Гражданское дело № 2-226/22
№УИД: 09RS0001-01-2021-006515-47
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 февраля 2022 года г. Черкесск
Черкесский городской суд Карачаево-Черкесской Республики в составе председательствующего судьи Абайхановой З.И.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шнаховой Л.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по иску Управления градостроительства и архитектуры мэрии муниципального образования г.Черкесска к ФИО1, ФИО2, ФИО3 о сносе самовольной возведенного строения,
установил:
Управление градостроительства и архитектуры мэрии муниципального образования г.Черкесска обратилось в Черкесский городской суд КЧР с исковым заявлением к ФИО1, ФИО2, ФИО3 о сносе самовольной возведенного строения. В обоснование своих требований истец указал, что Управление градостроительства и архитектуры мэрии муниципального образования города Черкесска, как орган местного самоуправления муниципального образования города Черкесска, является структурным подразделением мэрии муниципального образования города Черкесска, уполномоченным на решение вопросов местного значения в области архитектуры, градостроительства, муниципального земельного и градостроительного контроля. (Положение об Управлении градостроительства и архитектуры мэрии муниципального образования города Черкесска, утвержденное Решение Думы муниципального образования города Черкесска Карачаево - Черкесской Республики от 29.10.2020 № 68). Земельный участок с кадастровым номером 09:04:0101292:55, площадью 699 кв.м., расположенный по адресу: Карачаево-Черкесская Республика, <адрес>, принадлежит на праве общей долевой собственности гр. ФИО2, гр. ФИО1, ФИО3 Вид разрешенного использования земельного участка «под индивидуальной жилой застройкой» (Выписка из ЕГРН). 28 апреля 2021 года, в рамках муниципального земельного контроля, Управлением градостроительства и архитектуры мэрии муниципального образования города Черкесска была осуществлена плановая проверка (постановление УГиА от 02.04.2021 № 203) в отношении земельного участка № 303 в городе Черкесске. В ходе выездной проверки 28.04.2021 на указанном земельном участке было выявлено следующее. На земельном участке по адресу <адрес>, находится объект капитального строительства, который функционирует в качестве магазина без получения разрешительных документов на строительство, земельный участок используется с нарушением вида разрешенного использования. По результатам проверки было выдано Предписание от 28 апреля 2021 с предложением прекратить использование объекта недвижимости не по целевому назначению, привести объект недвижимости в соответствие с техническими документами. 12 июля 2021 года Управлением, с целью проверки исполнения Предписания 28.04.2021, был осуществлен выезд на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, в ходе которого установлено, предписание Управления градостроительства и архитектуры мэрии муниципального образования <адрес> не исполнено, магазин «Свадебные» хлопоты функционирует в прежнем виде. Таким образом, здание магазина «Свадебные хлопоты», в котором фактически осуществляется предпринимательская деятельность, возведенный без разрешительной документации, возведенный на земельном участке с видом разрешенного использования «под индивидуальной жилой застройкой» обладает всеми признаками самовольной постройки. Более того, собственники земельного участка не предпринимали своевременные попытки легализовать спорный объект недвижимости, не обращались в уполномоченный орган с заявлением о выдаче разрешения на строительство спорного объекта, об изменении вида разрешенного использования земельного участка. На основании изложенного истец с учетом заявления в порядке ст. 39 ГПК РФ просит суд: признать здание магазина «Свадебные хлопоты», расположенное по адресу: <адрес>, самовольной постройкой и обязать ФИО1, ФИО2, ФИО3 за счет собственных средств в течение 1 месяца со дня вступления в законную силу решения суда привести в соответствие с технической документацией здание гаража, используемого под магазин «Свадебные хлопоты», расположенное по адресу: <адрес>.
В судебное заседание представитель истца не явился, был надлежаще извещен.
Ответчики в судебное заседание не явились, были надлежащим образом извещены. В соответствии абзаца 2 пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним. Исходя из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной им в пунктах 67 - 68 Постановления Пленума от 23 июня 2015 года №25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", бремя доказывания факта направления (осуществления) сообщения и его доставки адресату лежит на лице, направившем сообщение. Юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ). Например, сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем она была возвращена по истечении срока хранения. Риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат. Если в юридически значимом сообщении содержится информация об односторонней сделке, то при невручении сообщения по обстоятельствам, зависящим от адресата, считается, что содержание сообщения было им воспринято, и сделка повлекла соответствующие последствия (например, договор считается расторгнутым вследствие одностороннего отказа от его исполнения). Статья 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежит применению также к судебным извещениям и вызовам, если гражданским процессуальным или арбитражным процессуальным законодательством не предусмотрено иное. Следовательно, отказываясь от получения поступающей в его адрес корреспонденции, ответчик несет самостоятельно все неблагоприятные последствия, связанные с этим, поскольку доказательств того, что имелись какие-либо объективные причины для этого, им не представлено.
