ПЯТИГОРСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД Ставропольского края
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
ПЯТИГОРСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД Ставропольского края — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
дело № 2-2240/11
Решение
именем Российской Федерации
(заочное)
12 сентября 2011 года г.Пятигорск
Пятигорский городской суд Ставропольского края в составе:
председательствующего Пакова Н.Н.,
при секретаре Чернобай Е.С.,
с участием:
пом. прокурора Михайловой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда г. Пятигорска гражданское дело по исковому заявлению Минераловодского межрайонного транспортного прокурора в защиту законных интересов неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю ФИО1 о признании незаконными действий, запрете использования воздушного пространства,-
установил:
Минераловодский межрайонный транспортный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю ФИО1 о признании незаконными действий, запрете использования воздушного пространства.
В судебном заседании помощник прокурора Михайлова В.В. заявленные исковые требования поддержала и в обосновании заявленных требований пояснила, что проведённой Минераловодской межрайонной транспортной прокуратурой проверкой исполнения законодательства об использовании воздушного пространства и эксплуатации воздушных судов, по материалам, поступившим из отдела УФСБ России по Ставропольскому краю в Курском районе, выявлен факт нарушения требований действующего законодательства в сфере обеспечения безопасности функционирования воздушного транспорта, имевший место в июне 2011 года в Кировском районе Ставропольского края. … года самолет …, заводской номер …, бортовой номер …, находящийся во владении индивидуального предпринимателя ФИО1 на основании договора аренды, под управлением пилота ФИО2, осуществлял полеты по производству авиационно-химических работ на сельхозугодиях колхоза имени Калинина в окрестностях с. Горнозаводское Кировского района Ставропольского края. При выполнении указанным самолетом полетов, уведомление об использовании воздушного пространства в органы организации воздушного движения не направлялось, судовая и полетная документация на борту самолета отсутствовала, радиосвязь с диспетчерами управления воздушным движением и с другими бортами пилотом не велась. В своем объяснении ФИО1 пояснил, что при выполнении полетов на борту указанного воздушного судна отсутствовали сертификат летной годности, свидетельство эксплуатанта, выданные Минтрансом России, потому, что имелся сертификат о годности к полетам, выданный Федерацией любителей авиации, а сертификат эксплуатанта, по его мнению, ему не требуется. Во время выполнения полетов пилот на радиосвязь с диспетчерами МДП и другими бортами не выходил. Во время выполнения указанных АХР использовалось воздушное пространство класса G, однако уведомления о выполнении полетов в центр организации воздушного движения (Аэронавигация Юга) не подавались. Кроме того, данный самолет не оборудован аварийно-спасательными и поисковыми устройствами. У него и пилота ФИО2 имеются лишь пилотские удостоверения, выданные ФЛА России. В соответствии со ст. 2 Воздушного кодекса РФ воздушное законодательство Российской Федерации состоит из данного Кодекса, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, федеральных правил использования воздушного пространства, федеральных авиационных правил, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации. Согласно ст. 33 Воздушного кодекса РФ гражданские воздушные суда, предназначенные для выполнения полетов, подлежат государственной регистрации в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации с выдачей свидетельств о государственной регистрации. В соответствии с ч.ч. 1, 3 ст. 8 Воздушного кодекса РФ обязательной сертификации, в том числе, подлежат физические лица, осуществляющие и (или) обеспечивающие выполнение авиационных работ. Требования к проведению обязательных сертификации, государственной регистрации и порядок их проведения устанавливаются федеральными авиационными правилами и обязательны для соблюдения физическими лицами и юридическими лицами. Согласно ст.ст. 66, 67 Воздушного кодекса РФ к полету допускается воздушное судно, имеющее государственный и регистрационный или учетный опознавательные знаки, прошедшее необходимую подготовку и имеющее на борту соответствующую документацию. На момент проведения проверки судовая и полетная документация установленного образца на борту самолета отсутствовала. Как следует из сообщения Южного межрегионального территориального управления воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта от … сертификат летной годности на воздушное судно … Южным межрегиональным территориальным управлением воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта, не выдавался. Согласно ст. 16 Воздушного кодекса Российской Федерации, в соответствии со структурой и классификацией воздушного пространства федеральными правилами использования воздушного пространства устанавливается разрешительный или уведомительный порядок использования воздушного пространства. Разделом 4 «Федеральных авиационных правил использования воздушного пространства РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.03.2010 № 138 (далее ФАП) регламентирован уведомительный и разрешительный порядок использования воздушного пространства. Согласно п.