ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2289/2016 от 12.05.2016 Волгодонской районного суда (Ростовская область)

отметка об исполнении решения дело

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

12 мая 2016 года г. Волгодонск

Федеральный судья Волгодонского районного суда Ростовской области

ФИО5,

при секретаре Байдалиной Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО6 к Комитету по управлению имуществом города Волгодонска, третьи лица Администрация г. Волгодонска, Министерство природных ресурсов и экологии Ростовской области о признании незаконными действий, обязании направить договор аренды земельного участка,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО6 обратилась в суд с иском к Комитету по управлению имуществом города Волгодонска, указав, что на основании постановления Администрации города Волгодонска Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГФИО4 предоставлен в аренду земельный участок площадью 344 кв.м., из земель населенных пунктов с кадастровым номером 61:48:0020101:811, находящийся по адресу: <адрес> для целей, не связанных со строительством под базой отдыха. Срок аренды установлен с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением Администрации города Волгодонска Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ утверждена схема расположения земельного участка, площадью 701 кв.м. под береговой полосой общего пользования р.Дон, который соседствует с вышеуказанным земельным участком истца.

ДД.ММ.ГГГГ земельный участок, с кадастровым номером , находящийся по адресу: <адрес>, площадью 701 кв.м., был поставлен на кадастровый учет.

В 2015 ФИО6 обратилась в Комитет по управлению имуществом города Волгодонска с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером , находящийся по адресу: <адрес>, площадью 701 кв.м. в аренду для целей, не связанных со строительством.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ заявителю отказано в предоставлении указанного земельного участка в аренду со ссылкой на нормы п.1 ст.39.6 Земельного кодекса РФ и указанием на проведение аукциона спорного земельного участка.

Истец полагает такой отказ не основанным на нормах правового регулирования, считает действия Комитета по управлению имуществом города Волгодонска незаконными. В силу ч.2 ст. 85 ЗК РФ аукцион в отношении земельных участком общего пользования не проводятся.

ФИО6 в иске просила суд признать незаконными действия Комитета по имуществу города Волгодонска, выраженные в нарушении срока рассмотрения обращения ФИО6 о предоставлении в аренду земельного участка, в принятии решения об отказе в предоставлении в аренду ФИО6 земельного участка с кадастровым номером , находящегося по адресу: <адрес>, площадью 701 кв.м. в аренду для целей, не связанных со строительством; обязать Комитет по управлению имуществом города Волгодонска в течение 30 дней с момента вступления в законную силу решения направить ФИО6 договор аренды земельного участка с кадастровым номером , находящегося по адресу: <адрес>, площадью 701 кв.м. в аренду для целей, не связанных со строительством.

В судебное заседание ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 не явилась, была уведомлена надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела по существу посредством телефонограммы.

В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ представитель истца ФИО7, действующая на основании доверенности, адвокат Будюкин Р.А., действующий на основании ордера и доверенности, просил рассмотреть дело в отсутствие истца, поддержали исковые требования.

В судебном заседание ДД.ММ.ГГГГ представитель Комитета по управлению имуществом города Волгодонска ФИО8, действующая на основании доверенности, просила в иске отказать, указав, что в соответствии с пунктом 1 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивными нормами), действующим в момент его заключения. Статьей 39.6 ЗК РФ определены случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов. В данном случае, договор аренды земельного участка должен заключаться на торгах, проводимых в форме аукциона. Статьей 6 Водного кодекса РФ определены водные объекты общего пользования: полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров. Подпунктом 18 пункта 8 статьи 39.11 (Подготовка и организация аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности) ЗК РФ установлено, что земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если этот земельный участок является земельным участком общего пользования или расположен в границах земель общего пользования, территории общего пользования. Предоставление водных объектов в пользование осуществляется для целей, указанных в статье 11 Водного кодекса РФ, в том числе пункт 2 части 1 статьи 11 Водного кодекса РФ предусматривает оформление договора водопользования для использования акватории водных объектов, в том числе для рекреационных целей. В соответствии с пунктом 4 Постановления Правительства РФ от 12.03.2008 № 165 заинтересованное в получении водного объекта в пользование лицо обращается в министерство природных ресурсов и экологии Ростовской области с заявлением о предоставлении водного объекта в пользование. По мнению представителя ответчика, помимо вышеуказанных обстоятельств ФИО6 должна обратиться с соответствующим заявлением в Министерство природных ресурсов и экологии РО.

