ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 октября 2020 года г. Усолье-Сибирское
Усольский городской суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи Касимовой А.Н., при секретаре судебного заседания Петровой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 38RS0024-01-2020-003771-14 (2-2268/2020) по исковому заявлению Ангарского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации к Канухину Евгению Павловичу о запрете деятельности по использованию лесного участка,
УСТАНОВИЛ:
Ангарский межрайонный природоохранный прокурор Иркутской области обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации с иском к Канухину Е.П. о запрете деятельности по использованию лесного участка. В обоснование требований указал, что в ходе надзорных мероприятий, на основании анализа состояния законности, выявлены нарушения лесного законодательства Канухиным Е.П. 27.06.2016 между Министерством лесного комплекса Иркутской области и ответчиком заключен договор безвозмездного пользования лесным участком (данные изъяты)<данные изъяты>. в целях использования лесов для ведения сельского хозяйства (пчеловодства). Из информации Министерства лесного комплекса Иркутской области от 21.02.2020 следует, что по договору аренды от 27.06.2011 (данные изъяты) осуществляет свою деятельность без проекта освоения лесов, получившего заключение государственной экспертизы. Действующее законодательство содержит требование о составлении проекта освоения лесов лицами, которым лесной участок предоставлен в безвозмездной пользование для ведения сельского хозяйства. Канухин Е.П. не выполняет возложенные на него законом и договором безвозмездного пользования лесного участка обязанности, чем создаёт реальную угрозу нарушения конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду, закрепленного в статье 42 Конституции Российской Федерации и статье 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», поскольку влечет невозможность осуществления мероприятий, направленных на охрану, защиту и воспроизводство лесов и рациональное использование лесных ресурсов, в том числе мероприятий, направленных на предупреждение возникновения чрезвычайных ситуаций на используемых лесных участках и ставит под угрозу экологическое благополучие общества, чем нарушаются права и законные интересы неопределённого круга лиц, проживающих на территории <адрес> на благоприятную окружающую среду.
Просит запретить Канухину Е.П. деятельность по использованию лесного участка по адресу: <адрес>, до разработки проекта освоения лесов, получения положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов.
В судебное заседание представитель истца Ангарского межрайонного природоохранного прокурора Иркутской области Пириятина О.В не явилась, о дате, месте и времени судебного разбирательства извещена надлежащим образом, представила суду письменное ходатайство, в котором просила рассмотреть дело в отсутствие представителей истца (л.д. 34).
Ответчик Канухин Е.П. в судебное заседание не явился по неизвестным суду причинам, о дате, месте и времени судебного разбирательства извещался надлежащим образом, в деле имеется отчёт об отслеживании отправления с почтовым идентификатором (л.д. 32).
В соответствии с частью 1 статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, извещаются или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.
Согласно статье 118 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны сообщить суду о перемене своего адреса во время производства по делу. При отсутствии такого сообщения судебная повестка или иное судебное извещение посылаются по последнему известному суду месту жительства или месту нахождения адресата и считаются доставленными, хотя бы адресат по этому адресу более не проживает или не находится.
В силу статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.
Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пунктах 63, 67, 68 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», по смыслу пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, должно быть направлено по адресу его регистрации по месту жительства или пребывания либо по адресу, который гражданин указал сам (например, в тексте договора), либо его представителю (пункт 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации).
При этом необходимо учитывать, что гражданин несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресам, перечисленным в абзацах первом и втором настоящего пункта, а также риск отсутствия по указанным адресам своего представителя. Гражданин, сообщивший кредиторам, а также другим лицам сведения об ином месте своего жительства, несет риск вызванных этим последствий (пункт 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации). Сообщения, доставленные по названным адресам, считаются полученными, даже если соответствующее лицо фактически не проживает (не находится) по указанному адресу.
Юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (пункт 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации). Например, сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем, она была возвращена по истечении срока хранения.
Риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат.
Статья 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежит применению также к судебным извещениям и вызовам, если гражданским процессуальным или арбитражным процессуальным законодательством не предусмотрено иное.
Таким образом, оценивая перечисленные нормы закона, суд приходит к выводу, что неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве, а потому не является препятствием для рассмотрения дела.
