ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2273/2015 от 07.12.2015 Иркутского районного суда (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

07 декабря 2015 года г. Иркутск

Иркутский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Барахтенко О.В., при секретаре Старостенко М.С.,

с участием представителей административного истца Клыгин СГ – Широковой Я.Н., Власенко Р.Н.,

представителя административного ответчика администрации Марковского муниципального образования Ивановой А.С.,

представителя административного ответчика ФГБУ «ФКП Росреестра» по .... Сукотновой Т.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Клыгин СГ к администрации Марковского муниципального образования, администрации .... муниципального образования, комитету по экономике и управлению муниципальным имуществом и градостроительной политике администрации .... муниципального образования, ФГБУ «ФКП Росреестра» по .... о признании незаконными действий администрации Марковского муниципального образования по отказу в предоставлении в собственность земельного участка, в снятии земельного участка с кадастрового учета, в направлении заявления об аннулировании и исключении из ГКН сведений об образованном земельном участке, признании незаконным решение администрации Марковского муниципального образования об отказе в предоставлении в собственность земельного участка, признании незаконным решение ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ....» о снятии земельного участка с кадастрового учета, об аннулировании и исключении из ГКН сведений о земельном участке, об обязании ФГБУ «ФКП Росреестра» по .... восстановить сведения о земельном участке, об обязании администрации Марковского муниципального образования устранить допущенные нарушения путем присвоения почтового адреса земельному участку и предоставления земельного участка в собственность бесплатно,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец Клыгин СГ обратился в суд с административным иском к администрации Марковского муниципального образования, администрации .... муниципального образования, Комитету по экономике и управлению муниципальным имуществом и градостроительной политике администрации .... муниципального образования, ФГБУ «ФКП Росреестра» по .... в котором с учетом уточнений просит:

признать незаконными действия администрации Марковского муниципального образования, выразившиеся в отказе в предоставлении в собственность бесплатно Клыгин СГ земельного участка площадью 2000 кв.м., расположенного по адресу: ...., р....., микрорайон Николов Посад, ...., под ИЖС;

признать незаконными действия администрации Марковского муниципального образования, выразившиеся в направлении в адрес Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» заявления от **/**/**** об аннулировании и исключении из государственного кадастра недвижимости сведений об образованном земельном участке площадью 2000 кв.м., расположенного по адресу: ...., р....., микрорайон Николов Посад, ...., под ИЖС, с кадастровым номером ;

признать незаконным решение администрации Марковского муниципального образования от 29.05.2015г. об отказе в предоставлении в собственность бесплатно Клыгин СГ земельного участка площадью 2000 кв.м., расположенного по адресу: ...., р....., под ИЖС, с кадастровым номером ;

признать незаконным как противоречащее Федеральному закону от **/**/**** № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» решение Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ....» о снятии с кадастрового учета земельного участка площадью 2000 кв.м., расположенного по адресу: ...., р....., под ИЖС, с кадастровым номером ;

аннулировать и исключить из государственного кадастра недвижимости сведения об объекте недвижимого имущества - земельном участке площадью 2000 кв.м., расположенного по адресу: ...., р....., микрорайон Николов Посад, ...., под ИЖС с кадастровым номером ;

обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ....» восстановить сведения о земельном участке площадью 2000 кв.м., расположенного по адресу: ...., под ИЖС с кадастровым номером ;

обязать администрацию Марковского муниципального образования устранить допущенные нарушения прав Клыгин СГ посредством присвоения адреса земельному участку с кадастровым номером ;

обязать администрацию Марковского муниципального образования устранить допущенные нарушения прав Клыгин СГ посредством предоставления в его собственность бесплатно земельного участка площадью 2000 кв.м., расположенного по адресу: ...., р....., под ИЖС с кадастровым номером .

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что на основании ч. 1 ст. .... «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан» от **/**/****-оз **/**/**** он обратился в администрацию .... муниципального образования с заявлением на имя мэра .... о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка площадью 2000 кв.м., расположенного по адресу: ...., ответа на которое до настоящего времени не поступило.

Решением Межведомственной комиссии по рассмотрению земельных споров и контролю за использованием земель на территории .... от **/**/**** было удовлетворено его заявление о предоставлении земельного участка площадью 2000 кв.м., расположенного по адресу: ...., р..... Николов Посад, .... под индивидуальное жилищное строительство.

**/**/**** Распоряжением Комитета по управлению муниципальным имуществом и градостроительной политике ..../з была утверждена схема расположения земельного участка площадью 2000 кв.м., расположенного на землях населенных пунктов Марковского муниципального образования по адресу: ...., р....., и предназначенного под малоэтажную жилую застройку (ИЖС).

**/**/**** он направил в администрацию .... муниципального образования кадастровый паспорт земельного участка и копию распоряжения /з от **/**/****, что подтверждается соответствующим заявлением со вх. /ф.

