ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2291/2013 от 16.05.2013 Магаданского городского суда (Магаданская область)

Дело № 2–2291/2013 16 мая 2013 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МАГАДАНСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ

в составе председательствующего судьи         Романчук Н.К.,

при секретаре                                Рычиной Е.В.,

с участием прокурора:                     Бугреева В.А.,

истца ФИО1,

представителя ответчика ФИО2,

действующей на основании доверенности от 15.05.2013г. № 19,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Магадане в помещении Магаданского городского суда 16 мая 2013 года гражданское дело по иску прокурора города Магадана, поданному в порядке, предусмотренном статьей 45 Гражданского процессуального кодекса РФ, в интересах ФИО3 ФИО11 к Муниципальному бюджетному учреждению «Спортивный комплекс «Металлист» о взыскании задолженности по заработной плате за февраль 2013 года,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор города Магадана обратился в суд с иском в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ в интересах ФИО4 к МБУ «Спортивный комплекс «Металлист» о взыскании задолженности по заработной плате за февраль 2013 года в сумме 1 244 рубля 53 копейки.

В обоснование исковых требований указал, что прокуратурой города Магадана по коллективному обращению работников проведена проверка исполнения трудового законодательства по оплате труда МБУ «Спортивный комплекс «Металлист», в ходе которой были выявлены нарушения трудовых прав ФИО4, выразившиеся в оплате труда ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Полагает, что при установлении системы оплаты труда в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера, неблагоприятные факторы, связанные с работой в этих условиях, должны быть компенсированы специальным коэффициентом и надбавкой к заработной плате. Следовательно, заработная плата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, после чего на нее должны быть начислены районный коэффициент и надбавки за стаж работы в данных районах или местностях. Просит суд взыскать с МБУ «Спортивный комплекс «Металлист» в пользу ФИО1 задолженность по заработной плате за февраль 2013 года в размере 1 244 рубля 53 копейки.

ФИО1 в судебном заседании просила об удовлетворении исковых требований прокурора, предъявленных в ее интересах.

Участвующий в деле прокурор в судебном заседании на исковых требованиях, предъявленных в интересах ФИО1, настаивал по доводам, изложенным в исковом заявлении, просил суд иск удовлетворить. Уточнил, что задолженность по заработной плате в размере 1 244 руб. 53 коп., подлежит взысканию с ответчика за вычетом предусмотренных законом удержаний.

Представитель ответчика предъявленные прокурором исковые требования не признала, ссылаясь на доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление. Полагала, что нарушений трудового законодательства при начислении истице заработной платы в спорном периоде учреждением не допущено. Заработная плата ФИО1 начисляется и выплачивается в размере, установленным трехсторонним соглашением об установлении заработной платы в Магаданской области, которым установлен размер минимальной заработной платы работнику, отработавшему месячную норму рабочего времени, установленную законодательством РФ, и исполнившему свои трудовые обязанности, с марта 2012 года - 9500 рублей. Начисленная ФИО1 в феврале 2013 года заработная плата за фактически отработанное время, не ниже установленного минимального размера заработной платы по Магаданской области и не ниже установленного законном МРОТ, в связи с чем оснований для удовлетворения требований прокурора не имеется. Отвечая на вопрос суда, представитель ответчика пояснила, что расчет представленный прокурором, не оспаривается, учреждение не согласно с доводами прокурора о нарушении трудового законодательства в части не обеспечения учреждением выплаты истице гарантированной минимальной заработной платы.

Выслушав объяснения прокурора, участвующего в деле, истца, представителя ответчика, исследовав представленные в деле материалы, суд приходит к следующему.

В соответствии со 7 Конституции РФ Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Частью 3 статьи 37 Конституции РФ закреплено право каждого работника на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

Согласно статье 22 Трудового кодекса РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров, выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.

В соответствии со статьей 135 (части 1 и 2) Трудового кодекса РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В силу статьи 132 названного Кодекса, заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается. Запрещается какая бы то ни было дискриминация при установлении и изменении условий оплаты труда.