п. 123, 124 ФАП, под уведомительным порядком использования воздушного пространства понимается предоставление пользователям воздушного пространства возможности выполнения полетов без получения диспетчерского разрешения. Уведомительный порядок использования воздушного пространства устанавливается в воздушном пространстве класса G. Пользователи воздушного пространства, осуществляющие полеты в воздушном пространстве класса G, уведомляют соответствующие органы обслуживания воздушного движения (управления полетами) о своей деятельности в целях получения полетно-информационного обслуживания и аварийного оповещения. Как следует из сообщений начальника Минераловодского Центра организации воздушного движения ФИО3, в нарушение установленного порядка, заявки на выполнение самолетом … полетов в период с … не подавались, радиосвязь с диспетчером управления воздушным движением экипажем воздушного судна не осуществлялась. Таким образом, в нарушение указанных требований закона пилотом самолета … принадлежащем ФИО1, полеты в июне 2011 года в Кировском районе выполнялись без уведомления в установленном порядке органов Единой системы организации воздушного движения на использование воздушного пространства, а также без радиосвязи с диспетчером диспетчерского пункта. Кроме того, согласно ч. 4 ст. 88 Воздушного кодекса Российской Федерации полеты воздушных судов, не обеспеченных поисковыми и аварийно-спасательными средствами, запрещаются. Таким образом, эксплуатация индивидуальным предпринимателем ФИО1 находящегося в его владении воздушного судна … противоречит требованиям федерального законодательства, направленного на обеспечение безопасности полетов и авиационной безопасности, а именно: требованиям Воздушного кодекса РФ, требованиям «Федеральных авиационных правил использования воздушного пространства РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.03.2010 г. № 138. За допущенные нарушения в отношении ИП ФИО1 возбуждены дела об административных правонарушениях по ч. 2 ст. 11.4, ч.ч. 8 и 9 ст. 11.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающих ответственность за нарушение правил использования воздушного пространства. Невыполнение ответчиком - индивидуальным предпринимателем ФИО1 требований Федерального законодательства и обязанностей по регистрации в установленном порядке в качестве эксплуатанта воздушного судна, получению свидетельства эксплуатанта, получению в установленном порядке сертификатов летной годности на используемые воздушные суда, влечет невозможность обеспечить на должном уровне безопасность полетов и авиационную безопасность при производстве полетов. В связи с этим создается реальная угроза причинения вреда жизни и здоровью неопределённого круга лиц, могут быть нарушены конституционные права граждан на жизнь и здоровье, закрепленные в ст.ст. 20, 41 Конституции РФ. В соответствии со ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может являться основанием для принятия судом решения о приостановлении или запрещении деятельности, создающей такую опасность, если прекращение или приостановление такой деятельности не противоречит общественным интересам.
Просит суд признать незаконными действия индивидуального предпринимателя ФИО1, выражающиеся в неисполнении требований «Федеральных авиационных правил использования воздушного пространства РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.03.2010 г. № 138, а именно использование воздушного пространства РФ при отсутствии сертификата эксплуатанта, и без сертификата летной годности на используемое воздушное судно…. а также использование воздушного пространства РФ без уведомления в установленном порядке органов Единой системы организации воздушного движения об использование воздушного пространства, а также без радиосвязи с диспетчером диспетчерского пункта, использование воздушного судна, не оборудованного аварийно-спасательными и поисковыми устройствами. Запретить индивидуальному предпринимателю ФИО1 эксплуатацию воздушного судна …. и использование воздушного пространства РФ в нарушение требований «Федеральных авиационных правил использования воздушного пространства РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.03.2010 № 138.
Ответчик ФИО1, надлежащим образом извещен о времени и месте слушания гражданского дела в суд не явился, об уважительности причин отсутствия суд не известил, ходатайство об отложении гражданского дела не заявлял. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, с учетом мнения представителя истца, суд определил рассмотреть гражданское дело в отсутствие не явившегося ответчика, признавая причину неявки ответчика неуважительной.
В соответствии со ст. 233 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть гражданское дело в порядке заочного производства.
