УИД 49RS0004-01-2020-000394-66 Дело №2-223/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
поселок Эвенск 18 ноября 2020 года
Северо-Эвенский районный суд Магаданской области в составе:
председательствующего и.о. судьи Новикова Е.В.,
при помощнике судьи Велиевой Л.Я.,
с участием помощника прокурора Северо-Эвенского района Перминова И.А.,
представителя ответчика Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Северо-Эвенского городского округа - ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Магаданского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в защиту прав Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к администрации Северо-Эвенского городского округа, Комитету по управлению муниципальным имуществом Северо-Эвенского городского округа, Комитету жилищно-коммунального, дорожно-транспортного хозяйства, благоустройства и строительства Северо-Эвенского городского округа, об обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Магаданский межрайонный природоохранный прокурор обратился в Северо-Эвенский районный суд Магаданской области с исковым заявлением в защиту прав Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации Северо-Эвенского городского округа и Комитету по управлению муниципальным имуществом Северо-Эвенского городского округа об обязании совершить определенные действия.
Исковые требования мотивированы тем, что Магаданской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления Магаданской области требований лесного законодательства, в результате которой установлено, что на территории и в границах Северо-Эвенского городского округа Магаданской области находятся городские леса общей площадью 151 га. Передача земель лесного фонда в состав земель поселений осуществлена в 2005 году на основании положений Федерального закона от 21.12.2004 №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую». Фактическая передача земель лесного фонда в состав земель населенных пунктов оформлена актом натурного технического обследования участков лесного фонда и актом передачи земель лесного фонда в земли поселений, с указанием площадей передаваемых лесных участков и их местоположения. Лесоустройство и разработка лесохозяйственного регламента в отношении городских лесов, расположенных в границах Северо-Эвенского городского округа, в отношении которых государственная собственность не разграничена, принятие мер, направленных на постановку городских лесов на государственный кадастровый учет и регистрацию права муниципальной собственности на них, является обязанностью органов местного самоуправления, при этом реальное наличие указанных лесов в границах населенных пунктов, входящих в состав Северо-Эвенского городского округа, подтверждено документально. До настоящего времени обязанности, возложенные на органы местного самоуправления в силу требований закона, не исполнены - лесоустройство в отношении городских лесов, расположенных на территории и в границах населенных пунктов, входящих в состав Северо-Эвенского городского округа, не проведено, лесохозяйственные регламенты в отношении городских лесов не разработаны и не утверждены, что исключает возможность надлежащей организации мероприятий по охране лесов. Отсутствие материалов лесоустройства, препятствует осуществлению постановки земельных участков, занятых городскими лесами на государственный кадастровый учет и регистрации права муниципальной собственности на них, что является препятствием для надлежащего использования и охраны лесов. На основании изложенного, просил суд возложить на администрацию Северо-Эвенского городского округа в течение 24 месяцев со дня вступления настоящего решения суда в законную силу провести лесоустройство в порядке, установленном Лесоустроительной инструкцией, утвержденной приказом Минприроды России от 29.03.2018 №122, разработать и утвердить лесохозяйственный регламент в отношении городских лесов, расположенных на землях населенных пунктов Северо-Эвенского городского округа и не относящихся к землям государственного лесного фонда; обязать Комитет по управлению муниципальным имуществом Северо-Эвенского городского округа в течение 36 месяцев со дня вступления настоящего решения суда в законную силу осуществить постановку лесных участков, расположенных на территории Северо-Эвенского городского округа, на государственный кадастровый учет и регистрацию права муниципальной собственности на них.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца, судом привлечен Департамент лесного хозяйства, контроля и надзора за состоянием лесов Магаданской области.
В качестве соответчика по делу судом привлечен Комитет жилищно-коммунального, дорожно-транспортного хозяйства, благоустройства и строительства Северо-Эвенского городского округа.
