ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2251/201929ОК от 29.10.2019 Магаданского городского суда (Магаданская область)

Дело № 2-2251/2019 29 октября 2019 г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МАГАДАНСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ

В составе председательствующего судьи Волковой Т.В.,

при секретаре Власенко Н.С.,

с участием представителей истца Гузиковой А.Е., Петрова Д.А.,

представителя ответчика Гаврюшенко А.В.,

представителя третьего лица Егоровой Л.Н.,

третьего лица Рыжкова А.Н.,

третьего лица Храмцовой Т.Д.,

третьего лица Куприяновой Н.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Магадане в помещении Магаданского городского суда 29 октября 2019 г. гражданское дело по исковому заявлению Божко Екатерины Валерьевны к Министерству образования Магаданской области, Аттестационной комиссии министерства образования и молодежной политики Магаданской области о признании незаконным решения аттестационной комиссии, экспертного заключения,

УСТАНОВИЛ:

Божко Е.В. обратилась в Магаданский городской суд с исковым заявлением к Министерству образования Магаданской области, Аттестационной комиссии министерства образования и молодежной политики Магаданской области о признании незаконным решения аттестационной комиссии, экспертного заключения.

Указав в обоснование, что согласно протоколу № 8 от 18 апреля 2019 г. аттестационной комиссии министерства образования Магаданской области ей было отказано в установлении высшей квалификационной категории по должности «учитель». 25 апреля 2019 г. ей предоставлено экспертное заключение о соответствии уровня профессиональной компетентности соискателя квалификационной категории, выписка из протокола заседания комиссии, критерии и показатели оценки профессионально - педагогической деятельности с проставленными баллами экспертами экспертной группы по каждому показателю и критерию. При этом в экспертном заключении сумма баллов оценки портфолио указана общей суммой, а не по каждому критерию, установленному в Приложении № 10 к приказу Министерства образования и молодежной политики Магаданской области № 1179 от 15 декабря 2015 г. «Об утверждении перечней критериев и показателей оценки профессиональной деятельности педагогических работников для установления соответствии квалификационной категории (первой или высшей)». В связи с этим невозможно установить причины занижения баллов по тем или иным показателям и истец не смогла ознакомиться с экспертной оценкой своего портфолио по каждому критерию в отдельности, что лишило ее возможности обоснованно возражать или оспаривать решение. Таким образом, нарушено ее право удостовериться в правомерности начисленных балов.

Кроме того, не согласна с решением аттестационной комиссии в части отказа ей в присвоении высшей квалификационной категории по должности «учитель». Присвоение данной категории происходит по результатам голосования членов аттестационной комиссии с учетом оценки портфолио аттестуемого кандидата экспертной группой. Согласно пункту 3.2. Приложения № 2 к приказу министерства образования и молодежной политики Магаданской области от 22 июня 2015 г. № 649, эксперт проводит оценку профессиональных достижений педагогического работника в баллах согласно критерия, показателям оценки профессиональной деятельности педагогического работника для установления соответствующей квалификационной категории по занимаемой должности, утвержденным нормативным актом министерства образования и молодежной политики Магаданской области, в соответствии с положениями пунктов 36, 27 Порядка аттестации. Таким образом, оценка портфолио имеет существенное значение и влияет на принятие аттестационной комиссией решения об отказе либо присвоении высшей категории по должности «учитель». Для установления соответствующей высшей квалификационной категории необходимо набрать 80% от максимальной суммы баллов, при этом максимальная сумма баллов для учителя по английскому языку составляет 157 баллов. Считает не обоснованной оценку ее портфолио экспертной группой в 109 баллов, послужившей в последующем основанием для отказа в присвоении высшей категории. Помимо этого, согласно выписке из протокола № 8 от 18 апреля 2019 г., комиссией были установлены факты предоставления недостоверных сведений истцом, но она с данными выводами не согласна, так как из протокола не видно, каким образом указанные факты были обнаружены, зафиксированы и какие сведения установлены как недостоверные

В связи с этим нарушено ее право на повышение квалификационной категории, справедливую оценку квалификационных навыков и подлежит отмене.