Представитель третьего лица Администрации г. Волгодонска ФИО9, действующая на основании доверенности, в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ просила в иске отказать, поддержав возражения КУИ города.

Представитель третьего лица Министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области в судебное заседание ДД.ММ.ГГГГ не явился, направил в суд отзыв, просил вынести решение на усмотрение суда, при этом указал, что предоставление земельных участков в аренду к полномочиям третьего лица не относится, правового интереса к спорному объекту третье лицо не усматривает.

Выслушав пояснения представителей сторон, третьего лица, изучив иные доказательства по делу, и дав им надлежащую оценку, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что в соответствии с регистрационным удостоверением от ДД.ММ.ГГГГ за ФИО13 (отец истца) зарегистрировано на праве собственности здания, строения и сооружения базы отдыха «Мечта». Постановлением Главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГФИО1 предоставлен в аренду на три года земельный участок площадью 1,0959 га, расположенный на левом берегу реки Дон (кадастровый ) под размещение базы отдыха, заключен договор аренды. Постановлением главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ прекращено право аренды ФИО1 в связи с его смертью, утвержден проект границ земельных участков как единого землепользования и предоставлен в аренду ФИО2, ФИО6, ФИО3 из земель поселений, как единое землепользование. Данным Постановлением утвержден проект границ земельного участка, образовано 2 участка:

участок А - образован из площадью 9812 кв.м. (уточнение границ по смежеству с соседними землепользователями);

участок Б - образован из части площадью 1045 кв.м., уточненная площадь всего участка 10857 кв.м.

ДД.ММ.ГГГГ заключен на основании Постановления главы города от ДД.ММ.ГГГГ договор аренды земельного площадь 1,0857 га, отдыха 25, сроком с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ, предоставлен участок кадастровый .

Постановлением Главы Администрации г.Волгодонска от ДД.ММ.ГГГГ ФИО6, ФИО2, ФИО3 предоставлен земельный участок с кадастровым номером , находящийся по адресу: <адрес>, площадью 1,0857 га, под базу отдыха, сроком на пять лет. ДД.ММ.ГГГГ заключен договор аренды. ДД.ММ.ГГГГ между КУИ города Волгодонска и ФИО6, ФИО2, ФИО3 заключен договор аренды, находящегося в государственной собственности земельного участка со множественностью лиц на стороне арендатора . Предмет договора земельный участок площадью 1,0857 га с кадастровым номером

Постановлением Администрации г.Волгодонска Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ утверждена схема расположения земельных участков, образуемых в результате раздела земельного участка с кадастровым номером

Данным постановлением на ФИО6 возложена обязанность по выполнению межевых работ, после чего постановка на государственный кадастровый учет в целях оформления правоустанавливающих документов на земельные участки.

22.06.2012 земельные участки, с кадастровыми номерами (спорный) и , находящиеся по адресу: <адрес>, площадью 701 кв.м. и 344 кв.м соответственно, поставлены на кадастровый учет.

На основании постановления Администрации г.Волгодонска Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 предоставлен в аренду земельный участок площадью 344 кв.м., из земель населенных пунктов с кадастровым номером 61:48:0020101:811, находящийся по адресу: <адрес>, для целей, не связанных со строительством под базой отдыха.

ДД.ММ.ГГГГ между КУИ <адрес> и ФИО6 заключен договор аренды, находящегося в государственной собственности земельного участка сроком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ площадь участка 344 кв.м. кадастровый . В настоящее время договор не утратил своей силы.

ДД.ММ.ГГГГ за ФИО6 зарегистрировано право собственности на земельный участок категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование под базой отдыха, площадь 7 862 кв.м. по адресу: <адрес> кадастровый . Основанием регистрации является договор купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной собственности, на котором расположены объекты недвижимости, приобретенные в собственность ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ.

В 2015 ФИО6 обратилась в Комитет по управлению имуществом <адрес> с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером , находящийся по адресу: <адрес>, площадью 701 кв.м., в аренду для целей, не связанных со строительством. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в предоставлении указанного земельного участка в аренду со ссылкой не нормы п.1 ст.39.6 ЗК РФ и указанием на проведение аукциона спорного земельного участка.