Ответчик ФИО1 ранее допрошенный в судебном заседании заявленные исковые требования не признал и пояснил суду, что в соответствии со ст. 8 Воздушного кодекса РФ обязательной сертификации подлежат юридические лица - разработчики и изготовители воздушных судов и другой авиационной техники; физические лица, юридические лица, осуществляющие и (или) обеспечивающие коммерческие воздушные перевозки, выполнение авиационных работ; юридические лица, осуществляющие техническое обслуживание и ремонт авиационной техники; аэродромы, аэропорты; образовательные учреждения, осуществляющие подготовку специалистов соответствующего уровня согласно перечням должностей авиационного персонала; воздушные суда, авиационные двигатели, воздушные винты, бортовое и наземное авиационное оборудование и другие объекты, а также юридические лица, деятельность которых непосредственно связана с обеспечением безопасности полетов воздушных судов или авиационной безопасности. Распоряжением Минтранса РФ от 24.06.2002 № НА-217р утверждена Номенклатура объектов гражданской авиации, подлежащих обязательной сертификации в Системе сертификации в гражданской авиации Российской Федерации, в соответствии с которой объектом гражданской авиации, подлежащим сертификации являются авиационные предприятия и индивидуальные предприниматели, осуществляющие и обеспечивающие воздушные перевозки и авиационные работы (эксплуатанты). Нормативным документом, устанавливающим требования к объекту гражданской авиации являются Федеральные авиационные правила «Сертификационные требования к эксплуатантам коммерческой гражданской авиации. Процедуры сертификации», утвержденные приказом Минтранса России от 04.02.2003 года № 11. Статья 21 Воздушного кодекса РФ предусматривает, что авиация, используемая в целях обеспечения потребностей граждан и экономики, относится к гражданской авиации. Гражданская авиация, используемая для предоставления услуг (по осуществлению воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов, почты) и (или) выполнения авиационных работ, относится к коммерческой гражданской авиации. Гражданская авиация, не используемая для осуществления коммерческих воздушных перевозок и выполнения авиационных работ, относится к авиации общего назначения. Согласно свидетельству № …, принадлежащее ФИО4 (бывший собственник) 29 января 2009 года внесено в единый регистр учета ВС Федерации любителей авиации России за № 3517К. Федерация любителей авиации России (ФЛА) - это общероссийская общественная организация, объединяющая граждан и юридических лиц, имеющих в собственности воздушные суда, применяемые в интересах авиации общего назначения (п.1.2; 2 Устава Федерации любителей авиации России). Следовательно, воздушное судно АН-2 государственный регистрационный знак RA-71293, регистрационный номер ФЛА 3517К, применяется в интересах авиации общего назначения и по техническим характеристикам относится к легким воздушным судам весом менее 5700 кг (ст.32 ВК РФ). Согласно части 4 статьи 61 Воздушного кодекса РФ использование физическим лицом, юридическим лицом воздушного судна в целях, определенных для государственной авиации и (или) экспериментальной авиации, а также использование легкого гражданского воздушного судна авиации общего назначения либо сверхлегкого гражданского воздушного судна авиации общего назначения не влечет за собой обязанность получения физическим лицом, юридическим лицом сертификата (свидетельства) эксплуатанта или эквивалентного этому сертификату (свидетельству) документа. Аналогичную норму содержат Федеральные авиационные правила «Эксплуатанты авиации общего назначения. Требования к эксплуатанту авиации общего назначения, процедуры регистрации и контроля деятельности эксплуатантов авиации общего назначения» (Приказ Минтранса России от 18 июня 2003 года № 147), в которых предусмотрена процедура выдачи свидетельства эксплуатанта авиации общего назначения и указано, что настоящие правила не распространяются на физических и юридических лиц, использующих легкие гражданские воздушные суда авиации общего назначения. Считает, что требования прокурора о признании незаконным его действий по использованию воздушного пространства при отсутствии сертификата эксплуатанта противоречат положениям Воздушного кодекса РФ, а «Федеральные авиационные правила использования воздушного пространства РФ», утвержденные постановлением Правительства РФ от 11.03.2010 г. № 138, на нарушение которых ссылается прокурор вообще не регулируют правоотношения по сертификации эксплуатантов воздушных судов. В соответствии со ст. 36 Воздушного кодекса РФ гражданские воздушные суда допускаются к эксплуатации при наличии сертификата летной годности (удостоверения о годности к полетам). Сертификат летной годности (удостоверение о годности к полетам) выдается на основании сертификата типа (аттестата о годности к эксплуатации) или акта оценки конкретного воздушного судна на соответствие конкретного воздушного судна требованиям к летной годности гражданских воздушных судов и природоохранным требованиям. Использование гражданского воздушного судна, имеющего сертификат летной годности (удостоверение о годности к полетам), выданный на основании указанного акта оценки, для осуществления коммерческих воздушных перевозок не допускается. Сертификат летной годности (удостоверение о годности к полетам) - документ, выдаваемый уполномоченным органом в области гражданской авиации или его территориальным органом для подтверждения соответствия летной годности экземпляра ВС установленным требованиям (Федеральные авиационные правила "Экземпляр воздушного судна. Требования и процедуры сертификации" ст.2). В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 395 функции по государственному регулированию деятельности в области гражданской авиации осуществляет Министерство транспорта РФ. Положением о взаимодействии ГСГА Минтранса России с общероссийскими авиационными общественными объединениями в целях безопасности полетов ВС АОН Российской Федерации предусмотрен порядок взаимодействия ГСГА Минтранса России с всероссийскими авиационными общественными объединениями, в т.