ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-222/17 от 13.04.2017 Чунского районного суда (Иркутская область)

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

13 апреля 2017 года пос. Чунский

Чунский районный суд Иркутской области, в составе председательствующего судьи Пелех М.Ю., при секретаре Алферовой О.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Чунском районе Иркутской области о признании права на досрочное назначение страховой пенсии,

У С Т А Н О В И Л :

ФИО1 обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Чунском районе Иркутской области о признании права на досрочное назначение страховой пенсии.

В обоснование исковых требований ФИО1 суду пояснила, что 14 декабря 2016 года ФИО1 обратилась в Управление ПФР в Чунском районе с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 19 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ.

Решением пенсионного фонда от 27.12.2016 года ФИО1 было отказано в назначении пенсии, в связи с тем, что на соответствующих видах работ в соответствии с пунктом 19 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» необходим стаж 25 лет, у ФИО1 на соответствующих видах работ стаж составляет 06 лет 0 месяцев 01 дней. При этом общий трудовой стаж исчислен в 29 лет 01 месяца 02 дня.

В стаж на соответствующих видах работ не зачтен период работы ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности учителя русского языка и литературы и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности учителя музыки в МОБУ СОШ № 20.

С отказом Управления ПФР в Чунском районе о досрочном назначении пенсии ФИО1 не согласна, считает, что данные периоды работы должны быть включены в стаж для назначения пенсии и пенсия должна быть назначена с момента ее обращения в ПФ РФ, т.е. с 14.12.2016 года.

ФИО1 просила признать право на досрочное назначение страховой пенсии по старости с 14 декабря 2016 года в соответствии с пунктом 19 п. 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013года № 400- ФЗ «О страховых пенсиях» с учетом периода работы ФИО1 в МОБУ СОШ № 20 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности учителя русского языка и литературы и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности учителя музыки.

Представители Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Чунском районе Иркутской области ФИО2, ФИО3, действующие на основании доверенностей, исковые требования истца ФИО1 не признали, суду пояснили, что в соответствии с подпунктом 19 статьи 30 Федерального Закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013г. № 400-ФЗ установлено право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста при занятии штатной должности.

Статьей 16 Трудового кодекса РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ предусмотрено, что трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с положениями названного Кодекса. Из положения названной статьи вытекает, что прием на работу оформляется приказом работодателя (распоряжением) на должность, предусмотренную штатным расписанием.

В соответствии со ст.282 Трудового кодекса РФ совместительство - это выполнение другой регулярно оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время. В трудовом договоре обязательно должно быть указано, что работа является совместительством.

В соответствии со статьей 151 Трудового кодекса РФ работнику выполняющему у одного и того же работодателя наряду с основной работой, установленной трудовым договором дополнительную работу по другой профессии (должности) или исполнении обязанности временно отсутствующего работника без освобождения от основной работы, производится доплата за совмещение профессий (должностей) или исполнения обязанностей временно отсутствующего работника.

Таким образом, под совмещением должностей следует понимать выполнение работы по должностям (профессиям) с разными наименованиями, но без занятия штатной должности.

При совмещении должностей (профессий) работа производится в основное рабочее время и не включается в стаж на соответствующих видах работ.

Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781, в стаж работы, засчитываются в порядке, предусмотренном названными Правилами, периоды работы в должностях и учреждениях, указанных в Списке, утвержденном данным постановлением.

Исходя из смысловой нагрузки указанной нормы работа должна протекать на основании трудового договора с работодателем в должности согласно штатному расписанию, т.е. с соблюдением положений, установленных трудовым законодательством. Таким образом, записи вносимые в трудовую книжку в обязательном порядке должны соответствовать подлиннику приказов (распоряжению) администрации. В приказах (распоряжениях) должны быть отражены фактические данные, регламентация которых является основанием для гарантий социальной защиты работников при решении оплаты труда, пенсионного обеспечения и т.д.

Из представленной истицей справки уточняющей характер труда № 2 от 14.12.2016г. за период работы в МОБУ средняя общеобразовательная школа № 20 п. Каменск с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. усматривается, что ФИО1 работала в должностях не предусмотренных Списком профессий и должностей дающих право на досрочную пенсию, а именно библиотекарем и педагогом-организатором. Приказы на совмещение истицы в должности учителя отсутствуют.