В ходе судебного разбирательства Магаданский природоохранный прокурор изменил исковые требования, а именно, не отказываясь от исковых требований к ответчику - администрации Северо-Эвенского городского округа, полагал необходимым, с учетом, структуры органов местного самоуправления муниципального образования «Северо-Эвенский городской округ», освободить данного ответчика от обязанности по проведению лесоустройства и просил суд: возложить на Комитет жилищно-коммунального, дорожно-транспортного хозяйства, благоустройства и строительства Северо-Эвенского городского округа обязанность в течение 24 месяцев со дня вступления настоящего решения суда в законную силу провести лесоустройство в порядке, установленном Лесоустроительной инструкцией, утвержденной приказом Минприроды России от 29.03.2018 №122, разработать и утвердить лесохозяйственный регламент в отношении городских лесов, расположенных на землях населенных пунктов Северо-Эвенского городского округа и не относящихся к землям государственного лесного фонда; возложить на Комитет по управлению муниципальным имуществом Северо-Эвенского городского округа обязанность в течение 36 месяцев со дня вступления настоящего решения суда в законную силу осуществить постановку городских лесов, расположенных на землях населенных пунктов Северо-Эвенского городского округа и не относящихся к землям государственного лесного фонда, на государственный кадастровый учет и регистрацию права муниципальной собственности на них.
В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора Северо-Эвенского района Перминов И.А., поддержал заявленные исковые требования, с учетом их изменения, в полном объеме, по основаниям указанным в иске, заявлениях об изменении исковых требований и в возражениях на отзыв ответчика Комитета жилищно-коммунального, дорожно-транспортного хозяйства, благоустройства и строительства Северо-Эвенского городского округа, поданных Магаданским природоохранным прокурором в суд 16.11.2020 года и 18.11.2020 года.
Представитель ответчика - администрации Северо-Эвенского городского округа в отзыве с исковыми требованиями не согласился, полагает, что администрация Северо-Эвенского городского округа является ненадлежащим ответчиком по делу, по основаниям указанным в отзыве, просил дело рассмотреть в его отсутствие.
Представитель ответчика, Комитета жилищно-коммунального, дорожно-транспортного хозяйства, благоустройства и строительства Северо-Эвенского городского округа, в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие, исковые требования предъявленные к данному ответчику не признает, указывая на то, что процедура перевода земельного участка осуществлялась с нарушением действовавшего на тот период законодательства. Перевод лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, пользованием лесного фонда, согласно ст. 63 Лесного кодекса РФ (от 29.01.1997 22-ФЗ), действовавшего на дату совершения перевода – 11.10.2005, допускался только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы. Такие же требования указаны и в п. 4 ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 21.12.2004 №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую». Таким образом отсутствие госэкспертизы, необходимой для законной передачи участка, по мнению представителя ответчика, является обоснованным препятствием к его фактическому владению. На основании изложенного просит суд отказать истцу в удовлетворении исковых требований.
Представитель ответчика, Комитета по управлению муниципальным имуществом Северо-Эвенского городского округа – ФИО1 в судебном заседании исковые требования в части постановки городских лесов на государственный кадастровый учет и регистрацию права муниципальной собственности признал в полном объеме. Последствия признания иска и принятия его судом ему разъяснены и понятны. С требованиями истца к ответчику Комитету жилищно-коммунального, дорожно-транспортного хозяйства, благоустройства и строительства Северо-Эвенского городского округа не согласен, по доводам изложенным представителем данного ответчика в его письменных возражениях.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца - Департамент лесного хозяйства, контроля и надзора за состоянием лесов Магаданской области в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом, в письменном отзыве указал, что перевод спорного земельного участка в 2005 году из земель лесного фонда в состав земель населенного пункта был произведен в соответствии с действовавшим на тот период законодательством.
В соответствии с ч. 3, 5 ст. 167 ГПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие неявившихся представителей ответчиков и представителя третьего лица.
Выслушав помощника прокурора Северо-Эвенского района, представителя ответчика Комитета по управлению муниципальным имуществом Северо-Эвенского городского округа, изучив письменные возражения неявившихся представителей ответчиков и третьего лица, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно пункту «к» части 1 статьи 72 Конституции РФ, лесное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Субъекты Российской Федерации принимают свои законы и иные нормативные правовые акты в целях регулирования отношений недропользования в пределах своих полномочий.
