ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-229/2012 от 18.05.2012 Хасавюртовского городского суда (Республика Дагестан)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

 18 мая 2012г. гор. Хасавюрт

 Хасавюртовский городской суд РД в составе: председательствующего судьи Сатаева А.С., с участием помощника прокурора <адрес> Хамавов Р.Р., представителя ответчика ФИО2, действующей на основании доверенности № от 16 января (срок доверенности до ДД.ММ.ГГГГ), при секретаре Гаирбекове Р.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «<адрес>» об обязании администрации МО «<адрес>» обеспечить надлежащей организацией дворового благоустройства многоквартирных домов,

УСТАНОВИЛ:

 Прокурор <адрес> обратился в суд иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «<адрес>» об обязании обеспечить жильцов многоквартирных домов, расположенных по адресу: <адрес> № «а», № «б», №, №, № «б», №, №, №, № «а» и № «б», а так же <адрес> надлежащей организацией дворового благоустройства (размещение площадок для игр детей, отдыха взрослого населения, занятий физкультурой, хозяйственных целей, выгула собак, стоянки автомобилей и озеленения) согласно имеющим нормативам ссылаясь на то, что во исполнение поручения заместителя прокурора Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ № прокуратурой города с привлечением специалистов Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РД и Госжилинспекции РД проведена проверка соблюдения градостроительного законодательства в части соответствия градостроительным регламентам благоустройства и озеленения придомовых территорий. Региональные и местные нормативы градостроительного проектирования содержат минимальные расчетные показатели обеспечения благоприятных ус­ловий жизнедеятельности человека (в том числе объектами социального коммунально-бытового назначения, доступности таких объектов для населения (включая инвалидов), объектами инженерной, транспортной инфраструктур, благоустройства территорий). Постановлением Правительства РД от ДД.ММ.ГГГГ № (далее по тексту - Постановление) утверждены республиканские нормативы градостроительного проектирования. В соответствии с пунктом ДД.ММ.ГГГГ <адрес> земельного участка для проектирования жилых зданий на территории жилой застройки должна обеспечивать возможность дворового благоустройства (размещение площадок для игр детей, отдыха взрослого населения, занятий физкультурой, хозяйственных целей и выгула собак, стоянки автомобилей и озеленение). Обеспеченность площадками дворового благоустройства (состав, количество и размеры), размещаемыми в микрорайонах (кварталах) жилых зон, уста­навливается в здании на проектирование с учетом демографического состава населения и нормируемых элементов. Расчет площади нормируемых элементов дворовой территории осуществ­ляется в соответствии со следующими нормами на 1 чел.: площадки для игр детей дошкольного и младшего школьного возраста - 0,7 кв.м., для отдыха взрослого населения - 0,1 кв.м., для занятий физкультурой - 2 кв.м., для хозяй­ственных целей и выгула собак - 0,3 кв.м, для временной стоянки (парковки) автомототранспорта - 0,8 кв.м. Согласно пункту ДД.ММ.ГГГГ <адрес> озелененной территории микрорайона (квартала) многоквартирной застройки жилой зоны (без учета участков общеобразовательных и дошкольных образовательных учреждений) должна составлять не менее 6 кв.м. на 1 человека, или не менее 25 % площади территории микрорайона (квартала). Озеленение деревьями в грунте должно составлять не менее 50 % от нормы озеленения на территории городских округов и поселений. Между тем установлено, что вопреки названным требованиям закона в пределах МО «<адрес>» площадь некоторых элементов дворовой территории жилых домов не соответствует установленным нормам. Согласно Акту специалистов Минстроя РД от ДД.ММ.ГГГГ территории многоквартирных жилых домов не соответствует установленным нормам. <адрес>, территория указанного дома элемента­ми благоустройства частично обеспечена. К фасаду здания на территории общего пользования, предназначенной для озеленения построен каменный забо<адрес>­мовая территория захламлена мусором и строительным материалом. Дома №№ и № по <адрес>, территории указанных домов элементами благоустройства частично обеспечены. Площадки для отдыха взрос­лого населения, выгула собак и озеленения дворовой территории отсутствуют. Дома №№, № по <адрес>, территория указанных до­мов элементами благоустройства не обеспечены. Площадки для отдыха взрослого и детского населения отсутствуют. Дома №№, № по <адрес>, территория указанных домов элементами благоустройства не обеспечены. Территория <адрес> и <адрес> элементами благоустройства частично обеспечена. Дома №№, № по <адрес>, территория указанных домов элементами благоустройства частично обеспечены.

 В судебном заседании представитель прокурора <адрес> Хамавов Р.Р. исковые требования прокурора <адрес> поддержал полностью, просит их удовлетворить по указанным в иске основаниям.

 В судебном заседании представитель администрации МО «<адрес>» ФИО2 исковое требования прокурора <адрес> не признала, просит суд в удовлетворении отказать.

 Исследовав материалы дела, выслушав объяснение лиц, участвующих по делу, суд с учетом установленных конкретных обстоятельств дела, находит исковые требования подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

 В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с за­явлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и муниципального образования.

 Категория лиц, чьи интересы затрагивает настоящее исковое заявление, непостоянна и персонально изменчива, поэтому она направляется в интересах неопределенного круга лиц. Отсутствие должного уровня организации дворового благоустройства нарушает конституционные права жильцов, состав которых дифференцируется, на достойную жизнь и благоприятную окружающую среду.