**/**/**** администрация .... муниципального образования за уведомила его, что с **/**/**** полномочия по предоставлению земельных участков, находящихся на территории поселения, переданы органам местного самоуправления поселения, то есть в данном случае администрации Марковского муниципального образования.

**/**/****, учитывая, что заявление о предоставлении земельного участка от **/**/**** до настоящего времени администрацией .... муниципального образования по существу не рассмотрено, он обратился в администрацию Марковского муниципального образования с заявлением о присвоении испрашиваемому земельному участку адреса: .....

Административный истец указывает, что по результатам рассмотрения заявлений о присвоении адреса, решением администрации Марковского муниципального образования от **/**/**** ему было отказано в предоставлении земельного участка по адресу: ..... В обоснование отказа администрация Марковского муниципального образования указала, что адрес испрашиваемого земельного участка не соответствует местоположению земельного участка.

Ознакомившись с данным решением администрации Марковского муниципального образования от **/**/**** административный истец приходит к выводу о его незаконности и необоснованности и полагает, что указанное решение должно быть отменено.

В соответствии с действующим законодательством гражданин имеет право на рассмотрение государственным органом, органом местного самоуправления, должностными лицами его обращения, а также право на получение ответа от указанных органов и лиц по существу поставленных в обращении вопросов. В данном случае именно на уполномоченный орган возложена обязанность по рассмотрению заявления заинтересованного лица, принятию мер по его удовлетворению, равно, как и обязанность по учету поступивших обращений с целью недопущения несения заявителями в том числе необоснованных расходов по выполнению кадастровых и межевых работ.

Административный истец указывает, что в соответствии со ст. .... от **/**/****-оз он обратился с заявлением в компетентный орган (администрацию Марковского муниципального образования) о предоставлении в собственность земельного участка площадью 2000 кв.м., расположенного по адресу: ...., р..... под ИЖС, с приложением всех необходимых документов, а именно к заявлению были приложены: копия паспорта заявителя; копия доверенности на представителя; копия паспорта представителя; справка о регистрации по месту жительства; выписка из ЕГРЮЛ на работодателя; копия приказа -п от **/**/**** о приеме на работу; справка с места работы -с от **/**/****; копия трудовой книжки; копия кадастрового паспорта; копия выписки из протокола заседания Межведомственной комиссии по рассмотрению земельных споров и контролю за использованием земель на территории .... от **/**/****; копия распоряжения /з от **/**/****, что является основанием для начала процедуры предоставления земельного участка.

В соответствии со ст. 5 раздела 4 Решения .... муниципального образования от **/**/****/рд «Об утверждении Положения о порядке распоряжения земельными участками на территории ....» предоставление земельных участков осуществляется в соответствии со следующей процедурой: лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка (заявитель), подает на имя мэра .... заявление о предоставлении земельного участка в собственность или аренду для целей, не связанных со строительством, в котором должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю; месячный срок со дня поступления указанного заявления КУМИ и ГП .... утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Порядок выдачи схемы расположения земельных участков регулируется административным регламентом; заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости»; в недельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка КУМИ и ГП .... обеспечивает направление для публикации в газете «Ангарские огни» извещения о предстоящем предоставлении земельного участка; по истечении семи дней со дня выхода публикации о предстоящем предоставлении земельного участка КУМИ и ГП .... обеспечивает подготовку, согласование и издание постановления администрации .... о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю и направляет ему копию постановления с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка; договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия постановления о предоставлении земельного участка.

Таким образом, по смыслу норм действующего законодательства и принимая во внимание положения Решения .... муниципального образования от **/**/****/рд заявитель, направив в КУМИ и ГП .... заявление о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, приступил к оформлению прав в отношении испрашиваемого земельного участка.

Учитывая, что распоряжением КУМИ и ГП ..../з от **/**/**** «Об утверждении схемы расположения земельного участка» на основании заявления Клыгин СГ была утверждена схема расположения земельного участка площадью 2000 кв.м. по адресу: .... под ИЖС, которая до настоящего времени не оспорена в установленном законом порядке и является действующей по настоящее время, Клыгин СГ полагает, что он является единственным правомочным лицом, которому по смыслу ч. 18 ст. 11.10 ЗК РФ, может быть предоставлен испрашиваемый земельный участок.

Поскольку Решением Межведомственной комиссии по рассмотрению земельных споров и контролю за использованием земель на территории .... от **/**/**** было удовлетворено заявление Клыгин СГ о предоставлении земельного участка площадью 2000 кв.м., расположенного по адресу: .... под ИЖС на основании Постановления администрации .... муниципального образования от **/**/**** исключительно Клыгин СГ был вправе приступить к осуществлению дальнейших действий в рамках оформления прав в отношении спорного земельного участка, а иные, поступившие в отношении указанного земельного участка в соответствии со ст. 39.16 ЗК РФ заявления, не могут быть рассмотрены по существу компетентным органом.

