Дело N 2-2264/2013
РЕШЕНИЕ (ЗАОЧНОЕ) Именем Российской Федерации г. Тверь 25 декабря 2013 года
Пролетарский районный суд г. Твери в составе:
председательствующего судьи Баранова В.В.,
с участием представителя военного прокурора Бренева В.В.,
при секретаре Мирововой К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску военного прокурора Тверского гарнизона в защиту неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации, Департаменту имущественных отношений Минобороны России, ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России, войсковой части 53956 о возложении обязанности по устранению нарушений путем совершения определенных действий,
УСТАНОВИЛ:
Военный прокурор Тверского гарнизона обратился в суд c иском к Министерству обороны Российской Федерации, Департаменту имущественных отношений Минобороны России, ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России, войсковой части 53956 о возложении на ответчиков обязанности по устранению нарушений закона.
В обоснование заявленных требований прокурором указано на то, что военной прокуратурой Тверского гарнизона проведена проверка соблюдения законодательства о сохранности государственной собственности и законодательства, регламентирующего вопросы пользования и охраны памятников архитектуры и культурного наследия. Проверкой установлено, что для нужд обороны в фактическом пользовании войсковой части 53956 находится земельный участок с кадастровым номером 69:40:0300014:6, собственником которого является Российская Федерация. Земельный участок используется войсковой частью 53956 под склад горюче-смазочных материалов, оборудован подземными резервуарами, и на нем расположены строения (сооружения) вновь выявленного объекта культурного наследия «Историко-архитектурный комплекс Успенского Желтикова мужского монастыря, XVIII в.в., нач. XX в.в.», который утвержден приказом Комитета по охране историко-культурного наследия администрации Тверской области от 25 октября 2000 г. № 54. Кроме того, данный вновь выявленный объект культурного наследия расположен на территории объекта археологического наследия (памятника археологии) <адрес>), III тыс. до н.э.», находящегося под государственной охраной согласно постановления Законодательного собрания Тверской области от 27.11.1997 № 647. Согласно приказа Комитета по охране историко-культурного наследия администрации Тверской области от 25 октября 2000 г. № 54 вновь выявленный объект культурного наследия представлен на территории войсковой части 53956 следующими сооружениями (строениями): Братский корпус с подвалами, ризница и библиотека (перестроенные руины), XVIII - 1 - ая пол. XIX в.в.; Святые ворота с новой надвратной колокольней, 1912-1914 г.г.; Руины северно-западной башни с фрагментами монастырской ограды XVIII. Согласно сообщению территориального управления Федерального агентства по управлению государственной имуществом в Тверской области вновь выявленный объект культурного наследия, в том числе земельный участок, не состоят в реестре федерального имущества и не числится по учетным данным как объект культурного наследия. В соответствии с сообщением Департамента имущественных отношений Минобороны России вновь выявленные объекты культурного наследия также не числятся на учете в Минобороны России. При этом, в ходе проверки установлено, что объект недвижимости - Братский корпус с подвалами, ризница и библиотека (перестроенные руины), XVIII - 1 - ая пол. XIX в.в. согласно распоряжению Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 23 января 2004 г. № 274-р «О закреплении имущества за Тверской квартирно-эксплуатационной частью Минобороны России» соответствует объекту недвижимости под наименованием «склад инв. № 4». До ДД.ММ.ГГГГ ФГУ КЭУ «Тверская КЭЧ района Минобороны России» являлась пользователем земельного участка и склада инв. № 4. Приказом Министра обороны РФ от 17.12.2010 г. № 1871 «О реорганизации федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации» ФГКЭУ «Тверская квартирно-эксплуатационная часть района» Министерства обороны РФ ликвидировано путем присоединения к Федеральному государственному учреждению «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства Обороны Российской Федерации, в связи с чем, к последнему в силу ст.ст. 58, 129 Гражданского кодекса Российской Федерации перешли все права и обязанности касающиеся вышеуказанного имущества. Из представленного территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственной имуществом в Тверской области протокола оперативного совещания от ДД.ММ.ГГГГ по вопросу передачи объектов вновь выявленного памятника культурного наследия в пользование Русской православной церкви усматривается, что рассматриваемые сохранившееся объекты культурного наследия должны быть отнесены к объектам Минобороны России, в связи с чем, участвующим в оперативном совещании представителям войсковой части 53956 было рекомендовано представить в территориальное управление Федерального агентства по управлению государственной имуществом в Тверской области необходимые документы для постановки объектов недвижимости в реестр федерального имущества. Поскольку, данные объекты недвижимости признаны вновь выявленным памятниками культурного наследия на них распространяется особый режим охраны, предусмотренный Федеральным законом от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». При этом, установлено, что в нарушение требований ст.ст. 6, 27, 34, 48, 49, 52 вышеназванного Федерального закона № 73-ФЗ Тверская КЭЧ района (до ее фактической ликвидации), ФГКУ «ЦТУИО» Минобороны России до настоящего времени не принято мер по обследованию вышеназванных объектов культурного наследия, расположенных на земельном участке, использующегося для нужд обороны, постановке их на учет в качестве объектов недвижимости Минобороны России, оформления охранного обязательства для сохранения памятника культурного наследия и размещения соответствующей информации об объектах культурного наследия. Согласно сообщению Главного управления по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области (№ от ДД.