Статья 60 ГПК РФ устанавливает, что обстоятельства дела, которые по закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

Стаж ФИО1, в соответствии с пп. 19 п.1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», составляет 6 лет 0 месяцев 01 день, при требуемом 25 лет.

Право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пп. 19 п. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях » от 28.12.2013г. № 400-ФЗ ФИО1 не имеет.

Представители Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Чунском районе Иркутской области ФИО2, ФИО3 просили в удовлетворении заявленных требований ФИО1 отказать.

Выслушав объяснения истца ФИО1, заслушав объяснения представителей ответчика Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Чунском районе Иркутской области ФИО2, ФИО3, заслушав показания свидетелей, исследовав материалы настоящего дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 7, 37 ч.3, 39 ч.1 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты; каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации; каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту и в иных случаях, установленных законом. Важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в соответствии со ст. 39 ч.2 Конституции РФ устанавливаются законом.

Определяя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе устанавливать как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая установление для отдельных категорий граждан льготных условий назначения трудовой пенсии в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность (специфика условий труда и профессии и т.д.). Такая дифференциация, должна осуществляться законодателем с соблюдением требований Конституции РФ, в том числе вытекающих из принципа равенства (ст. 19), в силу которых различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданны, обоснованы и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им.

В сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает помимо прочего запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях).

Судом было установлено, что ФИО1 в период с ДД.ММ.ГГГГ работает в Каменской школе – МОБУ СОШ № 20 п. Каменск.

Из трудовой книжки усматривается, что в Каменской школе (МОБУ СОШ № 20 п. Каменск) в период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 работала в должности библиотекаря и учителя русского языка и литературы; в период с ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время работала в школе в должности: вожатого (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ); педагога-организатора (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ); вожатого, библиотекаря (с ДД.ММ.ГГГГ).

Из трудового договора ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что ФИО1 принята на работу на должности вожатой, учителя музыки.

Из трудового договора ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что ФИО1 принята на работу на должности - учителя музыки, библиотекаря, вожатой.

Согласно соглашения от ДД.ММ.ГГГГ к трудовому договору ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено учителю музыки ФИО1 выплачивать должностной оклад в размере 5980 рублей в соответствии со штатным расписанием, тарификацией.

Согласно дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ к трудовому договору ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено, что работодатель предоставляет ФИО1 работу по должности библиотекаря – 0,5 ставки; вожатой – 0,5 ставки, учитель музыки – 10 часов. ФИО1 выплачивать должностной оклад учителя музыки в размере 7564,70 рублей; должностной оклад библиотекаря – 5370 рублей; вожатого 6400 рублей.

Согласно дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ к трудовому договору ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено, что работодатель предоставляет ФИО1 работу по должности библиотекаря – 0,5 ставки; вожатой – 0,5 ставки, учитель музыки. ФИО1 выплачивать должностной оклад учителя музыки в размере 7564,70 рублей; должностной оклад библиотекаря – 5370 рублей; вожатого 6400 рублей.

Из личной карточки работника ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что работа является основной – библиотекарь, вожатая, учитель.

Из приказа от ДД.ММ.ГГГГ по Каменской школе № 20 усматривается, что ФИО1 переведена «на работу библиотекаря и учителя русского языка и литературы».

Из приказа от ДД.ММ.ГГГГ по МОУ СОШ № 20 п. Каменск усматривается, что ФИО1 был предоставлен очередной отпуск в количестве 64 дней как учителю музыки и библиотекарю.

Из приказа от ДД.ММ.ГГГГ по МОБУ СОШ № 20 п. Каменск усматривается, что ФИО1 учителю музыки, вожатой был предоставлен ежегодный оплачиваемый отпуск в количестве 64 дней.

Из приказа от ДД.ММ.ГГГГ по МОБУ СОШ № 20 п. Каменск усматривается, что ФИО1 учителю музыки, был предоставлен ежегодный оплачиваемый отпуск в количестве 64 дней.

Из приказа от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении учебной нагрузки на 2009-2010 учебный год» усматривается, что ФИО1 была утверждена нагрузка 6 часов музыки; 0,5 ставки библиотекаря; 0,5 ставки вожатого.

Из приказа от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении учебной нагрузки на 2010-2011 учебный год» усматривается, что ФИО1 была утверждена нагрузка 5 часов музыки; 0,5 ставки библиотекаря; 0,5 ставки вожатого.

