ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2261/14 от 03.06.2014 Ленинскогого районного суда г. Перми (Пермский край)

 Дело № 2-2261/14

 Р Е Ш Е Н И Е

 Именем Российской Федерации

 3 июня 2014 года                                     г.Пермь

 Ленинский районный суд г. Перми в составе:

 председательствующего судьи Мехряковой Л.И.,

 при секретаре ФИО1,

 с участием представителя заявителя ФИО2, действующего на основании доверенности,

 представителя заинтересованного лица – ФИО3, действующего на основании доверенности,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению товарищества собственников жилья «Локомотив» о признании незаконным и недействующим в части постановления администрации г. Перми, заинтересованные лица Департамент градостроительства и архитектуры г. Перми, Товарищество собственников жилья «Строителей,26»,

 установил:

      ТСЖ «Локомотив» (далее по тексту Товарищество) обратилось в суд с заявлением о признании незаконным и недействующим постановления администрации <Адрес> от 19.11.2010г. № «Об утверждении проекта планировки (в части установления красных линий) и проекта межевания территории, ограниченной <Адрес>» в части установления обременения в отношении земельного участка № площадью 4375+/-23 кв.м, кадастровый номер 59:01:4410413:130, расположенного по адресу: <Адрес>, район Дзержинский, <Адрес>.

     В обоснование заявления указано, что собственникам помещении многоквартирного дома, расположенного по адресу: <Адрес>. принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок площадью 4375+/-23 кв.м, кадастровый номер №. Товарищество создано 12.11.2010г. Оспариваемым постановлением установлен публичный сервитут в отношении указанного земельного участка, а именно: обременение для свободного доступа к смежным территориям. Заявитель полагает, что постановление в оспариваемой части не соответствует положениям п. п.2, пп.1 п.3, п.5, п. 9 ст. 23 ЗК РФ, абз. 2 п.1 ст. 274 ГК РФ. Считает, что оспариваемое постановление является муниципальным правовым актом исполнительно-распорядительного органа, принятым в пределах установленной компетенции. Полагает, что нарушены права собственников жилых помещений по распоряжению свои имуществом и право высказать мнение через публичные слушания, поскольку публичные слушания по вопросу установления публичного сервитута не проводились. Считает, что при установлении публичного сервитута администрация г. Перми не проанализировала иные возможности обеспечения прохода и проезда к смежным участкам и нарушила права собственников на свободное владение, распоряжение и использование земельного участка. Установление публичного сервитута влечет дополнительные финансовые затраты на содержание земельного участка. В ЕГРП сведения о регистрации публичного сервитута в отношении земельного участка площадью 4375+/-23 кв.м, кадастровый номер №.

     Определением суда от 20.05.2014г. применительно к положениям ст. 43 ГПК РФ к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ТСЖ «Строителей,26» (л.д.92).

     Представитель заявителя в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивал. Полагает, что при установлении и публичного сервитута администрацией г. Перми не был соблюден баланс интересов, предусмотренных ст. 23 ЗК РФ и ст. 274 ГК РФ. Публичные слушания по вопросу установления публичного сервитута не проводились. Факт установления публичного сервитута подтверждается судебными актами.

     Представитель заинтересованного лица в судебном заседании с заявленными требованиями не согласен. В обоснование возражений указал, что оспариваемым постановлением утвержден проект планировки и проект межевания земельного участка. Проект межевания не устанавливает обременение, а предполагает границы возможных сервитутов. Публичный сервитут в установленном порядке в отношении спорного земельного участка не устанавливался, следовательно, публичные слушания по данному вопросу не проводились. Администрацией <Адрес> проводились публичные слушания по теме: «Обсуждение проекта планировки (в части установления красных линий) и проекта межевания территории, ограниченной <Адрес>». Полагает, что заявителем в нарушение требований ст. 13 ГК РФ не представлено доказательств того, что оспариваемое постановление не соответствует закону или иному нормативному правовому акт; также как и не представлены доказательства нарушения гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан.

     Заинтересованное лицо - ТСЖ «Строителей, 26» представителя в суд не направило, о времени и месте рассмотрения дела уведомлено надлежащим образом (л.д.96). Ранее в судебном заседании представитель заинтересованного лица возражал против удовлетворения требований заявителя.

     Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований на основании следующего.