ч. с Общероссийской общественной организацией Федерация любителей авиации России (ФЛА России) с целью развития авиации общего назначения. В соответствии с приложением № 1 к данному положению авиационная деятельность членов ФЛА России производится в соответствии с документами, регламентирующими работу ФЛА России. Для выполнения полетов членами ФЛА России необходимо наличие на борту воздушного судна следующих действующих документов: свидетельство о регистрации ВС, выданное ГСГА Минтранса России или о постановке на учет ВС ФЛА России, удостоверение о годности к полетам ВС ФЛА России, выданное ГСГА Минтранса России или ФЛА России, свидетельство пилота-любителя с соответствующим допуском, выданное ГСГА Минтранса России или ФЛА России, страховой полис гражданской ответственности от нанесения ущерба третьим лицам и лицам, находящимся на борту ВС, страховой полис жизни и здоровья членов экипажа. Все требуемые документы на борту воздушного судна АН-2 имеются, в том числе и удостоверение о годности к полетам, выданное в соответствии с настоящим положением ФЛА России 9 марта 2011 года, сроком по 5 марта 2012 года. В связи с этим, исковые требования прокурора со ссылкой на отсутствие сертификата летной годности воздушного судна являются необоснованными. Уведомление в установленном порядке органов единой системы организации воздушного движения об использовании воздушного пространства, радиосвязь с диспетчером. В соответствии со ст. 70 Воздушного кодекса РФ полет воздушного судна выполняется в соответствии с планом полета, представленным пользователем воздушного пространства соответствующему органу единой системы организации воздушного движения, при наличии разрешения на использование воздушного пространства, за исключением полета воздушного судна, выполняемого в случаях отражения воздушного нападения, предотвращения и прекращения нарушений Государственной границы Российской Федерации или вооруженного вторжения на территорию Российской Федерации, оказания помощи при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, поиска и эвакуации космических аппаратов и их экипажей, предотвращения и (или) прекращения нарушений федеральных правил использования воздушного пространства, а также полета воздушного судна, выполняемого в уведомительном порядке использования воздушного пространства, полета воздушного судна, выполняемого в специальных районах, определенных в установленном Правительством Российской Федерации порядке. Условия, порядок и форма представления планов полетов устанавливаются федеральными правилами использования воздушного пространства. «Федеральные авиационные правила использования воздушного пространства РФ», утвержденные постановлением Правительства РФ от 11.03.2010 г. № 138 предусматривают, что "планирование использования воздушного пространства" - деятельность, осуществляемая в целях обеспечения разрешительного и уведомительного порядка использования воздушного пространства, организации воздушного движения, организации потоков воздушного движения путем распределения воздушного пространства по месту, времени и высоте между его пользователями в соответствии с государственными приоритетами; Также п. 108,109 Правил установлен порядок и форма предоставления планов полетов для разрешительного и уведомительного порядка использования воздушного пространства. Однако, правила не содержат ни формы, ни порядка уведомления об использовании воздушного пространства при полете воздушного судна для которого предоставление плана полета не требуется. Пунктом 126 Правил предусмотрено, что при планировании полетов воздушных судов по правилам визуальных полетов, предусматривающих использование воздушного пространства класса G с пересечением районов аэродромов и местных воздушных линий воздушного пространства класса C, представление плана полета не требуется. К числу таких воздушных судов относится … осуществляющий полеты в воздушном пространстве класса G. Пункт 10 Правил предусматривает, что воздушное пространство над территорией Российской Федерации, а также за ее пределами, где ответственность за организацию воздушного движения возложена на Российскую Федерацию, классифицируется следующим образом: класс G - разрешаются полеты, выполняемые по правилам полетов по приборам и правилам визуальных полетов. Эшелонирование воздушных судов не производится. Все полеты по запросу обеспечиваются полетно-информационным обслуживанием. Для всех полетов на высотах ниже 3000 м действует ограничение по скорости, составляющее не более 450 км/ч. Воздушные