Из приказа от ДД.ММ.ГГГГ «Об назначении педагогической нагрузки» усматривается, что ФИО1 была утверждена педагогическая нагрузка на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ 5 часов музыки; 0,5 ставки библиотекаря; 0,5 ставки вожатого.

Из приказа от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении нагрузки учителей на 2012-2013 учебный год» усматривается, что ФИО1 была утверждена педагогическая нагрузка учитель музыки 6 часов; 0,5 ставки библиотекаря; 0,5 ставки вожатого, классное руководство 6 класс.

Из приказа от ДД.ММ.ГГГГ «О распределении нагрузки учителям на 2013-14 учебный год» усматривается, что ФИО1 была утверждена педагогическая нагрузка 0,5 ставки библиотекаря; 0,5 ставки вожатого, 9 часов учителя.

Из приказа от ДД.ММ.ГГГГ «О распределении нагрузки учителям на 2014-15 учебный год» усматривается, что ФИО1 была утверждена педагогическая нагрузка 0,5 ставки библиотекаря; 0,5 ставки вожатого, 10 часов учителя.

Из приказа от ДД.ММ.ГГГГ «О распределении нагрузки учителям на 2015-16 учебный год» усматривается, что ФИО1 была утверждена педагогическая нагрузка 0,5 ставки библиотекаря; 0,5 ставки вожатого, 11 часов учителя.

Из приказа от ДД.ММ.ГГГГ «О распределении нагрузки учителям на 2016-17 учебный год» усматривается, что ФИО1 была утверждена педагогическая нагрузка 0,5 ставки библиотекаря; 0,5 ставки вожатого, 10 часов учителя.

Согласно тарификационных списков за период с ДД.ММ.ГГГГ – по 2016 год усматривается, что ФИО1 выполняла педагогическую нагрузку - 0,5 ставки библиотекаря; 0,5 ставки вожатого, учителя музыки с отработкой установленного времени.

Из Аттестационного листа от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что ФИО1 прошла аттестацию учителя музыки, соответствует занимаемой должности.

Из удостоверений о повышении квалификации в 2013 г. на курсах повышения квалификации Педагогического университета «Первое сентября», в 2016 г. в ЧУДПО СИПППиСР усматривается, что ФИО1 повышала свой профессиональный уровень по специальности учитель музыки.

Согласно справки МКУ «Отдел образования администрации Чунского района» от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала учителем музыки в МОБУ СОШ № 20 п. Каменск, ей была установлена заработная плата согласно тарификационным спискам.

Из справки МКУ «Администрация Каменского муниципального образования» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что согласно закона Иркутской области от 16.12.2004 г. № 101-ОЗ «О статусе и границах муниципальных образований Чунского района Иркутской области» Каменское муниципальное образование (населенные пункты – Каменск, Кедровый, Нагорный, Парчум) относится к сельскому поселению.

Согласно решения управления ПФР в Чунском районе об отказе в установлении пенсии от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 стаж на соответствующих видах работ в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ составляет 06 лет 0 месяцев 01 день при требуемом не менее 25 лет. Общий трудовой стаж составляет 29 лет 01мес. 02 дня.

Анализируя исследованные доказательства, суд находит, что требования ФИО1 о наличии у нее права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью обоснованы и подлежат удовлетворению.

В соответствии с подпунктом 19 п. 1 статьи 30 Федерального Закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013г. № 400-ФЗ установлено право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста при занятии штатной должности.

Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781, в стаж работы, засчитываются в порядке, предусмотренном названными Правилами, периоды работы в должностях и учреждениях, указанных в Списке, утвержденном данным постановлением.

Исходя из смысла указанной нормы, работа должна протекать на основании трудового договора с работодателем в должности согласно штатному расписанию, т.е. с соблюдением положений, установленных трудовым законодательством.

Из представленной справки на имя ФИО1 - уточняющей характер труда от 14.12.2016г. за период работы в МОБУ средняя общеобразовательная школа № 20 п. Каменск с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. усматривается, что ФИО1 работала в должностях библиотекарем и педагогом-организатором. Приказы на совмещение, совместительство истицы в должности учителя отсутствуют.

