|
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
(Дата обезличена) город Истра МО
Истринский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Климёновой Ю.В.
при секретаре Скрябиной Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску А.Л.И. к ФАУГИ, ТУ ФАУГИ по Московской области, Министерству обороны Российской Федерации, Администрации Истринского муниципального района, третье лицо ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации о признании права собственности на земельный участок,
УСТАНОВИЛ:
в Истринский городской суд обратилась А.Л.И. с уточненным исковым заявлением к ФАУГИ, ТУ ФАУГИ по МО, Министерству обороны РФ, Администрации Истринского муниципального района о признании права собственности на земельный участок с кадастровым (№), площадью ... кв. м, расположенный по адресу: (адрес), на льготных условиях с оплатой 2,5% от кадастровой стоимости земельного участка; признании незаконным отказа Федерального агентства по управлению государственным имуществом в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым (№), площадью ... кв. м, расположенный по адресу: (адрес); признании недействительным акта ТУ ФАУГИ по МО проверки фактического использования земельного участка от (Дата обезличена), ссылаясь на то, что в (Дата обезличена) на аукционе приобрела высвобождаемое военное имущество на основании распоряжения (№) от (Дата обезличена) Министерства государственного имущества РФ, согласно которому оно реализовано как имущественный комплекс: казарма (№) площадью ... кв. м; производственное здание (№) площадью .... м. По актам приема-передачи переданы здания и сооружения: трансформаторная подстанция с силовым кабелем, скважина с погружным насосом, железобетонные площадки, дорожные покрытия из железобетонных плит. Все это имущество расположено на земельном участке с кадастровым (№) по адресу: (адрес). Других зданий на земельном участке нет.
В судебном заседании истец А.Л.И. исковые требования поддержала в полном объеме, просила суд об их удовлетворении.
Представитель ответчика ТУ ФАУГИ по МО по доверенности Т.И.Ю. в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражала, ссылаясь на то, что ТУ ФАУГИ по МО может предоставить гражданину земельный участок площадью не более 10 га.
Представители ФАУГИ, Администрации Истринского муниципального района в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
Представитель Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, представил письменные возражения на исковое заявление (том 2 л.д.16-17, том 2 л.д. 181-186).
Представитель ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, представил письменные возражения на исковое заявление (том 2 л.д.52-54).
Выслушав доводы участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, оценив собранные по делу доказательства, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что А.Л.И. на праве собственности принадлежит производственное здание (№), назначение: нежилое, общей площадью ... кв. м; казарма (№), назначение: нежилое, общей площадью ... кв. м, лит.Б, по адресу: (адрес) (т.1 л.д. 15,17).
Согласно акту приема-передачи от (Дата обезличена)А.Л.И. приняла: силовой кабель, трансформатор, скважину с погруженным насосом, колодцы отстойники, бетонные площадки, площадки ремзоны, оздоровительную (грунтовую) площадку, дорожное покрытие – бетонные плиты (т.1 л.д. 23).
Земельный участок, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование: под строительство спецобъектов и подъездных дорог к ним, площадью ... кв. м по адресу: (адрес), принадлежит на праве собственности Российской Федерации, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от (Дата обезличена) (т.1 л.д. 37).
(Дата обезличена)А.Л.И. обратилась в ТУ Росимущества в Московской области с заявлением о приобретении указанного земельного участка в собственность (т.1 л.д. 27-28,29).
ТУ Росимущества в Московской области в письме от (Дата обезличена) (т.1 л.д. 46) сообщено, что в соответствии с п.п. «ж» п. 4.8 Положения о Территориальном управлении, утвержденным приказом Росимущества от 05.03.2009 года №66, Территориальное управление осуществляет в установленном порядке продажу земельных участков, находящихся в федеральной собственности, площадь которых не превышает 1 га. На основании изложенного направило пакет документов в Росимущество для рассмотрения вопроса о выдаче поручения для осуществления действий, необходимых для предоставления земельного участка в собственность.
