Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
14 сентября 2023 года №
город Севастополь Дело № 2-2268/2023
Гагаринский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего судьи Кириленко Е.А.,
секретарь судебного заседания ФИО4,
при участии представителя истца – ФИО5
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Министерства обороны Российской Федерации к Государственному казенному учреждению Севастополя «Фонд государственного имущества», третьи лица: Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, Правительство Севастополя Федеральное государственное казенное учреждение «Крымское территориальное управление имущественных» Минобороны России, Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя, о признании недействительным государственного акта, признании права собственности,
у с т а н о в и л:
В апреле 2023 года Министерство обороны Российской Федерации обратилось в суд к наследникам после смерти ФИО6, умершей ДД.ММ.ГГГГ.
Истец, уточнив исковые требования в порядке статьи 39 ГПК РФ, просит признать недействительным государственный акт на право собственности на земельный участок ЯИ №, выданный ДД.ММ.ГГГГ на имя ФИО7 на земельный участок, площадью № га, расположенный по адресу: <адрес><адрес>; признать право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером №, площадью № га, расположенный по адресу: <адрес><адрес>.
Исковые требования мотивированы тем, что земельный участок, в отношении которого Севастопольской ГГА принято распоряжение, в соответствии с Приложением № к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством ФИО2 о взаиморасчетах, связанных с разделом Черноморского Флота и пребыванием Черноморского Флота Российской Федерации на территории ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ, находился в пользовании Черноморского флота Российской Федерации, а именно в пределах территории военного городка №, общей площадью № га, переданного для использования Черноморским флотом Российской Федерации.
В отношении спорного земельного участка действовал особый правовой режим, изменение целевого назначения земельного участка в соответствии с установленным законом порядком не производилось.
Истец считал, что право собственности на земельный участок у ответчика возникло вопреки законодательству, действовавшему на момент его возникновения, то есть без принятия соответствующего решении уполномоченным органом власти.
Земельный участок военного городка № использовался и используется в настоящее время Вооруженными Силами Российской Федерации.
В судебном заседании представитель истца требования иска поддержала, по основаниям изложенном в иске.
Иные лица в судебное заседание не явились, извещены надлежаще, причин не явки суду не представили.
Заслушав пояснения представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 60 Земельного кодекса Российской Федерации, каждое лицо имеет право обратиться в суд за защитой своего нарушенного права.
Как разъяснено в п. 52 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного суда РФ от 29.04.2010 года № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ними – это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право может быть оспорено только в судебном порядке.
Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записей в ЕГРП.
Распоряжением Правительства Севастополя № 195-РП от 20.03.2015 в федеральную собственность для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации в области обороны и безопасности государства передано имущество, в том числе, военный городок № 467 (№ «220» в прилагаемом перечне).
25.03.2015 между Правительством Севастополя и Минобороны России, в лице ФГКУ «Крымское ТУИО» Минобороны России, подписан акт приема-передачи имущества, в том числе и военный городок № 467, площадь земельного участка 194, 2815 га. При этом в акте имеется ссылка на производство кадастровых работ по уточнению фактической площади земельного участка.
Пунктом 3 Распоряжения Правительства Севастополя № 195-РП от 20.03.2015 ФГКУ «Крымское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России предложено обеспечить осуществление подготовки документации, необходимой для постановки передаваемого имущества на кадастровый учет и регистрации прав на него, иных фактических и юридических действий.
До передачи в федеральную собственность военный городок № использовался Российской Федерацией на основании Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством ФИО2 о взаиморасчетах, связанных с разделом Черноморского Флота и пребыванием Черноморского Флота Российской Федерации на территории ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со статей 2 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством ФИО2 о взаиморасчетах, связанных с разделом Черноморского Флота и пребыванием Черноморского Флота Российской Федерации на территории ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ, Украинская Сторона передает Российской Стороне в аренду земельные участки и размещенные на них объекты береговой инфраструктуры, а также акваторию бухт в городе Севастополе и Феодосийском порту, указанные соответственно в приложениях № и № и картах № и № к Соглашению между Российской Федерацией и ФИО2 о параметрах раздела Черноморского флота.
Согласно Приложению № к указанному Соглашению в пользовании Черноморского флота Российской Федерации находился военный городок №, общей площадью № га.
Постановлением Правительства Севастополя от 14.11.2014 № 483 утвержден Порядок безвозмездной передачи имущества, находящегося в собственности города федерального значения Севастополя в федеральную собственность для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации в области обороны и безопасности государства.