Частью 3 статьи 133 Трудового кодекса РФ (в ред. от 20 апреля 2007 года № 54-ФЗ) установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

В субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (статья 133.1 Трудового кодекса РФ).

Таким образом, законодатель устанавливает требование, согласно которому работнику, отработавшему полную норму рабочего времени, гарантируется выплата работодателем заработной платы в размере не ниже установленного на федеральном уровне минимального размера оплаты труда.

Часть 1 статьи 129 Трудового кодекса РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.

Согласно названной статье тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Таким образом, трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере меньше минимального размера оплаты труда.

Вместе с этим в соответствии со статьями 146 и 148 названного Кодекса труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями оплачивается в повышенном размере.

Оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.Согласно статье 315 Трудового кодекса РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.

При установлении системы оплаты труда каждым работодателем должны в равной мере соблюдаться как норма, гарантирующая работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правила статей 2, 130, 132, 135, 146, 148, 315, 316 и 317 Трудового кодекса РФ, в том числе, правило об оплате труда, осуществляемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях.

Таким образом, при установлении системы оплаты труда в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера, неблагоприятные факторы, связанные с работой в этих условиях, должны быть компенсированы специальным коэффициентом и надбавкой к заработной плате.

Из анализа приведенных выше законоположений следует, что трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере меньше минимального размера оплаты труда. Законодателем гарантируется получение работником заработной платы, включающей в себя не только тарифную ставку (оклад), но и другие выплаты компенсационного и стимулирующего характера, совокупный размер которой (без учета районного коэффициента для работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера, и процентной надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера) должен быть не меньше минимального размера оплаты труда, установленного на федеральном уровне.

Это означает, что размер заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, полностью отработавших месячную ному труда, в любом случае не может быть менее минимального размера оплаты с начисленными на него районным коэффициентом и надбавки за стаж работы в данных районах или местностях, причитающихся работнику.

Как установлено в судебном заседании, что также следует из представленных в деле материалов, ФИО1 состоит в трудовых отношениях с МБУ «Спортивный комплекс «Металлист», в соответствии с заключенным с ней трудовым договором № 101 от 25 ноября 2010 года, работает в должностисторожа 1 разряда. Пуктом 7 трудового договора от 25 ноября 2010 года № 101 ФИО1 установлен оклад 1 709 рублей; также работнику выплачивается доплата за работу в ночное время в размере 40% от должностного оклада, районный коэффициент в размере 70 % и процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в размере 80 %.

Согласно статье 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями, с 01 января 2013 г. минимальный размер оплаты труда составляет 5 205 руб. в месяц. Следовательно, ежемесячная заработная плата истицы, в случае если ею отработана установленная норма рабочего времени, не может быть менее 13 012 руб. 50 коп., из расчета: 5 205 руб. + (5 205 х 0,7) + (5 205 х 0,8) = 13 012 руб. 50 коп.

В связи с тем, что истицей в феврале 2013 года отработано 126 рабочих часов (при норме рабочих часов 143 часов) заработная плата ФИО1 должна составлять 11 465 руб. 50 коп., исходя их следующего расчета: (5 205 + (5 205 х 0,7) + (5 205 х 0,8)):143 х 126 = 11 465 руб. 50 коп. Между тем, из представленного в дело расчетного листка ФИО1 за февраль 2013 года следует, что ей начислена заработная плата в размере 10 220 руб. 97 коп.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что за февраль 2013 года истице ответчиком фактически недоначислена и не выплачена заработная плата в размере 1 244 руб. 53 коп. (11 465 руб. 50 коп. – 10 220 руб. 97 коп. = 1 244 руб. 53 коп.).

Доводы представителя ответчика об отсутствии со стороны учреждения нарушений трудовых прав истицы на том основании, что заработная плата начислена истице в соответствии с установленной минимальной заработной платой в Магаданской области по трехстороннему Соглашению между общественной организацией объединения организаций профсоюзов Магаданской области, администрацией Магаданской области и некоммерческой организацией объединения работодателей Магаданской области) суд считает необоснованными в силу следующего.