Между тем, из приказа от ДД.ММ.ГГГГ, записи из трудовой книжки усматривается, что ФИО1 в период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ работала в МОБУ СОШ № 20 п. Каменск в должности библиотекаря, учителя русского языка и литературы, осуществляла педагогическую деятельность в учреждениях для детей.

Следовательно, данный период работы ФИО1 подлежит зачислению в стаж, в соответствии с пп. 19 п.1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».

Судом установлено, что на основании трудового договора и дополнительных соглашений к трудовому договору, исследованных приказов, тарификационных списков учителей и работников МОБУ СОШ № 20 п. Каменск ФИО1 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в должности учителя музыки, имела достаточную педагогическую нагрузку, по должности учитель музыки ФИО1 производилась оплата труда, т.е. ФИО1 в данный период осуществляла педагогическую деятельность в учреждениях для детей.

Допрошенные в ходе судебного заседания свидетели К.Е.В., Д.М.В., Г.Г.П. суду пояснили, что являются работниками МОБУ СОШ № 20 п. Каменск. Их школа находится в отдаленном поселке, учителей по различным предметам не хватает, большинство педагогов осуществляют педагогическую деятельность по различным предметам. В связи с обращением ФИО1 в Управление ПФР в Чунском районе за назначением пенсии, были выявлены грубые нарушения правил ведения и заполнения трудовой книжки ФИО1, т.к. ФИО1 в период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ работала в МОБУ СОШ № 20 п. Каменск в должности библиотекаря, учителя русского языка и литературы; в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в должности учителя музыки, имела достаточную педагогическую нагрузку, осуществляла педагогическую деятельность в учреждениях для детей.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 29 января 2004 г. N 2-П, а также в ряде его определений, ст. ст. 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

ФИО1, работая в МОБУ СОШ № 20 п. Каменск, фактически выполняла обязанности учителя русского языка и литературы (в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ), учителя музыки (в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ), при этом она не предполагала, что работодателем могут быть допущены грубые нарушения трудового законодательства – несвоевременное и не в соответствии с занимаемой должностью, отражение ее трудовой деятельности, а поэтому, суд находит, что спорные периоды работы ФИО1 - должны быть включены в стаж дающий право на досрочное назначение пенсии, в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ, поскольку ФИО1 работала в должностях предусмотренных Списком профессий и должностей дающих право на досрочную пенсию.

С учетом установленного решением Управления Пенсионного Фонда РФ в Чунском районе от ДД.ММ.ГГГГ, стаж на соответствующих видах работ ФИО1 дающий право на пенсию на льготных условиях, на момент обращения с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ составляет более 25 лет (06 лет 0 месяцев 01 день; 09 лет 06 месяцев 01 дней) при общем трудовом стаже - 29 лет 01мес. 02 дня.

В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400- ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за ней, но не ранее дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.

Заявление ФИО1 о досрочном назначении страховой пенсии по старости было принято УПФР в Чунском районе Иркутской области - 14 декабря 2016 года, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013года № 400- ФЗ «О страховых пенсиях» у ФИО1 возникло с момента обращения в пенсионный фонд, т.е. с 14 декабря 2016 года.

Суд не может согласиться с доводами ответчика - Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Чунском районе Иркутской области, в части того, что ФИО1 не имеет права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», поскольку в ходе судебного разбирательства установлено, что ФИО1 осуществляя работу в спорные периоды в МОБУ СОШ № 20 п. Каменск в качестве учителя, осуществляла педагогическую деятельность в учреждениях для детей, при этом ее трудовая деятельность подтверждается записями в трудовой книжке, а также другими документами, сохранившимися в архивах – приказами, тарификацией.

Руководствуясь ст. 194 - 199 ГПК РФ суд,

Р Е Ш И Л :

Исковые требования ФИО1 к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Чунском районе Иркутской области о признании права на досрочное назначение пенсии по старости - удовлетворить.

Признать за ФИО1ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости с 14 декабря 2016 года, в соответствии с подпунктом 19 п. 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с учетом периода работы в МОБУ СОШ № 20 п. Каменск с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности учителя русского языка и литературы; и в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности учителя музыки, как осуществлявшей не менее 25 лет педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста при занятии штатной должности.

Решение может быть обжаловано апелляционную инстанцию в Иркутский областной суд в течение 1 месяца со дня его вынесения, с подачей жалобы через Чунский районный суд.

Судья: Пелех М.Ю.