ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-228/2023 от 26.12.2023 Бакчарского районного суда (Томская область)

Дело № 2-228/2023

70RS0012-01-2023-000329-39

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

село Бакчар Томской области 26 декабря 2023 года

Бакчарский районный суд Томской области в составе:

председательствующего судьи Корнеевой Т.С.,

при секретаре Глухове А.Л.,

помощник судьи П.А.Н.,

с участием:

помощника Прокурора Бакчарского района Томской области Чугунова К.С.,

представителя ответчика Областного государственного казенного учреждения «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, Бакчарского района» Теслёнок О.В., действующей на основании распоряжения Администрации Томской области №172-ра от 26.03.2019,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску Прокурора Бакчарского района Томской области в интересах неопределенного круга лиц к Областному государственному казенному учреждению «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, Бакчарского района», Департаменту по вопросам семьи и детей Томской области об устранении нарушений законодательства об антитеррористической деятельности,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Бакчарского района Томской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с указанным иском к Областному государственному казенному учреждению «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, Бакчарского района» (далее – Учреждение, ОГКУ «Центр помощи детям»), Департаменту по вопросам семьи и детей Томской области, в котором просит обязать Департамент по вопросам семьи и детей Томской области незамедлительно, с момента вступления решения суда в законную силу, выделить в необходимом объеме бюджетные средства для ОГКУ «Центр помощи детям» для организации работ по установлению надлежащего ограждения, исключающего несанкционированный допуск лиц и исключающего бесконтрольное пребывание на объекте (территории) посторонних лиц, по периметру территории Учреждения, расположенного по адресу: <адрес>. Возложить на ОГКУ «Центр помощи детям» обязанность в течение 1 месяца с момента выделения денежных средств установить надлежащее ограждение, исключающее несанкционированный допуск лиц и исключающее бесконтрольное пребывание на объекте (территории) посторонних лиц по периметру территории ОГКУ «Центр помощи детям», расположенного по адресу: <адрес>.

В обоснование иска указано, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере антитеррористической защищенности объекта - ОГКУ «Центр помощи детям», расположенного по адресу: <адрес>. Установлено, что согласно п.2.1 Устава ОГКУ «Центр помощи детям», утвержденного приказом Департамента по вопросам семьи и детей Томской области от 25.08.2015 № 266-р, основными целями деятельности Учреждения являются осуществление мероприятий в сфере профилактики социального сиротства, предоставление социальных услуг детям, нуждающимся в социальном обслуживании, в том числе детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, обеспечение защиты их прав и законных интересов, в том числе права жить и воспитываться в семье, содействие в улучшении их социального статуса. Согласно представленному акту обследования и категорирования объекта (территории) от 17.05.2019 ОГКУ «Центр помощи детям» присвоена первая категория опасности. Проведенная проверка показала, что Учреждением не в полной мере соблюдаются требования антитеррористической защищенности. В нарушение вышеуказанных требований Учреждением не обеспечено исключение бесконтрольного пребывания на объекте (территории) посторонних лиц, а также их санкционированный допуск, поскольку ограждение (забор) Учреждения не обеспечивает защиту от проникновения третьих лиц ввиду низкой высоты и отсутствия запорного устройства. Таким образом, на объекте, отнесенном к 1 категории опасности, не приняты меры к исключению бесконтрольного пребывания на объекте посторонних лиц, их санкционированному доступу, чем создается реальная угроза безопасности воспитанников и сотрудников Учреждения. Указанные нарушения могут быть устранены только путем установки надлежащего ограждения, исключающего несанкционированный допуск лиц и исключающего бесконтрольное пребывание на объекте (территории) посторонних лиц. Как следует из выписки ЕГРЮЛ, учредителем ОГКУ «Центр помощи детям» является Департамент по вопросам семьи и детей Томской области (далее - Департамент). Постановлением Губернатора Томской области от 07.12.2012 № 175 утверждено Положение о Департаменте по вопросам семьи и детей Томской области (далее - Положение). В соответствии с п.2 Положения целью деятельности Департамента является эффективная реализация государственной политики по улучшению положения детей на территории Томской области. В соответствии с подп.25 п.9 Положения для реализации указанных в п.2 и п.3 настоящего Положения цели и задач Департамент выполняет функции главного распорядителя бюджетных средств в отношении подведомственных областных государственных учреждений. Таким образом, обязанность по выделению денежных средств на обеспечение антитеррористической защищенности объекта (в том числе и на установку соответствующего ограждения), подведомственного Департаменту, возлагается на него. При этом, согласно п.2.2 Устава Учреждения, задача по обеспечению охраны здоровья воспитанников, а также их прав и законных интересов, возлагается на ОГКУ «Центр помощи детям». Таким образом, непосредственное обеспечение охраны жизни и здоровья воспитанников возлагается на Учреждение, ввиду чего обязанность по проведению работ по установке надлежащего ограждения возлагается на ОГКУ «Центр помощи детям».