Таким образом, на момент рассмотрения дела у суда при условии надлежащего уведомления, не имеется сведений об уважительности причин неявки ответчика, что в силу ст.233 ГПК РФ предоставляет право суду рассмотреть данное гражданское дело с учетом мнения представителя истца, в соответствии с главой 22 ГПК РФ в порядке заочного производства.
Изучив материалы дела, суд пришел к выводу об обоснованности исковых требований и необходимости их удовлетворения по следующим основаниям.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Управление градостроительства и архитектуры мэрии муниципального образования города Черкесска, как орган местного самоуправления муниципального образования города Черкесска, является структурным подразделением мэрии муниципального образования города Черкесска, уполномоченным на решение вопросов местного значения в области архитектуры, градостроительства, муниципального земельного и градостроительного контроля. (Положение об Управлении градостроительства и архитектуры мэрии муниципального образования города Черкесска, утвержденное Решение Думы муниципального образования города Черкесска Карачаево - Черкесской Республики от 29.10.2020 № 68).
Земельный участок с кадастровым номером 09:04:0101292:55, площадью 699 кв.м., расположенный по адресу: Карачаево-Черкесская Республика, <адрес>, принадлежит на праве общей долевой собственности гр. ФИО2, гр. ФИО1, ФИО3 Вид разрешенного использования земельного участка «под индивидуальной жилой застройкой» (Выписка из ЕГРН).
28 апреля 2021 года, в рамках муниципального земельного контроля, Управлением градостроительства и архитектуры мэрии муниципального образования города Черкесска была осуществлена плановая проверка (постановление УГиА от 02.04.2021 № 203) в отношении земельного участка № 303 в городе Черкесске.
В ходе выездной проверки 28.04.2021 на указанном земельном участке было выявлено следующее. На земельном участке по адресу <адрес>, находится объект капитального строительства, который функционирует в качестве магазина без получения разрешительных документов на строительство, земельный участок используется с нарушением вида разрешенного использования.
По результатам проверки было выдано Предписание от 28 апреля 2021 с предложением прекратить использование объекта недвижимости не по целевому назначению, привести объект недвижимости в соответствие с техническими документами.
12 июля 2021 года Управлением, с целью проверки исполнения Предписания 28.04.2021, был осуществлен выезд на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, в ходе которого установлено, предписание Управления градостроительства и архитектуры мэрии муниципального образования города Черкесска не исполнено, магазин «Свадебные» хлопоты функционирует в прежнем виде.
Согласно техническому паспорту на жилой дом от 27.10.2011 года в состав объекта входит гараж площадью 64,9 кв.м.
В соответствии с приказом Минстроя России от 19.03.2019 № 169/пр «Об утверждении формы уведомления о выявлении самовольной постройки и перечня документов, подтверждающих наличие признаков самовольной постройки» признаки самовольной постройки подтверждаются, в частности следующими документами: актом проверки должностных лиц органа государственного или муниципального контроля; актом проверки должностных лиц государственного или муниципального земельного надзора; сведениями, содержащимися в ЕГРН, предоставленными в форме электронного или бумажного документа или выпиской из упомянутого реестра.
Правила благоустройства территории муниципального образования города Черкесска, утвержденные Решением Думы муниципального образования города Черкесска Карачаево-Черкесской Республики от 27.10.2017№16 являются муниципальным нормативным правовым актом, являющимся обязательным для исполнения на всей территории муниципального образования города Черкесска гражданами и юридическими лицами (ст.7 Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В силу ст. 11 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления на территории Российской Федерации» территорию муниципального образования составляют земли городских и прилегающие к ним земли общего пользования, рекреационные зоны, земли, необходимые для развития поселения, и другие земли в границах муниципального образования, независимо от форм собственности.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления на территории Российской Федерации» в ведении муниципальных образований находятся регулирование планировки и застройки территории муниципальных образований, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа.