Просила суд признать незаконным решение аттестационной комиссии Министерства образования Магаданской области № 8 от 18 апреля 2019 года, принятого в форме протокола в части отказа Божко Екатерине Валерьевне в установлении высшей квалификационной категории по должности «учитель», признать незаконным экспертное заключение о соответствии уровня профессиональной компетентности соискателя квалификационной категории от 12 апреля 2019 г., вынесенного в отношении Божко Екатерины Валерьевны, и обязать аттестационную комиссию Министерства образования Магаданской области принять решение об установлении Божко Екатерине Валерьевне высшей квалификационной категории по должности «учитель».

В ходе рассмотрения дела истец изменила исковые требований и просила суд признать незаконным решение аттестационной комиссии Министерства образования Магаданской области № 8 от 18 апреля 2019 г., принятого в форме протокола в части отказа в отношении Божко Екатерине Валерьевне в установлении высшей квалификационной категории по должности «учитель», признать незаконным экспертное заключение о соответствии уровня профессиональной компетентности соискателя квалификационной категории от 12 апреля 2019 г. в части недоначисления Божко Екатерине Валерьевне 48 баллов при экспертной оценке портфолио, обязать аттестационную комиссию Министерства образования Магаданской области организовать рассмотрение в установленном законом порядке заявление Божко Екатерины Валерьевны от 29 ноября 2017 г. о прохождении аттестации на высшую квалификационную категорию по должности «учитель» и принять по ее результатам решение об установлении Божко Екатерине Валерьевне высшей квалификационной категории по должности «учитель».

Протокольным определением суда от 21 августа 2019 г. судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечены ФИО31

Протокольным определением суда от 25 сентября 2019 г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечены ФИО32

В судебное заседание истец, третьи лица не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом.

Суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, руководствуясь частью 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

В судебном заседании представители истца поддержали доводы, изложенные в исковом заявлении и дополнениях к нему. Просили исковые требования удовлетворить.

Представитель ответчика исковые требования не признала, ссылаясь на доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление. Просила в удовлетворении исковых требований отказать.

В судебном заседании представитель третьего лицо МАОУ г. Магадана «Гимназия № 13» просила в удовлетворении исковых требований отказать.

Третьи лица ФИО33 в судебном заседании полагали исковые требования не подлежащими удовлетворению.

Заслушав объяснения представителей истца, представителя ответчика, представителя третьего лица МАОУ г. Магадана «Гимназия № 13», третьих лиц ФИО34 исследовав письменные доказательства, представленные в материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 49 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» аттестация педагогических работников проводится в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности и по желанию педагогических работников (за исключением педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава) в целях установления квалификационной категории.

Проведение аттестации педагогических работников в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям осуществляется один раз в пять лет на основе оценки их профессиональной деятельности аттестационными комиссиями, самостоятельно формируемыми организациями, осуществляющими образовательную деятельность.

Проведение аттестации в целях установления квалификационной категории педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, осуществляется аттестационными комиссиями, формируемыми федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых эти организации находятся, а в отношении педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении субъекта Российской Федерации, педагогических работников муниципальных и частных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, проведение данной аттестации осуществляется аттестационными комиссиями, формируемыми уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Порядок проведения аттестации педагогических работников устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Приказом Минобрнауки России от 7 апреля 2014 г. № 276 утвержден по согласованию с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации Порядок проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность (далее – Порядок).

Согласно пункту 25 Порядка аттестация педагогических работников организаций, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, осуществляется аттестационными комиссиями, формируемыми федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых эти организации находятся, а в отношении педагогических работников организаций, находящихся в ведении субъекта Российской Федерации, педагогических работников муниципальных и частных организаций проведение данной аттестации осуществляется аттестационными комиссиями, формируемыми уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации (далее - аттестационные комиссии)

Приказами Министерства образования и молодежной политики Магаданской области от 26 января 2017 г. № 51 утвержден состав аттестационной комиссии. Приказами от 27 апреля 2017 г. № 398, 20 мая 2018 г. № 367/112 внесены изменения в состав аттестационной комиссии.

Приказом Министерства образования и молодежной политики Магаданской области № 649 от 22 июня 2015 г. утвержден регламент работы аттестационной комиссии министерства образования и молодежной политики Магаданской области.