На основании изложенного, Федерального закона от 06.03.2006 №35-ФЗ «О противодействии терроризму» просит удовлетворить свои требования.

В судебном заседании помощник прокурора Бакчарского района Томской области Чугунов К.С. иск поддержал, сославшись на доводы, изложенные в исковом заявлении.

Ответчик Департамент семьи и детей Томской области, будучи извещённым о времени и месте судебного разбирательства дела, своего представителя в судебное заседание не направил, представил суду возражения на исковые требования, указав, что 12.12.2023 ОГКУ «Центр помощи детям» в лице директора Теслёнок О.В. и ООО «ПРОМСИБСТРОЙТОМСК», на основании протокола подведения итогов определения поставщика №0865200000323002237 от 01.12.2023 заключили Государственный контракт № 42348 (далее - Контракт). Согласно п. IX раздела 1 Контракта заказчик поручает, а подрядчик принимает на себя обязанность выполнить работы по текущему ремонту ограждения и уличного освещения по периметру территории ОГКУ «Центр помощи детям», расположенного по адресу: <адрес>. Согласно п.2.1. раздела 2 Контракта, цена договора - 4 461103,06 руб, и включает в себя все расходы, связанные с выполнением работ, в соответствии с условиями Контракта срок исполнения работ до 24.12.2023. В настоящее время работы по текущему ремонту ограждения и уличного освещения по периметру территории ОГКУ «Центр помощи детей» не завершены, по независящим от заказчика причинам. Заказчиком в настоящее время прорабатывается текст претензии об уплате пени, за нарушение сроков окончания работ. Просят отказать в удовлетворении исковых требований.

Представитель ответчика ОГКУ «Центр помощи детям» Теслёнок О.В. в судебном заседании пояснила, что фактически с требованиями согласна. Работы подрядчиком начаты, не оплачены, поскольку в установленный контрактом срок работы не выполнены.

В соответствии со ст.ст.35, 167 ГПК РФ, ст.ст.10, 165.1 ГК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика Департамента семьи и детей Томской области.

Выслушав участников процесса, заключение прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Статья 2 Конституции Российской Федерации провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью, а признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина – обязанностью государства.

Согласно ст.15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Статьей 38 Конституции Российской Федерации закреплено, что детство находится под защитой государства.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 №35- ФЗ «О противодействии терроризму» (далее - Федеральный закон № 35-ФЗ) одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности, приоритет мер предупреждения терроризма.

В силу п. 4 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма), выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом), минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

Согласно п.6 ст.3 Федерального закона № 35-ФЗ антитеррористическая защищенность объекта (территории) - состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта.

В соответствии с п.4 ч.2 ст.5 Федерального закона № 35-ФЗ постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2016 № 410 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере социальной защиты и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее - Требования).

Согласно п.2 вышеуказанных Требований под объектами (территориями) понимаются комплексы технологически и технически связанных между собой зданий (строений, сооружений), систем и помещений, отдельные здания (строения, сооружения) и прилегающая к ним территория, правообладателями которых являются Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, Федеральная служба по труду и занятости и ее территориальные органы, подведомственные Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации организации, Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы, Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы, государственные органы субъектов Российской Федерации, осуществляющие полномочия в области содействия занятости населения и (или) в сфере социального обслуживания, государственные учреждения службы занятости населения, организации социального обслуживания, находящиеся в ведении федеральных органов исполнительной власти или государственных органов субъектов Российской Федерации, предоставляющие социальные услуги в полустационарной форме или в стационарной форме (далее - органы (организации), являющиеся правообладателями объектов (территорий).