     Судом установлено, что 28.09.2010г. Главой г. Перми издано постановление № «О назначении публичных слушаний по проекту планировки (в части установления красных линий) и проекта межевания территории, ограниченной <Адрес>» (л.д.78-79); 26.10.2010г. по данному вопросу состоялись публичные слушания (л.д.80-89 протокол публичных слушаний); 03.11.2010г. утверждено заключение № о результатах публичных слушаний по указанному проекту планировки (л.д. 90-91); Заключение утверждено исполняющим обязанности Департамента планирования и развития территории <Адрес> 3.11.2010г. Данное постановление и сообщение о проведении публичных слушаний опубликованы в «Официальном бюллетене органов местного самоуправления муниципального образования <Адрес>» от 01.10.2010г. №75.

     19.11.2010г. временно исполняющим обязанности Главы администрации <Адрес> издано оспариваемое постановление № «Об утверждении проекта планировки (в части установления красных линий) и проекта межевания территории, ограниченной <Адрес>» на основании ст. 8, 42, 43, 45, 46 Градостроительного кодекса РФ, ст. 11, 33 Правил землепользования и застройки <Адрес>, с учетом протокола публичных слушаний по проекту планировки и заключения администрации г. Перми (л.д.9-10). Постановление опубликовано в Официальном бюллетене органов местного самоуправления муниципального образования город Пермь № (384) от 26.11.2010г. (л.д.8).

     При этом межевой план и проект межевания территории, утвержденный постановлением администрации <Адрес> от 19.11.2010г. №790, содержит графическое изображение обременения земельного участка с кадастровый номер 59:01:4410413:130 свободного доступа к смежным территориям (л.д. 11).

     Земельный участок, расположенный по адресу: <Адрес>., площадью 4375+/-23 кв.м, кадастровый номер № поставлен на кадастровый учет 12.09.2011г. (л.д.12-19).

     На основании ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 189-ФЗ (ред. от 04.06.2011) "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" и ст. 36 ЖК РФ земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты, являются общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.

 В соответствии со ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

 Согласно ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

 На основании ч. 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

 В соответствии с п. 17 Постановления Пленума ВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять порядок принятия нормативного правового акта, в частности: полномочия органа (должностного лица) на издание нормативных правовых актов и их пределы; форму (вид), в которой орган (должностное лицо) вправе принимать нормативные правовые акты; предусмотренные правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе правила их опубликования. Если суд установит, что при издании оспариваемого нормативного правового акта были нарушены требования законодательства, хотя бы по одному из оснований, влекущих признание акта недействующим, он вправе принять решение об удовлетворении заявления без исследования других обстоятельств по делу, в том числе, содержания оспариваемого акта.

 В силу п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" при проверке порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта, суду также необходимо выяснять, соблюдены ли существенные положения нормативного правового акта, регулирующие процедуру принятия актов данного вида. При этом надлежит иметь в виду, что положения нормативного правового акта, регламентирующие процедуру принятия нормативного правового акта данного вида, не могут противоречить положениям нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, регулирующим эти же процедурные вопросы.

 Согласно разъяснениям, данным в п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 48 (ред. от 09.02.2012) "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", проверяя соблюдение порядка опубликования нормативного правового акта, необходимо учитывать, что в соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

 Положениями ч. 5, 7 ст. 46 Градостроительного кодекса РФ (далее Гр.К РФ) предусмотрено обязательное рассмотрение проектов планировки территории и проектов межевания территории на публичных слушаниях, которые проводятся с участием граждан, проживающих на территории, применительно к которой осуществляется подготовка проекта ее планировки и проекта ее межевания, правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на указанной территории, а также лиц, законные интересы которых могут быть нарушены, в связи с реализацией таких проектов.

 Порядок организации и проведения публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи (ч. 6 ст. 46 ГрК РФ).

 Порядок организации и проведения публичных слушаний в городе Перми установлен Положением о публичных слушаниях в городе Перми, утвержденным Решением Пермской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № (далее Положение).

 Согласно п. 1.2 Положения публичные слушания - это форма реализации прав жителей муниципального образования (общественности) на участие в обсуждении проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения в случаях, определенных законодательством.

