дело №2-224/2016
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с.Зональное 20 мая 2016 г.
Зональный районный суд Алтайского края в составе судьи Зенченко В.Н.,
при секретаре Томилиной Д.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> района в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к ФИО7 ФИО1, Отделу по имуществу и земельным отношениям Администрации <адрес> района Алтайского края об оспаривании права собственности, признании недействительными договоров аренды земельных участков,
с участием помощника прокурора Зеленина ФИО6, представителя ответчика - ФИО7 – ФИО4, представителя ответчика - Отдела по имуществу и земельным отношениям <адрес> - ФИО5,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор обратился в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц в суд с иском, в обоснование которого указано следующее.
Согласно выпискам из единого государственного реестра объектов градостроительной деятельности от ДД.ММ.ГГГГ №№, № Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю оформлено право собственности юридического лица на объекты «Нагульный пруд», «Головной пруд», расположенные соответственно по адресу <адрес> и по адресу <адрес> в <адрес>; частями объекта градостроительной деятельности, входящими в состав сооружения, являются водоемы площадью соответственно <данные изъяты> кв.м. и <данные изъяты> кв.м.
В настоящее время собственником данных объектов является ФИО7, приобретший сооружение «Нагульный пруд» в соответствии с договором купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между ним и ООО <данные изъяты>», и сооружение <данные изъяты> в соответствии с договором купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между ним и ФИО3 Право собственности ФИО7 на данные сооружения зарегистрировано в установленном законом порядке. Таким образом, ФИО7 является собственником водоемов, расположенных на реке <адрес>.
Отделом по имуществу и земельным отношениям <адрес> в соответствии с договором аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, от ДД.ММ.ГГГГ в аренду ФИО7 сроком на <данные изъяты> лет передан земельный участок с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв. м., расположенный по адресу <адрес>, пруд <адрес>, и в соответствии с договором аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, от ДД.ММ.ГГГГ в аренду ФИО1 сроком на <данные изъяты> лет передан земельный участок с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв. м., расположенный по адресу <адрес>, <адрес> В соответствии с п.1.3 указанных договоров аренды участки предоставлены для сельскохозяйственного производства. В соответствии с договором аренды от ДД.ММ.ГГГГ ФИО7 передано в аренду гидротехническое сооружение <данные изъяты>» индивидуальному предпринимателю ФИО2
В статье 31 Водного кодекса Российской Федерации указано, что сведения о водных объектах, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, собственности физических лиц, юридических лиц, об их использовании, о речных бассейнах, о бассейновых округах включаются в государственный водный реестр.
В силу пункта 5 Положения о ведении государственного водного реестра, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, ведение реестра осуществляется Федеральным агентством водных ресурсов.
Согласно информации Отдела водных ресурсов Верхне-Обского бассейнового водного управления от ДД.ММ.ГГГГ№ на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес>, находится пруд <адрес>, образованный плотиной, расположенной на реке <адрес>; на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес>, находится пруд <адрес>, образованный плотиной, расположенной на реке <адрес>. Река <адрес> является притоком озера <адрес>. Код реки <адрес> в государственном водном реестре №. Длина реки <данные изъяты> км. В состав земельных участков с кадастровым номером № входят земли водного фонда и целевое назначение вышеназванного земельного участка, а именно для сельскохозяйственного производства, не отвечает требованиям водного законодательства.
Согласно ответу Главного управления природных ресурсов и экологии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№/ПОГ/№ русловые пруды, образованные водоподпорными сооружениями являются водохранилищами и относятся к федеральной собственности. Права собственности на водные объекты и гидротехнические сооружения не связаны. При этом, установление на создаваемый на водотоке водный объект иной кроме федеральной формы собственности не имеет правовых оснований.
Согласно пункту 3 статьи 129 Гражданского кодекса Российской Федерации земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.