Администрация Марковского муниципального образования, отказывая Клыгин СГ в предоставлении испрашиваемого земельного участка по основанию несоответствия адреса испрашиваемого Клыгин СГ земельного участка его фактическому местоположению не учла, что в отношении земельного участка, расположенного по адресу: ...., р....., микрорайон Николов Посад, ...., распоряжением /з от **/**/**** была утверждена схема расположения земельного участка с указанным адресом.

Более того указанный отказ является незаконным поскольку противоречит ст. 45, 46 Градостроительного кодекса РФ, п. 27 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от **/**/**** № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 6 Устава Марковского муниципального образования.

В соответствии с реестром муниципальных услуг Марковского муниципального образования, являющимся приложением к постановлению администрации Марковского муниципального образования от **/**/**** администрацией Марковского муниципального образования осуществляется присвоение адресов объектам недвижимости, расположенным на территории населенных пунктов Марковского муниципального образования.

Порядок предоставления муниципальной услуги по присвоению адреса объектам недвижимости, расположенным на территории Марковского муниципального образования регулируется соответствующим Административным регламентом, являющимся приложением к постановлению администрации Марковского муниципального образования от **/**/****.

Основанием для начала административной процедуры является письменное обращение заявителя в администрацию с приложением документов, предусмотренных пунктом 2.3 регламента, что следует из 3.2.1 вышеуказанного Административного регламента.

В случае отсутствия оснований, предусмотренных п. 2.4. настоящего административного регламента, ответственный специалист земельного отдела определяет адрес объекта недвижимости или земельного участка согласно его местоположению.

Пунктом 2.4 вышеназванного Административного регламента установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в принятии документов для осуществления услуги по присвоению адреса, среди которых: предоставление нечитаемых документов, а также предоставление документов, исполненных карандашом или документов, содержащих исправления; предоставление документов в не приемный, нерабочий день; предоставление документов лицом, неуполномоченным в установленном порядке на подачу документов (при подаче документов для получения услуги на другое лицо); если в письменном обращении не указаны фамилия, имя, отчество (при наличии последнего) гражданина, направившего обращение, и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ (с указанием индекса). Иных оснований для отказа в присвоении адреса объектам недвижимого имущества настоящим регламентом не предусмотрено.

Постановлением Правительства РФ от **/**/**** в п. 40 предусмотрено, что в присвоении объекту адресации адреса или аннулировании его адреса может быть отказано в случаях, если: с заявлением о присвоении объекту адресации адреса обратилось лицо, не указанное в пунктах 27 и 29 настоящих Правил; ответ на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для присвоения объекту адресации адреса или аннулирования его адреса, и соответствующий документ не был представлен заявителем (представителем заявителя) по собственной инициативе; документы, обязанность по предоставлению которых для присвоения объекту адресации адреса
или аннулирования его адреса возложена на заявителя (представителя заявителя), выданы с нарушением порядка, установленного законодательством Российской Федерации; отсутствуют случаи и условия для присвоения объекту адресации адреса или аннулирования его адреса, указанные в пунктах 5,8- 11 и 14- 18 настоящих Правил.

Клыгин СГ полагает, что оснований, предусмотренных п. 40 Постановлением Правительства РФ от **/**/****, для отказа в присвоении адреса испрашиваемому земельному участку не имелось. Поскольку администрация Марковского муниципального образования является полномочным органом в части присвоения адресов объектам адресации, то она должна была в случае наличия расхождений в сведениях, представленных заявителем, присвоить объекту корректный адрес, что заинтересованным лицом совершено не было.

Из уведомления администрации Марковского муниципального образования от **/**/**** следует, что в связи с несоответствием адреса испрашиваемого Клыгин СГ земельного участка его фактическому местоположению Администрацией было принято решение о снятии земельного участка с кадастровым с кадастрового учета.

Вместе с тем, административный истец полагает, что указанные действия администрации Марковского муниципального образования нельзя признать законными, поскольку в случае изменения адреса объекта адресации вносятся соответствующие изменения в ГКН, а не осуществляется его снятие с учета.

Объект недвижимого имущества - земельный участок площадью 2000 кв.м., расположенный по адресу: ...., с кадастровым номером 38:06:010501:758 не прекратил свое существование и не утратил идентифицирующие признаки и свойства, а, следовательно, оснований, предусмотренных нормами действующего законодательства, для снятия объекта с кадастрового учета не имелось. Администрация Марковского муниципального образования была обязана присвоить земельному участку правильный по ее мнению адрес, что послужило бы основанием для внесения изменений в сведения, содержащиеся в ГКН.

Статьей 39.16 ЗК РФ определены основания, по которым Уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.

Оснований, предусмотренных ст. 39.16 ЗК РФ, для отказа в предоставлении в собственность Клыгин СГ испрашиваемого земельного участка площадью 2000 кв.м., расположенного по адресу: .... под ИЖС с кадастровым номером не имеется.