Правовое регулирование лесных отношений осуществляется Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
Основными принципами в области лесных отношений, закрепленными п. 1-5 ст. 1 Лесного кодекса РФ от 04.12.2006 №200-ФЗ, являются: устойчивое управление лесами, сохранение биологического разнообразия лесов, повышение их потенциала; сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду; использование лесов с учетом их глобального экологического значения, а также с учетом длительности их выращивания и иных природных свойств лесов; обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, не истощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах; сохранение лесов, в том числе посредством их охраны, защиты, воспроизводства, лесоразведения.
Частью 1 статьи 6 Лесного кодекса РФ от 04.12.2006 №200-ФЗ установлено, что леса располагаются на землях сельскохозяйственного назначения и иных землях, установленных в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 2 статьи 111 Лесного кодекса РФ от 04.12.2006 №200-ФЗ одной из категорий защитных лесов являются городские леса, правовой режим которых определяется статьей 116 Лесного кодекса Российской Федерации.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 116 Лесного кодекса РФ от 04.12.2006 №200-ФЗ к городским лесам относятся леса, расположенные на землях населенных пунктов в которых запрещаются использование токсичных химических препаратов; осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства; ведение сельского хозяйства; разведка и добыча полезных ископаемых; строительство и эксплуатация объектов капитального строительства, за исключением гидротехнических сооружений.
Согласно части 2 статьи 120 Лесного кодекса РФ от 04.12.2006 №200-ФЗ защитные леса, расположенные на землях, не относящихся к землям лесного фонда, признаются объектами охраны окружающей среды, охрана которых осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды, если иное не установлено указанным Кодексом.
В соответствии со статьей 122 Лесного кодекса РФ от 04.12.2006 №200-ФЗ на землях населенных пунктов могут располагаться леса, в том числе городские леса и другие защитные леса.
Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов, расположенных на землях населенных пунктов, осуществляются в соответствии с данным Кодексом и другими федеральными законами.
Частью 1 статьи 19 Лесного кодекса РФ от 04.12.2006 №200-ФЗ предусмотрено, что мероприятия по сохранению лесов, в том числе работы по охране, защите, воспроизводству лесов, лесоразведению, осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 указанного Кодекса, и лицами, которые используют леса и (или) на которых возложена обязанность по выполнению таких работ.
В соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относятся организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах муниципального, городского округа.
В силу части 3 статьи 19 Федерального закона №131-ФЗ отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления городских округов, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 4 Лесного кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований в лесных отношениях участвуют соответственно органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами.
В силу статьи 84 Лесного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относится владение, пользование, распоряжение такими лесными участками, а также осуществление муниципального лесного контроля в отношении таких лесных участков. Органы местного самоуправления осуществляют разработку и утверждение лесохозяйственных регламентов лесничеств, расположенных на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.
Согласно статье 67 Лесного кодекса РФ от 04.12.2006 №200-ФЗ помимо земель лесного фонда лесоустройство проводится на землях населенных пунктов, на которых расположены леса.
Правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно пункту 5 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Минприроды России от 29.03.2018 №122, проектирование лесничеств и лесопарков, проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов, закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков, таксация лесов, проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов обеспечиваются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса.
Обязанность органов местного самоуправления по организации лесоустройства вытекает из содержания части 2 статьи 70 Лесного кодекса РФ от 04.12.2006 №200-ФЗ, в соответствии с которой органы местного самоуправления осуществляют закупки работ, услуг по лесоустройству в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с частью 1 статьи 87 Лесного кодекса РФ от 04.12.2006 №200-ФЗ основой осуществления, использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества является лесохозяйственный регламент лесничества.
Согласно части 3 статьи 87 Лесного кодекса РФ от 04.12.2006 №200-ФЗ лесохозяйственные регламенты лесничеств, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, утверждаются органами местного самоуправления.
Лесохозяйственные регламенты обязательны для исполнения гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов в границах лесничества (часть 6 статьи 87 Лесного кодекса РФ от 04.12.2006 №200-ФЗ).
Приказом Минприроды России от 27.02.2017 №72 утвержден состав лесохозяйственных регламентов, порядок их разработки, сроки их действия и порядок внесения в них изменений, обязательные для органов государственной власти, органов местного самоуправления, лиц, осуществляющих разработку лесохозяйственных регламентов и внесение в них изменений (пункт 1).