В соответствии со статьей 4 Водного кодекса Российской Федерации водное законодательство регулирует водные отношения. Имущественные отношения, связанные с оборотом водных объектов, определяются гражданским законодательством в той мере, в какой они не урегулированы настоящим Кодексом.
Согласно статье 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом. Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Пунктом 8 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации.
На основании вышеизложенного, земельный участок, расположенный в пределах береговой полосы водных объектов, ограничен в обороте.
Таким образом, Отделом по имуществу и земельным отношениям <адрес> не могли быть предоставлены в аренду земельные участки, на которых расположены водные объекты.
Водный объект, в соответствии со статьей 1 Водного кодекса Российской Федерации, - это природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.
Реки, ручьи, каналы - водотоки, являются поверхностными водными объектами, которые состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии (статья 5).
Согласно части 1 статьи 8 Водного кодекса Российской Федерации все водные объекты, за исключением таких, как пруд или обводненный карьер, расположенные в границах принадлежащего на праве собственности субъекта Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу или юридическому лицу земельного участка, находятся в федеральной собственности.
Таким образом, исходя из смысла положений Водного кодекса Российской Федерации, в собственности субъектов РФ, муниципальных образований, физических, юридических лиц может находиться только пруд, созданный искусственно, обладающий признаками изолированности и обособленности. Иные водные объекты относится к объектам федеральной собственности.
Как следует из частей 1, 2, 6 статьи 6 Водного кодекса Российской Федерации, поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В силу пункта 8 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом РФ, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры в границах общего пользования.
Как установлено частью 6 статьи 6 Водного кодекса Российской Федерации, полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров.
Между тем, в соответствии со свидетельствами о государственной регистрации права в собственности ФИО7 находятся водоемы - пруд <адрес> и пруд <адрес>, которые являются частями водотока реки <адрес>, то есть запрещенные к приватизации.
Более того, река, являющаяся в соответствии с законом федеральной собственностью, полностью занимает спорные земельные участки, следовательно, земельные участки, на которых располагаются поверхностные водные объекты в пределах береговой линии, находятся в составе земельных участков с кадастровыми номерами №.
Согласно статье 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствий федеральными законами.
Земельный кодекс Российской Федерации (статья 102) к землям водного фонда относит земли: покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах; занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах.
На землях, покрытых поверхностными водами, не осуществляется формирование земельных участков. Порядок использования и охраны земель водного фонда определяется настоящим Кодексом и водным законодательством.
Поскольку земельный участок, покрытый поверхностными водами, не формируется, следовательно, он как объект земельных отношений, состоящий из водного объекта и береговой полосы, не может быть предоставлен в собственность. Вышеназванные водные объекты, расположенные на земельных участках с кадастровыми номерами №, приватизации не подлежат.
В результате кадастрового учета земельный участок определен, описан как самостоятельный объект, индивидуализирован. С наличием карты (плана) земельного участка связано как приобретение участка (статья 36 Земельного кодекса Российской Федерации), так и иные действия с ним, включая последующее отчуждение.
Формирование земельных участков с расположенными на них водными объектами в пределах береговой полосы и присвоение им кадастровых номеров свидетельствует о том, что указанные земельные участки могут рассматриваться только как целостные объекты, в том числе в связи невозможностью исключения вышеназванных объектов без повторного проведения межевых работ.
На основании пункта 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Правом владения, пользования и распоряжения частью водного объекта - <адрес> - обладает исключительно Российская Федерация.
Таким образом, у ФИО7 отсутствует право пользования, владения и распоряжения водными объектами, право пользования и владения земельными участками в границах береговой полосы, расположенными на земельных участках с кадастровыми номерами №.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Согласно статье 6 Водного кодекса Российской Федерации поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд.
Вследствие незаконной регистрации права собственности на сооружения <адрес>», в состав которых включены водные объекты, нарушены права неопределённого круга лиц на свободный доступ к водным объектам.
Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации (статья 4 Конституции Российской Федерации). Согласно статье 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения должны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В связи с неисполнением законов нарушены интересы правового государства, каковым является Российская Федерация (статья 1 Конституции Российской Федерации).
Статьей 36 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Условия и порядок пользований землей определяются на основе федерального закона.
Интересы Российской Федерации, как собственника водных объектов и земельных участков, на которых они расположены, нарушены в связи с незаконным предоставлением водных объектов в частную собственность, распоряжением земельными участками, на которых расположены водные объекты, - передачей в аренду.
Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» закреплено, что прокуратура Российской Федерации - единая федеральная и централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
Законодателем на прокурора возложена обязанность от имени Российской Федерации требовать исполнения Конституции Российской Федерации, федеральных законов, установленных ими гражданских прав всеми организациями, предприятиями, гражданами, применяя весь комплекс способов защиты этих прав.
В силу статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации муниципальных образований.
На основании изложенного, прокурор просит:
признать недействительным право собственности, исключив из Единого государственного реестра прав запись о праве собственности ФИО7 на сооружение - <адрес>, площадью № кв.м., с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>;
признать недействительным право собственности, исключив из Единого государственного реестра прав запись о праве собственности ФИО7 на сооружение - <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>;
признать недействительным договор аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, от ДД.ММ.ГГГГ№, заключенный между отделом по имуществу и земельным отношениям <адрес> и ФИО7 в отношении земельного участка с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> га, расположенного по адресу: <адрес>, пруд <адрес>;
признать недействительным договор аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, от ДД.ММ.ГГГГ№, заключенный между отделом по имуществу и земельным отношениям <адрес> и ФИО7, в отношении земельного участка с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> га, расположенного по адресу: <адрес>, пруд <адрес>.
Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> (Росреестр), участвующим в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, на исковое заявление представлен письменный отзыв, из которого следует, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним имеются актуальные записи о праве собственности ФИО7 на вышеуказанные сооружения. Документами-основаниями для внесения данных записей являются: договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ. Со ссылкой на разъяснения, содержащиеся в постановлении Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, согласно которым если право истца не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения, оспаривание зарегистрированного права или обременение может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременение отсутствующим, указывается на то, что требование о признании недействительным права собственности ФИО7 путем исключения записи об этом праве из ЕГРП является излишне заявленным.
В судебном заседании помощник прокурора Зеленин Е.Н., уточнив исковые требования, просил:
признать отсутствующим право собственности ФИО7 ФИО1 на сооружение - <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>;
признать отсутствующим право собственности ФИО7 ФИО1 на сооружение - <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>;
признать недействительным договор аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, от ДД.ММ.ГГГГ№, заключенный между Отделом по имуществу и земельным отношениям <адрес> и ФИО7 ФИО1 в отношении земельного участка с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> га, расположенного по адресу: <адрес>, пруд <адрес>;
признать недействительным договор аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, от ДД.ММ.ГГГГ№, заключенный между Отделом по имуществу и земельным отношениям <адрес> и ФИО7 ФИО1 в отношении земельного участка с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> га, расположенного по адресу: <адрес>, пруд <адрес>.
