Дело № 2-2250/2023
УИД 03RS0063-01-2022-003354-08
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04 августа 2023 года г. Туймазы РБ
Туймазинский межрайонный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Липатовой Г.И.,
при секретаре Галяуф Т.А.,
с участием помощника Туймазинского межрайонного прокурора Республики Башкортостан Сакаевой А.
истца Ахметшиной З.А.
представителя ответчика ГКУ РБ «Управление лесничествами» Михайловой Н.В. по доверенности № 409 от 10.01.2023г., представителя ответчика Министерства лесного хозяйства РБ Шамсутдиновой В.А., по доверенности №93 от 09.01.2023г.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску, уточненному иску Ахметшиной З. А. к ГКУ РБ «Управление лесничествами», Министерству лесного хозяйства Республики Башкортостан о признании незаконными приказов, восстановлении на работе, взыскании заработной платы, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Ахметшина З.А. обратилась в суд с исковым заявлением к ГКУ РБ «Управление лесничествами», Министерству лесного хозяйства Республики Башкортостан о признании незаконными приказов, восстановлении на работе, взыскании заработной платы, компенсации морального вреда, в обоснование иска указав, что она назначена ДД.ММ.ГГГГ на должность начальника отдела по Туймазинскому лесничеству в соответствии с приказом №-к от ДД.ММ.ГГГГ и трудовым договором № от ДД.ММ.ГГГГ.
Приказом ГКУ РБ «Управление лесничествами» от ДД.ММ.ГГГГ№-к она уволена с ДД.ММ.ГГГГ по п.1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, по ликвидации организации (прекращение деятельности обособленного структурного подразделения, расположенного в другой местности, отдела по Туймазинскому лесничеству- «Туймазинское лесничество»).
Основанием для ее увольнения стали:
- приказы Минлесхоза РБ от ДД.ММ.ГГГГ№-ОД и от ДД.ММ.ГГГГ№-ОД
- приказы ГКУ РБ «Управление лесничествами» от ДД.ММ.ГГГГ№-ОД и от ДД.ММ.ГГГГ 65-ОД.
Считает, что ее увольнение по п. 1 ч.1 ст 81 ТК РФ, не законным и не обоснованным по следующим основаниям:
Во-первых, в приказе о прекращении трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ№к указано, что ликвидируется обособленное структурное подразделение, расположенного в другой местности - отдела по Туймазинскому лесничеству- «Туймазинское лесничество».
Отдел по Туймазинскому лесничеству – «Туймазинское лесничество» не является и не являлся обособленным структурным подразделением, так как не был зарегистрирован в налоговом органе по месту нахождения г.Туймазы и противоречит требованиям статьи 55 ГК РФ.
Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, расположенные на территории РФ, обязана встать на учет в налоговом органе по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения в соответствии со ст. 83 НК РФ.
Подразделение юридического лица может считаться обособленным, если оно отвечает требованиям, содержащимся в статье 55 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 55 Гражданского кодекса РФ общими для представительств и филиалов признаками являются: они представляют интересы юридического лица и осуществляют их защиту; наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений; имеют руководителей, назначаемых юридическим лицом и действующих на основании его доверенности; подлежат указанию в учредительных документах создавшего их юридического лица.
В Уставе ГКУ РБ «Управление лесничествами» такое обособленное структурное подразделение как отдел по Туймазинскому лесничеству – «Туймазинское лесничество», не указано. Кроме этого, отдельного положения по Туймазинскому лесничеству и на начальника отдела не создавалось. И тем более отсутствовала доверенность от имени работодателя на представление интересов.
В трудовом договоре от ДД.ММ.ГГГГ№, заключенного между ней и ответчиком не указано, что ее принимают на работу в обособленное подразделение отдела по Туймазинскому лесничеству - «Туймазинское лесничество».
Таким образом, для того чтобы расторгнуть трудовой договор со ней по причине прекращения деятельности филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения учреждения, расположенного в другой местности (произвести увольнение при ликвидации), необходимо, чтобы данное обособленное подразделение отвечало указанным выше признакам, а в трудовом договоре должны были указаны в качестве места работы конкретное обособленное структурное подразделение и его адрес, в соответствии со ст. 83 НК РФ.
Во- вторых, ликвидация отдела носит формальный характер, проведена мнимая ликвидация отдела по Туймазинскому лесничеству с одной лишь целью уволить ее, как неугодного сотрудника.
Основанием мнимой ликвидации отдела является содержание письма ответчика от ДД.ММ.ГГГГ№ в адрес учредителя, где указаны причины, что ликвидация отдела производиться из-за: цитата из письма «нахождения длительного времени, начиная с ноября 2016 по сегодняшний день, работника учреждения - Ахметшиной З.А. на должности начальника отдела, далее также цитата из письма: «что выражается в системном игнорировании работниками отдела своих должностных обязанностей, в том числе в отсутствие должного контроля за соблюдением лесопользователями требований лесного законодательства». «Также, данные обстоятельства, дополнительно подтверждаются поступающими продолжительное время неоднократными жалобами со стороны местного населения и многочисленными нареканиями со стороны правоохранительных и надзорных органов на деятельность отдела, привели к увеличению в предыдущих периодах количества лесных пожаров и незаконных рубок лесных насаждений на территории Туймазинского лесничества»
«В целях недопущения чрезвычайных происшествий, связанных с лесными пожарами и незаконными рубками лесных насаждений, просят ликвидировать обособленное подразделение с одновременным увеличением тождественного количества работников в иных обособленных подразделениях Учреждения.
Между тем ни одно из этих оснований не является и не может быть признано законным основанием для ликвидации отдела и увольнения сотрудников.
Неисполнение должностных обязанностей это основание для привлечения работников к дисциплинарной ответственности, а не для ликвидации целого отдела.
Далее указанные сведения в письме № не соответствует действительности, в 2022 г. не было допущено ни одного лесного пожара и незаконных вырубок лесных насаждений на территории Туймазинского лесничества.
За период с 2017 по 2022 год в отношения сотрудников отдела по Туймазинскому лесничеству не было ни одного представления со стороны Прокуратуры, а также не были проведены работодателем служебные проверки в отношении подчиненных, вверенного ей отдела.
