на предмет возможности допуска к эксплуатации со стороны органов государственного портового контроля, а не органов ГИМС МЧС России. Вместе с тем, в ходе проведенной проверки установлено, что понтон с регистрационным (бортовым) номером № находится на учете в реестре маломерных судов. Одновременно, поскольку зарегистрированный в Центре ГИМС МЧС России по Омской области плавучий объект не учтен в Государственном реестре РФ, то органы государственного потового контроля не могут осуществлять надзор за безопасностью его эксплуатации в соответствии с законодательством в области внутреннего водного транспорта. В соответствии с п. 17 Правил государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных ГИМС МЧС России, утвержденных приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ№, исключение судна из Реестра маломерных судов осуществляется органом регистрации, осуществившим государственную регистрацию судна. Таким образом, плавучий объект, собственником которого является ФИО1, к маломерным судам фактически не относятся, состоять на регистрационном учете маломерных судов, ведение которого осуществляется органами ГИМС МЧС России, не может и подлежит исключению (снятию с учета) из реестра маломерных судов. Учет указанного плавучего объекта в реестре маломерных судов нарушает интересы Российской Федерации в части соблюдения установленного федеральным законодательством порядка регистрации судов, а также не позволяет в должной мере осуществлять контроль и надзор за его эксплуатацией, в том числе за выполнением требований безопасности судоходства должностными лицами государственного портового контроля, что создаёт угрозу жизни и здоровью неопределенного круга физических лиц.
Просит суд признать действия ГУ МЧС России по Омской области по регистрации суда-понтон с регистрационным (бортовым) номером №, незаконным, обязать ГУ МЧС России по омской области исключить из реестра маломерных судов понтон, имеющий регистрационный (бортовой) номер №, принадлежащий ФИО1
В судебном заседании представитель Омской транспортной прокуратуры Шилина Т.А. заявленные требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в иске.
Представители ответчика ГУ МЧС России по Омской области ФИО2 и ФИО3, действующие на основании доверенности, в судебном заседании возражали против удовлетворения иска, представлен отзыв.
Третьи лица участия в судебном заседании не принимали, о времени и месте рассмотрения дела извещены, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявлено.
Принимая во внимание имеющиеся в деле сведения об извещении лиц, участвующих в деле, отсутствие ходатайств об отложении рассмотрения дела, мнение лиц, участвующих в судебном заседании, судом принято решение о рассмотрении дела при данной явке.
Заслушав лиц, участвующих в судебном заседании, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.
В силу ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Из материалов дела следует, что прокуратурой при осуществлении надзора за исполнением законодательства о безопасности плавания на внутреннем водном транспорте установлен факт регистрации в Центре ГИМС ГУ МЧС России по Омской области плавучего объекта.
В соответствии с абз. 25 ст. 3 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ (далее КВВТ) плавучий объект - несамоходное плавучее сооружение, не являющееся судном, в том числе дебаркадер, плавучий (находящийся на воде) дом, гостиница, ресторан, понтон, плот, наплавной мост, плавучий причал, и другое техническое сооружение подобного рода
Согласно ч. 1.2 ст. 16 КВВТ РФ плавучие объекты подлежат учету, осуществляемому администрацией соответствующего бассейна внутренних водных путей. Учет плавучих объектов осуществляется в соответствии с правилами учета плавучих объектов, установленными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта
Согласно ч. 4 ст. 35 КВВТ РФ плавучие объекты подлежат классификации и освидетельствованию на возмездной основе за счет средств их владельцев организациями, уполномоченными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов, или иностранными классификационными обществами, уполномоченными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов, в соответствии с правилами классификации и освидетельствования плавучих объектов с выдачей свидетельств о соответствии плавучих объектов, подтверждающих соответствие плавучих объектов этим правилам. Организации, уполномоченные федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов, или иностранные классификационные общества, уполномоченные федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов, при невыполнении этих правил не выдают свидетельства о соответствии плавучих объектов, приостанавливают или прекращают действие ранее выданных ими свидетельств о соответствии плавучих объектов.
Как установлено из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ в Центре ГИМС ГУ МЧС России по Омской области ФИО1 выдан судовой билет АА №, подтверждающий регистрацию несамоходного плавучего сооружения в виде понтона в реестре маломерных судов и удостоверяющий право плавания под Государственным флагом РФ. Зарегистрированному в реестре маломерных судов плавучему объекту присвоен регистрационный (бортовой номер) №, имеющий длину 2,9 м., ширину корпуса 1,5 м., высоту борта 0,5, наибольшая нагрузка 0,4 т, минимальная высота надводного борта 0,3 м., материал корпуса ПНД, владельцем является ФИО1
Вместе с тем, стороной ответчика сведений об исключении понтона (регистрационный номер №), владельцем которого является ФИО1, из реестра маломерных судов в материалы дела не представлено. В добровольном порядке ФИО1 на основании его заявления понтон так же не исключен из реестра маломерных судов.