Административный истец полагает, что указанное свидетельствует о том, что действия администрации Марковского муниципального образования, выразившиеся в принятии решения об отказе в предоставлении ему в собственность бесплатно земельного участка площадью 2000 кв.м., расположенного по адресу: .... под ИЖС с кадастровым номером должны быть признаны незаконными.

Также указывает, что, несмотря на незаконное снятие с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером , принимая во внимание наличие действующей и не оспоренной в установленном порядке схемы расположения земельного участка площадью 2000 кв.м., расположенного на землях населенных пунктов Марковского муниципального образования по адресу: ...., и предназначенного под малоэтажную жилую застройку (ИЖС), утвержденной Распоряжением Комитета по управлению муниципальным имуществом и градостроительной политике ..../з, **/**/****, испрашиваемый земельный участок был повторно поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера , таким образом, границы земельных участков с кадастровыми № и полностью совпадают между собой и имеют одинаковые координаты.

Административный истец Клыгин СГ в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела был извещен надлежащим образом, ранее представил суду заявление, в котором просил рассматривать дело в его отсутствие.

Представитель административного истца Клыгин СГ – Широкова Я.Н. в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме, подтвердив доводы, изложенные в иске. Полагала, что требования Клыгин СГ заявлены законно и обоснованно, следовательно, подлежат удовлетворению в полном объеме.

представитель административного истца Клыгин СГ – Власенко Р.Н. в судебном заседании также полагала, что требования ее доверителем заявлены законно, подлежат удовлетворению в полном объеме.

Представитель административного ответчика администрации Марковского муниципального образования Иванова А.С. в судебном заседании возражала против удовлетворения иска, представив свои возражения в письменном виде.

Представитель административных ответчиков администрации .... муниципального образования, Комитета по экономике и управлению муниципальным имуществом и градостроительной политике администрации .... муниципального образования в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела был извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не представил.

Представитель административного ответчика ФГБУ «ФКП Росреестра» по .... Сукотнова Т.Н. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, полагая, что предусмотренных законом оснований для их удовлетворения не имеется. Свои возражения представила суду в письменном виде.

Выслушав пояснения представителей административного истца, пояснения представителей административных ответчиков, изучив письменные материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.

При рассмотрении настоящего дела суд полагает необходимым руководствоваться нормами Кодекса административного судопроизводства РФ, исходя из положений ст. 3 Федерального закона № 22-ФЗ от **/**/**** «О введение в действие Кодекса административного судопроизводства РФ».

В силу ч. 1 ст. 4 КАС РФ, каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Статьей 46 Конституции РФ также предусмотрено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии частями 1, 2 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом. Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец не обязан доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязан: указывать, каким нормативным правовым актам, по его мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие); подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения; подтверждать иные факты, на которые административный истец ссылается как на основания своих требований.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

.... от **/**/****-оз «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан» определены случаи бесплатного предоставления земельных участков, находящихся в государственной собственности .... или в муниципальной собственности (далее - земельные участки), в собственность граждан, в том числе граждан, имеющих трех и более детей, максимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность бесплатно, минимальные размеры земельных участков, предоставляемых бесплатно в собственность граждан, имеющих трех и более детей, а также порядок предоставления земельных участков бесплатно в собственность граждан, имеющих трех и более детей.

К спорным отношениям суд полагает возможным применить названный .... от **/**/****-оз «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан» в редакции, действовавшей на момент их возникновения.

Подпунктом «а» пункта 4 части 1 ст. .... от **/**/****-оз предусмотрено, что дополнительно к установленным федеральными законами случаям предоставления земельных участков в собственность граждан бесплатно на территории .... устанавливаются следующие случаи предоставления земельных участков в собственность граждан однократно бесплатно, в том числе, для индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок с возведением жилого дома) - лицам, не достигшие возраста 36 лет на дату подачи заявления о бесплатном предоставлении земельного участка, имеющим среднее профессиональное или высшее образование, основное место работы которых находится на территории муниципального района в крестьянских (фермерских) хозяйствах или организациях, осуществляющих деятельность в сфере сельскохозяйственного производства, а также в медицинских организациях государственной системы здравоохранения, государственных и муниципальных образовательных организациях, учреждениях культуры, социального обслуживания.

Установлено, что гр. Клыгин СГ,**/**/**** года рождения, работающий подсобным рабочим в крестьянско-фермерском хозяйстве, главой которого является Шалган Л.Ю., с **/**/****, реализуя свое право на бесплатное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно, **/**/**** через многофункциональный центр обратился с соответствующим заявлением на имя мэра .... муниципального образования о предоставлении в собственность земельного участка, площадью 2000 кв.м., предназначенного для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: ...., бесплатно.

