ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2250/20 от 21.01.2021 Керченского городского суда (Республика Крым)

Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Керченский городской суд Республики Крым в составе:

председательствующего судьи – Кит М.В.

при секретаре – Шаповаловой М.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Керчи гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному унитарному предприятию Республики Крым «Крымские морские порты», третьи лица Инспекция по труду Республики Крым, Министерство труда и социальной защиты Республики Крым, о взыскании недоплаченного выходного пособия и компенсации за просрочку выплаты,

установил:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Государственному унитарному предприятию Республики Крым «Крымские морские порты», о взыскании недоплаченного выходного пособия и компенсации за просрочку выплаты. Исковые требования мотивированы тем, что она была уволена в связи с сокращением штатов. 31 марта 2020 года в день увольнения с ней был произведен расчет, в том числе выплачено выходное пособие по сокращению штатов. 18 июня 2020 ей было перечислено выходное пособие за май 2020 года. 27 августа 2020 года ей доначислили выходное пособие за нерабочий праздничный день 1 мая из расчета среднедневного заработка после обращения в транспортную прокуратуру и проведения прокурором проверки по ее заявлению. Однако ответчики не включили ей в размер выходного пособия дополнительные нерабочие праздничные дни: 20 апреля 2020 года - нерабочий праздничный день в связи с празднованием «ФИО5», 4 мая 2020 года – дополнительный выходной за нерабочий праздничный день 4 января «Новогодние каникулы», 5 мая 2020 года – дополнительный выходной за нерабочий праздничный день 5 января «Новогодние каникулы», 9 мая 2020 – нерабочий праздничный день в связи с празднованием «День Победы» (11 мая 2020 года – дополнительный выходной за нерабочий праздничный день 9 мая «День Победы), 25 мая 2020 года – нерабочий праздничный день в связи с празднованием «Ораза-байрам». Просила суд взыскать с ответчика оплату среднего заработка в сумме 2566,92 руб. за каждый дополнительный нерабочий праздничный день, а также компенсацию за несвоевременное выплаченное выходное пособие.

В судебном заседании истица ФИО1 поддержала исковые требования и просила суд удовлетворить их в полном объеме.

Представители ответчика Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крымские морские порты» ФИО2 и ФИО3 иск не признали, подали письменные возражения, которые поддержали в судебном заседании и пояснили, что выходное пособие выплачено истице в полном объеме. Согласно приказа от ДД.ММ.ГГГГ филиала ГУП РК «КМП» «КРП» в филиале были введены два дня простоя по вине работодателя (четверг, пятница) с оплатой среднего заработка. Если бы ФИО4 продолжала работать на предприятии, она бы получила заработную плату за апрель 2020 года в размере 39914,57 руб., а ей выплачено выходное пособие за апрель 2020 года в размере 53905,32 руб.; если бы истица продолжала работать на предприятии она получила бы заработную плату за май 2020 года в размере 34529,13 руб., а ей выплачено выходное пособие за май в размере 43637,64 руб. Правомерность начисления выходных пособий была проверена Южной транспортной прокуратурой, по результатам проверки было вынесено представление об устранении нарушений трудового законодательства, согласно которого ГУП РК «КМП» произвел доплату среднего заработка за второй месяц увольнения с учетом нерабочего праздничного дня 01.05.2020. Иных нарушений трудового законодательства прокурором установлено не было. Считают, что выходное пособие за апрель и май 2020 года истице выплачено в полном объеме. Просили суд в удовлетворении иска отказать.

Определением суда, занесенным в протокол судебного заседания 09.12.2020, третьим лицом была привлечена Инспекция по труду Республики Крым.

Определением суда, занесенным в протокол судебного заседания 22.12.2020 третьим лицом было привлечено Министерство труда и социальной защиты Республики Крым.

Представители третьих лиц Инспекции по труду Республики Крым и Министерства труда и социальной защиты Республики Крым, будучи извещенными о времени и месте разбирательства, в суд не явились. От Министерства труда и социальной защиты Республики Крым поступили письменные пояснения по делу, в которых представитель указал, что размер выходного пособия определяется исключительно на основе исчисленного в установленном порядке среднего месячного заработка, не является оплатой какого-либо периода (прошедшего или будущего). Размер данной выплаты зависит от ранее полученных работником в качестве оплаты его труда денежных сумму; она признана обеспечить уволенному лицу средства к существованию в размере не меньшем, чем средний месячный заработок, исчисленный исходя из его заработной платы за 12 календарных месяцев, предшествовавших увольнению.. Независимо от способа подсчета среднего месячного заработка выходное пособие не должно быть меньше заработной платы, которую работник получал за месяц в период трудовой деятельности. Средний заработок для случаев, предусмотренных ст. 178 Трудового кодекса Российской Федерации следует определять путем умножения среднего дневного заработка на количество рабочих и нерабочих праздничных дней в периоде, подлежащем оплате, что указано в письме Министерства труда и социальной защите РФ от 09.10.2020 №14-1/ООГ-15829.