Представитель третьего лица Министерства лесного комплекса Иркутской области в судебное заседание не явился по неизвестным суду причинам, о дате, месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом, в деле имеется отчёт об отслеживании отправления с почтовым идентификатором, согласно которому почтовая корреспонденция была получена 27.10.2020 (л.д. 33).
Учитывая изложенное, суд, в соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей истца, третьего лица, ответчика с вынесением заочного решения в порядке статьи 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему выводу.
В силу статей 9, 15 Конституции Российской Федерации, земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В соответствии со статьёй 42 Конституции РФ каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, которая обеспечивается посредством соблюдения природопользователями основных принципов охраны окружающей среды, закрепленных в статье 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Согласно требованиям статьи 58 Конституции Российской Федерации, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Право на благоприятную окружающую среду - одно из фундаментальных и всеобъемлющих субъективных прав человека и гражданина, затрагивающее основы его жизнедеятельности, связанные с поддержанием нормальных экологических условий его жизни.
Согласно статье 1 Лесного кодекса Российской Федерации принципами лесного законодательства являются устойчивое управление лесами, сохранение биологического разнообразия лесов, повышение их потенциала; сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду; обеспечение охраны и защиты лесов; платность использования лесов.
Статьей 5 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В силу статьи 9 Лесного кодекса Российской Федерации право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и земельным законодательством, если иное не предусмотрено данного Кодексом.
По правилам статьи 24 Лесного кодекса Российской Федерации лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам, в аренду, безвозмездное срочное пользование - гражданам. Предоставление гражданам, юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом.
В силу части 1 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 настоящего Кодекса.
Согласно статье 88 Лесного кодекса Российской Федерации лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов. Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
На основании статьи 89 Лесного кодекса Российской Федерации проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Государственная экспертиза проектов освоения лесов проводится уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Пунктом 11 Приказа Минприроды России от 21.06.2017 № 314 (ред. от 17.10.2018) «Об утверждении правил использования лесов для ведения сельского хозяйства» (Зарегистрировано в Минюсте России 24.08.2017 № 47937) предусмотрено, что граждане, юридические лица, использующие леса для ведения сельского хозяйства, обязаны: составлять проект освоения лесов в соответствии с частью 1 статьи 88 Лесного кодекса Российской Федерации; осуществлять меры санитарной безопасности в лесах, в том числе санитарно-оздоровительные и профилактические мероприятия по защите лесов в соответствии с законодательством Российской Федерации; соблюдать условия договора аренды лесного участка (договора безвозмездного пользования); соблюдать требования пункта 13 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 года N 417 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 28, ст. 3432; 2011, N 20, ст. 2820; 2012, N 46, ст. 6339); в соответствии с частью 2 статьи 26 Лесного кодекса Российской Федерации подавать ежегодно лесную декларацию; в соответствии с частью 1 статьи 49 Лесного кодекса Российской Федерации представлять отчет об использовании лесов; в соответствии с частью 1 статьи 60 Лесного кодекса Российской Федерации представлять отчет об охране лесов от пожаров; в соответствии с частью 4 статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации представлять в государственный лесной реестр в порядке, установленным законодательством Российской Федерации, документированную информацию, предусмотренную частью 2 статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации.
Проект освоения лесов содержит сведения о разрешенных видах и проектируемых объемах использования лесов, мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов, по созданию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, по охране объектов животного мира и водных объектов, а в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации, также о мероприятиях по строительству, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры (Приказ Рослесхоза от 29 февраля 2012 года № 69 «Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки» (Зарегистрировано в Минюсте России 05 мая 2012 года № 24075).
Согласно пункту 17 Приказа Рослесхоза от 29 февраля 2012 года № 69 «Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки» в подраздел «Ведение сельского хозяйства» включаются следующие сведения: основные проектируемые параметры использования лесов для ведения сельского хозяйства и нормативы в соответствии с лесохозяйственным регламентом (приложение N 40); обоснование и характеристика проектируемых видов и объемов мероприятий по ведению сельского хозяйства, характеристика проектируемых технологий; ведомость лесотаксационных выделов, в которых проектируются мероприятия по ведению сельского хозяйства (приложение N 41), и их пространственное размещение (тематическая лесная карта).