Суд соглашается с доводами истца и полагает, что имеются законные основания к удовлетворению иска.

Положения ст. 39.6 ЗК РФ вступили в законную силу на основании изменений внесенных Федеральными законами от 23.06.2014 № 171-ФЗ от 21.07.2014, № 217-ФЗ, № 224-ФЗ от 29.12.2014, № 487-ФЗ, в частности введена с 01.03.2015 ст. 39.6 ЗК РФ.

Пункт 3 ст. 34 ФЗ от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ», указывает, что в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона органом государственной власти или органом местного самоуправления утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории в целях его предоставления для целей, не связанных со строительством и (или) с эксплуатацией зданий, сооружений, предоставление такого земельного участка осуществляется в соответствии со статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), но не позднее 1 января 2018 года».

В соответствии с ч. 2-6 ст. 34 ЗК РФ (действовавших в редакции до 01.03.2015 граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационнотелекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр. В заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю. Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровые работы и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Копия решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату или бесплатно с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка может быть выдана (направлена) через многофункциональный центр. Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения.

Таким образом, нормами ранее действовавшего законодательства проведение аукциона в отношении спорного земельного участка не предусмотрено.

Часть 4 статьи 11.8 ЗК РФ определяет, что в случае образования земельных участков из земельных участков, используемых на основании договоров аренды или безвозмездного пользования, осуществляющее такое использование лицо имеет право на заключение с ним договоров аренды образуемых и измененных земельных участков или договоров безвозмездного пользования ими на прежних условиях, если иное не установлено соглашением сторон, без проведения торгов (конкурсов, аукционов).

Возражения КУИ города и Администрации города относительно того, что данный объект относится к водным, пользование которых осуществляется для целей, указанных в статье 11 Водного кодекса РФ, в том числе пункт 2 части 1 статьи 11 Водного кодекса РФ и предусматривает оформление договора водопользования для использования акватории водных объектов, в том числе для рекреационных целей, суд не может принять во внимание по следующим причинам.

В обоснование своих возражений представитель ответчика приобщено письмо первого заместителя Министра природных ресурсов и экологии Ростовской области, адресованное и.о. председателя комитета по управлению имуществом г.Волгодонска ФИО15

В соответствии со статьей 2 ЗК РФ земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.

Нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать настоящему Кодексу. Земельные отношения могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить настоящему Кодексу, федеральным законам. Правительство Российской Федерации принимает решения, регулирующие земельные отношения, в пределах полномочий, определенных настоящим Кодексом, федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации, регулирующими земельные отношения. На основании и во исполнение настоящего Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права. На основании и во исполнение настоящего Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.

Статья 2 Водного кодекса РФ закрепляет понятие водного законодательства, которое состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. Нормы, регулирующие отношения по использованию и охране водных объектов (водные отношения) и содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать настоящему Кодексу. Водные отношения могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить настоящему Кодексу, другим федеральным законам. Правительство Российской Федерации издает нормативные правовые акты, регулирующие водные отношения, в пределах полномочий, определенных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации. Уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти издают нормативные правовые акты, регулирующие водные отношения в случаях и в пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации. На основании и во исполнение настоящего Кодекса, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать нормативные правовые акты, регулирующие водные отношения.

Пунктом 1.13 Постановления Правительства Ростовской области от 30.04.2014 № 320 «Об утверждении положения о министерстве природных ресурсов и экологии Ростовской области» определены формы нормативных и ненормативных актов Министерства. Так установлено, что правовые акты министерства, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений, не имеющие нормативного характера – в форме распоряжений и приказов.

Т.е. письмо первого заместителя министра природных ресурсов и экологии Ростовской области, на которое ссылается представитель ответчика не входит в систему законодательных актов, не является нормативным актом. Кроме того, в дальнейшем привлеченное к участию в дело министерство природных ресурсов также указало на отсутствие в рассматриваемом споре затронутых интересов третьего лица, так как спорный объект не может быть отнесен к водным объектам.

Согласно кадастровому паспорту земельного участка с кадастровым номером в графе разрешенного использования указано : под береговой полосой общего пользования.