И даже в случае обнаружения незаконных рубок и лесных пожаров на территории Туймазинского лесничества, то это повод обратиться с материалами в правоохранительные органы, а не ликвидировать целый отдел, который и так обслуживает 6-ть районов Республики Башкортостан
В-третьих, о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией обособленного отдела ее не предупредили в письменной форме не менее, чем за 2 месяца до увольнения.
Ранее выданное работодателем уведомление от ДД.ММ.ГГГГ о ликвидации обособленного подразделения отдела по Туймазинскому лесничеству- «Туймазинское лесничество» было признано не законным на основании Решения Туймазинского межрайонного суда №.
В Решении суда указано обоснование, «что работодателем вручение уведомления о прекращение деятельности обособленного структурного подразделения было осуществлено истцу в момент, когда работодателем уже было принято решение об увольнение истца по другим основаниям». Таким образом, ответчик злонамеренно игнорирует решение суда № от ДД.ММ.ГГГГ.
В-четвертых, приказ №к об увольнении по ликвидации ей вручили ДД.ММ.ГГГГ, а не ДД.ММ.ГГГГ. То есть, нарушена процедура увольнения.
В-пятых, день увольнения с ней не произвели полный расчет по зарплате, в частности не выплатили компенсацию за не использованный отпуск, за период с ноября 2021 по ДД.ММ.ГГГГ.
Работодателю необходимо было компенсировать 20 дней неиспользованного отпуска (ноябрь 2021- август 2022), плюс 3 дня дополнительно отпуска за ненормированный рабочий день в пожароопасный период, согласно п.5.2 дополнительного соглашения № от ДД.ММ.ГГГГ и плюс два дня отпуска за вакцинацию от ковида.
Стаж работы, дающий права на ежегодный оплачиваемый отпуск, со дня начала работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, отработано ею полных 9 месяцев. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ отработано 16 дней, которые округляются до полного месяца.
Таким образом, для компенсации неиспользованного отпуска нужно учесть 20 календарных дней. И получается компенсация за неиспользованный отпуск с дополнительными днями отпусков составляет в общем 25 календарных дней.
А в приказе ответчика о прекращении трудового договора №к от ДД.ММ.ГГГГ указано - рассчитать компенсацию за неиспользованный отпуск - 9 календарных дней.
Один день отпуска был предоставлен ДД.ММ.ГГГГ, приказ 649 к/о от ДД.ММ.ГГГГ в день увольнения по ликвидации (расчет 25 дней - 1 день= 24 дня)
Далее работодатель в расчетном листке за сентябрь 2022 указал, что компенсация за основной отпуск 16 дней в размере 17500,32 рубля.
Таким образом, работодатель был обязан компенсировать за 24 календарных дней неиспользованного отпуска. Расчет 24 календарных дня - 16 дней=8 календарных дней.
За 8 календарных дней в размере 8750,16 рублей ответчик не начислил и не перечислил компенсацию за неиспользованный отпуск за 2022 г.
В-пятых, в день увольнения ДД.ММ.ГГГГ ей не выдали на руки под расписку трудовую книжку. Ей пришлось ДД.ММ.ГГГГг за трудовой книжкой самой явиться в центральный аппарат ГКУ РБ («Управление лесничествами» по адресу <адрес> и просить, чтоб выдали ей на руки.
В-шестых, ответчик не уведомил органы службы занятости о предстоящем ее увольнении, что подтверждается официальными письмами работодателя в адреса Центра занятости от ДД.ММ.ГГГГ № б/н, от ДД.ММ.ГГГГ№, 317, 319, 316. Полагает, что работодатель не планировал с ней расторгнуть трудовой договор в связи с прекращением деятельности обособленного подразделения.
Далее, дополнительно сообщает, что работодатель, преследуя ее с целью увольнения, создавал не выносимые условия работы, это выражалось в следующих действиях:
-отбирали ключи с рабочего кабинета и от входной двери в здании, что подтверждается ее обращениями в адрес Минлехоза РБ от ДД.ММ.ГГГГ № М06-332-ОГ; 745 от ДД.ММ.ГГГГ, в адрес ГКУ РБ «Управление лесничествами» уведомление от ДД.ММ.ГГГГ;
-отключали ежедневно электроэнергию, интернет и тепло в рабочем кабинете в течение года, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, данная информация подтверждается обращениями №№ от ДД.ММ.ГГГГ, 741 от ДД.ММ.ГГГГ;
- отбирали оргтехнику (компьютер, принтер, печать отдела) в период работы, что подтверждается приказом ГКУ РБ «Управление лесничествами» от ДД.ММ.ГГГГ№-ОД и накладными №№
-не выдавали офисную бумагу для работы на протяжении одного года, что подтверждается обращениями в адрес Минлесхоза РБ № от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ в ГКУ РБ «Управление лесничествами».
Согласно предоставленным ответам на ее обращения получила ответы, так например, ответ с ГКУ РБ «Управление лесничествами» №№ от 03.13.2019 г.: «что работодатель не обязан обеспечивать доставку в территориальные отделы оборудования, офисную технику, марки, конверты и тд.». Даже было отказано прислать приказ о режиме работы центрального аппарата.
- ответчик ДД.ММ.ГГГГ в период нахождения на больничном, освобождал ее от исполнения должностных обязанностей приказом № от ДД.ММ.ГГГГ, без указания каких-либо причин. То есть, все действия работодателя были направлены на преследование только ее.
Освобождение ее от должностных обязанностей было признано не законным на основании Решения Туймазинского межрайонного суда №.
Продолжая преследовать ее с целью увольнения, работодатель ДД.ММ.ГГГГ уволил по утрате доверия (приказ №к от ДД.ММ.ГГГГ), который был ею обжалован и Решением Туймазинского межрайонного суда № от ДД.ММ.ГГГГ было признано ее увольнение по утрате доверия не законным и она была восстановлена на работу- ДД.ММ.ГГГГг.
Два года подряд работодатель не предоставлял ей ежегодный оплачиваемый отпуск (2016-2018). В отпуск она уходила на основании Апелляционного определение Верховного суда РБ от ДД.ММ.ГГГГ (по делу № от19.06.2018г.