Аналогичные нормы, устанавливающие обязанность по разработке лесохозяйственного регламента содержатся в пункте 10 указанного приказа Минприроды России, которым определено, что разработка лесохозяйственных регламентов обеспечивается органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 Лесного кодекса РФ от 04.12.2006 №200-ФЗ.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 04.12.2006 № 200-ФЗ « О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» распоряжение лесными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством.
В силу статьи 92 Лесного кодекса РФ от 04.12.2006 №200-ФЗ государственный кадастровый учет лесных участков и государственная регистрация прав на лесные участки, ограничений прав на лесные участки, обременений лесных участков осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Федеральный закон №218-ФЗ).
В соответствии с пунктом 4 части 11 статьи 41 Федерального закона №218-ФЗ государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на образуемый объект недвижимости осуществляются на основании проектной документации лесных участков, если образование земельных участков осуществлено в соответствии с требованиями Лесного кодекса Российской Федерации.
В силу ч. 2 ст. 41 Федерального Закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом и Уставом муниципального образования «Северо-Эвенский городской округ», принятым решением Собрания представителей Северо-Эвенского городского округа от 30 ноября 2015 г. №44, (далее - Устав) наделяются правами юридического лица, являются муниципальными казенными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц в соответствии с федеральным законом.
В соответствии с Положением о Комитете жилищно-коммунального, дорожно-транспортного хозяйства, благоустройства и строительства Северо-Эвенского городского округа, утвержденного решением Собрания представителей Северо-Эвенского городского округа от 17.02.2016 №67 Комитет является структурным функциональным органом администрации Северо-Эвенского городского округа, по решению вопросов местного значения в сфере жилищно-коммунального, дорожно-транспортного хозяйства, благоустройства и строительства и наделен правами юридического лица и подлежит государственной регистрации в качестве юридического лица в соответствии с Федеральным законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 2.2.4 Положения о Комитете жилищно-коммунального, дорожно-транспортного хозяйства, благоустройства и строительства Северо-Эвенского городского округа, основными задачами Комитета являются в том числе: 1) организация благоустройства и озеленения территории муниципального образования, использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов округа; 2) обеспечение подготовки, проведения экспертиз, рассмотрения, согласования, представления на утверждение изменений в генеральный план муниципального образования, в правила землепользования и застройки муниципального образования, документации по планировке территорий муниципального образования, местных нормативов градостроительного проектирования; 3) участие в пределах своей компетенции в выборе земельных участков, определении границ и отводе земельных участков для строительства объектов.
В соответствии с Положением о Комитете по управлению муниципальным имуществом Северо-Эвенского городского округа, утвержденного решением Собрания представителей Северо-Эвенского городского округа от 01.02.2016 №59 Комитет обладает правами юридического лица; является отраслевым органом администрации Северо-Эвенского городского округа который, представляя интересы собственника муниципального имущества - муниципального образования "Северо-Эвенский городской округ", владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах полномочий, установленных действующим законодательством, Уставом муниципального образования "Северо-Эвенский городской округ", другими муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления Северо-Эвенского городского округа и настоящим Положением. Основными задачами Комитета, в том числе, являются: 1) управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности в пределах своей компетенции; 2) осуществление до разграничения государственной собственности на землю прав и обязанностей в области управления и распоряжения государственными землями в пределах своей компетенции.
В судебном заседании установлено, что Магаданской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления Магаданской области требований лесного законодательства, в результате которой установлено, что на территории и в границах Северо-Эвенского городского округа Магаданской области находятся городские леса общей площадью 151 га, расположенные в границах населенного пункта - село Верхний Парень. Передача земель лесного фонда в состав земель поселений осуществлена в 2005 году на основании положений Федерального закона от 21.12.2004 №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» в соответствии с постановлением администрации Северо-Эвенского национального района от 11.10.2005 №109 «О переводе земель лесного фонда в земли поселения «село Верхний Парень». Фактическая передача земель лесного фонда в состав земель населенных пунктов оформлена актом натурного технического обследования участка лесного фонда и акта на передачу участков лесного фонда, с указанием площади передаваемого лесного участка и его местоположения. Информация о нахождении на территории Северо-Эвенского городского округа в границах населенного пункта - село Верхний Парень, городских лесов общей площадью 151 га также подтверждается предоставляемой администрацией городского округа в Управление Росреестра по Магаданской области и Чукотскому автономному округу формой Государственного статистического наблюдения №22-5 «Сведения о распределении общих площадей городских населенных пунктов по видам использования земель и формам собственности», утвержденной постановлением Росстата 07.12.2018 № 726.