ММ.ГГГГ) фактическое продолжение использования вновь выявленного объекта культурного наследия под склад горюче-смазочных материалов и непринятие мер по соблюдению установленного порядка пользования объектами культурного наследия, создают угрозу его повреждения, разрушения или уничтожения. В связи с указанным и несмотря на то, что Братский корпус с подвалами, ризница и библиотека (перестроенные руины), XVIII - 1 - ая пол. XIX в.в.; Святые ворота с новой надвратной колокольней, 1912-1914 г.г.; Руины северно-западной банши с фрагментами монастырской ограды XVIII находятся в неудовлетворительном состоянии, не находятся на учете в Минобороны России, они в силу ст. 6 Федерального закон № 73-Ф3 находятся под охранной государства, и требуют от Минобороны России вступление в реализации полномочий собственника для сохранения памятников культурного наследия.
В судебном заседании представитель военного прокурора Бренев В.В. поддержал исковые требования по приведённым основаниям.
Представители ответчиков МО РФ, Департамента имущественных отношений Минобороны России, ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России, в/ч 53956, и третьих лиц Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области и Главного управления по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области, извещенные о времени и месте проведения судебного заседания, в судебное заседание не явились.
Согласно ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК) суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки.
В соответствии с ч. 1 ст. 233 ГПК в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.
Заслушав представителя военного прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу:
В соответствии со ст. 44 Конституции Российской Федерации, каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры. Кроме того, каждый имеет право на доступ к культурным ценностям.
Согласно преамбулы к Федеральному закону № 73-Ф3 в Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.
Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Согласно ст. 6 Федерального закона № 73-ФЗ под государственной охраной объектов культурного наследия понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда, контроль за сохранением и использованием объектов культурного наследия в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В силу ч. 1 ст. 40, ч.ч. 1 и 2 ст. 48 Федерального закона № 73-Ф3 объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности.
Особенности владения, пользования и распоряжения объектом культурного наследия, включенным в реестр, и выявленным объектом культурного наследия определяются Федеральным законом № 73-Ф3, гражданским законодательством Российской Федерации, градостроительным законодательством Российской Федерации, земельным законодательством Российской Федерации.
В силу ч.ч. 3 и 4 ст. 48 Федерального закона № 73-Ф3 предусмотрено, что собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия с учетом требований данного Федерального закона, если иное не установлено договором между собственником и пользователем данным объектом культурного наследия.
При государственной регистрации права собственности на объект культурного наследия собственник принимает на себя являющиеся ограничениями (обременениями) права собственности на данный объект и указываемые в охранном обязательстве собственника объекта культурного наследия обязательства по содержанию объекта культурного наследия, по его сохранению (включая требования к порядку и срокам проведения реставрационных, ремонтных и иных работ), требования к условиям доступа к нему граждан, иные обеспечивающие его сохранность требования.
Охранное обязательство собственника объекта культурного наследия оформляется, в том числе органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия, - в отношении объектов культурного наследия федерального значения (по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере массовых коммуникаций и по охране культурного наследия) и объектов культурного наследия регионального значения.
В ст. 27 Федерального закона № 73-Ф3 предусмотрена обязанность собственников объектов культурного наследия устанавливать на находящиеся в пользовании объекты культурного наследия надписи и обозначения, содержащие информацию об объекте культурного наследия. Надписи выполняются на русском языке - государственном языке Российской Федерации.
В соответствии со ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК) к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Статьями 131, 164 ГК предусмотрена необходимость государственной регистрации прав на недвижимость и сделок с ним, а также наряду с этим специальная регистрация или учет отдельных видов недвижимого имущества.
В соответствии со ст. 214 ГК установлено, что государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации.
Согласно ч. 12 ст. 1 Федерального закона от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне» имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
Указом Президента Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1624 «О некоторых мерах по организации управления федеральным имуществом» и постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 года № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерству обороны России переданы функции по управлению и распоряжению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Минобороны России организаций.