-Не выдавал ей заработную плату, что также подтверждается Решением суда № от ДД.ММ.ГГГГ.
-Работодателем в отношении нее выносилось 11 дисциплинарных взысканий, которые были отмены Решениями судов №№ от ДД.ММ.ГГГГ, 2-217/2020 от ДД.ММ.ГГГГ, 2-2199/2019 от ДД.ММ.ГГГГ, 2-1615/2019 от ДД.ММ.ГГГГ и признаны не законными.
с целью выжить ее с работы (с 2016 по 2022) работодатель специально не устраивал на работу соискателей на вакантные должности 3 инженера и более 10 участковых лесничих. И их обязанности вынуждена была исполнять она, на протяжение 5-ти лет, при том бесплатно.
Ликвидацию отдела произвели ДД.ММ.ГГГГ, перед выборами, день выборов ДД.ММ.ГГГГ, а она являясь членом избирательного участка № с правом решающего голоса. Работодателю данная информация известна с 2018 г. Полагает, что ее работодатель преследует еще, и как члена избирательного участка,
Таким образом, увольнение ее было вызвано только неприязнью к ней со стороны высших должностных лиц (учредителя и работодателя). За весь период своей работы все поставленные задачи любой сложности она выполняла точно и в срок.
Кроме этого, лесной фонд Российской Федерации, расположенный на территории Туймазинского лесничества не уменьшился и не ликвидировался.
Согласно материалам лесоустройства 2018г., проведенного на территории Туймазинского лесничества Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан, общая площадь лесничества составляла и составляет 207538 гектаров.
В соответствии с приказом Рослесхоза от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об определении количества лесничеств на территории Республики Башкортостан и установлении их границ» в Туймазинское лесничество выделены 20 участковых лесничеств - Бакалинское, Куручевское, Килеевское, Мустафинское, Юрминское, Гусевское, Чекмагушевское, Резяповское, Бишиндинское, Октябрьское, Верхне-Троицкое, Нижне-Троицкое, Шаранское, Присюньское, Буздякское, Ярмунчинское, Кузеевское, Кандринское, Кармалы-Губеевское, Тюменякское.
За каждым участковым лесничеством были закреплены ответственные должностные лица. Сотрудники проживали рядом с закрепленными территориями лесного фонда и поэтому на все вызовы реагировали молниеносно. Территория патрулирования лесного фонда и до ликвидации отдела превышала на несколько раз на одного сотрудника, так например:
территория лесного фонда Верхне-Троицкого и Нижне-Троицкое участкового лесничества расположена на площади 26 650 гектаров и за ним был закреплен один сотрудник.
Согласно Приказу Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ№ за одним должностным лицом должно быть закреплено и осуществлено патрулирование лесного фонда на площади 11,5 тысяч гектаров.
Таким образом, превышение закрепленной зоны лесных участков на одного сотрудника составляла в 2 раза больше, чем предусмотрено было по нормативу.
Кроме этого, участковый лесничий не только патрулирует лесные участки, но исполняет другие должностные обязанности: проверяет (измеряет) площади делянок, проводит техническую приемку лесных культур, проводит списание лесных культур, проводит инвентаризацию, выявляет не законные рубки деревьев, проверяет выполнения мероприятий в рамках государственного задания, ведет учет лесного фонда, назначает на рубку спелые лесные насаждения, определяет возраст лесных насаждений, ведет мониторинг пожарной безопасности, в случае выявления пожара, является руководителем тушения лесного пожара до прибытия начальника отдела.
Считает, что присоединять (объединять) территорию Туймазинского лесничества в другой отдел в Белебеевское лесничество нецелесообразно.
После ликвидации обособленного отдела по Туймазинскому лесничеству и присоединения к Белебеевскому лесничеству за одним сотрудником закреплено аж 4 участковых лесничеств, Гусевское, Куручевское, Присюньское и Шаранское, а за другим сотрудником уже закреплено 6 участковых лесничеств, общей площадью 65108 гектаров: Верхне-Троицкое, площадью 13622 га, Нижне-Троицкое, площадью 13028 га, Кандринское, площадью 11749 га, Кармалы-Губеевское, площадью 10109га, Октябрьское, площадью 10104 га, Тюменякское, площадью 6496 га. То есть, физически одному сотруднику по Белебеевскому лесничеству невозможно патрулировать лесные участки площадью 65108 гектаров, где положено патрулировать по нормативам 6-ти сотрудникам.
Нормативы утверждены приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ№, где четко указано, что осуществляет должностное лицо патрулирование лесных участков в Республике Башкортостан на площади 11,5 гектаров.
Кроме этого, расстояние между Белебеем и Туймазами составляет более 60 км., а между Туймазами и Верхне-Троицким участковым лесничеством составляет также более 60 км. То есть, получается 120 километров необходимо добраться только до начала лесного участка Верхне-Троицкого участкового лесничества, а лесной участок составляет 13622 гектаров, а в километрах получается 136,22 км. И чтобы добраться на автомобиле с Белебея до Нижне-Троицкого участкового лесничества то это составит 256 километров, время проезда составит 3 ч 55 минут при хорошей дороге, а по лесным дорогам более 5 часов. Если случиться лесной пожар в дальнем лесном участке, нужно будет сотрудникам Белебеевского лесничества и начальнику отдела добираться более 5 часов, за 5 часов может сгореть весь лесной массив и перейти на жилые дома. И таких 20 участковых лесничеств насчитывается в Туймазинском лесничестве.
Кроме этого, у сотрудников отдела Белебеевского лесничества имеются свои уже закрепленные зоны в Белебеевском лесничестве. Физически не будет возможности выполнить даже часть патрулирования лесного фонда и другие поставленные задачи. И тогда будут совершатся в большом количестве и незаконные рубки, и лесные пожары, лесонарушения выявляться не оперативно и не в установленные сроки.
Работодатель пригласил на работу в отдел по Белебеевскому лесничеству «угодных» для себя бывших сотрудников отдела, а именно Исангулова Ф.С., Антошкина С.И., Антошкина А.С., Фатхутдинова Р.Ф., Шашкова В.Н., Мамлеева Д., Шарафутдинова Р.С. и закрепил за ними сверх нормативов несколько участковых лесничеств, что противоречит Приказу Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ№,
Не предложили вакантные должности только «неугодным» - ей, Ситдикову Р.Н., Мухаметшину З.А., Галиуллину А.А.