Согласно ответа Росимущества об исполнении решения суда от (Дата обезличена) (т.1 л.д. 69-73) А.Л.И. не приложен перечень объектов недвижимости, расположенных на земельном участке с кадастровым (№), с указанием их кадастровых (инвентарных, условных) номеров. Также в обращениях А.Л.И. не указана цель дальнейшего использования земельного участка с кадастровым (№). Согласно акту проверки фактического использования земельного участка с кадастровым (№), площадью ... кв. м, местоположение: (адрес), с учетом занимаемой площади и вида разрешенного использования, объекты недвижимости, приобретенные А.Л.И., являются разрушенными, земельный участок не используется. Земельный участок с кадастровым (№) отнесен к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения и имеет разрешенное использование: под строительство спецобъектов и подъездных дорог к ним. Предоставление земельного участка с кадастровым (№) в собственность А.Л.И. не представляется возможным.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, испрашиваемый земельный участок находится в бессрочном пользовании организаций, входящих в Вооруженные Силы РФ, в силу Федерального закона РФ «Об обороне».
Пунктом 10 ст. 1 ФЗ от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» установлено, что земли и другие природные ресурсы, предоставленные для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, могут находиться только в федеральной собственности.
Согласно статье 129 Гражданского кодекса Российской Федерации объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому порядке универсального правопреемства либо иным способом, если они не изъяты из оборота или не ограничены в обороте.
Виды объектов гражданских прав, нахождение которых в обороте допускается, должны быть прямо указаны в законе. Земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.
Так, в частности, пунктом 2 статьи 15 и абзацем 2 пункта 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Согласно пункту 1 статьи 93 Земельного кодекса Российской Федерации землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно п. 12 ст. 1 ФЗ «Об обороне» имущество Вооруженных сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью, и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 №1053 определено, что Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, которые находятся в федеральной собственности.
По смыслу вышеизложенного, а также согласно п. 1 ст. 3.1 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», спорный земельный участок в составе единого землепользования относиться к федеральной собственности в силу прямого указания и является собственностью Российской Федерации.
Доказательств отказа Министерства обороны Российской Федерации от принадлежащего права на земельный участок или прекращения права постоянного (бессрочного) пользования в судебном порядке не представлено. В установленном законом порядке спорный земельный участок из бессрочного пользования учреждений Министерства обороны Российской Федерации не изымался.
То обстоятельство, что в настоящее время объекты недвижимости, принадлежащие Министерству обороны РФ, на указанном земельном участке отсутствуют, правового значения для разрешения спора не имеет.
Довод истца о том, что земельный участок следует судьбе объектам недвижимого имущества, собственником которых она является, подлежит отклонению, как основанный на неверном толковании норм материального права. Недвижимое имущество истец приобрела на основании ч. 2 ст. 218 ГК РФ, по договору купли-продажи от (Дата обезличена), а не как высвобождаемое военное имущество в порядке приватизации, в связи с чем, она не обладает исключительным правом на приобретение из государственной собственности земельного участка, необходимого для использования объекта, такое право может возникнуть на возмездной основе (аренда либо выкуп). Однако, истец с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду или его выкупе в установленном законом порядке в уполномоченные органы не обращалась.
Таким образом, учитывая, что право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок Министерства обороны РФ не прекращено, полномочия по управлению федеральным имуществом – земельным участком с кадастровым номером 50:08:080119:10, находящимся у Вооруженных Сил РФ на праве постоянного (бессрочного) пользования осуществляет Министерство обороны РФ, то у Росимущества отсутствовала обязанность по предоставлению в собственность спорного земельного участка.
Требования истца о признании недействительным акта ТУ ФАУГИ по МО проверки фактического использования земельного участка от (Дата обезличена) являются производными и удовлетворению также не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования А.Л.И. о:
- признании права собственности на земельный участок с кадастровым (№), площадью ... кв. м, расположенный по адресу: (адрес), на льготных условиях с оплатой 2,5% от кадастровой стоимости земельного участка,
- признании незаконным отказа Федерального агентства по управлению государственным имуществом в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым (№), площадью ... кв. м, расположенный по адресу: (адрес),
- признании недействительным акта ТУ ФАУГИ по МО проверки фактического использования земельного участка от (Дата обезличена) – оставить без удовлетворения.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Московский областной суд через Истринский городской суд Московской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий
Мотивированное решение
составлено (Дата обезличена)