Проект освоения лесов разрабатывается лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, в соответствии со статьей 12 Лесного кодекса Российской Федерации на основании договора аренды лесного участка, свидетельства о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка), материалов государственного лесного реестра, документов территориального планирования, а также иных специальных обследований.
Проект освоения лесов составляется на виды использования лесов, которые установлены договором аренды лесного участка или свидетельством о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование. Разделы проекта освоения лесов (из указанных в главе II настоящего документа), не относящиеся к разрешенному виду использования лесов согласно договору аренды лесного участка или решению о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование, не разрабатываются.
Проект освоения лесов разрабатывается на срок не более 10 лет - для всех видов использования лесов, за исключением видов использования лесов, определенных статьями 43 - 45 Лесного кодекса Российской Федерации, но при этом срок действия проекта освоения лесов не должен превышать срок действия соответствующего договора аренды лесного участка, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка).
Проект освоения лесов представляется в уполномоченный орган государственной власти или орган местного самоуправления в трех экземплярах на бумажных носителях и один - в электронном виде (пункты 28, 29, 30 Приказа Рослесхоза от 29 февраля 2012 года № 69 «Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки»).
В соответствии с пунктом 1 статьи 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Судом установлено, что на основании распоряжения от 31.05.2016 (данные изъяты) Агентства лесного хозяйства Иркутской области «О предоставлении в пределах земель лесного фонда лесного участка в безвозмездное пользование» Канухину Евгению Павловичу в безвозмездное пользование сроком на 5 лет был предоставлен лесной участок, имеющий месторасположение: <адрес>, с кадастровым номером (данные изъяты), площадью 1, 436 га (14360+/-2097 кв.м.), в целях использования лесов для ведения сельского хозяйства для собственных нужд (пчеловодство). Участок, предоставляемый по настоящему распоряжению, обременен правом аренды по договору от 25.11.2008 (данные изъяты), заключенному с ООО «<данные изъяты>» в целях заготовки древесины (л.д. 19-20).
27.06.2016 между Министерством лесного комплекса Иркутской области и Канухиным Е.П. заключен договор безвозмездного пользования (данные изъяты) вышеуказанного земельного участка (л.д. 9-18), согласно которому пользование участком должно производиться в соответствии с правилами использования лесов для ведения сельского хозяйства, утверждёнными Приказом Рослесхоза от 05.12.2011 № 509.
Из информации Министерства лесного комплекса Иркутской области от 21.02.2020 следует, что по договору аренды от 27.06.2011 (данные изъяты) ответчик осуществляет свою деятельность без проекта освоения лесов, получившего заключение государственной экспертизы (л.д. 21-22), что также подтверждается актом от 20.05.2020 (данные изъяты) проведения проверки соблюдения договорных обязательств Министерства лесного комплекса Иркутской области (л.д. 23).
Использование ответчиком лесного участка без оформления разрешительной документации, в отсутствие проекта освоения лесов и положительного заключения государственной экологической экспертизы на него является незаконным и представляет угрозу лесу, как экологической системе и природному ресурсу, вследствие отсутствия установленных мероприятий по охране и защите леса, бесконтрольности использования лесов.
Доказательств предпринимаемых мер по надлежащему оформлению разрешительной документации на использование лесных участков, разработке проекта освоения лесов, получению положительного заключения экспертизы проекта освоения лесов, ответчиком суду не представлено.
С учетом изложенного, использование лесного участка в отсутствие разработанного проекта освоения лесов, может привести к нарушению права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и экологическую безопасность, то есть состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий.
Таким образом, суд полагает исковые требования Ангарского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации к Канухину Е.П. о запрете деятельности по использованию лесного участка подлежат удовлетворению в полном объёме.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199, 233-235 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Ангарского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации к Канухину Евгению Павловичу о запрете деятельности по использованию лесного участка - удовлетворить.
Запретить Канухину Евгению Павловичу деятельность по использованию лесного участка, расположенного по адресу – <адрес>, до разработки проекта освоения лесов, получения положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Мотивированный текст заочного решения изготовлен 03.11.2020.
Судья А.Н. Касимова