суда, выполняющие полеты по правилам полетов по приборам, обязаны иметь постоянную двухстороннюю радиосвязь с органом обслуживания воздушного движения (управления полетами). При полетах воздушных судов по правилам визуальных полетов наличие постоянной двухсторонней радиосвязи с органом обслуживания воздушного движения (управления полетами) не требуется. При выполнении всех полетов воздушных судов наличие разрешения на использование воздушного пространства не требуется. Таким образом, при использовании воздушного судна … по правилам визуальных полетов предоставление плана полетов в уведомительном порядке и наличие двусторонней связи с диспетчером не требуется, в связи с чем требования прокурора являются незаконными. Использование воздушного судна, не оборудованного аварийно-спасательными и поисковыми устройствами. В соответствии с п. 4 ст. 88 Воздушного кодекса РФ полеты воздушных судов, не обеспеченных поисковыми и аварийно-спасательными средствами, запрещаются. Приказом Минтранса от 15 марта 2007 г. N 29 «Об оснащении воздушных судов гражданской авиации аварийными радиомаяками системы КОСПАС- САРСАТ» Воздушные суда, осуществляющие полеты в воздушном пространстве Российской Федерации, оснащаются: самолеты с максимальной взлетной массой 5700 кг и менее, сертификаты летной годности (удостоверения о годности к полетам) которых впервые выданы до 1 января 2008 г., - одним автоматическим или ручным АРМ. Однако, аварийные радиомаяки системы КОСПАС-САРСАТ в свободную продажу не поступают и их приобретение в частном порядке, с целью установки на воздушное судно авиации общего назначения невозможно. Кроме того, за использование воздушного судна, не оборудованного аварийно-спасательными и поисковыми устройствами он привлекался к административной ответственности. В исковом заявлении Минераловодский межрайонный транспортный прокурор ссылается на ст. 1065 ГК РФ В соответствии с частью 1 статьи 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Частью 2 названной статьи определено, что, если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность. Таким образом, статья 1065 ГК РФ предоставляет заинтересованному лицу право обратиться в суд с. иском о запрещении деятельности, в результате которой был причинен вред или создается опасность причинения такого вреда в будущем. В соответствии с диспозицией названной нормы бремя доказывания возможности причинения вреда, вины ответчика (не презюмируемой) и необходимости запрещения деятельности, создающей опасность причинения вреда, лежит на истце. По смыслу данной правовой нормы для удовлетворения иска, основанного на ее положениях, истец должен доказать опасность причинения вреда в будущем, противоправность поведения причинителя вреда, причинную связь между - наступлением вреда и противоправным поведением причинителя вреда, в данном случае причинную связь между эксплуатацией воздушного судна и нанесением вреда либо угрозой нового вреда, вину причинителя вреда. Минераловодский межрайонный транспортный прокурор в исковом заявлении указывает, что ФИО1 не исполняет требования «Федеральных авиационных правил использования воздушного пространства РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.03.2010 г. № 138, а, именно, использует воздушное пространство РФ при отсутствии сертификата эксплуатанта, и без сертификата летной годности на используемое воздушное судно …. без уведомления в установленном порядке органов единой системы организации воздушного движения об использовании воздушного пространства, а также без радиосвязи с диспетчером диспетчерского пункта, использование воздушного судна, не оборудованного аварийно-спасательными и поисковыми устройствами. Однако, указанные Федеральные авиационные правила использования воздушного пространства РФ вообще не содержат требований о наличии сертификата эксплуатанта, сертификата летной годности на используемое воздушное судно …, оборудованию воздушного судна аварийно-спасательными и поисковыми устройствами. Таким образом, вина предполагаемого причинителя вреда не доказана, в связи с чем иск не может быть удовлетворен в связи с недоказанностью. Также ст. 12 ГК РФ предусматривает и иные способы защиты права, в том числе, присуждения к исполнению обязанности в натуре и иными способами, предусмотренными законом. Просит суд в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
Суд, выслушав доводы представителя истца, исследовав материалы дела, считает, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 8 Воздушного кодекса РФ обязательной сертификации подлежат юридические лица - разработчики и изготовители воздушных судов и другой авиационной техники; физические лица, юридические лица, осуществляющие и (или) обеспечивающие коммерческие воздушные перевозки, выполнение авиационных работ; юридические лица, осуществляющие техническое обслуживание и ремонт авиационной техники; аэродромы, аэропорты; образовательные учреждения, осуществляющие подготовку специалистов соответствующего уровня согласно перечням должностей авиационного персонала; воздушные суда, авиационные двигатели, воздушные винты, бортовое и наземное авиационное оборудование и другие объекты, а также юридические лица, деятельность которых непосредственно связана с обеспечением безопасности полетов воздушных судов или авиационной безопасности.