Ей не предложили работу, так как от нее хотели избавиться неоднократно и ликвидация отдела была создана специально, с целью уволить ее как неугодного сотрудника.
Галиуллину А.А. не предложили с целью мести, так как его сестра адвокат Галиуллина Р. А. неоднократно представляла ее интересы в судебных заседаниях при трудовых спорах с работодателем. И все трудовые споры Решениями судов были вынесены в ее пользу.
Ситдикову Р.Н не предложили также с целью мести, так как он выполнял все ее поручения по работе, а работодатель неоднократно просил его не подчиняться ей.
Мухаметшину З.А. не предложили вакансию так как он писал жалобы на руководителей Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан.
Далее, ликвидация отдела организовывается руководителем ГКУ РБ «Управление лесничествами» в период особого противопожарного периода, то есть в тот период, когда необходимо мобилизовать все силы и быть готовым к чрезвычайным ситуациям и оперативно реагировать на угрозу возникновения лесных пожаров на территории Туймазинского лесничества.
С ДД.ММ.ГГГГ Постановлением Правительства РБ от ДД.ММ.ГГГГ№ введен особо противопожарный режим в лесном фонде на территории Республики Башкортостан.
С ДД.ММ.ГГГГ Приказом Минлесхоза РБ №З6-ОД переведены силы и средства в режим повышенной готовности в случае пожара.
С ДД.ММ.ГГГГ Распоряжением Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ№-р введен особый противопожарный режим на территории Республики Башкортостан.
Все бывшие сотрудники ликвидированного отдела, в том числе и она, являлись руководителями тушения лесных пожаров. То есть, оперативно координировали работу сотрудников МЧС при тушении лесных пожаров. После тушения измеряли площадь возгорания, устанавливали и рассчитывали ущерб и передали все документы в компетентные органы, для дальнейшего расследования. Кроме этого, на место пожара повторно (после тушения) выезжали с дознавателем МЧС, так как сотрудники МЧС не ориентируются на территории лесного фонда. А в случае присоединения к отделу по Белебеевскому лесничеству это не экономично, нужно дважды на один и тот же лесной участок выезжать, преодолевать столько расстояний с Белебеевского лесничества.
Далее, от мнимой ликвидации отдела пострадают граждане 6 районов (Бакалинского, Буздякского, Чекмагушевского, Туймазинского, Шаранского и г..Октябрьского), которые вынуждены будут ездить в Белебеевское лесничество для заключения договора купли-продажи. Кроме этого, не выгодно работникам отдела Белебеевского лесничества и экономически необоснованы затраты на бензин.
В связи с преследованием ее работодателем на протяжение 5 лет и с ее незаконными и неоднократными увольнениями она перенесла сильное потрясение и унижение. Работодатель ее унижал в присутствии подчиненных на протяжении пяти лет, путем не законного отстранения от должностных обязанностей, отобранием компьютеров, не допуском к рабочему месту, не выдачей офисной бумаги для работы, увольнением по утрате доверия по выдуманным основаниям. Ответчик неоднократно унижал ее честь и достоинство, давая указание подчиненным не подчиняться и не исполнять ее рабочие поручения.
Она претерпевала неоднократное унижение, хамство и предвзятое отношение, перенесла нравственные страдания в виде страха, стыда и потери единственной работы.
Из-за переживаний нарушился ее сон, мучают головные боли, боли в сердце, подавленное настроение и депрессия, постоянно держится высокое кровяное давление, хотя ранее была абсолютно здорова.
Кроме этого, она переживает из-за 3-х бывших сотрудников отдела, которые лишились работы из-за неприязненных отношений работодателя к ней, бывшие подчиненные вряд ли найдут работу, так как их профильные образования и опыт работы связаны с лесным хозяйством.
Она потеряла работу, которая являлась для нее единственной, трудоустроиться в связи с карантинными мерами из-за неблагополучной эпидемиологической ситуации в стране, массовыми увольнениями и безработицей не представляется возможным. Кроме этого у нее имеются кредиты и она должна ежемесячно их погашать.
Причиненный ей моральный вред оценивает в 100 000,00 руб.
На основании изложенного, истец просит признать незаконным и отменить приказ Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ№-ОД; признать незаконным и отменить приказ Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ№-ОД; признать незаконным и отменить приказ ГКУ РБ «Управление лесничествами» от ДД.ММ.ГГГГ№-ОД; признать незаконным и отменить приказ ГКУ РБ «Управление лесничествами» от ДД.ММ.ГГГГ№-ОД; признать незаконным и отменить приказ ГКУ РБ «Управление лесничествами» № к от ДД.ММ.ГГГГ «О прекращении трудового договора № от ДД.ММ.ГГГГ; восстановить ее, Ахметшину З. А., на работе в должности начальника отдела по Туймазинскому лесничеству ГКУ РБ «Управление лесничествами» на неопределенный срок; взыскать с ответчика - ГКУ РБ «Управление лесничествами» в ее пользу заработную плату в связи с вынужденным прогулом, связанным с незаконным увольнением за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 41297,45 рублей; обязать ГКУ РБ «Управление лесничествами» произвести отчисление в Пенсионный Фонд страховые взносы на финансирование трудовой пенсии в размере 6170,88 рублей; взыскать с ответчика - ГКУ РБ «Управление лесничествами» в ее пользу почтовые расходы в размере 889,14 рублей; взыскать с ответчика - ГКУ РБ «Управление лесничествами» в ее пользу моральный вред в размере 100 000, 00 руб.