Представитель ответчика - ФИО7 – ФИО4 иск не признала, из её объяснения и представленных в письменном виде возражений следует, что сооружение «<адрес>» приобретено ФИО7 на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ у ООО «<адрес>», поставлено на кадастровый учет и имеет кадастровый №; согласно выписке из технического паспорта данное сооружение включает дамбу, водовыпуск железобетонный, рыбоуловитель, проезжую часть; назначение - гидротехническое сооружение, год постройки ДД.ММ.ГГГГ. Сооружение «<адрес>» приобретено им на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ у гражданина РФ ФИО3, поставлено на кадастровый учет и имеет кадастровый №; согласно выписке из технического паспорта включает дамбу, водовыпуск железобетонный, рыбоуловитель, трубчатый водовыпуск, проезжую часть; установлено назначение - гидротехническое сооружение, год постройки ДД.ММ.ГГГГ. Прежними собственниками гидротехнических сооружений ФИО3 и ООО «<адрес>" право собственности ФИО7 не оспорено. Право собственности установлено за ФИО7 именно на гидротехнические сооружения, а не на реку <адрес>. Регистрация данного права на гидротехнические сооружения не нарушают прав неопределённого круга лиц на свободный доступ к водным объектам. Основания признания недействительным права собственности ФИО7 на данные сооружения отсутствуют. Для эксплуатации указанных сооружений с Отделом по имуществу и земельным отношениям <адрес> заключены договоры аренды земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ. Арендованные земельные участки поставлены на кадастровый учет и имеют кадастровые номера №. Доводы истца об ограничении в обороте земельных участков в пределах береговой линии считает несостоятельными, со ссылкой на ст.ст.27, 28 Земельного кодекса РФ, письмо Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ N <адрес>, в котором указано, что законодательством не предусмотрен единый документ, подтверждающий отнесение земельных участков к ограниченным в обороте. Кроме того, указанные земельные участки ФИО7 в частную собственность и не предоставлялись, они не приватизировались, а были предоставлены в аренду.
Представитель ответчика - Отдела по имуществу и земельным отношениям <адрес> - ФИО5 иск также не признал, из его объяснения и представленных в письменном виде возражений следует, что река Буланиха зарегистрирована в Государственном водном реестре Российской Федерации, однако в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество с сделок с ним запись о государственной регистрации права собственности Российской Федерации отсутствует, при этом, нормы гражданского законодательства предусматривают изначально государственную регистрацию права на недвижимое имущество, а затем - специальную регистрацию. Исходя из этого, считает, что право собственности Российской Федерации на указанный объект отсутствует. То же касается и земельного участка, на котором расположен указанный водный объект. Кроме того, в муниципальной собственности этот земельный участок также отсутствует, соответственно, государственная собственность на этот земельный участок не разграничена и право распоряжения этим земельным участком в соответствии с пунктом 2 статьи 3.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» осуществляется органами местного самоуправления муниципального района, к которым относится Отдел по имуществу и земельным отношениям <адрес>. Сооружения «<адрес>» и «<адрес>» находились в собственности ООО «<адрес>», земельные участки, на которых расположены указанные сооружения, были переданы по договорам аренды ООО «<адрес>». Согласно сведениям Межрайонной ИФНС России по <адрес> основным видом деятельности ООО «Буланихинское» является растениеводство, смешанное с животноводством (смешанное сельское хозяйство), иными словами - производство сельскохозяйственной продукции. Кроме того, ООО «<адрес>» внесено в реестр производителей сельскохозяйственной продукции <адрес>. По самостоятельному решению ООО «<адрес>» сооружения «<адрес>» и «<адрес>» были проданы в собственность ФИО7, а земельные участки, на которых расположены эти сооружения в соответствии со ст.39.6 Земельного кодекса Российской Федерации предоставлены в аренду сроком на <данные изъяты>) лет физическому лицу, собственнику указанных сооружений, без проведения аукциона. Ссылаясь на ст.77 Земельного кодекса Российской Федерации, считает, что земельные участки, на которых расположены сооружения «<адрес>» и «<адрес>» с кадастровыми номерами №, отнесены к категории земель сельскохозяйственного назначения, и на основании ст.78 Земельного кодекса Российской Федерации могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, а также для целей аквакультуры (рыбоводства) хозяйственными товариществами и обществами, производственными кооперативами, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, иными коммерческими организациями.
Заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно положениям Водного кодекса Российской Федерации под водным объектом понимается природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима (пункт 4 статьи 1).
Водные объекты в зависимости от особенностей их режима, физико-географических, морфометрических и других особенностей подразделяются на: 1) поверхностные водные объекты; 2) подземные водные объекты. К поверхностным водным объектам относятся, в том числе: водотоки (реки, ручьи, каналы); водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища). Поверхностные водные объекты состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии (статья 5).
Поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров (статья 6).
В силу положений части 1 и части 2 статьи 8 Водного кодекса Российской Федерации водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением прудов, обводненных карьеров, расположенных в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами.
К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области водных отношений относятся, в частности, владение, пользование, распоряжение водными объектами, находящимися в федеральной собственности (статья 24 Водного кодекса Российской Федерации).
Государственный водный реестр представляет собой систематизированный свод документированных сведений о водных объектах, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, собственности физических лиц, юридических лиц, об их использовании, о речных бассейнах, о бассейновых округах (статья 31 Водного кодекса Российской Федерации).
Пунктами 1 и 5 статьи 7 Федерального закона от 03.06.2006 N 73-ФЗ "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации" определено, что земельные участки, в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, являются собственностью Российской Федерации, если указанные водные объекты находятся на территориях двух и более субъектов Российской Федерации или указанные земельные участки отнесены федеральными законами к федеральной собственности. Для целей настоящей статьи под земельными участками, в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, понимаются земельные участки, в состав которых входят земли, покрытые поверхностными водами, в пределах береговой линии.
Земельным кодексом Российской Федерации (пункты 5, 8 статьи 27) ограничены в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности; запрещена приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования.
В силу статьи 102 Земельного кодекса Российской Федерации к землям водного фонда относятся земли: 1) покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах; 2) занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах. На землях, покрытых поверхностными водами, не осуществляется образование земельных участков.
ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано право собственности ФИО7 на сооружение - <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером №, расположенное по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано право собственности ФИО7 на сооружение - <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером 22:15:010201:1863, расположенное по адресу: <адрес>.
Данные сооружения как объекты градостроительной деятельности «<адрес>» и «<адрес>» включают в себя водоемы, дамбы, водовыпуски, рыбоуловители, проезжие части.
Данные объекты градостроительной деятельности, включающие водоемы площадью <данные изъяты> кв.м. <адрес>) и <данные изъяты> кв.м. (<адрес>), находятся соответственно на земельных участках с кадастровыми номерами № (площадью <данные изъяты> кв.м.) и № (площадью <данные изъяты> кв.м.), то есть поверхность водоемов полностью перекрывает площадь занятых ими земельных участков.
<адрес> образованы плотинами, расположенными на реке <адрес>, являющейся притоком озера <адрес>. Код реки <адрес> в государственном водном реестре №. Длина реки <данные изъяты> км.
ДД.ММ.ГГГГ заключен договор аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена (№), между Отделом по имуществу и земельным отношениям <адрес> (арендодатель) и ФИО7 (арендатор) в отношении земельного участка с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> га, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ между теми же сторонами заключен договор аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена (№), в отношении земельного участка с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> га, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>.
Указанные обстоятельства подтверждаются объяснениями сторон, а также материалами дела, в том числе, соответствующими свидетельствами о государственной регистрации права, выписками из ЕГРП, договорами аренды, информацией Отдела водных ресурсов по <адрес><адрес> бассейнового водного управления Федерального Агентства водных ресурсов от ДД.ММ.ГГГГ№, выкопировками из публичной кадастровой карты, выпиской из государственного водного реестра от ДД.ММ.ГГГГ, выписками из Единого государственного реестра объектов градостроительной деятельности от ДД.ММ.ГГГГ №№, №
Из вышеприведенных норм законодательства следует, что пруд может находиться в частной собственности лишь тогда, когда он полностью располагается в границах земельного участка, то есть окружен землей со всех сторон, в отсутствие поверхностной гидравлической связи такого объекта с иными поверхностными водными объектами.
В Российской Федерации устанавливается федеральная собственность на водные объекты. Обособленные водные объекты (замкнутые водоемы) могут находиться в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и в частной собственности в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
В собственности граждан и юридических лиц могут находиться обособленные водные объекты (замкнутые водоемы).