Распоряжением Минтранса РФ от 24.06.2002 № НА-217р утверждена Номенклатура объектов гражданской авиации, подлежащих обязательной сертификации в Системе сертификации в гражданской авиации Российской Федерации, в соответствии с которой объектом гражданской авиации, подлежащим сертификации являются авиационные предприятия и индивидуальные предприниматели, осуществляющие и обеспечивающие воздушные перевозки и авиационные работы (эксплуатанты).
Нормативным документом, устанавливающим требования к объекту гражданской авиации являются Федеральные авиационные правила «Сертификационные требования к эксплуатантам коммерческой гражданской авиации. Процедуры сертификации», утвержденные приказом Минтранса России от 04.02.2003 года № 11.
Статья 21 Воздушного кодекса РФ предусматривает, что авиация, используемая в целях обеспечения потребностей граждан и экономики, относится к гражданской авиации.
Гражданская авиация, используемая для предоставления услуг (по осуществлению воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов, почты) и (или) выполнения авиационных работ, относится к коммерческой гражданской авиации. Гражданская авиация, не используемая для осуществления коммерческих воздушных перевозок и выполнения авиационных работ, относится к авиации общего назначения.
Согласно свидетельству № … воздушное судно … принадлежащее ФИО4 (бывший собственник) …. года внесено в единый регистр учета ВС Федерации любителей авиации России за № …
Федерация любителей авиации России (ФЛА) - это общероссийская общественная организация, объединяющая граждан и юридических лиц, имеющих в собственности воздушные суда, применяемые в интересах авиации общего назначения (п.1.2; 2 Устава Федерации любителей авиации России). Следовательно, воздушное судно АН-2 государственный регистрационный знак … применяется в интересах авиации общего назначения и по техническим характеристикам относится к легким воздушным судам весом менее 5700 кг (ст.32 ВК РФ).
Согласно части 4 статьи 61 Воздушного кодекса РФ использование физическим лицом, юридическим лицом воздушного судна в целях, определенных для государственной авиации и (или) экспериментальной авиации, а также использование легкого гражданского воздушного судна авиации общего назначения либо сверхлегкого гражданского воздушного судна авиации общего назначения не влечет за собой обязанность получения физическим лицом, юридическим лицом сертификата (свидетельства) эксплуатанта или эквивалентного этому сертификату (свидетельству) документа. Аналогичную норму содержат Федеральные авиационные правила «Эксплуатанты авиации общего назначения. Требования к эксплуатанту авиации общего назначения, процедуры регистрации и контроля деятельности эксплуатантов авиации общего назначения» (Приказ Минтранса России от 18 июня 2003 года № 147), в которых предусмотрена процедура выдачи свидетельства эксплуатанта авиации общего назначения и указано, что настоящие правила не распространяются на физических и юридических лиц, использующих легкие гражданские воздушные суда авиации общего назначения.
Суд считает, что требования прокурора о признании незаконным действий ФИО1 по использованию воздушного пространства при отсутствии сертификата эксплуатанта противоречат положениям Воздушного кодекса РФ, а «Федеральные авиационные правила использования воздушного пространства РФ», утвержденные постановлением Правительства РФ от 11.03.2010 г. № 138, на нарушение которых ссылается прокурор вообще не регулируют правоотношения по сертификации эксплуатантов воздушных судов.
В соответствии со ст. 36 Воздушного кодекса РФ гражданские воздушные суда допускаются к эксплуатации при наличии сертификата летной годности (удостоверения о годности к полетам).
Сертификат летной годности (удостоверение о годности к полетам) выдается на основании сертификата типа (аттестата о годности к эксплуатации) или акта оценки конкретного воздушного судна на соответствие конкретного воздушного судна требованиям к летной годности гражданских воздушных судов и природоохранным требованиям. Использование гражданского воздушного судна, имеющего сертификат летной годности (удостоверение о годности к полетам), выданный на основании указанного акта оценки, для осуществления коммерческих воздушных перевозок не допускается. Сертификат летной годности (удостоверение о годности к полетам) - документ, выдаваемый уполномоченным органом в области гражданской авиации или его территориальным органом для подтверждения соответствия летной годности экземпляра ВС установленным требованиям (Федеральные авиационные правила "Экземпляр воздушного судна. Требования и процедуры сертификации" ст.2).