К заявлению Клыгин СГ были приложены следующие документы: схема расположения земельного участка (с диском), межевой план, копия паспорта заявителя, копия доверенности, копия паспорта представителя, справка о регистрации по месту жительства, выписка из ЕГРЮЛ на работодателя, копия приказа о приеме на работу, справка с места работы, копия трудовой книжки.

Указанное заявление поступило в администрацию .... муниципального образования **/**/****, о чем на заявлении имеется соответствующий штамп входящей корреспонденции.

Как было установлено в ходе рассмотрения дела по существу и стороной административного ответчика администрации .... муниципального образования не оспаривалось, ответ на данное заявление Клыгин СГ не был дан.

Вместе с тем, решением Межведомственной комиссии по рассмотрению земельных споров и контролю за использованием земель на территории .... от **/**/**** заявление Клыгин СГ о предоставлении земельного участка площадью 2000 кв.м., расположенного по адресу: .... под индивидуальное жилищное строительство, было удовлетворено.

Распоряжением Комитета по управлению муниципальным имуществом и градостроительной политике от **/**/****/з была утверждена схема расположения земельного участка, площадью 2000 кв.м., расположенного по адресу: ...., предназначенного под малоэтажную жилую застройку (индивидуальное жилищное строительство: размещение дачных и садовых домов).

**/**/****Клыгин СГ, реализуя свое право на получение земельного участка в собственность бесплатно, повторно обратился в администрацию .... муниципального образования с заявлением о предоставлении ему указанного земельного участка в собственность бесплатно.

К данному заявлению Клыгин СГ были приложены следующие документы: кадастровый паспорт, распоряжение , копия паспорта заявителя, копия доверенности, копия паспорта представителя.

Указанное заявление поступило в администрацию .... муниципального образования **/**/****, о чем на заявлении имеется соответствующий штамп входящей корреспонденции.

**/**/**** за на указанное заявление администрацией .... муниципального образования Клыгин СГ был дан ответ, согласно которому ему было предложено подать соответствующее заявление в администрацию Марковского муниципального образования со ссылкой на то, что с **/**/**** решение о предоставлении земельного участка, либо от отказе в предоставлении земельного участка принимается администрацией Марковского муниципального образования.

В соответствии со ст. 3.3 Федерального закона от **/**/**** № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», с **/**/**** полномочия по предоставлению земельных участков, находящихся на территории поселения переданы администрации Марковского муниципального образования.

**/**/****Клыгин СГ обратился с соответствующим заявлением в администрацию Марковского муниципального образования, приложив к своему заявлению копию паспорта, копию доверенности, копию паспорта представителя, справку о регистрации по месту жительства, выписку из ЕГРЮЛ на работодателя, копию приказа о приеме на работу, справку с места работы, копию трудовой книжки, копию кадастрового паспорта на земельный участок, копию выписки из протокола заседания межведомственной комиссии по рассмотрению земельных вопросов и контролю за использованием земель на территории .... от **/**/****, копию распоряжения /з от **/**/**** об утверждении схемы расположения земельного участка.

В ответ на указанное заявление, поступившее в администрацию Марковского муниципального образования **/**/****, администрацией Марковского муниципального образования **/**/**** за Клыгин СГ был дан ответ, в соответствии с которым, Администрация, рассмотрев заявление о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка с кадастровым номером , площадью 2000 кв.м., расположенного по адресу: ...., под индивидуальное жилищное строительство, сообщает, что адрес испрашиваемого земельного участка не соответствует местоположению земельного участка. В связи с этим администрацией Марковского муниципального образования было принято решение о снятии земельного участка с кадастровым номером с государственного кадастрового учета. На основании вышеизложенного заявление не может быть удовлетворено по существу данного вопроса.

Рассматривая требования административного истца Клыгин СГ о признании незаконными действий и отказа администрации Марковского муниципального образования от **/**/**** в предоставлении в собственность бесплатно земельного участка площадью 2000 кв.м., расположенного по адресу: ...., под ИЖС, с кадастровым номером , суд приходит к следующему выводу.

В силу ст.ст. 10 и 72 (пункты «в», «ж» части 1) Конституции РФ, определение оснований, круга лиц и условий для бесплатного предоставления земли относится к компетенции федерального законодателя и законодателя субъекта Российской Федерации, которые располагают достаточно широкой свободой усмотрения при разрешении указанного вопроса.

Вопросы приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, до **/**/**** регулировались ст. 28 Земельного кодекса РФ.

Пунктом 2 данной статьи предусматривалось, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В силу пункта 4 этой же статьи, не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.

Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.

С **/**/**** случаи бесплатного предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в собственность гражданину или юридическому лицу установлены ст. 39.5 Земельного кодекса РФ.