Пунктом 2 указанного Порядка определено, что безвозмездной передаче в собственность Российской Федерации подлежит передаче имущество, в том числе, к фактическому использованию которого Черноморский флот Российской Федерации приступил до вступления Республики Крым в состав Российской Федерации на основании Соглашения между Российской Федерацией и ФИО2 о статусе и условиях пребывания Черноморского флота на территории ФИО2 до ДД.ММ.ГГГГ; используемое Министерством обороны Российской Федерации, а также организациями и учреждениями, подведомственными Министерству обороны Российской Федерации, для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации в области обороны и безопасности государства.
В соответствии с пунктом 14 Порядка право собственности Российской Федерации, право оперативного управления, право хозяйственного ведения, право постоянного бессрочного пользования на имущество, передаваемое в порядке, установленном настоящим Порядком, возникает с даты подписания передаточного акта.
Как усматривается из ответа Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ№ в процессе оформления правоустанавливающих документов на земельный участок военного городка № ФГКУ «Крымское ТУИО» Минобороны России стало известно о том, что схема расположения земельного участка военного городка не может быть согласована, в том числе и по причине полной накладки на земельные участки по <адрес> и <адрес>, переданных в частную собственность.
С материалов дела усматривается, что Калмыковой Людмиле Петровне распоряжением Севастопольской городской государственной администрации от ДД.ММ.ГГГГ№-р «Об утверждении комплексного проекта землеустройства по отводу земельных участков общей площадью 13 га с установлением границ в натуре (на местности) для строительства и обслуживания квартала комплексной застройки (индивидуальной дачи) общественной организации «Дачное товарищество «Планета Плюс» и передачу в собственность членам этой организации земельных участков, размещенных в районе бухты Соляной» передан в собственность земельный участок, общей площадью № га, расположенный по адресу: <адрес>, (ранее присвоенный кадастровый номер 8536400000:04:001:0458), в порядке статей 116, 118 ЗК ФИО2, предусматривающих получение земельных участков в собственность гражданами ФИО2 в порядке безоплатной приватизации.
В силу положений части 1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя», до 1 января 2017 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
В соответствии с частями 1 и 3 статьи 8 Закона города Севастополя от 25 июля 2014 года № 46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя», сведения об объектах недвижимости, учтенных на территории города Севастополя до вступления в силу Федерального конституционного закона в соответствии с ранее действовавшими актами (далее - ранее учтенные объекты недвижимости), с учетом предусмотренного статьей 7 Закона о кадастре состава сведений и содержащие такие сведения документы включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости в сроки и в порядке, которые установлены нормативным правовым актом Правительства Севастополя.
В силу положений Постановления Правительства Севастополя от 07.08.2014 № 202 «Об утверждении перечня документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав» (вместе с «Перечнем документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав и необходимых для государственной регистрации права») к документам, подтверждающим ранее возникшие права и необходимым для государственной регистрации прав относятся, в том числе, изданные (выданные) в установленном порядке на территории города Севастополя до 1 марта 2014 года акты органов государственной власти или местного самоуправления о предоставлении гражданину земельного участка.
То есть, документом, который подтверждает ранее возникшее право собственности на спорный земельный участок, является распоряжение Севастопольской городской государственной администрации от ДД.ММ.ГГГГ№, государственный акт на право собственности на земельный участок серии ЯИ №, выданный ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно сведениям Управления Государственной регистрации права и кадастра Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ №№ в Едином государственном реестре недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости отсутствуют сведения о правообладателе спорного земельного участка, осуществлен кадастровый учет, как ранее учтенного права. Вместе с тем, как указано ранее, имеется государственный акт на право собственности на указанный земельный участок на имя Калмыковой Л.П., умершей ДД.ММ.ГГГГ. Наследники у Калмыковой Л.П. отсутствуют.
Также по делу установлено, что фактически территория военного городка № не выбывала из пользования Черноморского флота РФ. Земельный участок, на котором расположен военный городок № Черноморского флота использовался под размещение аэродрома Херсонес.
Статья 40 Воздушного кодекса Российской Федерации содержит в себе понятие аэродрома – это участок земли или акватория с расположенными на нем зданиями, сооружениями и оборудованием, предназначенный для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов.
В соответствии со ст. ст. 46, 47 Воздушного кодекса Российской Федерации размещение в районе аэродрома зданий и других объектов, которые могут угрожать безопасности полетов воздушных судов или создавать помехи в работе радиотехнического оборудования, устанавливаемого на аэродроме, должно быть согласовано с собственником аэродрома и осуществляться в соответствии с воздушным законодательством Российской Федерации.