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 395 функции по государственному регулированию деятельности в области гражданской авиации осуществляет Министерство транспорта РФ. Положением о взаимодействии ГСГА Минтранса России с общероссийскими авиационными общественными объединениями в целях безопасности полетов ВС АОН Российской Федерации предусмотрен порядок взаимодействия ГСГА Минтранса России с всероссийскими авиационными общественными объединениями, в т.ч. с Общероссийской общественной организацией Федерация любителей авиации России (ФЛА России) с целью развития авиации общего назначения.
В соответствии с приложением № 1 к данному положению авиационная деятельность членов ФЛА России производится в соответствии с документами, регламентирующими работу ФЛА России. Для выполнения полетов членами ФЛА России необходимо наличие на борту воздушного судна следующих действующих документов: свидетельство о регистрации ВС, выданное ГСГА Минтранса России или о постановке на учет ВС ФЛА России, удостоверение о годности к полетам ВС ФЛА России, выданное ГСГА Минтранса России или ФЛА России, свидетельство пилота-любителя с соответствующим допуском, выданное ГСГА Минтранса России или ФЛА России, страховой полис гражданской ответственности от нанесения ущерба третьим лицам и лицам, находящимся на борту ВС, страховой полис жизни и здоровья членов экипажа.
Все требуемые документы у истца имеются, в том числе и удостоверение о годности к полетам, выданное в соответствии с настоящим положением ФЛА России 9 марта 2011 года, сроком по 5 марта 2012 года.
В связи с этим, исковые требования прокурора со ссылкой на отсутствие сертификата летной годности воздушного судна являются необоснованными.
В соответствии со ст. 70 Воздушного кодекса РФ полет воздушного судна выполняется в соответствии с планом полета, представленным пользователем воздушного пространства соответствующему органу единой системы организации воздушного движения, при наличии разрешения на использование воздушного пространства, за исключением полета воздушного судна, выполняемого в случаях отражения воздушного нападения, предотвращения и прекращения нарушений Государственной границы Российской Федерации или вооруженного вторжения на территорию Российской Федерации, оказания помощи при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, поиска и эвакуации космических аппаратов и их экипажей, предотвращения и (или) прекращения нарушений федеральных правил использования воздушного пространства, а также полета воздушного судна, выполняемого в уведомительном порядке использования воздушного пространства, полета воздушного судна, выполняемого в специальных районах, определенных в установленном Правительством Российской Федерации порядке. Условия, порядок и форма представления планов полетов устанавливаются федеральными правилами использования воздушного пространства.
«Федеральные авиационные правила использования воздушного пространства РФ», утвержденные постановлением Правительства РФ от 11.03.2010 г. № 138 предусматривают, что "планирование использования воздушного пространства" - деятельность, осуществляемая в целях обеспечения разрешительного и уведомительного порядка использования воздушного пространства, организации воздушного движения, организации потоков воздушного движения путем распределения воздушного пространства по месту, времени и высоте между его пользователями в соответствии с государственными приоритетами; Также п. 108,109 Правил установлен порядок и форма предоставления планов полетов для разрешительного и уведомительного порядка использования воздушного пространства. Однако, правила не содержат ни формы, ни порядка уведомления об использовании воздушного пространства при полете воздушного судна для которого предоставление плана полета не требуется.
Пунктом 126 Правил предусмотрено, что при планировании полетов воздушных судов по правилам визуальных полетов, предусматривающих использование воздушного пространства класса G с пересечением районов аэродромов и местных воздушных линий воздушного пространства класса C, представление плана полета не требуется.
К числу таких воздушных судов относится …. осуществляющий полеты в воздушном пространстве класса G.
Пункт 10 Правил предусматривает, что воздушное пространство над территорией Российской Федерации, а также за ее пределами, где ответственность за организацию воздушного движения возложена на Российскую Федерацию, классифицируется следующим образом: класс G - разрешаются полеты, выполняемые по правилам полетов по приборам и правилам визуальных полетов. Эшелонирование воздушных судов не производится. Все полеты по запросу обеспечиваются полетно-информационным обслуживанием. Для всех полетов на высотах ниже 3000 м действует ограничение по скорости, составляющее не более 450 км/ч. Воздушные суда, выполняющие полеты по правилам полетов по приборам, обязаны иметь постоянную двухстороннюю радиосвязь с органом обслуживания воздушного движения (управления полетами). При полетах воздушных судов по правилам визуальных полетов наличие постоянной двухсторонней радиосвязи с органом обслуживания воздушного движения (управления полетами) не требуется. При выполнении всех полетов воздушных судов наличие разрешения на использование воздушного пространства не требуется.
