К делу № 2-2282/15
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 октября 2015 года г.Геленджик
Геленджикский городской суд Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи: Садова Б.Н.
при секретаре: Мироненко О.А.
с участием прокурора: Богданова О.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора г.Геленджика в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования город-курорт Геленджик, начальнику управления архитектуры и градостроительства Администрации муниципального образования город-курорт Геленджик о признании незаконным разрешения на строительство,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор г.Геленджика обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к Администрации муниципального образования город-курорт Геленджик, начальнику управления архитектуры и градостроительства Администрации муниципального образования город-курорт Геленджик о признании незаконным разрешения на строительство объекта — кафе по <адрес>, выданного 18.04.2014 г. ОАО фирме «Геленджик-Отель» начальником управления архитектуры и градостроительства Администрации муниципального образования город-курорт Геленджик — главным архитектором.
В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой г.Геленджика в ходе проверки соблюдения требований градостроительного законодательства на территории муниципального образования установлены нарушения закона при выдаче 18.04.2014 г. Администрацией муниципального образования город-курорт Геленджик разрешения № ОАО фирме «Геленджик-Отель» на строительство кафе по <адрес>
Установлено, что 18.04.2014 г. начальником управления архитектуры и градостроительства Администрации МО город-курорт Геленджик — главным архитектором ФИО1 ОАО фирме «Геленджик-Отель» выдано разрешение № на строительство кафе по <адрес>, общей площадью 291,40 кв.м., этажностью — 1, количеством посадочных мест — 132, которое выдано застройщику с существенными нарушениями градостроительного законодательства.
В соответствии со ст.51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно ч.13 ст.51 Градостроительного кодекса РФ уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка.
В силу требований ч.11 ст.48 Градостроительного кодекса РФ подготовка проектной документации осуществляется, в том числе на основании градостроительного плана земельного участка в соответствии с требованиями технических регламентов.
В нарушение ч.13 ст.51 Градостроительного кодекса РФ начальником управления архитектуры и градостроительства Администрации МО город-курорт Геленджик — главным архитектором 18.04.2014 г. ОАО фирме «Геленджик-Отель» выдано разрешение № на строительство кафе по <адрес> при несоответствии проектной документации указанного объекта капитального строительства требованиям градостроительного плана земельного участка.
Согласно пункту 2.2.4 градостроительного плана вышеуказанного земельного участка, утвержденного постановлением администрации МО город-курорт Геленджик №3260 от 09.12.2013 г., минимальный процент озеленения земельного участка составляет 25 % для всех видов объектов капитального строительства без учета территорий, отводимых под плоскостные спортивные сооружения и зеркало воды бассейнов.
Однако, согласно представленной ОАО фирмой «Геленджик-Отель» схеме планировочной организации земельного участка озеленение территории в границах земельного участка с кадастровым номером № по <адрес>, отсутствует, в связи с чем, разрешение на строительство кафе по указанному адресу выдано незаконно.
Допущение нарушений требований градостроительного законодательства при выдаче вышеуказанного разрешения на строительство также подтверждается актом проверки, проведенной Департаментом архитектуры и градостроительства Краснодарского края.
В целях устранения Администрацией муниципального образования город-курорт Геленджик вышеуказанных нарушений градостроительного законодательства, прокуратурой г.Геленджика 12.08.2014 г. главе муниципального образования город-курорт Геленджик внесено представление, однако, органом местного самоуправления не принято никаких мер, направленных на реальное устранение указанных нарушений.
Согласно требований ч.3 ст.35 Федерального закона «О прокуратуре РФ» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством РФ вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
Выданное Администрацией МО город-курорт Геленджик разрешение на строительство объекта капитального строительства при несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка влечет существенное нарушение охраняемых законом интересов РФ в сфере регулирования градостроительной деятельности, а также прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, что в соответствии со ст.45 ГПК РФ дает право прокурору обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов РФ, неопределенного круга лиц.
Просит признать незаконными действия начальника управления архитектуры и градостроительства Администрации МО город-курорт Геленджик — главного архитектора по выдаче 18.04.2014 г. ОАО фирме «Геленджик-Отель» разрешения № на строительство кафе по <адрес> и признать недействительным вышеуказанное разрешение на строительство.