Выслушав пояснения истца, представителей ответчика, исследовав материалы дела, суд считает, что иск подлежит удовлетворению.

Судом установлено, что ФИО1 работала в филиале Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крымские морские порты» «Керченский рыбный порт» в должности бухгалтера и бухгалтера–ревизора с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Трудовой договор с ФИО1 был расторгнут по инициативе работодателя по сокращению штата работников организации по п. 2 ч.1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации (л.д.38-42).

Согласно ст. 178 ТК РФ при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) либо сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка.

В случае, если длительность периода трудоустройства работника, уволенного в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) либо сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 настоящего Кодекса), превышает один месяц, работодатель обязан выплатить ему средний месячный заработок за второй месяц со дня увольнения или его часть пропорционально периоду трудоустройства, приходящемуся на этот месяц.

Средний месячный заработок подлежит исчислению в соответствии с «Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 года № 922.

С учетом указанного Положения ответчиком Государственным унитарным предприятием Республики Крым «Крымские морские порты» истице был рассчитан средний заработок и выплачено выходное пособие за апрель 2020 года – 53905,32 руб., за май 2020 43637,64 руб. (л.д.31).

Кроме того, во исполнение представления Южной транспортной прокуратуры об устранении нарушения трудового законодательства от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.46-48) ГУП РК «КМП» произвело доплату среднего заработка за второй месяц увольнения истицы с учетом нерабочего праздничного дня 01.05.2020 в размере 2566,92 руб., что подтверждается ответом ГУП РК «КМП» на представление прокурора (л.д.49) и справкой о выплате бывшим сотрудникам от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.35-37).

Истица указывает, что при расчете ей выходного пособия за апрель и май 2020 года ответчиком были исключены из подсчета дополнительные нерабочие праздничные дни: 20 апреля 2020 года - нерабочий праздничный день в связи с празднованием «ФИО5», 4 мая 2020 года – дополнительный выходной за нерабочий праздничный день 4 января «Новогодние каникулы», 5 мая 2020 года – дополнительный выходной за нерабочий праздничный день 5 января «Новогодние каникулы», 9 мая 2020 – нерабочий праздничный день в связи с празднованием «День Победы» (11 мая 2020 года – дополнительный выходной за нерабочий праздничный день 9 мая «День Победы), 25 мая 2020 года – нерабочий праздничный день в связи с празднованием «Ораза-байрам».

В соответствии со ст. 112 ТК РФ, ст. I Закона Республики Крым от 29.12.2014 № 55-ЗРК/2014 «О праздниках и памятных датах в Республике Крым» (с изменениями и дополнениями) и Указом Главы Республики Крым от 26.03.2020 № 76-У «О нерабочих праздничных днях» нерабочими праздничными днями в Республике Крым являются:

Кроме того, постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 №875 «О переносе выходных дней в 2020 году» в целях рационального использования работниками выходных и нерабочих праздничных дней в 2020 году перенесены следующие выходные дни:

- с субботы 4 января на понедельник 4 мая;

- с воскресенья 5 января на вторник 5 мая.

Абзацем 4 пункта 9 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы предусмотрено, что средний заработок работника определяется путем умножения среднего дневного заработка на количество дней (календарных, рабочих) в периоде, подлежащем оплате.

Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 13.11.2019 №34-П «По делу о проверке конституционности абзаца четвертого пункта 9 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы в связи с жалобой гражданки В.С. Кормуш» указал, что по своей правовой природе выходное пособие, как и сохранение среднего месячного заработка на период трудоустройства, является гарантийной выплатой, предоставление которой связано с прекращением трудовых отношений по инициативе работодателя, принимающего кадровые решения в рамках определения стратегии экономической деятельности, либо в случае ликвидации организации. Закрепление этой гарантии на законодательном уровне обусловлено стремлением государства смягчить неблагоприятные последствия увольнения в связи с обстоятельствами, препятствующими сохранению трудовых отношений и не зависящими от волеизъявления работника либо его виновного поведения. Ее целевым назначением является обеспечение уволенному работнику на период трудоустройства материальной поддержки, сопоставимой с тем заработком, который он получал в период трудовой деятельности.