Указаниями начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О включении аэродромов, расположенных на территории Крымского федерального округа, в состав аэродромной сети Вооруженных Сил Российской Федерации и допуска их к эксплуатации» аэродром Херсонес (в/г 467) включен в состав аэродромной сети Вооруженных Сил Российской Федерации. Зарегистрирован в Государственном реестре аэродромов государственной авиации Российской Федерации (свидетельство № от ДД.ММ.ГГГГ).
В ходе рассмотрения дела установлено, что фактически Севастопольской ГГА принято решение относительно части земельного участка, находящегося в пользовании Вооруженных Сил Российской Федерации согласно Соглашению между Российской Федерацией и ФИО2 о статусе и условиях пребывания Черноморского флота Российской Федерации на территории ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со статьей 6 Соглашения о статусе и условиях пребывания Черноморского флота Российской Федерации на территории ФИО2, воинские формирования осуществляют свою деятельность в местах дислокации в соответствии с законодательством Российской Федерации. Органы государственной власти ФИО2 уважают статус воинских формирований, принимают необходимые и согласованные с их командованием меры, обеспечивающие безопасность личного состава, защиту прав собственности и сохранность имущества воинских формирований, и не вмешиваются в их внутреннюю жизнь.
Согласно ст. 326 Гражданского кодекса Украины в государственной собственности находится имущество, которое принадлежит государству Украина. От имени и в интересах государства Украина право собственности осуществляют соответственно органы государственной власти. Управление имуществом, которое находится в государственной собственности, осуществляется государственными органами, а в случаях, предусмотренных законом, может осуществляться иными субъектами.
Государственная регистрация возникновения прав на земельный участок за ответчиком, как и существующее право, нарушают права Минобороны России.
Право собственности на имущество и земельный участок военного городка №, общей площадью 191,3 га возникло у Минобороны России в силу Закона.
Также в соответствии со статьей 8 Земельного кодекса Украины (в редакции 1990 года, действовавшего на момент заключения межправительственных Соглашений) условия, сроки, а также плата за аренду земли определяется по соглашению сторон и оговариваются в договоре, отношения относительно аренды земли регулируются данным Кодексом и иными актами законодательства Украины.
В соответствии со статьей 118 Земельного кодекса Украины (в редакции 1990 года, действовавшего на момент заключения межправительственных Соглашений) - если международным договором Украины установлены иные правила, чем те, которые содержатся в земельном законодательстве Украины, то применяются правила международного договора.
В соответствии со ст. 78 Земельного кодекса Украины право собственности на землю возникает и реализуется в соответствии с Конституцией Украины, данным кодексом, а также иными законами, которые издаются в соответствии с ними.
Распоряжением Кабинета Министров Украины от 21 декабря 2005 года № 555-р «Об управлении государственным имуществом, которое использовал Черноморский флот прежнего СССР» принято решение об образовании комиссии для проведения инвентаризации государственного имущества, указанного в приложениях 2 и 3 к Соглашению, а также государственного имущества, которое не включено в настоящие приложения, но фактически используется Черноморским флотом Российской Федерации.
3 марта 2006 года постановлением Кабинета Министров Украины № 246 был утвержден Порядок проведения инвентаризации недвижимого имущества (далее Порядок), которое используется Черноморским флотом на территории Украины.
Порядок определял процедуру и особенности проведения инвентаризации земельных участков, целостных имущественных комплексов воинских частей, военных городков, предприятий, учреждений и организаций, отдельных зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, нововыстроенных и реконструированных объектов, другого индивидуально определенного имущества, которое находится в фактическом пользовании Черноморского флота РФ, согласно приложению 2 и 3 к Соглашению между Украиной и Российской Федерации о параметрах раздела Черноморского флота, а также объектов, которые не включены в указанные приложения, но фактически используются Черноморским флотом.
Также судом установлено, что вопросов относительно использования военного городка № между Российской Федерацией и Украиной не возникало, как и не возникало споров относительно толкования и применения международных Соглашений, на межгосударственном уровне изменения в Соглашения не вносились.
В связи с тем, что спорные правоотношения возникли в период действия законодательства Украины, то к данным правоотношениям применяются нормы права, действовавшие на момент возникновения данных правоотношений.
Статьями 81 и 116 Земельного кодекса Украины (в редакции, действующей на момент издания распоряжения СГГА от 11 декабря 2009 года № 1016-р) определено, что граждане Украины приобретают право собственности на земельные участки, в том числе, на основании бесплатной передачи из земель государственной и коммунальной собственности; приватизации земельных участков, которые были ранее предоставлены им в пользование. Гражданин и юридические лица приобретают право собственности и право пользования земельными участками из земель государственной или коммунальной собственности по решению органов исполнительной власти либо органов местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных Земельным Кодексом Украины.