Водоемы, включенные в спорные сооружения, не являются замкнутыми, поскольку находятся на реке <адрес>, в связи с чем суд приходит к выводу о том, что данные водные объекты относятся к федеральной собственности. При этом, данные водные объекты находятся на землях водного фонда, где в силу закона не осуществляется образование земельных участков, в том числе, для последующей передачи их в аренду.
При таких обстоятельствах требования прокурора о признании отсутствующим зарегистрированного права собственности ФИО7 на спорные сооружения подлежат удовлетворению, что позволит в полной мере восстановить права Российской Федерации.
Также подлежат удовлетворению требования о признании недействительными договоров аренды земельных участков, учитывая, что данные земельные участки сформированы и поставлены на кадастровый учет как единые объекты недвижимости без определения границ водных объектов и водоохранной зоны, при этом полностью покрыты поверхностными водными объектами, отнесенными законом к государственной собственности, то есть сформированы с нарушением водного и земельного законодательства.
Согласно положениям статей 166, 167 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Ссылки стороны ответчика на отсутствие записи о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорные объекты недвижимости, и на указанную при формировании земельных участков с кадастровыми номерами № и №, переданных в аренду ФИО7, в государственном кадастре недвижимости категорию "земли сельскохозяйственного назначения", не могут быть приняты во внимание, поскольку данные обстоятельства не изменяют вид водных объектов и применяемый к ним и покрытым ими землям правовой режим.
Таким образом, в материалах дела имеются относимые, допустимые, достоверные и достаточные в своей совокупности доказательства, подтверждающие факт нахождения водных объектов, включенных в сооружения «<адрес>» и «<адрес>», в собственности Российской Федерации, поскольку они образованы в результате постройки гидротехнического сооружения на водотоке (реке), и поэтому не могут быть квалифицированы как изолированные пруды. Кроме того, земельные участки с кадастровыми номерами №, покрытые данными водными объектами, сформированы в нарушение норм водного и земельного законодательства.
Согласно пункту 52 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 22 от ДД.ММ.ГГГГ "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения, оспаривание зарегистрированного права может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права отсутствующим.
В данном случае право истца не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения, поскольку согласно записи в ЕГРП спорные сооружения принадлежат на праве собственности ФИО7 Однако, как указано выше, водные объекты, которые фактически включены в эти сооружения и составляют их площадь, находятся в собственности Российской Федерации. Полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования.
Ввиду отнесения законом водных объектов, включенных в спорные сооружения, к федеральной собственности, суд вопреки доводам стороны ответчика приходит к выводу, что орган местного самоуправления муниципального района - Отдел по имуществу и земельным отношениям <адрес> – не вправе был распоряжаться земельными участками, занятыми данными водоемами, сдав их в аренду ФИО7, поскольку, как отмечено выше, переданные в аренду земельные участки сформированы с нарушением требований водного и земельного законодательства. В связи с этим, договоры аренды, как нарушающие требования закона и при этом посягающие на публичные интересы, права и охраняемые законом интересы третьих лиц, являются ничтожными.
Таким образом, требования прокурора являются правомерными, обоснованными и подлежат удовлетворению полностью.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск прокурора <адрес> района удовлетворить.
признать отсутствующим право собственности ФИО7 ФИО1 на сооружение - <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>;
признать отсутствующим право собственности ФИО7 ФИО1 на сооружение - <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>;
признать недействительным договор аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, от ДД.ММ.ГГГГ№, заключенный между Отделом по имуществу и земельным отношениям <адрес> и ФИО7 ФИО1 в отношении земельного участка с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> га, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>;
признать недействительным договор аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, от ДД.ММ.ГГГГ№, заключенный между Отделом по имуществу и земельным отношениям <адрес> и ФИО7 ФИО1 в отношении земельного участка с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> га, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>.
Настоящее решение является основанием для внесения соответствующих записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Зональный районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 24 мая 2016 г.
Судья В.Н. Зенченко