В соответствии п.2.1 Устава ОГКУ «Центр помощи детям», утвержденного приказом Департамента по вопросам семьи и детей Томской области от 25.08.2015 № 266-р, основными целями деятельности Учреждения являются осуществление мероприятий в сфере профилактики социального сиротства, предоставление социальных услуг детям, нуждающимся в социальном обслуживании, в том числе детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, обеспечение защиты их прав и законных интересов, в том числе права жить и воспитываться в семье, содействие в улучшении их социального статуса.

Согласно акту обследования и категорирования объекта (территории) от 17.05.2019 ОГКУ «Центр помощи детям» присвоена первая категория опасности.

Прокурорская проверка показала, что Учреждением не в полной мере соблюдаются Требования антитеррористической защищенности.

В силу подп.«б» п.15 Требований антитеррористическая защищенность объекта (территории) независимо от его категории обеспечивается путем осуществления мероприятий в целях выявления потенциальных нарушителей, установленных на объекте (территории) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки совершения террористического акта или его совершения, что достигается посредством, в том числе, организации санкционированного допуска лиц и автотранспортных средств на объект (территорию), исключения бесконтрольного пребывания на объекте (территории) посторонних лиц.

К возражениям ответчика Департамента семьи и детей Томской области суд относится критически по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что на территории расположения здания ОГКУ «Центр помощи детям», находящемся по адресу: <адрес>, имеется ограждение в металлическом и деревянном ограждении от 86 см (металлическое ограждение) до 137 см (деревянное исполнение). С южной стороны ограждение деревянное, запорное устройство входной двери не функционирует. С восточной стороны ограждение металлическое заржавевшее, местами покосившееся. С западной и северной стороны, в том числе и со стороны главного входа и въезда автомобилей, ограждение металлическое. Вывод ограждение имеется в наличии, но не обеспечивает исключение бесконтрольного пребывания на объекте посторонних лиц, что ставит под угрозу антитеррористическую защищенность Учреждения.

С учетом, что работы по замене ограждения на момент рассмотрения дела не окончены, акт приема-передачи в судебное заседание не предоставлен, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований.

Таким образом, в соответствии с вышеуказанными требования законодательства ОГКУ «Центр помощи детям» обязано установить надлежащее ограждение, исключающее несанкционированный допуск лиц и исключающее бесконтрольное пребывание на объекте (территории) посторонних лиц по периметру территории ОГКУ «Центр помощи детям», расположенного по адресу: <адрес>.

С учетом того, что учредителем ОГКУ «Центр помощи детям» является Департамент семьи и детей Томской области, следовательно, финансовое обеспечение исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью Департамента.

При изложенных обстоятельствах суд находит исковые требования прокурора, подлежащими удовлетворению в полном объеме.

На основании ч.2 ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

При установлении срока, в течение которого ответчик обязан исполнить решение суда, суд учитывает мнение лиц, участвующих в деле, в том числе, объём денежных средств, необходимых для исполнения решения суда; необходимость выделения в муниципальном бюджете и в смете на содержание муниципального учреждения соответствующих бюджетных средств; необходимость соблюдения при этом требований бюджетного законодательства и законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, и полагает установить срок, в течение которого ответчики обязаны исполнить решение суда – 2 месяца.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 – 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Прокурора Бакчарского района Томской области удовлетворить.

Обязать Департамент по вопросам семьи и детей Томской области незамедлительно, с момента вступления решения суда в законную силу, выделить в необходимом объеме бюджетные средства для ОГКУ «Центр помощи детям» для организации работ по установлению надлежащего ограждения, исключающего несанкционированный допуск лиц и исключающего бесконтрольное пребывание на объекте (территории) посторонних лиц, по периметру территории Учреждения, расположенного по адресу: <адрес>.

Обязать на ОГКУ «Центр помощи детям» в течение 1 месяца с момента выделения денежных средств установить надлежащее ограждение, исключающее несанкционированный допуск лиц и исключающее бесконтрольное пребывание на объекте (территории) посторонних лиц по периметру территории ОГКУ «Центр помощи детям», расположенного по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Бакчарский районный суд Томской области.

Председательствующий (подписано) Т.С. Корнеева

Мотивированное решение изготовлено 28.12.2023.