 На основании п.3 Положения инициаторами проведения публичных слушаний могут быть: … Глава города Перми..; публичные слушания, проводимые по инициативе Главы города Перми, назначаются постановлением Главы города (п.5.2 Положения); опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний осуществляется в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, в том числе путем размещения на официальном сайте Пермского городского округа в сети Интернет. Срок обнародования итогового документа не может быть более двух месяцев со дня проведения публичных слушаний, если иные сроки обнародования итогового документа не установлены действующим законодательством (п.9.6 Положения); публичные слушания по вопросам градостроительной деятельности проводятся функциональным органом администрации города Перми, осуществляющим функции управления в сфере градостроительной деятельности, в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, Правилами землепользования и застройки города Перми, Положением о порядке организации и проведения публичных слушаний по обсуждению проекта решения Пермской городской Думы о внесении изменений в Генеральный план города Перми, иными нормативными правовыми актами Пермской городской Думы и настоящим Положением (п.10.1. Положения).

 В силу п. 7.1 Положения жители города Перми оповещаются Оргкомитетом о проводимых публичных слушаниях заблаговременно, не позднее чем за семь дней, путем опубликования соответствующей информации в средствах массовой информации и размещения на официальном сайте Пермского городского округа в сети Интернет. Данная информация должна содержать тему и вопросы публичных слушаний; указание времени и места проведения публичных слушаний; сведения о времени, месте проведения экспозиции документации о планировании территории, об ознакомлении с текстом проекта муниципального правового акта (в случае обсуждения проекта муниципального правового акта); данные об инициаторе проведения публичных слушаний; адрес, телефон Оргкомитета (п. 7.3 Положения); Оповещение жителей города Перми о публичных слушаниях по вопросам градостроительной деятельности должно осуществляться с учетом положений Градостроительного кодекса Российской Федерации (п. 7.4 Положения).

 В соответствии с ч. 10 ст. 46 ГрК РФ заключение о результатах публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения) или на официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети "Интернет".

     Проанализировав содержание оспариваемого постановления, проверив порядок принятия названного нормативного правового акта, в том числе порядок его опубликования, суд приходит к выводу о том, что постановление администрации г. Перми от 19.11.2010г. №790 издано в соответствии с требованиями, установленными к форме и порядку такого решения, в том числе с соблюдением требований ст. 46 ГрК РФ.

     Оспариваемое постановление принято со ссылками на статьи ГрК РФ, а также на Правила землепользования и застройки города Перми, утвержденные решением Пермской городской Думы от 26.06.2007г. №143, с учетом протокола публичных слушаний и заключения администрации г. Перми и в предусмотренный ч. 14 ст. 46 ГрК РФ срок опубликовано в печатном издании «Официальном бюллетене органов местного самоуправления муниципального образования город Пермь» от 01.10.2010г. №75 и размещено на официальном сайте администрации города Перми.

 Суд также полагает, что постановление Главы г. Перми от 28.09.2010г. №172 «О назначении публичных слушаний по проекту планировки (в части установления красных линий) и проекта межевания территории, ограниченной <Адрес>» и оспариваемое постановление приняты в пределах компетенции Главы г. Перми администрации г. Перми, в соответствии с требованиями пп. 26 п. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 8, 46 Градостроительного кодекса РФ, Уставом <Адрес>, Положением о публичных слушаниях в городе Перми, утвержденным решением Пермской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № 32.

 Оценивая доводы заявителя относительно того, что установленное обременение по своей форме является публичным сервитутом, порядок установления которого администрацией г. Перми не соблюден, суд считает несостоятельными, основанными на неверном толковании и применении норм материального права.

 В соответствии со ст. 23 ЗК РФ публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.

 На основании ч.5 ст. 36 ЖК РФ земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, может быть обременен правом ограниченного пользования другими лицами. Не допускается запрет на установление обременения земельного участка в случае необходимости обеспечения доступа других лиц к объектам, существовавшим до дня введения в действие настоящего Кодекса. Новое обременение земельного участка правом ограниченного пользования устанавливается по соглашению между лицом, требующим такого обременения земельного участка, и собственниками помещений в многоквартирном доме. Споры об установлении обременения земельного участка правом ограниченного пользования или об условиях такого обременения разрешаются в судебном порядке.