Согласно п.п. 10 п. 10.20. Правил благоустройства территории муниципального образования города Черкесска на территории города запрещается самовольное строительство объектов недвижимости без разрешения, оформленного в установленном порядке. Все самовольно возведенные строения подлежат сносу.
Согласно пп. 8 п. 10.20 Правил благоустройства территории муниципального образования города Черкесска на территории города запрещается изменять целевое назначение объектов недвижимости или земельного участка без разрешения, оформленного в установленном порядке.
Основания, по которым постройка может быть признана самовольной, являются публично-правовыми. Иск о сносе такой постройки направлен на защиту не только и не столько гражданского права отдельного лица, сколько прав и интересов неопределенного круга лиц.
Согласно статье 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных пунктом 3 этой статьи.
В силу части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением, предусмотренных настоящим Кодексом.
В силу статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Статьей 7 Земельного кодекса предусмотрено, что земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В силу статьи 37 ГрК РФ разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Вид разрешенного использования можно подтвердить иными документами, например свидетельством о государственной регистрации права. Вид разрешенного использования земельного участка устанавливается в соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков.
Нецелевое использование земельного участка признается правонарушением. В качестве субъектов правонарушения выступают граждане, юридические и должностные лица.
Деление земель по целевому назначению на категории, является одним из важных принципов земельного законодательства, в силу которого правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенному использованию в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (пп. 8 п. 1 ст. 1 Земельного Кодекса РФ (далее - ЗК РФ)).
Статьей 42 ЗК РФ установлено, что собственники и пользователи земельных участков обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Из системного толкования указанных норм, следует, что факты нецелевого использования участков выявляются в ходе плановых или внеплановых проверок, административных обследований при рассмотрении обращений граждан или иных заинтересованных лиц. Земельный участок должен использоваться собственниками земельных участков только в соответствии с установленным назначением. Собственники земельных участков не имеют права самовольно изменять целевое назначение земельного участка.
В соответствии со статьей 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе и утверждается при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации. Предметом экспертизы являются оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий, и оценка соответствия результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов.
Согласно ч. 3.1. ст. 222 ГК РФ решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями принимается судом либо в случаях, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, органом местного самоуправления поселения, городского округа (муниципального района при условии нахождения самовольной постройки на межселенной территории).
Согласно разъяснений в пунктах 22, 23, 46 Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10/22 от 29 апреля 2011 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", с иском о сносе самовольной постройки имеет право обратиться собственник земельного участка, субъект иного вещного права на земельный участок, его законный владелец либо лицо, права и законные интересы которого нарушает сохранение самовольной постройки; в случае, когда недвижимое имущество, право на которое зарегистрировано, имеет признаки самовольной постройки, наличие такой регистрации не исключает возможности предъявления требования о его сносе.
Таким образом, здание гаража, используемый под магазин «Свадебные хлопоты», в котором фактически осуществляется предпринимательская деятельность, возведенный без разрешительной документации и возведенный на земельном участке с видом разрешенного использования «под индивидуальной жилой застройкой» обладает всеми признаками самовольной постройки. Более того, собственники земельного участка не предпринимали своевременные попытки легализовать спорный объект недвижимости, не обращались в уполномоченный орган с заявлением о выдаче разрешения на строительство спорного объекта, об изменении вида разрешенного использования земельного участка.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199,233-235 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Управления градостроительства и архитектуры мэрии муниципального образования г.Черкесска к ФИО1, ФИО2, ФИО3 о сносе самовольной возведенного строения - удовлетворить.
Признать здание магазина «Свадебные хлопоты», расположенное по адресу: <адрес>, самовольной постройкой.
Обязать ФИО1, ФИО2, ФИО3 за счет собственных средств, в течение 1 месяца со дня вступления в законную силу решения суда привести в соответствие с технической документацией здание гаража, используемого под магазин «Свадебные хлопоты», расположенное по адресу: <адрес>.
Ответчики вправе подать в Черкесский городской суд заявление об отмене настоящего решения в течение семи дней со дня получения копии этого решения. Решение может быть обжаловано сторонами в Верховный суд Карачаево-Черкесской Республики с подачей апелляционной жалобы через Черкесский городской суд в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене настоящего решения, а в случае, если такое заявление ответчиком будет подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 03.03.2022 года.
Судья Черкесского городского суда КЧР З.И. Абайханова