В судебном заседании представитель истца помощник прокурора г.Геленджика Богданов О.С. поддержал уточненные исковые требования в части отказа от требования о признании недействительным разрешения № на строительство кафе по <адрес>, выданного 18.04.2014 г. ОАО фирме «Геленджик-Отель», и просил их удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика - Администрации муниципального образования город-курорт Геленджик по доверенности ФИО2 в удовлетворении исковых требований просил отказать.
Ответчик — начальник управления архитектуры и градостроительства Администрации муниципального образования город-курорт Геленджик — главный архитектор ФИО1 возражал против удовлетворения исковых требований.
Представители третьего лица — ОАО фирмы «Геленджик-Отель» по доверенности ФИО3 и по доверенности ФИО4 в удовлетворении исковых требований просили отказать по основаниям, изложенным в возражении на иск.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, ОАО «Геленджик-Отель» является арендатором земельного участка площадью 1009 кв.м., кадастровый №, категория земель — земли населенных пунктов, вид разрешенного использования — земельные участки ресторанов, кафе, баров, расположенного по адресу: <адрес>», из которых земельный участок площадью 214 кв.м — за красной линией улицы (без права строительства), на основании договора № аренды земельного участка, заключенного с Администрацией МО город-курорт Геленджик 04.09.2013 г. на основании постановления Администрации МО город-курорт Геленджик № 2229 от 09.08.2013 г., сроком на 49 лет.
Постановлением Администрации МО город-курорт Геленджик № 3260 от 09.12.2013 г. утвержден градостроительный план земельного участка по <адрес> с кадастровым номером №, пунктом 2.2.4 которого предусмотрен минимальный процент озеленения — 25 % (для всех видов объектов капитального строительства без учета территории, отводимой под плоскостные спортивные сооружения и зеркало воды бассейнов).
Постановлением Администрации МО город-курорт Геленджик № 705 от 25.03.2014г., с учетом принятого постановления Администрации МО город-курорт Геленджик от 21.02.2014 г. № 399 «О предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства», в вышеуказанное постановление Администрации МО город-курорт Геленджик № 3260 от 09.12.2013 г. внесены изменения в части увеличения места допустимого размещения здания, строения, сооружения.
18.04.2014 г. Администрацией муниципального образования город-курорт Геленджик в лице начальника управления архитектуры и градостроительства Администрации МО город-курорт Геленджик — главного архитектора ФИО1 ОАО фирме «Геленджик-Отель» выдано разрешение № на строительство объекта капитального строительства — кафе на земельном участке площадью 1009,0 кв.м. по адресу<адрес>», общей площадью кафе — 291,40 кв.м., этажностью — 1, количеством посадочных мест — 132, сроком действия разрешения — до 09.12.2014 г.
03.10.2014 г. действие вышеуказанного разрешения начальником управления архитектуры и градостроительства Администрации МО город-курорт Геленджик — главного архитектора ФИО1 продлено до 30.07.2015 г.
Материалами дела подтверждается, что прокуратурой г.Геленджика в ходе проверки соблюдения требований градостроительного законодательства на территории муниципального образования установлены нарушения закона при выдаче 18.04.2014 г. Администрацией муниципального образования город-курорт Геленджик разрешения № ОАО фирме «Геленджик-Отель» на строительство кафе по <адрес>
В соответствии со ст.1 ФЗ № 22-ФЗ от 08.03.2015 г. «О введении в действие Кодекса административного судопроизводства РФ» с 15.09.2015 г. вводится в действие Кодекс административного судопроизводства РФ (далее КАС РФ), за исключением положений, для которых настоящим Федеральным законом установлены иные сроки введения их в действие.
В силу ст.3 КАС РФ дела, находящиеся в производстве судов общей юрисдикции и не рассмотренные до 15.09.2015 г., подлежат рассмотрению и разрешению в порядке, предусмотренном КАС РФ.
Учитывая, что по состоянию на 15.09.2015 г. указанное дело не рассмотрено, его рассмотрение подлежит в соответствии с КАС РФ.
В соответствии с п.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно ч.4 ст.218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в РФ, уполномоченный по правам человека в субъекте РФ, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно разъяснениям Верховного Суда РФ в Постановлении Пленума ВС РФ от 10.02.2009 г. № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, оргнов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций.