Таким образом, в судебном заседании установлен факт наличия на территории и в границах Северо-Эвенского городского округа Магаданской области городских лесов общей площадью 151 га, и в 2005 году осуществлена передача данных земель лесного фонда в состав поселения Северо-Эвенского городского округа села Верхний Парень.
Доводы представителя ответчика - Комитета жилищно-коммунального, дорожно-транспортного хозяйства, благоустройства и строительства Северо-Эвенского городского округа о том, что передача спорного земельного участка лесов в 2005 году была проведена с нарушением действовавшего на тот период законодательства, без проведения обязательной государственной экологической экспертизы, а также аналогичная позиция в части данных требований представителя ответчика ФИО1, судом во внимание не принимаются, поскольку основаны на ошибочном толковании норм права, так как перевод земель лесного фонда или земельных участков в составе таких земель в другую категорию, как в 2005 году, так и в настоящее время, допускается в случае установления или изменения черты поселений, без проведения государственной экологической экспертизы.
Так, согласно ст. 63 Лесного кодекса РФ от 29.01.1997 №22-ФЗ, действовавшего на момент перевода земель лесного фонда в земли поселений села Верхний Парень, на которую ссылаются представители ответчиков, перевод лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, пользованием лесным фондом, действительно допускался только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.
Вместе с тем, указанной статьей регламентированы правоотношения связанные с переводом земель лесного фонда в другие категории исключительно для случаев, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом.
Согласно Положения о переводе лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 сентября 2004 г. №455, во исполнение ст. 63 Лесного кодекса РФ от 29.01.1997 №22-ФЗ, такой перевод осуществляется, если в соответствии с земельным и лесным законодательством Российской Федерации не требуется перевода земель лесного фонда в земли других категорий и лишь только в целях: проведения геолого-разведочных работ, а также геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых, строительных и иных работ - на срок проведения указанных работ; строительства (реконструкции) и эксплуатации линий электропередачи, связи, трубопроводов и других подобных объектов - на срок строительства (реконструкции) и эксплуатации.
В данном случае перевод спорного земельного участка из состава земель лесного фонда произведен в иных целях чем указано в ст. 63 Лесного кодекса РФ от 29.01.1997 №22-ФЗ, а именно в связи с изменением границ населенного пункта.
В силу статьи 11 Федерального закона от 21.12.2004 №172-ФЗ, определяющей особенности перевода земель лесного фонда или земельных участков в составе таких земель в другую категорию, такой перевод допускается в том числе в связи с установлением или изменением черты поселений. В иных случаях перевод земель лесного фонда или земельных участков в составе таких земель в другую категорию допускается только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.
Согласно ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 21.12.2004 №172-ФЗ, до разграничения государственной собственности на землю, отнесение находящихся в государственной собственности земель или земельных участков в составе таких земель к землям поселений после установления или изменения черты поселений осуществляется органами местного самоуправления без согласования с правообладателями земельных участков.
Законом Магаданской области от 28.12.2004 №512-ОЗ "О границах и статусе вновь образованных муниципальных образований в Магаданской области" были установлены границы вновь образованных муниципальных образований в соответствии с картографическим описанием согласно приложению к настоящему Закону, которые были наделены статусом сельского поселения в том числе муниципальное образование в составе Северо-Эвенского района село Верхний Парень. Описания границ вновь образованных муниципальных образований, установленных настоящим Законом, должны были быть приведены в соответствие с требованиями градостроительного и земельного законодательства в срок до 1 января 2006 года (ст. 3 и 5 Закона).
На основании вышеуказанного Закона Магаданской области, положений Лесного кодекса РФ от 29.01.1997 №22-ФЗ, Федерального закона от 21.12.2004 №172-ФЗ, Устава Северо-Эвенского национального района, в связи с установлением черты поселения – села Верхний Парень администрацией Северо-Эвенского национального района и был переведен земельный участок в составе земель лесного фонда площадью 151 га, в категорию земель поселений, без перевода данного участка в нелесные земли, что исключало необходимость проведения государственной экологической экспертизы. Таким образом данный земельный участок, с учетом положений статей 6, 111, 116, 120, 122 Лесного кодекса РФ от 04.12.2006 №200-ФЗ, относится к городским лесам.