 В силу ч. 1 ст. 56 ГПК РФ стороны обязаны доказывать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований либо возражений.

 В соответствии со ст.ст. 7 и 42 Конституции РФ гарантированы права че­ловека и гражданина на достойную жизнь и благоприятную окружающую среду. Согласно п. 19 ст. 14 и п. 25 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация благоустройства и озеленения территории поселения (городского округа).

 В соответствии со ст. 2 Градостроительного кодекса РФ законодательство о градостроительной деятельности основываются на принципе ответственности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека.

 В соответствии со ст. 24 Градостроительного кодекса РФ утверждение региональных нормативов градостроительного проектирования осуществляется с учетом особенностей поселения, городских округов в границах субъектов Российской Федерации.

 Из материалов гражданского дела усматривается, что прокурору <адрес> Прокурор, прокуратурой РД поручено провести проверку соблюдения градостроительного законодательства в части соответствия градостроительным регламентам благоустройства и озеленения придомовых территорий.

 Из письма Министра Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РД ФИО1 №.3-861 от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что Отделом осуществления государственного контроля за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о государственной деятельности Минстроя РД совместно с представителем Государственной жилищной инспекции РД и Управлением архитектуры и градостроительства администрации МО «<адрес>» с выездом на место, проведена проверка соблюдения градостроительного законодательства в части соответствия градостроительным нормам элементов благоустройства и озеленения придомовых территорий многоквартирных домов <адрес>. Расчет площади нормируемых элементов благоустройства дворовой территории состоит из удельных размеров площадок: - для игр детей дошкольного и младшего школьного возраста – 0,7 кв.м./чел; - для отдыха взрослого населения – 0,1 кв.м./чел; - для занятий физкультурой – 2,0 кв.м./чел.; - для хозяйственных целей и выгула собак – 0,3 кв.м./чел.; - для временной стоянки (парковки) автотранспорта – 0,8 кв.м./чел. Площадь озеленения территории микрорайона (квартала) многоквартирной застройки жилой зоны должна составлять не менее 6 кв.м./чел., или не менее 25 % площади территории микрорайона (квартала). В результате проверки выявлено, что в нарушении требований п. ДД.ММ.ГГГГ Нормативов градостроительного проектирования РД (далее – НГП РД) площадь некоторых элементов благоустройства дворовой территории многоквартирных домов в микрорайоне по <адрес> в <адрес> в отдельных случаях не соответствует установленным нормам. Установить границы придомовых территорий многоквартирных жилых домов не представляется возможным, так как земельные участки под жилыми домами не сформированы и не переданы в собственность жильцам. Во время проверки председатели ТСЖ не присутствовали.

 <адрес>, территория указанного дома элементами благоустройства частично обеспечена. К фасаду здания на территории общего пользования, предназначенной для озеленения построен каменный забо<адрес> территория захламлена мусором и строительным материалом.

 Дома №№ и № по <адрес>, территория указанных домов элементами благоустройства частично обеспечены.

 <адрес>, к дому в нарушение постановления Правительства РД от ДД.ММ.ГГГГ № (запрет пристроек), осуществлены 2 пристройки под магазин на уровне первого этажа.

 Дома №№, № по <адрес>, территория указанных домов элементами благоустройства не обеспечена. Во дворе на территории общего пользования домов расположены частные домовладения.

 Дома №№, № по <адрес>, территории указных домов элементами благоустройства не обеспечены.

 Территория <адрес> и <адрес> элементами благоустройства частично обеспечена.

 Дома №№, № по <адрес>, территория указных домов элементами благоустройства частично обеспечена. В нарушение постановления Правительства РД от ДД.ММ.ГГГГ № (запрет пристроек) осуществляется пристройка на уровне 1-го и 2-го этажа к дому № «а».

 Актом проверки соблюдения законодательства о градостроительной деятельности от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что в результате проверки выявлены нарушения требований законодательства о градостроительной деятельности:

 - ДД.ММ.ГГГГ Нормативов градостроительного проектирования РД;

 - постановления Правительства РД от ДД.ММ.ГГГГ № (запрет застроек);

 - принятие решений об использовании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе введении ограничений пользования им, согласно ст. 44 Жилищного кодекса РФ, относится к компетенции общего собрания собственников помещений многоквартирного жилого дама.

 С учетом указанных обстоятельств суд считает, что исковые требования предъявленные прокурором <адрес> к администрации МО «<адрес>» являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.

 На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

 Исковое заявление прокурора <адрес> к администрации МО «<адрес>» об обязании администрации МО «<адрес>» обеспечить надлежащей организацией дворового благоустройства многоквартирных домов - удовлетворить.

 Обязать Администрации МО «<адрес>» обеспечить жильцов многоквартирных домов, расположенных по адресу: РД, <адрес> №№, №, а так же <адрес> надлежащей организацией дворового благоустройства (размещение площадок для игр детей, отдыха взрослого населения, занятий физкультурой, хозяйственных целей, вогулка собак, стоянки автомобилей и озеленения) согласно имеющим нормативам.

 Решение суда может быть обжаловано через Хасавюртовский городской суд в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда РД в течение 30-ти дней со дня его оглашения.

 Решение суда составлено и отпечатано в совещательной комнате.

Судья А.С. Сатаев