Под решением, действием и иным ненормативным актом государственного и иного органа следует понимать властное волеизъявление субъекта, осуществляемое в пределах предоставленных ему полномочий, обращенное к конкретному лицу и направленное на возникновение, изменение или прекращение его прав и обязанностей.
Ненормативный акт государственного органа, органа местного самоуправления — изданный в усановленном законом порядке документ, устанавливающий, изменяющий или отменяющий персонифицированные права и обязанности определенного в акте субъекта административных правоотношений.
В соответствии со ст.51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно ч.13 ст.51 Градостроительного кодекса РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления, отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкии.
В силу требований ч.11 ст.48 Градостроительного кодекса РФ подготовка проектной документации осуществляется, в том числе на основании градостроительного плана земельного участка в соответствии с требованиями технических регламентов, техническими условиями, разрешением на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Судом достоверно установлено, что в нарушение ч.13 ст.51 Градостроительного кодекса РФ начальником управления архитектуры и градостроительства Администрации МО город-курорт Геленджик — главным архитектором 18.04.2014 г. ОАО фирме «Геленджик-Отель» выдано разрешение № на строительство кафе по <адрес> при несоответствии проектной документации указанного объекта капитального строительства требованиям градостроительного плана земельного участка, утвержденного постановлением Администрации МО город-курорт Геленджик № 3260 от 09.12.2013 г.
Согласно пункту 2.2.4 градостроительного плана вышеуказанного земельного участка, утвержденного постановлением администрации МО город-курорт Геленджик №3260 от 09.12.2013 г., минимальный процент озеленения земельного участка составляет 25 % для всех видов объектов капитального строительства без учета территорий, отводимых под плоскостные спортивные сооружения и зеркало воды бассейнов.
Согласно представленной схеме планировочной организации земельного участка озеленение территории в границах земельного участка с кадастровым номером № по <адрес>, отсутствует, что не соответствует требованиям градостроительного плана данного земельного участка.
Согласно п.2 ст.8 Градостроительного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области градостроительной деятельности относятся, в том числе 5) выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на соответствующих межселенных территориях.
Выданное Администрацией МО город-курорт Геленджик разрешение на строительство объекта капитального строительства при несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка влечет существенное нарушение охраняемых законом интересов РФ в сфере регулирования градостроительной деятельности, а также прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
Судом установлено, что принятии органом местного самоуправления постановления Администрации МО город-курорт Геленджик от 21.02.2014 г. № 399 «О предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительств объекта капитального строительства», в постановление Администрации МО город-курорт Геленджик № 3260 от 09.12.2013 г. «Об утверждении градостроительного плана земельного участка по <адрес>» были внесены изменения в части увеличения места допустимого размещения здания, строения, сооружения, однако, изменения в п.2.2.4 градостроительного плана данного земельного участка, устанавливающий показатель минимального процента озеленения 25 %, внесены не были, ввиду ненадлежащего исполнения должностным лицом, уполномоченным на выдачу разрешений на строительство, своих полномочий.
В соответствии с положениями п.2 ст.227 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконным, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Судом достоверно установлен факт нарушения охраняемых законом интересов РФ в сфере регулирования градостроительной деятельности, а также прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду действиями Администрации муниципального образования город-курорт Геленджик в лице начальника управления архитектуры и градостроительства Администрации МО город-курорт Геленджик — главного архитектора по выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства при несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка.
Таким образом, исследованные и оцененные судом в своей совокупности доказательства подтверждают обоснованность заявленных требований, что является основанием для удовлетворения иска.
Руководствуясь ст.175-180, 218, 226-228 КАС РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора г.Геленджика в интересах неопределенного круга лиц – удовлетворить.
Признать незаконным действия начальника управления архитектуры и градостроительства Администрации муниципального образования город-курорт Геленджик — главного архитектора по выдаче 18.04.2014 г. ОАО фирме «Геленджик-Отель» разрешения № на строительство кафе по <адрес>
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Краснодарского краевого суда через Геленджикский городской суд в течение месяца со дня вынесения решения суда в окончательной форме.
Судья