В последующем, истец исковые требования уточнила, просила признать незаконным и отменить приказ Министерства лесного хозяйства РБ от ДД.ММ.ГГГГ№-ОД; признать незаконным и отменить приказ Министерства лесного хозяйства РБ от ДД.ММ.ГГГГ№-ОД; признать незаконным и отменить приказ ГКУ РБ «Управление лесничествами» от ДД.ММ.ГГГГ№-ОД; признать незаконным и отменить приказ ГКУ РБ «Управление лесничествами» от ДД.ММ.ГГГГ№-ОД; признать незаконным и отменить приказ ГКУ РБ «Управление лесничествами» № от ДД.ММ.ГГГГ «О прекращении трудового договора № от 15.11.2016»; восстановить ее, Ахметшину З. А., на работе в должности начальника отдела по Туймазинскому лесничеству ГКУ РБ «Управление лесничествами» на неопределенный срок; взыскать с ответчика - ГКУ РБ «Управление лесничествами» в ее пользу заработную плату в связи с вынужденным прогулом, связанным с незаконным увольнением за период с ДД.ММ.ГГГГ по день восстановления в размере 209 938,79 рублей; взыскать с ответчика - ГКУ РБ «Управление лесничествами» в ее пользу компенсацию за каждый календарный день задержки, начиная со дня, следующего за установленным днем выплаты по день фактической выплаты включительно в размере 5 779,88 руб.; обязать ГКУ РБ «Управление лесничествами» произвести отчисление в Пенсионный Фонд страховые взносы на финансирование трудовой пенсии; обязать ГКУ РБ «Управление лесничествами» произвести отчисление в Фонд социального страхования по РБ; взыскать с ответчика - ГКУ РБ «Управление лесничествами» в ее пользу моральный вред в размере 50 000, 00 руб.; взыскать с ответчика – Министерства лесного хозяйства РБ в ее пользу моральный вред в размере 50 000, 00 руб., а также просила признать ликвидацию отдела по Туймазинскому лесничеству – «Туймазинское лесничество» незаконной и обязать ответчика ГКУ РБ «Управление лесничествами» - восстановить и поставить на учет в налоговый орган – в Межрайонную инспекцию ФНС № по РБ, отдел по Туймазинскому лесничеству – «Туймазинское лесничество» по месту нахождения – <адрес>.
Третье лицо представитель Государственной инспекции труда в РБ в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом, причины неявки суду не сообщил, об отложении дела не просил.
Третье лицо представитель ГУ - Отделение Пенсионного фонда РФ по РБ в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом, причины неявки суду не сообщил, об отложении дела не просил.
Третье лицо представитель ГУ – Региональное отделение Фонда социального страхования РФ по РБ в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом, причины неявки суду не сообщил, об отложении дела не просил.
На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Истец Ахметшина З.А. в судебном заседании исковые требования поддержала, просила удовлетворить по доводам, изложенным в иске.
Представитель ответчика ГКУ РБ «Управление лесничествами» Михайлова Н.В. в судебном заседании исковые требования Ахметшиной З.А. не признала, просила в удовлетворении отказать.
Представитель ответчика Министерства лесного хозяйства РБ Шамсутдинова В.А. в судебном заседании исковые требования Ахметшиной З.А. не признала, просила в удовлетворении отказать по доводам, изложенным в возражении на исковое заявление.
Выслушав участников процесса, мнение помощника Туймазинского межрайонного прокурора РБ., полагавшего необходимым заявленные исковые требования Ахметшиной З.А. удовлетворить частично, восстановить ее на работе, взыскать заработную плату за вынужденный прогул, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.37 Конституции РФ, труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
Составной частью провозглашённой в данной норме свободы труда является основанное на законе прекращение трудовых отношений.
Из этого конституционного положения, во взаимосвязи с нормами Трудового кодекса РФ, следует, что законность увольнения предполагает увольнение с соблюдением установленной законом процедуры и по основанию, указанному в законе.
Трудовые отношения, как следует из положений ч. 1 ст. 16 ТК РФ, возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 56 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор как соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определённую этим соглашением трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
Обязательным для включения в трудовой договор является, в том числе, условие о месте работы, а в случае, когда работник принимается для работы в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации, расположенном в другой местности, о месте работы с указанием обособленного структурного подразделения и его местонахождения (абзац 1 части 2 статьи 57 Трудового кодекса Российской Федерации).
В соответствии со ст. 55 Гражданского кодекса Российской Федерации представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту. Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства. Представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений.
В абзаце 3 пункта 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» даны разъяснения о том, что под структурными подразделениями следует понимать как филиалы, представительства, так и отделы, цеха, участки и т.д., а под другой местностью – местность за пределами административно-территориальных границ соответствующего населенного пункта.
В случае прекращения деятельности филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения организации, расположенного в другой местности, расторжение трудовых договоров с работниками этого подразделения производится по правилам, предусмотренным для случаев ликвидации организации (часть 4 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации).
Расторжение трудового договора работодателем в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем предусмотрено пунктом 1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации как одно из оснований прекращения трудовых отношений по инициативе работодателя.
В соответствии с пунктом 1 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации под ликвидацией юридического лица понимается прекращение его деятельности без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам.
В том случае, когда учредитель юридического лица принимает решение о прекращении деятельности одного юридического лица и об образовании другого юридического лица с другим названием, но с аналогичными целями деятельности и правоспособностью, имеет место не ликвидация юридического лица, а реорганизация в форме преобразования (пункт 1 статьи 57 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что обстоятельством, имеющим значение для правильного разрешения исков о восстановлении на работе лиц, трудовой договор с которыми расторгнут в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем (пункт 1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации), обязанность доказать которое возлагается на ответчика, в частности, является действительное прекращение деятельности организации или индивидуальным предпринимателем. Основанием для увольнения работников по пункту 1 части 1 статьи 81 Кодекса может служить решение о ликвидации юридического лица, то есть решение о прекращении его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, принятое в установленном законом порядке (статья 61 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГАхметшина З.А. была принята на работу начальником отдела по Туймазинскому лесничеству ГКУ «Управление лесничествами». Между истцом и ответчиком заключен трудовой договор №, пунктом 1.4 которого установлено, что договор заключен на неопределенный срок, без испытательного срока (пункт 1.6). Установлен должностной оклад (тарифная ставка) в размере 6 279 руб. в месяц, с компенсационными и стимулирующими выплатами.
Согласно пункту 1.2 трудового договора работник принимается в отдел по Туймазинскому лесничеству ГКУ РБ «Управление лесничествами».
Распоряжением Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ№-р создано Государственное казенное учреждение «Управление лесничествами».
Согласно п. 1.1. Устава ГКУ РБ «Управление лесничествами» учреждение является некоммерческой организацией, осуществляющей оказание государственных услуг и исполнение государственных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации, Республики Башкортостан полномочий Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан в сфере лесных отношений.