В соответствии с трудовым законодательством регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений может осуществляться путем заключения, изменения, дополнения работниками и работодателями коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров.

Коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не подлежат применению (статья 9 Трудового кодекса РФ).

В силу статьи 50 названного Кодекса условия коллективного договора, соглашения, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, недействительны и не подлежат применению.

На основании статьи 133.1 Трудового кодекса РФ Соглашением об установлении минимальной заработной платы в Магаданской области между Общественной организацией - Объединением организаций профсоюзов Магаданской области, Некоммерческой организацией «Региональное объединение работодателей Магаданской области» и администрацией Магаданской области», утвержденным решением Областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 08 февраля 2011 г. (зарегистрировано управлением по труду администрации Магаданской области, рег. № 2 от 10 февраля 2012 года), установлен размер минимальной заработной платы в Магаданской области работнику, отработавшему месячную норму рабочего времени и исполнившему свои трудовые обязанности с 01 марта 2012 года - в размере 9 500 руб.

Из содержания названного соглашения следует, что размер минимальной заработной платы включает тарифную ставку (оклад), а также компенсационные и стимулирующие выплаты, за исключением выплат, производимых в соответствии с ст. 147, 151, 152, 153, 154 Трудового кодекса РФ. Таким образом, компенсационные выплаты в виде районного коэффициента и процентных надбавок за стаж работы в РКС и приравненных к ним местностях включены в состав установленной в Магаданской области минимальной заработной платы. Однако такой механизм определения заработной платы применительно к настоящему спору не обеспечивает для истицы получение заработной платы в размере гарантированном ей на федеральном уровне.

Вместе с этим в силу положений статьи 133.1 Трудового кодекса РФ, размер минимальной заработной платы в субъекте РФ не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного на всей территории Российской Федерации федеральным законом.

При таких обстоятельствах, суд считает, что Соглашение как акт социального партнерства, назначение которого состоит в повышении гарантий и льгот работникам Магаданской области, фактически ухудшает их положение, в связи с чем, не может учитываться при разрешении настоящего спора в силу статей 9 и 50 Трудового кодекса РФ.

При изложенных выше обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора г. Магадана предъявленные в суде к МБУ «Спортивный комплекс «Металлист» в интересах ФИО1 о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы за февраль 2013 года в размере 1 244 рубля 53 копейки, за вычетом удержаний, установленных действующим законодательством, законны и обоснованны, а потому подлежат удовлетворению.

Разрешая вопрос о распределении судебных расходов, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 103 Гражданского процессуального кодекса РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина – в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Поскольку прокурор, как процессуальный истец по настоящему гражданскому делу, освобожден от уплаты государственной пошлины (подпункт 9 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ), и учитывая, что требования прокурора города Магадана, предъявленные к ответчику, удовлетворены судом полностью, то с ответчика подлежит взысканию в доход бюджета муниципального образования «Город Магадан» государственная пошлина в размере, установленном пунктом 1 части 1 статьи 333.19 Налогового кодекса РФ, то есть в сумме 400 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

Взыскать с Муниципального бюджетного учреждения «Спортивный комплекс «Металлист» в пользу ФИО3 ФИО12 задолженность по заработной плате за февраль 2013 года в размере 1244 (одна тысяча двести сорок четыре) рубля 53 копеек, произведя из этой суммы все предусмотренные законодательством удержания.

Взыскать с Муниципального бюджетного учреждения «Спортивный комплекс «Металлист» в доход бюджета Муниципального образования «Город Магадан» государственную пошлину в размере 400 (четыреста) рублей.

Решение может быть обжаловано в Магаданский областной суд через Магаданский городской суд в течение месяца со дня, следующего за днем изготовления решения по делу в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы.

Установить срок изготовления решения суда в окончательной форме - 21 мая 2013 года.

    Судья Н.К. Романчук

<данные изъяты>

<данные изъяты>