Таким образом, при использовании воздушного судна … по правилам визуальных полетов предоставление плана полетов в уведомительном порядке и наличие двусторонней связи с диспетчером не требуется, в связи с чем требования прокурора являются незаконными.
В соответствии с п. 4 ст. 88 Воздушного кодекса РФ полеты воздушных судов, не обеспеченных поисковыми и аварийно-спасательными средствами, запрещаются.
Приказом Минтранса от 15 марта 2007 г. № 29 «Об оснащении воздушных судов гражданской авиации аварийными радиомаяками системы КОСПАС- САРСАТ» Воздушные суда, осуществляющие полеты в воздушном пространстве Российской Федерации, оснащаются: самолеты с максимальной взлетной массой 5700 кг и менее, сертификаты летной годности (удостоверения о годности к полетам) которых впервые выданы до 1 января 2008 г., - одним автоматическим или ручным АРМ.
Ответчиком ФИО1 не предоставлено суду доказательств того, что используемое им воздушное судно обеспеченно поисковыми и аварийно-спасательными средствами.
Как следует из материалов гражданского дела, за использование воздушного судна, не оборудованного аварийно-спасательными и поисковыми устройствами ответчик ФИО1 был привлечен к административной ответственности.
Таким образом, судом достоверно установлены незаконные действия индивидуального предпринимателя ФИО1 по использованию воздушного судна, не оборудованного аварийно-спасательными и поисковыми устройствами.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Неопределенный круг лиц - это такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать, привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении и решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела.
Исковое заявление подано прокурором в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, так как определить точный и исчерпывающий круг лиц, чьи права и интересы нарушаются в связи с неисполнением ИП ФИО1 требований федерального законодательства и необеспечением безопасности полетов и авиационной безопасности при производстве полетов воздушных судов, и привлечь их в процесс в качестве истцов не представляется возможным, т.к. в результате авиационного происшествия или авиационного инцидента, которые могут произойти вследствие несоблюдения ИП ФИО1 установленных требований безопасности полетов и авиационной безопасности, может пострадать любой гражданин, находящийся в районе полета воздушного судна, эксплуатируемого ИП ФИО1, а также любой из членов экипажа воздушного судна и авиационного персонала.
В соответствии со ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может являться основанием для принятия судом решения о приостановлении или запрещении деятельности, создающей такую опасность, если прекращение или приостановление такой деятельности не противоречит общественным интересам.
В соответствии с частью 1 статьи 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Частью 2 названной статьи определено, что, если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.
Таким образом, в судебном заседании установлен факт незаконности действий действия ФИО1, выражающиеся в неисполнении требований «Федеральных авиационных правил использования воздушного пространства РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.03.2010 г. № 138, а именно использование воздушного судна, не оборудованного аварийно-спасательными и поисковыми устройствами, а потому требования истца о запрете индивидуальному предпринимателю ФИО1 эксплуатации воздушного судна … регистрационный номер … и использование воздушного пространства РФ в нарушение требований «Федеральных авиационных правил использования воздушного пространства РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.03.2010 № 138 суд считает законными и обоснованными, а потому подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194 -199, 233-244 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Минераловодского межрайонного транспортного прокурора в защиту законных интересов неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю ФИО1 о признании незаконными действий, запрете использования воздушного пространства- удовлетворить частично.
Признать незаконными действия индивидуального предпринимателя ФИО1, выражающиеся в неисполнении требований «Федеральных авиационных правил использования воздушного пространства РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.03.2010 г. № 138, а именно использование воздушного судна, не оборудованного аварийно-спасательными и поисковыми устройствами.
Запретить индивидуальному предпринимателю ФИО1 эксплуатацию воздушного судна. .до оборудования указанного воздушного судна аварийно-спасательными и поисковыми устройствами.
В остальной части исковых требований Минераловодского межрайонного транспортного прокурора в защиту законных интересов неопределенного круга лиц к ФИО1 - отказать.
Решение может быть обжаловано, опротестовано в Ставропольский краевой суд в течение 10 дней.
Ответчики вправе подать в Пятигорский городской суд заявление об отмене заочного решения в течение 7 дней с момента получения ими копии данного решения.
Судья Н.Н.Паков