В силу п. 1 ст. 1 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (далее - КВВТ РФ) данный кодекс регулирует отношения, возникающие между организациями внутреннего водного транспорта Российской Федерации, грузоотправителями, грузополучателями, пассажирами и другими физическими и (или) юридическими лицами при осуществлении судоходства на внутренних водных путях Российской Федерации, определяет их права, обязанности и ответственность.
Часть 1 ст. 4 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации государственное регулирование в области внутреннего водного транспорта осуществляется органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, непосредственно или через находящиеся в его ведении государственные организации, а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах поставленных им полномочий.
В рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 28.08.2003 г. № 991 «О совершенствовании единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2004 г. № 835 утверждено Положение о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, которым на Центр ГИМС ГУ МЧС России по Омской области возложены функции по организации контроля за соблюдением правовых актов, регламентирующих порядок пользования маломерными судами, осуществлению государственной регистрации и учету маломерных судов, ведению реестра маломерных судов, проведению разъяснительной и профилактической работы среди населения, представлению в соответствии с законодательством Российской Федерации сведений в налоговые органы о зарегистрированных, снятых с учета и состоящих на учете маломерных судах и лицах, на которых зарегистрированы эти суда.
В силу ч. 1 ст. 16 КВВТ РФ судно подлежит государственной регистрации в Государственном судовом реестре, а маломерное судно в реестре маломерных судов.
Часть 1.1 статьи 16 КВВТ РФ гласит о том, что не подлежат государственной регистрации шлюпки и плавучие средства, которые являются принадлежностями судна, суда массой до 200 килограммов включительно и мощностью двигателей (в случае установки) до 8 киловатт включительно, спортивные парусные суда, длина которых не должна превышать 9 метров, которые не имеют двигателей и на которых не оборудованы места для отдыха, беспалубные несамоходные суда, длина которых не должна превышать 12 метров.
Согласно ч. 1 ст. 17 КВВТ РФ государственная регистрация судов осуществляется администрациями бассейнов внутренних водных путей, а маломерных судов в реестре маломерных судов уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
При этом, в силу ст. 3 КВВТ РФ судно – самоходное или несамоходное плавучее сооружение, предназначенное для использования в целях судоходства, в том числе судно смешанного (река - море) плавания, паром, дноуглубительный и дноочистительный снаряды, плавучий кран и другие технические сооружения подобного рода.
Маломерное судно – судно, длина которого не должна превышать двадцать метров и общее количество людей на котором не должно превышать двенадцать.
В силу пункта 2 статьи 15 КВВТ Российской Федерации право собственности на судно или часть судна возникает с момента государственной регистрации такого права в Государственном судовом реестре, Российском международном реестре судов или реестре маломерных судов.
Государственная регистрация маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, осуществляется в реестре маломерных судов уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Порядок государственной регистрации этих судов в реестре маломерных судов устанавливается указанным органом (пункт 2 статьи 17 КВВТ РФ).
Приказом МЧС России от 24.06.2016 г. № 339, действовавшим до 01.03.2022 г., был утвержден Административный регламент Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий государственной услуги по государственной регистрации маломерных суров, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Однако, согласно п. 24 административного регламента процедура исключения судна из реестра маломерных судов, не подлежащих регистрации возможна лишь по заявлению его собственника либо в судебном порядке.
В соответствии с пунктом 24 действующего с 01.03.2022 г. Приказа МЧС России от 15.08.2021 г. N 566 "Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий предоставления государственной услуги по государственной регистрации маломерных судов, используемых в некоммерческих целях"
для исключения маломерного судна из реестра маломерных судов заявитель представляет:
1) заявление по форме согласно приложению N 5 к настоящему Административному регламенту;
2) судовой билет, выданный ранее;
3) один из следующих документов, подтверждающих основания для исключения маломерного судна из реестра маломерных судов:
документ, подтверждающий гибель, конструктивную гибель маломерного судна, пропажу маломерного судна без вести, а также утрату маломерным судном качества судна в результате перестройки или других изменений;
таможенную декларацию по вывозу маломерного судна с территории Российской Федерации;
свидетельство о годности к плаванию или заключение о результатах идентификации и осмотра судна.