Пунктом 2.6 Регламента предусмотрено, что для осуществления всесторонней экспертизы профессиональной деятельности педагогических работников комиссия привлекает специалистов, которые действуют в соответствии с условиями привлечения специалистов для осуществления всестороннего анализа профессиональной деятельности педагогических работников, аттестуемых на квалификационную категорию, утвержденными локальным актом министерства образования и молодежной политики Магаданской области.

Приказом Министерства образования от 3 апреля 2019 г. № 324 утвержден состав экспертной группы для проведения аттестации по должности учитель Божко Е.В., учителя английского языка МАОУ г. Магадана «Гимназия № 13».

Как следует из материалов дела, Божко Е.В. 21 февраля 2019 г. включена в график проведения аттестации.

18 апреля 2019 г. аттестационной комиссия вынесено решение по результатам аттестации Божко Е.В.

Продолжительность аттестации для каждого педагогического работника от начала ее проведения и до принятия решения аттестационной комиссией составляет не более 60 календарных дней (п. 33 Порядка).

Таким образом, 60-дневный календарный срок проведения аттестации ответчиком соблюден.

Согласно пункту 3.2 Порядка привлечения специалистов для осуществления всестороннего анализа профессиональной деятельности педагогических работников эксперт обеспечивает проведение всестороннего анализа профессиональной деятельности педагогических работников за межаттестационный период с приложением пакета документов (документально зафиксированных результатов, индивидуальных достижений, соответствующих положениям пп. 36, 37 «Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность», утвержденного приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 7 апреля 2014 г. № 276, оценку профессиональных достижений педагогического работник в баллах согласно критериям, показателям оценки профессиональной деятельности педагогического работника для установления соответствующей квалификационной категории (первой или высшей) по занимаемой должности, утвержденным нормативным актом министерства образования и молодежной политики Магаданской области, в соответствии с положениями пп. 36,27 Порядка аттестации.

При этом, согласно пункту 3.1 Порядка привлечения специалистов, для осуществления всестороннего анализа профессиональной деятельности заключение носит для аттестационной комиссии рекомендательный характер.

В соответствии с пунктом 37 Порядка высшая квалификационная категория педагогическим работникам устанавливается на основе:

достижения обучающимися положительной динамики результатов освоения образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией;

достижения обучающимися положительных результатов освоения образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 662;

выявления и развития способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также их участия в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях;

личного вклада в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания и продуктивного использования новых образовательных технологий, транслирования в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, в том числе экспериментальной и инновационной;

активного участия в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах.

Согласно части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Между тем, из представленных суду портфолио, справок о результатах промежуточной аттестации, классных журналов, не усматривается, что условия, предусмотренные пунктом 37 Порядка, истцом соблюдены.

Ссылка представителей истца на неверное исчисление баллов не может быть принята во внимание, поскольку истцом не соблюдены условия, предусмотренные пунктом 37 Порядка.

При указанных обстоятельствах суд, приходит к выводуоб отказе в удовлетворении исковых требований к Министерству образования Магаданской области, Аттестационной комиссии министерства образования и молодежной политики Магаданской области о признании незаконным решения аттестационной комиссии Министерства образования Магаданской области № 8 от 18 апреля 2019 г., принятого в форме протокола в части отказа в отношении Божко Екатерине Валерьевне в установлении высшей квалификационной категории по должности «учитель», признании незаконным экспертного заключения о соответствии уровня профессиональной компетентности соискателя квалификационной категории от 12 апреля 2019 г. в части недоначисления Божко Е.В. 48 баллов при экспертной оценке портфолио, возложении обязанности.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Отказать Божко Екатерине Валерьевне в удовлетворении исковых требований к Министерству образования Магаданской области, Аттестационной комиссии министерства образования и молодежной политики Магаданской области о признании незаконным решения аттестационной комиссии Министерства образования Магаданской области № 8 от 18 апреля 2019 г., принятого в форме протокола в части отказа в отношении Божко Екатерине Валерьевне в установлении высшей квалификационной категории по должности «учитель», признании незаконным экспертного заключения о соответствии уровня профессиональной компетентности соискателя квалификационной категории от 12 апреля 2019 г. в части недоначисления Божко Екатерине Валерьевне 48 баллов при экспертной оценке портфолио, возложении обязанности.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Магаданский областной суд через Магаданский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Установить день принятия решения в окончательной форме с учетом выходных и праздничных дней – 5 ноября 2019 г.

Судья Т.В. Волкова