Из пункта 2.2. Устава ГКУ РБ «Управление лесничествами» следует, что предметом деятельности учреждения является обеспечение управления на землях лесного фонда в Республике Башкортостан.
Согласно пункту 1.8 Устава ГКУ РБ «Управление лесничествами» Учреждение имеет на территории Республики Башкортостан 31 структурное подразделение, в том числе отдел по Туймазинскому лесничеству – «Туймазинское лесничество», с местом расположения отдела в г. Туймазы. Филиалов и представительств ГКУ РБ «Управление лесничествами» не имеет (пункт 1.9 Устава).
В соответствии с пунктом 4.2 Устава отделы ГКУ РБ «Управление лесничествами» не являются юридическими лицами.
Согласно пунктам 4.5, 4.7 Устава ГКУ РБ «Управление лесничествами» осуществляет виды деятельности через отделы учреждения. Отделы учреждения осуществляют свою деятельность в соответствии с Положением об отделах.
ДД.ММ.ГГГГ ГКУ РБ «Управление лесничествами» обратилось в Министерство лесного хозяйства Республики Башкортостан с письмом исх. №, в котором, в целях пресечения дальнейшей дискредитации органов государственной власти Республики Башкортостан, в том числе и Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан, и недопущения на землях лесного фонда на территории Туймазинского района возможных чрезвычайных ситуаций, связанных с лесными незаконными рубками лесных насаждений, просило возможность внесения изменений в структуру ГКУ РБ «Управление лесничествами» путем ликвидации обособленного подразделения – отдела по Туймазинскому лесничеству – «Туймазинское лесничество» с одновременным увеличением тождественного количества работников в иных обособленных подразделениях Учреждения.
Приказом Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан №-ОД от ДД.ММ.ГГГГ утверждена новая структура ГКУ РБ «Управление лесничествами», вводимая в действие с ДД.ММ.ГГГГ, исходя из которой отдел по Туймазинскому лесничеству - «Туймазинское лесничество», прекращает свою деятельность.
Приказом ГКУ РБ «Управление лесничествами» №-ОД от ДД.ММ.ГГГГ введена в действие структура ГКУ РБ «Управление лесничествами», утвержденная приказом Минлесхоза Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ№-ОД, с ДД.ММ.ГГГГ, утверждено штатное расписание ГКУ РБ «Управление лесничествами» в количестве 533 единицы с месячным фондом оплаты труда 9 449 485 руб., установлено, что штатное расписание вступает в силу с ДД.ММ.ГГГГ, прекращает действие с ДД.ММ.ГГГГ штатное расписание, утвержденное приказом ГКУ РБ «Управление лесничествами» №-ОД от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГАхметшиной З.А. вручено уведомление о предстоящем увольнении в связи с прекращением деятельности обособленного структурного подразделения, в котором указано, что в связи с прекращением деятельности на основании приказа Минлесхоза Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ№-ОД, обособленного подразделения ГКУ РБ «Управление лесничествами» – отдела по Туймазинскому лесничеству – «Туймазинское лесничество», руководствуясь частью 2 статьи 180 Трудового кодекса Российской Федерации, уведомляют о том, что трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ№ с ней будет расторгнут ДД.ММ.ГГГГ по основанию, предусмотренному пунктом 1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации.
ДД.ММ.ГГГГ ГКУ Республики Башкортостан «Управление лесничествами» направлено в Филиал № Государственного учреждения – регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан заявление о снятии с регистрационного учета обособленного структурного подразделения отдела по Туймазинскому лесничеству – «Туймазинское лесничество» в связи с ликвидацией обособленного подразделения.
Приказом Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан №-ОД от ДД.ММ.ГГГГ в приказ Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан №-ОД от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения, в соответствии с которыми новая структура ГКУ РБ «Управление лесничествами» вводится в действие с ДД.ММ.ГГГГ.
Приказом ГКУ РБ «Управление лесничествами» №-ОД от ДД.ММ.ГГГГ в приказ ГКУ РБ «Управление лесничествами» №-ОД от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения, в соответствии с которыми действие структуры ГКУ РБ «Управление лесничествами», утвержденной приказом Минлесхоза Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ№-ОД, вводится с ДД.ММ.ГГГГ, штатное расписание ГКУ РБ «Управление лесничествами» вступает в силу с ДД.ММ.ГГГГ.
Приказом ГКУ РБ «Управление лесничествами» №к от ДД.ММ.ГГГГ действие трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ№ прекращено и Ахметшина З.А. с ДД.ММ.ГГГГ уволена с занимаемой должности на основании пункта 1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с ликвидацией организации (прекращении деятельности обособленного структурного подразделения, расположенного в другой местности – отдела по Туймазинскому лесничеству – «Туймазинское лесничество»). С указанным приказом Ахметшина З.А. ознакомлена ДД.ММ.ГГГГ.
Рассматривая требования Ахметшиной З.А. о признании незаконным и отмене приказа Министерства лесного хозяйства РБ от ДД.ММ.ГГГГ№-ОД; признании незаконным и отмене приказа Министерства лесного хозяйства РБ от ДД.ММ.ГГГГ№-ОД; признании незаконным и отмене приказа ГКУ РБ «Управление лесничествами» от ДД.ММ.ГГГГ№-ОД; признании незаконным и отмене приказа ГКУ РБ «Управление лесничествами» от ДД.ММ.ГГГГ№-ОД, суд, с учетом заявления представителя ответчика Министерства лесного хозяйства РБ о применении срока исковой давности, приходит к выводу об отказе в удовлетворении, поскольку в соответствии с ч. 1, 5 ст. 392 ТК РФ, работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки или со дня предоставления работнику в связи с его увольнением сведений о трудовой деятельности (статья 66.1 настоящего Кодекса) у работодателя по последнему месту работы.
Требование истца о признании ликвидации отдела по Туймазинскому лесничеству – «Туймазинское лесничество» незаконной и обязании ответчика ГКУ РБ «Управление лесничествами» - восстановить и поставить на учет в налоговый орган – в Межрайонную инспекцию ФНС № по РБ, отдел по Туймазинскому лесничеству – «Туймазинское лесничество» по месту нахождения – <адрес>, удовлетворению не подлежит, поскольку данное решение может быть обжаловано учредителем подведомственной организации (учреждения), либо организацией в лице единоличного исполнительного органа, либо уполномоченного лица.