В соответствии со ст. 39.5 Земельного кодекса РФ, предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления: земельного участка, образованного в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о ее развитии, лицу, с которым заключен этот договор; земельного участка религиозной организации, имеющей в собственности здания или сооружения религиозного или благотворительного назначения, расположенные на таком земельном участке; земельного участка, образованного в результате раздела земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества и относящегося к имуществу общего пользования, данной некоммерческой организации или в случаях, предусмотренных федеральным законом, в общую собственность членов данной некоммерческой организации; земельного участка гражданину по истечении пяти лет со дня предоставления ему земельного участка в безвозмездное пользование в соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса при условии, что этот гражданин использовал такой земельный участок в указанный период в соответствии с установленным разрешенным использованием; земельного участка гражданину по истечении пяти лет со дня предоставления ему земельного участка в безвозмездное пользование в соответствии с подпунктом 7 пункта 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса при условии, что этот гражданин использовал такой земельный участок в указанный период в соответствии с установленным разрешенным использованием и работал по основному месту работы в муниципальном образовании и по специальности, которые определены законом субъекта Российской Федерации; земельного участка иным не указанным в подпункте 6 настоящей статьи отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в случаях, предусмотренных федеральными законами, отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.

Таким образом, Земельным кодексом РФ установлено право законодателя субъекта Российской Федерации определять случаи бесплатного предоставления земельных участков.

Как было указано выше, .... от **/**/****-оз «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан», предусмотрены основания для предоставления земельных участков в собственность бесплатно.

Согласно п. 27 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от **/**/**** № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся присвоение адресов объектам адресации, изменение, аннулирование адресов, присвоение наименований элементам улично-дорожной сети (за исключением автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения), наименований элементам планировочной структуры в границах городского округа, изменение, аннулирование таких наименований, размещение информации в государственном адресном реестре.

В соответствии с п. 27 ст. 6 Устава Марковского муниципального образования к вопросам местного значения Поселения относится, в том числе присвоение адресов объектам адресации, изменение, аннулирование адресов, присвоение наименований элементам улично-дорожной сети (за исключением автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, местного значения муниципального района), наименований элементам планировочной структуры в границах поселения, изменение, аннулирование таких наименований, размещение информации в государственном адресном реестре.

В соответствии с административным регламентом предоставления муниципальной услуги «Присвоение адресов объектам недвижимости, расположенным на территории населенных пунктов», являющимся приложением к постановлению администрации Марковского муниципального образования от **/**/****, определен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении указанной муниципальной услуги: непредставление (предоставление не в полном объеме) документов, указанных в п. 2.3. настоящего регламента. При этом основанием для начала административной процедуры является письменное обращение заявителя в Администрацию с приложением документов, предусмотренных пунктом 2.3 регламента, что следует из п. 3.2.1 вышеуказанного Административного регламента.

В случае отсутствия оснований, предусмотренных п. 2.4. настоящего административного регламента, ответственный специалист земельного отдела определяет адрес объекта недвижимости или земельного участка согласно его местоположению.

Пунктом 40 Постановления Правительства РФ от **/**/**** «Об утверждении Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов» предусмотрено, что в присвоении объекту адресации адреса или аннулировании его адреса может быть отказано в случаях, если: с заявлением о присвоении объекту адресации адреса обратилось лицо, не указанное в пунктах 27 и 29 настоящих Правил; ответ на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для присвоения объекту адресации адреса или аннулирования его адреса, и соответствующий документ не был представлен заявителем (представителем заявителя) по собственной инициативе; документы, обязанность по предоставлению которых для присвоения объекту адресации адреса или аннулирования его адреса возложена на заявителя (представителя заявителя), выданы с нарушением порядка, установленного законодательством Российской Федерации; отсутствуют случаи и условия для присвоения объекту адресации адреса или аннулирования его
адреса, указанные в пунктах 5,8- 11 и 14- 18 настоящих Правил.

Учитывая изложенное, действия и решение администрации Марковского муниципального образования от **/**/**** об отказе в предоставлении в собственность бесплатного гр. Клыгин СГ земельного участка, площадью 2000 кв.м., расположенного по адресу: ...., под ИЖС, с кадастровым номером 38:06:010501:758, необходимо признать незаконными, поскольку оснований, предусмотренных п. 40 Постановлением Правительства РФ от **/**/****, Административным регламентом предоставления муниципальной услуги «Присвоение адресов объектам недвижимости, расположенным на территории населенных пунктов», являющимся приложением к постановлению администрации Марковского муниципального образования от **/**/****, для отказа в присвоении адреса испрашиваемому земельному участку не имелось.

При этом суд учитывает, что отказывая Клыгин СГ в предоставлении земельного участка по основанию несоответствия адреса испрашиваемого земельного участка его фактическому местоположению, администрации Марковского муниципального образования не учла, что в отношении земельного участка, расположенного по адресу: ...., распоряжением /з от **/**/**** была утверждена схема расположения земельного участка с указанным адресом, которая вместе с распоряжением была представлена Клыгин СГ в Администрацию в качестве приложения к заявлению о предоставлении земельного участка от **/**/****.