Однако, в рамках настоящего дела установлено, что каких-либо информационных писем гражданам для совершения действий по исключению судна из реестра маломерных судов ГУ МЧС России по Омской области в лице уполномоченного органа не направляет, в ином порядке разъяснительную работу не проводит. Соответственно, в нарушение требований действующего законодательства судно, не являющееся маломерным, продолжает находиться в реестре маломерных судов.
Следовательно, при отсутствии у ответчика собственных полномочий по исключению такого судна из указанного реестра, а также при уклонении самого гражданина от исключения судна из реестра, исключение судна из реестра маломерных судов может быть произведено на основании решения суда, которым установлено отсутствие правовых оснований для нахождения соответствующего судна в реестре маломерных судов.
В соответствии с пп. 4, 5 п. 5 Положения о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2004 года № 835, ГИМС МЧС России осуществляет классификацию, освидетельствование, государственную регистрацию и учет маломерных судов, присвоение им идентификационных номеров, выдачу судовых билетов и иных документов на зарегистрированные маломерные суда; ведение реестра маломерных судов и государственный учет выдаваемых удостоверений на право управления маломерными судами, регистрационных и иных документов, необходимых для допуска маломерных судов и судоводителей к участию в плавании.
При таких обстоятельствах, Центр ГИМС МЧС России по Омской области не наделен полномочиями для самостоятельного исключения судов из соответствующего реестра.
Информация о том, что спорный объект исключен из реестра учета учете в Центре ГИМС МЧС России по Омской области, не представлена.
Согласно п. 11 Положения о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23.12.2004 г. № 835, финансирование соответствующих территориальных органов Государственной инспекции по маломерным судам, входящих в состав территориальных органов МЧС России, а также подразделений и организаций МЧС России, осуществляющих государственный надзор, регистрационную и экзаменационную работу, патрульную службу, диагностику и проведение освидетельствований маломерных судов и другие функции в области пользования маломерными судами, производится за счет и в пределах бюджетных назначений, выделяемых МЧС России на соответствующий год.
Приказом МЧС России от 28.05.2004 г. № 244 утверждены Типовые штатные перечни спасательных подразделений Государственной инспекции по маломерным судам субъектов Российской Федерации (бассейна) и подразделений Государственной инспекции по маломерным судам субъектов Российской Федерации (бассейна), обеспечивающих выполнение надзорных и контрольных функций. Пункты 1-5 перечня содержит показатель количества зарегистрированных в реестре маломерных судов, что в свою очередь влияет на штатную численность и структуру территориальных органов государственной инспекции по маломерным судам.
Принимая во внимание положения статьи 65 Бюджетного Кодекса Российской Федерации, которой предусмотрено формирование расходов бюджетной системы Российской Федерации, осуществляемой в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральным органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) за счет средств соответствующих бюджетов, кроме того, с учетом положений ст. 165 Бюджетного Кодекса Российской Федерации Министерство финансов Российской Федерации разрабатывает прогноз основных параметров бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и получает из органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации материалы, необходимые для составления проекта федерального бюджета, прогноза основных параметров бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и прогноза консолидированного бюджета Российской Федерации.
Таким образом, сведения о маломерных судах, учтенных в соответствующем реестре, влияют на установление штатной численности сотрудников ГИМС ГУ МЧС России по Омской области, а, следовательно, на формирование фонда заработной платы и материально-техническое укомплектование подразделений. В свою очередь, несоответствие реестра маломерных судов требованиям действующего законодательства может привести к дополнительным затратам бюджетной системы Российской Федерации.
Одним из документов, который в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждает наличие, возникновение, прекращение, переход прав на судно, а также подтверждает основания для исключения судна из реестра маломерных судов, является судебный акт, вступивший в законную силу.
С учетом приведенных выше обстоятельств, принимая во внимание то, что государственная регистрация маломерных судов и их исключение из реестра маломерных судов возложены на ГИМС МЧС России Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации, требования процессуального истца о возложении обязанности на ответчика по исключению судна из реестра маломерных судов, подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Возложить на Главное управление МЧС России по Омской области обязанность исключить из Реестра маломерных судов судно понтон, имеющий регистрационный (бортовой) номер №, принадлежащий ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Решение суда может быть обжаловано в Омский областной суд в течение месяца со дня вынесения судом решения в окончательной форме подачей апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Омска.
Судья О.Н. Ретуева
Решение в окончательной форме изготовлено 22 июня 2022 года.