В соответствии с положениями п. 1 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации, с учетом положений части 4 данной статьи, разъяснений, содержащихся в п. 60 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», увольнение работника обособленного структурного подразделения по п. 1 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации возможно лишь в случае фактической ликвидации обособленного структурного подразделения, расположенного в определенном населенном пункте. Расторжение трудового договора с работниками, работающими в расположенном в другой местности обособленном структурном подразделении организации, осуществляется по правилам, предусмотренным для случаев ликвидации организации, только тогда, когда работодателем принято решение о прекращении деятельности такого подразделения, поскольку это фактически означает прекращение деятельности самой организации в этой местности и, соответственно, делает невозможным перевод работников с их согласия на другую работу в ту же организацию в пределах той же местности.
Судом установлено, что в соответствии с приказами Министерства лесного хозяйства РБ №-ОД от ДД.ММ.ГГГГ, №-ОД от ДД.ММ.ГГГГ, приказами ГКУ РБ «Управление лесничествами» №-ОД от ДД.ММ.ГГГГ, №-ОД от ДД.ММ.ГГГГ прекращена деятельность обособленного структурного подразделения ГКУ РБ «Управление лесничествами» - отдела по Туймазинскому лесничеству – «Туймазинское лесничество», расположенного в другой местности, путем ликвидации отдела с ДД.ММ.ГГГГ.
Из штатного расписания ГКУ РБ «Управление лесничествами», утвержденного ДД.ММ.ГГГГ и действующего с ДД.ММ.ГГГГ, усматривается наличие в штатном расписании и структуре ГКУ РБ «Управление лесничествами» в качестве обособленного структурного подразделения отдела по Туймазинскому лесничеству - «Туймазинское лесничество» с количеством должностей по отделу 27.
Из штатного расписания ГКУ РБ «Управление лесничествами», утвержденного ДД.ММ.ГГГГ и вводимого в действие с ДД.ММ.ГГГГ, следует, что в штатном расписании и структуре ГКУ РБ «Управление лесничествами» отсутствует обособленное структурное подразделение отдел по Туймазинскому лесничеству - «Туймазинское лесничество».
Из материалов дела следует, что после ликвидации отдела по Туймазинскому лесничеству работодатель пригласил на работу в отдел по Белебеевскому лесничеству бывших сотрудников ликвидированного отдела, которые продолжают свою деятельность в Туймазинском районе.
Кроме того, из штатного расписания ГКУ РБ «Управление лесничествами», введенного в действие с ДД.ММ.ГГГГ видно, что штатная численность работников отдела по Белебеевскому району увеличилась с 2 сентября 2022 года, за вновь принятыми на работу сотрудникам закреплены участковые лесничества, ранее находившиеся в ведении отдела по Туймазинскому району.
При этом, имущество отдела по Туймазинскому лесничеству было передано в отдел по Белебеевскому лесничеству.
В соответствии со ст. 58 ГК РФ переход прав и обязанностей в отношении имущества возможен лишь при реорганизации юридического лица. Ликвидация же юридического лица не предусматривает передачу имущества иным лицам, кроме кредиторов и учредителей (участников) юридического лица (ст. 63 ГК РФ).
Принятие учредителем ГКУ РБ «Управление лесничествами» - Министерством лесного хозяйства Республики Башкортостан решения о прекращении деятельности обособленного структурного подразделения ГКУ РБ «Управление лесничествами» - отдела по Туймазинскому лесничеству – «Туймазинское лесничество» фактически означает реорганизацию обособленного структурного подразделения отдела по Туймазинскому лесничеству – «Туймазинское лесничество», поскольку к отделу по Белебеевскому лесничеству – «Туймазинское лесничество» перешли все права и обязанности ранее существовавшего отдела по Туймазинскому лесничеству – «Туймазинское лесничество», а не его ликвидацию.
При отсутствии оснований для расторжения трудового договора по п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, меняется процедура увольнения по сокращению штата, в ходе которой истцу работодатель обязан был предложить все имеющиеся вакансии, которые истец могла бы выполнять с учетом ее образования и специальности.
Исходя из фактически установленных обстоятельств и приведенных выше правовых норм, суд полагает приказ № от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении трудового договора в отношении Ахметшиной З.А. незаконным.
Согласно статьи 394 Трудового кодекса Российской Федерации, в случае признания увольнения незаконными, работник должен быть восстановлен на прежней работе органом, рассматривающим индивидуальный трудовой спор. Орган, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, принимает решение о выплате работнику среднего заработка за все время вынужденного прогула.
Таким образом, требование Ахметшиной З.А. о восстановлении на должность начальника отдела по Туймазинскому лесничеству ГКУ РБ «Управление лесничествами» подлежит удовлетворению.
Согласно п. 62 Постановления Пленума Верховного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ за № «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса российской Федерации» - средний заработок для оплаты времени вынужденного прогула определяется в порядке, предусмотренном статьей 139 ТК РФ.
В силу статьи 139 Трудового кодекса Российской Федерации - для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат. При любом режиме работы расчет средней заработной платы работника производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата. При этом календарным месяцем считается период с 1-го по 30-е (31-е) число соответствующего месяца включительно (в феврале - по 28-е (29-е) число включительно).
При указанных обстоятельствах, суд считает необходимым взыскать с ГКУ РБ «Управление лесничествами» в пользу Ахметшиной З.А. заработную плату за дни вынужденного прогула за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 385 089 руб., из следующего расчета:
За сентябрь 2022 г. составляет 21 рабочий день, за октябрь 2022 г. – 20 рабочих дней, за ноябрь 2022 г. – 21 рабочий день, за декабрь 2022 г. – 22 рабочих дней, за январь 2023 г. – 17 рабочих дней, за февраль 2023 г. – 18 рабочих дней, за март 2023 г. – 22 рабочих дней, за апрель 2023 г. – 19 рабочих дней, за май 2023 г. – 20 рабочих дней, за июнь 2023 г. – 20 рабочих дней, за июль 2023 г. – 21 рабочий день, за август 2023 г. – 4 рабочих дней. (Всего 225 дн.).