Рассматривая требования административного истца о признании незаконными действий администрации Марковского муниципального образования, выразившихся в направлении в адрес ФГБУ «ФКП Росреестра» по .... заявления об аннулировании и исключении из государственного кадастра недвижимости сведений об образованном земельном участке площадью 2000 кв.м., расположенном по адресу: ...., под ИЖС, с кадастровым номером , суд приходит к следующему выводу.

Из оспариваемого Клыгин СГ отказа администрации Марковского муниципального образования от **/**/**** следует, что в связи с несоответствием адреса испрашиваемого Клыгин СГ земельного участка его фактическому местоположению Администрацией было принято решение о снятии земельного участка с кадастровым номером с кадастрового учета.

Как было указано выше, распоряжением Комитета по управлению муниципальным имуществом и градостроительной политике администрации .... муниципального образования от **/**/****/з была утверждена схема расположения земельного участка, площадью 2000 кв.м., расположенного по адресу: ...., предназначенного под малоэтажную жилую застройку (индивидуальное жилищное строительство: размещение дачных и садовых домов).

**/**/**** филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по .... был осуществлен государственный кадастровый учет данного земельного участка с присвоением кадастрового номера .

Установлено, что впоследствии на основании заявления администрации Марковского муниципального района филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по .... указанный земельный участок был снят с государственного кадастрового учета, о чем, как указано выше, было сообщено Клыгин СГ.

Отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности, регулируются Федеральным законом от **/**/**** № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

В силу ч. 3 ст. 1 указанного Закона государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.

При этом, в соответствии с положениями ч. 4 ст. 24 Закона внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер, за исключением случаев, если право собственности на данные объекты недвижимости считается возникшим в силу федерального закона вне зависимости от момента государственной регистрации этого права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости. Если по истечении пяти лет со дня постановки на учет образованного объекта недвижимости не осуществлена государственная регистрация права на него, такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости.

Положениями пункта 5 указанной статьи также предусмотрено, что в течение срока действия временного характера внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений об объекте недвижимости по заявлению собственника объекта недвижимости или собственников объектов недвижимости, в результате преобразования которых был образован такой объект недвижимости, сведения о таком объекте недвижимости могут быть аннулированы и исключены из государственного кадастра недвижимости.

Как следует из материалов дела, земельный участок был снят с государственного кадастрового учета не в связи с тем, что на него не была осуществлена государственная регистрация права по истечении 5 лет с момента постановки на государственный кадастровый учет, а на ином основании, а именно, на основании ч. 5 ст. 24 вышеуказанного Закона в связи с поступлением соответствующего заявления распорядителя земельного участка - администрации Марковского муниципального образования района.

В соответствии с п. 1 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Администрация Марковского муниципального образования на момент снятия земельного участка с кадастрового учета являлась органом, который был вправе распоряжаться земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, в силу чего она была вправе обратиться с заявлением об аннулировании сведений о таком объекте в течение срока действия сведений, носящих временный характер.

При этом закрепленное ч. 5 ст. 24 Закона о государственном кадастре недвижимости право собственника объекта недвижимости в течение срока действия временного характера внесенных сведений об объекте недвижимости обратиться с заявлением об аннулировании таких сведений, является безусловным и не требует при подаче соответствующего заявления указывать обстоятельства, послужившие основанием для аннулирования.

Учитывая изложенное, суд не усматривает оснований для удовлетворения требований Клыгин СГ в части признания незаконными действий администрации Марковского муниципального образования, выразившихся в направлении в адрес ФГБУ «ФКП Росреестра» по .... заявления об аннулировании и исключении из государственного кадастра недвижимости сведений об образованном земельном участке по адресу: ...., под ИЖС, с кадастровым номером 38:06:010501:758. При этом принимая во внимание, что на момент снятия земельного участка Клыгин СГ собственником данного земельного участка не являлся, правоустанавливающего документа, свидетельствующего о предоставлении данного земельного участка в собственность Клыгин СГ, не имелось. Действия, совершенные Клыгин СГ по реализации своего права на получение данного земельного участка в собственность бесплатно, не свидетельствуют о незаконности действий администрации Марковского муниципального образования в снятии земельного участка с кадастрового учета, а также о нарушении указанными действиями прав Клыгин СГ.

Поскольку администрацией Марковского муниципального образования было реализовано предусмотренное законом право по снятию земельного участка с кадастрового учета путем направления соответствующего заявления, суд не усматривает оснований для признания незаконным соответствующего решения ФГБУ «ФКП Росреестра» по .... в снятии указанного земельного участка с кадастрового учета и, как следствие, возложение на ФГБУ «ФКП Росреестра» по .... обязанности восстановить сведения о земельном участке площадью 2000 кв.м., расположенном по адресу: ...., под ИЖС, с кадастровым номером .