Земельный участок, на котором расположен военный городок № Черноморского флота согласно статье 93 Земельного кодекса Российской Федерации, относится к землям обороны и безопасности. Данный вид земель имеет особое место среди земель специального назначения.
Согласно статье 70 Земельного кодекса Украины от 18.12.1990, статье 77 Земельного кодекса Украины от 25.10.2001, землями обороны признаются земли, предоставленные для размещения и постоянной деятельности воинских частей, предприятий и организаций.
Положениями ст. 4 Земельного кодекса Украины от 18.12.1990, Земельного кодекса Украины от 25.10.2001, устанавливалось, что в государственной собственности находятся все земли, кроме земель частной и коммунальной собственности. При этом, земли обороны не могут передаваться в частную или коммунальную собственность.
Также в соответствии со ст. ст. 14, 15 Земельного кодекса Украины от 18.12.1990, как и Земельного кодекса Украины от 2001 г. предусматривалось, что распоряжение землями государственной собственности относится к государственному ведению. Управление в сфере использования государственных земель относиться к компетенции Кабинета Министров Украины, местных советов в пределах соответствующих территорий.
В силу положений Земельного законодательства Украины - если международным договором Украины установлены иные правила, чем те, которые содержатся в земельном законодательстве Украины, то применяются правила международного договора.
Учитывая изложенное, распоряжение землями, предоставленными для размещения и постоянной дислокации воинских организаций, находящихся в пользовании Черноморского флота, относилось к совместной компетенции Правительств Украины и Российской Федерации. Передача указанных земель в частную собственность Земельным кодексом Украины не допускалась.
Документы, свидетельствующие о внесении изменений в Соглашение о параметрах раздела Черноморского флота отсутствуют.
Из владения Черноморского флота земельный участок не выбывал.
Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 23 августа 2018 года распоряжение Севастопольской городской государственной администрации от ДД.ММ.ГГГГ№-р «Об утверждении комплексного проекта землеустройства по отводу земельных участков общей площадью 13 га с установлением границ в натуре (на местности) для строительства и обслуживания квартала комплексной застройки (индивидуальной дачи) общественной организации «Дачное товарищество «Планета Плюс» и передачу в собственность членам этой организации земельных участков, размещенных в районе бухты Соляной» признано недействительным.
Статьей 95 Земельного кодекса Украины (в редакции 1990 года) предусмотрены права землепользователей. В соответствии с указанной нормой Закона нарушенные права землепользователей подлежат восстановлению в порядке, установленном законодательством. Аналогичная норма права содержится в Земельном кодексе Российской Федерации в ст. 60.
Действия, нарушающие права на землю граждан или юридических лиц или создающие угрозу нарушения, могут быть пресечены путем, в том числе, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения (п. 4 ст. 2 ст. 60 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно ч. 5 ст. 116, ч. 1 ст. 149 Земельного кодекса Украины, нормы которого действовали на момент предоставления земельного участка в собственность ответчику, предоставление гражданам земельных участков, находящихся в собственности или пользовании, производится лишь после их изъятия в порядке, предусмотренном настоящим кодексом.
В соответствии со статьями 11, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, каждое лицо имеет право обратиться в суд за защитой своего нарушенного права, в том числе, способом восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии с Федеральным законом «Об обороне» от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ земли и другие природные ресурсы, предоставленные для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, находятся в федеральной собственности.
Принимая во внимание указанные выше обстоятельства, а также учитывая, что в настоящее время спорный земельный участок передан в федеральную собственность в составе земель обеспечения стратегических интересов Российской Федерации в области обороны и безопасности, суд находит обоснованными заявленные исковые требования.
Руководствуясь статьями 194, 196, 197, 198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Исковое заявление Министерства обороны Российской Федерации к Государственному казенному учреждению Севастополя «Фонд государственного имущества», третьи лица: Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, Правительство Севастополя Федеральное государственное казенное учреждение «Крымское территориальное управление имущественных» Минобороны России, Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя, о признании недействительным государственного акта, признании права собственности удовлетворить.
Признать недействительным государственный акт на право собственности на земельный участок ЯИ №, выданный ДД.ММ.ГГГГ на имя ФИО8 на земельный участок, площадью № га, расположенный по адресу: <адрес> (ранее учтенный кадастровый №).
Признать право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером №, площадью № га, расположенный по адресу: г<адрес>.
Решение суда может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в порядке, установленном статьей 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Решение суда вступает в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование, если оно не было обжаловано.
Судья (подпись) Е.А. Кириленко
Мотивированное решение составлено
19 сентября 2023 года
<данные изъяты>
<данные изъяты>