Согласно справке Министерства лесного хозяйства РБ размер среднедневной заработной платы за расчетный период 12 месяцев, предшествовавший увольнению, составляет 1 715,10 руб.
Всего в расчетном периоде 225 рабочих дней, среднедневной заработок составил 385 089/225=1 715,10 руб.
Период вынужденного прогула с 02.09.2022г. по 04.08.2023г.-225 рабочих дней.
Сумма оплаты за время вынужденного прогула равна: 1715,10х225=385 089,00 рублей.
При нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. Обязанность по выплате указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.
С учетом положений статьи 236 ТК РФ на несвоевременно выплаченные причитающиеся работнику выплаты подлежит исчислению денежная компенсация, о выплате которой заявлено истцом.
Представленный истцом расчет ответчиком не оспаривался. Вместе с тем, представленный истцом расчет компенсации за задержку выплаты зарплаты суд считает неверным.
Соответственно, учитывая установленный судом факт не выплаты работодателем в установленный срок заработной платы, что следует из представленных письменных доказательств, истец вправе претендовать на уплату процентов, предусмотренных ст.236 ТК РФ в размере, которые за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляют 65 398,67 руб. из расчета:
Количество дней просрочки платежа с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, сумма оплаты за время вынужденного прогула 385 089,00 рублей.
Таким образом, требования истца о взыскании денежной компенсации за задержку выплаты заработной платы подлежат удовлетворению в размере 65 398,67 руб.
В соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» застрахованными лицами являются лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом. Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане или лица без гражданства, а также иностранные граждане или лица без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»), временно пребывающие на территории Российской Федерации, в том числе работающие по трудовому договору, в том числе руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг (за исключением лиц, обучающихся в образовательных учреждениях среднего профессионального, высшего профессионального образования по очной форме обучения и получающих выплаты за деятельность, осуществляемую в студенческом отряде по трудовым договорам или по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ и (или) оказание услуг), по договору авторского заказа, а также авторы произведений, получающие выплаты и иные вознаграждения по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.
Положения ч. 1 ст. 6 вышеназванного Федерального закона предусматривают, что страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе индивидуальные предприниматели.
При этом ч. 2 ст. 14 указанного Федерального закона возлагает на страхователей обязанность своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный Фонд.
В соответствии с ч. 1 ст. 226 НК РФ российские организации, индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также обособленные подразделения иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в пункте 2 настоящей статьи, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 224 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Требования Ахметшиной З.А. в части возложения на ГКУ РБ «Управление лесничествами» обязанности перечислить в Пенсионный фонд РФ страховые взносы, об обязании произвести отчисления в Фонд социального страхования по РБ подлежат удовлетворению, поскольку установлен факт нарушения прав истца действиями ответчика. Принятое судом решение в части выплат с ответчика в пользу истца является основанием для обязания ответчика произвести отчисления в соответствующие фонды.
В соответствии со ст. 237 Трудового кодекса РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.
Как следует из разъяснений, изложенных в п. 63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера, причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.
Учитывая, что ГКУ РБ «Управление лесничествами» допущено нарушение в части неправомерного расторжения трудового договора, Ахметшина А.З. имеет право на компенсацию морального вреда.
Как указано п. 63 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации»: учитывая, что ТК РФ не содержит каких-либо ограничений для компенсации морального вреда и в иных случаях нарушения трудовых прав работников, суд в силу абз. 14 ч. 1 ст. 21 и ст. 237 ТК РФ вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя.
При определении размера компенсации морального вреда суд учитывает обстоятельства дела, характер допущенных нарушений и виновных действий ответчика ГКУ РБ «Управление лесничествами», степени нравственных страданий истца, требования разумности и справедливости, в связи с чем полагает необходимым взыскать в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 5 000 руб., в удовлетворении требований к Министерству лесного хозяйства РБ о взыскании морального вреда – отказать.
Согласно ч. 1 ст. 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Согласно статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Таким образом, суд считает необходимым взыскать с ГКУ РБ «Управление лесничествами» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 8004,00 руб.
В силу статьи 211 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решения суда о восстановлении на работе подлежат немедленному исполнению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования, уточненные исковые требования Ахметшиной З. А. к ГКУ РБ «Управление лесничествами», Министерству лесного хозяйства Республики Башкортостан о признании незаконными приказов, восстановлении на работе, взыскании заработной платы, компенсации морального вреда, удовлетворить частично.
Признать незаконным и отменить приказ № к от 25.08.2022г. о расторжении трудового договора № от 15.11.2016г.
Восстановить Ахметшину З. А. на должность начальника отдела по Туймазинскому лесничеству ГКУ РБ Управление лесничествами с ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с Государственного казенного учреждения Республики Башкортостан «Управление лесничествами» ИНН 0278923869 в пользу Ахметшиной З. А., паспорт № заработную плату за время вынужденного прогула за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 385 089,00 рублей.
Взыскать с Государственного казенного учреждения Республики Башкортостан «Управление лесничествами» ИНН 0278923869 в пользу Ахметшиной З. А., паспорт № компенсацию за каждый календарный день задержки зарплаты, начиная с ДД.ММ.ГГГГ по 04.08.2023г. в размере 65 398,67 руб.
Обязать Государственное казенное учреждение Республики Башкортостан «Управление лесничествами» ИНН 0278923869 произвести отчисления в Фонд Пенсионного и Социального страхования страховые взносы.
Обязать Государственное казенное учреждение Республики Башкортостан «Управление лесничествами» ИНН 0278923869 произвести отчисления в Фонд социального страхования по РБ.
Взыскать с Государственного казенного учреждения Республики Башкортостан «Управление лесничествами» ИНН 0278923869 в пользу Ахметшиной З. А., паспорт № компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Взыскать с Государственного казенного учреждения Республики Башкортостан «Управление лесничествами» ИНН 0278923869 в доход государства госпошлину в размере 8 00,4 руб.
В силу статьи 211 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решения суда о восстановлении на работе подлежат немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан, путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Туймазинский межрайонный суд Республики Башкортостан.
Судья Г.И.Липатова