 Статья 43 ГрК РФ предусматривает, что подготовка проектов межевания территорий осуществляется применительно к застроенным и подлежащим застройке территориям, расположенным в границах элементов планировочной структуры (ч.1); подготовка проектов межевания застроенных территорий осуществляется в целях установления границ застроенных земельных участков и границ незастроенных земельных участков. Подготовка проектов межевания подлежащих застройке территорий осуществляется в целях установления границ незастроенных земельных участков, планируемых для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства, а также границ земельных участков, предназначенных для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения (ч.2); подготовка проектов межевания территорий осуществляется в составе проектов планировки территорий или в виде отдельного документа (ч.3); проект межевания территории включает в себя чертежи межевания территории, на которых отображаются: красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории; линии отступа от красных линий в целях определения места допустимого размещения зданий, строений, сооружений; границы застроенных земельных участков, в том числе границы земельных участков, на которых расположены линейные объекты; границы формируемых земельных участков, планируемых для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства; границы земельных участков, предназначенных для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения; границы территорий объектов культурного наследия; границы зон с особыми условиями использования территорий; границы зон действия публичных сервитутов (ч.5).

 Исходя из буквального толкования вышеназванных норм права, суд приходит к выводу о том, что действующее законодательство, регулирующее спорные правоотношения предусматривает возможность применения обременения земельного участка для обеспечения в случае необходимости доступа других лиц к объектам, существовавшим до введения в действие ЖК РФ. При этом, запрет на установление обременения земельного участка не допускается. <Адрес>, на которой установлено обременение, образована до 01.03.2005г. Доказательств иного суду не представлено.

 На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что установленные администрацией г. Перми в межевом плане и проекте межевания территории, утвержденных постановлением администрации г. Перми от 19.11.2010г. № границ обременения соответствуют требованиями действующего жилищного и градостроительного законодательства.

 То обстоятельство, что проект межевания территории включает в себя чертежи межевания территории, на которых отображаются, в том числе границы зон действия публичных сервитутов, свидетельствует о возможном установлении границ публичного сервитута, но не подменяет собой процедуру установления публичного сервитута, предусмотренную действующим законодательством.

 Доказательств того, что на день рассмотрения дела в суде, оспариваемым постановлением в отношении земельного участка с кадастровым номером 59:01:4410413:130 установлен публичный сервитут, суду не представлено. Публичные слушания по данному вопросу в отношении указанного земельного участка не проводились, что подтверждается материалами дела и лицами, участвующими в деле не оспаривается. Установленное оспариваемым постановлением обременение публичным сервитутом не является.

     Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд принимает во внимание, что участие в публичных слушаниях является личным правом собственников многоквартирного <Адрес> в <Адрес>. Не участие указанных лиц, в публичных слушаниях по проекту планировки (в части установления красных линий) и проекта межевания территории, ограниченной <Адрес>», не влечет удовлетворение требований заявителя.

 Кроме того, публичные слушания являются составным элементом градостроительной деятельности, и результаты их проведения могут лишь учитываться компетентным органом при принятии того или иного решения в области градостроительства, то есть, они носят рекомендательный характер и не являются обязательными.

 Суд также принимает во внимание, что на момент принятия оспариваемого постановления порядок установления публичных сервитутов на территории г. Перми не был определен, что также свидетельствует о том, что публичный сервитут в отношении земельного участка с кадастровым номером № не устанавливался. В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество такие обременения также отсутствуют.

 Ссылки представителя заявителя на иные судебные акты, в которых имеются суждения о том, что обременения, установленные оспариваемым постановлением являются публичным сервитутом, несостоятельны, поскольку указанные решения преюдициального значения для рассмотрения настоящего дела не имеют. Кроме того, судебный прецедент в российской федерации не является источником права и не имеет нормативного характера.

 Таким образом, суд полагает, что постановление администрации г. Перми от 19.11.2010г. № в оспариваемой части, является законным и обоснованным, принято в соответствии с требования, предъявляемыми к проектам межевания территорий, предусмотренных действующим законодательством.

     На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 255 ГПК РФ, суд

 решил:

     Товариществу собственников жилья «Локомотив» о признании незаконным и недействующим постановления администрации <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГг. № «Об утверждении проекта планировки (в части установления красных линий) и проекта межевания территории, ограниченной <Адрес>» в части установления обременения в отношении земельного участка № площадью 4375+/-23 кв.м, кадастровый номер 59:01:4410413:130, расположенного по адресу: <Адрес>, район Дзержинский, <Адрес>, отказать.

     Решение в течение месяца может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми со дня изготовления решения в окончательной форме.

     Председательствующий:            (Л.И. Мехрякова)