Приказом Минобороны России от 30 апреля 2009 года № 335 «Об утверждении Положения о Департаменте имущественных отношений Минобороны России» выполнение указанных выше функций возложено на Департамент имущественных отношений Минобороны России и его структурные подразделения.
При этом, имущество правомочия Минобороны России как собственника на территории Центрального региона осуществляет ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России.
Как установлено судом и следует из материалов дела для нужд обороны в фактическом пользовании войсковой части 53956 находится земельный участок с кадастровым номером 69:40:0300014:6, собственником которого является Российская Федерация. Земельный участок используется войсковой частью 53956 под склад горюче-смазочных материалов, оборудован подземными резервуарами, и на нем расположены строения (сооружения) вновь выявленного объекта культурного наследия «Историко-архитектурный комплекс Успенского Желтикова мужского монастыря, XVIII в.в., нач. XX в.в.», который утвержден приказом Комитета по охране историко-культурного наследия администрации Тверской области от 25 октября 2000 г. № 54. Кроме того, данный вновь выявленный объект культурного наследия расположен на территории объекта археологического наследия (памятника археологии) <адрес>, III тыс. до н.э.», находящегося под государственной охраной согласно постановления Законодательного собрания Тверской области от 27.11.1997 № 647. Согласно приказа Комитета по охране историко-культурного наследия администрации Тверской области от 25 октября 2000 г. № 54 вновь выявленный объект культурного наследия представлен на территории войсковой части 53956 следующими сооружениями (строениями): Братский корпус с подвалами, ризница и библиотека (перестроенные руины), XVIII - 1 - ая пол. XIX в.в.; Святые ворота с новой надвратной колокольней, 1912-1914 г.г.; Руины северно-западной башни с фрагментами монастырской ограды XVIII.
При этом, вновь выявленный объект культурного наследия, в том числе земельный участок, не состоят в реестре федерального имущества и не числится по учетным данным как объект культурного наследия. Вновь выявленные объекты культурного наследия также не числятся на учете в Минобороны России.
С учётом вышеприведенных обстоятельств и при отсутствии возражений по иску со стороны ответчиков требования военного прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Принимая во внимание изложенное, руководствуясь ст. 194-199 ГПК, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования военного прокурора Тверского гарнизона в защиту неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать Министерство обороны Российской Федерации принять меры к регистрации права собственности на объекты недвижимости: Братский корпус с подвалами, ризница и библиотека (перестроенные руины), XVIII - 1 - ая пол. XIX в.в.; Святые ворота с новой надвратной колокольней, 1912-1914 г.г.; Руины северно-западной башни с фрагментами монастырской ограды XVIII, и включить в реестр федерального имущества.
Обязать Департамент имущественных отношений Минобороны России включить в реестр федерального имущества объекты недвижимости: Братский корпус с подвалами, ризница и библиотека (перестроенные руины), XVIII - 1 - ая пол. XIX в.в.; Святые ворота с новой надвратной колокольней, 1912-1914 г.г.; Руины северно-западной башни с фрагментами монастырской ограды XVIII, зарегистрировать права на них за ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России.
Обязать ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России оформить охранное обязательство в отношении объектов культурного наследия: Братский корпус с подвалами, ризница и библиотека (перестроенные руины), XVIII - 1 - ая пол. XIX в.в.; Святые ворота с новой надвратной колокольней, 1912-1914 г.г.; Руины северно-западной башни с фрагментами монастырской ограды XVIII.
Обязать ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России разместить информационные надписи об объектах культурного наследия: Братский корпус с подвалами, ризница и библиотека (перестроенные руины), XVIII – 1 - ая пол. XIX в.в.; Святые ворота с новой надвратной колокольней, 1912-1914 г.г.; Руины северно-западной башни с фрагментами монастырской ограды XVIII.
Обязать войсковую часть 53956 принять меры по прекращению использования объектов культурного наследия; Братский корпус с подвалами, ризница и библиотека (перестроенные руины), XVIII - 1 - ая пол. XIX в.в.; Святые ворота с новой надвратной колокольней, 1912-1914 г.г.; Руины северно-западной башни с фрагментами монастырской ограды XVIII, под склад горюче-смазочных материалов с целью исключения угрозы его уничтожения, разрушения и иного негативного воздействия.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
На решение также может быть подана апелляционная жалоба в Тверской областной суд через Пролетарский районный суд города Твери в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья В.В. Баранов
Решение суда в окончательной форме изготовлено 30 декабря 2013 года.
Судья В.В.Баранов