Статья 27 ЗК РФ устанавливает виды земель, на которые распространяются ограничения оборотоспособности земельных участков, в частности, ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности (подпункт 3 пункта 5 статьи 27).

Согласно части 6 статьи 6 Водного кодекса РФ полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования.

Понятие водного объекта закреплен пунктом 4 статьи 1 Водного кодекса РФ. Водный объект - природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.

Часть 8 ст. 27 ЗК РФ запрещает приватизацию земельных участков в пределах береговой полосы.

Согласно ч. 4 ст. 39.8 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и расположенного в границах береговой полосы водного объекта общего пользования, заключается при условии обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе.

Таким образом, действующее земельное законодательство не содержит прямого запрета на предоставление в аренду участка, находящегося в пределах береговой полосы. Право арендатора на использование земельного участка ограничено в силу закона установленным законом запретом на совершение определенных действий в пределах береговой полосы и водоохранной зоны, обязанностями по соблюдению прав других лиц. В государственный кадастр недвижимости внесены сведения об ограничениях прав на спорный земельный участок, установленных ст. 65 Водного кодекса РФ, в связи с нахождением в пределах береговой полосы р. Дон общего пользования.

Доказательств о том, что в отношении спорного земельного участка такие акты принимались, тому, что спорный земельный участок является ограниченным в обороте и не может быть предоставлен в аренду, не представлено. Указанный участок поставлен на учет, ему присвоен кадастровый номер.

Суд обращает внимание на то, что весь земельный участок площадью 1,0959 га, переданный ФИО1 ранее, входил в фонд земель городского поселения г.Волгодонска, распоряжение которым является исключительной прерогативой КУИ г.Волгодонска. Данный вывод подтверждается самим органом исполнительной власти Администрацией г.Волгодонска. Так, ранее ФИО6 обращалась в администрацию г.Волгодонска с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка в кадастровом квартале , ориентировочной площадью 300 кв.м., прилегающего к земельному участку по <адрес>. В своем ответе на данное заявление исх. 831-Г/419 от ДД.ММ.ГГГГ администрация г.Волгодонска прямо указала, что распоряжение земельными участками в пределах береговой полосы водных объектов производится органами местно самоуправления с учетом норм, закрепленных в п.8 ст. 27 Земельного кодекса РФ, п. 2.8 ст.6 Водного кодекса РФ, Постановления правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения об особых условиях пользования береговой полосой внутренних водных путей РФ». При передаче береговой полосы в аренду конкретным лицам, в соответствии с п.п. 10 п.3 ст. 23 Земельного кодекса РФ, в актах местного самоуправления устанавливаются публичные сервитуты для свободного доступа к прибрежной полосе. В этом же письме указано, что администрация города Волгодонска считает возможным формирование земельного участка под пляж при условии дальнейшего его предоставления во временное пользование (аренду).. ., с установлением сервитута - земли общего пользования.

Подпункт 10 п.3 ст. 23 Земельного кодекса РФ, на который ссылается Мэр г.Волгодонска утратил силу в связи с принятием ФЗ N 411-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в статью 23 Земельного кодекса РФ и отдельные законодательные акты РФ» однако этим же Федеральным законом подпункт 1 статьи 23 Земельного кодекса РФ дополнен словами ", в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе.

Доказательств невозможности предоставления истцу спорного земельного участка в аренду по основаниям, предусмотренным законом, в материалы дела не представлено. На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый отказ в предоставлении в аренду спорного земельного участка, оформленный письмом КУИ города от ДД.ММ.ГГГГ, не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы истца. При таких обстоятельствах требования истца обоснованны и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 196- 199 ГПК РФ, судья

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным решение Комитета по имуществу города Волгодонска об отказе в предоставлении в аренду ФИО6 земельного участка с кадастровым номером , находящегося по адресу: <адрес>, площадью 701 кв.м., для целей, не связанных со строительством.

Обязать Комитет по управлению имуществом города Волгодонска устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ФИО6 и в месячный срок с момента вступления в законную силу решения направить ФИО6 договор аренды земельного участка с кадастровым номером , находящегося по адресу: <адрес>, площадью 701 кв.м., для целей, не связанных со строительством.

Решение суда может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Волгодонской районный суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы.

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Федеральный судья ПОДПИСЬ