Суд также не усматривает оснований для удовлетворения требований истца в части аннулирования и исключения из ГКН сведений об объекте недвижимого имущества - земельном участке площадью 2000 кв.м., расположенном по адресу: ...., р....., микрорайон Николов Посад, ...., под ИЖС с кадастровым номером , исходя из того, что постановка указанного земельного участка на кадастровый учет и присвоение ему нового кадастрового номера права и законные интересы административного истца не нарушает, учитывая, что земельный участок с кадастровым номером имеет те же характеристики, что и аннулированный земельный участок с кадастровым номером , что сторонами в судебном заседании не оспаривалось. Кроме того, суд полагает, что в данном случае Клыгин СГ не наделен субъективным правом по предъявлению требований об аннулировании и исключении из ГКН сведений о земельном участке с кадастровым номером , исходя из того, что у него не возникло право на спорный земельный участок.

Доводы административного истца о том, что спорный земельный участок с ранее присвоенным кадастровым номером не прекратил свое существование и не утратил идентифицирующие признаки и свойства, а, следовательно, оснований, предусмотренных нормами действующего законодательства, для его снятия с кадастрового учета не имеется, суд находит не состоятельными. Из содержания ч. 5 ст. 24 Закона о государственном кадастре недвижимости следует, что в течение срока действия временного характера внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений об объекте недвижимости по заявлению собственника объекта недвижимости, сведения о таком объекте недвижимости могут быть аннулированы и исключены из государственного кадастра недвижимости.

Указание в данной части, на какие объекты распространяется данная норма, не определяет, что данное положение применяется только в отношении земельных участков, которые утратили идентифицирующие признаки и свойства.

Поскольку Клыгин СГ, не являясь собственником земельного участка, в силу изложенных выше обстоятельств не приобрел каких-либо прав в отношении спорного земельного участка, снятие данного земельного участка с государственного кадастрового учета по заявлению администрации Марковского муниципального образования, как распорядителя данным земельным участком, до истечения 5 лет с момента постановки данного участка на государственный кадастровый учет, не влечет правовых последствий для заявителя и соответствует требованиям закона.

Частью 2 ст. 227 КАС РФ предусмотрено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

С учетом установленных по делу обстоятельств, имеющихся в материалах дела доказательств суд также полагает возможным удовлетворить требования Клыгин СГ в части возложения на администрацию Марковского муниципального образования обязанности устранить допущенные нарушения его прав, однако, не посредством присвоения адреса земельному участку, а посредством рассмотрения заявления Клыгин СГ о присвоении почтового адреса земельному участку в установленном законом порядке.

Оснований для возложения на администрацию Марковского муниципального образования обязанности по представлению в собственность бесплатно Клыгин СГ земельного участка, расположенного по адресу: ...., суд не усматривает, исходя из того, что суд не вправе вмешиваться в компетенцию администрации Марковского муниципального образования, к полномочиям которой в настоящее время отнесено, в том числе, распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена. В данном случае на администрацию Марковского муниципального образования может быть возложена обязанность по рассмотрению заявления Клыгин СГ о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно с учетом действующего в настоящее время Административного регламента.

При этом суд не усматривает оснований по возложению на администрацию Марковского муниципального образования обязанности по рассмотрению заявлений Клыгин СГ о присвоении почтового адреса земельному участку и предоставлению земельного участка в собственность бесплатно с конкретным кадастровым номером -кадастровым номером 38:06:010501:758, исходя из приведенных выше доводов, а также исходя из того, что объект недвижимости с указанным кадастровым номером прекратил свое существование.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявленные требования Клыгин СГ к администрации Марковского муниципального образования – удовлетворить частично.

Признать незаконными действия администрации Марковского муниципального образования, выразившиеся в отказе в предоставлении в собственность бесплатно Клыгин СГ земельного участка площадью 2000 кв.м., расположенного по адресу: ...., под ИЖС.

Признать незаконным решение администрации Марковского муниципального образования от **/**/**** об отказе в предоставлении в собственность бесплатно Клыгин СГ земельного участка площадью 2000 кв.м., расположенного по адресу: ...., р....., микрорайон Николов Посад, ...., под ИЖС, с кадастровым номером .

Возложить на администрацию Марковского муниципального образования обязанность устранить допущенное нарушение прав Клыгин СГ путем рассмотрения его заявления о присвоении адреса земельному участку.

Возложить на администрацию Марковского муниципального образования обязанность рассмотреть заявление Клыгин СГ о предоставлении земельного участка, площадью 2000 кв.м., расположенного по адресу: ...., под ИЖС в собственность бесплатно с учетом действующего в настоящее время Административного регламента.

В остальной части в удовлетворении заявленных Клыгин СГ требований к администрации Марковского муниципального образования, администрации .... муниципального образования, Комитету по экономике и управлению муниципальным имуществом и градостроительной политике администрации .... муниципального образования ФГБУ «ФКП Росреестра» по .... – отказать.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Иркутский районный суд .... в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья: О.В. Барахтенко