Как установлено в судебном заседании и не оспаривалось сторонами, обязанности, по проведению лесоустройства в отношении городских лесов, расположенных на землях населенного пункта Северо-Эвенского городского округа, постановке их на государственный кадастровый учет и регистрацию права муниципальной собственности на них, возложенные на органы местного самоуправления в силу требований закона, не исполнены. Лесоустройство в отношении данных городских лесов не проведено, лесохозяйственные регламенты в отношении городских лесов не разработаны и не утверждены, земельные участки, занятые городскими лесами на государственный кадастровый учет не поставлены и регистрация права собственности на них не произведена, что является препятствием для надлежащего использования и охраны лесов, а потому заявленные исковые требования как к ответчику - Комитету жилищно-коммунального, дорожно-транспортного хозяйства, благоустройства и строительства Северо-Эвенского городского округа, так и к ответчику - Комитету по управлению муниципальным имуществом Северо-Эвенского городского округа также подлежат удовлетворению.
С учетом структуры органов местного самоуправления муниципального образования «Северо-Эвенский городской округ» суд полагает необходимым отказать в удовлетворении исковых требований к ответчику администрации Северо-Эвенского городского округа о возложении обязанности провести лесоустройство и возложить исполнение заявленных исковых требований на Комитет жилищно-коммунального, дорожно-транспортного хозяйства, благоустройства и строительства Северо-Эвенского городского округа, в части, проведения лесоустройства в порядке, установленном Лесоустроительной инструкцией, утвержденной приказом Минприроды России от 29.03.2018 №122, разработки и утверждения лесохозяйственного регламента в отношении городских лесов, расположенных на землях населенных пунктов Северо-Эвенского городского округа и не относящихся к землям государственного лесного фонда и на Комитет по управлению муниципальным имуществом Северо-Эвенского городского округа в части осуществления постановки городских лесов, расположенных на землях населенных пунктов Северо-Эвенского городского округа и не относящихся к землям государственного лесного фонда, на государственный кадастровый учет и регистрации права муниципальной собственности на них.
В соответствии с п.п. 9 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
Согласно со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Поскольку ответчики в силу п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ освобождены от уплаты госпошлины, то суд полагает возможным не взыскать с ответчиков в доход бюджета МО «Северо-Эвенский городской округ» госпошлину.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Магаданского межрайонного природоохранного прокурора Магаданской области в защиту прав Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Комитету жилищно-коммунального, дорожно-транспортного хозяйства, благоустройства и строительства Северо-Эвенского городского округа и к Комитету по управлению муниципальным имуществом Северо-Эвенского городского округа - удовлетворить.
Возложить на Комитет жилищно-коммунального, дорожно-транспортного хозяйства, благоустройства и строительства Северо-Эвенского городского округа обязанность в течение 24 месяцев со дня вступления настоящего решения суда в законную силу провести лесоустройство в порядке, установленном Лесоустроительной инструкцией, утвержденной приказом Минприроды России от 29.03.2018 №122, разработать и утвердить лесохозяйственный регламент в отношении городских лесов, расположенных на землях населенных пунктов Северо-Эвенского городского округа и не относящихся к землям государственного лесного фонда.
Возложить на Комитет по управлению муниципальным имуществом Северо-Эвенского городского округа обязанность в течение 36 месяцев со дня вступления настоящего решения суда в законную силу осуществить постановку городских лесов, расположенных на землях населенных пунктов Северо-Эвенского городского округа и не относящихся к землям государственного лесного фонда, на государственный кадастровый учет и регистрацию права муниципальной собственности на них.
В иске к администрации Северо-Эвенского городского округа - отказать.
Ответчиков от взыскания государственной пошлины освободить.
Решение может быть обжаловано сторонами путем подачи апелляционной жалобы в судебную коллегию по гражданским делам Магаданского областного суда через Северо-Эвенский районный суд Магаданской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Е.В. Новиков
Мотивированное решение изготовлено 19 ноября 2020 года.