В отличие от заработной платы, которая зависит от квалификации работника, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда (статья 132 Трудового кодекса Российской Федерации) и выплачивается состоящему в трудовых отношениях работнику за отработанный период, размер выходного пособия определяется исключительно на основе исчисленного в установленном порядке среднего месячного заработка, не является оплатой какого-либо периода (прошедшего или будущего) и выплачивается работнику при увольнении. Размер данной выплаты зависит от ранее полученных работником в качестве оплаты его труда денежных сумм; она призвана обеспечить уволенному лицу средства к существованию в размере не меньшем, чем средний месячный заработок, исчисленный исходя из его заработной платы за 12 календарных месяцев, предшествовавших увольнению.

Соответственно, размер выходного пособия не может зависеть от каких бы то ни было обстоятельств, имевших место после увольнения работника.

Всем работникам, увольняемым в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата ее работников, независимо от даты увольнения на равных условиях должна обеспечиваться предусмотренная частью первой статьи 178 Трудового кодекса Российской Федерации государственная защита, целью которой является минимизация негативных последствий, связанных с потерей работы, и обеспечение в том числе реализации конституционного права на труд, а также права на защиту от безработицы (статья 37, часть 3, Конституции Российской Федерации). При этом независимо от способа подсчета среднего месячного заработка выходное пособие не должно быть меньше заработной платы, которую работник получал за месяц в период трудовой деятельности.

Абзац четвертый пункта 9 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы не вступает в противоречие с Конституцией Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системной связи с иными нормами данного пункта, а также со статьей 139 и частью первой статьи 178 Трудового кодекса Российской Федерации он не предполагает возможности определения размера выплачиваемого увольняемому в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации работнику выходного пособия в размере меньшем, чем его средний месячный заработок, определяемый из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев независимо от даты увольнения и наличия или отсутствия в первом месяце после увольнения нерабочих праздничных дней.

В противном случае допускалось бы применение разных правил к работникам, находящимся в одинаковом положении, что нарушало бы конституционные принципы равенства и справедливости при предоставлении гарантии, предусмотренной Трудовым кодексом Российской Федерации для случаев прекращения трудовых отношений вследствие ликвидации организации либо сокращения численности или штата работников.

Таким образом, по смыслу приведенных положений при расчете количества дней выходного пособия в период, подлежащий оплате включаются нерабочие праздничные дни.

Суд считает, что ответчик неправомерно исключил из подсчета выходного пособия 5 нерабочих праздничных дней.

Спор по размеру среднедневного заработка в сумме 2566,92 руб. между сторонами отсутствует. В связи с этим с предприятия следует взыскать недоплаченное выходное пособие в размере 12834,60 руб.

Согласно ст. 236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно.

В пункте 55 постановления «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» от 17 марта 2004 г. №2 Пленум Верховного Суда Российской Федерации разъяснил, что при рассмотрении спора, возникшего в связи с отказом работодателя выплатить работнику проценты (денежную компенсацию) за нарушение срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, необходимо иметь в виду, что в соответствии со статьей 236 Кодекса суд вправе удовлетворить иск независимо от вины работодателя в задержке выплаты указанных сумм.

Компенсация подлежит расчету с 01.06.2020 по день вынесения решения судом - 21.01.2021. Ключевая ставка Центрального банка Российской Федерации с 01.06.2020 по 21.06.2020 г. – 5,5% (21 день), с 22.06.2020 по 26.07.2020 – 4,50% (35 день), с 27.07.2020 по 21.01.2021 – 4,25% (179 дней). Расчет компенсации: 12834,60 х 21 х 1/150 х 5,5% = 98,83; 12834,60 х 35 х 4,5% = 134,76; 12834,6- х 179 х 4,25% = 650,93; 98,83 + 134,76 + 650,93 = 884,52). Итого компенсация за просрочку выплаты за период с 01.06.2020 по 21.01.2021 составит 884,52 руб.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 11,12,56,67,98,194-199 ГПК РФ, суд

Р е ш и л :

Исковое заявление ФИО1 к Государственному унитарному предприятию Республики Крым «Крымские морские порты»,, третьи лица Инспекция по труду Республики Крым, Министерство труда и социальной защиты республики Крым, о взыскании недоплаченного выходного пособия и компенсации за просрочку выплаты удовлетворить.

Взыскать с Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крымские морские порты» в пользу ФИО1 недоплаченное выходное пособие в размере 12834,60 руб., компенсацию за просрочку выплаты за период с 01.06.2020 по 21.01.2021 в размере 884,52 руб., а всего 13719,12 руб. (тринадцать тысяч семьсот девятнадцать руб. 12 коп.).

Взыскать с Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крымские морские порты» государственную пошлину в пользу муниципального образования городской округ Керчь в размере 548,76 руб. (пятьсот сорок восемь руб. 76 коп.).

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Крым через Керченский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 28.01.2021.

Судья – Кит М.В.